Что видел кенэ как источник богатства
Вопрос № 9. Экономическое учение физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго
Общая характеристика учения физиократов
-Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.
-Бесплодной считалась и торговая деятельность.
-Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед.
“Экономическая таблица” (1758 г.). В ней он впервые сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства. Он попытался установить определенные балансовые пропорции между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта). Продукт земледельца Кенэ делил на две части: одна из них идет на его пропитание, а другая — это излишек, который составляет “чистый продукт”. Следовательно, “чистый продукт” является фактически прибавочной стоимостью. Он ошибочно утверждал, что “чистый продукт” создается только в сельском хозяйстве. Кенэ признавал, что “чистый продукт” — величина определенная, и она зависит от величины заработной платы. Он считал, что и заработная плата рабочего должна быть величиной строго определенной и не превышать минимума средств существования. Он одним из первых попытался выяснить экономические основы разделения общества на классы. Кенэ делил общество на три класса: производительный (фермеры и сельскохозяйственные наемные рабочие); собственников (землевладельцы и король) и “бесплодный” класс (сюда он относил промышленников, купцов, ремесленников и наемных рабочих в промышленности).
Анн Робер Жак Тюрго — французский философ-просветитель и экономист. А. Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф. Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма. Главный экономический труд Анн Тюрго — «Размышления о создании и распределении богатств» включал сто теорем и постулатов, отразивших его взгляды на важнейшие экономические проблемы. В «Размышлениях» нашел отражение переход Тюрго от физиократов к классической школе.
А. Тюрго, как и Ф. Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) груда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А. Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику, это тот минимум, ниже которого цена не может опуститься». При этом, по мнению А. Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки» при приобретении товаров.
А. Тюрго, разделяя взгляды Ф. Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственники земли. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них «распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А. Тюрю не расходится ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они, считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования тем, что ему безусловно необходимо для поддержания жизни». Но в отличие от своих предшественников А. Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы».
Серьезное внимание уделил А. Тюрго исследованию природы происхождения и такого дохода, как ссудный (денежный) процент, осуждая при этом предрассудки моралистов, рассматривающих «отдачу в рост как преступление» и прибегающих к словам из Евангелия: «Взаймы давайте, не ожидая ничего». Он утверждает, что в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль.
Экономические взгляды физиократов. Ф. Кенэ. А. Тюрго
Школа физиократов (от греч. «физис»
Физиократы осуществили критический анализ меркантилизма, который сочетался с идеализацией и защитой сельского хозяйства, поиском в нем первоисточников национального хозяйства. Это объяснялось тем, что во Франции кольбертизмдискредитировал мануфактурную промышленность и сельское хозяйство находилось в центре экономических противоречий. Чтобы вывести сельское хозяйство из тупика, необходимо было изменить аграрные отношения, определить пути и формы его развития. В связи с этим у физиократов критика меркантилизма носила аграрное направление.
Физиократы высказались за необходимость перехода к аграрным отношениям, основанным на свободном механизме хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
Расцвет физиократизма был кратковременным, но за два десятилетия сложилась школа, которая создала значительную экономическую литературу и приобрела влияние и за пределами Франции. Вопросы экономической политики занимали у физиократов первое место, а теоретические конструкции использовались для обоснования определённой экономической программы.
Физиократы считали, что богатство создаётся в сфере производства, в земледелии, а не в торговле. Они отвергали необходимость государственного регулирования внешней и внутренней торговли и призывали правительство содействовать развитию сельского хозяйства.
Физиократы предлагали правительству проводить политику свободной торговли, так как это самое надёжное, совершенное и выгодное для народа и государства управление.
Физиократы выступали за монархическую централизованную власть и отводили государству такие функции, как, во-первых, сохранение «естественного порядка» (законный порядок, по их мнению, состоял в праве на владение); во-вторых, образование, которое является первой социальной связью; в-третьих, организации предприятий общественного характера. \
Физиократы первыми попытались изложить картину воспроизводства и обращения общественного продукта, впервые создали системную теорию распределения дохода.
Основоположником школы физиократов является Франсуа Кенэ (1694- 1774). Он родился в семье мелкого землевладельца, был доктором медицины, врачом короля Людовика XV, занимался биологией и в возрасте около 60 лет увлёкся экономикой.
Основными произведениями Кенэ являются «Экономическая таблица» (1758), «О торговле» (1760), «Замечания относительно денежного процента» (1766), «Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам» (1768).
Кенэ основывался на методах естественных наук. Так, с позиции врача он рассматривал общество как живой организм, который имеет два состояния: здоровое (нормальное) и болезненное (ненормальное). По его мнению, общество здорово, когда оно находится в равновесии.
Кенэ рассматривал экономические процессы как естественные, имеющие свои закономерности. Это позволило ему подойти к понятию объективного характера экономических законов.
Методологические подходы предопределили теоретические положения Кенэ, основу которых образует концепция «естественного порядка».
Кенэ, используя идею естественного порядка, обосновывал необходимость проведения политики свободной торговли, так как естественный порядок предполагал для каждого свободу продавать и покупать.
Кенэ принадлежит ряд теорий. Среди них: учение об эквивалентном обмене. Кенэ рассматривал стоимость как определённое количество вещества и считал, что обмен является эквивалентным, когда товары обмениваются по стоимости, по заранее установленной цене.
Кенэ анализирует функционирование сферы обращения и приходит к выводу о том, что сама по себе сфера обращения, обмен не могут быть первоисточником доходов и богатства. На основании этого Кенэ утверждал, что торговля является простым обменом ценности на равноценность; что торговля никакого реального богатства не производит; что она может дать только барыш, который получает купец лишь за счёт сбережений торговых расходов и благодаря полной конкуренции между торговцами. Используя при этом идею о закономерности обмена, Кенэ обосновал вывод о том, что действующий закон эквивалентного обмена ставит рамки для произвола купцов.
Эти положения привели Кенэ к выводу о том, что источником богатства является не обмен, а сфера производства.
Учение о «чистом продукте» занимает центральное место в экономической системе Кенэ, так как оно позволило ему осуществить анализ капитала, производительного и непроизводительного труда, места и значения каждой группы населения в обществе.
В сельском хозяйстве, по мнению Кенэ, создаётся «чистый продукт», который является чистым доходом общества. Кенэ относит к производительному труду только сельскохозяйственный труд и полагает, что именно он позволяет увеличить богатство общества.
Исследование капитала явилось у Кенэ предпосылкой анализа процесса воспроизводства и обращения общественного капитала, механизма распределения богатства между тремя классами.
Кенэ с помощью таблицы решил выяснить условия распределения совокупного годового продукта между тремя классами. Анализ таблицы позволил ему сделать вывод о том, что бесперебойное производство и реализация созданного продукта возможны при соблюдении народнохозяйственных пропорций.
Гениальная идея Кенэ не получила развития вплоть до XIX в.
Учение о налогах составляет одну из самых характерных частей системы, так как взаимосвязано с концепциями «чистого продукта» и земельной собственности, классов, распределения продукта.
Кенэ, анализируя распределение доходов между тремя классами, не учитывал государство, которое как субъект также нуждается в доходах, необходимых ему для выполнения функций общественного характера. Поэтому возникал вопрос об источниках доходов государства.
В связи с этим Кенэ включил в свою теоретическую систему налоги, которые выполняют фискальную роль и участвуют в формировании доходов государства.
Кенэ пришёл к выводу о том, что механизм распределения налогов между всеми классами является главной причиной бедности народа и проявлением несправедливости. Но он считал, что для государства гибельны не сами налоги, а способ их взимания. Он формулирует следующие принципы налогообложения: налог не должен быть разорителен или непропорционален количеству национального дохода; его увеличение должно следовать за увеличением национального дохода; он должен взиматься непосредственно с «чистого продукта» земельного участка, а не с заработной платы или с жизненных припасов, так как в этом случае он увеличил бы лишь расходы по своему взиманию, причинял бы вред торговле и ежегодно уничтожал бы часть национального богатства; от налогов должны быть освобождены сельские рабочие, все ремесленники и торговцы, так как затраты на земледелие должны рассматриваться как неприкосновенный фонд, который необходимо тщательно сохранить для получения налога, дохода и средств существования для всех граждан, в противном случае налог вредно повлиял бы на культуру земель, оказался бы двойным бременем для дохода страны, превратился бы в грабеж и причинил бы убытки, которые быстро разорили бы нацию.
Кенэ выступал за введение единого налога и взимание его только с земельных собственников. Он также обращал внимание на процесс «переложения налогов», различал непосредственных и конечных плательщиков.
Таким образом, Кенэ, как и все физиократы, придавая фискальной системе большое практическое значение, предложил финансовую программу, которая отличалась политическим радикализмом и теоретической зрелостью.
Среди его работ: «Размышления об образовании и распределении богатств» (1766), «Ценности и деньги» (1769). Произведения Тюрго базировались на принципах рыночных экономических отношений, предполагающих свободную конкуренцию и свободную торговлю.
Тюрго продолжил разработку ряда теоретических вопросов. Так, в учении о классах он показал, что в бесплодный класс входят наёмные работники, которые обладают только своими руками и ремеслом.
Тюрго изучал процесс формирования цен на рынке. Он выделил цены текущие, которые устанавливаются соотношением спроса и предложения, и основные, равные тому, чего данная вещь стоит работнику. Основные цены являются минимумом, ниже которого цена опуститься не может.
Тюрго рассмотрел механизм формирования заработной платы. Он считал, что заработная плата работников ограничивается минимумом, так как она даёт только средства к существованию. Тюрго объяснил это тем, что предприниматель имеет право выбора и он предпочтёт того работника, который согласится работать за самую низкую цену.
По мнению Тюрго, собственник также за свой труд, заботы, риск и искусство должен получать заработную плату. Получение им прибыли необходимо, как и возмещение износа орудий труда, затрат сырья.
Тюрго внёс дополнения и в теорию денег. Он отмечал их связь с товарным миром, подчёркивал товарную природу золота и серебра. Как и всякий товар, золото и серебро измеряют и представляют ценность других товаров. По мнению Тюрго, золото и серебро стали деньгами «по самой природе», независимо от всякого соглашения и закона. Он высказывал мысль о том, что золото и серебро изменяются в цене по сравнению с другими товарами, а также по отношению друг к другу в зависимости от их изобилия.
Тюрго обосновал положение о том, что бумажные деньги ведут к неудобству, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
Тюрго первым попытался на практике путём реформ реализовать идеи физиократов, он подготовил ряд указов и законопроектов
(эдикты): введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий и пр.
Однако реформистская деятельность Тюрго в силу сопротивления парламента Франции потерпела неудачу. Вскоре это повлекло за собой банкротство школы физиократов.
Физиократы вошли в историю экономической мысли как отцы политической экономии и положили начало эпохе основателей науки.
АДАМ СМИТ
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2106 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Титова Н. История экономических учений. Курс лекций
ОГЛАВЛЕНИЕ
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Лекция 8. Экономическое учение физиократов
Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1767). В неё входила большая группа экономистов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).
Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» или «естественному праву». Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.
Школа физиократов выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошибочные исходные положения его концепции о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником — внешняя торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника в обращении. Источник богатства они видели в производстве, а не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивалентный обмен). Заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Физиократы одними из первых дали анализ капитала.
Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Отсюда единственно производительным трудом считался труд земледельцев. Физиократическая система выступала как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального. Для объяснения процесса физиократы брали такую отрасль труда, которая «выступает наружу независимо от процесса обращения», что они видели только в земледелии. С их точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.
Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.
Физиократы противоречиво толковали производство «чистого продукта». С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем «чистый продукт» выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.
В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил общество на три класса: 1) собственников (дворянство, духовенство, король со свитой, чиновничество); 2) фермеров, к которым относил и капиталистов, и наёмных рабочих; 3) «бесплодных», включавших торгово-промышленное население страны.
Физиократы категорически отвергли экономическую доктрину меркантилизма. В области ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики они выступили как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники всякого рода монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.
Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ таблице» (1758).
Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношение между производительным и окончательным потреблением. В качестве момента процесса воспроизводства он пытался представить «обращение между двумя большими подразделениями производственного труда — между производством сырья и промышленностью». Всё это воплощалось в одной ЭКОНОМИЧЕСКОЙ таблице.
При построении «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ таблицы» Кенэ исходил из определённых предпосылок, делал ряд допущений. Он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебаний цен, рассматривая простое воспроизводство, что правомерно для начала анализа. Анализируя общественное воспроизводство, Кенэ взял движение товарного капитала, обнаружив верный экономический такт, поскольку проблема воспроизводства есть прежде всего проблема реализации общественного продукта.
«Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и «бесплодных»); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.
Автор «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ таблицы» исходил из того, что существует крупное земледелие, где землёй владеют собственники, получающие ренту, а хозяйство ведут фермеры, арендующие землю и владеющие капиталом. Капитал фермеров складывается из двух частей: 1) первоначальных авансов (основной капитал) в сумме 10 млрд ливров, которые служат в течение 10 лет, ежегодно десятая часть (1 млрд ливров) входит в стоимость годового продукта; 2) ежегодных авансов (оборотный капитал) в сумме 2 млрд ливров, за счёт которых покрываются расходы на сырьё, заработную плату всех работников сельскохозяйственного производства; эта часть капитала служит в течение одного года, а стоимость её входит в стоимость продукта; она полностью подлежит возмещению. Стоимость годового продукта фермеров, кроме перенесённой капитальной стоимости (3 млрд ливров), включает стоимость чистого продукта в сумме 2 млрд ливров и составляет в целом 5 млрд ливров.
По своей натуральной форме сельскохозяйственный продукт состоял из: 1) семян и продовольствия, потребных для возмещения оборотного капитала; 2) продовольствия для обмена и 3) сырья для промышленности.
В стоимость совокупного общественного продукта входит также стоимость продукта, произведенного «бесплодными» (2 млрд ливров). По натуральной форме это — промышленные изделия. Стоимость совокупного общественного продукта в целом составляет, таким образом, 7 млрд ливров.
«Экономическая таблица» Кенэ включает, по существу, две таблицы: большую, отражающую движение «чистого продукта», и малую, содержащую изображение всего процесса воспроизводства и обращения общественного капитала. Реализация общественного продукта приурочена к окончанию хозяйственного года (сбору урожая). Весь процесс в укрупненном виде можно представить в виде нескольких крупных актов.
Он начинается с того (акт 1), что земельные собственники, обладающие деньгами в сумме 2 млрд ливров (рента, полученная за предыдущий период), приобретают продовольствие у фермеров на 1 млрд ливров, а на второй млрд ливров покупают промышленные изделия у «бесплодных» (акт 2). Класс «бесплодных» на вырученные деньги (1 млрд ливров) приобретает у фермеров продовольствие (акт 3). Фермеры в свою очередь на 1 млрд ливров покупают у «бесплодных» мануфактурные изделия для возмещения сношенной части орудий труда (акт 4). «Бесплодные» у фермеров приобретают на 1 млрд ливров сырье, потребное для продолжения производства (акт 5).
Процесс реализации опосредован движением денег. Первая их половина (1 млрд ливров) после первого акта выходит из обращения и остается у фермеров. Второй млрд ливров обслуживает реализацию и в итоге тоже оседает у фермеров. Деньги в сумме 2 млрд ливров будут выплачены земельными собственниками в качестве ренты. Учитывая это обстоятельство, Ф. Кенэ выдвинул требование, чтобы все налоги в государстве выплачивались получателями ренты — земельными собственниками.
В «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ таблице» рассматривалось только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, каким образом реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у «бесплодных».
Тем не менее «Экономическая таблица» Ф. Кенэ впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.
Тюрго обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наемного труда он видел в отделении производителей от земли. Тюрго выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны — наемных рабочих. Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.
Тюрго пытался толковать проблему накопления капитала. Он впервые указал на различие между деньгами и капиталом. У него наметилось выделение прибыли как особого вида дохода. Рассматривая заработную плату, Тюрго связывал её движение с конкуренции ей между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.
Будучи генеральным контролером финансов, Тюрго предпринимал усилия для проведения в жизнь доктрины физиократов. Он упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввёл свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту. Однако даже такие ограниченные нововведения встретили упорное сопротивление со стороны дворянства, придворной знати, и Тюрго вынужден был уйти в отставку