Что включает в себя элокуция eclocutio

элокуция

Смотреть что такое «элокуция» в других словарях:

Элокуция — (лат. elocution выражение) В риторике: 1) завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания; понятие Э. тесно связано с понятием стиля; 2) создание высказывания на уровне текста; автор находит наилучшие языковые… … Риторика: Словарь-справочник

элокуция — Этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучше сказать или построить свою речь … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Реторика — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Риторик — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Метафора — (от др. греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака.… … Википедия

трактат — ТРАКТАТ (лат. tractatus) философское, теологическое или научное сочинение, содержащее изложение конкретной темы или постановку, обсуждение и разрешение проблемы. Характерной чертой Т. является его специализация; он пишется, как правило, с … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Неориторика — 1. Синоним термина лингвистическая прагматика, возникший в связи с тем, что основные идеи и понятия лингвопрагматики восходят к классической риторике. В классической семиологии (Ч. Пирс, Ч. Моррис) понятия «прагматика» и «риторика» синонимичны.… … Педагогическое речеведение

Источник

Элокуция

Смотреть что такое «Элокуция» в других словарях:

элокуция — (лат. elocution выражение) В риторике: 1) завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания; понятие Э. тесно связано с понятием стиля; 2) создание высказывания на уровне текста; автор находит наилучшие языковые средства… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

элокуция — Этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучше сказать или построить свою речь … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Реторика — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Риторик — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Метафора — (от др. греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака.… … Википедия

трактат — ТРАКТАТ (лат. tractatus) философское, теологическое или научное сочинение, содержащее изложение конкретной темы или постановку, обсуждение и разрешение проблемы. Характерной чертой Т. является его специализация; он пишется, как правило, с … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Неориторика — 1. Синоним термина лингвистическая прагматика, возникший в связи с тем, что основные идеи и понятия лингвопрагматики восходят к классической риторике. В классической семиологии (Ч. Пирс, Ч. Моррис) понятия «прагматика» и «риторика» синонимичны.… … Педагогическое речеведение

Источник

Тема 6. Элокуция в составе риторики. Риторика и стиль. Средства выразительности речи

Красноречие – это живопись мысли

Третий этап на пути от мысли к слову, составляющий и третий раздел традиционной риторики, есть элокуция (лат. Elocutio ) – словесное оформление мысли, собственно красноречие ( ornare verbis «украсить словами») – превращение замысла речи, её изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст. На этом этапе совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает словесное выражение. У М.В.Ломоносова этот раздел риторики называется украшение.

Элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и обращалась к таким категориям, как:

· подбор целесообразных языковых средств;

Этот раздел в старых риториках разрастался, сливался с теорией словесности, с областью литературоведения, со стилистикой и культурой речи. Объем этого раздела велик: он начинается при выборе темы и заканчивается, когда оратор после выступления, подводит итоги своих успехов и неудач.

Остановившись на определенной теме, собирая материал, обдумывая план и композицию своей речи, автор накапливает и языковые средства выражения; он находит их случайно или в целенаправленном поиске, в процессе чтения или по словарям, за столом и на прогулке, когда меткое слово само приходит из тайников памяти. Он учится у писателей и ораторов, находит удачные образы и стилистические фигуры на страницах газет.

Первое направление языкового оформления речи – это выбор средств ; в этом выборе автор руководствуется коммуникативной целью предстоящей речи, берет лишь то слово, которое соответствует мысли, замыслу, будет понятно слушателям, возбудит их интерес, воздействует на их чувства.

Второе – построение словосочетаний, предложений, фрагментов текста, целого текста.

Третья линия – работа над стилем : определение того стилистического ключа, который единственно возможен в данном случае, и выбор соответствующих средств языка.

Четвертая линия – использование средств изобразительности языка.

Пятая – совершенствование подготовленного текста : его выверка с точки зрения требований культуры речи, логики, внутритекстовых связей.

Шестая – мысленная подготовка к выступлению с точки зрения устной выразительности, интонаций, позы, жестов, умения держаться на сцене, репетиции наедине с собой.

Завершающий этап – контрольно-оценочный : ибо каждый человек для себя – строгий судья. Все направления связаны между собой, а также совмещены во времени. Они упорядочивают подготовку, напоминают, ориентируют. Лучшие ораторы, мастера устных выступлений, например, Ф.И.Буслаев, В.О.Ключевский, Л.Д.Ландау, А.Ф.Лосев, А.Е.Ферсман не только тщательно готовились по содержанию и по форме, но и постоянно совершенствовались в своей профессиональной области и в области языка. Историк В.О.Ключевский писал и публиковал свои лекции, вел дневники, оттачивал язык на афоризмах – создал несколько «Тетрадей с афоризмами».

Риторика всегда требовала от оратора и высокой общей культуры, и языкового мастерства. Ораторский и писательский опыт цивилизованных народов позволяет сформулировать несколько общих требований, соблюдение которых позволяет оценивать конкретные тексты, выступления как хорошие, как образцовые, достойные подражания.

1)Первый критерий, который учитывается в риторике, – содержательность речи.

2)Нравственно-оценочный (этос): речь должна быть правдивой, соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру, обогащать участников диалога – слушателей, читателей, а также автора.

4)Связан с речевой активностью личности.

5)Языковая правильность (владение нормами литературного языка).

7)Высшее требование культуры речи – её выразительность.

Элокуция как раздел риторики дала начало стилистике (как особой лингвистической дисциплине), так как именно в этом разделе изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и изобразительности речи.

Учение о стилях речи столь же древнее, как и риторика. Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, её целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора, например: разговорный стиль, стиль торжественный, стиль басни, ораторский стиль, стиль речей Цицерона, стиль газетной статьи, стилистические ошибки, стиль небрежный, стиль «Горе от ума».

Стилистика – учение о стилях языка, их разграничении, о выборе выразительных средств языка. В современной стилистике выделяют:

· стилистику художественной речи – из неё риторика берёт отдельные приемы и фигуры, образцы писательского мастерства;

· стилистику индивидуальную (стиль М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого);

Существуют разные классификации стилей. М.В.Ломоносов разработал теорию трех «штилей». Современная классификация стилей предполагает деление их на разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический) и особый стиль художественной литературы.

Стиль в риторике играет роль ориентира, понимание стилевых различий помогает в выборе слов, других средств языка.

Риторика не ставит перед собой художественных задач: она прагматична. Художественная литература для риторики – образец формы, нравственный идеал. Риторика – наука для всех; она использует школу литературы.

В деле языкового вкуса риторика обращается к стилистике, самой тонкой лингвистической науке. Л.Н.Толстой говорит, что писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов»; он приводит слова К.Брюллова относительно работы над тончайшими оттенками: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Анализ этого «чуть-чуть», т.е. разнообразных, еле заметных сдвигов в языковой ткани произведения, в выразительных средствах, составляет функцию стилистики.

Риторический анализ литературных образцов предполагает, в частности, проникновение в творческую лабораторию автора, изучение процесса творчества, его индивидуальных своеобразных приемов. Овладение стилистикой требует также изучения языковых средств, тех пластов лексики, фразеологии, морфологических и синтаксических форм, которые используются в том или ином стиле. В области лексики это слова с определенной стилистической окраской; в словарях они даются с пометами: лицо – лик (поэт.), рожа (прост.), морда (грубо прост.).

Стилистические разграничения возможны и в грамматике.

Средства выразительности речи: Риторические (стилистические) фигуры, тропы

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение слушателей. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценочностью на уровне «хорошо – плохо» и лучше сохраняется в памяти.

Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Впервые «цветы красноречия» – тропы и фигуры речи были описаны в античной (древнегреческой) риторике. Большинство фигур речи мы употребляем, сами того не зная. В качестве доказательства приведу пример из «Ораторского руководства» Давыдова, которое датировано 1927 годом. Крестьянин сердится на свою жену: «Когда я говорю да, она говорит, нет (антитеза); утром и вечером только и знает, что бранится (усиление); никогда, никогда нет с ней покоя (повторение). Скажи, несчастная (обращение), чем я перед тобой провинился? (риторический вопрос). О небо, что за безумие было на ней жениться! (восклицание). Лучше бы мне утопиться (пожелание). О, она плачет, я виноват, как видите! (ирония). Всем известно, что я злодей, что я притесняю тебя, что я тебя бью, что я убийца (усугубление )». (Мармонтель).

Средства художественной выразительности многочисленны и разнообразны. Лингвисты делят их на две группы: тропы и риторические (стилистические) фигуры речи.

Троп ( греч. tropos ) – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Риторическая (стилистическая) фигура – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Наиболее распространённы риторические (стилистические) фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора.

Понятие риторического тропа

Риторические тропы – это не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратили своей двуплановости и не лишились выразительности ( тоска грызет, обида ранит, похвала греет ).

Общие рекомендации к использованию тропов

1. Яркость речи должна сочетаться с её естественностью. По словам Аристотеля, украшая речь, «это следует делать незаметно, делая вид, что говоришь не искусственно, а естественно.

2. Чтобы говорить блестяще, ритор должен обладать не только хорошей подготовкой, но и определенной смелостью, позволяющей находить нужные картины в процессе самой речи и не бояться употребить пришедший на ум образный оборот.

П.Сергеич говорил: «Мы слишком требовательны к нашей публичной речи и слишком небрежны к нашей речи в быту. Для того чтобы выработать необходимую любому культурному человеку, особенно оратору, «изящную простоту» речи, обратите внимание на свое повседневное речевое общение.

Отвечая на реплику собеседника – дома, среди друзей, коллег, постарайтесь воспользоваться не той фразой, которая автоматически пришла в голову, придумайте что-нибудь интереснее. Рисуйте картины словами! Пример тропа у Цицерона: замечая признаки старости, знаменитый оратор выразил это так: « Моя речь стала седеть ». Свежо, ярко, потому что метко и необычно.

Систематизация представлений о коммуникативных качествах речи

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Этот термин был предложен в 60-е годы ХХ века ученым-лингвистом Б.Н.Головиным, который выделяет следующие качества речи: правильность, богатство, точность, краткость, логичность, выразительность, образность, уместность, чистота, доступность, действенность. Для сравнения в Древней Греции: «Достоинств речи пять: чистота эллинской речи, ясность, краткость, уместность, красота». Хорошая речь свидетельствует о высоком уровне культуры говорящего (пишущего) и, следовательно, делает общение более эффективным.

Коммуникативным качеством, обеспечивающим общность «кода» коммуникантов разного образовательного и интеллектуального уровня, является правильность. С позиций культуры речи правильность – основное коммуникативное качество, обеспечивающее взаимопонимание. Правильная речь – это речь, в которой соблюдены нормы современного литературного языка.

Уместность. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна. Уместной называется речь, которая соответствует всем параметрам коммуникативной ситуации. Различаются два основных вида уместности: уместность содержательная (соответствие содержания высказывания условиям общения) и стилистическая (соответствие употребленных автором речевых средств содержанию, жанру и стилю высказывания).

Доступность предполагает такое построение речи, при котором уровень сложности речи и в терминологическом, и в содержательном, и структурном отношении соответствует интеллектуальному уровню адресата.

Источник

Лекция 7. Элокуция (словесное выражение). Риторические тропы и фигуры

План

1. Понятие стиля и слога.

2. Выбор слов и построение фразы

3. Риторические тропы.

4. Риторические фигуры.

1. Элокуциейназывается третий этап риторического канона. В этом разделе риторики рассматриваются средства словесного выражения замысла.На этом этапе риторического построения происходит превращение замысла речи, ее изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст. В «Риторике» М.В.Ломоносова этот раздел называется «Украшение»: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в великолепии и силе оного…».

