Что включает создание и внедрение системы менеджмента

Система менеджмента качества (СМК) на предприятии

Система менеджмента качества (СМК) на предприятии

Что включает создание и внедрение системы менеджмента. Nikolina. Что включает создание и внедрение системы менеджмента фото. Что включает создание и внедрение системы менеджмента-Nikolina. картинка Что включает создание и внедрение системы менеджмента. картинка Nikolina. Система менеджмента качества (СМК) на предприятии

Менеджер МСФО в ООО «Эм Эм Эс Коммьюникейшнз» (входит в рекламный холдинг Publicis Russia)

Понятие системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высоко качества на постоянной основе.

ISO 9001 — это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации и согласовывается большинством стран-членов этой организации, с тем чтобы он мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золотого стандарта для процессов, используемых во всем мире для СМК. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ISO 9001.

Для того, чтобы компания могла пройти сертификацию системы менеджмента качества в соответствии с международными требованиями ISO 9001, ей необходимо иметь систему менеджмента качества, а именно —разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:

Уполномоченные органы по сертификации по-разному проводят проверку внедрения компаниями требований ISO 9001. Существует более и менее лояльные органы по сертификации. Для прохождения сертификации на уровне серьезного европейского органа, необходимо внедрить СМК и постоянно поддерживать ее в рабочем состоянии, что требует много усилий. Зато бонусом для компании станет признание сертификата на мировом уровне.

В каких случаях компании может потребоваться СМК

Как уже было описано выше, наличие действующей системы менеджмента качества компании подтверждается сертификатом. В России часто можно встретить обязательное условие о наличии сертификата. Такой документ точно потребуется участникам тендеров, госзакупок, конкурсов по качеству. Также его могут попросить некоторые клиенты, потребители.

Сертификация требуется для отдельных видов производства, услуг, таких как, разработка и производство военной техники, вооружения, средств связи, прочей стратегически важной продукции.

Сертификация также применяется при государственном регулировании. Так, наличие этого документа плюс действующая СМК помогут преодолеть нетарифные барьеры в виде обязательной сертификации, установленные рядом стран.

В чем плюсы СМК для компаний

В остальных случаях получение сертификата является необязательным условием, но также дает выгоды при работе с контрагентами.

Так, наличие сертификата качества дает компании возможность сотрудничать с большим количеством других организаций. Современная реальность такова, что компании проще выйти с товаром на рынок, имея данный сертификат. Многие компании ищут партеров-поставщиков товаров, услуг, у которых есть сертификат ISO 9001. Что их мотивирует его требовать? Одни являются приверженцами передовых практик управления, посредством контрактов они хотят, чтобы такие технологии использовали их контрагенты. Для других — это некая гарантии проверки организации на прочность. Также наличие сертификата является альтернативой выездного аудита возможного партнера, что экономит силы, а также деньги компании.

Для инвесторов наличие данного документа будет является подтверждением того, что поставщик сможет обеспечить стабильные поставки.

Если сертификат будет выдан авторитарным, признанным органом по сертификации, то статус получателя от этого только вырастет. Репутация, как известно, легко конвертируется в прибыль.

Сертификат становится дополнительным подтверждением состоятельности, надежности компании, что может способствовать снижению страховых взносов, а также кредитных ставок при обращении к крупным страховым компаниям, банкам.

Упоминание о сертификате может выгодно использовать в рекламе, что однозначно привлечет больше потенциальных покупателей.

Наличие такого документа на стене директора компании будет говорить передовых взглядах на управление компанией, приоритетах качестве продукции.

Стоит отметить, что сертификация может быть интересна не только партнерам по бизнесу, но и руководству предприятия. Так как при прохождении сертификации можно обнаружить слабые места рабочих процессов, а также понять текущие проблемы компании.

Внутренние причины для внедрения СМК

Рассмотрим внутренние причины для внедрения СМК. Основная — это качественная перестройка работы всего предприятия, когда все рабочие процессы становятся понятными. Брак становится явным. Статистические методы позволяют выявить, а также исправить до 85% причин возникновения брака.

Появляется возможность разработать механизм, предупреждающий жалобы, претензии со стороны потребителей, который будет работать как часы.

Матрица, построенная согласно стандартам ISO, увеличивает значение роли руководства, дает ему возможность сосредоточить силы на стратегическом управлении, делегировать полномочия, тем самым увеличить вовлечение в рабочий процесс остальных сотрудников.

Работающая СМК также повышает финансовую привлекательность компании. Ведь расти стоимость активов будет за счет роста цены высококачественной продукции, а также увеличения стоимость торговой марки предприятия. Для акционерных обществ это влияет на повышении курса акций.

Встречаются организации, которые внедряют у себя СМК по стандарту ISO 9001, но отказываются от услуг по сертификации, соответственно, сертификат не получают. Такой вариант возможен в схеме обязательного подтверждения соответствия в Евросоюзе. Вместо сертификации, организации как бы декларируют наличие у них эффективно действующей СМК. Это называется нотификацией.

Несмотря на явные выгоды от сертификата, польза от него зависит от того, насколько менеджмент организации поработал с ISO 9001.

Но порой для организации польза от создания СМК выходит на второй план, главное получит сам документ. Это печально, так как именно эффективно работающая система менеджмента качества даст намного больше прибыли, прочих нематериальных на первый взгляд выгод.

Фирма «1С» обеспечивает добровольную сертификацию франчайзинговых фирм по стандарту ISO 9001:2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Подробности, а также список фирм-франчайзи, имеющих сертификат ISO 9001, смотрите здесь >>>

Принципы управления качеством

Система менеджмента качества ISO 9001 основана на семи принципах:

Ориентация на клиента. Основной целью любой организации должно быть удовлетворение, превышение ожиданий потребителей, клиентов. Когда бизнес-процессы более эффективны, качество выше, больше клиентов могут быть удовлетворены продукцией.

Развитие корпоративной культуры. Создание процветающей корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю среду, позволяющую сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, активно участвовать в достижении целей компании. Это мотивирует людей, которые могут значительно повысить свою производительность, лояльность.

Вовлечение сотрудников. Это один из фундаментальных принципов. Руководство вовлекает персонал в создание и предоставление ценности, независимо от того, работают ли они полный рабочий день, неполный рабочий день, на аутсорсинге или внутри компании. Организация должна поощрять сотрудников к постоянному повышению их квалификации. Этот принцип также предполагает расширение прав, возможностей сотрудников, вовлечение их в процесс принятия решений, признание их достижений. Когда людей ценят, они работают на пределе своих возможностей, потому что это повышает как их уверенность, так и мотивацию.

Процессный подход. Этот подход предполагает понимание того, что хорошо отложенные рабочие процессы приводят к повышению согласованности, ускорению деятельности, снижению затрат, количеству отходов, а также постоянному совершенствованию.

Постоянное совершенствование. Бизнес должен уметь постоянно создавать новые процессы, адаптируясь к новым рыночным ситуациям.

Принятие решений на основе фактических данных. Компании, принимающие решения на основе проверенных, проанализированных данных, лучше понимают рынок.

Управление взаимоотношениями. Это создание взаимовыгодных отношений с поставщиками, розничными торговцами, управление процессом цепочки поставок, а также развитие отношений с контрагентами для устойчивого делового сотрудничества, успеха.

Каждый элемент системы менеджмента качества помогает достичь общих целей удовлетворения потребностей клиентов, организации.

Рассмотрев основы, которые необходимо знать об СМК, давайте внимательно изучим этапы внедрения подобной системы на уровне компании.

При внедрении СМК проектирование — это первый процесс, который следует выполнить. Нужно выбрать методику, которая подходит для бизнеса, перечислить заинтересованные стороны, спланировать свои временные рамки, решить, собираетесь ли пройти сертификацию (если она обязательна и необходима), собрать существующие документы.

Затем наметить стратегию, которая позволит легко следовать плану реализации.

Точно так же необходимо разместить на внутреннем сайте или сетевом диске компании все шаблоны, которые планируются использовать для внедрения, в соответствии с доступами к информации по отделам. В инструкции должна быть включена информацию о её цели, сфере применения, о том, кто несет ответственность за внедрение.

Если у компании уже есть процедуры, описанные выше, можно начать со второго шага. Тем не менее, надо будет убедиться, что процедуры, которые уже есть, актуальны плюс соответствуют целям, задачам.

На втором этапе организуется доступ сотрудников к печатным инструкциям, а также обучению.

Измерение СМК заключается в определении эффективности, результативности каждого процесса при достижении его целей. При измерении следует убедиться, что процесс, используемый при контроле, измерении документов аналогичен составленному при проектировании.

Обзор, улучшение

Это заключительный шаг при внедрении СМК. Все, что нужно сделать здесь — это проверить СМК, чтобы сообщить результаты своим сотрудникам. Тогда сотрудники будут знать, какие области соответствуют стандарту СМК, изложенному компанией, видеть те области, которые необходимо улучшить.

После рассмотрения документов также важно улучшить то, что есть, основываясь на предложениях, сделанных ответственными экспертами по предмету в различных отделах. Это поможет компании доработать и усовершенствовать систему до того, как она будет окончательно подвергнута проверке регулирующих органов.

Как избежать ошибок при внедрении СМК

Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных проблем, а также, что нужно сделать, чтобы сэкономить время и энергию при их возникновении.

Стремление к совершенству. Правда в том, что идеальной СМК нигде нет. Стремясь к совершенству, можете увязнуть в деталях, вместо того чтобы реализовать «лучшее возможное» решение, чтобы было на чем строить. Помните, что непрерывное совершенствование встроено в СМК, поэтому оно будет происходить с течением времени.

Ненужная документация. У организаций есть много документов, которым они в конечном итоге теряют счет. Это влияет на выпуск и производительность труда работников в долгосрочной перспективе. Однако следует должны отметить, что цель СМК не в том, чтобы создавать документы, а в том, чтобы надлежащим образом передавать правильную информацию.

Жесткая природа СМК. Можно создать СМК, которая не является гибкой. Если изменить процедуру в СМК слишком сложно, она может работать неэффективно. Если СМК такова, то при необходимости ее будет трудно улучшить. Поскольку требования клиентов и компании постоянно изменяются, существует потребность в том, чтобы СМК также развивалась. Нужно время от времени улучшать действующую СМК, чтобы она могла идти в ногу с изменениями, которые претерпевает компания. Это улучшит производительность, поможет использовать новые возможности.

Отсутствие мотивации. Иногда компания принимает решение о разработке СМК под влиянием внешних факторов, не привлекая при этом своих сотрудников. Когда это происходит, в компании обычно царит атмосфера «они и мы». Поскольку нежелание обычно возникает из-за страха потерять работу, необходимости делать больше работы или переподготовку, лучше проинформировать всех сотрудников и руководство о следующих шагах, которые хотите предпринять с СМК. Держите всех в курсе, вовлекайте их, чтобы они были мотивированы. Поговорите со всеми участниками, дайте им понять, почему вы должны внедрять СМК в компании. Убедитесь, что они понимают, что речь идет об эффективности, облегчении их работы, достижении лучших результатов. Тогда они будут мотивированы, чтобы поддержать вас и увидеть успех системы.

Мало или вообще никакого внимания к клиентам. Если не будете внимательны, то, сосредоточившись на процессах СМК, а не на результатах, погрязнете в документировании и организации, забыв о цели СМК удовлетворить клиентов. Никакого уровня качества недостаточно, если клиенты не удовлетворены. Необходимо инвестировать время и ресурсы, чтобы узнавать о потребностях клиентов, общаться с ними.

Заключение

Как бы ни была важна система менеджмента качества для компании на каждом этапе роста, большинству владельцев бизнеса по-прежнему трудно ее внедрить. Они считают, что это дорогостоящая маркетинговая стратегия для таких компаний, как Apple, Samsung и Ford. Или — что это слишком большая работа, сложная, и рентабельность инвестиций в конце концов не стоит того.

На самом деле СМК жизненно важна для любой компании. Выгоды от внедрения этой системы в любой компании многочисленны, к которым относятся:

Источник

Какие этапы проходит компания при внедрении СМК?

Опубликовано: 18.01.2012 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Не казаться, а быть. Последние психологические исследования говорят, что даже очень доверчивого покупателя нельзя дурачить слишком долго. Кратковременного эффекта можно добиться по-всякому, но, по-настоящему долговременный фактор – только настоящее качество товара. Есть конкретный инструмент, позволяющий не только гарантировать качество, но и систематически его улучшать. Речь идет о системе менеджмента качества. Гарантия проистекает из того, что анализ ситуации в компании, реагирование на меняющуюся обстановку и другие атрибуты управления качеством переводятся на логические и научные основания, подкрепленные успешной практикой организаций, современными компьютерными и методическими наработками, где СМК практиковали в прошлые десятилетия. Подчеркнем, это не только зарубежный, но и отечественный опыт. Систему управления качеством внедряют по стандарту ISO 9001, а затем специализируют под свою отрасль профильными стандартами менеджмента и углубляют при помощи TQM, стандарта ISO 9004 и других документов и технологий. Ни один популярный стандарт, впрочем, не дает строгого перечня этапов, которые нужно пройти, чтобы внедрить СМК, многое зависит от выбора руководства предприятия или консультационной организации, за помощью к которой оно обратилось. По этой причине здесь мы можем привести лишь приблизительный список в приблизительной последовательности.

Подготовительный этап – руководство организации принимает решение о внедрении СМК, издает его в качестве приказа по организации. Сам менеджмент или наемные консультанты изучают интересы заинтересованных в вопросе внедрения в данной конкретной компании СМК организаций и людей. Анализу подвергаются внедренные ранее системы. Кто-то уже пытался создавать систему управления качеством по стандарту ISO 9001, в каких-то организациях могла сохраниться документация и отдельные инструменты менеджмента, оставшиеся от советских систем вроде КСУКП, НОРМ или КАНАРСПИ. Высшее руководство внедряющей организации проходит обучение положениям ISO 9001, а также современным методикам качества, в том числе статистическим методам, иногда, способам организации документации. Именно на этом, подготовительном к внедрению этапе продумывается область работы СМК, на которую будет распространяться система менеджмента качества. Отметим, что, с одной стороны, стандарт ISO 9001 оставляет за компанией возможность обоснованного исключения каких-либо требований документа (только из раздела 7), с другой, согласно его положениям организация обязана обеспечить управление переданных на аутсортинг процессов, если они важны для СМК. Последним звеном в подготовке к внедрению стандарта ISO 9001 является разработка системы идентификации процессов на предприятии, согласно процессному подходу в менеджменте. Изучается взаимодействие между процессами. С этим зачастую возникают трудности, особенно, когда в компании внедряют СМК без помощи консалтинговых организаций, но существует множество прикладных методик идентификации процессов, некоторые из них, как, например, IDEF0 – увязаны с IT. Свои подходы к определению процессов имеет кибернетика. Основатель этой науки Норберт Винер, предлагал процессы, механизмы внутри которых недостаточно ясны – брать за X и идентифицировать в системе, но сосредотачиваться на изучении их взаимосвязей с другими процессами. Определению процессов иногда помогают всевозможные классификации. В некоторых СМК, к примеру, все виды деятельности принято разделять на управленческие, вспомогательные и бизнес-процессы, то есть такие, в ходе которых и образуется продукт или услуга.

Внедрение – высшее руководство организации, исходя из собранной при подготовке информации, готовит документацию СМК, содержащую политику и цели в области качества. Из сотрудников разного уровня в иерархии составляется рабочая группа по внедрению СМК. Готовятся и реализуются учебные программы системы менеджмента качества для среднего менеджмента и исполнительского состава. Программы обычно сильно различаются, но пересекаются в отдельных моментах. Так, статистическим методам качества обычно обучают и управленцев среднего звена и персонал, который ниже в иерархии. С другой стороны, руководители должны знать ISO 9001, и, особенно, его разделы, касающиеся их прямых обязанностей. Рабочие и офисные сотрудники более полно знакомятся с ожиданиями потребителей. После политики и целей в области качества, разрабатывается Руководство по качеству – обобщенный документ, который должен быть достаточным для ориентирования во всей системе, его обычно изучают все сотрудники. Структуру Руководства преимущественно заимствуют из ISO 9001. После того, как основные документы уже разработаны, корректируют узкоспециализированные нормативы предприятия и инструкции, регулирующие конкретные операции. Их «сводят» с законодательством, существующим в отрасли, внешними и внутренними (ТУ, – ред.) требованиями заинтересованных сторон. Разрабатывают формы и способы ведения записей. Эти документы предназначены для мониторинга происходящего на производстве или при создании услуги. Формы и перечень документов зависят от особенностей компании. Стоит добавить, что сама процедура управления документацией должна быть документирована. Поэтому обычно создают один или несколько регламентов ведения документов, схем построения всей документации в целом. Последовательность процедур в рамках внедрения СМК прописывают в отдельном плане.

В рамках внедрения должны быть отобраны ответственные за процессы и за СМК. Для отдельных видов деятельности определяют «хозяев процесса» – это не должность, а роль в организации. Так как тот или иной человек непосредственно занимается своим участком работы – он лучше понимает нужды, которые в связи с ней могут появиться. На него ложится ведение документации по своему процессу и частичный анализ собранной при помощи документов и другими способами сведений. «Стратегические» руководители СМК принимают решения с учетом мнения «тактических» руководителей, отвечающих за одно какое-то дело. Для общего руководства СМК высший менеджмент выделяет из своего состава представителя, который и будет выполнять эту роль. В помощь ему иногда создают отделы качества. Эти подразделения накапливают информацию с мест и помогают ее анализировать, обеспечивать циркуляцию документов СМК и их своевременную актуализацию.

Поддержка в рабочем состоянии – когда система заработала, нужно придумать и заложить в нее механизмы постоянного улучшения качества, исправления недостатков. Для полноты картины и тестирования системы на жизнеспособность высшее руководство должно подвергать СМК внутренним проверкам. Держать в тонусе весь сложный управленческий механизм позволяет и сертификация по ISO 9001, связанная с внешним аудитом. Улучшать систему менеджмента качества можно бесконечно, ведь в ISO 9001 отражены только лишь минимальные требования к набору инструментов, методов и приемов, позволяющих не казаться, а быть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как внедрять СМК?

Опубликовано: 17.01.2012 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Отвечая на столь обширный вопрос в рамках небольшого текста, мы берем на себя такую же абсурдную задачу, как в случае с авторами книг «Фейербах за 2 минуты» или «коучами» на психологических тренингах «Как добиться всего, сидя на диване». Тема очень сложная и как следует изучить ее, можно лишь прочитав не одну книгу, хорошо бы и попрактиковаться. По этой причине, для очистки совести, сразу же поговорим об источниках информации, где можно найти больше сведений по интересующему вас вопросу. Кроме российских периодических изданий, есть много иностранных, мало известных в России: Quality Progress, Journal for Quality Technology, Quality Management Journal. Если говорить об учебниках, то при выборе конкретной книги стоит учитывать, что лишь очень немногие публикации по качеству в России могут похвалиться детализацией, достаточной для овладения темой на практическом уровне. Многие издания не учат внедрять систему менеджмента, а скорее описывают то, как это должно выглядеть. Еще один важный источник информации по теме – руководства Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.). Так сложилось, что именно по стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» в нашей стране обычно сначала внедряют, а затем сертифицируют свою СМК (систему менеджмента качества, – ред.). Руководств поясняющих и комментирующих текст стандарта – много, но особо хочется отметить «Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента». В этом тексте раскрываются детали процессного подхода, с которыми у внедряющих ISO 9001 организаций возникает наибольшее количество трудностей.

Что касается внедрения, то в самом общем виде оно выглядит следующим образом. Сначала высшее руководство принимает решение о необходимости имплементации системы управления качеством. После этого формируется рабочая группа, которая и будет осуществлять внедрение. Численность и состав группы, о которой идет речь, может быть различной, в зависимости от многих параметров, прежде всего от размера самой компании. Если она небольшая – 10-20 человек, то бывает достаточно 1-2 сотрудников, включая представителя высшего руководства. Последнее – обязательное требование стандарта ISO 9001 в любом случае. В более крупных организациях задача создания системы управления качеством резко усложняется. Например, главный руководитель может не знать деталей и половины видов деятельности, которые проводятся в организации. И это еще не самое главное отличие. В таких случаях рабочая группа по внедрению может сильно разрастаться и включать в себя помимо сотрудников, которые ответственны за отдельные небольшие участки работы штатных и внештатных консультантов по качеству или менеджеров. Различные направления работы, связанные с внедрением СМК часто ложатся на сотрудников, как дополнительная ноша, помимо их основной занятости. Подключение специалистов по качеству оправдано тем, что профессионалы посвящают своему делу весь рабочий день и владеют своим предметом углубленно. Смысл создания сводного коллектива работников для целей внедрения СМК не следует понимать превратно. Чтобы система качества работала, необходимо, чтобы все сотрудники в той или иной степени были охвачены общей деятельностью, рабочая группа лишь станет двигателем преобразований и, если развивать автомобильные ассоциации, стартером.

Рабочая группа, консультируясь с руководством, – лидерство высшего менеджмента, тоже – одна из принципиальных позиций ISO 9001, проводит предварительные исследования, которые сближаются по своему характеру с маркетингом. Ведется поиск ответов на вопросы о том, в чем заключаются требования потребителей, государства и других заинтересованных сторон к результату работы организации. Качество, понятие, неразрывно связанное с потребителем, ведь «без субъекта нет объекта». Проводится ревизия нормативной документации, которая уже есть на предприятии, в том числе ТУ (технические условия, – ред.). Выдержки из инструкций, стандартов предприятия и государственных отраслевых и общих законов становятся впоследствии частью комплекса документации системы менеджмента качества. Коллектив, вовлеченный в подготовку к созданию СМК, в тесном контакте с руководством компании рассматривают текущее положение предприятия и стратегию на будущее, чтобы написать первые нормативные документы СМК – политику и цели в области качества. Под конец подготовительного этапа издается официальный приказ по организации о создании в ней системы менеджмента качества. Рабочая группа по внедрению наделяется всеми необходимыми полномочиями. Начинается разработка документации.

Согласно общим правилам менеджмента те или иные нормативные документы пишет тот, кто имеет к отраженным в них предметам непосредственное отношение. По этой причине политику и цели в области качества готовит преимущественно руководство (цели могут формироваться в подразделениях). Прежде всего, человек, назначенный ответственным за качество из состава менеджмента, он же – руководитель рабочей группы по внедрению СМК. Стандартный пакет документации системы менеджмента качества делится на четыре части. На втором уровне после главных документов: Политики в области качества, Целей в области качества и Руководства по качеству следуют документы описания процессов в соответствии с процессным подходом, затем рабочие инструкции, на самом нижнем уровне находятся формы – это текущая документация которую заполняют по ходу выполнения какой-либо деятельности для необходимого мониторинга СМК, кроме них еще внешняя документация, которая «подверстывается» к системе для ознакомления персонала. Средние документы в приведенной иерархии составляют руководители среднего звена или хозяева процесса, то есть исполнители, которые приняли на себя часть функций по мониторингу и управлению своей работой. Документы вроде форм, понятно, заполняют исполнители. Создание документации системы менеджмента качества часто комбинируют с автоматизацией процессов, благодаря систематизации работы определенные операции становится возможным передать компьютеру или предельно сократить участие в процессе человека. Необходимой для создания документов системы менеджмента мерой становится четкое распределение обязанностей между сотрудниками организации. Необходимо помнить, что в СМК должны быть также тщательно документирована сама деятельность по созданию и управлению документацией. Работающая СМК – это живой организм, который регулируется систематически, чтобы отвечать условиям меняющегося рынка. Как только в системе возникают сбои (несоответствия, – ред.), грамотно построенная система их регистрирует и включает корректирующие механизмы, позволяющие из месяца в месяц улучшать показатели.

Обучение является неотъемлемой частью внедрения системы управления качеством, однако, отнести его к какому-то этапу создания СМК не представляется возможным. Оно красной нитью проходит через весь процесс. Рабочая группа, которая будет внедрять систему сама должна овладеть большим количеством практических сведений по тому, как это делается. При внедрении документации СМК и далее, все сотрудники должны познакомиться с различными аспектами теории, которая им понадобится в работе. После того как система внедрена, периодически нужны новые учебные часы, чтобы осветить произошедшие изменения или ввести новые процедуры. Для обучения персонала и руководителей часто привлекают консультантов. Содержание тренингов и семинаров зависит от стадии запуска системы и статуса работника. Непосредственным исполнителям в первую очередь нужны знания о требованиях к продукции или услугам клиентов, руководителям разных степеней для составления пригодятся наработанные в менеджменте методики написания документации – матрицы, таблицы, существуют IT-комплексы для решения проблемы, близкие по масштабу бухгалтерской и складской «1C». Всем сотрудникам без исключения необходимы некоторые знания об их СМК в целом – для этого штудируют Руководство по качеству и владение положениями стандарта ISO 9001.

Очень важную роль для поддержания СМК, которая уже была создана, играют периодические внутренние аудиты, производимые руководством. Еще один обязательный инструмент из стандарта ISO 9001. Разумеется, чтобы несоответствия действительно удавалось устранять, нужно иметь максимально полное представление о ситуации, которое отчасти дают аудиты, а отчасти сама ротация документов. По результатам проверок и анализов должны быть предусмотрена система мотивации сотрудников исходя из их загруженности и успехов с точки зрения СМК. На то и волки, чтобы пастух не дремал, – говорит пословица. В качестве дополнительного теста работоспособности СМК может служить сертификация – третейская, независимая оценка.

Внедрение СМК – трудоемкая задача, которая может занять несколько лет. В процессе создания системы может возникнуть множество проблем. С одной стороны, систематизация приводит к сокращению расходов, не говоря уже о качестве, с другой – во многих организациях это может привести к сокращениям. Например, при внедрении системы в компании Ford некоторые отделы были сокращены на сотни человек, поскольку выяснилось, что в них не было реальной необходимости. Документирование часто вызывает недовольство персонала из-за того, что это занимает дополнительное время, а выгоды часто бывают очевидны далеко не всем специалистам, вовлеченным в процесс.

В этом материале мы предсказуемо не раскрыли тему. Более детальное руководство по созданию на предприятии СМК должно быть привязано к особенностям организации. ISO 9001 дает общее описание документации, но выработку конкретных форм документов оставляет на усмотрение бизнеса. В стандарте дана классификация процессов, которая упрощает их идентификацию на предприятии, но конечный перечень или матрица процессов зависит от вас. ISO 9001 требует достижения компетентности персонала, но что для этого нужно предпринять он вам не подскажет, ведь это универсальный текст. Все зависит от того, какая структура и с какими характеристиками нужна именно вам. В зависимости от обстоятельств даже последовательность действий, которую мы здесь описали, может меняться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *