Что включает разведка переправы обж
Разведка при переправе через горные реки
В сложных случаях разведка должна быть тщательной, и, следовательно, может быть продолжительной. Значительную продолжительность разведки при наличии на маршруте сложных переправ необходимо закладывать в график передвижения. При проведении разведки следует учитывать, что место переправы ««первого»» и место переправы основного состава группы могут не совпадать. Для повышения эффективности разведки целесообразно иметь с собой рации. Если поход осуществляется в часто посещаемой туристами, рыбаками и охотниками зоне, и переправляться предстоит через неширокую реку, вполне вероятно, что при проведении разведки будет обнаружено перекинутое через реку бревно. Большую роль в планировании мер безопасности на переправе играет анализ отчетов других групп, чьи маршруты ранее проходили в данном районе.
Группа, принимая решение о переправе, должна оценить потенциальную возможность наведения перил и степень опасности переправы, а также надежность страховки. Для оценки степени опасности переправы группа должна уметь по косвенным признакам оценивать критические параметры водного потока. При переправе вброд по перилам зеркало воды должно быть ровным или относительно ровным, то есть содержать лишь небольшие волны и валы. В русле реки должны отсутствовать крупные камни, бревна и т.д., за которые может зацепиться страховочная веревка, и которые могут представлять самостоятельную опасность для переправляющегося через реку человека (риск попадания под лежащее в воде дерево и т.п.). Скорость течения (для переправы в обычной технике, без использования плавательных средств) не должна превышать 2-3 м/сек (в зависимости от глубины реки, характера потока и дна реки, а также способа переправы). При некоторых способах переправы вплавь по перилам (см. ниже) допускается более высокая скорость течения. В месте переправы вплавь не должно быть встречного поперечного течения и отбойного вала у целевого берега. Берег реки должен быть удобен для спуска к воде и выхода из реки, содержать опоры для закрепления перил и веревки сопровождения, и не должен быть опасен для нахождения на нем человека. В момент переправы по руслу реки не должны перемещаться камни, бревна и т.п. Ниже по течению не должно быть порогов, завалов и т.п. При опасности падения в реку человека, обеспечивающего страховку, необходимо обеспечить его самостраховку. Техника и способ организации переправы должны соответствовать глубине и ширине реки, скорости течения, температуре воды, характеру дна и берегов, материальному оснащению, состоянию (физическому и психологическому) и опыту членов группы. При неблагоприятных условиях лучше отказаться от переправы, перенести её на утро или в другое место, чем подвергать риску жизнь участников путешествия. Стратегия похода должна исключать неоправданный и неподстрахованный риск, непродуманность действий и спешку как первоочередные факторы, стимулирующие НС на переправах.
На первом этапе полномасштабной разведки производится:
• Поиск потенциальных мест для переправы, сравнение плюсов и минусов имеющихся вариантов.
• Анализ потенциальных опасностей реки ниже планируемого места переправы, особенно если есть риск «ухода» участников переправы в самосплав.
На основе анализа данных первого этапа разведки делается вывод о возможности и целесообразности организации переправы (вброд или вплавь по перилам) в конкретном месте в конкретное время. Особое внимание уделяется определению скорости течения. Главными признаками критической скорости течения при пробной переправе вброд являются: трудность постановки ноги (при очередном шаге) или шеста в заданную точку, снос ноги потоком при постановке её на плоский камень или мелкую гальку, сложность сохранения равновесия. Следует обратить особое внимание на высоту отбойного вала от внешней (по отношению к течению) ноги. Если высота отбойного вала превышает 15 см, переправу (при отсутствии на участнике переправы спасжилета) следует считать опасной с точки зрения риска утопления при зависании человека на «маятнике» или слабо натянутых перилах. При наличии спасательного жилета опасной является высота отбойного вала 25 — 30 см.
Если решение о переправе принято, производится второй этап разведки, целью которого является изучение деталей. В частности, производится углубленное изучение:
• Берега реки. Важными факторами выбора места переправы являются:
о Характер берега реки в месте спуска участников переправы к воде и выхода их на целевой берег, а также по линии страховки вдоль берега.
о Наличие надежных опор для перил и страховки на исходном и целевом берегах.
о Удобство площадок для работы страхующих и возможность перемещения страхующих вдоль берега.
• Русла реки и водного потока — в зоне предполагаемого брода ««первого» и переправы основного состава группы (анализ дна реки, анализ характера главной струи и т.д.). Визуальный осмотр реки может быть недостаточен, в этих случаях необходима активная разведка, пробный брод со страховкой.
При конгломератных берегах или наличии выше по реке свежей осыпи, необходимо прослушивание звуков в реке. Случаи, когда камень, катящийся по дну реки, сбивает человека, случаются.
Как правило, на популярных маршрутах для переправ выбирают место штатной переправы, то есть то место, где тропа переходит с одного берега реки на другой. Однако руководитель, попавший в данное место первый раз, не может сходу определить степень опасности данной переправы. Поэтому опасно, попав на место штатной переправы, отправлять на целевой берег человека или группу с рюкзаками на плечах.
Завершающим этапом исследования места переправы является активная разведка брода. Один человек, хорошо умеющий плавать, с полноценной страховкой (двумя веревками), без рюкзака, желательно в спасательном жилете, переходит реку, изучая по пути дно реки и характер потока.
Инженерная разведка переправ
Успех преодоления водной преграды в значительной степени зависит от правильной и своевременно проведенной разведки самой водной преграды и прилегающей к ней местности.
При разведке переправы необходимо:
— определить состояние существующей переправы (моста, брода и др.), а также возможность использования ее в интересах своих войск;
— выбрать скрытые пути для выхода войск к водной преграде;
— определить характеристики водной преграды (ширину, глубину, скорость течения, крутизну входов в воду и выходов из воды, характер дна, берегов и их проходимость, характер ледяного покрова);
— установить наличие и характер заграждений на реке и подходах к ней;
— определить характер и объем задач по оборудованию переправы;
— установить наличие местных плавающих средств и материалов, пригодных для оборудования переправы.
7.4 Разведка места ледяной переправы и её оборудование.
Разведка места оборудования ледяной переправы производится силами ИРД.
В ходе разведки определяется:
— наличие существующих дорог;
— возможность устройства путей к переправе по целине;
— наличие подручных материалов;
— ширина водной преграды;
— глубины и плотность снегового покрова;
— толщина, строение льда и прочность сопряжения его с берегом.
Необходимая толщина льда для пропуска гусеничных и колесных грузов, можно определить по формулам.
а) для гусеничной нагрузки.
hr=9 √Q
б) для автомобильной нагрузки
hk=11 √Q
где значение Q – равно весу пропускаемой нагрузки;
hг – толщина льда для гусеничной техники;
hк – толщина льда для колёсной техники.
Вопрос оборудования места для ледовой переправы включает:
— очищение полосы от снега (10 м в каждую сторону от оси переправы);
— лунки для измерения толщи льда;
— усиления ледяной переправы;
При организации переправы надо обращать внимание на сопряжение льда с берегом, оно должно всегда устраиваться надёжно.
При наличии разломов, трещин у берега, сопряжение льда с берегом устраивается посредствами укладки прогонов.
Рис. 3. Ледяная переправа (вариант):
1-ось переправы, 2- движущийся танк (скорость движения 5-8 км/ч), 3- лунки для определения толщины льда, 4- спуск с берега
Таблица 9. Расчётная толщина льда, см для пропуска техники
масса техники,т | расчётная толщина льда для пропуска техники, см | наименьшая дистанция при движении в колонне, м |
одиночный | колонны, более 15 ед. предельной массы |
При недостаточной толщине льда на водной преграде его можно намораживать поливом водой.
Ширина намороженного слоя должна быть для 20 т нагрузки 8-9 м, для более тяжёлого 10-12 м.
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 4192 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
3.6. Разведка водных преград
3.6. Разведка водных преград
Прежде чем переправляться через водную преграду, следует осмотреть подступы к ней, разведать местность в районе переправы, обследовать водную преграду, чтобы решить, каким способом передвигаться, вброд или вплавь, и какие подручные средства использовать, если в этом будет необходимость. Обследуют переправу или отыскивают брод двое хороших пловцов. Один из них переходит реку с охранением веревкой и исследует дно палкой. Он устанавливает глубину и характер дна (твердое, вязкое, каменистое), определяет, имеются ли ямы, препятствия (проволока, коряга и т. п.). Второй держит конец веревки и в нужный момент оказывает передвигающемуся помощь. Обследовать переправу можно и без страховки. Место переправы, брод и выход на противоположном берегу, в случае надобности, обозначаются ясно видимыми знаками. Лучше всего переправляться в тех местах, где река расширяется и образует рукава и протоки. При отыскивании брода и определении возможности переправиться вброд пользоваться следующими признаками: конец дороги у одного берега реки и продолжение ее на другом указывают начало и конец брода; небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки и выступающие из воды камни являются признаками мелкого места; на порожистых реках брод обычно бывает в местах перепадов, указывающих на переход от мелких мест к глубоким; в местах, где много осоки, камыша, тины, кустов, всегда бывает топкое дно, мало пригодное для передвижения вброд. При отсутствии внешних признаков брода рекомендуется искать его на участках с пологими спусками к воде.
Ширину реки можно измерить способом визирования. Для этого нужно встать на исходном берегу у уреза воды лицом к противоположному берегу и, приложив ко лбу плоский предмет (планшет, книгу, коробку и т. п.), свизировать край этого козырька на урез воды противоположного берега, затем, удерживая козырек в том же положении, повернуться, не сходя с места, лицом вдоль исходного берега и заметить точку визирования у уреза воды на исходном берегу. Измеренное расстояние по прямой от точки стояния до точки визирования на исходном берегу будет приблизительно равно ширине реки. Способом подобия треугольников пользоваться сложнее, но он более точен. Для измерения ширины реки этим способом следует выбрать у уреза воды на противоположном берегу ориентир O, а на исходном берегу напротив избранного ориентира O ориентир А (при отсутствии – поставить веху). Затем от А под прямым углом к линии OА отмерить расстояние (например, 50 шагов) и поставить веху Б, продолжая движение по той же линии, от Б отмерить такое же расстояние, как АБ (в нашем примере – 50 шагов), и из полученной точки В под прямым углом к линии АВ отмерить расстояние ВГ до пересечения с линией визирования ГБО. Расстояние ВГ будет равно ширине реки. Треугольник БВГ можно строить в 2 (3) раза меньше, при этом для определения ширины реки (OА) расстояние ВГ нужно удваивать (утраивать).
Определение угла крутизны берега.
Глубина реки измеряется непосредственным промером с помощью шеста или веревки с грузом на конце (на реках со слабым течением). Скорость течения рек принято разделять на слабую (до 0,5 м/с), среднюю (от 0,5 до 1 м/с) и быструю (более 1 м/с). По карте скорость течения определяется по надписи или по характеру рельефа: в горах – быстрое, на холмистой местности – преимущественно среднее, на равнине – слабое. Для измерения скорости течения вдоль берега замечается определенное расстояние. Затем несколько выше по течению, ближе к середине реки, бросается поплавок (кусок дерева, пучок травы и т. п.) и определяется, за сколько секунд брошенный поплавок проплывает известное расстояние. Разделив это расстояние в метрах на время в секундах, получают скорость течения реки.
Измерение толщины льда саперной лопатой.
Таблица 6. Предельная глубина брода, м, при переправе личного состава и техники
Плотность грунта на берегу можно определить с помощью пехотной или саперной лопаты. В мягкий грунт лопата рукой или легким нажимом ноги свободно входит полностью – такой участок непригоден для организации переправы войск. Для переправы нужно выбирать участок берега с плотным грунтом, в который лопата идет с трудом и углубить ее сразу на весь штык не удается. Спуск в воду должен быть не круче 15° для автомобилей повышенной проходимости и бронетранспортеров и 20° для танков и боевых машин, выход из воды – соответственно 5–8 и 15°. Крутизну берега при входе и выходе из воды можно измерить с помощью транспортира или командирской (офицерской) линейки. Для этого к центру транспортира крепится отвес (нить с грузом). Стоя на берегу, визируют по линии основания транспортира на предмет (вешку), равный высоте наблюдателя до глаз и поставленный в воду в 2–3 м от берега. Угол между индексом 90° на транспортире и нитью отвеса указывает крутизну входа в воду или выхода из нее. Разведывательный орган в составе двух-трех боевых машин может преодолевать водную преграду с менее плотным грунтом в месте переправы (лопата нажимом ноги с усилием погружается в грунт на штык). Однако при входе и особенно при выходе из воды на такой берег машины не рекомендуется вести след в след, чтобы при продавливании грунта гусеницами (колесами) и размокании его выплеснутой водой идущие следом машины не осели на днище.
Мосты, если они не разрушены противником, являются важными объектами разведки. При выходе к мосту выясняется, не обороняется ли он противником. При обнаружении противника необходимо определить его силы, расположение огневых средств и немедленно доложить командиру; в дальнейшем действовать по его указанию. Если мост не обороняется, устанавливаются его грузоподъемность, размеры основных элементов (длина и ширина) и материал, из которого он изготовлен. Железобетонные, бетонные, каменные и металлические мосты обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин массой 60–80 т.
Зимой водные преграды могут преодолеваться по льду. Прочность ледяной переправы определяется в основном толщиной льда. Толщина льда замеряется ледомером или лопатой через лунки, пробитые во льду через 5—10 м одна от другой в середине реки и через 3–5 м – у берегов. Лунки пробиваются в два ряда в 10 м слева и справа от оси переправы.
Таблица 7. Грузоподъемность и пропускная способность переправы по льду при температуре воздуха ниже нуля
Примечание: При температуре воздуха, удерживающейся в течение нескольких дней выше 0°, грузоподъемность переправы по сравнению со значениями, приведенными в таблице, уменьшается на 25 %.
При определении толщины льда не учитываются снег и снеговой лед, который часто образуется на поверхности ледового покрова. У берегов лед осматривается особенно тщательно, выясняется прочность соединения с берегом, нет ли во льду трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Зависание льда определяется через лунки: если вода в них выступает на 0,8–0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. Отсутствие воды в лунках показывает, что лед зависает. Выход техники на него в этом месте не допускается. Пустота подо льдом образуется обычно возле обрывистых участков берега. Одним из признаков прочности льда является его цвет. Во время дождей, оттепели лед становится белым (матовым), а иногда и желтоватым – такой лед непрочен и опасен даже для пеших разведчиков. Темные пятна льда со слабым снежным покровом указывают на наличие в этом месте промоины или полыньи. Наиболее прочным бывает лед с синеватым или зеленоватым оттенком. Обычно лед бывает крепче на чистом и глубоком месте, менее крепким – около зарослей. Нужно избегать порожистых и устьевых участков притоков – здесь тонкий лед может быть в течение всей зимы. Весной через 4–5 дней после появления на льду талой воды лед становится непрочным и непригодным для переправы техники.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Форсирование водных преград
Форсирование водных преград Во время переходов в тылу противника десантникам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, в разное время года и
5. Разведка
Форсирование водных преград, захват и удержание плацдармов
Форсирование водных преград, захват и удержание плацдармов Форсирование водной преграды всегда являлось важной составной частью наступления. Оно широко применялось в ходе Великой Отечественной войны, причем войскам Красной Армии нередко приходилось форсировать 2—3
Форсирование танковыми армиями водных преград
Форсирование танковыми армиями водных преград Танковым армиям в годы войны приходилось часто форсировать водные преграды, в том числе последовательно несколько рек. При этом борьба за рубежи ряда рек (Висла, Днепр, Дунай, Одер и др.) и за плацдармы на них носила длительный
Форсирование танковыми армиями водных преград
Форсирование танковыми армиями водных преград Танковым армиям в годы войны приходилось часто форсировать водные преграды, в том числе последовательно несколько рек. При этом борьба за рубежи ряда рек (Висла, Днепр, Дунай, Одер и др.) и за плацдармы на них носила длительный
4. Моя разведка
4. Моя разведка Точно не помню даты, но это было ранней весною, когда мы начали готовиться к наступлению; по желанию командира корпуса, начальник штаба приказал мне произвести разведку длины Иквы между с. Б. Андруга и р. Иквой северо-восточнее Сопанова с целью выяснить
2.9. Преодоление водных преград
2.9. Преодоление водных преград Вопрос: «При какой температуре воды можно преодолевать водную преграду вплавь?» Ответ: «Это определить очень легко. Если вода жидкая – то можно». Армейский юмор Часто территория боевых действий
Преодоление водных преград
Преодоление водных преград Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных
Разведка сегодня
Разведка сегодня Совершенствование принципов организации и ведения разведки, заложенные в годы минувшей войны, оснащение ее качественно новыми разведывательными средствами позволили ей и в мирное время, в годы «оттепелей» и холодной войны, а также в кризисных
Занятия по преодолению водных преград
Занятия по преодолению водных преград 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия. Июль
Разведка
Разведка Разведка — это специально организованный сбор сведений о противнике, его силах, вооружении, командном составе, дислокации, обеспечении, настроениях, планах и способах действий, складах и т. д.Войсковая разведка. Для ведения разведки командир отдела высылал
Преодоление водных преград
Преодоление водных преград Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных
Разведка
Разведка Разведка — это прежде всего сбор секретных сведений. Задачей разведчика является: во-первых, добыть информацию и во-вторых, как можно скорее отправить ее по назначению. Поэтому в Кэмп-Пери разведывательной подготовке уделяется большое внимание, и далее будут
Преодоление (взлом) некоторых преград
Преодоление (взлом) некоторых преград Вначале рассмотрим преодоление преград из стекла. При возможности (сняв штапик) его просто вынимают (рис. 157). Стекло окна или остекленной двери можно разбить, но этот способ производит много шума, и если охрана и шумовая сигнализация
РАЗВЕДКА
РАЗВЕДКА «…удобный во всех отношениях пункт высадки, но занятый неприятелем, теряет многие свои выгоды». Генерал Н. Обручев, «Смешанные морские экспедиции». 1898
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Приглашаем к дискуссии
Рассмотрим рисунки. Выскажем предположения: что сделали туристы неправильно при организации движения по маршруту?
Правила преодоления препятствий
Двигаться по лесу надо цепочкой, соблюдая небольшие интервалы. Если нет тропы, следует идти не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасные места. Проходя сквозь чашу или заросли кустарника, впереди идущему туристу необходимо придерживать ветви, чтобы они не хлестали по лицу идущего следом. Идущие впереди должны предупреждать об опасных местах: ямах, торчащих пнях, корягах, корнях, скользких поверхностях, скрытых промоинах и т. п. Особо опасные места лучше обходить стороной.
Следует соблюдать осторожность, когда приходится преодолевать канавы или ручьи по гнилым и неустойчиво лежащим брёвнам и стволам деревьев, особенно в дождливую погоду или после росы, когда они мокрые и скользкие. Перебираясь через глубокие овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом и камнями (по дну которых нередко текут ручьи), необходимо выбирать наиболее пологое место, где легче всего организовать спуск и подъём. Если приходится подниматься по скользкому и крутому склону, для обеспечения безопасности следует устроить верёвочные перила. Для этого при планировании похода тщательно изучают маршрут по карте, выявляя возможные препятствия. А в групповое снаряжение обязательно включают специальные верёвки (основную и вспомогательную), длина которых должна быть достаточной для безопасного преодоления естественных препятствий.
При переправах через глубокие овраги или бурные реки по брёвнам туристы также должны наводить верёвочные перила. Переправу каждого участника организуют со страховкой. Снаряжение (рюкзаки) переправляют по перилам отдельно от участников.
Обеспечение безопасности при переправах через реки
Задание
Читая текст, обратите внимание на правила разведки при преодолении препятствий.
Часто бывает, что на пути движения туристской группы оказываются реки и ручьи. Следует заранее подумать о том. как через них переправляться. Лучше всего найти на крупномасштабной карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.
Все переправы через реки можно разделить по способу их организации:
• вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);
• на плавсредствах (на лодках или плотах);
• над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);
• вплавь (со страховкой и без страховки);
• по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).
В горных районах, а также на равнине в период обильных дождей и таяния снега небольшие ручейки могут превращаться в бурные потоки. Такие неожиданности даже опытных туристов заставляют откатиться от переправы. Лучше вернуться назад, потратить на обход лишний день, в крайнем случае вообще отказаться от продолжения похода, но не рисковать. Вероятность несчастного случая при переправе через бурный поток весьма велика.
При разработке графика движения группы необходимо учитывать время на организацию сложных переправ так. чтобы туристы подошли к реке ближе к вечеру. Это позволит ещё до наступления темноты произвести осмотр реки и её берегов, определить наиболее подходящий для организации переправы участок русла. А ранним утром следующего дня приступить непосредственно к самой переправе.
Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:
• осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);
• выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа; например, если руководитель решил переправляться вброд, ищут, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;
• выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и пр.);
• при необходимости оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил);
• для первого участника переправы (который переплывает или переходит реку без перил) надо продумать страховку;
• распределение ролей между участниками переправы для страховки её первого участника;
• при переправе стенкой или кольцом назначают старшего группы (он координирует действия по оборудованию переправы, когда грохот воды или ширина реки не дают возможности переговариваться);
• проведение инструктажа участников переправы (каждый должен знать, что ему делать во время переправы и на противоположном берегу, как страховать друг друга и как действовать в экстренных ситуациях);
• отдельный инструктаж для туристов, организующих страховку.
Не следует искать переправы вброд в местах поворота русла реки. На таких участках один берег всегда крутой и труднодоступный, русло под ним глубокое, а течение — быстрое. Лучше найти прямой и широкий участок реки: чем русло шире, тем оно мельче.
Если переправа организуется в глубоком месте или на реке с быстрым течением, руководитель обязательно должен организовать ниже по течению «пост перехвата». Его задача — помогать тем. кто сорвался в воду.
При переправе с шестом его следует использовать как опору, опираться следует на ту часть дна. которая выше по течению, захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу, а не разносить по шесту.
Задание
Сравните рисунки и найдите в них отличия. На каких рисунках туристы осуществляют переправу с нарушениями?
Вспомните:
Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Как определить с помощью карты ваше местоположение на местности? Какие местные признаки помогут найти стороны горизонта? Как организовать сигнальный костёр?
Правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы
Работа в группах
Составьте план переправы с учётом следующих результатов разведки: переправляться можно вброд: туристы подошли к реке перед заходом солнца: берег реки неровен и каменист.
Домашнее задание
Подготовьте ответ на вопрос «Что включает разведка переправы?».
Если переправу совершают лыжники, они должны быть готовы в случае опасности быстро освободиться от снаряжения. Для этого надо, заранее отстегнуть крепления лыж. Палки надо держать в руках, сняв петли с кисти. Рюкзак надо снять со спины и закинуть на одно плечо.
Участвуем в проекте
Тема проекта: «Как укрыться от непогоды».
Группы, используя свой опыт, а также информацию из Интернета, предлагают чертежи (рисунки) укрытий от непогоды, используемых туристами в лыжном и пешем туризме. Заранее выбранная экспертная группа оценивает безопасность, прочность, надёжность и удобство предлагаемой конструкции.