Слово элокуцияпроисходит из латинского языка и означает: выражение, речь; способ изложения, стиль, слог. Данное слово нельзя смешивать со словом элоквенция –красноречие, дар слова. Элокуция и элоквенцияпроисходят от латинского глагола eloquor – высказывать, говорить, произносить речь.

Понятие элокуции тесно связано с понятием стиля, поскольку стиль – система целесообразно отобранных и согласованных языковых средств, которые используются для выражения определенных смыслов.

Качества стиля проявляются в слоге. Стиль и слог необходимо различать: с помощью стиля создается образ реальности, в стиль включаются и предмет речи, и оратор, и аудитория. Слог – способ словесного выражения; слог создает только образ речи; слог входит составной частью в понятие стиль.

Характер слога, которым пользуется оратор, может быть различным, и авторский стиль часто строится игрой, сложным сочетанием различных типов слога.

Выделяются общие и частные качества стиля. Общие качества стиля (качества речи): правильность, ясность, точность, уместность и т.д. О качествах речи размышляли еще древние авторы. Впервые учение о качествах речи сформулировал Теофраст в своем сочинении «О стиле». Впоследствии это учение было развито Аристотелем, Цицероном и Квинтиллианом. Так, Квинтиллиан (представитель поздней, римской риторики), вслед за Теофрастом, различал четыре основных качества речи: правильность, ясность, красоту и уместность. Правильность речи противопоставлялась всем остальным ее качествам: Квинтиллиан характеризовал грамматику как «науку говорить правильно», а риторику – как «науку говорить хорошо» и «искусство говорить хорошо». Аристотель считал ясность первым, важнейшим качеством речи, т.к. если речь не ясна слушателю, она не достигает своей цели, а следовательно, не нужна. В наши дни учение о качествах речи разрабатывается культурой речи – наукой, возникшей в России в 20-30 гг. ХХ века. В работах различных современных лингвистов рассматриваются около десятка качеств речи: правильность, ясность, точность, логичность, изобразительность, выразительность, уместность, чистота, богатство и необходимое разноообразие, благозвучие, краткость, полнота высказывания и др. Кроме вышеперечисленных качеств, традиционная риторика рассматривает такие специфические именно для риторики качества стиля, как:

· легкость слога (достигается простейшим способом выражения; легкая речь не осложнена лишними словами, громоздкими оборотами, неестественным порядком слов);

· живостьслога (соответствие речи движению мысли; достигается быстрой сменой образов, автор задерживается на каждой мысли ровно столько, сколько это необходимо для ее уяснения; последующие мысли вытекают из предыдущих);

· гармоничностьслога (соответствие планов содержания и выражения ритмической мере, которая соотносит объемы целого и частей фразы или произведения.).

Ярким примером легкого, живого, гармоничного слога является стиль и слог прозы А.С.Пушкина. Легкость, живость, гармоничность слога являются в риторике общими качествами стиля.

Частные качества стиля (стиль аргументации, стиль отдельного произведения) связаны с понятиями высокого, умеренного и простогослога.

Работая над словесным воплощением своего замысла, автор риторического произведения решает следующие задачи:

1. выбор уместных лексических средств;

2. построение фразы;

3. оформление отдельных мыслей высказывания;

4. создание словесной конструкции текста и его частей.

2. Лексические средства. Ритор выбирает слова и словосочетания из лексических ресурсов языка, поэтому ему важно знать:

1) языковой статус избираемых им средств: относятся они к общелитературной, специальной или нелитературной лексике;

2) характер употребления слова в современном языке, его отношение к истории языка;

3) смысловые отношения слов в системе языка, отношения между словами.

Построение фразы.Стиль риторического построения связан с характером движения мысли в речи. Автору необходимо подать свою мысль таким образом, чтобы аудитория могла следовать мысли автора и формировать собственные мысли на основе сказанного.

Риторическое построение может быть равномерным и неравномерным. Равномерность означает, что синтаксические конструкции примерно равны по объему и степени сложности. Главное достоинство равномерного построения в том, что одни фразы не выделяются по сравнению с другими. Равномерное построение разрежает эмоцию и позволяет сосредоточиться на содержании мысли и связи суждений. Недостаток равномерного построения – монотонность речи, которая быстро утомляет слушателя. Поэтому даже если слог в целом равномерен, автору приходится варьировать средние объемы фраз.

Неравномерный слог обладает противоположными достоинствами и недостатками. Достоинство – в том, что, комбинируя объемы предложений, автор добивается усиления внимания и интереса слушателей. Комбинацией длинных и коротких предложений создается впечатление напряженности мысли. Однако подобная игра объемами фраз может утомлять и раздражать.

Слитность и прерывность выражения мысли.В традиционной риторике были очень популярны периоды. Периодпредставляетсобойорганизованное фонетически, логически, лексически и синтаксически выражение отдельной мысли автора. С помощью периода автор стремился представить мысль в максимально слитной форме – как единый познавательный образ, который разработан интенсивно, вовнутрь. Построение периода требовало тщательного отбора слов и применения особых фигур речи.

Прерывность слога означает включение в речь нескольких смысловых планов, что разрежает смысл и позволяет подавать информацию небольшими порциями, которые воспринимаются слушателем (читателем) с меньшим напряжением, чем при слитном построении.

Прогрессия – переход к новому.Припрогрессииавтор развертывает содержание речи последовательно, не останавливаясь на сказанном и не возвращаясь к старому. Прогрессия создает динамику речи, делает ее интересной.

Остановить или замедлить прогрессию можно репризами или амплификациями (реприза – пауза, остановка; амплификация – усложнение, развертывание речи).

Связанность речи.Единая логико-смысловая конструкция высказывания создается применением специальных слов-связок, обозначающих смысловые отношения между частями конструкции (вводные слова, наречия и деепричастные обороты с временным значением и т.п.). Однако связанность речи может сознательно нарушаться автором (например, в художественной литературе или философской прозе).

Объемность речи –это представление предмета во многих планах и перспективах. Объемность речи очень важна при создании художественного образа: смысловая многомерность изображения создает единый зрительный образ.

Моноцентричность и полицентричность.Фраза, особенно сложная объединяется смысловыми центрами, относительно которых развертывается остальное содержание. Если во фразе только один центр, речь моноцентрична, если их несколько – полицентрична. Моноцентричность, как и одномерность, облегчает восприятие речи. Типичный пример построения моноцентричной речи – когда сначала говорится общее, а затем перечисляются части или виды общего.

Таким образом, различные качества слога связаны с задачей, которую ставит перед собой автор. Ему приходится выбирать между равномерностью / неравномерностью, слитностью / прерывностью речи, быстрой / медленной прогрессией, объемностью и одномерностью, моно- и полицентричностью. Индивидуальный слог зависит от того, насколько устойчивы и гибки приемы построения речевого произведения, применяемые автором.

3. Риторические тропы.Тропами называются слова и выражения, употребленные в переносном значении. (Не смешивать с термином топ:греч. слово topos – «место»; греч. tropos – «поворот»). Риторические тропы – это не все случаи переносного употребления слов и выражений, а только те, которые сохраняют образность и выразительность.

Тропы выполняют в нашей речи очень важные функции.

1. Тропы являются средством познания мира и освоения его мыслью и словом. Познавая окружающий мир, человек обнаруживает в нем сходные предметы и явления. Группируя их по сходству, называет одним словом – рождается метафора. Если же группировать предметы по их смежности, близости – метонимия.

2. Тропы, выражая субъективный взгляд человека на мир, оценки, эмоции, обеспечивают реализацию третьего закона общей риторики – закона эмоциональности речи.

3. Тропы (и фигуры, о которых пойдет речь далее) дают возможность слушателю получить удовольствие от обращенной к нему речи, т.к. тропы и фигуры – это творческая игра со словом, в которую включается и адресат речи. Тропы делают речь приятной, привлекательной, а значит, служат выполнению четвертого закона общей риторики – закона удовольствия.

4. Тропы, обладая смысловой емкостью, помогают кратко передать весьма сложное содержание.

5. Образный оборот, как правило, нагляден, а значит, лучше и легче воспринимается, надолго остается в памяти.

Вспомните тропы, которые вы изучали в школе.

Эпитет – образное определение предмета или действияНеутомимая жажда знаний; феноменальная память
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений, имеющих общий признакБерезы стоят, как большие свечки. Улица, будто рана сквозная, так болит и стонет так (Маяковский).
Метафора – перенесение признака с одного предмета на другой по сходствуСтальные нервы. Теплая атмосфера. Железный характер.
Метонимия – перенесение признака с одного предмета на другой по смежностиСъел три тарелки. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин).
Синекдоха – название части вместо целого, множественного числа вместо единств., единственного числа – вместо множеств.И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов).
Гипербола – преувеличение, литота – преуменьшениеВ сто сорок солнц закат пылал (Маяковский). Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятияИ звезда с звездою говорит (Лермонтов). Гордые молчаливые горы. Задумчивые леса.

Иронияявляетсяриторическимтропом, однако следует отметить, что ирония в риторике имеет иное значение, чем в эстетике. Ирония в эстетике – это вид комического; скрытая насмешка, предполагающая превосходство, снисхождение или скептицизм, а в риторике ирония одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата два значения слова / выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Простейший вид иронии – антифраз(когда слабого человека называют Геркулесом, бедняка – Крезом).

Сила иронии как риторического средства известна и по достоинству оценена с древности. Прославился своей иронией Сократ. Речей Сократа до нас не дошло, но его риторические приемы описаны в диалогах Платона. Ирония Сократа, наряду с его майевтикой (буквально: «искусство повивальной бабки» – искусство помочь истине родиться в споре), была «могучим и гибким инструментом философии Сократа» (А.Ф.Лосев).

Ирония нередко осуществляется посредством парадокса –изречения, которое, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу, но таит в себе более глубокое значение. Сам термин парадокс (греч. para – против, doxa –мнение)возник в Древней Греции: так называли оригинальное, самобытное мнение. Таким образом, парадокс можно определить как неожиданное, необычное, странное высказывание, резко расходящееся с общепринятым мнением. Парадокс – великолепное риторическое средство, придающее речи блеск, вызывающее у слушателя удовольствие. Хороший парадокс четок, краток, логически завершен.

В Древнем Риме законы формулировались не только лаконично, но иногда и парадоксально, например: «Высшее право – высшее бесправие» или «Кто доказывает слишком много, тот ничего не доказывает». Это объясняется тем, что первоначально законы передавались устно в форме установок и советов. Еще примеры: «Чего нет в документах, того нет на свете», «Один свидетель – не свидетель».

Целый философский трактат под названием «Парадокс» принадлежит выдающемуся древнеримскому оратору Цицерону. Богатыми и яркими были парадоксы, использованные Цицероном в его знаменитых речах. Например, в одном из парадоксов Цицерон раскрывает сущность понятия свободы и его связь с законом: «Мы рабы законов, чтобы быть свободными».

Намек– средство непрямого (косвенного) информирования. Адресат получает сообщение, которое может понять и буквально, но должен и расширить, дополнить, развить его смысл работой собственной мысли, т.е. категория намека подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего.

«Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести на нее, не высказываясь до конца» – это связано с тем, что чужая мысль не так привлекательна, как своя. «Додумав» мысль оратора, выполнив работу по «разгадыванию» намека, слушатели – уже «не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственной проницательностью. Мысль так же заразительна, как и чувство». П.Сергеич приводит в своей книге отличный парадокс – рекомендацию оратору: «Надо запомнить, что половина больше целого». «Недоговоренная мысль всегда интереснее высказанной до конца; кроме того, она дает простор воображению слушателей; они дополняют слова оратора каждый по-своему: половина больше целого!» «Не договаривайте, когда факты говорят сами за себя», – дает П.Сергеич совет судебному оратору.

Наиболее широкая и естественная сфера для намека, для «недоговоренного» в речи – это сфера похвалы и порицания (В.Шекспир: «Хочешь воздать должное Цезарю – скажи: Цезарь»).

4. Риторические фигуры (фигуры речи) – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается изобразительность и выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата. За две с половиной тысячи лет существования риторики неоднократно предпринимались попытки классифицировать фигуры речи (причем самих фигур насчитывается около сотни). Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации фигур по соответствующим каждой из них процедурам преобразования. Таким образом, различаются: (1) фигуры прибавления, (2) фигуры убавления, (3) фигуры размещения.

(1) Фигуры прибавления – самые многочисленные. Сущность фигур прибавления заключается в повторе тех или иных компонентов высказывания. Чаще всего повторяются: слова (значимые и служебные), словосочетания.

Фигуры прибавления можно разделить на две группы:

· фигуры неупорядоченного повтора (повтор полнозначных слов, полисиндетон (многосоюзие), синтаксический параллелизм, период и др.);

· фигуры упорядоченного повтора (анафора, эпифора, стык, кольцо, хиазм).

Пример стыка (анадиплозиса):

Повалился он на холодный снег,

На ходолный снег, словно сосенка.

Под смолистый под корень подрубленная. (Лермонтов)

Широко известен следующий хиазм: Мы живем не для того, что есть, но едим для того, чтобы жить.

(2) В основе фигур убавления лежит пропуск компонента высказывания. Фигур убавления гораздо меньше, чем фигур прибавления.

Самые распространенные фигуры убавления:

· эллипсис и его разновидности: Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну. (Лермонтов);

· асиндетон (бессоюзие): Но, наконец, все-таки беспокойство возбуждается, смотрят в щелку, видят ноги, думают, что с ним дурно, посылают за доктором, отворяют дверь и находят, что он мертв, убит.

(из речи А.Ф.Кони по делу об убийстве отца Иллариона);

· апосиопезис (умолчание, фигура умолчания): Власть уже столько своих обещаний не выполнила…

(3) В фигурах размещения коммуникативные эффекты достигаются за счет того, что компоненты высказывания располагаются в необычном, неестественном порядке.

Фигуры размещения принято делить на две группы:

· фигуры перестановки (различные виды инверсии);

· фигуры разрыва, к которым относится парентеза (вставка) и парцелляция.

И снова иду среди воя собак

Своей. Привычной. Поступью. Тигра. (И.Сельвинский)

Анафора – повторение одинаковых слов (слова) в начале предложения. Повторяющееся слово может быть самостоятельным или служебным. Эпифора – повторение слова в конце предложения.Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья… (Лермонтов) Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь.
Антитеза – противопоставление. В основе антитезы лежит пара (или несколько пар) антонимов, языковых или контекстных. Обе части противопоставления выделяют одна другую.Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (Пушкин)
Оксюморон – сочетание противо-положных по значению слов.Звонкая тишина. Красноречивое молчание.
Инверсия – изменение обычного (прямого порядка слов).Ведь он друг был мне.
Градация (восходящая или нисходящая) – расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.Не жалею, не зову, не плачу… (Есенин)
Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание слушателей.Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Сколько долго ярость твоя будет нас преследовать?

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение традиционно называют фигурами, хотя применительно к ним само наименование «фигура» условно; точнее они могут быть названы риторическими приемами (А.А.Волков). Эти приемы служат задаче установления активного взаимодействия оратора и адресата, задаче диалогизации речи (создания эффекта диалога в монологической речи), поэтому их называют фигурами диалогизации (А.К.Михальская).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *