Что включает в себя эпос
Что включает в себя эпос
Полезное
Смотреть что такое «Эпос» в других словарях:
эпос — эпос, а … Русский орфографический словарь
Эпос — ЭПОС (по гречески означает повествование, рассказ) один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). Он ведет свое психологическое происхождение от того свойства нашей души, в силу которого нам недостаточно жить, а еще есть … Словарь литературных терминов
ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка
ЭПОС — ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова
ЭПОС — (греч. epos слово повествование). 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (напр., былины)2)] Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПОС — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Современная энциклопедия
Эпос — Тематически примыкают к ведической литературе эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», отделенные от нее значительным промежутком времени. Они являются памятником индуизма, победившего буддизм и поэтому о них приходится говорить после… … Энциклопедия мифологии
Эпос — (греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература … Энциклопедия культурологии
ЭПОС — экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт авиа Источник: http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/spiral/105/105.htm ЭПОС «Электронное полнотекстовое объединённое собрание» проект Источник: http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=46989 … Словарь сокращений и аббревиатур
Эпос — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭПОС — ЭПОС, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эпическая литература Происхождение и история, характеристики, авторы и произведения
эпическая литература это повествовательная форма искусства, общая для многих древних и современных обществ. В некоторых традиционных кругах термин ограничен работами греческого поэта Гомера Илиада и Одиссея. Некоторые включают Энеида римского поэта Вергилия.
Тем не менее, многие ученые признали, что другие сходные по форме формы эпической литературы встречаются во многих других культурах. Одним из первых, кто осознал это, был греческий философ Аристотель, который написал несколько варварских эпических поэм..
Слово «эпос» происходит от греческого прилагательного ἐπικός (эпикос) и переводится как нечто связанное со словом, рассказом или стихотворением. Сам по себе это литературный жанр, который представляет легендарные или вымышленные факты в субъективной манере, разработанной в данном времени и пространстве..
В этих историях образные элементы и реальные элементы смешаны. По большей части автор использует повествование, хотя диалог также может быть дан. Таким образом, этот литературный жанр прославляет героические достижения и проблемы культурного значения..
Эпическая литература включает в себя некоторые из самых впечатляющих произведений западной традиции. Это включает в себя первые месопотамские рассказы о Гильгамеше, произведения Гомера и Вергилия, а также их неоклассических потомков.
Происхождение и история
Эпическая литература была одним из самых популярных жанров в древней Греции от архаичного периода до поздней античности. За свою долгую историю он сменил устный пол на тот, который передавался и переживался посредством письма и чтения.
Архаическая эпическая литература берет свое начало в давней традиции устной поэзии. Это восходит к микенской эпохе, и существующие песни сочинены на поэтическом языке. Его целью было петь дела богов и людей.
Стихи архаичного периода показывают подобный диапазон повествовательных методов и мотивов. Илиада и Одиссея являются наиболее яркими примерами этого героического эпоса.
Классический период
На втором этапе, в классический период, сохранялась тенденция, навязанная в конце архаики: установление канонов и текстовая фиксация известных стихов. В конце этого периода также появились профессиональные чтецы, называемые рапсодиями..
На этом этапе тематическая согласованность служила критерием подлинности. Инновация была зарезервирована для других интерпретирующих традиций; с этим, формальный язык эпопеи начал иметь уникальный штамп.
Это был эллинистический
Эллинистическая эпоха ознаменовала очередной шаг к кристаллизации и текстовой фиксации архаичного канона. Стихи Гомера и Гесиода были прокомментированы и отредактированы. Те, которые не соответствовали строгим стандартам стилистической и тематической согласованности, были отвергнуты как поддельные тексты.
Преобразование греческой эпической литературы в канон письменных текстов основывалось на особой эстетической чувственности, которая все дальше отходила от устно-традиционной поэтики более ранних времен..
В течение римской эры модель Гомера продолжала преобладать. На протяжении всего своего развития произведения эпической литературы никогда не заменялись, но подвергались новым изданиям, адаптациям и интерпретациям..
Характеристика как повествовательный жанр
Основными характеристиками эпической литературы как повествовательного жанра являются:
— Это обширное и длительное повествование в стихах.
— Это касается достижений исторического или традиционного героя, или человека национального или международного значения.
— Этот центральный персонаж обладает исключительными физическими и психическими особенностями, и подчеркиваются его ценность, поступки, смелость, характер и личность..
— Преувеличение и сверхъестественные элементы также являются важной частью эпоса. В эпическом повествовании содержатся боги, демоны, ангелы, феи и природные катастрофы..
— Поэт использует гиперболу, чтобы раскрыть умение героя справляться с этими неблагоприятными силами..
— Дикция каждого эпоса высокая, грандиозная и элегантная. Тривиальный, общий или разговорный язык не используется. Поэт пытается использовать возвышенные слова, чтобы описать события и подвиги героя.
Авторы и выдающиеся произведения эпической литературы
Эпос о Гильгамеше
Это древняя одиссея, записанная на аккадском языке о Гильгамеше, короле города-государства Месопотамия Урук (Эрех).
Наиболее полный текст содержится в 12 неполных табличках, найденных в середине девятнадцатого века в Ниневии. Некоторые недостающие части истории были частично заполнены несколькими фрагментами, найденными в других частях Месопотамии и Анатолии.
Илиада, Гомера
Это эпическая поэма греческого поэта Гомера. Это рассказывает о некоторых значительных событиях последних недель Троянской войны и греческой осады города Трои..
Одиссея, Гомера
Это стихотворение также приписывается Гомеру. Он рассказывает историю Улисса, короля Итаки, который в течение 10 лет пытается вернуться домой после Троянской войны..
По его возвращению только его верная собака и медсестра узнают его. Он и его сын Телемах уничтожают настойчивых женихов своей верной жены Пенелопы. В конце он восстанавливает свое королевство.
Энеида, от Вирджилио
Эта эпическая поэма Вирджилио считается одним из шедевров римской литературы. Он рассказывает легендарную историю Энея, который после падения Трои много лет бродит и в конечном итоге отправляется в Италию, чтобы сражаться с латиноамериканцами. Наконец он становится предком римской нации.
Что включает в себя эпос
Содержание
Происхождение
Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.
Поэтика
Правдивость
Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость своего рассказа, при этом его притязания, как правило, принимаются слушателями. В своем Прологе к «Кругу Земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».
Формулы
Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).
Средневековый эпос
Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).
Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — была записана во Франции в начале 12 века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.
В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.
Вообще эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.
Русский эпос
Известные эпосы
Утраченные эпосы
Литература
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эпос» в других словарях:
эпос — эпос, а … Русский орфографический словарь
Эпос — ЭПОС (по гречески означает повествование, рассказ) один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). Он ведет свое психологическое происхождение от того свойства нашей души, в силу которого нам недостаточно жить, а еще есть … Словарь литературных терминов
ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка
ЭПОС — ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова
ЭПОС — (греч. epos слово повествование). 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (напр., былины)2)] Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПОС — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Современная энциклопедия
Эпос — Тематически примыкают к ведической литературе эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», отделенные от нее значительным промежутком времени. Они являются памятником индуизма, победившего буддизм и поэтому о них приходится говорить после… … Энциклопедия мифологии
Эпос — (греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература … Энциклопедия культурологии
ЭПОС — экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт авиа Источник: http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/spiral/105/105.htm ЭПОС «Электронное полнотекстовое объединённое собрание» проект Источник: http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=46989 … Словарь сокращений и аббревиатур
Эпос — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭПОС — ЭПОС, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эпос и Танатос: как читать и понимать европейские эпосы
Едва ли не каждый слышал о «Песни о Роланде» и «Илиаде», легенде о Самсоне и «Беовульфе» — эпических произведениях, лежащих в основе европейской литературы.
Однако что же они собой представляют и как современному человеку продраться сквозь написанные архаическим языком нагромождения рассказов о сражениях великих воинов? «Нож» разбирается в том, как сказания и песни превратились в эпосы, чем эпос отличается от романа и зачем герою собственная гибель.
Почему эпос — не фольклор?
Эпос прежде всего не фольклор, а устная литература. Мы живем в длительный период, когда литература существует в первую очередь в письменной форме. Поэтому нам трудно разграничить фольклор и устную литературу, в которой форма четко не фиксирована и нет неизменного ряда материальных знаков.
В устной литературе существует текст произведения, допускающий выбор из небольшого числа вариантов.
Стих эпоса обычно делится на полустишия. Возьмем «Песнь о Роланде»: примерный объем каждого полустишия и число ударных позиций в нем «запрограммированы». Один и тот же стих в одном и том же месте «Песни» читается по рукописям так: «В крови у него / и кольчуга, и руки», «В крови у него / и кольчуга, и шлем», «Всё его тело / в крови и лицо». Конкретное словесное заполнение может варьироваться: так, ключевое слово «в крови» в последнем примере переносится во второе полустишие, но объект везде описывается двумя компонентами: кольчуга и руки, кольчуга и шлем, всё тело и лицо.
Фольклорный текст всегда собирается сказителем в момент его произнесения из готовых деталей и блоков по известным правилам. Эпос существует в законченном виде до того, как его произнесут, хотя в его воспроизведении допускаются варианты (в целом синонимичные). При дальнейшем исполнении остаются успешные варианты и выбраковываются неуспешные. В разные исторические периоды требования к сказителю были разными, поэтому эпос изменчив: то, что раньше было важным, может перетолковываться, менять свою функцию, забываться; менее важное может выходить на передний план и становиться основой исполнения, а значит, бытования. И всё же эпос, в отличие от традиционного фольклорного произведения, предзадан сказителю как законченный текст.
Относительно стихотворных эпосов это доказал американский литературовед Альберт Лорд, автор известной книги «Сказитель». Он писал, что у каждого произведения устной литературы есть конкретное «авторское» задание. Это задание: а) отличается от типового фольклорного сюжета устойчивыми мотивами, связанными с центральным персонажем, но б) объем плана выражения и подбор лексики могут иметь вариации. Этим устная литература отличается от авторской.
В исландских сагах, наиболее близких к эпической устной литературе, проза лапидарна: это короткие предложения нескольких синтаксических типов. Сказав вслед за Альбертом Лордом А, почему не сказать и Б: проза тоже могла конструироваться из фраз-заготовок, из моделей предложений с заданным синтаксисом и даже общим рисунком ритмики для их словесного заполнения. То есть то, что мы видели выше на примере стиха из «Роланда», вполне можно представить в прозаической саге. Например, в «Саге о Греттире» повторяющаяся на уровне действия ситуация «Греттир приподнял его (врага, камень) над землей» будет передаваться одними и теми же словами. Далее станет понятно, что в смысловом задании «Саги о Греттире» отрывание, отделение от земли, от изгнания до поднятия камней на воздух, — это самоповторяющийся мотив, характеризующий именно эту сагу.
Формирование: сказитель и редактор
Большинство эпосов известны по старинным записям. В судьбе каждого эпоса едва ли не важнейшая различимая фигура — редактор, тот, кто его записал. В средневековой Европе записи делались на пергаменте, материале весьма дорогом, имевшемся в избытке лишь в очень немногих местах: в монастырях и при дворах королей или других крупных сеньоров. Монастырская или придворная среда накладывала соответствующий отпечаток на записанную редакцию эпоса. Скажем, идеализированные образы галантного рыцаря и его дамы, созданные двором («куртуазные»), наложились на известную нам редакцию «Песни о Нибелунгах». И мы судим об этом, не только извлекая из «Песни» то, что нам известно о стандартах поведения, диктуемых утонченной куртуазной любовью. Мы можем сопоставить трактовку общегерманского сюжета о Зигфриде (Сигурде), Кримхильде (Гудрун) и ее братьях в «Песни» и «Старшей Эдде». Кое-какую информацию о Зигфриде можно почерпнуть и из «Саги о Тидреке» (южногерманском памятнике, сохранившемся в древненорвежской редакции).
Здесь мы встречаемся с трудным вопросом, который ставит под сомнение сам неавторский характер эпоса.
Редакторы, которые придали эпическому произведению дошедшую до нас форму, часто отличаются от авторов стихотворных куртуазных рыцарских романов (таких как Кретьен де Труа, Беруль, Вольфрам фон Эшенбах) лишь анонимностью.
Именно они зафиксировали бретонско-валлийские артуровские сюжеты, отрывочно известные по валлийской книге «Мабиногион»: о Ланселоте и Гвиневре, Тристане и Изольде, Персивале (Парцифале). С другой стороны, историю о короле Артуре и Мерлине мы знаем по латинскому историческому памятнику — книге Гальфрида Монмутского. Лишь позднее возникает сугубо литературная в современном смысле слова компиляция Томаса Мэлори — рыцарский роман в прозе «Смерть Артура», куда попадают и Мерлин, и Тристан, и Ланселот.
В чем же отличие прозаической книги Мэлори от стихотворных романов XII–XIII веков? Разница та же, что и между этими, близкими к эпосам, романами и историей Гальфрида. Уже название «Смерть Артура», стоящее перед текстом, действие которого начинается до рождения Артура, дает ответ. Латинская история или среднеанглийская прозаическая книга — это биографии. Эпос же, как и возникший на его основе куртуазный поэтический роман, — это рассказ о подвигах, о нескольких связанных эпизодах из жизни героя. Причем связь этих эпизодов не сводится к хронологической последовательности биографии. На биографию же сильное воздействие оказало житие, прототипом которого является история жизни Иисуса Христа — Евангелие. Этот монастырский привкус хронологии не дает нам возможности назвать книгу Гальфрида латинской редакцией валлийского эпоса.
Романы Кретьена де Труа — это пергамент при дворе большого сеньора, книги Гальфрида Монмутского — монастырский пергамент. Но дело, оказывается, не только в обстановке и запросах среды, в которой создавались их тексты. У романа своя композиция, свой набор приемов, своя телеология (философия, предполагающая наличие определенной цели у всех событий), а у эпоса своя, хотя один комплекс и восходит частично к другому.
Однако, роман, возникнув уже в XII веке, в эпоху фиксации западноевропейских эпосов, начинает влиять на эти записи — например, на «Песнь о Нибелунгах». Поэтому, чтобы различить редактора и автора, требуются ориентиры помимо анонимности. Ведь переписчики Кретьена вполне могли подправлять его произведения, само авторство было еще зыбким, и, что парадоксально, письменная средневековая литература долго сохраняла черты устной, как указывает в своих работах швейцарский медиевист Поль Зюмтор.
Рабочей гипотезой о различиях эпоса и романа может служить бóльшая близость последнего к сказочному нарративу, уходящему корнями в испытания инициации, и, соответственно, бóльшая близость эпоса к мифу, лежащему в основе инициации. Так мы можем прочитать в наши дни «Исторические корни волшебной сказки» Проппа.
Именно отсюда эта разница: финал романа преимущественно счастливый, «сказочный», финал эпоса трагический; в романе важна любовная интрига, а в эпосе она незначительна. После инициации человек обретал статус полноправного, совершеннолетнего члена коллектива и вступал в брак.
Прототипический миф, по-видимому, повествовал о кульминации в жизни персонажа — о его наиболее славных, то есть избыточных по проявлению силы, подвигах и гибели как закономерном переходе члена человеческого коллектива в иное, высшее состояние.
Но миф не биография. Историю жизни мифического героя приходится реконструировать из разных мифов о нем (чем занялся в античности еще Псевдо-Аполлодор).
Фабула героя — несущая конструкция эпоса
Уже краткого упоминания «Саги о Тидреке» достаточно, чтобы задать вопрос, а какие эпосы, собственно, имеются в виду?
Как полагал швейцарский медиевист Андреас Хойслер, эпос возник из кантилены — песни о герое. История «разбухает», включая в себя сюжеты, связанные с другими персонажами, а также наращивая материал о самом герое. Однако сюжет о главном герое остается в эпосе рамочным, ограничивающим.
Сюжет «Илиады» — гнев Ахилла. Всё, что происходит в поэме, ограничено двумя событиями: первое — поссорившись с царем Агамемноном, Ахилл отказывается участвовать в боях с троянцами; второе — после гибели своего любимца Патрокла Ахилл вступает в бой и убивает вождя троянцев Гектора. Трудно сказать, на каком этапе «разбухание» стало размывать это единство сюжета — во время устных исполнений или когда эпос записывали. В этом отношении древнеанглийский «Беовульф» едва ли не образцовый эпос: при всем обилии персонажей, со всеми вставными рассказами, он ограничен тремя великими деяниями Беовульфа, последнее из которых стоило ему жизни. Другой эпос, отличающийся высокой степенью единства, — это «Похищение быка из Куальнге», ирландский рассказ о битвах и гибели Кухулина.
А вот вся вторая часть «Песни о Нибелунгах», по-видимому, первоначально не имела отношения к истории Зигфрида/Сигурда. Братья Кримхильды/Гудрун, убившие Зигфрида, едут ко второму мужу Кримхильды, Этцелю, где готовится их убийство. Этцель убивает их, поскольку хочет завладеть легендарным «золотом Рейна» — кладом, который заполучили братья Кримхильды после смерти его обладателя Зигфрида. В скандинавской версии Гудрун/Кримхильда видит, как Атли/Этцель убивает ее братьев, и мстит за них мужу. В «Песни» новая и достаточно куртуазная мотивировка связывает первую часть со второй: именно Кримхильда организует убийство братьев, чтобы отомстить за Зигфрида.
Олитературивание эпоса соответствует различию между фабулой и сюжетом, как его блистательно изложил психолог Лев Выготский в отношении «Гамлета».
Фабула: принц Гамлет убивает короля Клавдия. Сюжет: Гамлет не убивает Клавдия.
Мотивировки — интересный момент эпического рассказа. Эпос не объясняет. Брат Кримхильды Гюнтер, или Гуннар, знает, что погибнет при дворе Этцеля, однако, получая приглашение приехать туда, принимает его как вызов. Самосохранение, по всей видимости, не стояло в числе приоритетов в эпосе.
Поэтому и Беовульф, убив дракона и завладев его кладом, может со спокойной совестью умереть от ран, что, на первый взгляд, обесценивает всю затею с драконом и кладом. Однако в эпосе это последнее свершение венчает ряд усложняющихся поединков: с людоедом Гренделем, с матерью Гренделя — и до дракона.
В исландскую сагу о Греттире входят главные компоненты истории Беовульфа, хотя располагаются в ней в иной последовательности. Что решительно добавляет сага, так это сведения о роде героя. В важных чертах жизнь Греттира, центральный эпизод которой — изгнанничество, положение вне закона, повторяет жизнь его прадеда Энунда, о которой много говорится, прежде чем Греттир Асмундсон вообще появляется на сцене.
Два эпизода со столкновениями из-за выброшенных морем китов в родовой предыстории Греттира тоже вводятся не случайно. Исландцы, вступающие в бой за китов, ожесточены из-за голода; и именно голод заставляет Греттира разбойничать, чем он и навлекает на себя ненависть, приводящую к его гибели.
Таким образом, все события предыстории в «Саге о Греттире» оказываются сюжетно зарифмованы с центральным — пребыванием Греттира вне закона.
Именно такая «рифма» и не позволяет эпосу распасться на вереницу эпизодов и превратиться в биографию, как, скажем, исландская «Сага об Эгиле». Важно, чтобы прозвучала рифма, а не то, чтобы жизнь была показана от альфы до омеги, как в случае Эгиля, с рассказом о его довольно жалкой старости.
Но, конечно, и сходство Греттира с Беовульфом играет немалую роль в отношении к этой саге как к эпосу. Беовульф совершает рекордный заплыв в море в начале своих подвигов, а дракона убивает в конце; Греттир в начале расправляется с мертвецом — хранителем клада, аналогичным дракону, а неповторимый заплыв совершает незадолго до гибели. Тут мы имеем дело с «обращением», как говорил французский культуролог Клод Леви-Стросс о мифах индейцев, — то есть с переворачиванием, но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Уязвимость спины — а обессиленный колдовской раной Греттир убит ударом в спину — роднит исландского изгнанника с Зигфридом/Сигурдом, тоже драконоборцем; а шире это, конечно, мотив ахиллесовой пяты.
Северный материал позволяет вывести подозрительно рациональное объяснение: Одину нужны погибшие герои, ибо они присоединяются в Валгалле к его воинству. А это воинство ему нужно для эсхатологической битвы богов и героев со своими врагами в рагнарёк, время гибели богов. Правда, то, что боги всё равно погибнут, подтачивает подобную логику, однако недвусмысленная воля Одина к тому, чтобы герои погибали, максимально реализуя свой потенциал в момент смерти, всё же хоть какое-то объяснение.
Погибая и переносясь в Валгаллу, герои повторяют лежащий глубоко под эпическими событиями сюжет об умирающем и воскресающем боге — Дионисе у греков, Бальдре и самом Одине у германцев.
Это бог годового цикла, добавим с оглядкой на Нортропа Фрая. Гюнтер у Этцеля до некоторой степени и становится Бальдром или Одином. Однако гомеровский текст не содержит указаний на подобное истолкование безрассудства Ахилла. Мы можем лишь предполагать те же общеэпические корни, что и на Севере.
Отсюда видно, что понимание героического эпоса тесно связано с мифологическим, и глубоко неслучайно, что «Старшая Эдда» объединяет песни о богах и героях. Французский исследователь мифов Жорж Дюмезиль, например, показывал связь эпического героя с умирающим богом на примере осетинских сказаний о нартах.
Есть еще одна черта, указание на которую (или на ее рудименты) можно обнаружить в эпосах и сагах — произведениях эпических, хотя и не собственно эпосах, за исключением, быть может, только той же «Саги о Греттире». Сверхъестественные существа, враждебные или дружелюбные к герою, появляются в его истории тогда, когда он находится в социально уязвимом положении. Эти существа напоминают волшебных помощников из сказки. Они либо прямо подают герою помощь, либо предоставляют ему случай восстановить статус в обществе через победу над собой. Этот прием изучен исследователями и может быть показан на примере исландских саг.
У ирландского Кухулина не сложились отношения с его воспитателем, королем Конхобаром. Его воинству герой противостоит в сюжете «Похищение быка из Куальгне». Конфликт Ахилла с царем Агамемноном позволяет троянцам успешно противостоять грекам с помощью богов вплоть до гибели Патрокла. Эпос о Сиде начинается с того, что героя изгоняет король, а история подвигов и гибели Роланда — с конфликта между ним и его дядей Ганелоном. «Неверные» в жизни Сида и Роланда выполняют функцию сакральных противников, а значит, борьба с ними имеет отношение к сверхъестественному. Поэтому необходимо, чтобы напавшие на реального Хротланда в Ронсевале христиане-баски стали магометанами.
Чтобы герой максимально реализовал свой потенциал, ему должен помочь сам его противник — и именно тем, что нападает и терпит поражение от героя, даже если тот и сам лишился жизни.
Таким образом, эпос может иметь форму биографии и даже истории рода. Однако ни та, ни другая не является определяющей именно для эпоса среди прочих эпических произведений устной литературы. Мы знаем биографию Греттира по саге о нем, мы знаем о целой серии событий из жизни Сида по «Песни о моем Сиде», хотя его детство, в отличие от детства Греттира, и не описано в повествовании. В случае Роланда, напротив, кульминационное столкновение и гибель — всё, что дано. У Беовульфа гибели предшествуют градация из трех поединков плюс состязание в плавании.
Интерпретация
Более того, мы можем уже без всяких отсылок к фольклору указать на эпос в составе Ветхого Завета. Это, разумеется, эпос о Моисее, центральное и исчерпывающее событие биографии которого — Исход. Есть и эпос о Самсоне, который вместе с эпопеей (авторским эпосом) Вергилия дал основу новоевропейским эпопеям, где женщина-пленительница, аналогичная Далиле или Дидоне, станет важнейшей фигурой рядом с героем. Эпопея обречена на любовную коллизию, довольно безразличную для эпоса.
Но сама женщина-пленительница, как видно по истории Самсона, отнюдь не чуждый эпосу мотив. Ее вариант — женщина как виновница гибели героя, и такой изначально была Гудрун/Кримхильда в отношении Зигфрида.
Нисхождение от эпоса к роману можно заметить по усилению роли женского персонажа.
Например, «пленительницы» Греттира — две троллихи, с которыми он прекрасно проводит время в уединенной долине среди гор. Это отдых героя, а заодно намек на его не совсем человеческую природу.
Если погружение героя в род превращает эпос в сагу и лишает его сакральных тонов, то другой вид интимизации — мелодраматизм — превращает его в роман. Утрачивая связь с сакральной смертью, с ведущими к ней испытаниями, с противостоянием героя противникам людей и богов, эпос теряет свою композиционную основу и становится чередой авантюр, отдельных приключений — сначала рыцарских, затем плутовских. Исключительный характер героя стирается. В «Саге о Тидреке», как и в романе Мэлори, абсолютно неважно, совершен ли подвиг заглавным персонажем (Артуром или Тидреком Бернским) или кем-то из окружающих его рыцарей. Обе книги, по сути, компилятивны, что тоже допускается, поскольку единая сюжетная основа утрачена. До известной степени то же относится и к биографически-родовой «Саги об Эгиле».
Напротив, в «Гильгамеше», гомеровских поэмах, «Старшей Эдде», «Беовульфе», «Песни о Нибелунгах», «Похищении быка из Куальнге», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», «Саге о Греттире» обилие персонажей не приводит к хаотичности. Основной сюжет не теряется среди вставных, второстепенных, поскольку все они отражают его или оказываются звеньями, соединяющими компоненты центрального героического нарратива.
В этом отношении финский фольклорист Элиас Лённрот, собиратель «Калевалы», еще в XIX веке удачно реконструировал если не точный сюжет, то общий характер эпоса, сделав ее главного героя Вяйнемёйнена ее центром.
А вот предпринятая примерно тогда же попытка французского филолога Жозефа Бедье реконструировать эпическое произведение о Тристане и Изольде на сохранившемся романном материале оказалась провальной. Судя по всему, никакого эпоса или, осторожнее скажем, эпического сказания о Тристане и Изольде никогда и не было. Впрочем, это не исключает присутствия в эпической литературе нарратива о Тристане и короле Марке.
Как видим, основной вопрос относительно эпосов ранее касался темы авторства — коллективного или личного. Но когда Роман Якобсон и затем Поль Зюмтор ввели понятие устной литературы, удалось переключить внимание на текст. Несмотря на свою вариативность, он уже имел определенное послание и задачи, в отличие от фольклорного произведения-исполнения, всегда возникающего заново. Эти осознававшиеся послание и задачи определяли детали архитектоники и стиль. Не все формулы из багажа полуфольклорного сказителя отвечали телеологии эпоса в целом и конкретного эпоса.
Теперь, когда структура эпоса стала ясной, очевидно, что в ее центре находится герой. Важно отличать его от какого-либо иного солнцебога или змееборца. Только в этом случае можно говорить об эпосе как о литературе — отдельно от мифологии, фольклора или религии, несмотря на глубинные связи эпического героя со всеми этими культурными сферами.
- Что включает в себя эпос лирика драма
- Что включает в себя эскизный проект