Что включает индивидуально личностный компонент социальной компетентности
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.
И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи) [1]. В диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» – общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность – «…это качество человека – субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов» [2].
Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.
Социальная компетентность человека включает в себя: – знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе; – знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; – навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус; – знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни – национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.; – умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения); – знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д. [3].
Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой [4]. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля и их информирование по всем вопросам социальной реальности [4]. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненно- футурологический.
И.А. Маслова [5] аналогично определяет структуру социальной компетентности, выделяя критерии и показатели сформированности социальной компетентности как результата социализации учащегося, выразив их через личностные образования, поддающиеся измерению. Эти критерии мы отразили в таблице 1.
Критерии и показатели социальной компетентности
Критерий
Составляющие
Показатели
Отношения, выраженные через мотивы и ценности
Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности
Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме
Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха
Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве
Умения и навыки социального поведения
Поэтому структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
Библиографический список:
Зимняя, И. А., Морозова, Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания [Текст] /И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. – Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. – С. 171.
Иванова, Ю. В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: между- народный опыт и перспективы сотрудничества: Сбор- ник научных статей. – 2009. – Режим доступа : http://window.edu.ru/library/pdf2txt/443/67443/40627
Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] дис. … канд. пси- хол. наук / Е. В. Коблянская. – СПб. : СПбГУ, 1995. – С. 210.
Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения [Текст] / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. – С. 84–89.
Научная электронная библиотека
1.2. Социальная компетентность личности
О внепрофессиональном содержании компетентности логично говорить с позиций ключевых компетенций (компетентностей), являющихся предметом исследования мирового научного сообщества.
На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав «»четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [49, с. 37]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [49, с. 37].
В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [57].
В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это :
— политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
— компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной;
— компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
— компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [163, с.38].
Авторы концепции модернизации российского образования определяют ключевые компетенции (компетентности) через следующие признаки: многофункциональность (позволяют решать разные задачи из одного поля), креативность (позволяют решать сложные неалгоритмизированные задачи), надпредметность и междисциплинарность (переносимы на разные области деятельности, обеспечивают экстраполяцию знаний, умений и способностей), многомерность (реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого), требуют значительного интеллектуального развития и включения морально-волевых и эмоциональных качеств [31, 34, 141], придавая им статус необходимого для жизнедеятельности любого культурного человека. Ключевая компетентность, как свидетельство овладения ключевыми компетенциями, согласно проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей», выражается в следующем: способность к рефлексии, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критичность мышления, способность к решению задач [141].
В контексте вопроса о ключевых (базовых) компетенциях/компетентностях следует остановиться на модели, разработанной и принятой в рамках программы TUNING («Настройка образовательных структур»), участниками которой были более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. Данная модель включает несколько групп компетенций, объединенных в два блока: общие и специальные (профессиональные) компетенции. Группы общих компетенций соотносимы с охарактеризованными выше ключевыми компетенциями и содержат следующие подгруппы:
Сравнивая содержание указанных групп компетенций с ключевыми компетенциями, принятыми Советом Европы, видно, что последние, по сути, задают сферу реализации инструментальных, межличностных и системных компетенций, которые, в свою очередь, конкретизируют несколько абстрактные ключевые компетенции, предоставляя возможность для организации процесса овладения ими, технологизации данного процесса.
Учитывая вышеприведенные мнения относительно ключевых компетенций, мы предлагаем свой «список», в котором компетенции определены относительно области социальной действительности, в которой они развиваются. При полноценном освоении всего их спектра формируется социальная компетентность личности. Собственно термин «компетенция» мы в данном случае не используем.
К составляющим социальной компетентности мы относим следующие:
Итак, социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) (рис 1).
Рис. 1. Структура социальной компетентности специалиста
Методический материал «Социальная компетентность личности в условиях современного общества»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Социальная компетентность личности в условиях современного общества
Понятия «компетентность» и «компетенция» определяются по-разному и существуют два варианта трактовки соотношения этих понятий: они либо приравниваются друг к другу, либо обозначаются как разные определения.
Такие авторы, как, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков подчеркивают практическую направленность компетенций, говоря о том, что «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» [2, с. 59].
Как отмечает И. А. Зимняя, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997) [3, с. 19], компетенция определяется как:
способность делать что-либо хорошо или эффективно;
соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
способность выполнять особые трудовые функции.
Компетенция — это одна из описательных характеристик, служащая для определения степени соответствия сотрудника поставленным задачам. Зачастую, компетенция — это номинальная шкала, которая выявляет присутствие или отсутствие нужной для работы составляющей, а не степень ее выраженности [6, С. 15]. В данном определении «компетенция» представляется как характеристика, дающая возможность понять уровень подготовки сотрудника, т.е. она относится к профессиональной деятельности человека.
Авторами С. Я. Батышевым и А. М. Новиковым к омпетенция определяется как личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Она включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Совокупность компетенций они относят к компетентности.
Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность [7, с. 51]. В определении компетенции вышеприведенными авторами мы видим, что она напрямую соотносится с понятием «компетентность» и обозначает способность специалиста ориентироваться и качественно выполнять свои профессиональные функции.
Для того, чтобы сравнить вышеприведенные определения понятия «компетенция», нами была составлена таблица 1, в которой отражены определение понятия, источник из которого оно было взято и основные элементы этого понятия.
Сравнительная таблица определения понятий «компетенция»
Определение понятия «компетенция»
Основной элемент понятия
1) это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной о
Проекты ФГОС ВПО 3-его поколения : справочная система : [электронный ресурс] // http://mon.gov.ru
способность применять, для успешной деятельности
Продолжение таблицы 1
2) это сфера отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике
1) это способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) это соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) это способность выполнять особые трудовые функции.
способность делать, выполнять; соответствие требованиям
1) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
2) это совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно – продуктивной деятельности
Компетенция : справочная система: [электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org
способность, совокупность базовых качеств
1. это объективное, поуровневое описание деловых качеств, необходимых для успешного выполнения работы
2. это одна из описательных характеристик, служащая для определения степени соответствия сотрудника поставленным задачам.
3. это номинальная шкала, которая выявляет присутствие или отсутствие нужной для работы составляющей, а не степень ее выраженности
описание деловых качеств, описательная характеристика, номинальная шкала
1. это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач
2. обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное
способность решать профессиональные задачи, способы
выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность
действий профессиональной деятельности
1) это осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания.
2) это круг чьих-нибудь полномочий, прав
осведомленность, круг полномочий
Рассмотрев понятия компетенции, проанализировав и выделив их основные элементы, приведенных в таблице 1, мы пришли к выводу, что «компетенция» большинством авторов рассматривается как некая способность. проявляющаяся в профессиональной деятельности. Вместе с этим ряд авторов рассматривают компетентность не только как способность к профессиональной деятельности, останавливая внимание на иной смысловой нагрузке данного понятия. Ниже мы приведем некоторые определения понятия «компетентность» в педагогике, психологии, социальной сфере и выявим отличие от понятия «компетенция».
Введение термина «компетентность» в научный оборот связывают с именем американского лингвиста, философа и теоретика Н. Хомского [9, С. 41], который в 1965 году предложил его применительно к теории обучения языкам, речевой коммуникации и трансформационной грамматике.
Согласно словарю С. И. Ожегова, компетентность связана с определенным видом профессиональной деятельности, совокупностью знаний и качеств личности и означает: «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», вторая же имеет следующее значение: «круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов находящихся в чьем либо ведении» [11].
В Стратегии модернизации содержания общего образования обозначено, что включает в себя компетентность [12 с. 14], и отражено в рисунке 1 Схема составляющих частей компетентности.
Рисунок 1 Схема составляющих частей компетентности
Она же выделяет три основные группы компетентностей, которые являются основой для выделения основных компетентностей в соответствии с рисунком 2 Схема компетентности.
Рисунок 2 Схема компетентности
Всего И. А. Зимней выделено десять основных компетенций, основанных на вышеприведенных трех основных группах компетентностей, отраженных в рисунке 2, которые представлены в таблице 2.
Основные компетенции по И. А. Зимней
с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность
компетенции в общении
устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное
общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
компетенция познавательной деятельности
постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность
игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности
компетенции информационных технологий
прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией
В. А. Метаева говорит о том, что компетенции, выделенные И. А. Зимней, приведенные в таблице 2, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом [13, с. 61].
О. Е. Лебедев в своей работе говорит о том, что в педагогике «компетентность» определяется, как способность действовать в ситуации неопределённости [8, С. 7].
На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где приводится ряд компетенций, которые должны рассматриваться всеми как желаемый продукт образования. Так в докладе международной комиссии по образованию XXI века «Образование: сокрытое сокровище» европейский политический деятель Жак Делор определил основные компетентности и сформулировал «»четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [14, с. 34]. Проанализировав материал ЮНЕСКО, мы видим что, говоря о компетентности, происходит переход к компетенциям.
В вопросе о ключевых (базовых) компетенциях/компетентностях следует остановиться на модели, разработанной и принятой в рамках программы TUNING («Настройка образовательных структур»), участниками которой были более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. Данная модель включает несколько групп компетенций, объединенных в два блока: общие и специальные (профессиональные) компетенции, которые отражены в таблице 3 [15].
Общие компетенции, принятые программой TUNING
Компетенции, проявленные на практике в стремлении и способности (готовности) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, с необходимостью в постоянном совершенствовании, с осознанием социальной значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности, становятся профессиональной компетентностью специалиста [16, С. 12 ].
Стоить отметить, что в рамках программы TUNING понятия «компетенция» и «компетентность» рассматриваются как тождественные компоненты.
В своем докладе В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций и их характеристик, относящиеся к нетрудовой деятельности человека, в соответствии с таблицей 4 [17, С. 7 ].
Ключевые компетенции, принятые Советом Европы
владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой
компетенции, связанные с развитием «самости»
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни
Проанализировав определения компетентности с точки зрения педагогики, мы можем дать следующую трактовку данного понятия. В педагогике компетентность – это способность личности усваивать навыки, умения, знания и на их основе действовать в различных ситуациях.
