Что включает в себя эстрадный танец
Ефремченко Инесса Александровна
Факультет компьютерных наук и технологий
Кафедра компьютерного моделирования и дизайна
Специальность «Компьютерное моделирование и дизайн»
Эстрадный танец
Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным [1].
Танцевальные представления в современной эстраде – это следующие друг за другом номера, законченные обособленные выступления одного артиста или группы. К основным особенностям современного эстрадного танца относятся:
История развития эстрадного танца
Историю развития танцевального направления условно можно разделить на две вехи: период до XX века и отрезок времени, начинающийся с ХХ века вплоть до современности.
Танцевальная эстрада до XX века
Помимо средневековых бродячих артистов и их представлений прародителями современного эстрадного танца можно считать и дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые в ХVII–XVIII показывались между музыкальными действиями или частями драматических спектаклей. В дивертисментах исполнялись оперные арии, зритель мог увидеть отрывки из балетов, послушать народные песни и, наконец, насладиться танцами. В России истоки танцевальной эстрады обнаруживаются в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, с середины XIX века – на народных гуляньях. Конец XIX столетия ознаменовался проведением сборных концертов на эстрадах садов, «воксалов», кафешантанов[2].
Эстрада ХХ века
В начале ХХ века эстрада пополнилась новым сценическим жанром, который раскрывался в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, зародивших традицию комедийного номера, основанного на фольклоре. Перед началом Первой Мировой войны в моде были так называемые «декадентские» или «салонные» танцы, которые состояли из элементов бальных направлений – танго, кекуок – и акробатических поддержек. Большой популярностью пользовалась чечетка. В начале 20-х годов на танцевальной эстраде появляются сюжетные миниатюры с комедийной тематикой. В мире в эти годы были популярны танцы «герлс», которые представляли собой синхронное повторение движений группой девушек. В России такие номера дополнялись физкультурными и народными элементами.
Чуть позднее появились дуэтно-акробатические номера. По-прежнему оставался популярным народный стиль исполнения, возникла военная пляска, которая во времена Великой Отечественной войны превратилась в целую культуру. Одним из ярких представителей коллективов, объединивших в себе самые разные направления и показывавших завершенные и совершенные в хореографическом плане номера, стал Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева [2].
Современная танцевальная эстрада
В 60-е годы стали появляться учебные заведения по подготовке танцоров для эстрады. Танцевальные культуры народов мира постепенно проникали друг в друга, на суд зрителя представлялись номера, в которых органично сочеталось несколько направлений. На данный момент танец для эстрады представляет собой небольшой номер с использованием классической, бальной, народной хореографии разных стран мира, акробатических этюдов, а также современных направлений [2].
Классификация жанров эстрадного танца
Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике:
Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.
Эстрадный танец в моей жизни
С раннего детства я занимаюсь танцами в народном ансамбле хореографических миниатюр «Визави», который находится в Центре Славянской культуры, ранее ДК.Металлургов.
Сегодня «ВИЗАВИ» является одним из ведущих танцевальных коллективов Донбасса.
Путь его отмечен неустанными поисками собственного репертуара, утверждением, поддержанием и совершенствованием Своего Стиля. Произведения различные по жанру и тематике сближает авторская позиция, стремящаяся понять и выразить противоречия жизни, духовность мира человека.
Сочетание классического танца и танца модерн, наличие сюжетности в постановках создают своеобразный стиль присущий коллективу. Программа складывается из хореографических миниатюр, эстрадных танцев, шоу-постановок, мини балетов объединенных сюжетной линией.
Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
Тема xореографии так же интересует следующих магистров:
Эстрадный танец: его понятие и особенности.
Эстрадный танец – вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, миниатюра, предназначенная для эстрадного исполнения. Построен на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности. Эстрадный танец включает в себя эксцентрику, акробатические приемы, пластику и др.
К основным особенностям современного эстрадного танца относятся:
· четкая драматургическая основа;
· разнообразие средств хореографической выразительности;
· содержание элементов неожиданности в характере исполнения или в
Идейность, лаконичность, оригинальность замысла и его воплощения,
современность и доходчивость выразительных средств, виртуозность и
танцевальный эстрадный номер. Эстрадному танцу, как правило, свойственна
синтетичность выразительных средств. Эстрадный танец с особой быстротой
и гибкостью отвечает вкусам и потребностям общества.
Хореография – искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Приходя на занятия, ребенок имеет ограниченный запас
двигательных навыков. Нередко наблюдаются недостатки в выправке и
движениях детей: одни скованны, неподвижны, медлительны, другие –
разболтанны и суетливы. Часто дети плохо держаться: гнутся, поднимают
плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носками внутрь) и т.п.
Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных
навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Участие в
ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует
правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.
В современном образовании большое значение для развития детей
открыть и развить таланты ребенка. В танце улучшается гибкость тела,
развивается мускулатура, повышается тонус тела, формируется правильная
осанка, развивается равновесие и координация.
своим характером. Они очень эмоциональные и легкоранимые. Характерная
открытостью миру, который ребенок воспринимает с оптимизмом. Он
ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Желание познавать
стремится занять все вокруг, активность ребенка направляется на все сферы
жизни человека, и малыш пытается освоить то, чем владеет человек как вид.
Эстрадный танец при неоднозначности содержания несет богатый
воспитательный потенциал, необходимый для внутренней и внешней
гармонизации личности ее эстетического развития, формирования
художественного вкуса, воображения творческой фантазии и т.д. В этом
образовательном процессе большое значение приобретают именно эстрадные
танцы. Они дают детям новые впечатления и эмоции, раскрепощают и предают уверенности. Эстрадная танцевальная музыка с момента возникновения находится в центре внимания деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет полемики на страницах периодической печати и споров в научных кругах. Основные характеристики
эстрадных номеров — легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно — выразительных средств.
Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике: классический, пластический, ритмический (чечетка, степ), акробатический или бытовой танец. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.
Современный эстрадный танец – это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В современном эстрадном танце
большую роль играет индивидуальность исполнителя.
Это неудивительно, ведь эстрадный танец это не просто последовательность
заученных движений, это небольшая танцевальная исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом. Это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом.
Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.
Эстрадный танец при всей неоднозначности содержания несет богатый
воспитательный потенциал, необходимый для внутренней и внешней
гармонизации личности, ее эстетического развития, формирования
художественного вкуса, воображения творческой фантазии и т.д.
Что включает в себя эстрадный танец
Еще совсем недавно мы даже не подозревали, что в мире существует такое разнообразие современных танцевальных стилей и направлений. Всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах мы назывались эстрадными.
Современная эстрада — вид сценического искусства, который включает в себя разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т. д. Своими корнями эстрада восходит к выступлениям средневековых бродячих артистов и представлениям в балаганах. Другим ее источником считают дивертисменты — дополнительные сцены (развлечения), которые в ХVII–XVIII ст. вводились между действиями музыкального или драматического спектакля. В них исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы.
Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.
Современный эстрадный танец — это не какой-то отдельный вид, как, скажем, классический, историко-бытовой танец или модерн. У него нет своего экзерсиса, не разработана методология. Эстрадный танец — это танцевальный жанр, который вмещает в себя все виды, стили, направления танца, так же акробатику, пантомиму. Эстрадный номер может быть основан на хореографической лексике современного танца, классического, народного, бального, бытового танца и т. д. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.
Один из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является импровизация. Исполнитель должен творчески подходить к танцу, суметь выразить себя и свое состояние путем танца. Его индивидуальность играет большую роль. Это неудивительно, ведь эстрадный танец — это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.
— В чем специфика эстрадного танца? Как отличить хороший номер от плохого?
Эстрадный номер должен ухватить и держать внимание зрителя на протяжении плюс-минус 4-х минут (это, как правило, малые формы, небольшие хореографические композиции). Чем удержать? Особенной идеей, доступностью изложения, современностью, трюковыми элементами, интересной музыкой, неожиданными поворотами, необычными хореографическими решениями. К сожалению, сегодня не все следуют этим принципам. Некоторые номера представляют собой хореографическое действие даже близко не отражающее природу эстрадного жанра. Такие танцевальные номера состоят из набора движений, напоминая комплекс упражнений танцевальной аэробики.
— Чем отличается эстрадный танец от современного танца – modern, contemporary dance?
Что включает в себя эстрадный танец
Очень часто педагоги не могу понять разницу между эстрадным и современным танцем. Затрудняются при определении номинции на конкурсах. В одной из статей мы рассматривали, что такое современный танец.
Сегодня давайте поговорим, что такое эстрадный танец.
Не буду ничего выдумывать, просто приведу вам отрывок из книги Н.Шереметьевской «Танец на эстраде». Если кого-то заинтересует материал, вы можете самостоятельно прочитать эту книгу.
«Каковы же основные признаки эстрадного танца и присущие ему средства выразительности?
С наибольшей четкостью они, пожалуй, выявляются в танцевальном номере, предназначенном для сборного концерта. В академической, или чисто балетной программе танец подчиняется несколько иным законам.
«Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественный выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя.» (Кузнецов Евг. «Из прошлого русской эстрады» М., «Искусство», 1958)
Такому признаку эстрадной специфики, как «лёгкая приспособляемость к различным условиям» выступлений, танцевальный жанр соответствует уже тем, что для его исполнения требуется всего лишь ровный пол, сравнительно простой аккомпанемент (от рояля до народного инструмента) и желательно не громоздкий костюм. Декоративным оформлением эстрадные танцоры пользуются редко. Именно поэтому они могли выступать на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн и в наши дни выступают в любых условиях: на стационарной эстрадной площадке, на грузовиках, даже просто на земле.
Второму из условий — «кратковременности» — танец отвечает хотя бы тем, что для его исполнения необходима огромная затрата физических сил.
«Кратковременность» также непосредственно связана с третьим, одним из самых важных требований — «концентрированностью художественных выразительных средств». Только, может быть, формулировку эту следует несколько уточнить: все выразительные средства номера должны быть нацелены на раскрытие его идеи.
«Эстрадный артист должен или отыскать для своих выступлений какую-то новую своеобразную форму, или научиться уплотнять свои выразительные средства до предела насыщенности, чтобы успеть «захватить» зрителя за тот короткий отрезок времени, который имеется в его распоряжении» (Ивинг В. «Эстрадный танец». — «Зрелища». 1928, № 175.)
«специфика эстрадного танца заключается в мгновенном эмоциональном воздействии на зрителя» (Хрусталев Мих. «Эстрадный танец». — «Театр», 1964. №9.)
Идейность, лаконичность, оригинальность замысла и его воплощения, современность и доходчивость выразительных средства, виртуозность и одухотворенность исполнения — таковы черты, которыми должен обладать танцевальный эстрадный номер.
Эстрадному танцу, как правило, свойственна синтетичность выразительных средств. Эстрадный танец с особой быстротой и гибкостью отвечает вкусам и потребностям общества.
В искусстве эстрадного танца всегда можно было увидеть образ времени — в этом его сила.
Эстрада сразу же превратилась в широкую экспериментальную базу, где шли поиски нового танцевального языка. Этот язык возникал в результате скрещивания различных танцевальных систем, под влиянием нового музыкального материала, благодаря тесному соприкосновению деятелей эстрады с жизнью. Иные академические танцоры и балетмейстеры работали на эстраде и стали участниками эксперимента, другие — зорко следили за ходом этого эксперимента, используя в своем творчестве наиболее ценные находки.
Огромное влияние на эстрадный танец оказало бурное развитие самодеятельного искусства нашего много национального государства, что привело к возникновению массовых форм сценического народного танца, исполняющегося крупными танцевальными коллективами (ансамблями народного танца). Во многих национальных республиках появились и одаренные танцоры-солисты.
Итак, основными разновидностями танцевальной эстрады являются:
— акробатический танец, с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия — героики, лирики, гротеска;
— классический танец — почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатеческим;
— сюжетно-характерный танец во всех разновидностях (его подчас называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
— народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца;
— военная пляска — массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку;
массовые танцы гёрлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющиеся под джазовую музыку;
ритмические танцы, или «танцы в современных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового танца, также исполняющиеся под аккомпанемент джаза или инструментальных ансамблей.»
Шереметьевская Н. «Танец на эстраде». — Москва, «Искусство», 1985.
Отличительные черты эстрадного танца
Эстрадный танец, его специфика. Классификация жанров эстрадного танца.
Современный эстрадный танец – это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хопа, фанка.
В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.
Один из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является импровизация. Также как и в джаз-танце, исполнитель должен творчески подходить к танцу, просто механическое повторение определенных па, в данном случае неуместно. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца.
В последнее время современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались эстрадными.
Современная эстрада — вид сценического искусства, который включает в себя разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т. д. Современное танцевальное представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или нескольких артистов. Своими корнями эстрада восходит к выступлениям средневековых бродячих артистов и представлениям в балаганах. Другим ее источником считают дивертисменты — дополнительные сцены (развлечения), которые в ХVII–XVIII ст. вводились между действиями музыкального или драматического спектакля. В них исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы.
Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.
Основные характеристики эстрадных номеров — легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно — выразительных средств. Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике: классический, пластический, ритмический (чечетка, степ), акробатический или бытовой танец. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.
Разновидности эстрадных танцев:
— акробатический танец с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия — героики, лирики, гротеска;
— классический танец, почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатическим;
— сюжетно-характерный танец (его иногда называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
— народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца;
— военная пляска — массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку
— массовые танцы герлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющихся под джазовую музыку;
— ритмические танцы, или «танцы в временных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового и бального танцев.
Танцы модерн и брейк-данс: специфика исполнения.
Развитие танца модерн в Беларуси связано и во многом детерминируется Витебским фестивалем современной хореографии IFMC, являющимся одним из крупнейших конкурсов на постсоветском пространстве, проходящим с 1997г. и продолжающим играть доминирующую роль в развитии данного направления современного танца в Беларуси.
В белорусском танце модерн, интерес к которому в последнее время несколько угас как у зрителя, так и у балетмейстеров, наблюдается поиск новых путей и форм развития. Несмотря на данную тенденцию, в танце модерн осуществляются активные попытки его профессионализации, популяризации за счет упрощения содержания и формы с целью доступности модерна массовому зрителю. Подтверждением вышесказанному является появление театра танца D.O.Z.S.K.I. (рук. Д. Залесский, О. Скворцова), бюджетное финансирование группы современной хореографии «ТАД» (рук. Д.Куракулов), обучение танцу модерн в Детской хореографической школе №1 г. Гомеля (педагог И. Асламова).
С момента возникновения данного направления в джаз-танце образовалось множество различных стилей, школ и техник. Известные джазовые танцовщики, такие как Матт Матокс, Гас Джордан, Луиджи организовали свои школы джаз-танца, став родоначальниками данного направления. В результате появлялись термины «техника Матт Матокса», «Луиджи-джаз», «Саймонс-джаз». Следует отметить, что современный джаз-танец значительно видоизменился, вобрав в себя элементы хип-хоп танца, фанка, модерна, брейк-данса.
Прошедший длинный путь эволюции в США, джаз-танец в Беларуси находится на начальном этапе своего развития (освоение лексического модуля). Распространение и развитие джаз-танца в Беларуси осуществляется под влиянием мастер-классов приглашенных специалистов из различных стран, обусловливается, во многом, популяризацией мюзикла, активно использующего различные стили современной хореографии, включая джаз и стэп, как доминирующие направления в хореографической лексике.