Что включает в себя электронный бизнес
Электронная коммерция
E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.
Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.
В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.
Виды электронной коммерции в Интернете
Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:
Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:
Как работает электронная коммерция
Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:
Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.
Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.
Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.
Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.
Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.
Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.
Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.
Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.
Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.
Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.
Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.
Примеры электронной коммерции
Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:
Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.
Преимущества и недостатки
Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.
Недостатки электронной коммерции:
Резюме
Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.
Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля
Содержание
В действительности, e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но и цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций.
Сегодня к электронной коммерции относят электронную покупку или продажу товаров через онлайн-сервисы или через интернет, мобильную коммерцию, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработку транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.
Виды e-commerce
Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам:
Что продают:
Кому продают:
Два самых распространенных типа — b2c и b2b.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: на конец 2020 года в мире насчитывалось почти 10 млрд смартфонов, компьютеров и планшетов, подключенных к интернету. Это уже превышает население Земли (почти 8 млрд человек).
Вот главные цифры на сегодня:
По данным INFOLine, объем рынка электронной коммерции в России за 2020 год составил 2,7 трлн руб. Это на 34% больше, чем годом ранее.
Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
Самые успешные кейсы е-commerce
Alibaba
Модель Alibaba аналогична eBay: она выступает в качестве агрегатора для продавцов — физлиц, магазинов или производителей — которые сами отправляют товар покупателям.
JD.com
Главный конкурент Alibaba в Китае. В отличие от Alibaba, JD.com работает по модели Amazon: отгружает товары сторонних продавцов с собственного склада и отправляет через свою службу доставки. На конец 2020 года у компании было более 900 складов общей площадью 21 млн кв. м. В составе холдинга есть своя социальная платформа — Jingxi, а также сети магазинов у дома Xintonglu и JD New Markets и даже собственное направление коммерческой недвижимости. В ближайшем будущем JD планирует запустить свою цифровую валюту — e-CNY.
Amazon
Amazon — самый крупный розничный продавец в сфере e-commerce в США и один из крупнейших в мире. Компания располагает огромной сетью складов и сортировочных центров, а также собственной службой доставки, которая использует дронов и роботов, а в 2020 году приобрела еще и самолеты Boeing 767. Помимо основной b2c-платформы, есть также Amazon Business для клиентов-юрлиц.
Сейчас 60% дохода Amazon приносят ИТ-решения Amazon Web Services — облачные хранилища и сервисы. Компания регулярно запускает различные продукты и сервисы под своим брендом: электронные читалки Kindle, элементы «умного» дома, голосовой помощник Alexa, онлайн-кинотеатр Amazon Prime. У Amazon есть и офлайн-магазины Amazon Go. Они работают при помощи нейросетей с распознаванием лиц и компьютерным зрением: здесь нет касс и продавцов, а покупки оплачиваются автоматически через приложение.
eBay был создан в 1995 году как сервис онлайн-аукционов c2c: продавцы выставляли на аукцион вещи (часто подержанные), а покупатели делали ставки. Доставка товаров при этом лежит на продавце, а сам сервис берет комиссию за размещение лотов и занимается урегулированием споров. Позже на платформе появились коммерческие аккаунты частных предпринимателей и магазинов, а покупать стало можно и по фиксированной цене.
Wildberries
Wildberries продает одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику, товары для дома. Все это компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи (в 2020-м доля таких заказов составила 93%) или курьеров. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м — до 437,2 млрд рублей, а число заказов — до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки, что вдвое больше прошлогоднего показателя. Помимо России компания также работает в странах СНГ, Польше, Словакии, Израиле и планирует выйти на рынок Германии.
Компанию основали в 1991 году. Как и Amazon, первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами. Как и Wildberries, маркетплейс сделал ставку на расширение пунктов самовывоза, причем с 2020 года делает это только под собственным брендом, а не через партнеров. Ozon доставляет товары в собственные постаматы и курьерами. Компания также запустила сервис по продаже авиабилетов Ozon.Travel.
«Яндекс.Маркет»
«Яндекс.Маркет» пришел на рынок 20 лет назад. До 2018 года развивался как агрегатор для интернет-магазинов, с 2018 года параллельно строил маркетплейс «Беру», который в 2020 году стал частью «Яндекс.Маркета». Сегодня это — маркетплейс, где магазины могут продавать свои товары, а пользователи — совершать покупки, выбирая из ассортимента в 4 млн товарных наименования.
