Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе

о р к е с т р

группа музыкантов больше 12 человек

• «инструмент» в руках дирижера

• большой коллектив музыкантов

• группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах

• кто сопровождает певца

• место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты

• название углубления перед сценической площадкой в театре

• в древнегреческом театре так называлась площадка перед сценой, а сейчас — место перед сценой в театре, где помещаются музыканты

• гремит басами (песен.)

• чем управляет дирижер?

• коллектив из ямы под управлением дирижера

• дирижер и его команда

• для него в театре «вырыли» яму

• гремит басами, сидя в яме

• духовая команда, играющая марши

• духовой, джазовый, симфонический

• что в театре сажают в яму?

• музыканты в яме театра

• для него в театре яма

• джаз-бэнд как группа

• коллектив под руководством дирижера

• группа музыкантов больше двенадцати человек

• сыгранная группа музыкантов

• музыканты в яме перед сценой

• шагающие впереди строя музыканты

• Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах

• Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах

• Место в театре перед сценой, где помещаются музыканты

• Место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты

• для него в театре «вырыли» яму

• м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия

Источник

Хоровой коллектив

Хор (др.-греч. χορός толпа ) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Содержание

Виды хоровых коллективов

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

С точки зрения манеры пения различают:

По количеству участников различают:

Хоры могут иметь разный статус.

Пение в хоре — самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Источник

Состав хора по количеству в нём исполнителей

Определение хора. Состав хора. Тип хора. Вид хора.

Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.

Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.

Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор чаще всего состоит из 4-х хоровых партий, но количество партий в принципе не ограничено, т.к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (divisi).
В партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabot Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.

Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Тип хора

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские

Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные

Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.

Смешанный хор

Его диапазон составляет более 4-х октав: от ноты «ля» контроктавы до «до» 3 октавы.

Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.

Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские

Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики

Мужской хор

Диапазон мужского хора: от ноты «ля» контроктавы до ноты «до» второй октавы.

При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.

Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.

Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.

Женский хор

Женский хор имеет диапазон: от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы.

В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.

Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..

Детские хора

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс

Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.

Состав хора по количеству в нём исполнителей

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.

Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.

Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.

Вид хора

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные

Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.

Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.

Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.

Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.

4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры

Источник

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе

Создать группу — дело не из легких, ведь нужно не только найти людей, которые неплохо играют и хотят сочинять музыку в тех же стилях, что и ты, но и подобрать такой состав, который сможет быть семьей, ведь вы проводите вместе много времени, репетируете, выступаете, путешествуете. Вы знаете друг о друге достаточно много, чтобы называться друзьями, и можете легко все испортить одним махом, поскольку становитесь ближе и уязвимее друг перед другом. Поэтому есть моменты, которые нужно учитывать, собирая группу. Если ты, конечно, хочешь, чтобы она жила долго и была дружной.

Важно понимать, что уровень вокалиста, который согласится остаться в твоей группе, зависит от уровня всех остальных музыкантов. Если песни разучиваются музыкантами очень медленно, а свои вообще не сочиняются, удержать хорошего вокалиста будет практически невозможно. Что входит в понятие «хороший вокалист»? Умение управлять своим голосом и попадать в ноты, хороший диапазон, который позволяет вам играть как можно в большем количестве тональностей, интересный тембр голоса, запоминающаяся манера исполнения, способность петь достаточно громко (но так, чтобы у вас не болела от этого голова) и талант к сочинению текстов. Самый лучший способ выбрать себе вокалиста – устроить прослушивание, на котором все пришедшие исполняли бы одну и ту же песню, а лучше две: медленную и динамичную. Если тебе сложно сразу понять фальшивит вокалист или нет, попробуй записать пение на диктофон, а потом сравнить с оригиналом. Если разница неприятно режет слух, продолжать прослушивать в ожидании, что ужас вот-вот закончится, не стоит. Выбрав того, чей голос по душе всем участникам группы, стоит обратить внимание на его поведение и качества характера. Чаще всего, вокалист – это ребенок, который ничего не смыслит в нотной грамоте, считает, что песню сочинить можно за 5-10 минут. Существует мнение, что все вокалисты – самовлюбленные и эгоцентричные, ведь все внимание публики достается в первую очередь именно им. Если вам попался такой экземпляр – подумайте 10 раз, прежде чем брать его в группу. Если у него прекрасный голос и он действительно талантлив – терпите и нянчите его. Или ищите вокалиста с другой крайностью – комплексом неполноценности, потому что адекватного вы все равно не найдете. Как правило, чем талантливее ваш соловей, тем сильнее он себя выедает изнутри за малейший промах. Безжалостная самокритика, пожалуй, один из главных индикаторов таланта. Если вокалист выглядит самоуверенным и раскованным на сцене, а на репетициях готов пахать пока не упадет и способен раскритиковать себя – это то, что вам нужно.

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. %D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе фото. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD. картинка Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. картинка %D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD. группа музыкантов больше 12 человек

Гитара – это очень популярный инструмент, поэтому количество гитаристов на метр квадратный может зашкаливать, но найти того единственного, который своим соло заставит сердце стучать быстрее, почти невозможно. Как определить хорош ли гитарист? Очень просто – пусть он поиграет с барабанщиком и с бас-гитаристом. Если он не лажает и не забывает о ритме даже запиливая получасовое соло, с ним будет легко. Стоит обратить внимание на его способность играть драйвово, заставлять гитару петь, играть быстро, при этом не нагромождая ноты друг на друга. Музыкальная многословность – болезнь большинства гитаристов. Выбирайте такого, который умеет вовремя остановиться и дать возможность другим проявить себя. Как определить талантливого гитариста? Попросите его сыграть что-нибудь грустное, веселое, задумчивое, злое.Талант гитариста в том, чтобы уметь передавать эмоции через инструмент. Если вокалисту это сделать легко, то гитаристу для этого нужно как минимум срастись со своим инструментом. Чаще всего именно гитарист – душа группы и композитор, который пишет для всей группы, поэтому если уже нашли то, что искали, то не отпускайте.

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. Bj4 it32ANM. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе фото. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе-Bj4 it32ANM. картинка Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. картинка Bj4 it32ANM. группа музыкантов больше 12 человек

Их мало. а тех, которые играют хорошо, нужно искать, как алмазы. И даже, если вы найдете бас-гитариста, придется еще долго убеждать его, что он должен играть именно с вами. Зато если убедить все-таки удалось, этот человек может стать цементом вашей группы. Без бас-гитары вы не «качнете» и не заставите слушателей танцевать. Кроме того, заполучив в свою команду талантливого бас-гитариста, вы сможете удивлять своей музыкой. Ждать каких-то «заскоков» от бас-гитариста вам не придется.

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. 1308292977 6753513df6a603e8d737bcec42aa9cd2. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе фото. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе-1308292977 6753513df6a603e8d737bcec42aa9cd2. картинка Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. картинка 1308292977 6753513df6a603e8d737bcec42aa9cd2. группа музыкантов больше 12 человек

Без барабанов никакой музыки не получится, да и вообще музыка начинается с ритма! Поэтому барабанщик – незаменимый человек в любой группе. Он должен быть ритмичным и уметь играть с грувом, и самое главное – не злоупотреблять сбивками и не заглушать громкостью всех остальных участников коллектива, особенно вокалиста. Главное для барабанщика – не плавать в ритме и в силе атаки. В остальном, найти общий язык с барабанщиками очень просто, а вот найти свободных барабанщиков – сложно. Очень часто один драммер играет в 2-х или даже в 3-х группах. А происходит это потому, что мало кто учится играть на ударной установке, ведь никто не жаждет сидеть позади всей группы и получать меньше внимания от публики. Хотя на деле барабанщик чуть ли не самый важный участник группы и может страдать такой звездной болезнью, которая не снилась ни одному вокалисту. Но это такая же редкость, как бас-гитарист, который на сцене не дает никому и ноты вставить.

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. 3. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе фото. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе-3. картинка Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. картинка 3. группа музыкантов больше 12 человек

Нужно понимать, что клавишник – это человек, который выдержал 7(8) лет в музыкальной школе и после этого не утратил желание заниматься музыкой. Если вы нашли его и он готов играть в вашей группе – это настоящий подарок. Главное для клавишника – это поладить с гитаристом, потому что они могут конкурировать между собой чуть ли не в каждой песне. И еще, смотрите, чтобы клавишник с вокалистом не ушли в свой отдельный проект, поскольку вдвоем они могут чувствовать себя прекрасно и без других участников коллектива.

Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. 1287216186 CAEBE0E2E8F8E8203032203032. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе фото. Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе-1287216186 CAEBE0E2E8F8E8203032203032. картинка Что включает более 12 вокалистов в 1 коллективе. картинка 1287216186 CAEBE0E2E8F8E8203032203032. группа музыкантов больше 12 человек

Ну и, конечно же, при выборе музыкантов для своей группы, слушай свое сердце.

Репетировать в первое время стоит часто, очень часто! Да, еще, самое важное, репетировать должны не в одиночку, а все вместе, что бы привыкать к друг другу, учиться слышать друг друга и вокалист должен учится петь и развиваться под игру своих музыкантов.

И на конец, маленький совет, больше играйте, выступайте, практикуйтесь, не бойтесь допускать ошибок, ведь плохой опыт – это тоже опыт!

Источник

Хор как художественно-исполнительский коллектив

«Хором называется такой творческий коллектив, который в достаточной мере владеет техническим и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении», — утверждает В. Соколов в книге «Работа с хором».

По утверждению П.Г. Чеснокова «Хор a’cappella представляют собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способных передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчётливо выработанные нюансы».

А.А. Егоров в своём труде «Теория и практика работы с хором» характеризует хор следующим образом: «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровые произведения. При этом каждая партия поётся несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив как вокальная организация значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т. д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a’cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива — хор с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или оркестра — является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением. Хор a’cappella — это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передаёт своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

Современное определение хора включает в себя ряд главных компонентов, существующих только во взаимосвязи друг с другом, и находящихся в постоянном согласии.

Типы хоров определяются характеристикой исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Они распределяются на женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор из женских и мужских, или детских, или всех певческих групп — смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские и смешанные. По количеству певцов, составляющих хор, различаются малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав (то есть малый, средний или большой) в практике не определён точным количеством и в значительной степени ориентирован репертуаром. Например, существуют хоровые партитуры, написанные для большого хора с учётом divisi голосов, которые в исполнении малым составом будут искажены ввиду отсутствия соответствующей плотности звучания каждой отдельной партии. Малый (камерный) хор минимально состоит из 12 поющих: три сопрано, три альта, три тенора и три баса. В среднем смешанном хоре предполагается разделение каждой хоровой партии на две.

П.Г. Чесноков указывал, что, равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего смешанного хора.

Большой смешанный хор — весьма распространённая форма хорового исполнительства. Численность его колеблется от 54 до 150 и более певцов. В книге А.А. Егорова численность от 40 до 120 певцов (в том числе от 3 до 5 басов-октавистов); В.И. Краснощёков определяет состав большого хора в пределах 80–120 человек; Н.А. Римский-Корсаков (применительно к оперно-хоровой практике) по 32 человека в каждой хоровой партии, то есть 128 певцов. Количественный состав большого хора в регистрово-тембровой системе П.Г. Чеснокова насчитывает 81 певца при условии разделения хора на разнотембровые певческие группы по 3 человека:
1. Сопрано — а, б, в — 9;
2. Сопрано — а, б, в — 9;
1. Альты — а, б, в — 9;
2. Альты — а, б, в — 9;
1. Тенора — а, б, в — 9;
2. Тенора — а, б, в — 9;
Баритоны — а, б, в — 9;
Центральные басы — а, б, в, г — 12;
Октависты — а, б — 6.
Всего: — 81 человек.

В.И. Краснощёков утверждает, что «… чрезмерное увеличение численности хора (свыше 120–130 певцов) не способствует улучшению его исполнительских качеств, хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчётливость; ансамбль становится расплывчатым; тембр партии менее интересным»; ему вторит П.Г. Чесноков: «… существует граница, за которой музыкальная звучность большого хора уже перерастает в шумовую звучность». Сводные (массовые хоры) создаются, как правило, для разового выступления по случаю какого-либо праздника, события, и могут состоять из нескольких сотен и даже тысяч человек. Например, на Красной площади в Москве, на певческом поле в Эстонии (до 30.000 чел.) и т. д.

Вид хора, его понятие, связано с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Акколада, которая образует нотную систему партитурной записи количеством строк в начале произведения, сообщает вид хора. Вид хора носит название: одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т. д.

Учитывая вышеизложенное, мы можем определить понятие хоровой партитуры. Нотные строки партитуры объединяются слева прямой акколадой (в отличие от фигурной). При записи на нотной строке двух партий (например — сопрано и альты, или соответственно — тенора и басы) штили нот верхней партии направлены вверх, а штили нот нижней партии — вниз. Распространена запись смешанного хора на двух строках (двухстрочная партитура). В этом случае партия теноров нотируется, как и басовая, в басовом ключе. Такой вид партитуры удобен для прочтения её на инструменте. Для однородных хоров преимущественно сохраняется принцип записи каждой партии на отдельной строке. Двухстрочный способ написания хоровой партитуры можно сохранить и при трёхголосии, если оно возникает эпизодически (divisi). При развитом трёхголосии и четырёхголосии в однородном хоре, когда каждый из трёх или четырёх голосов играет самостоятельную роль, рекомендуется применение трёх- и четырёхголосных партитур. Иногда можно допускать запись однородного хора на одной строке.

Расстановка хора имеет большое значение для успешной работы во время репетиций и концертных выступлений. Она должна быть привычна для дирижёра, певцов, и сохраняться как на репетициях, так и во время концертных выступлений. Существует много вариантов расстановки хора. Обычно в размещении хора на сцене руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии должны стоять в одной группе. Хоровой коллектив целесообразно расположить в виде полукруга с учётом того, что по левую руку дирижёра находятся высокие голоса, по правую — низкие. В смешанном хоре, как правило, слева от дирижёра размещаются сопрано, за ними — тенора; справа — альты, за ними — басы. Предпочтительна относительно широкая расстановка хористов, примерно в полушаге друг от друга. Более удалённое расположение певцов нарушает их контроль баланса звучности. Возможна также, так называемая смешанная расстановка хора — поквартетно или с чередованием однородных голосов. Такая расстановка применяется в камерных хорах, она повышает ответственность певцов, требует от них высокой квалификации. Размещение хорового коллектива на сцене порой зависит от условий акустических особенностей зала (т. н. реверберации).

Слитность и компактность звучания хора иногда достигается после долгого нахождения так называемой акустической точки на эстраде.

Хор должен обладать определёнными признаками, характерными для него как для художественно-исполнительского коллектива. Перечислим их:

Ансамбль. Прежде всего — это способность всех певцов петь одно-временно, вместе, как один, одновременно пропевать слова, брать дыхание в указанном месте, переходить вместе от быстрого темпа к медленному и наоборот, то есть точно добиваться ритмического ансамбля. Также важен динамический ансамбль, который заключается в том, чтобы певцы каждой партии и всего хора пели в одинаковом нюансе, никто не выделялся среди массы других голосов, обеспечивая ровное по силе звучание хора.
Строй. Это понятие принято называть чистым интонированием, исполняя свои хоровые партии. Зависит от каждого певца хора.
Нюансы. Выразительное исполнение произведения предусматривает различную силу звучания отдельных его мест, различные оттенки звучности. Очень сложный элемент хорового исполнения.
Дикция. Большое значение в хоровом исполнении имеет литературный текст. Мелодия и текст произведения неразделимы, поэтому певцам следует особенно внимательно относиться к тексту исполняемого произведения, уметь произносить его точно, чётко, ясно.
Агогика (от греч. — движение) — одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от основного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. Агогика подчинена целям художественной выразительности. Она имеет свои закономерности. Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением.

Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги) могут подчёркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а так называемые слабые окончания соответственно — сокращаться. В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущения метрономически постоянного движения открываются возможности переменной и разнообразной агогики. Ровный темп можно сравнить со своего рода метрическим «каркасом» произведения, на ос-нове которого расчётливо и умело дирижёром вводятся агогические перемены.

Перечисленные признаки хорового исполнения — ансамбль, строй, нюансы, дикция, агогика — лишь в своей совокупности создают условия, при которых хор может называться художественно-исполнительским коллективом. Для достижения, сохранения и совершенствования этих качеств коллектив, и его дирижёр должны ра-ботать повседневно и неустанно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *