Что включает в себя четвертый этап статистического исследования

Четвертый этап статистического исследования – статистический анализ

Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. sanitarnia statistika 3. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования фото. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования-sanitarnia statistika 3. картинка Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. картинка sanitarnia statistika 3. Статистический анализ является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования. В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.Статистический анализ является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.
Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования. В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.

В санитарной статистике применяются следующие виды относительных величин:
1) экстенсивные показатели;
2) интенсивные показатели;
3) показатели соотношения;
4) показатели наглядности.

Экстенсивные показатели характеризуют распределение целого на составляющие его части по их удельному весу или выражают отношение части к целому (например, распределение больных по классам болезней, по возрасту, полу; распределение умерших по причинам смерти; структура коечной сети и др.).
Техника получения экстенсивного показателя следующая: абсолютное число, характеризующее размер всего явления, принимается за 100 (или за 1000). Отношение числа, характеризующего размер данной составной части, к числу, характеризующему размер явления в целом, умноженному на 100 (или 1000) и будет являться экстенсивным показателем.
Особенностью экстенсивных показателей является то, что их сумма всегда равняется 100 или 1000.
Экстенсивный показатель не дает возможности судить о частоте или распространенности какого-либо явления. Он также не может дать ответ на вопрос: стало «больше или меньше», поскольку показывает лишь изменение удельного веса того или иного явления в изучаемой совокупности.
Интенсивные показатели – это показатели, характеризующие частоту или распространенность того или иного явления в своей среде (например, показатель заболеваемости, общей смертности, детской смертности, рождаемости и др.).
Получают эти показатели следующим образом: абсолютное число, выражающее размер явления, делится на абсолютное число, показывающее размер среды, и умножается на 100, 1000, 10000 и т.д. Множитель выбирается в зависимости от распространенности явления: чем явление реже, тем множитель больше.
Интенсивные показатели позволяют ответить на вопрос как изменилось изучаемое явление: стало «больше или меньше», «чаще или реже». Поэтому только с помощью интенсивных показателей можно проводить сравнительный анализ. В этом их преимущество перед экстенсивными показателями.
При использовании интенсивных показателей всегда следует указывать, к какому основанию они вычислены (на 100, 1000, 10000 и т.д.).
Следует отличать показатели соотношения от интенсивных показателей, хотя техника вычисления тех и других одинакова.
Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя самостоятельными, не связанными между собой совокупностями, исчисляются на 1, 100, 1000 и т.д. (например, показатель обеспеченности населения врачами, койками и т.д.).
Показатели наглядности характеризуют отношение каждой из сравниваемых величин к исходному уровню, принятому за 1, 100, 1000 и т.д.
Они применяются в тех случаях, когда в ходе анализа статистического материала возникает необходимость показать изменение во времени ряда величин (явлений) или наглядно сопоставить ряд однородных статистических величин (например, сопоставить уровни рождаемости, смертности, заболеваемости за ряд лет и др.).

Источник

Статистика. Ответы на экзаменационные билеты

Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. cover. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования фото. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования-cover. картинка Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. картинка cover. Статистический анализ является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования. В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.

В данном издании содержатся примерные ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Статистика». Книга написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов экономических специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статистика. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение

В основе любого статистического исследования лежат три взаимосвязанных этапа работы:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных наблюдения;

3) научная обработка и анализ результатов сводки. Каждая последующая стадия статистического исследования может быть проведена при условии, что были осуществлены предшествующие (предшествующая) ей стадии работы.

Статистическое наблюдение — это первая стадия статистического исследования.

Статистическое наблюдение — это планомерное, научно организованное собирание сведений о той или иной совокупности общественных и, в частности, экономических явлений или процессов.

Статистические наблюдения весьма многообразны и различаются характером исследуемых явлений, формой организации, временем наблюдения, полнотой охвата изучаемых явлений. В связи с этим была проведена классификация статистических наблюдений по отдельным признакам.

1. По форме организации статистические наблюдения делятся на отчетность и специально организованные статистические наблюдения.

Отчетность — это основная организационная форма статистического наблюдения, которая сводится к собиранию сведений от предприятий, учреждений и организаций о различных сторонах их деятельности на специальных бланках, называемых отчетами. Отчетность носит обязательный характер. Отчетность делится на основную и текущую в зависимости от продолжительности периода, относительно которого она составляется.

Основная отчетность также называется годовой и содержит наиболее широкий круг показателей, охватывающих все стороны деятельности предприятия.

Текущая отчетность представляется в течение года за различные по продолжительности промежутки времени.

Однако существуют данные, которые принципиально невозможно получить на основе отчетности и данные, которые нецелесообразно включать в нее. Именно для получения этих двух видов данных используются специально организованные статистические наблюдения — различного рода обследования и переписи.

Статистические обследования — это такие специально организованные наблюдения, при которых исследуемая совокупность явлений подвергается наблюдению в течение определенного периода времени.

Перепись — это такая форма специально организованного статистического наблюдения, при котором исследуемая совокупность явлений наблюдается на какую-либо дату (на некоторый момент).

2. По признаку времени все статистические наблю дения делятся на непрерывные и прерывные.

Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение — это наблюдение, которое осуществляется во времени непрерывно. При данном виде наблюдения отдельные явления, факты, события регистрируются по мере их возникновения.

Прерывное статистическое наблюдение — это наблюдение, при котором наблюдаемые явления, факты, события регистрируются не непрерывно, а через периоды времени равной или неравной продолжительности. Различают две разновидности прерывного наблюдения — периодическое и единовременное. Периодическим называется прерывное наблюдение, которое проводится через периоды времени равной продолжительности. Единовременным называется наблюдение, которое проводится через периоды времени неравной продолжительности или имеющие разовый характер.

3. По признаку полноты охвата изучаемой массы явлений, фактов, событий статистические наблюдения делятся на сплошные и несплошные, или частичные.

Сплошное наблюдение имеет целью учет всех без исключения явлений, фактов, событий, образующих исследуемую совокупность.

Несплошное наблюдение имеет целью учет лишь некоторой части явлений, фактов, событий, образующих исследуемую совокупность.

Источник

Организация (этапы) статистического исследования.

1 этап – цель и задачи исследования;

2 этап – организационный (составление программы и плана исследования): объект исследования, статистическая совокупность и ее структура, виды статистической совокупности (генеральная, выборочная), единица наблюдения, учетные признаки (количественные, атрибутивные, факторные, результативные), макеты статистических таблиц, виды статистических исследований (сплошное, выборочное), определение численности выборочной совокупности, способы отбора материала (случайный, механический, типический, серийный, комбинированный);

3 этап – сбор информации;

4 этап – обработка данных, статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка, статистические таблицы, обработка данных с использованием современных математико-статистических методов и вычислительных средств;

5 этап – анализ и оформление результатов статистического исследования (составление графических изображений);

6 этап – внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.

План исследования предусматривает определение объекта наблюдения, единицы наблюдения, времени, места, способ проведения, кадры, средства, сроки выполнения отдельных этапов.

Объект исследования – совокупность, о которой должны быть собраны статистические данные.

Единица наблюдения – каждый случай изучаемого явления, подвергающийся описанию, единица счета.

Время – период, в течение которого регистрируются все случаи изучаемого явления (текущее наблюдение) или момент, на который происходит учет всех единиц наблюдения (моментное или единовременное наблюдение)

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетный документ – четко сформулированные вопросы программы, оформленные в виде персональных карт, списков, журналов, талонов и т.д.

4 этап (разработка материала) складывается из следующих элементов:

1) Контроль (проверка материала) – просмотр регистрационных бланков с целью исключения данных, имеющих дефекты.

2) Разметка признаков, имеющихся в регистрационных бланках. Проводится по заранее разработанному шифру (номер шифра по возрасту, номер шифра по классу болезней) Например, если изучается общая заболеваемость населения различных возрастных групп по классам заболеваний, то на каждом регистрационном бланке ставится шифр возрастной группы, к которой относится больной и шифр класса болезней.

Например: Группировка по возрасту и номер шифра

Возрастная группаШифр
0-14 лет
15-19 лет
20-39 лет
40-59 лет
60 лет и старше

Разметка диагнозов по классам болезней производится на основе «Статистической классификации болезней, травм и причин смерти» (Международная классификация 10-го пересмотра, МКБ-10)

Классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ-10)

IНекоторые инфекционные и паразитарные болезни
IIНовообразования
IIIБолезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
IVБолезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
VПсихические расстройства и расстройства поведения
VIБолезни нервной системы
VIIБолезни глаза и его придаточного аппарата
VIIIБолезни уха и сосцевидного отростка
IXБолезни системы кровообращения
XБолезни органов дыхания
XIБолезни органов пищеварения
XIIБолезни кожи и подкожной клетчатки
XIIIБолезни костно- мышечной системы и соединительной ткани
XIVБолезни мочеполовой системы
XVБеременность, роды и послеродовый период
XVIОтдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
XVIIВрожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
XVIIIСимптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
XIXТравмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
XXВнешние причины заболеваемости и смертности
XXIФакторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

3) Группировка материала в соответствии с программой исследования.

4) Сводка материала (подсчет регистрационных бланков в каждой группе и занесении цифровых данных в таблицы)

Группировка признака – расчленение всей совокупности на однородные части. Этот этап проводится после сбора материала, но начинается еще при планировании исследования, когда составляется программа работы. Группировка может производиться по атрибутивным (типологическим) и вариационным (количественным) признакам.

Сводка – обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического наблюдения, в определенные группы. Программа сводки, идея обобщения рассматриваются также в начале работы в виде составления макетов разработочных таблиц. На практике сводка состоит в подсчете регистрационных бланков

Виды разработочных таблиц: простые (один признак), групповые (два признака в связи друг с другом), комбинационные (три признака и более в связи друг с другом)

В результате группировки и сводки в разработочных таблицах материал наблюдения представлен в виде абсолютных суммарных чисел, которых недостаточно для сравнения, оценки результатов и выводов. В связи с чем определяются различные виды относительных величин (показатели).

Особенности собирания материала при клинико-статистических исследованиях:

1. Изучаются клинические вопросы (например, эффективность применения медикаментозных средств, способа оперативного вмешательства, профилактических прививок, отдаленные результаты лечения и др.)

2. Часто для исследования выделяют две группы больных : 1) группа для которой применяется новый метод лечения и 2) контрольная, состоящая из больных которые лечились традиционным методом.

3. Регистрационным бланком служит специальная выборочная карта из истории болезни каждого больного, которая как готовый бланк не существует а составляется самим исследователем в зависимости от целей и задач исследователя.

ПримерЫ планирования и организации исследования

1. Тема:Отдаленные результаты лечения больных злокачественными новообразованиями желудка.

Цель:определить эффективность оперативного, лучевого и комбинированного лечения больных со злокачественными новообразованиями желудка.

1. Определить состав больных злокачественными новообразованиями желудка по полу, возрасту, профессиям, локализации, стадиям болезни, способам лечения.

2. Изучить отдаленные результаты (состояние больных через 3 года) оперативного, лучевого и комбинационного лечения.

1 группа – 100 мужчин со злокачественными новообразованиями желудка в возрасте 30 лет и старше, которым была сделана операция (резекция желудка);

2 группа – 100 мужчин со злокачественными новообразованиями желудка в возрасте 30 лет и старше, получивших лучевое лечение;

Единица наблюдения – случай заболевания

Место – стационарное отделение Московского городского онкологического диспансера

Кадры – врачи Н. и К. с помощью медицинских сестер В. и Д.

Макет регистрационного бланка.

История болезни №
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Профессия, место работы
Диагноз
Локализация опухоликардиальный отдел, антральный отдел, тело, малая кривизна (нужное – подчеркнуть)
Стадия заболеванияI, II, III, IV (подчеркнуть)
Первая дата установления диагноза
Дата госпитализации
Сопутствующие заболевания
Лечениеоперативное, лучевое, комбинированное (подчеркнуть)
Дата операции
Осложнения после операции
Лучевое лечение, начало (дата)
конец (дата)
Доза:Количество сеансов:
Осложнения после лучевого лечения
Дата выписки
Состояние больного после выпискижив, работает, не работает, умер (подчеркнуть)
подпись врача

Макеты комбинационных таблиц

Локализация30-39 лет40-49 лет50-59 лет60 лет и старше
Методы лечения
Кардиальный отдел
Антральный отдел
Тело желудка
Малая кривизна
ИТОГО

1 – оперативный метод

3 – комбинориванный метод

Возраст в момент лечения в годахОперативноеЛучевоеКомбинированное
живыумерлиживыумерлиживыумерли
работаютне работаютработаютне работаютработаютне работают
30-39
40-49
50-59
60 и старше
Все возрасты

2. Тема: высокая заболеваемость гастритом у студентов-старшекурсников

Цель: снизить заболеваемость гастритом у студентов-старшекурсников

— изучить уровень и структуру заболеваемости студентов-старшекурсников;

— изучить этиологию, клиническую картину, лечение, исходы заболевания гастритом у студентов;

— изучить состав студентов больных гастритом по полу, возрасту, материальному положению, семейному положению;

— изучить организацию медицинской помощи;

— разработать мероприятия по снижению заболеваемости гастритом у студентов

Объект – больные, обратившиеся за консультацией в студенческую поликлинику университета.

Единица наблюдения – каждый случай обращения за консультацией в поликлинику.

Время – в течение года.

Место – студенческая поликлиника.

Способ исследования – сплошной.

1. Карта выкопировки из амбулаторной карты больного, обратившегося за консультацией в поликлинику.

Возраст – 1 курс, 2 курс … 5 курс.

Семейное положение – состоит в браке, нет

Разработочные таблицы: ряд макетов простых, групповых и несколько комбинационных таблиц

3. Социально-гигиеническое исследование:

Тема: изучение обращаемости в поликлинику областной больницы

Цель: совершенствование организации консультативных приемов в областной поликлинике.

— изучение потоков больных, направленных на консультацию;

— изучить организацию врачебных приемов;

— изучить результат консультаций.

Объект – больные, обратившиеся за консультацией в поликлинику областной больницы.

Единица наблюдения – каждый случай обращения за консультацией в поликлинику.

Время – в течение года.

Место – областная больница в городе Б.

Способ исследования – сплошной.

Кадры – работники оргметодотдела.

План может быть несколько изменен: время сокращено до месяца или недели, а исследование проведено как моментное, в какой либо один день (перепись больных за день).

Способ исследования может быть несплошным (выборочным).

Так выборку можно провести на стадии регистрации (каждого десятого больного) или стадии обработки (взять лишь карты больных, фамилия которых начинается на какую-либо букву).

Программа наблюдения: следует учитывать такие признаки как пол, возраст, общественная группа больных, место жительства, кем дано направление на консультацию, диагноз при направлении и после консультации, дата приема, специальность врача, результат консультации. Программа может быть расширена при необходимости разрешения некоторых специальных вопросов соответственно цели исследования, например в отношении состава больных (профессия, семейное положение), потока больных (повод консультации, направляющий специалист), организации приема (повторные посещения, объем обследований, участвующие специалисты и т.д.).

Статистический документ – карта выкопировки из медицинской карты амбулаторного больного, обратившегося за консультацией в областную поликлинику.

пол- мужчины и женщины;

возраст – до 20 лет, 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Общественная группа – рабочий промышленного предприятия и совхоза, колхозник, служащий, пенсионер.

Разработочные таблицы: ряд макетов простых, групповых и несколько комбинационных таблиц.

Результаты исследования для наглядности могут быть представлены в виде различных графических изображений:

— плоскостная (прямоугольная, секторная, полярная)

2. Картограммы и картодиаграммы.

Линейные диаграммы применяются в случаях, когда необходимо показать динамику явления (изменение показателей во времени), например снижение заболеваемости населения инфекционными болезнями или динамику детской смертности.

Секторная диаграмма применяется для изображения структуры явления, например, структуры заболеваемости с временной утратой трудоспособности или структуры причин смерти в соответствии со своим удельным весом.

Полярная диаграмма (радиальная) изображение явлений, носящих сезонный характер строится на системе полярных координат. При построении полярной диаграммы на 12 радиусах окружности (по каждому месяцу года) откладывают величины, соответствующие среднедневным показателям каждого месяца. Точки, отмеченные на радиусах и их продолжениях, соединяют и получают многоугольник, который отображает сезонные колебания изучаемого явления.

Фигурная диаграмма – показатели изображаются в виде различных фигур. Например, рост числа коек в виде больничных коек, рост численности населения в виде человеческих фигурок.

Картограмма и картодиаграмма – это графические изображения, нанесенные на схеме географической карты. Картограммы применяют тогда, когда хотят показать распространение явления на территории, при этом для изображения явления используют краску, штриховку. Картодиаграмма – изображение на схеме географической карты диаграмм различного вида.

1. Дайте определение генеральной совокупности, выборочной совокупности.

2. Назовите этапы статистического исследования

4. Какие вопросы должны быть предусмотрены в плане статистического исследования

5. Какие вопросы должны быть предусмотрены в программе статистического исследования

6. Дайте определение единице наблюдения. Приведите примеры различных единиц наблюдения в зависимости от цели исследования

7. Что такое регистрационный бланк.

8. В чем заключаются особенности собирания материала при клинико-статистических исследованиях.

9. Методы отбора единиц наблюдения

10. Методы сбора статистической информации

12. Назовите объекты и методы социально-гигиенических исследований.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и организации здравоохранения для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

УДК 614.2:31.001.2 (07)

ВВЕДЕНИЕ

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» – состояние, положение, впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль. Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах «политических арифметиков».

В настоящее время слово «статистика» употребляется в следующем значении:

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону общественных, массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Статистика выявляет размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни в конкретных исторических условиях места и времени и проявляющиеся в их изменениях закономерности.

Санитарная (медицинская) статистика изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Санитарная статистика подразделяется на два раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

Статистика здоровья населения изучает состояние здоровья населения, которое характеризуется тремя группами показателей:

1) демографические показатели;

2) показатели заболеваемости;

3) показатели физического развития.

На здоровье населения влияет целый ряд факторов. Сюда относится сложный комплекс естественных и социальных факторов: природные условия, наследственность, социально-экономические условия жизни, условия труда, быта, жилища, питания, культурный уровень населения, уровень лечебно-профилактической помощи населению и т.д. Указанные факторы находятся в тесной взаимосвязи и влияют на показатели здоровья населения комплексно.

Статистика здравоохранения включает в себя статистику сети медицинских учреждений, использование материальных средств в здравоохранении и деятельность медицинских учреждений по оказанию лечебной и профилактической помощи населению.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистическое исследование начинается с определения четкой цели и задач, которые ставит перед собой исследователь, и включает в себя четыре последовательные этапа:

1-й этап: составление программы и плана исследования;

2-й этап: сбор материала;

3-й этап: разработка материала;

4-й этап: анализ, выводы, предложения, внедрение результатов исследования в практику.

1-й этап: Составление программы и плана исследования.

Первый этап представляет важный раздел работы, который можно правильно осуществить только при наличии глубоких знаний по изучаемому вопросу и четкого представления о цели исследования. Программа и план подчиняются единой цели исследования: в программе указывают цели и задачи исследования, а план предусматривает организационные вопросы исследования.

Программа статистического исследования включает в себя следующие компоненты:

1. Объект и единица наблюдения

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных явлений (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Единица наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, учетные признаки которого подлежат изучению.

Признаки могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовое выражение); по характеру взаимоотношения признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки влияют на результативные).

2. Учетные признаки и их группировка

Различают типологические и вариационные группировки.

Типологическая группировка – это группировка качественных (атрибутивных, описательных) признаков. (Пол, виды заболеваний и др.)

Вариационная группировка – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост и др.).

3. Программа сбора материала

После определения перечня учетных признаков и их группировки нужно сконструировать различные учетные документы: регистрационные бланки, карты, анкеты, которые и будут программой сбора материала и которые придется заполнять на каждую единицу наблюдения. Существуют официальные программы сбора материала (учетные формы), которые разработаны государственной статистикой здравоохранения и служат для изучения состояния здоровья населения и оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений. К ним относятся «карта выбывшего и стационара», история болезни, амбулаторная карта и др.

Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. ha. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования фото. Что включает в себя четвертый этап статистического исследования-ha. картинка Что включает в себя четвертый этап статистического исследования. картинка ha. Статистический анализ является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования. В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.

4. Программа разработки материала и его анализа

Программа разработки материала предусматривает составление макетов разного типа таблиц, которые будут заполняться на третьем этапе статистического исследования. Заполненная таблица дает цифровое описание закономерности того или иного явления.

Статистическая таблица – наиболее удобный вид статистической сводки материала, чтобы правильно составить макет таблицы нужно знать как минимум следующее.

Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и комбинационные.

Простые таблицы дают количественную характеристику какого-то одного признака, соответственно итоговая сводка делается по одному признаку.

Распределение больных гипертонической болезнью по стадиям заболевания (макет)

Стадии гипертонической болезниЧисло больных
I
II
III
Итого

Групповой называется таблица, в которой представлены данные с группировкой их по двум признакам, причем один из них находится в подлежащем таблицы, а другой – в сказуемом.

Распределение больных гипертонической болезнью по полу, возрасту и стадиям заболевания (макет)

Стадии гиперто-нической болезниПолВозраст, годыВсего
Муж.Жен.До 2020-2930-3940-4950 и >
I
II
III
Итого

В данной групповой таблице попарно сочетаются признаки: стадия гипертонической болезни и пол, а затем стадия гипертонической болезни и возраст. Групповая таблица может иметь и больше признаков в сказуемом: сроки госпитализации, сроки операции и др., однако с подлежащим они должны сочетаться только попарно: заболевания и сроки госпитализации, заболевания и сроки операции, заболевания и пол и т.д.

Комбинационной называется таблица, в которой представлены сводные данные с непременным сочетанием трех и более взаимосвязанных признаков. Подлежащее такой таблицы характеризуется сказуемым, в котором имеется комбинация из нескольких признаков.

Распределение больных гипертонической болезнью по полу, возрасту и стадиям заболевания (макет)

Стадии гиперто-нической болезниВозраст в годахВсего
До 30 лет30-3940-4950 и >
Муж.Жен.Муж.Жен.Муж.Жен.Муж.Жен.Муж.Жен.
I
II
III
Итого

Приведенные примеры макетов таблиц разного типа показывают различную их информативность в отношении возможности выявления закономерностей. В макетах таблиц еще до разработки материала уже представлены основные направления исследования и анализа (программа разработки данных).

План исследованияпредусматривает организационные элементы работы. В плане прежде всего стоит указать объект исследования, каким образом он будет формироваться. По полноте охвата различают сплошные и выборочные наблюдения; по времени наблюдения – единовременные и текущие, по способу получения информации могут быть непосредственные и анамнестические (опрос, составление анкет), также необходимые сведения могут быть получены при выкопировке данных.

2-й этап: Сбор материала.

Этот этап исследования заключается в сборе материала, в осуществлении статистического наблюдения. Под статистическим наблюдением понимается сам процесс регистрации, заполнения разработанных карт (программа сбора материала).

Сбор материала (статистическое наблюдение) проводят строго по заранее составленной программе и плану исследования. В процессе статистического наблюдения необходимо не отклоняться от единых установок и правил, чтобы не исказить результаты исследования.

3-й этап: Разработка материала.

После того как материал собран, приступают к его разработке, которая складывается из нескольких последовательных операций (стадий):

1) Контроль – перед разработкой необходимо провести предварительный контроль за правильностью и полнотой сведений.

2) Шифровка (кодирование) – проводится путем проставления условного знака, обозначающего каждый признак и его градацию. Шифровка проводится с целью облегчения дальнейших операций по разработке материала.

3) Заполнение макетов статистических таблиц, для чего согласно их содержанию карты, анкеты раскладывают по группам, обозначенным в них. В таблицах не должно оставаться пустых граф, в случае отсутствия данных ставятся ноль или прочерк.

4) Вычисление статистических показателей и критериев – ответственный момент, требующий не только знаний и умения, но и понимания сути изучаемых процессов и явлений.

Абсолютные и относительные величины.

Абсолютные данные используются очень широко. Они нужны для общей характеристики явления или признака, например, численность населения в мире, в стране, в городе; число врачей, учреждений здравоохранения и пр.

Когда нужны сравнения используются относительные числа, получающиеся путем различных отношений, сопоставлений. Показатели выражаются в процентах, промилле и продецимилле и т.д., т.е. отношение тех или других величин умножается на 100, на 1000, на 10 000 и т.д.

Наиболее часто используют относительные величины: экстенсивные и интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности, показатели динамического ряда.

Чтобы охарактеризовать структуру явления, показать долю признака или распределение признаков в данной совокупности, применяют экстенсивный показатель, который рассчитывается по формуле:

Часть явления х 100

Этот показатель характеризует первое свойство статистической совокупности – распределение признака, заключающееся в том, что единица статистической совокупности распределяется неодинаково по характеру учетного признака и образует определенную внутреннюю структуру. Экстенсивными показателями являются структура смертности, структура заболеваемости и т.д.

Когда нужно охарактеризовать частоту (интенсивность) явления в какой-либо среде, применяют интенсивный показатель,который рассчитывается по формуле:

Размер явления х 1000

Типичными интенсивными показателями являются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости.

Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями. Типичными показателями соотношения являются обеспеченность населения койками, врачами, средними медработниками (обычно на 10 000 населения). Иногда выгодно показать отношение какого-то признака к другому, принятому за 100% или за единицу. Этот показатель называют показателем наглядности.

Если нужно и можно показать изменение изучаемого признака (ов) во времени, строят динамический ряд. Числа, из которых его составляют – уровни ряда – могут быть абсолютными величинами. Такой динамический ряд называется простым.

Уровнями динамического ряда могут быть средние и относительные величины, такой динамический ряд называется сложным или произвольным.

Простые динамические ряды бывают моментными и интервальными. Моментный динамический ряд состоит из чисел, характеризующих признак на определенные моменты – даты (на конец года, месяца и т.д.). Уровни моментного ряда не могут дробиться.

Интервальный динамический ряд характеризует признак, изучаемый за определенный интервал времени (год, месяц и т.д.). Интервальный динамический ряд можно разделить на более дробные периоды или, напротив, укрупнить интервалы.

ГодыПоказатель рождаемостиПоказатель наглядностиПоказатель ростаПоказатель прироста
А
ВВх100/АВх100/АВх100/А – 100
ССх100/АСх100/ВСх100/В – 100
ДДх100/АДх100/СДх100/С – 100

Чтобы проанализировать динамический ряд, нужно изобразить его графически и вычислить несколько показателей:

Показатель наглядности – отношение показателя каждого последующего года к первому отчетному.

Показатель роста – отношение показателя каждого года к предыдущему.

Показатель прироста – показатель роста минус 100.

Для наглядного представления различных статистических величин, а также для их анализа широко используют графические изображения. Практически в каждом статистическом исследовании применяется графический метод.

Графиками в статистике называют условные изображения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образом – точек, линий, плоских фигур и т.д.

Статистический график дает возможность сразу оценить характер изучаемого явления, присущие ему закономерности, особенности, тенденции развития, взаимосвязь его показателей.

Название графика должно кратко и точно раскрывать его содержание. Название обычно помещают под графиком в отличие от таблицы, название которой располагается над ней. Пояснительные тексты могут располагаться в пределах графического образа, рядом с ним или вне его.

Графические изображения разделяют на диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

Диаграммой называют изображение статистических данных в виде точек, линий, плоскостей, фигур.

-линейными (арифметические, полулогарифмические, гистограммы, радиальные);

-плоскостными (столбиковые, внутристолбиковые, ленточные, секторные. круговые);

-объемными (параллелепипед, куб, шар и т.д.);

-фигурными (койки, люди и т.д.).

Картограммы отражают статистические данные на географической карте.

Картодиаграммы представляют статистические данные на географической карте в виде диаграммы.

Вид графического изображения выбирается в зависимости от статистической величины.

Абсолютные величины, характеризующие статику явления, можно изобразить в виде диаграмм (плоскостной, столбиковой, объемной или фигурной), картограмм, картодиаграмм.

Экстенсивные показатели, характеризующие структуру явления, можно изобразить в виде секторной или внутристолбиковой плоскостной диаграммы.

Интенсивные показатели, характеризующие частоту явления, можно изобразить в виде линейной, плоскостной (столбиковой, ленточной), объемной, фигурной диаграмм.

Показатели соотношения, характеризующие отношение между двумя самостоятельными совокупностями, представляют в виде тех же графических изображений, что и интенсивные показатели. Показатели динамического ряда чаще изображают при помощи радиальной диаграммы.

4-й этап: Статистический анализ, выводы, предложения, внедрение результатов исследования в практику.

Этот этап является конечным при любом исследовании. Он включает следующие основные элементы.

1) Осмысливание различных полученных статистических величин, графических изображений. Проводят все возможные сравнения. Из них основные: сравнение с имеющимися нормативами, со средними уровнями статистических величин, с данными по другим учреждениям и территориям, а также сравнения в динамике.

2) Написание и оформление работы.

4) Проверка соответствия полученных выводов принятой гипотезе исследования. Каждой задаче исследования должен соответствовать конкретный, обоснованный, вытекающий из анализируемых материалов, лаконичный вывод.

5) предложения для внедрения в практику.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое статистика?

2. Что изучает санитарная или медицинская статистика?

3. Какие этапы включает в себя статистическое исследование?

4. Из каких элементов состоит программа статистического исследования?

5. Какие виды и методы статистического наблюдения Вы знаете?

6. Что такое единица статистической совокупности?

7. Что такое статистическая совокупность?

8. Какие виды группировок применяются в статистике?

9. Какие виды таблиц вы знаете?

10. Какие виды диаграмм вы знаете?

11. Какие диаграммы используются для изображения интенсивных показателей?

12. Что такое динамический ряд?

13. Какие показатели динамического ряда используются в статистической исследовании?

14. Из каких элементов состоит третий этап статистического исследования?

15. Из каких элементов слагается четвертый этап статистического исследования?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Юрьев В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение – Санкт-Петербург, 2000г. – 914с.

2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520с.

3. Серенко А.Ф., Ермакова В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – М.: Медицина, 1984, 640с.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 67 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *