Что видят дети в небе
Ангелов и то, что недоступно взгляду взрослого, видят маленькие дети
Дети видят ангелов и иное, что не воспринимает глаз взрослого человека. Такое мнение существует с давних времен, и основывается на наблюдениях за малышами. При этом, увидевшие потустороннее, дети являются психически здоровыми. Не стоит искать объяснение в этом.
Маленькие дети видят то, что не видят взрослые
Очень часто, родители сталкиваются с тем, что их малыш рассказывает вещи, которые могут показаться на первый взгляд небылицами. Могут это быть и особенности поведения не понятные на первый взгляд. Например, ребенок некоторое время смотрит в определённое место и с кем то разговаривает. А дети постарше даже называют с кем.
Это вызывает обеспокоенность у родителей. Но сам ребенок при этом не испытывает каких-либо проблем со здоровьем или отклонений в психическом состоянии. Что характерно, подобные явления наблюдаются ближе к вечеру. Внезапно малыша может что-то напугать, или он радостно поприветствует увиденное.
Из этого можно сделать вывод, что маленькие дети наделены способностью видеть то, что взгляду взрослого человека не доступно. Так некоторые из них описывали тетю, человечка с бородой, полуживотного-получеловека и иное. В среднем такая способность наблюдается у них до 5 лет. Кто-то теряет ее раньше, кто-то позднее.
Этим же можно объяснить и страх перед темнотой у детей. Ребенок ощущает, что вокруг него скапливается энергия, которая может иметь негативный характер. Атаки потустороннего мира, также вызывают ночные кошмары у малышей.
Ангелы и домовые являются маленьким детям
Можно только строить предположения, что же является перед детьми. Официальная наука не признает существование потустороннего мира. Но существует мнение, что ангелы хранители являются детям, так как они обладают тонкой душой, в отличие от огрубевшей взрослой.
В раннем детском возрасте между ними существует тесная связь. В народе по этому поводу говорят, что ангелы играют с детьми. Есть и своим поверья у жителей других стран. Итальянцы считают, что дети улыбаются во сне, когда они приходят к ним.
Ангелы представляют собой души, которые еще не обрели свое место в раю. Перед ними стоят определенные задачи, выполнив которые они смогут навсегда отправиться на небеса. Очень часто они являются, чтобы сообщить важную информацию. Дети же в этом случае, с их чистыми душами, является посредникам. Они обладают способностью увидеть их. Правда существует мнение, что именно ангелов ребенок может видеть до того времени, пока не научится разговаривать.
Дети сталкиваются не только с ангелами, но и с домовыми. С давних времен этот дух является покровителем жилища. Еще на Руси верили, что если они благоволят хозяевам дома, то могут присмотреть за детьми. Живут они обычно под потолком, что объясняет, почему взгляд детей направлен зачастую туда. При этом ребенок может смеяться, так как эти существа любят повеселить малышей.
Как объясняют специалисты способность видеть невидимое детьми
Психологи и психиатры на способность видеть детьми ангелов и духов смотрят более прагматично. Они считают, что естественно заводить невидимого друга, если ребенок страдает от дефицита внимания и проблем с социальной адаптацией в обществе сверстников.
Невидимый приятель очень часто обретает форму любимого персонажа мультфильма, фильма или книги. Могут быть они и маленькими девочками и мальчиками, потому что ребенку хочется общаться со сверстником.
Дети рассказали, как до рождения жили в мамином животике и на Небе
Если однажды ребёнок скажет вам: «Мама, ты мне понравилась, поэтому я выбрал, чтобы ты меня родила», — пожалуйста, не удивляйтесь. Более трети детей помнят о времени, проведённом в утробе матери.
Д-р Акира Икегава, автор книг «Мама, я пришёл ради тебя» и «Когда увидел маму с облака», во время исследований обнаружил, что 1/3 детей помнят о времени, проведённом в утробе матери, и могут описать появление на свет.
Икегава провёл исследование в 36 детских садах и двух яслях и опросил 1620 детей, средний возраст которых составлял четыре года. При этом 33% детей сказали, что помнят, как находились в мамином животе, а 21% малышей помнят обстоятельства своего рождения. Эти дети ярко и убедительно описывали рождение.
Двухлетняя девочка сказала: «Когда я услышал громкий шум, перед глазами начало светлеть». Другая четырёхлетняя девочка сказала: «Сперва мне хотелось немного поспать, но уснуть не получалось».
В книге «Я помню! Период времени у мамы в животе» доцента Фукусимского университета Акита Иида статистика показала, что 53% опрошенных детей имеют внутриутробные воспоминания, а 41% помнили своё рождение, сообщает статья на сайте журнала Lapis Lazuli Light Magazine в Тайване.
Забавные описания детей
На сайте Школы медицины при Университете Вирджинии говорится: «У некоторых детей есть воспоминания о рождении или предродовые воспоминания, некоторые из них помнят период, когда находились в животе матери, а некоторые помнят о других пространствах или рае».
Помимо записей о внутриутробной памяти детей, в книгах Ииды и Икегавы зафиксированы некоторые интересные описания рая или другого пространства.
Многие дети описывали ситуации, как перед рождением они находились на облаках, жили вместе с ангелами и небожителями. Дети искали самых хороших, по их мнению, женщин, чтобы те стали их матерями, и когда находили, покидали облака и летели в живот матери, писал Акира Икегава.
В книге говорится о ребёнке, который помнил, как он и много небожительниц переместились в живот его матери, пять из небожительниц вернулись на небо, оставшиеся же формировали внешность малыша, как у человека. После формирования носа, глаз, ушей и других черт лица, можно было готовиться к рождению.
10-летняя девочка вспоминает, как смотрела с облака вниз и видела, что мама очень ласковая, после этого решила влететь в мамин живот.
Диалог между пятилетним японским мальчиком Масахиро и его матерью записан в статье журнала Lapis Lazuli Light Magazine:
Мама: «Масахиро, прежде чем прийти в мамин живот, где ты жил?»
Сын: «Жил над облаками! А впереди была степь».
Мама: «Масахиро, ты сам выбрал папу и маму?»
Сын: «Нет, дедушка, похожий на того, из магазина, так решил для меня».
Мама: «Не только дети, взрослые тоже живут на облаках?»
Сын: «Да, дедушки, бабушки, и такие, как папа и мама, — разные люди. Из-за того, что облака и хлопок смешаны, они превращаются в различную еду, очень вкусно!»
Один мальчик рассказал маме об «уборке»:
«Находясь в животе, помню, что мама часто кашляла и считала, что это может нехорошо отразиться на плоде, поэтому я в животе изо всех сил пытался очистить маму. Так что сейчас все ещё люблю убирать. Я родился, чтобы научить маму прибирать».
Мама очень удивилась, поскольку она действительно одно время не прекращала кашлять, когда была беременной и очень беспокоилась, что это повлияет на малыша.
Конспект занятия «Что мы видим в небе» в подготовительной группе детского сада
Макаренко Людмила
Конспект занятия «Что мы видим в небе» в подготовительной группе детского сада
Цель:
1. Развивать у детей познавательный интерес и умение наблюдать природные явления в окружающем мире, выявлять закономерности.
2. Формировать навыки повествовательной речи, пополнять и активизировать словарь.
3. Закреплять навык коллективного составления связного высказывания, представлений о композиционном строении рассказа.
4. Развивать конструкторские способности, планировать и осуществлять совместную деятельность.
5. Развивать фантазию, творчество, побуждать к речевому и игровому общению.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за небом, облаками, солнцем, луной, месяцем, звездами.
2. Рассматривание иллюстраций, отображающих небо в его различных проявлениях.
Беседа на тему:
1. «Космос вокруг нас», рисование по теме.
Чтение художественной литературы:
1. И. Пивоварова «Что рождается в ночи»;
2. Русская народная сказка «Солнце, месяц и Ворон Воронович».
Дидактические и подвижные игры:
2. «Я начну, а ты продолжи»;
Изготовление плоскостных макетов ракет.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением космических объектов, заката и восхода солнца, детская художественная литература для оформления выставки, почтовый ящик, конверт с письмом от Звездочета, конструктор «Лего» среднего размера, плоскостные макеты Солнца и Луны.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, появившийся в группе. Достает из него письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на письмо. которое принёс нам почтальон. Оно очень красиво украшено. Посмотрите, на нём нарисовано звёздное небо, луна, солнце, попробуйте догадаться, от кого пришло нам письмо.
Дети: (от Звездочета).
Вместе с детьми воспитатель разгадывает загадки из конверта.
Выше леса, выше гор
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой! (Небо)
Яркий, жаркий колобок
Он макушки нам напек
И за дом спустился. (Солнце)
Ночь за вечером пришла
И большой фонарь зажгла. (Луна, месяц)
Что человек всегда видит,
А достать не может? (звезды, месяц, солнце)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы. Все загадки отгадали. я думаю, что Звездочет обрадуется, что дети такие внимательные и наблюдательные.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему Звездочет назвал свои загадки космическими? Правильно, потому что все загадки про космические объекты. Но в нашем письме не только загадки, тут ещё и много вопросов. давайте попробуем на них ответить. (За каждый правильный ответ ребёнок получает звёздочку).
1. Почему днём светло, а ночью темно?
2. Что наступает после ночи? А после дня? Всегда ли так происходит?
3. Что вы видели на небе в дневное и ночное время суток?
4. Расскажите про солнце, какое оно? А какие звезды, месяц?
Воспитатель: А сейчас небольшая викторина!
1. Как вы думаете, про какой космический объект можно сказать так:
2. Яркое, горячее, далекое, круглое, большое, золотое? (ответы детей,
3. Светлая, холодная, далекая, круглая, ясная, волшебная? (ответы детей)
4. Далекие, маленькие, сверкающие, таинственные? (ответы детей)
5. Светлый, ясный, острый, холодный, серебряный? (ответы детей).
Воспитатель обсуждает с детьми, как перемещаются по небу солнце и месяц, куда они пропадают.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка «День — ночь»
Добрые люди встали с постели (потягиваются, просыпаются,
Прячется вся темнота по углам, (прячутся за стульчиками, столами,
Солнце взошло и идет по делам!
(разводят руки через стороны вверх, опускают их, маршируют на месте)
Воспитатель: Дети. а давайте мы построим для солнышка и луны теремочки из многоцветного конструктора. Пусть у каждого из них будет свой дом. Уточняется выбор цвета, конструктивные особенности постройки, будут ли окошки, крыша, вход, лестница.
Дети по желанию объединяются в две группы и строят на столах дома для Солнца и Месяца.
Воспитатель: Замечательные домики получились. Молодцы, ребята.
Воспитатель предлагает отправить Звездочёту письмо с вопросами детей про Космос, Небо, Солнце, Луну, Звёзды, Землю.
Воспитатель записывает вопросы детей, запечатывает в конверт и обещает отправить по почте письмо Звездочёту.
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе детского сада «Путешествие на остров чудес» «Путешествие на остров чудес»Цели занятия: Обобщить знания, полученные в течение года. Программное содержание: Обучающие задачи: Продолжать.
Конспект занятия ко Дню матери в подготовительной группе детского сада Конспект ко Дню Матери в подготовительной группе детского сада. Ход мероприятия: Воспитатель: Сегодня ребята, мы собрались поговорить.
Конспект занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия физической культуры (плавание) для подготовительной группы детского сада. Тема занятия: Закрепление основ правильного.
Конспект занятия по окружающему миру «Весна пришла» в подготовительной группе детского сада Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Вода, водичка» Цели: 1. Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: жидкая, твердая газообразная, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада. Тема: «Знаки дорожные помни всегда» Тема: «Знаки дорожные помни всегда» Образовательные задачи. Дать детям первоначальные значения о дорожных знаках. Научить их различать и.
Конспект занятия-сказки в подготовительной группе детского сада Сказка «Встреча зайцев». Цели: познакомить с разновидностью этих животных; вызвать интерес к фауне леса. Оборудование: таблицы; плакаты;.
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Это волшебное электричество» с презентацией Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение ШКОЛА В КАПОТНЕ Конспект занятия на тему «ЭТО ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» Подготовительная.
Конспект занятия по математике «Мы путешествуем по островам» в подготовительной группе детского сада Занятие по математике в подготовительной группе детского сада «Путешествие на школьные острова» Занятие направлено на развитие логического.
Опыт работы «Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада» Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста, потому что материал насыщен энциклопедическими данными,.
Родители младенцев часто сталкиваются с тем, что малыш может заинтересованно смотреть на определённое место в комнате, улыбаться туда, и что-то рассказывать. Дети постарше, которые уже умеют говорить, указывают на пустое место в доме и сообщают родителям, что «вон там дядя» или «тётя». Естественно, такое поведение детишек настораживает пап и мам, и они беспокоятся – всё ли нормально с их малышом? Но такое происходит почти со всеми детьми.
Полезное: Если вы пользуетесь интернетом со своего мобильного устройства, то вам просто необходимо скачать мини оперу, ведь она не только обеспечит вам максимальную скорость открытия страниц и удобный серфинг, но и сэкономит ваш трафик, а следовательно и деньги.
Пожилые люди в таких случаях говорят, что это ангелы развлекают детей, но ведь ангелы это тоже духи, и получается, что дети всё-таки видят существа из тонкого мира, в отличие от взрослых, утративших эту способность. Дети в возрасте от двух лет часто заводят себе невидимых приятелей, разговаривают с ними. Эти «невидимки» могут назвать малышам своё имя, часто довольно необычное, и даже играют с ними.
Проведённые недавно исследования учёных выяснили, что младенцы могут воспринимать гораздо больше частот, и они слышат такие звуки, которые недоступны взрослым людям. Поэтому когда ребёнок «гулит» и смеётся чему-либо, вполне возможно, что он общается с невидимыми нам созданиями.
Азбука юного звездочета. Изучаем астрономию с ребенком
Юлия Каспарова писатель
«Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими». (Сенека, 1 век н.э.) Трудно не согласиться, что в этом смысле за тысячи лет на земле мало что изменилось. Бездонность и необъятность звездного неба по-прежнему необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей, завораживает, гипнотизирует, наполняет душу тихой и нежной радостью, ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то что же говорить о наших детях, фантазерах и выдумщиках, которые живут в сказочных мирах, летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встречах с инопланетным разумом. А если малыш дорос до возраста «почемучек» и засыпает вас вопросами о том, почему звезды светятся, кто придумал лето, далеко ли до солнца и что такое комета, самое время познакомить его с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддержать исследовательский интерес.
С чего начать знакомство с астрономией?
Знакомство с астрономией не стоит начинать с «теории большого взрыва». Даже взрослому порой тяжело осознать бесконечность Вселенной, а тем более крохе, для которого пока и собственный дом сродни Вселенной. Совсем не обязательно сразу покупать телескоп. Это агрегат для «продвинутых» юных астрономов. К тому же множество интересных наблюдений можно сделать и при помощи бинокля. А начать лучше с покупки хорошей книжки по астрономии для малышей, с посещения детской программы в планетарии, космического музея и, конечно, с интересных и доходчивых рассказов мамы и папы о планетах и звездах.
Расскажите малышу о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Часто малыши спрашивают, почему звезды не видны днем. Сравните вместе с ребенком свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружится еще 8 планет, множество мелких астероидов и комет. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, центр которой – солнце. У каждой планеты свой путь, который называется орбита. Запомнить названия и очередность планет малышу поможет «Астрономическая считалка» А.Усачева:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Расскажите ребенку, что все планеты Солнечной системы очень различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. У всех планет Солнечной системы, кроме Меркурия и Венеры, есть спутники. Есть он и у нашей Земли.
Таинственная Луна
Даже полуторагодовалый карапуз уже с восторгом рассматривает на небе Луну. А для подросшего малыша этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. Расскажите малышу, а еще лучше, продемонстрируйте при помощи глобуса, маленького мячика (это будет Луна) и фонарика (это будет Солнце), как Луна вращается вокруг Земли и как освещается Солнцем.
Для того чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, заведите с крохой дневник наблюдений, где каждый день будете зарисовывать Луну такой, какой она видна на небе. Если в какие-то дни тучи помешают вашим наблюдениям – не беда. Все равно такой дневник будет прекрасным наглядным пособием. А определить, растущая или убывающая Луна перед вами, очень просто. Если ее серпик похож на букву «С» – она старая, если на букву «Р» без палочки – растущая.
Конечно, малышу будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с астероидами. Если рассматривать Луну в бинокль (его лучше установить на фотоштатив), то можно заметить неровности ее рельефа и даже кратеры. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в ее атмосферу, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают настолько шустрыми, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды называют метеоритами.
Звездные загадки
Отдыхая у бабушки в деревне или на даче, посвятите несколько вечеров наблюдению за звездами. Нет ничего страшного, если ребенок немного нарушит привычный режим и ляжет спать попозже. Зато сколько незабываемых минут проведет он вместе с мамой или папой под огромным звездным небом, всматриваясь в мерцающие загадочные точки. Именно август – самый лучший месяц для таких наблюдений. Вечера достаточно темные, воздух прозрачный и, кажется, что до неба можно дотянуться руками. В августе несложно увидеть интересное явление, которое называют «падающей звездой». Конечно, на самом деле это никакая не звезда, а сгорающий метеор. Но все равно очень красиво. Точно так же смотрели на небо и наши далекие предки, угадывая в скоплениях звезд различных животных, предметы, людей, мифологических героев. Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. Поучите малыша находить на небе то или иное созвездие. Такое занятие как нельзя лучше будит фантазию и развивает абстрактное мышление. Если вы сами не очень хорошо ориентируетесь в созвездиях, не беда. Практически во всех детских книгах по астрономии есть карта звездного неба и описания созвездий. Всего на небесной сфере выделено 88 созвездий, 12 из которых зодиакальные. Звезды в созвездиях обозначаются буквами латинского алфавита, а самые яркие имеют собственные названия (как, например, звезда Альтаир в созвездии Орла). Чтобы малышу было легче увидеть на небе то или иное созвездие, имеет смысл сначала внимательно рассмотреть его на картинке, а потом нарисовать или выложить из картонных звездочек. Можно сделать созвездия на потолке при помощи специальных светящихся звездочек-наклеек. Однажды отыскав созвездие на небе, ребенок уже никогда его не забудет.
А вот еще одна красивая легенда сразу о нескольких созвездиях. Давным-давно в Эфиопии жил царь Цефей. Женой его была красавица Кассиопея. У них родилась дочь, прекрасная царевна Андромеда. Она подросла и стала самой красивой девушкой в Эфиопии. Кассиопея так возгордилась красотой дочери, что стала сравнивать ее с богинями. Боги разгневались и наслали на Эфиопию страшное несчастье. Каждый день выплывал из моря чудовищный кит, и самую красивую девушку отдавали ему на съедение. Пришла очередь и прекрасной Андромеды. Как ни умолял Цефей богов пощадить его дочь, боги оставались непреклонными. Андромеду приковали цепями к скале у моря. Но в это время мимо пролетел герой Персей в крылатых сандалиях. Он только что совершил подвиг, убив страшную Медузу Горгону. На голове у нее вместо волос шевелились змеи, а один ее взгляд превращал все живое в камень. Персей увидел бедную девушку и страшное чудовище, вытащил из сумки отрубленную голову Медузы и показал киту. Кит окаменел, и Персей освободил Андромеду. Обрадованный Цефей отдал Андромеду в жены Персею. А богам так понравилась эта история, что они превратили всех ее героев в яркие звезды и поместили на небо. С тех пор там можно отыскать и Кассиопею, и Цефея, и Персея, и Андромеду. А кит стал островом у берегов Эфиопии.
Не сложно отыскать на небе и Млечный Путь. Он хорошо виден невооруженным глазом. Расскажите малышу, что Млечный Путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного Пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали и, превратившись в звезды, образовали на небе Млечный Путь.
Выбираем телескоп
Если ребенок не на шутку увлекся астрономией, имеет смысл приобрести для него телескоп. Правда, хороший телескоп стоит не дешево. Но и недорогие модели детских телескопов позволят юному астроному наблюдать за многими небесными объектами и делать свои первые астрономические открытия. Мама и папа должны помнить, что даже самый простой телескоп – штука довольно сложная для малыша-дошкольника. Поэтому, во-первых, ребенку никак не обойтись без вашей активной помощи. А, во-вторых, чем проще телескоп, тем легче будет малышу с ним управляться. Если же в будущем ребенок заинтересуется астрономией всерьез, можно будет приобрести более мощный телескоп.
Итак, что же такое телескоп и на что обратить внимание при его выборе? Принцип работы телескопа основан не на увеличении объекта, как думают многие. Правильнее сказать, что телескоп не увеличивает, а приближает объект. Основная задача телескопа – создать вблизи от наблюдателя изображение далекого предмета и позволить различить подробности, не доступные невооруженному глазу. Вторая задача – собрать как можно больше света от далекого предмета и передать его нашему глазу. Так что чем больше объектив, тем больше света собирает телескоп и тем лучше будет детализация рассматриваемых объектов.
Все телескопы делятся на три оптических класса. Рефракторы (преломляющие телескопы) в качестве светособирающего элемента используют большую линзу-объектив. В рефлекторных (отражающих) телескопах роль объектива играют вогнутые зеркала. Самый распространенный и самый простой в изготовлении рефлектор делается по оптической схеме Ньютона (названа так в честь Исаака Ньютона, который впервые применил ее на практике). Часто такие телескопы так и называют – «ньютон». Зеркально-линзовые телескопы используют одновременно и линзы и зеркала. За счет этого они позволяют добиться изображения отличного качества с высоким разрешением. Большинство детских телескопов, которые вы встретите в магазинах, относятся к рефракторам.
Важный параметр, на который следует обратить внимание, – диаметр объектива (апертура). Он определяет светособирающую способность телескопа и диапазон возможных увеличений. Измеряется в миллиметрах, сантиметрах или дюймах (например, 4,5 дюйма – это 114 мм). Чем больше диаметр объектива, тем более «слабые» звезды можно рассмотреть в телескоп. Вторая важная характеристика – фокусное расстояние. От него зависит светосила телескопа (так в любительской астрономии называют отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию). Обратите внимание и на окуляр. Если основная оптика (линза объектива, зеркало или система линз и зеркал) служит для формирования изображения, то назначение окуляра заключается в увеличении этого изображения. Окуляры бывают разных диаметров и фокусных расстояний. Изменение окуляра приведет и к изменению увеличения телескопа. Чтобы посчитать увеличение, нужно фокусное расстояние объектива телескопа (допустим, 900 мм) разделить на фокусное расстояние окуляра (например, 20 мм). Получаем увеличение 45 крат. Этого вполне достаточно для начинающего юного астронома, чтобы рассмотреть Луну, звездные скопления и массу других интересных вещей. В комплект телескопа может входить линза Барлоу. Она устанавливается перед окуляром, благодаря чему возрастает увеличение телескопа. В простых телескопах чаще всего используется двукратная линза Барлоу. Она позволяет повысить увеличение телескопа в два раза. В нашем случае увеличение составит 90 крат.
К телескопам прилагается множество полезных аксессуаров. Они могут идти в комплекте телескопа или заказываться отдельно. Так, большинство телескопов снабжено видоискателями. Это небольшой телескоп с малым увеличением и большим полем зрения, который облегчает поиск нужных объектов наблюдения. Видоискатель и телескоп направляются параллельно друг другу. Сначала объект определяется в видоискателе, а уже затем в поле основного телескопа. Практически все рефракторы снабжены диагональным зеркалом или призмой. Это устройство облегчает наблюдения, если объект находится прямо над головой астронома. Если кроме небесных объектов вы собираетесь наблюдать и за объектами земными, вам не обойтись без выпрямляющей призмы. Дело в том, что все телескопы получают изображение, перевернутое вверх ногами и отображенное зеркально. При наблюдении небесных тел это не имеет особого значения. А вот видеть объекты земные все-таки лучше в правильном положении.
В любом телескопе есть монтировка – механическое устройство для крепления телескопа к штативу и наведения на объект. Она бывает азимутной либо экваториальной. Азимутная монтировка позволяет совершать движения телескопом в горизонтальном направлении (вправо-влево) и в вертикальном (вверх-вниз). Такая монтировка подходит для наблюдения и за наземными, и за небесными объектами и чаще всего устанавливается в телескопах для астрономов-новичков. Другой вид монтировки, экваториальный, устроен иначе. При длительных астрономических наблюдениях из-за вращения земли объекты наблюдения смещаются. Благодаря особому устройству, экваториальная монтировка позволяет телескопу следовать за криволинейным путем звезды по небу. Иногда такой телескоп снабжается специальным двигателем, который управляет движением автоматически. Телескоп на экваториальной монтировке больше подходит для длительных астрономических наблюдений и фотосъемки. И, наконец, все это устройство крепится на штатив. Чаще всего он бывает металлический, реже – деревянный. Лучше, если ноги штатива будут не фиксированными, а выдвигающимися.
Как пользоваться телескопом
Увидеть что-либо в телескоп – не такая уж и простая задача для новичка, как может показаться на первый взгляд. Нужно знать, что искать. Это раз. Нужно знать, где искать. Это два.. И, конечно, знать, как искать. Это три. Начнем с конца и попробуем разобраться с основными правилами обращения с телескопом. Не переживайте из-за того, что вы сами не очень хорошо разбираетесь в астрономии (или даже вовсе не разбираетесь). Найти нужную литературу – не проблема. Зато как интересно будет и вам, и ребенку вместе открывать для себя эту непростую, но такую захватывающую науку.
Итак, прежде чем начинать поиск какого-либо объекта на небе, необходимо настроить видоискатель с телескопом. Данная процедура требует некоторых навыков. Делать это лучше днем. Выберите неподвижный, легко распознаваемый наземный объект на расстоянии от 500 метров до одного километра. Направьте на него телескоп так, чтобы объект оказался в центре окуляра. Зафиксируйте телескоп, чтобы он был неподвижен. Теперь посмотрите в видоискатель. Если выбранного объекта не видно, ослабьте регулирующий болт видоискателя и поворачивайте сам видоискатель до тех пор, пока объект не появится в поле зрения. Затем, при помощи юстировочных винтов (винты точной настройки видоискателя), добейтесь, чтобы объект располагался точно по центру окуляра. Теперь вновь загляните в телескоп. Если объект по-прежнему в центре – все в порядке. Телескоп готов к работе. Если нет, повторите настройку.
Как известно, смотреть в телескоп лучше в темной башне где-нибудь высоко в горах. Конечно, в горы мы вряд ли поедем. Но, бесспорно, наблюдать за звездами лучше за городом (например, на даче), чем из окна городской квартиры. В городе слишком много лишнего света и тепловых волн, которые будут ухудшать изображение. Чем дальше от городской засветки вы будете проводить наблюдения, тем больше небесных объектов сможете увидеть. Понятно, что небо должно быть максимально чистым.
Сначала отыщите объект в видоискателе. Затем настройте фокус телескопа – вращайте винт для фокусировки до тех пор, пока изображение не станет четким. Если у вас несколько окуляров, начните с самого слабого увеличения. Из-за очень тонкой настройки телескопа, смотреть в него нужно осторожно, не совершая резких движений и затаив дыхание. Иначе настройка может легко сбиться. Сразу учите этому малыша. Кстати, такие наблюдения будут тренировать выдержку, а для чрезмерно активных шустриков станут своего рода психотерапевтической процедурой. Трудно найти лучшее успокаивающее средство, чем наблюдение за бесконечным звездным небом.
Что можно увидеть в телескоп
В зависимости от модели телескопа, в него можно рассмотреть несколько сот различных небесных объектов. Это планеты, звезды, галактики, астероиды, кометы.
Астероиды (малые планеты) – это большие куски скальной породы, иногда содержащие металл. Большинство астероидов вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером.
Кометы – это небесные тела, которые имеют ядро и светящийся хвост. Чтобы малыш смог хоть немного представить себе эту “хвостатую странницу”, расскажите, что она похожа на огромный снежок вперемешку с космической пылью. В телескоп кометы видны как туманные пятна, иногда со светлым хвостом. Хвост всегда развернут от Солнца.
Луна. Даже в самый простой телескоп можно хорошо рассмотреть кратеры, расщелины, горные цепи и темные моря. Лучше всего наблюдать за луной не в полнолуние, а в одну из ее фаз. В это врем можно рассмотреть гораздо больше деталей, особенно на границе света и тени.
Планеты. В любой телескоп можно увидеть все планеты Солнечной Системы, кроме самой отдаленной – Плутона (он виден только в мощные телескопы). Меркурий и Венера, так же как и Луна, имеют фазы, когда они видны в телескоп. На Юпитере можно рассмотреть темные и светлые полосы (которые являются поясами облаков) и гигантский вихрь Большое Красное Пятно. Из-за быстрого вращения планеты, ее внешний вид постоянно меняется. Хорошо видны четыре гелиевых спутника Юпитера. На загадочной красной планете Марс в хороший телескоп можно рассмотреть белые ледяные шапки на полюсах. Знаменитое кольцо Сатурна, которое так любит рассматривать на картинках детвора, тоже отлично видно в телескоп. Это потрясающая картинка. Обычно хорошо виден и самый крупный спутник Сатурна Титан. А в более мощные телескопы можно рассмотреть щель в кольцах (щель Кассини) и тень, которую отбрасывают кольца на планету. Уран и Нептун будут видны, как маленькие точки, а в более мощные телескопы – как диски.
Между орбитами Марса и Юпитера можно наблюдать множество астероидов. Бывает, попадаются и кометы.
Звездные скопления. По всей нашей галактике расположено множество звездных скоплений, которые делят на рассеянные (значительное скопление звезд на некотором участке неба) и шаровые (плотная группа звезд, имеющая форму шара). Например, хорошо видное невооруженным глазом созвездие Плеяд (семь маленьких звездочек, прижавшихся друг к другу) в окуляре даже самого простого телескопа превращается в сверкающее поле из сотни звезд.
Туманности. По всей нашей галактике разбросаны скопления газа. Это и есть туманности. Обычно, они подсвечиваются соседними звездами и представляют собой очень красивое зрелище.
Галактики. Это огромные скопления миллиардов звезд, отдельные “острова” Вселенной. Самая яркая галактика ночного неба – Галактика Андромеды. Без телескопа она выглядит, как слабое неясное пятно. В телескоп можно разглядеть большое эллиптическое светящееся поле. А в более мощный телескоп видна структура галактики.
Солнце. Смотреть на Солнце через телескоп, если он не снабжен специальными солнечными фильтрами, категорически нельзя. Объясните это ребенку первым делом. От этого телескоп выйдет из строя. Но это пол беды. Есть один грустный афоризм о том, что на Солнце в телескоп можно посмотреть всего два раза в жизни: один раз правым глазом, второй раз – левым. Такие эксперименты действительно могут привести к потере зрения. И лучше в дневное время не оставлять телескоп в собранном виде, что бы не искушать маленького астронома.
Кроме астрономических наблюдений, большинство телескопов позволяет наблюдать и за наземными объектами, что тоже может быть весьма интересно. Но, куда важнее, не столько сами наблюдения, сколько совместное увлечение малыша и родителей, общие интересы, которые делают дружбу ребенка и взрослого крепче, полнее и интереснее.
Чистого вам неба и удивительных астрономических открытий!