Что видят и слышат новорожденные дети
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос.
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
опубликовано 21/05/2007 12:16
обновлено 17/01/2017
— Педагогика и психология
Родителям
Зрение. Устройство глаза
www.eye-focus.ru
Этапы развития зрения у новорожденных
Развитие зрительных органов ребенка во время беременности
Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.
Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.
Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.
Зрение ребенка в первый месяц жизни
Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически с глазами взрослого.
Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.
Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.
Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает.
Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.
Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.
Второй и третий месяц жизни ребенка
В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.
К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.
Малышу четыре месяца
Возраст – 5 месяцев
Возраст ребенка от шести месяцев до года
В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.
Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.
В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.
Зрение годовалого ребенка
Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.
Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.
Обследования новорожденного офтальмологом
Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.
Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.
Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.
Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.
Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов.
В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.
В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога
Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:
Профилактика возникновения зрительных недугов
Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.
Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.
Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.
Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.
Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.
Малыши в утробе видят сны! Врач рассказывает о самых интересных этапах развития плода
Что происходит с малышом у мамы в животе: спит он или бодрствует, различает ли звуки, чувствует ли присутствие папы, реагирует ли на классическую музыку и может ли подмигнуть родителям на экране аппарата УЗИ? Эти и другие вопросы мы задали врачу ультразвуковой диагностики Наталье Когаленок.
— В преддверии Нового года все ждут волшебства. Сегодня мы поговорим о настоящем чуде, которое неоднократно повторяется век за веком, — о том, как зарождается жизнь и как этап за этапом она развивается. Это настолько тонко настроенный и филигранно отлаженный механизм, что остается только поражаться гениальности данного процесса. Но давайте по порядку.
Все начинается со слияния двух клеток
— Оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка, преодолевая препятствие в виде маточных труб, попадает в матку и начинает прикрепляться к ее внутреннему слою. Этот процесс называется имплантация, происходит он приблизительно на седьмые сутки от зачатия.
После прикрепления начинается зародышевая фаза — деление на клеточки. Уже на этой стадии определяется, какие из них пойдут на образование мозга, какие — на образование сердца и так далее. Все очень четко, последовательно и точно. Именно поэтому многие врачи выступают против процессов генетического вмешательства в некоторые процессы. Неизвестно, как после этого поведет себя тысячелетиями налаженная система, не даст ли она сбой в каком-то из поколений.
Креветочка постепенно превращается в человека
— Где-то на двадцатый день после «имплантации» постепенно начинают формироваться органы и ткани — зародыш превращается в эмбрион, который некоторое время напоминает запятую или, как говорят некоторые мои пациентки, — симпатичную креветочку (головка и длинный изогнутый хвостик).
Развитие убыстряется. Каждую неделю с маленьким организмом что-то происходит. Например, на 7-й — начинает формироваться сердце, на 9-й — стартует формирование лицевых структур, появляются ручки, на 10-й — пропадают перепонки, явно очерчиваются пальчики и малыш пробует ими шевелить. Мама пока этого может и не чувствовать, но на экране несмелые шевеления ладошками мы родителям часто показываем, задолго до каких-то явных ощущений.
Плод и слышит, и чувствует
— Примерно на 12 неделе формируются зачатки зубов (не зубы, а только зачатки). К 14 неделям появляется слух, продолжает совершенствоваться нервная система. Практически все органы уже сформированы.
На 21 неделе появляется осязание. Малыш чувствует то, к чему прикасается, и может даже рефлекторно реагировать. Например, если его легонько подпихнуть ладошкой, он может пихнуть маму в живот в ответ. Очень интересно в связи с этим наблюдать за поведением двойни. Малыши постоянно взаимодействуют. Могут толкаться, дотрагиваться друг до дружки… Со стороны кажется, что они общаются.
Перед появлением малыш делает парочку «репетиций» в утробе
— После 27 недель считается, что организм уже вполне жизнеспособен и может существовать вне материнской утробы. Ребенок активно готовится к появлению на свет, репетирует. Появляются глотательные и другие рефлекторные движения. Дальше малыш просто набирает вес. В норме примерно по 30 г в неделю. А еще может появляться пушок на голове.
К 37 неделям мы уже ждем появления младенца на свет. Все органы и системы организма к этому готовы. Уязвимым остается только большой родничок, так как он играет важную роль в родах. Косточки в этом месте очень подвижны, все для того, чтобы при появлении на свет головка не травмировалась. Кроме того, мозг продолжает расти, и черепно-мозговая коробка тоже должна расширяться. Зарастает родничок к году. Если это происходит раньше, появляется риск недоразвития мозга — микроцефалия.
Последовательность ультразвукового обследования:
*По показаниям при надобности УЗИ может проводиться чаще.
Несколько любопытных вопросов
— Можно ли без УЗИ определить пол ребенка? Существует очень много народных примет, связанных этим.
— Нет, выявить это без УЗИ может только анализ хромосомного набора. Для этого исследуется, например, околоплодная жидкость или мельчайший фрагмент плаценты. Существует и другой современный, но дорогостоящий метод — определение пола ребенка по анализу крови матери.
— Слышит ли ребенок у мамы в животе звуки, которые раздаются снаружи?
— Да, он слышит, но, учитывая, что рядом с ним происходит много процессов (стучит мамино сердце, шумит кишечник, кровь протекает по сосудам и артериям), внешние звуки доносятся до него в приглушенном нечетком виде.
— А распознает ли он мамин и папин голос?
— Мамин голос — да, но он тоже слегка изменен, так как проходит по бронхам и внутри немного искажается. Насчет распознавания конкретно папиного тембра не уверена.
— Полезно ли включать для будущего сына или дочки классическую музыку?
— На самом деле малышу без разницы, какая музыка играет снаружи. Тут важно другое — получает ли мама от этого удовольствие. Дело в том, что 9 месяцев мать и ребенок — это один организм. И если женщине спокойно и хорошо, то и малышу хорошо. Поэтому рекомендую ставить не конкретно Моцарта или Баха, а те композиции, которые беременная любит. Если же музыка маму по каким-то причинам вообще раздражает, к чему расшатывать ей нервы?
— А что если мама сильно волнуется или переживает сильный стресс, как это отражается на ребенке?
— Если адреналин поступает в мамину кровь, то определенную его дозу получает и плод. На ранних сроках очень сильный стресс опасен угрозой выкидыша. На более поздних сроках плод в большей безопасности, влияния стресса на формирование органов не выявлено.
Однако если стресс хронический, эмоциональное истощение может ухудшать обменные процессы и иммунитет малыша, а также способно спровоцировать нервозность ребенка в будущем, причем ученые считают, что проявиться эмоциональная нестабильность может в любом возрасте.
— Различает ли малыш прикосновения разных людей к маминому животу?
— Пары любят так думать, однако, если рассуждать чисто логически и по-медицински, то нет. И все же, возможно, наука просто не до конца изучила этот вопрос.
— Может ли ребенок в утробе моргать?
— На что внутри смотреть? Там темно и мокро. Цветное и четкое зрение формируется уже после родов. Сначала малыш видит ограниченные участки (например, небольшое пространство возле маминой груди, потом при постепенном развитии анализатора зрения начинает видеть больше, четче и в цвете).
И все же в утробе малыши, правда, могут иногда открывать глазки. Речь идет о той же отработке рефлексов. Порой действительно кажется, что малыш моргает.
Кстати, думаю, вы часто слышите утверждение о том, что все дети рождаются голубоглазыми, а потом роговица меняет цвет. Это не совсем так. Да, темный пигмент формируется на свету, но все же бывает и так, что малыши появляются сразу со своим цветом глаз и совсем не обязательно голубым.
— Правда ли, что ребенок может «кривляться на камеру»?
— Порой картинка на экране как будто фиксирует какую-то эмоцию плода. Родителям кажется, что малыш улыбается, шевелит губками. Но все же это не совсем эмоция. Это, скорее, гримаса. Опять-таки — определенные рефлекторные движения.
Что касается сосательного рефлекса — он безусловный. Ребенок тянет в рот все, что ему попадается: пуповина, ручка, пальчик, ножка. А порой мальчики и девочки даже показывают язык! Когда получается словить этот момент, я обычно шучу, что сорванцом будет.
— Ребенок в утробе спит или бодрствует?
— Большую часть времени спит. Существуют приборы, которые позволяют зафиксировать фазы активности мозга. Так вот мы даже можем сказать, видит ли малыш в конкретный момент времени сон. Да-да, ребенок в утробе видит сны!
Это явление тоже плохо изучено. Ученые пока не пришли к единому мнению, что конкретно снится малышам, ведь у них в памяти пока еще нет зрительных образов. Вполне возможно, что когда ребенок спит, ему снится, что он не спит (смеется) — вокруг все те же звуки, все так же тепло и спокойно, убаюкивающе стучит мамино сердце. Думаю, вполне вероятно, что именно таковы его грезы.