Продавцам «Яндекс.Маркет» предлагает четыре модели сотрудничества с маркетплейсом:
Маркетплейс «Маркета» также предлагает другие сервисы для продавцов и покупателей: поиск по десяткам фильтров, сравнение цен на один и тот же товар, отзывы покупателей, рейтинги магазинов и платное продвижение.
На конец 2020 года на «Яндекс.Маркете» продавали свои товары более 8 тыс. продавцов, по рекламной модели размещалось 25 тыс. магазинов-партнеров, ежедневная аудитория достигла 6 млн уникальных посетителей. Оборот компании в 2020 году вырос в 1,5 раза — до 28,8 млрд руб.
Будущее электронной торговли
Среди глобальных трендов в развитии электронной торговли стоит выделить:
Другими словами, магазины стремятся сделать процесс покупки не только максимально быстрым и комфортным, но еще и увлекательным.
Электронная торговля берет курс на персонализацию: за счет «умного» поиска и подбора товаров, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и прочих инструментов. ИИ сможет анализировать все ваши покупки и предпочтения, составляя личные рекомендации с учетом ваших особенностей. Продуктовые сети уже реализуют подбор товаров на основе генетического теста и базовых медицинских показателей.
Подробнее о том, как будет развиваться онлайн-торговля продуктами и готовой едой — в материале РБК Трендов.
Еще один заметный тренд — гибридные форматы: когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата — магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц.
Среди других трендов:
Электронный бизнес
Резюме
Исторический
В 1994 году IBM со своим рекламным агентством Ogilvy & Mather начала использовать свой опыт в области компьютерных решений в Интернете под термином «электронный бизнес». IBM решила не регистрировать термин «электронный бизнес», чтобы другие компании могли использовать этот термин и тем самым создать совершенно новую отрасль компьютерной индустрии.
Терминология
Что включает в себя электронный бизнес?
Озабоченности
Хотя об экономических преимуществах интернет-торговли написано много, есть также некоторые свидетельства того, что определенные аспекты Интернета, такие как карты и службы определения местоположения, могут использоваться для усиления экономического неравенства и цифрового разрыва. Электронная коммерция может быть причиной консолидации и упадка предприятий канцелярских товаров, кирпича и строительного раствора, что ведет к усилению неравенства доходов. Писатель Эндрю Кин, давний критик социальных преобразований, вызванных Интернетом, недавно сосредоточил внимание на экономических последствиях консолидации Интернет-бизнеса, поскольку в этих компаниях работает гораздо меньше людей на доллар продаж, чем в традиционных розничных продавцах. [исх. нужно]
безопасность
Конфиденциальность и конфиденциальность
Подлинность
Целостность данных
Целостность данных отвечает на вопрос «Может ли информация быть изменена или повреждена каким-либо образом?» Это приводит к уверенности в том, что полученное сообщение идентично отправленному. Компаниям необходимо быть уверенными в том, что данные не изменяются при передаче намеренно или случайно. Для обеспечения целостности данных брандмауэры защищают хранимые данные от несанкционированного доступа, а простое резервное копирование данных позволяет восстановить данные в случае повреждения данных или оборудования.
Безотказность
Контроль доступа
Когда некоторая электронная информация и ресурсы ограничены несколькими уполномоченными лицами, компания и ее клиенты должны быть уверены, что никто другой не сможет получить доступ к системам или информации. Существует множество методов для решения этой проблемы, включая брандмауэры, права доступа, методы идентификации и аутентификации пользователей (например, пароли и цифровые сертификаты), частные сети (VPN) и многое другое.
Доступность
Эта проблема особенно актуальна для клиентов компании, поскольку определенная информация должна быть доступна тогда, когда она нужна клиентам. Сообщения должны передаваться надежно и своевременно, а информация должна храниться и извлекаться по мере необходимости. Поскольку доступность услуг важна для всех веб-сайтов электронной коммерции, необходимо принять меры для предотвращения сбоев в работе служб из-за таких событий, как отключение электроэнергии и повреждение физической инфраструктуры. Примеры решения этой проблемы включают резервное копирование данных, системы пожаротушения, системы бесперебойного питания (ИБП), защиту от вирусов, а также обеспечение достаточной мощности для обработки требований, связанных с интенсивным сетевым трафиком. [исх. нужно]
Расходы
Стоимость обслуживания корпоративного Интернета, поддерживающего электронный бизнес, составляет около 2 триллионов долларов в виде ИТ-долларов, передаваемых исключительно в Соединенные Штаты. Поскольку каждый веб-сайт специально разработан и хранится в коде, нагрузка на обслуживание огромна. В 21 веке ищите новые предприятия, которые помогут стандартизировать внешний вид компании в Интернете, сделав ее более единообразной по своему характеру, что снизит затраты на обслуживание. [исх. нужно]
Решения безопасности
Когда дело доходит до решений безопасности, устойчивая электронная коммерция требует поддержки целостности данных, строгой аутентификации и конфиденциальности. Есть много способов защитить наш электронный бизнес. Начните с базовых вещей, таких как переход на HTTPS со старого устаревшего протокола HTTP, который более уязвим для атак. Кроме того, особое внимание необходимо уделять защите серверов и административных панелей, безопасности платежного шлюза, антивирусному и антивирусному программному обеспечению, использование брандмауэров также является обязательным, регулярные обновления и резервное копирование наших данных. [исх. нужно]
Доступ к данным и целостность
Шифрование
Цифровые сертификаты
Цифровой сертификат предназначен для идентификации владельца документа. Таким образом, получатель знает, что это подлинный документ. Компании могут использовать эти сертификаты по-разному. Их можно использовать вместо имен пользователей и паролей. Каждый сотрудник может получить их для доступа к нужным документам, где бы они ни находились. Эти сертификаты также используют шифрование. Однако они немного сложнее обычного шифрования. На самом деле они использовали некоторую важную информацию в коде. Они делают это для обеспечения подлинности документов, а также конфиденциальности и целостности данных, которые всегда сопровождают шифрование. Цифровые сертификаты обычно не используются, потому что их сложно реализовать. При использовании разных браузеров могут возникнуть сложности, а это значит, что им придется использовать несколько сертификатов. Процесс корректируется, чтобы его было проще использовать.
Цифровые подписи
Последним способом защиты информации в сети будет использование цифровой подписи. Если документ имеет цифровую подпись, никто другой не сможет изменить информацию незамеченным. Таким образом, если он будет изменен, его можно будет отрегулировать для обеспечения надежности постфактум. Чтобы использовать цифровую подпись, вы должны использовать комбинацию криптографии и дайджеста сообщения. Дайджест сообщения используется для придания документу уникального значения. Затем это значение шифруется закрытым ключом отправителя.
Преимущества и недостатки
Преимущества
Посмотрев на электронный бизнес, можно найти несколько преимуществ, связанных с упрощением процедур торговли. Преимущества внедрения инструментов электронной коммерции связаны с оптимизацией бизнес-процессов, а не столько с использованием технологий. Вот некоторые из этих преимуществ:
Недостатки
Несмотря на все преимущества, есть и недостатки, которые необходимо исправить. Наиболее распространенные ограничения электронной коммерции:
Категории
Этот список не является исчерпывающим, но это категории, которые наиболее часто встречаются в литературе.
Примеры
Некоторые примеры инструментов для электронного бизнеса.
Что такое электронный бизнес?
Тем не менее, этот же термин можно также перевести и использовать в смысле «электронных деловых операций», для которых, например, бизнес-процессы интернет-магазина или компании, основанной главным образом на Интернете, представляют собой электронный бизнес.
Термин «электронный бизнес» обязан своей славе рекламной кампании IBM, которая занимается ИТ-процедурами для автоматизации бизнес-процессов:
7 октября 1997 года американская компьютерная и консалтинговая компания опубликовала восьмистраничное эссе на стене Street Journal, в котором слово (тогда еще написанное «eBusiness») должно было служить руководством, чтобы указать, каким образом бизнес-системы радикально изменились в будущем через Интернет.
В то время IBM намеревалась «пересмотреть стратегические бизнес-процессы и столкнуться с вызовами нового рынка, все более и более характеризующиеся глобализацией и основанной на знаниях». Компания хотела представить себя в качестве эксперта по этой новой экономической концепции, но не запатентовала этот термин.
Компоненты электронного бизнеса
Центральными компонентами электронной торговли являются информация, связь и транзакции. Экономические партнеры осуществляют бизнес-процессы через цифровые сети (например, государственные или частные сети связи), используя инновационные информационные и коммуникационные технологии для поддержки и повышения эффективности.
В электронной коммерции три ключевые области имеют особое значение:
Электронные-закупки : электронные закупки товаров и услуг компании, направлены на снижение потери энергии и денег.
К этому добавлены два других сектора электронного бизнеса:
Ecommunity : электронная сеть контактов между людьми и учреждениями, которые должны поддерживать как обмен данных и знаний готовят решения о сделках.
Ecompany : электронное торговое сотрудничество связывать отдельные услуги фирмы. Целью является создание виртуальной компании с предложением совместных транзакций.
Особенности электронного бизнеса
Чтобы полностью понять концепцию электронного бизнеса, необходимо знать связи между электронным бизнесом и чистой экономикой и знать, кто типичные участники находятся на рынке электронного бизнеса.
ЧИСТАЯ ЭКОНОМИКА И ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС
Объем электронного бизнеса определяется возможностями современной сетевой экономики, более известной как «чистая экономика». Этот термин относится к экономически используемой области электронных сетей передачи данных для управления процессами информации, связи и транзакций на разных платформах.
УЧАСТНИКИ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Электронный бизнес может проходить среди большого числа участников рынка: между предприятиями и потребителями, между отдельными лицами, между государственными администрациями и другими организациями (например, неправительственными организациями).
Игроки рынка делятся на три группы для определения отдельных областей деятельности:
- бизнес ( B ): компания потребитель / гражданин ( C ): потребители и граждане администрация ( A ): государственные администрации и другие организации
Все три группы могут выступать на рынке как поставщиками услуг и покупателями, тем самым создавая девять различных отношений в электронной торговле. Например, B2C (от бизнеса к потребителю) и B2B (от бизнеса к бизнесу) относятся к электронной торговле, в то время как A2C (администратор 2 потребитель), A2B (администрирование для бизнеса) и A2A (администрирование для администрирования) частью так называемого электронного правительства, всегда является сектором электронного бизнеса.
ФУНКЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Важнейшей задачей электронной коммерции является «создание электронной ценности», то есть генерация «электронной добавленной стоимости». В частности, проводится различие между следующими формами электронной добавленной стоимости:
Структурная ценность : онлайн-предложение предлагает обзор с большим объемом информации.
Значение выбора : по запросу онлайн-предложение предоставляет некоторую информацию о базе данных.
Соответствующее значение : онлайн-предложение предлагает возможность более эффективно собирать запросы поставщиков и клиентов.
Значение транзакции : онлайн-предложение делает транзакцию более эффективной.
Значение голосования : онлайн-предложение позволяет различным поставщикам лучше соединять ряд услуг друг с другом.
Значение коммуникации : онлайн-предложение улучшает общение между различными заявителями.
Обычно, в зависимости от типа добавленной стоимости, к которой он стремится, компания выбирает один или несколько соответствующих действий, таких как сбор, структурирование, предварительный выбор, синтез или распространение информации. Должен быть создан так называемый « цифровой информационный продукт », который предлагает добавленную стоимость или разные добавленные значения и для которых клиент готов заплатить. Этот информационный продукт может быть веб-сайтом, блогом, сравнительным порталом, электронной книгой или программным приложением.
Процесс электронного создания ценности делится на следующие этапы:
При необходимости повторение процесса на основе новой информации, поскольку информационные продукты обычно не являются статическими и должны постоянно обновляться.
В дополнение к созданию электронной добавленной стоимости мы также различаем различные долгосрочные цели электронного бизнеса, такие как наилучшая автоматизация обменных процессов и создание новых бизнес-моделей или улучшение прекращения использования устаревших (например, отказ от посредников ).
ПРИМЕРЫ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Деятельность электронного бизнеса бесчисленна и различна, поэтому мы можем привести только некоторые примеры.
Сектор электронных закупок включает следующие виды деятельности:
Разработка и управление электронным рынком продуктов и услуг.
Интеграция нескольких электронных каталогов поставщиков в систему Enterprise Resource Planning ( ERP ) для поддержки закупок, управления запасами, обработки заказов, управления производством и логистики.
С другой стороны, следующие примеры касаются сектора электронной коммерции :
Разработка и сопровождение веб-сайта и / или интернет-магазина с различными продуктами или услугами, доступными в любое время и из любого места, различными способами электронных платежей, автоматическими уведомлениями электронной почты о процессе заказа и обслуживания клиентов в форме чатов поддержки, горячих линий или сервисных центров.
Разработка и предоставление дополнительной информации, например, через блог или портал сравнения сравнений.
Расширение онлайн-маркетинга и координация рекламных сообщений как можно большему числу клиентов, например, использование больших данных, таких как куки, поведение покупателей и данные о клиентах.