В отечественной педагогике в определении социальной компетентности преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимые навыки общения и рассматривал в качестве её свойств такие коммуникативные навыки, как: контактность, общительность, разговорчивость, силу убеждения, готовность к обсуждению, уверенную манеру держать себя.
После 90-х годов ХХ-го века социальная компетентность, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах человека и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление. Эта тенденция находит свое продолжение в исследованиях современных ученых.
Под социальной компетентностью подразумевается умение личности выстроить свое поведение с учетом ожиданий и взглядов окружающих. Она включает в себя:
знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях, принятых в данной среде;
готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов;
умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами;
умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации [18].
Практический опыт в достижении определенной степени компетентности формирует такие навыки, как: самообразование, критическое мышление, самостоятельность работы, самоорганизацию и самоконтроль, командную работу, умение планировать, прогнозировать результаты и последствия различных вариантов решения.
Исходя из анализа ключевых компетенций, автором статьи « Социальная компетентность личности » [16, С. 12] был предложен «список», в котором компетенции определены относительно области социальной действительности, в которой они развиваются. При полном освоении всех составляющих формируется социальная компетентность индивида. К составляющим социальной компетентности им были отнесены 5 компетентностей, отраженных в таблице 5.
Составляющие социальной компетентности
Продолжение таблицы 5
культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта
владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.
способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.
Рисунок 3 Схема структуры социальной компетентности
Доктор психологических наук В. Н. Куницына [19, с. 416] выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная, коммуникативная, социо-профессиональная, социально-психологическая, самоидентификация (эго-компетентность).
Н. В. Калинина говоря о социальной компетентности определяет ее как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению [20, c. 146].
Российский психолог А. В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д. Он определяет социальную компетентность как высший уровень освоения действительности посредством сознания [22, С. 18].
Проанализировав вышеприведенные трактовки социальная компетентности, мы пришли к выводу, что «социальная компетентность» – это осознанное проявление личностью своих умений, навыков, качеств с целью выстраивания своего поведения с учетом социальных норм, обусловленное совокупностью включенных в нее компетенций/компетентностей.
В своей научной статье М. С. Сулейманов говорит о том, что А. С. Косоговой и М. Б. Дьяковой были приведены социально-педагогические характеристики, которые создают определенные предпосылки для развития социальной компетентности. В эти характеристики входят:
стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции – активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, автономности в суждениях и самооценке;
высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;
стремление к расширению собственных общественных отношений и социальных связей, освоение новых социальных ролей;
повышение ряда показателей самоотношения, таких, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т.д.;
зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля;
качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению [23, С. 314-315].
В основном под психологической компетентностью подразумевается совокупность психологических знаний, умений и набора социально-психологических личностных характеристик [25, С. 93].
В исследованиях Г. И. Метельского и Н. В.Кузьминой психологическая компетентность рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [26, с 54].
Проанализировав выше представленные определения психологической компетентности, мы поняли ее как систему знаний, умений и навыков, которые позволяют индивидууму корректно управлять своими психическими состояниями.
С целью сравнения рассмотренных нами определений компетентности в таких областях, как педагогика, социальная сфера и психология, нами была создана таблица 6, где отражены все эти определения и выделены их основные элементы, которые помогут нам выявить отличия между ними.
Сравнительная таблица понятия «компетентность» в различных областях
Умение выстраивать поведение
развитие и интеграция психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д
Развитие и интеграция проблем
сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию
Сознательное выражение личности
качество человека – субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов
Качество человека, связанное с социальными нормами
совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению
Совокупность знаний и умений, обеспечивающих адаптацию в обществе
структурированная система знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия
Зыкин В. Г. Краткий акмеологический словарь / В. Г. Зыкин : справочная система : [электронный ресурс] // http://vocabulary.ru
Система знаний об индивиде
совокупность психологических знаний, умений и набора социально-психологических личностных характеристик
Совокупность психологических знаний, умений, навыков
система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями
Система знаний, умений, навыков, обеспечивающих подготовленность и управление своими психическими состояниями
Рассматривая приведенные в таблице основные элементы понятия компетентности в трех областях, мы можем проследить, что в педагогике она являет собой способности и навыки, приобретенные в процессе обучения; в психологии компетентность напрямую связана со знаниями, умениями, навыками в познании индивида и оперировании своими собственными психическими состояниями; компетенции в социальной сфере обусловлены умениями, знаниями, навыками, связанными с социальными нормам и обеспечивающими адаптацию и активное существование в обществе.
Сравнивая определения «компетенция» и «компетентность», мы можем увидеть, что некоторые авторы дают им одно и то же значение, не разграничивая их, другие же говорят о том, что компетенции входят в состав компетентности. В любом случае эти два понятия связаны друг с другом. Мы же в нашей дипломной работе, основываясь на представленные выше утверждения, будем придерживаться мнения, что компетенции являются составными частями компетентности.
Проанализировав освященную выше информацию о компетентности, основных компетентностях и их характеристиках, нами был создан рисунок 4, где можно проследить составляющие компетентности, сферы применения и навыки, сформировывающиеся на их основе, а также рисунок 5, в котором отражены компоненты, свойства, виды социальной компетентности.