Что видит авиадиспетчер на экране
15 малоизвестных тонкостей о работе авиадиспетчеров
15 фактов об одной из самых ответственных профессий в мире – авиадиспетчер
Знаете ли вы, что без авиадиспетчеров пилотам пришлось бы летать в прямом смысле вслепую? Без сложной наземной системы диспетчеров путь в небо человеку заказан. Вот как работают диспетчеры: 15 интересных фактов об управлении воздушными судами, в простонародье называемыми самолетами.
1. Авиадиспетчер и диспетчер по наземному управлению самолетом – это разные профессии
Людей, которые управляют движением на взлетно-посадочной полосе (ВПП), называют «диспетчерами по рулежке», или на профессиональном сленге «наземный контроль». Авиадиспетчеры выполняют другую работу.
2. Не все авиадиспетчеры работают на вышке
Вик Вектор, диспетчер, объясняет:
«Башни авиадиспетчерской службы обычно являются наиболее заметной частью нашего рабочего места. Но персонал, работающий на смотровой площадке в башне, контролирует лишь зону аэропорта (визуально) и воздушное пространство подлета вокруг аэропорта. Воздушное же движение на эшелоне, между крупными аэропортами осуществляется диспетчерами, которые сидят в маленьких темных узких комнатах, смотря на экран радара».
3. Сотрудники башни выполняют свои обязанности, визуально отслеживая обстановку
Авиадиспетчеры, находящиеся на смотровой площадке, напротив, в основном отслеживают происходящее визуально.
Два голландских работника диспетчерской службы из авиакомпании KLM Airlines описывают следующее:
«Значит, так, мы сидим там и часто смотрим в окно. Фактически, когда мы видим происходящее своими глазами, мы можем контролировать гораздо больший трафик, чем используя технологии.
Другими словами, в плохих погодных условиях работа диспетчеров становится затруднительной и поэтому наши рейсы испытывают небольшие задержки».
4. Работать сверхурочно и под большим психологическим прессингом – это нормально для диспетчера
5. Стрессоустойчивость – как билет на работу
Да, ответственность диспетчеров просто невероятная. От их скоординированных действий зависят жизни сотен, тысяч человек. Стрессы здесь нешуточные! Лишь единицы смогут выдержать такой прессинг и не сломаться морально. Они остаются в профессии – остальным там не место.
6. Зарплата высокая, профессиональные льготы, отпуска
В США ежегодная зарплата авиадиспетчера в 2016 году составляла 128000$. Таким образом, в месяц у них получают чуть более 10 500 долларов США – серьезно выше, чем средняя зарплата по стране.
7. Крайне важно делать перерывы в работе каждые 75-90 минут на 20 или 40 минут
За это время можно набраться сил для дальнейшей кропотливой и сложной работы
8. Одна из самых сложных задач по управлению воздушным движением – это процесс набора персонала
Мировой опыт таков:
могут пройти месяцы или годы от заявки до допуска профессионала к управлению реальными полетами.
9. В России авиадиспетчеров учат в специализированных высших учебных заведениях (наследие СССР)
В частности, на диспетчера можно выучиться в:
Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Ейском высшем военном авиационном училище (военный институт) им. В.М. Комарова
Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова
Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (Университет ГА)
10. В некоторых странах для того, чтобы стать диспетчером, предусмотрен возрастной ценз
Соискателю на место должно быть не менее 30 лет.
Рабочее место авиадиспетчера.
Оригинал взят у airguide в Рабочее место авиадиспетчера.
Расскажу о рабочем месте авидиспетчера на примере нашего центра управления полетами.
Диспетчер РЛУ выполняет функции непосредственного управления движением посредством выдачи команд и информации экипажам. Он принимает окончательное решение как, кто и куда.
Итак рабочее место.
Индикатор воздушной обстановки.
Это основное рабочее средство диспетчера РЛУ.
С помощью нее диспетчер РЛУ вводит заданные высоты каждому самолеты, регулирует масштаб картографической информации, вводит высоты передачи в формуляр сопровождения и т.д. Про формуляр сопровождения я напишу отдельный пост.
Она находится под левой рукой диспетчера РЛУ и под правой диспетчера ПК. Служит для вызова как экипажей так и диспетчеров других секторов.
Панель-тачскрин резервной связи.
Стрипопечатающее устройство и панел для стриподержателей.
Стрипы печатает автомат. Содержит всю плановую информацию по рейсу: откуда и куда летит, позывной, тип самолета, желаемая высота, реальная высота и т.д.
Тоже уже тридцатилетний вариант. Но пока ничего удобнее нам никто не предложил. Очень легкие и удобные.
Ну вот так. Кратенько, конечно, но постарался наиболее понятно объяснить.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Сегодня поговорим об этом немного подробнее на примере Домодедовского центра ОВД, который является структурным подразделением Московского центра АУВД.
Дежурный инженер электрослужбы проверяет светосигнальное оборудование ВПП (надеемся, что с работой этого оборудования удастся познакомиться поближе в следующий раз).
Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трёх точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости.
Благодарим пресс-центр Московского центра АУВД, и пресс-службу аэропорта Домодедово за организацию этого мероприятия и содействие в проведение фотосъёмки.
Отдельное спасибо начальнику службы движения Домодедовского центра ОВД Виктору Александровичу Ситникову за очень содержательный и интересный рассказ о работе диспетчеров!
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Контроль над небом: как работают авиадиспетчеры
Диспетчер Эдуард Колодный рассказал об управлении воздушным движением над югом России
09 февраля 2017 09:29
Сегодня, 9 февраля, в России отмечают День гражданской авиации. Это профессиональный праздник пилотов, стюардесс и авиадиспетчеров. Работа в Центре управления полетами не видна взгляду обывателей, и отчасти это хорошо: значит, все идет благополучно. О том, как все происходит на самом деле, нам рассказал Эдуард Колодный, диспетчер-инструктор Ростовского Зонального Центра управления воздушным движением филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Игра в шахматы в трехмерном пространстве
Эдуард Колодный работает в филиале «Аэронавигация Юга» уже 33 года. Родился он в городе Тихорецке Краснодарского края, закончил Ленинградскую Академию Гражданской авиации в 1984 году. Тогда же попал по распределению в Ростов.
— Как сложилось, что вы стали именно авиадиспетчером?
— В то время о профессии авиадиспетчера знали мало, и поэтому в профессиюшли или те, кто не прошел на летчика, или те, кто попал сюда по стечению обстоятельств. Я, скорее, из второй категории. Но при этом, случайных людей у нас нет, те, кто ошибся в выборе профессии, уходили быстро. У нас слишком жесткие требования – серьезные медицинские комиссии, регулярные экзамены по различным дисциплинам, в том числе на знание английского языка. И это не только во время учебы, но и всё время, пока ты работаешь авиадиспетчером. Поэтому оставались только преданные этой профессии люди.
— Сложно ли авиадиспетчеру найти работу? Хватает ли людей в вашей профессии?
— Хороший диспетчер нужен везде. В моё время было распределение по аэропортам после окончания учебного заведения, но после распада СССР количество выпускаемых авиадиспетчеров резко сократилось. Сейчас же, когда об этой профессии знают больше, появился и серьезный конкурс в учебные заведения и при приёме на работу.
— Какими качествами должен обладать авиадиспетчер?
— В идеале должен быть ясный, быстрый ум и хорошая реакция. Иногда сравнивают нашу работу с игрой в шахматы. Но это шахматы, во-первых, трехмерные. И, во-вторых, здесь нет времени на обдумывание, ты должен в доли секунды сразу решить возникшую проблему. В начале карьеры ты должен пройти определенные этапы стажировки. И только когда написано положительное заключение инструктора, и ты сдал все экзамены, ты приступаешь к работе на том секторе, на котором стажировался. Диспетчер должен уметь работать как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
— В чем заключаются нестандартные ситуации?
— Нестандартные ситуации – это не всегда то, что показывают в фильмах. Сильная грозовая деятельность, закрытие по каким-либо причинам высот в секторе, уход воздушных судов на запасные аэродромы, болтанка, обледенение – всё это те ситуации, которые мы должны решать. Но и при стандартных ситуациях бывает непросто, когда, например, в летний период воздушное движение увеличивается в несколько раз.
Тысячи жизней в руках
— Как проходит обычный день диспетчера?
В основном в России авиадиспетчеры работают по графику УДН («утро-день-ночь»): в 8 утра определённая смена принимает дежурство, и в три часа дня ее меняет уже другая смена. На следующий день эта смена заступает в три часа дня и работает до десяти часов вечера. На третий день всё та же смена заступает в десять вечера и работает до утра, потом три дня отдыха.
— Что входит в ваши задачи? Как вы ведете самолеты?
— Все самолёты ведут радиосвязь на русском или английском языке. На индикаторе воздушной обстановки мы видим позывной воздушного судна, его скорость, высоту, траекторию движения, аэродром назначения и так далее. При пролёте определённой точки самолёт переходит на связь с другим сектором, потом со следующим и так до аэропорта назначения, который может быть рядом, а может быть и через 10-12 часов полёта.
— Давит ли на вас ответственность?
Ошибки в нашей профессии, как и у пилотов, стоят дорого – и о них сразу узнает не только вся страна, но и весь мир. Мы постоянно оттачиваем профессиональное мастерство на тренажёрах, делаем все, чтобы ошибок не случалось, и пассажиры в самолёте о нас даже не подозревают.
— Насколько в этом помогает оборудование?
— Техника должна помогать, а не оттягивать внимание. Если раньше, например, мы должны были держать в голове позывные всех воздушных судов, то теперь мы видим всю информацию на экране. Система может заранее предупреждать о конфликтных ситуациях, и это большая помощь. У нас большой опыт обеспечения таких серьезных мероприятий, например Олимпиада в Сочи. И этот опыт, я надеюсь, поможет нам достойно обеспечить чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Сейчас в коллективе более 300 авиадиспетчеров, работающих в шесть смен. Среди них есть девушки.
— Мы такие же люди, как и все. Отдыхать активно мы тоже любим. Просто наша профессия требует постоянного медицинского контроля и прохождения регулярных медицинских обследований. Перед каждым заступлением в смену, необходимо пройти медицинский контроль – без него к работе не допустят. Мы активно занимаемся спортом. В нашем центре есть даже своё футбольное поле. Регулярно проводятся чемпионаты России среди авиадиспетчеров по футболу, волейболу, хоккею. Более того, победители принимают участие в чемпионатах мира и Европы среди авиадиспетчеров.
— Как сейчас выглядит коллектив? Сколько в нем женщин?
— Сейчас в коллективе более 300 авиадиспетчеров – это шесть смен. Женщины-авиадиспетчеры уже давно не редкость, и они, как и во всём мире, находят себя и в этой, раньше считавшейся сугубо мужской, профессии. В этой смене работает четыре девушки.
— Есть ли какие-то приметы или суеверия у авиадиспетчеров? Не боитесь сами летать на самолетах?
— У каждого наверно они свои, но я не верю в такие вещи. Летать не страшно хотя бы потому, что когда ты уже сел в самолет, от тебя уже ничего не зависит. Тем более, что в своих коллегах я уверен.
— А как к вашей работе относится семья?
— Я думаю, что большинство наших семей благодарны этой профессии. Мы выжили в трудные времена, и сейчас, по мере того, как растет престиж и интерес к нашей профессии, понимаем, что не ошиблись с выбором. И самое главное, что это интересная и непохожая ни на какую другую работа.
Секреты работы авиадиспетчеров — что не знают пассажиры самолётов
Во время путешествия авиалайнером создаётся ощущение, что самым главным гарантом безопасности является пилот, а затем бортпроводник.
Но есть и другие сотрудники, которые играют огромную роль в безопасности авиалайнера и пассажиров.
Нельзя забывать об авиадиспетчерах, работа которых очень сложна из-за высокой ответственности.
Особенности работы авиадиспетчеров
1. Есть несколько категорий авиационных диспетчеров, они работают с разными участками, попеременно от руления и старта со взлётом до посадки. Каждый из этих сотрудников выполняет одну работу и хорошо знаком с ней, разбивка сделана для облегчения процесса.
2. Работая сменами в особенной обстановке, диспетчеры часто разводятся и остаются одни. Диспетчер имеет привычку жить чётко по расписанию и никогда не терпит компромиссы или отказы, что сильно сказывается на семейной жизни.
3. Управление авиалайнером в основном на авиадиспетчерах, а не на роботизированной технике. Диспетчер уведёт судно от плохой погоды, поможет в управлении при малом количестве топлива или проконтролирует исправность связи.
4. Диспетчеры не всегда сидят на специальной вышке, расположенной в аэропорту. Например, сотрудникам, которые ведут основной полёт за пределами аэродрома, можно находиться за сотни километров от взлётной полосы. Правда, в данном случае необходима стабильная связь для постоянного анализа показателей приборов.
5. В кино можно часто видеть ромбики на экранах радаров. Это самолёты, они постоянно передвигаются, и главная задача авиадиспетчера — не дать сблизиться на расстояние менее 10 км, иначе это приведёт к катастрофе. Важно понимать, что 10 км современный авиалайнер преодолевает за 30-40 секунд, а если оба борта летят навстречу, время сокращается.
6. Авиадиспетчеры, отвечающие за посадку, взлёт и другие операции, которые выполняются на аэродроме, должны иметь хороший обзор. Благодаря реальной картинке, что происходит за окнами, намного легче контролировать рабочий процесс.
7. Профессия диспетчера не очень популярна и мало известна. О ней знают только в узких кругах специалистов, поэтому устраиваются сюда только те, кто хорошо знаком с работой авиации. Авиакомпании и учебные заведения часто предлагают должность диспетчера тем, кто по каким-то причинам не смог стать пилотом.
8. Авиадиспетчеры почти всегда общаются во время работы на английском языке. Но речь не разберёт даже англичанин, так как у диспетчеров свои фразеологизмы. Из-за этого речь звучит двусмысленно. Современные фильмы отображают некоторые фразы авиадиспетчеров, например, 7500 — это захват самолёта террористами, а Pan-pan — мелкие неприятности.
9. С годами диспетчер не замечает сложностей во время работы. По мнению авиадиспетчеров, лишь 5 % из общих случаев вызывает сильное волнение. В остальных случаях все действия отточены и выполняются на автомате. Зато первые месяцы волнение огромно, ведь одна точка на экране — это сотни жизней. Работник понимает, что каждая смена — это что-то новое, он не знает, с чем может столкнуться сегодня.
10. Каждая смена начинается с медицинского осмотра, после которого проходит инструктаж. Во время инструктажа сотрудник получает информацию о выданных рейсах, погоде и работе аэродрома. Приём дежурства записывается на камеру или диктофон, чтобы работники помнили каждую деталь.
11. Работа диспетчера хорошо оплачивается. Конечно, многое зависит от страны, например на Западе диспетчер гражданской авиации зарабатывает не менее 100-150 тысяч долларов за год. В России цифры меньше, но работа в данной области всё равно считается престижной и востребованной.
12. Рабочий день длится 8-9 часов за одну смену. Обычно сотрудник работает одну смену утром, вторую — днём, третью — ночью. В течение рабочей смены положен отдых 20 минут через каждые два часа. Далее даётся день на сон, и двое суток выходных. Но график всегда различается, это зависит от страны и работодателя.
13. Диспетчеры никогда не говорят слово «столкновение», его заменяют на «конфликтная ситуация». Благодаря такой формулировке у пилотов и других сотрудников не создаётся чувство тревоги. Кстати, мат во время общения также запрещён, он вызывает беспокойство, а это может привести к неприятным последствиям.
14. Стать авиадиспетчером может только очень стрессоустойчивый человек. Поэтому при поступлении на данное направление проводят специальные тесты. Абитуриентам придётся моментально определить время по часам, где на циферблате только стрелки. Или придётся распутать нарисованный запутанный клубок, быстро оценивая ситуацию взглядом.
15. Так как техника иногда даёт сбой, радиопередача может оказаться невозможной. На этот случай у диспетчера есть мощный лазер, лучом он подаёт сигнал пилоту на большие расстояния. Зелёный луч означает о возможности посадки, а красный о наличии помех.
16. Диспетчер следит за ромбиками на экране радара в ручном режиме, но также есть роботизированная система оповещения. После сигнала у диспетчера есть всего 45 секунд, чтобы оповестить оба борта об опасном сближении. Критические ситуации происходят редко, за это время экипажи успевают разойтись в небе. Кстати, современные самолёты имеют автономную систему оповещения об опасности столкновения, она всегда в приоритете.
17. Один авиадиспетчер одновременно наблюдает за десятью самолётами. Количество может немного разниться, но при ведении 13-14 авиалайнеров смена считается очень тяжёлой и напряжённой. Такую нагрузку могут позволить только опытным специалистам.
18. Диспетчер не виноват, что самолёт долгое время кружит над аэродромом и не может сесть, проблема в загруженности полосы. Также сотрудники не виноваты, что рейсы задерживают. Иногда случается, что топлива мало, а борт не может сесть из-за высокого трафика аэродрома, в таком случае самолёт летит в другой аэропорт.
19. Авиадиспетчеры имеют и некоторые преимущества, например, они могут покупать билеты по более низкой стоимости в любое время. Некоторые компании разрешают брать бесплатные билеты раз в год.
Для любителей всего таинственного тоже подходит работа авиадиспетчера, ведь они первыми узнают о неопознанных летающих объектах, сообщая информацию в вышестоящие органы. А такие случаи с НЛО встречаются довольно часто.