Что включает познавательно исследовательская деятельность

«Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Что включает познавательно исследовательская деятельность. 2eda13f93fab00741d9cb7c23bd07b12. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-2eda13f93fab00741d9cb7c23bd07b12. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка 2eda13f93fab00741d9cb7c23bd07b12. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности» Света Колмыкова
«Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дети по природе своей исследователи. Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём еёмногообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы,представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

По мнению ученых, к 7 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь,следующие задачи:

• Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.

• Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:

I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.

II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки,когда дети овладевают следующими умениями:

Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.

Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.

Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)

Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.

Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий).

III этап (6-7 лет)развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию,делать элементарные выводы посредством:

умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.

Решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой.

Познавательно-исследовательская деятельность Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность,.

Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника Познавательная деятельность детей имеет очень большое значение в жизни каждого ребенка. В детском саду познавательные исследования это,.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Т. В. Алленова-воспитатель муниципальный.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. detsad 28333 1458136955. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-detsad 28333 1458136955. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка detsad 28333 1458136955. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Удивительное рядом» ЗАДАЧИ образовательной программы: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность в процессе исследовательской.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями в подготовительной группе «Человек стал человеком,.

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Подготовительная группа Сентябрь 1. Тема:ОД №1 (конструирование.

Консультация для воспитателей «Значение пальчиковых игр для всестороннего развития личности дошкольников» Охранять и укреплять здоровье детей главная приоритетная задача не только педагогов но и родителей. В настоящее время существует проблема,.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Что включает познавательно исследовательская деятельность. 9da41cb4c056347f8282528a5d595328. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-9da41cb4c056347f8282528a5d595328. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка 9da41cb4c056347f8282528a5d595328. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности» Людмила Харченко
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка,тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте –это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

— способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Также экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей.В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

• человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность «Магнитные силы» Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование. «Магнитные силы» Цели. Образовательные: – выявить свойства магнита, особенности.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. detsad 369474 1444665721. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-detsad 369474 1444665721. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка detsad 369474 1444665721. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни» Цель: развитие у детей познавательной активности. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с различными видами камней, их свойствами. 2. Активизировать.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Цель: способствовать познавательному развитию детей формировать.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. detsad 349071 1433251592. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-detsad 349071 1433251592. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка detsad 349071 1433251592. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия» Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Возрастная группа: 7-й год жизни (подготовительная группа). Форма.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. detsad 349975 1433685254. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-detsad 349975 1433685254. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка detsad 349975 1433685254. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. detsad 258349 1433577891. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-detsad 258349 1433577891. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка detsad 258349 1433577891. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС

Что включает познавательно исследовательская деятельность. zanyatie po poznavatelno issledovatelskoy deyatelnosti v dou. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-zanyatie po poznavatelno issledovatelskoy deyatelnosti v dou. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка zanyatie po poznavatelno issledovatelskoy deyatelnosti v dou. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. deti issleduyut svoystva vody. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-deti issleduyut svoystva vody. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка deti issleduyut svoystva vody. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

Что включает познавательно исследовательская деятельность. troe detey stoyat ryadom s maketom solnechnoy sistemy. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-troe detey stoyat ryadom s maketom solnechnoy sistemy. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка troe detey stoyat ryadom s maketom solnechnoy sistemy. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. deti izuchayut svoystva lda v gruppe. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-deti izuchayut svoystva lda v gruppe. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка deti izuchayut svoystva lda v gruppe. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. evristicheskaya beseda. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-evristicheskaya beseda. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка evristicheskaya beseda. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

В старшей группе можно провести эвристическую беседу на тему «Зачем нужен режим дня?»

Что включает познавательно исследовательская деятельность. nablyudenie. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-nablyudenie. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка nablyudenie. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

Что включает познавательно исследовательская деятельность. eksperiment. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-eksperiment. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка eksperiment. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

Что включает познавательно исследовательская деятельность. deti i vospitatel nablyudayut za samostoyatelno izgotovlennym maketom vulkana. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-deti i vospitatel nablyudayut za samostoyatelno izgotovlennym maketom vulkana. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка deti i vospitatel nablyudayut za samostoyatelno izgotovlennym maketom vulkana. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

Этап исследованияПример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада
Постановка проблемыВыяснить, каким образом растения потребляют воду.
ЦелеполаганиеВоспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.
Выдвижение гипотезРебята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезыКаждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.
Анализ полученного результатаУтром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.
Формулирование выводовВода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельностиПримеры реализации в работе с дошкольниками
Поисково-исследовательскаяСовместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Учебно-познавательнаяСамостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
Познавательно-практическаяСтихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.
Предметно-исследовательскаяСовместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. deti stoyat vokrug stola v seredine nahoditsya kukla neznayka. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-deti stoyat vokrug stola v seredine nahoditsya kukla neznayka. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка deti stoyat vokrug stola v seredine nahoditsya kukla neznayka. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема исследованияВариант мотивирующего начала занятия
«Способность воды выталкивать предметы меньшей плотности», занятие с экспериментальной игрой «Тонет — не тонет» в младшей группеСоздание сюрпризного момента.
В группу заходит плачущая девочка Таня (воспитанница старшей группы). Воспитатель спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка рассказывает, что уронила на прогулке в речку мяч и боится, как бы он не утонул. Воспитатель зачитывает стихотворение А. Барто «Мячик» и акцентирует внимание на том, что в тексте утверждается невозможность мячика утонуть. Ребятам предлагается опытным путём (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не утонет.
«Свойства воздуха», занятие «Удивительное рядом» в средней группеСоздание проблемной ситуации с игровым элементом.
Воспитатель показывает ребятам фигурку грустного поросёнка и говорит, что Хрюша грустит из-за того, что вчера ему подарили 2 больших воздушных шарика, но что-то случилось с ними за ночь. Ребятам показывают 2 нарисованных шарика: большой улыбается, маленький грустит. Воспитатель спрашивает, почему второй шарик загрустил (сдулся), и предлагает придумать решение, как помочь Хрюше (надуть шарик).
«Различия пресной и морской воды», занятие «Путешествие в Подводное царство» в старшей группеНачало занятия строится в виде игрового путешествия на морское дно: ребята вспоминают названия морских животных, разгадывая загадки и ребусы, проводится подвижная игра «Море волнуется — раз!». За отличные знания и проявленную активность Морской царь дарит ребятам сосуд с морской водой, свойства которой они будут изучать в ходе последующего опыта.
«Влияние воды на всхожесть семян и рост растений», экспериментальный проект «Посев сухого и пророщенного гороха» в подготовительной группеСовместное составление сказки про горошинки с воспитанниками подготовительной группы.
Каждый этап экспериментальной деятельности фиксируется в виде абзаца сказки. («Проспали горошинки сестрички всю зиму завёрнутыми в холщовую тряпочку. А сегодня чьи-то тёплые руки достали тряпочку из коробочки и отнесли на подоконник к блюдцу с водой. Одни горошинки с радостными криками прыгнули в этот маленький бессейн, но некоторые из сестричек воды испугались и остались лежать в сухом уголке окна…»).

Видео: вебинар «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.

Что включает познавательно исследовательская деятельность. doshkolniki izuchayut ovoshchi s pomoshchyu vospitatelya. Что включает познавательно исследовательская деятельность фото. Что включает познавательно исследовательская деятельность-doshkolniki izuchayut ovoshchi s pomoshchyu vospitatelya. картинка Что включает познавательно исследовательская деятельность. картинка doshkolniki izuchayut ovoshchi s pomoshchyu vospitatelya. Света Колмыкова «Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности»

После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой.
Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане.
В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана?
Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.
Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса).
Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик).
Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем?
Этюд «Вулкан просыпается — извергается».
В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей).
А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.
Вопросы для рефлексии:

В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент)Дидактическая играФизкультминуткаИсследование свойств бумагиПодведение итогов
Время проведения2 минуты2–3 минуты1–2 минуты7 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)Дидактическая играПодвижная играИсследование свойств воды (проведение опытов)Подведение итогов
Время проведения2–3 минуты3 минуты3 минуты10 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)Зарядка на свежем воздухеИсследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)Трудовые порученияПроведение опыта с льдинкамиПодведение итогов
Время проведения3–4 минуты5 минут10 минут5–7 минут4 минуты2 минуты

Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)Эвристическая беседаПодвижная играДидактическая играИзучение условий появления радуги (проведение опыта)Подведение итогов
Время проведения3 минуты3–5 минут3–4 минуты3 минуты12–14 минут1–2 минуты

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *