Что включает в себя бюджетная классификация российской федерации
Статья 19 БК РФ. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
Комментарии к ст. 19 БК РФ
Комментируемая статья определяет составные части бюджетной классификации РФ.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Минфин России определяет порядок применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления.
Таким образом, если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью классификации операций сектора государственного управления участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации операций сектора государственного управления, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Обучающий сервис
Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.
Классификация обеспечивает стандартизацию бюджетной процедуры и необходима для:
— единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
— организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных средств в процессе исполнения бюджета;
— проведения анализа плановых и отчетных данных и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.
Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов;
— классификацию расходов бюджетов;
— классификацию источников финансирования бюджетов;
— классификацию операций публично-правовых образований.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧАЕТСЯ ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ КОД?
Наличие 20-ти разрядов в коде систематизирует имеющуюся информацию. Чем ниже уровень детализации, тем сложнее код и конкретнее наименование вида доходов.
код 000 1 00 00000 00 0000 000 – налоговые и неналоговые доходы
код 000 1 06 00000 00 0000 000 – налоги на имущество
код 000 1 06 04000 02 0000 110 – транспортный налог
Подобная классификация предполагает, что общий объем денежных средств по виду доходов, стоящему ниже по уровню детализации, будет включен в сумму доходов по вышестоящему виду доходов: сумма по транспортному налогу с физических лиц будет включена в общий объем доходов по транспортному налогу, те в свою очередь будут включены в налоги на имущество, а налоги на имущество будут включены в налоговые и неналоговые доходы.
В случае с источниками финансирования и расходами бюджета коды присваиваются по аналогичному принципу.
При классификации расходов особое внимание уделяется коду целевой статьи расхода (ЦСР) – это десятизначный код, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к государственным программам и (или) к не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.
Верхним уровнем детализации ЦСР являются государственные программы и (или) непрограммные направления деятельности.
В случае с государственными программами детализация ЦСР происходит по 4-м уровням: государственным программам, подпрограммам, основным мероприятиям, и по отдельным направлениям расходования бюджетных средств в рамках мероприятий государственной программы.
Детализация ЦСР непрограммных направлений деятельности происходит так же в четыре уровня, при этом на каждом следующем уровне непрограммные направления деятельности уточняются.
Подобная систематизация позволяет представлять информацию в различных
разрезах и с разными уровнями детализации.
Например, благодаря бюджетной классификации расходы можно представить в следующих разрезах:
— функциональная классификация расходов:
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Охрана окружающей среды;
— целевые статьи расходов:
Развитие транспортной системы;
Социальная поддержка жителей города Москвы;
Открытое Правительство и пр.;
— ведомственная структура расходов:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент культуры города Москвы;
Департамент городского имущества города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Главное архивное управление города Москвы и пр.;
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
Социальное обеспечение и иные выплаты населению и пр.
ГДЕ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С КОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
Гражданин при оплате налога, пошлины, штрафа или другого платежа в бюджет получает соответствующую квитанцию, на которой указан код бюджетной классификации (КБК).
В качестве примера рассмотрим оплату транспортного налога с физических лиц. На квитанции при оплате налога будет указан КБК 182 1 06 04012 02 0000 110. Указанный код однозначно определяет, какой платеж был совершен. В данном случае это своего рода «обратный адрес», который указывает, откуда поступили доходы в бюджет. При таком подходе поступления денежных средств в бюджет четко контролируются и учитываются.
В дальнейшем поступившие в бюджет средства расходуются в различных направлениях. Например, за счет бюджетных средств города Москвы осуществляется ремонт автомобильных дорог на территории города. Это мероприятие финансируется в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» и имеет код бюджетной классификации 020 04 09 01 Д 0308100 611. В данном случае КБК указывает, каким органом власти и на что были израсходованы бюджетные средства.
В последнем случае гражданин не взаимодействует с кодом бюджетной классификации напрямую, но имеет возможность узнать какой объем средств и куда был направлен.
Тема 3. Бюджетная классификация РФ
Цель изучения данной темы — раскрыть понятие, назначение и состав бюджетной классификации.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
Содержание
3.1. Назначение и состав бюджетной классификации
Для составления и исполнения бюджетов, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация РФ. Она представляет собой различные группировки расходов, доходов и источников покрытия дефицита и внутреннего, и внешнего государственного долга.
Начиная с 1995 г. в России введена единая для бюджетов всех уровней классификация, которая обеспечивает общегосударственную и межгосударственную сопоставимость бюджетных данных.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Бюджетная классификация Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
3.2. Классификация доходов бюджетов РФ
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной и местной власти.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
а) налоговые доходы, которые включают в себя:
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Рассмотрим подробнее основные виды неналоговых доходов:
3.3. Классификация расходов бюджета
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, присваиваются уникальные коды целевых статей или видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Перечень и коды целевых статей или видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей или видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
3.4. Классификация источников финансирования дефицита бюджетов РФ
Данная классификация представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Необходимо различать внутренние и внешние источники финансирования дефицитов бюджета.
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
3.5. Классификация операций публично-правовых образований (сектора государственного управления)
3) поступление нефинансовых активов:
4) выбытие нефинансовых активов:
5) поступление финансовых активов:
6) выбытие финансовых активов:
7) увеличение обязательств:
8) уменьшение обязательств:
Энциклопедия решений. Бюджетная классификация Российской Федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации
— ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
— составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности.
Внимание
При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 18 БК РФ КОСГУ используется только для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Бюджетная классификация РФ включает (ст. 19 БК РФ)
Классификацию доходов бюджетов
Классификацию расходов бюджетов
Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Перечни составных частей бюджетной классификации РФ устанавливаются (утверждаются) в следующем порядке.
Правовой акт, определяющий перечень
Составная часть бюджетной классификации РФ
Основание (норма БК РФ)
Единые группы и подгруппы доходов
Единые элементы доходов
Единые разделы и подразделы классификации расходов
Единые группы и подгруппы видов расходов*(1)
Единые группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов
Единые группы КОСГУ
Закон (решение) о бюджете
Главные администраторы доходов бюджета
Главные распорядители средств бюджета
Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета*(2)
Главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов
Статьи источников финансирования дефицитов бюджетов
Бюджетная роспись соответствующего бюджета
(в случаях, установленных БК РФ)
Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета
Правовой акт, изданный Минфином России
Единые статьи и подстатьи доходов
Соответствующие подвиды доходов
Соответствующие целевые статьи расходов
Единые элементы видов расходов
Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов
Правовой акт, изданный финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования)
Соответствующие подвиды доходов бюджета
Соответствующие целевые статьи расходов
Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов
В соответствии с положениями п. 2 ст. 18, п. 9 ст. 20, п. 8 ст. 21, п. 5 ст. 23, п. 5 ст. 23.1 БК РФ к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации относится:
1) определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;
2) определение порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов));
3) присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов;
4) утверждение общих требований к порядку формирования перечня кодов:
— подвидов доходов бюджетов;
— элементов видов расходов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
— статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;
— подстатей КОСГУ при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.
Таким образом, Минфин России утверждает коды по следующим единым составным частям бюджетной классификации РФ (эти коды применяются при составлении и исполнении всех бюджетов).
Единые коды, утверждаемые Минфином России для всех бюджетов
Классификация доходов бюджетов
Коды видов доходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов
Коды разделов (подразделов)
Коды групп, подгрупп и элементов видов расходов (начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Коды групп, подгрупп и статей
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Все коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи)
Финансовые органы публично-правовых образований в рамках своих полномочий утверждают коды бюджетной классификации, которые применяются при составлении и исполнении соответствующих бюджетов (Минфин России утверждает коды, которые используются при составлении и исполнении федерального бюджета).
Коды, утверждаемые финансовыми органами для составления и исполнения соответствующих бюджетов
Классификация доходов бюджетов
Коды подвидов доходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов
Коды главных распорядителей бюджетных средств
Коды целевых статей
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Коды главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов
Коды видов источника финансирования дефицитов бюджетов
И наконец, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливаются следующие коды.
Коды, утверждаемые законом (решением) о соответствующем бюджете
Классификация доходов бюджетов
Коды главных администраторов доходов бюджетов
В целях реализации перечисленных в п. 2 ст. 18 БК РФ полномочий Минфин России издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, при исполнении бюджета текущего финансового года используются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
Примечание
Согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, коды основных составных частей бюджетной классификации больше не утверждаются законами (решениями) о бюджете. Именно поэтому у специалистов Минфина России появилась возможность утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ еще до принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Так, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2014-2015 годы были утверждены уже в июле 2013 года (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н), а не в конце календарного года, как это бывало раньше.
*(2) В определенных БК РФ случаях могут быть установлены сводной бюджетной росписью (п. 4 ст. 21 БК РФ).
Что включает в себя бюджетная классификация российской федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)
Бюджетная система Российской Федерации Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная смета
Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (см.).
Бюджетные ассигнования ежегодно утверждаются Федеральным законом о бюджете.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
БК РФ
Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Ведомственная структура расходов бюджета
Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
Ведомственная целевая программа
Комплекс мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы Российской Федерации или целей «пилотной» госпрограммы, разработанной в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», или решение задач федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), являющегося разработчиком ВЦП, в рамках непрограммных направлений деятельности.
Элемент бюджетной классификации, используемый в целях бюджетного учета.
Код вида расходов (КВР) входит в состав КБК, имеет длину 3 символа и занимает в действующем формате КБК позиции 18-20.
В формате КБК, использовавшемся до 2016 года, КВР занимал позиции 15-17
ГАДБ
Главный администратор доходов бюджета
Определенный в соответствии с Бюджетным Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета
ГРБС
Главный распорядитель бюджетных средств
Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Код ГРБС содержится в составе КБК (разряды 1-3).
Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Код ГП содержится в составе КБК (разряды 8-9).
Государственная программа включает в себя:
Грант
Безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
Дефицит бюджета
Превышение расходов бюджета над его доходами.
Дотация
Межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления использования средств.
Доходы бюджета
Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
КОСГУ
Классификация операций сектора государственного управления
Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.
Код КОСГУ входил в старый формат КБК (до 2016 года) и занимал позиции 18-20. В новом формате КБК код КОСГУ не используется.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
Код бюджетной классификации
Основной классифицирующий признак в бюджетной системе.
Различаются КБК доходов бюджета, КБК расходов бюджета и КБК источников финансирования дефицита бюджета.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
Структурная часть КБК.
В действующем с 2016 года формате КБК занимает позиции 18-20 (три последних позиции в КБК).
В формате КБК, действовавшем до 2016 года, КВР располагался в позициях 15-17.
Консолидированный бюджет
Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Лимит бюджетных обязательств
Объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Признак бюджетной классификации, определяющий максимально детализированную информацию о назначении бюджетных ассигнований.
Код НР в действующем с 2016 года формате КБК имеет длину 5 символов и занимает позиции с 13 по 17.
В формате КБК, применявшемся до 2016 года, код НР имел длину 4 символа и занимал позиции с 11 по 14.
Национальный проект / Национальная программа
Проект (программа), направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «»О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»», и обеспечивающий достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета.
Национальный проект состоит из федеральных проектов.
В настоящее время утверждены 13 национальных проектов и два комплексных плана, приравненных к национальным проектам.
Нормативный правовой акт
Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
Нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
В бюджетной системе РФ НПА высшего уровня являются Бюджетный Кодекс РФ и Федеральные законы о бюджете, принимаемые ежегодно.
ОБАС
Обоснование бюджетных ассигнований
Документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Орган государственной власти
Организация (учреждение) государственной власти.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на:
К основным федеральным органам власти относятся:
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Структурный элемент подпрограммы государственной программы.
К основным мероприятиям приравниваются федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, и ведомственные целевые программы.
Код ОМ входит в состав КБК, имеет длину 2 символа и занимает в КБК позиции 11-12.
Очередной финансовый год
Год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период
Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Пп, П/п
Подпрограмма государственной программы
Основная структурная единица государственной программы.
Структурные элементы подпрограммы включают в себя:
К подпрограммам ГП приравниваются ФЦП.
Код подпрограммы ГП входит в состав КБК, состоит из одного символа и занимает позицию 10.
Получатель бюджетных средств
Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Приоритетный проект
Документ стратегического планирования, являющийся предшественником национального проекта. Большинство приоритетных проектов, реализовывавшихся в период 2005-2017 гг., в настоящее время преобразованы в национальные и/или федеральные проекты.
Как самостоятельная единица бюджетного планирования в настоящее время не применяется.
Программно-целевой принцип стратегического планирования
Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.
Профицит бюджета
Превышение доходов бюджета над его расходами.
Рз / Пр
Раздел / подраздел бюджета
Часто кодом раздела называется вся последовательность символов в КБК в позициях 4-7, в которой два последних символа нулевые.
Кодом подраздела также может называться последовательность символов в разрядах 4-7, в которой разряды 6-7 ненулевые.
Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходы бюджета
Выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Реестр расходных обязательств
Используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Сводная бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
СБР формируется на основе бюджетных росписей отдельных ГРБС.
Субвенция
Межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели; в отличие от дотации (которая не имеет цели в принципе) подлежат возврату в случае отклонения от цели.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Субсидия
Выплата, предоставляемая за счёт федерального или местного бюджета, а также выплата из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются два вида субсидий:
Основные свойства субсидии:
Текущий финансовый год
Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Федеральная целевая программа
Увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
ФЦП использовались в качестве одного из основных инструментов формирования федерального бюджета до 2014 года, после чего стали постепенно замещаться в бюджетном планировании государственными программами. В настоящее время реализуются ФЦП, у которых еще не истек плановый период реализации.
НПА высшего уровня в Российской Федерации.
ФОИВ
Федеральный орган исполнительной власти
Орган государственной власти (государственного управления), выполняющий исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
В бюджетной системе РФ все ФОИВ являются ГРБС; большинство ФОИВ является также ГАДБ.
Основная структурная единица национального проекта (программы).
Федеральный проект приравнивается к основному мероприятию государственной программы.
Мероприятия федерального проекта могут входить в состав разных государственных программ.
Функциональная структура расходов [бюджета] (Устар.)
Классификация расходов бюджета в разрезе основных разделов и подразделов.
Целевая статья расходов
Агрегированный признак бюджетной классификации, объединяющий коды ГП (или непрограммного направления расходов), подпрограммы ГП, основного мероприятия в составе ГП и направления расходов.
В формате КБК, действующем с 2016 года, ЦСР имеет длину 10 символов и занимает позиции с 8 по 17.