Что включает в себя читательская грамотность
Доклад «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Преподаватель: Матюхина А. С.
Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности. Данная система опирается на «Концепцию оценки образовательных учреждений учащихся PISA 2018». При создании Концепции важны были следующие факторы: применение новых технологий, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, использовать несколько источников изучения материала одновременно. В Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.
В данном проекте путем мониторинга оценки образовательных достижений учащихся было выявлено, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в других станах мира по уровню сформированности читательских умений: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить сообщения текста. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 43 место.
Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что чтение является предметом исследования. Чтение, чаще всего в педагогическом контексте, понимается как расшифровка – перевод букв в звуки. А читательская грамотность указывает на способность ученика воспринимать, понимать и работать с письменным текстом. При этом читающий и размышляющий человек достигает определенных целей, расширяет свои знания и возможности, участвует в жизни общества.
Читательская грамотность включает в себя не только понимание прочитанного, рефлексию, но и использование полученной информации данного текста. Последнее представляет собой применение учеником содержания текста в различных ситуациях деятельности, для участия в общественной жизни: экономической и политической, социальной и культурной.
Работая с текстом, ученик совершает действия читателя, являющиеся, в свою очередь, навыками работы с «начинкой» текста, полученными на уроках. Задачи читательской деятельности и способы их решения называют читательскими действиями. К ним относятся такие действия, которые связаны с восприятием текста в целом: с нахождением и извлечением информации, с интеграцией и интерпретацией, с осмыслением и оценкой, с использованием информации из текста. В свою очередь, каждая из групп состоит из определенных читательских умений, которые представляют собой эффективные способы работы с текстом.
Согласно тенденции современного информационного пространства работники образования в нашей стране начали перестраивать способы подачи учебного материала в школьных учебниках, используя тесты и извлекая из них пользу в получении необходимой информации. Таким образом, увеличилось коммуникативное и жанровое разнообразие текстов, на материале которых ученики осваивают основные читательские умения.
Современному педагогу необходимо научиться «строить» компетентностные задания на основании содержания учебника. Для создания такого задания нужно выбрать один или несколько фрагментов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме или разработать само задание. В процессе изучения курса учащимся можно предложить несколько ситуационных задач (заданий), нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение учебного материала в процессе обучения.
В нашей жизни мы часто слышим фразы: «правильная русская речь», «сдать ЕГЭ», «поступить в институт», «написать резюме», «устроиться на хорошую работу». А как это связано с русским языком?
Прочитайте внимательно высказывание И.С. Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».
· Почему надо беречь русский язык?
· Зачем людям нужен язык?
· Необходимо ли изучать русский язык?
Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте параграфа учебника (Русский язык, 5 класс, ч.1, под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой).
1) В каких областях жизни человека необходим язык? Какие еще языки, созданные человеком, вы знаете?
Свой ответ иллюстрируйте примерами.
В жизни есть много примеров, где речь идет о языке как средстве общения. Разновидности языков: язык жестов и азбука морзе, нотная грамота и математические символы, светофор и морской семафор и др.
2) Путешествуя по нашей планете, узнавая тайны чудес света, возникает желание изучать языки мира. Назовите их. А можно ли изучить иностранные языки, не зная собственного?
3) Что такое «язык»? Почему это слово является особенным? Что обозначает? Сколько значений имеет?
На основе рисунков объясняется лексическое значение слова.
4) Используя текст учебника и дополнительную литературу (энциклопедия школьника), составьте схему, где нужно показать, почему важно изучать русский язык.
— Верно излагать свои мысли,
— Показатель культуры и воспитанности,
— Главный хранитель знаний о мире, о людях,
— Средство обучения основам наук.
5) Составьте рассказ для своих друзей, используя цитату К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса…». О каких чудесах говорит автор?
Чтобы «творить чудеса», надо уметь общаться с помощью русского языка, обмениваться своими мыслями, чувствами и эмоциями друг с другом. Для этого нужно специально учиться. Полученные знания можно будет успешно использовать в жизни.
Компетентностные задания должны иметь практико-ориентированный характер. Такой вид работы позволяет формировать и оценивать не только предметные знания, но и метапредметные умения. Для самооценки разработанных заданий можно использовать ряд признаков. «Хорошее» задание дает возможность выразить свою позицию и аргументировать ценностное суждение. «Хорошее» задание требует самооценку на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи, выявление позитивных и негативных факторов, влиявших на выполнение новых учебных задач. «Хорошее» задание является всегда групповым или парным, где наблюдается совместная работа учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов. В ходе такой работы принимаются согласованные решения (о важных особенностях или требованиях к проекту или дизайну, о способах выполнения задания, о распределении обязанностей и координации усилий, разделения ответственности за полученный результат, осуществление взаимного контроля, создания общего продукта из взаимосвязанных частей). «Хорошее» задание предполагает наличие проблемы, свежего взгляда на известный объект и создания нового, «устранения неполадок» и ситуации неопределенности, выбора одного из возможных альтернативных вариантов, воплощения принятого решения на практике.
Тема: Публицистический стиль речи.
Введение в проблему
Отечество, гражданин, общество, информация, журналистика. Все эти понятия ассоциируются с публицистикой – видом литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни. Стиль речи – публицистический. В чем его особенность? Каковы языковые средства и приемы построения текста?
Для характеристики публицистического стиля речи обратимся к некоторым понятиям. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.
– Какой общий корень имеют слова?
– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Сделайте запись в тетради.
Толковый словарь. Алгоритм работы со словарем
Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», проследите за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. Переведите текстовый режим в графический формат, заполнив таблицу.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Сопоставьте данный текст с текстами других стилей речи, обращаясь к теоретическим изданиям.
Составьте текст публицистического характера с использованием следующих задач:
· воздействие на массовое сознание,
Графически выделите языковые средства и приемы построения текста, сделав вывод.
Публицистический стиль – разновидность литературного языка, в котором органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
Тема: Монолог и диалог.
Введение в проблему
У Маши много подруг. Они вместе любят рассуждать о том, что их интересует. Сначала девочки говорят по одной, а потом все вместе. В их общении используются разные формы речи: монолог и диалог. А что же это такое? Для этого обратимся к толковому словарю. Умеете ли вы пользоваться словарем?
Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение. Запишите лексическое значение каждого слова в тетрадь.
Алгоритм работы со словарем:
1. Определите, с какой буквы начинается слово.
2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.
3. Обратите внимание на следующие две буквы.
4. Найди те нужное слово.
1. Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.
Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами.
2. Переведите текстовую информацию в графический формат. Составьте схему.
3. Найдите в тексте художественной литературы монолог и диалог.
4. Продолжите фразу: Монолог и диалог – формы речи. Необходимо продумывать свою речь, правильно выражать свои мысли…
Тема: Безударные проверяемые гласные в корне слова (орфограмма №1).
Введение в проблему
Сегодня ваш младший брат пришел из школы очень расстроенным. Он получил по русскому языку «2». Мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. Если нужно, помочь ему.
1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.
2) Расшифруй и допиши пословицы
Алгоритм проверки безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.
ГОворить об Осенних заморОзках, щЕбетать на ствОле сОсны, брОдить по хОлмам зИмой, взглЯнуть на лОсиные рОга, подхвАтить мОрскую бОлезнь, крАсивая кОса Н.Аежды, проговОрить в слОвах удАрение, хОтелось хрАнить в тАйнике, пролЕтают грОзовые Облака.
2) Расшифруй и допиши пословицы
Родная зЕмля – матушка, чужая стОрона – мачеха.
ДерЕво держится кОрнями, а человек друзьями.
Книга и труд хорошие плОды дают.
Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 баллов.
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны как сегодня, так и в грядущем мире.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Определение понятия «читательская грамотность»
Одним из центральных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в области образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностями развития, способностями и интересами человека» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020), статья 3)
В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в образовательной организации. В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 году, когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследования качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но и в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и возможность использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.
Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре.
Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.
Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях реализации ФГОС.
Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также требует понимания своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
«Грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию. Выражение «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf].
Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Рассмотрим еще несколько определений данного понятия.
Читательская грамотность
В Концепции оценки читательской грамотности учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом. Перечислим их:
Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.
Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?
Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет.Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Печальный и, я бы даже сказала,постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?
Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.
В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд,их много:
-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).
-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).
-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?
Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.
Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.
Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.
Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.