Что включает в себя административно правовой статус личности
Административно-правовой статус гражданина
Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).
Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Элементы административно-правового статуса граждан:
Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:
Виды административно-правовых статусов граждан:
Принципы административно-правового статуса граждан
Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).
Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.
Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).
Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.
Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.
Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения
Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:
К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.
Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.
Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.
Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.
Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.
Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.
Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.
Виды административной дееспособности граждан:
Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.
Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Виды прав граждан в сфере государственного управления:
В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).
Административная ответственность граждан
Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.
Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.
Условия административной деликтоспособности гражданина:
Юридические гарантии административно-правового статуса граждан
Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:
Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:
Идеологические (культурно- нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:
Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.
Виды специальных юридических гарантий:
Существуют следующие виды обращений граждан.
Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан
Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства. В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Для всех этих актов характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ему правами и свободами, и как к гражданину государства, которое безусловно признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их.
Личностные права и свободы человека неотчуждаемы от него и принадлежат каждому от рождения. К ним относятся: право человека на жизнь; право на жилище; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение его личной и семейной жизни и неприкосновенности жилища; право на свободу мысли, слова, совести и религии; право на собственность; право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; и др. Перечень личностных прав, принадлежащих человеку от рождения и закрепленных в действующей Конституции РФ, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека.
Права и свободы человека как гражданина связаны с его гражданством, суть и понятие которого выражают устойчивую правовую связь человека с государством, заключающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Основные права и свободы человека-гражданина также закреплены в действующей Конституции РФ. К ним относятся: право на приобретение, сохранение и прекращение российского гражданства; возможность и допустимость двойного и почетного гражданства; право свободно определять свою национальную принадлежность; право на участие в управлении делами общества и государства; право на объединение с гарантиями свободы деятельности общественных объединений; право на обращение в государственные органы и к должностным лицам; право на судебную защиту своих прав и свобод, равенство всех перед законом и судом; право на презумпцию невиновности и др. Перечень прав человека и гражданина так же не является исчерпывающим.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Наряду с развитой системой прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет и некоторые всеобщие обязательные для всех граждан обязанности, которые можно объединить в три группы: 1) обязанность соблюдать Конституцию РФ, другие законы и выполнять конституционные обязанности (нести военную службу, получить основное общее образование, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и др.); 2) осуществление гражданами своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц и, в этой связи, прямое запрещение на использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны; 3) определенные ограничения на получение и распространение информации в целях охраны личной, семейной, профессиональной, государственной и коммерческой тайны.
Вся закрепленная в Конституции РФ совокупность прав, свобод и обязанностей граждан составляет конституционно-правовой статус гражданина, который служит правовым фундаментом всех отраслевых правовых статусов граждан (трудового, гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового и всех других), в которых граждане выступают как участники трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и других отношений.
Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:
административная правоспособность — предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими — для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.
Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации
Обеспечение нормами административного права прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации осуществляется в следующих основных направлениях:
1) нормы административного права обеспечивают необходимую полноту и определенную законченность в правовом урегулировании конкретных оснований, условий и порядка реализации основных конституционных и производных от них прав и обязанностей граждан, потому что административно-правовые нормы развивают, детализируют, наполняют конкретным содержанием конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливают и регламентируют в сфере управления права и обязанности, составляющие особенные и специальные административно-правовые статусы отдельных категорий граждан;
2) нормами административного права устанавливается правовой статус и компетенция государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц, призванных обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всей их совокупности или по отдельным вопросам.
Административно-правовыми нормами регулируется также компетенция различных отраслевых органов и должностных лиц, а также порядок их деятельности в связи с реализацией гражданами отдельных принадлежащих им конкретных прав и свобод;
3) административно-правовыми нормами установлена дисциплинарная и в некоторых случаях административная ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан государственными и муниципальными органами исполнительной власти, их должностными лицами и служащими.
Обеспечение соблюдения и защита прав и законных интересов граждан по действующему законодательству относится к всеобщим основным обязанностям всех государственных и муниципальных служащих;
4) административно-правовые нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан во всевозможные органы публичной власти и организации в связи и по поводу реализации своих прав и свобод. Граждане Российской Федерации, говорится в ст. 33 Конституции РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Будучи одним из основных конституционных прав граждан, эти обращения одновременно являются важнейшей организационно-правовой гарантией защиты всех других прав и законных интересов граждан, а также служат одной из форм их участия в управлении всеми делами общества и государства.
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Основными юридически значимыми формами устных и письменных обращений граждан как участников управленческих административно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы.
Предложения — обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли (здравоохранения, образования, транспорта и т.д.), социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Заявления — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ и другим действующим законодательством.
Жалобы — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.
Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в пятидневный срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. При этом обращения граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются. Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц и служащих, если оно повлекло за собой выше перечисленные последствия.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Последние обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок, а если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой в суд по месту жительства либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушивших его права.
Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.
Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.
Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 22 июля 2008 г.).
Право
Раздел VI. Административное право
Лекция 18. Административно-правовой статус граждан
Цель лекции: определение административно-правового положения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Основы административно-правового статуса граждан.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3. Административно-правовые гарантии прав граждан.
4. Право граждан на административную жалобу.
5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц.
6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Основы административно-правового статуса граждан. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.
Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.
Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации в своей основе является одинаковым, получающим, однако, свою конкретизацию применительно к их отдельным группам, отражающую различия в объеме их прав и обязанностей, обусловленные возрастом, состоянием здоровья, фактической реализацией их субъективных прав и другими факторами. Чаще всего эти различия предусматриваются текущим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, иногда отражающими наступление фактических обстоятельств.
С учетом этого в специальной литературе по административному праву выделяют различные виды административно-правового положения граждан РФ. Представляется более соответствующим логике действующего законодательства выделение общего, специального, индивидуального административно-правового положения граждан РФ.
Общее — равное для всех граждан РФ, специальное — характерное для определенных групп граждан РФ, наделенных дополнительно специальными правами и обязанностями (пенсионеры, инвалиды, студенты государственных вузов и т.д.), индивидуальное — присущее лишь данному конкретному гражданину, персонально наделенному теми или иными правами в данном конкретном случае, административно-правовое положение. Разумеется, что специальное и индивидуальное правовое положение гражданина могут совмещаться с общим, а индивидуальное может также дополнять и специальное правовое положение. Специальное и индивидуальное правовое положение приобретается нередко на основании специальных правовых норм и в порядке реализации субъективного права или обязанности (в случае оформления выхода на пенсию и т. д.), на основании иных юридических факторов, например, достижения возраста, необходимого для призыва в Вооруженные Силы РФ).
Структура административно-правового положения гражданина РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение ими возложенных на них нормами административного права обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»[1].
Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:
а) с системой исполнительной власти;
б) с системой местного самоуправления;
в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и их представителями, правда, в достаточно ограниченных случаях. Например, при участии в осуществлении общественного контроля.
Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста.
Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности граждан:
1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.
2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности, их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т.е. публичное мероприятие (акцию).
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Основания и порядок применения административного задержания, а также ареста урегулированы, в основном, законодательством об административных правонарушениях. По общему правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа, а в исключительных случаях — не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ).
6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[2].
Этим Законом вместо прописки, существовавшей до его принятия, введена регистрация граждан Российской Федерации и установлены основы порядка ее осуществления.
В настоящее время ограничения указанного права в пределах РФ допускаются в основном в соответствии с этим Законом. Процедуры и организационный механизм, связанные с обеспечением исполнения этого Закона, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.[3]
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.
Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»[4], Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[5], а также отдельными указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.
9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено и ст. 53 Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.[6]
3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Гарантиями прав, свобод и обязанностей гражданина признается система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.
Политические и социально-экономические условия выступают в качестве гаранта прав, свобод и обязанностей граждан в случаях их правового обеспечения.
Под политическими гарантиями обычно понимают признание источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Юридическая возможность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Экономические гарантии — материальные условия осуществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан. В настоящее время их также нельзя безоговорочно назвать благоприятными. Резкое расслоение общества на сверхбогатых, составляющих его меньшинство, и на большинство бедных, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Сокращение численности населения, наличие безработицы, неудовлетворительное в целом состояние здоровья населения, недоступность для многих услуг здравоохранения, детская неграмотность, фактическая ликвидация бесплатного здравоохранения и образования — это далеко не полный перечень социально-экономических явлений, не позволяющих многим гражданам страны реализовать предусмотренные нормативными правовыми актами свои права и обязанности.
Юридические гарантии — система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, мер их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Гарантии данной группы усиливаются тем, что соответствующие нормы содержат Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ и, следовательно, не должны нарушаться подзаконными актами.
Юридические гарантии, безусловно, необходимы, без них невозможно само правовое положение. Однако изначально они далеко не достаточны для фактической реализации гражданином своих прав, свобод и обязанностей, образующих содержание его административно-правового положения. Их действенность во многом зависит от организационных гарантий, которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Организационные гарантии — система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.
Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволила многим авторам объединить их в группу организационно-правовых гарантий.
В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.
Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы гражданина, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.). Специфическим образом защищаются права и свободы граждан Конституционным Судом РФ при разрешении: а) подведомственных ему дел о конституционности нормативных правовых актов, которые часто затрагивают различные права и свободы граждан; б) конкретных дел, связанных с защитой конституционных прав и свобод граждан.
К внесудебным гарантиям относится повседневная деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстановление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов. Это приоритетные направления их деятельности, определенные нормативными правовыми актами.
Всемерная защита прав и свобод граждан — важнейшая обязанность Президента РФ. Президент РФ выступает их гарантом как глава государства. В этом статусе Президент РФ обладает разнообразными полномочиями, которые он осуществляет непосредственно либо через Администрацию Президента РФ, а также через систему исполнительной власти.
Представительные (законодательные) органы путем издания законов обеспечивают развитие системы прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливают социально-экономические и правовые условия их осуществления, регламентируют характер взаимоотношений между гражданами и исполнительной властью.
4. Право граждан на административную жалобу. Общий порядок административного обжалования регламентируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[7].
Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба.
Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется.
Получив жалобу, органы и должностные лица обязаны: внимательно разбираться в их существе и принимать меры для их объективного разрешения; принимать обоснованные решения по жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; систематически анализировать и обобщать жалобы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Жалобы должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления в органы, на предприятие и т. д., обязанные разрешить вопрос по существу.
5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц. Судебная защита прав и свобод граждан гарантирована Конституцией РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).
Общий судебный порядок обжалования до введения (с 1 февраля 2003 г.) нового ГПК РФ[8] определялся ФЗ об обжаловании и отдельными статьями ГПК РСФСР.
ГПК РФ в его регулирование внес существенные изменения. В ГПК РФ конституционный термин «обжалование» (п. 2 ст. 46 Конституции РФ) подменен неравнозначным по смыслу термином «оспаривание», а в рамках дел, возникающих из публичных правоотношений, выделяются производства по делам, связанным с:
а) обжалованием нормативного правового акта;
б) обжалованием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Этот порядок установлен применительно к рассмотрению соответствующих дел в судах общей юрисдикции и не распространяется на случаи специального судебного обжалования, предусмотренные как самим ГПК, так и другими законодательными актами.
Граждане вправе обжаловать в суд лишь нормативные правовые акты, которые затрагивают их права, свободы и законные интересы. Заявление гражданина, отвечающее установленным требованиям, подлежит рассмотрению судом в течение месяца со дня его подачи. Его подача не приостанавливает действие обжалуемого нормативного правового акта. Суд, признав обжалуемый акт не противоречащим закону, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы; в случае противоречия оспариваемого акта закону признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом решение суда не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Решения и действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, нарушившие права и свободы гражданина, он может в альтернативном порядке обжаловать непосредственно в суд или в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Обжалование в административном порядке не препятствует обжалованию гражданином того же решения или действия (бездействия) в суд. Заявление может быть подано гражданином по подсудности в суд по месту его жительства или по месту нахождения соответствующего органа, должностного лица, решение или действие (бездействие) которого обжалуются.[9]
6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. В РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ, основанным на Конституции РФ, и, кроме того, международными договорами Российской Федерации.
Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу, однако отражающую отдельные особенности, относящиеся к лицам без гражданства.
Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовое положение указанных субъектов, включает в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[10]; от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[11]; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[12] и др.; б) указы Президента РФ, не противоречащие федеральным законам, могут издаваться по всем вопросам, относящимся к его компетенции; в) постановления Правительства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи разрешений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка приглашения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и т.д. Например, постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание[13], Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство; г) нормативно-правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное приказом руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).
Административно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных правовых актах, направлены на обеспечение нормальных взаимоотношений Российского государства с мигрантами, а также национальной безопасности нашего общества.
Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ» и иными федеральными законами.
Кроме исключений, вытекающих из федерального законодательства, международных договоров РФ, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.
Как и граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.
Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.
Иностранный гражданин, как правило, не имеет права находиться на государственной и муниципальной службе.
Иностранный гражданин не может замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ[14]; быть членом экипажа военного корабля РФ, другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; командиром воздушного судна гражданской авиации.
Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции народов России.[15]
Контрольные вопросы и задания
[1] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.
[2] Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1. // «Российская газета», № 152, 10.08.1993.
[3] Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». // «Российская газета», N 144, 27.07.1995.
[4] Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. // «Российская газета», № 32, 08.02.1992.
[5] Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. №24-ФЗ. // «Российская газета», № 39, 22.02.1995.
[6] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Издательство «Зерцало», 2007 г., с. 49-60.
[7] Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. №4866-1. // «Российская газета», № 89, 12.05.1993.
[8] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ. // «Российская газета», № 220, 20.11.2002.
[9] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Указ. соч., с. 69-83.
[10] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. // «Российская газета», № 140, 31.07.2002.
[11] Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ. // «Российская газета», № 159, 22.08.1996.
[12] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ. // «Российская газета», № 243, 19.12.1995.
[13] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» от 01.11.2002 № 789. // «Российская газета», № 215, 13.11.2002.
[14] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. №81-ФЗ. // «Российская газета», № 85-86, 01-05.05.1999.
[15] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Указ. соч., с. 83-90.