чем все семьи похожи

Семья и семейные отношения

Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье? Нужна ли семья ребёнку?

Зачем люди создают семьи

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нём тоже никто не проявляет заботы.

Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными родственниками (например, мать и дети, сёстры и братья) или близкими (например, муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и расходуют её сообща. Они вместе воспитывают детей и проводят своё свободное время. Эти особенности отличают семью от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов. Недаром в народных поговорках и пословицах подчёркивается, как хорошо чувствует себя каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет — так и горя нет», «Вся семья вместе — так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

чем все семьи похожи. 4.1. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-4.1. картинка чем все семьи похожи. картинка 4.1. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

чем все семьи похожи. 4.2. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-4.2. картинка чем все семьи похожи. картинка 4.2. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

Рассмотри рисунки. Какие из событий напоминают о твоей семье?

Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является взаимное чувство любви, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семью объединяются родственники, например одинокие сёстры, бабушка и внуки, тёти и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Семья — обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись всё новые и новые поколения, развивалось общество. Поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобрести жильё, обеспечивает возможность трудиться её членам и воспитывать детей.

Чтобы помочь семье выполнить главную её обязанность — воспитать детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, Дома школьников, театры и многое другое. Семьи, в которых двое и более детей, имеют право на дополнительное пособие — материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребёнка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери. Большое внимание государство уделяет многодетным семьям, предоставляя им различные льготы и помощь. В России осуществляется специальная государственная программа «Дети России» — особая забота о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение её прав. Вот что записано в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации (посмотри выделенное слово в словаре учебника):

«Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Источник

Счастливые и несчастливые семьи. Ироническое изречение Толстого

Едва ли не самое знаменитое изречение Толстого — зачин «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Оно широко цитируется и принимается за бесспорную мысль самого Толстого. Мне это всегда казалось спорным, и я даже с трудом мог запомнить, счастливые или несчастливые семьи похожи друг на друга, — настолько обратимы две части этого высказывания.

Да и подтверждается ли оно в самом романе? Разве не вернее обратное? Ведь главное в семейном счастье — это любовь, чувство само по себе редкое, а при условии взаимности — редкое вдвойне, что ясно понимают Толстой и его герои: «Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в бpаке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом». В любви люди менее похожи друг на друга, чем в нелюбви (равнодушии, отчуждении), потому что именно любовь выявляет в каждом его самое «свое», единственное. То же и со счастьем. Как могут быть счастливые семьи похожи друг на друга, если сами любящие благодаря любви столь несхожи («счастье бывает только в тебе самом»)? Поэтому, кстати, и изобразить счастье гораздо труднее, чем беды и распри: это штучный продукт, оно всегда в розницу.

Прекрасно понимал, хотя бы в этом пассаже про Левина: «Он думал, что его сватовство не будет иметь ничего похожего на другие, что обычные условия сватовства испортят его особенное счастье; но кончилось тем, что он делал то же, что другие, и счастье его от этого только увеличивалось и делалось более и более особенным, не имевшим и не имеющим ничего подобного» (ч. 4, гл. 16).

Вот именно: человек делает то же, что и другие, а счастье его особенное, «не имеющее ничего подобного». Значит, Толстой зачином романа противоречит себе?

«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал». (ч.5, гл. 14).

И дальше Толстой подчеркивает огромную разницу между стереотипным образом счастья как озерной идиллии — и необходимостью делать трудный выбор и прилагать все новые усилия, чтобы не пойти ко дну. «На каждом шагу он испытывал то, что испытывал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, — надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».

Опять Толстой противоречит себе? Счастье Левина непохоже не только на счастье других, но и на его собственные представления о счастье. Не слишком ли много противоречий? Или начальную сентенцию нужно понять как насмешку, хотя многие читатели принимают ее за чистую монету? Толстой подбрасывает мысль, на которую легко купиться, и потом шаг за шагом, эпизод за эпизодом остраняет, демонтирует ее.

Вспомним, что большинство читателей воспринимает всерьез и пушкинскую, гораздо легче распознаваемую насмешку: «Блажен, кто смолоду был молод…» В интернете этот стих цитируется десятки тысяч раз, практически всегда одобрительно, как мысль самого автора, к которой читатель без оговорки присоединяется. В одном из словарей смысл выражения объясняется так: «у каждого возраста свои возможности и ограничения, и счастлив тот, кто в старости не стремится возместить упущенное в молодости, поскольку в своё время успел пережить и испытать всё сполна».[1] Мало кто замечает, как «блажен» постепенно приобретает прямо противоположный смысл — пошлости, духовного оскудения. «Блажен, кто с молоду был молод, /Блажен, кто во-время созрел,/ /Кто постепенно жизни холод /С летами вытерпеть умел; /Кто странным снам не предавался, /Кто черни светской не чуждался, /Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат. » И лишь дойдя до этой строки, внимательный читатель задумается: а что же Пушкин хотел сказать? Может быть, он издевается над этим «блажен, кто смолоду», над этой апологией житейского здравомыслия и конформизма?

Но у Пушкина переход от «заздравия» к «заупокою» слишком явен, в пределах одной строфы, а у Толстого растянут на целый роман. Потому и не замечают иронического смысла сентенции, что он медленно проступает в повествовании о двух несчастных семьях и одной счастливой. И если уж большинство не дочитало, вернее, не додумало одну строфу «Онегина», то роман Толстого тем более трудно додумать.

А ведь по сути уже достаточно дойти до следующей фразы: «Все смешалось в доме Облонских» — чтобы почувствовать толстовскую насмешку. Сам Стива прекрасно осознает: «Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой». И потом, после сцены с Долли: «И как тривиально она кричала, — говорил он сам себе, вспоминая ее крик и слова: подлец и любовница. — И, может быть, девушки слыхали! Ужасно тривиально, ужасно».

«Тривиально, пошло». Неужели такая тривиальность должна свидетельствовать, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а не самым рутинным образом? Можно ли такую «мудрость» принимать за выражение авторской мысли? Не пора ли заметить, что зачин противоречит смыслу романа, что счастье, каким оно выступает в «Анне Карениной», гораздо более единственно, удивительно, невероятно, ни на что не похоже, чем все вполне тривиальные семейные несчастья с предсказуемым исходом.

То, что зачин ироничен по отношению к роману, не означает, что Толстой намеренно разыгрывает читателя. Начальная сентенция нейтральна по интонации: мысль заведомо не утверждается и не отрицается, а предлагается для дальнейшего испытания, а возможно, и опровержения. Эту типичную сентенцию в духе моральной философии могли бы изречь Ларошфуко или Лабрюйер. Такая нравоучительная максима уместно прозвучала бы в светском разговоре. На худой конец, это может быть мысль самого Стивы Облонского, фраза из его внутреннего монолога, которая иронически предваряет картину его разбитого семейного уклада. Стива одновременно и жалеет о случившемся, и пытается утешить себя: дескать, да, тривиально, но в каждой несчастливой семье это случается по-своему.

Однако испытания сюжетом эта мысль не выдерживает. Постепенно становится ясно, что это не монологическое утверждение Толстого, это спор романа с его собственным зачином. Это пример «чужого слова» в авторской речи — или, во всяком случае, такого слова, которое остраняется или даже оспаривается по ходу романа.

Эта «вненаходимость» сентенции по отношению к роману подтверждается историей его написания. Фразу о счастливых и несчастливых семьях Толстой внес в рукопись, уже подготовляя ее к печати, причем в качестве отдельного эпиграфа (к первой части), под которым поставил свои инициалы Л.Т.. Затем вычеркнул их и заменил буквами NN, тем самым придав этим словам характер цитаты из неизвестного автора, т.е. обозначив их чуждость своему голосу. Наконец зачеркнул и эти буквы и ввел фразу в роман как его зачин.[2] Таким образом, эта сентенция вступила в сложное диалогическое соотношение с романом, формально не выделяясь из него, но придавая ему тональность спора с неким не обозначенным NN, автором «мудрой мысли».

Мир Льва Толстого далеко не так «монолитно монологичен», как часто пытаются его представить вслед за Михаилом Бахтиным — по контрасту с полифонией у Ф. Достоевского. Можно даже говорить об обманном монологизме Л. Толстого, который начинает роман формально авторской и подчеркнуто авторитетной, афористической фразой, как будто задающей смысл дальнейшему повествованию. С тем, чтобы исподволь, но внятно, почти саркастически этот смысл опровергнуть.

Источник

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 3. Семья и семейные отношения

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье? Нужна ли семья ребёнку?

Зачем люди создают семьи

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нём тоже никто не проявляет заботы.

Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными родственниками (например, мать и дети, сёстры и братья) или близкими (например, муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и расходуют её сообща. Они вместе воспитывают детей и проводят своё свободное время. Эти особенности отличают семью от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов. Недаром в народных поговорках и пословицах подчёркивается, как хорошо чувствует себя каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет — так и горя нет», «Вся семья вместе — так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

чем все семьи похожи. 3. semja i semejnye otnoshenija 3.1. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-3. semja i semejnye otnoshenija 3.1. картинка чем все семьи похожи. картинка 3. semja i semejnye otnoshenija 3.1. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других? чем все семьи похожи. 3. semja i semejnye otnoshenija 3.2. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-3. semja i semejnye otnoshenija 3.2. картинка чем все семьи похожи. картинка 3. semja i semejnye otnoshenija 3.2. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

Вопрос

Рассмотри рисунки. Какие из событий напоминают о твоей семье?

Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является взаимное чувство любви, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семью объединяются родственники, например одинокие сёстры, бабушка и внуки, тёти и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Семья — обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись всё новые и новые поколения, развивалось общество. Поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобрести жильё, обеспечивает возможность трудиться её членам и воспитывать детей.

Чтобы помочь семье выполнить главную её обязанность — воспитать детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, Дома школьников, театры и многое другое. Семьи, в которых двое и более детей, имеют право на дополнительное пособие — материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребёнка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери. Большое внимание государство уделяет многодетным семьям, предоставляя им различные льготы и помощь. В России осуществляется специальная государственная программа «Дети России» — особая забота о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение её прав. Вот что записано в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации (посмотри выделенное слово в словаре учебника):

«Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Вопрос

Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как ты понимаешь слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Если семья не выполняет своих обязанностей

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что такая семья нарушает Конституцию России. Ведь в этом своде российских законов записано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать в них трудолюбие.

Какие же права ты имеешь как несовершеннолетний ребёнок? Они также прописаны в упоминавшемся сборнике законоположений — Семейном кодексе Российской Федерации. Вот некоторые из них:

— право ребёнка жить и воспитываться в семье;
— право знать своих родителей, право на их заботу о себе;
— право на совместное с ними проживание;
— право общаться с обоими родителями, другими родственниками;
— право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребёнке берёт на себя государство.

Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, т. е. в них есть два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним тебе, что поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники — люди одного поколения, а их бабушки и дедушки — люди другого, старшего поколения.

А если в семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки? Такие семьи называют трёхпоколенными. В прошлом они были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

чем все семьи похожи. 3. semja i semejnye otnoshenija 3.3. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-3. semja i semejnye otnoshenija 3.3. картинка чем все семьи похожи. картинка 3. semja i semejnye otnoshenija 3.3. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

Вопрос
А теперь сам ответь на вопрос: «Как назовут семью, в которой живут ещё и прабабушки, и прадедушки?»

В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что эта семья хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает всё, чтобы детям было уютно и тепло в доме.

чем все семьи похожи. 3. semja i semejnye otnoshenija 3.4. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-3. semja i semejnye otnoshenija 3.4. картинка чем все семьи похожи. картинка 3. semja i semejnye otnoshenija 3.4. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?

Вопрос
Знакома ли тебе такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети к своей матери?

Путешествие в прошлое

Вот как описывает писатель В. Белов сельскую семью северных губерний России:

«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Иногда таким авторитетом был наделён или дед, или один из сыновей, или болыпуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, отцу, родителю.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Всё руководство домашним хозяйством держала в руках боль-шуха — женщина, жена, мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе, муке и заспе (овсяной крупе). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром болынухи. Под её неусыпным надзором находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, ткань, баня и т. д. Само собой, что эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное».

Вопрос

Проанализируй слова писателя о том, что семейные ссоры были «лично невыгодны для любого члена семьи». Выскажите своё мнение. (Сверь свой ответ с таким высказыванием: «Семейные ссоры мешали общему труду, ухудшали его результат, плохо влияли на настроение всех членов семьи и семейный уклад. В таких семьях не ладилась ни работа, ни праздники».) Сравни сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов. Выскажи своё мнение: за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи? А что входило в обязанности хозяйки? Как распределяются обязанности в современной семье?

Итак, современная семья объединяет родных и близких людей и несёт ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей, за внимательное и бережное отношение к старшему поколению.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА
1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?

2. Есть такое выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому». Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел бы ещё научиться?

3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».

Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук.
За то, что ты — сын.
За то, что — малыш.
За то, что растёшь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

4. Используя справочную литературу или материалы Интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».

5*. Выскажи своё мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям.

Источник

На что похожа ваша семья?

Семья – это маленький мир, маленькое государство. В нем есть свои законы, у каждого члена семьи своя роль, свои права и обязанности. А у вас?

Семья – это маленький мир, маленькое государство. В нем есть свои законы, у каждого члена семьи своя роль, свои права и обязанности. А у вас?

чем все семьи похожи. family1. чем все семьи похожи фото. чем все семьи похожи-family1. картинка чем все семьи похожи. картинка family1. Что такое семья? Чем все семьи похожи? Что отличает одну семью от других?
Самый яркий пример семьи-крепости – известная «киношная» семейка Аддамс: живут по своим устоям, не пускают к себе посторонних. Живут дружно, но – только сами с собой.

Роли бывают разные: лидер, деспот, исполнитель, трудяга, любимчик, потребитель, третий лишний и т.п. Иногда случается, что роли, которые играют мама, папа, бабушка, вынуждают ребенка тоже играть роль. Например, чтобы угодить родителям или доказать им что-то. Эта роль остается с ним на всю жизнь. Как сделать так, чтобы в вашем маленьком государстве всем было комфортно? Чтобы ребенок имел возможность быть самим собой, а не являться заложником родительских страхов и предубеждений? Давайте сегодня ответим на эти вопросы. Рассмотрим разные типы семьи: семья-крепость, семья-курорт, семья-театр, семья, где третий лишний, семья-стихийное бедствие. И семью гармоничную, где каждый имеет право быть самим собой и развиваться.

Семья-крепость

“ У нас крепкая семья, дочке 15 лет, сыну 9. Мой муж настоящий глава семьи – властный, принципиальный. Даже слишком: он считает, что мир вокруг враждебный и злой и нас нужно от него оградить. Он постоянно контролирует меня и наших детей. Детям он запрещает дружить со многими соседскими детьми – «научат плохому». Мы общаемся только друг с другом и небольшим кругом избранных. Это нормально? Лидия, 37 лет.

В письме описана типичная семья-крепость. Главный ее признак – стремление членов семьи спрятаться от реальной жизни. Часто крепость строится одним из супругов, а второй поддерживает идеологию.

Родители создают барьер между семьей и внешним миром. Взрослым кажется, что этот барьер может защитить семью и ребенка от всех невзгод и неприятностей.

Главная опасность в том, что ребенка ограждают не только от опасностей, но и от ярких чувств, переживаний, оставляют без общения, дружбы. Ребенок с детства привыкает к мысли, что нужно бороться и защищаться от внешнего мира. Результат – завышенная самооценка и враждебность к окружающим. Он не умеет общаться и сотрудничать, ему трудно работать в коллективе. Он не способен решать жизненные трудности, старается их избежать. В будущем у него возникнут проблемы с устройством личной жизни.

Что делать:
Позвольте себе и детям взаимодействовать с реальным миром. В нем, кроме опасностей, есть много интересных, добрых и позитивных людей. Если ваш малыш умный, добрый и талантливый, он обязательно потянется к себе подобным! Не ограждайте его от общения с остальными – это тоже бесценный опыт. Иногда отрицательный опыт лучший учитель, чем положительный. Если оградить от всего, личность перестает развиваться.

Семья-театр

“ Мой 8-летний сын – вундеркинд! В 2 года начал рисовать, в 4 – читать. Поет! Танцует! Но первый год в школе прошел ужасно. Его не ценят, говорят, что способности за-урядные. Может, перевести его в другую школу? Ирина, 40 лет.

Семья-театр. Здесь всегда один в главной роли, он звезда. У других членов семьи роли второстепенные – они восхищаются и любуются звездой. Звезда самовлюбленна и эгоистична, не умеет общаться и не добивается ничего. Ведь одних способностей мало, нужно еще трудолюбие. В главной роли чаще всего выступает ребенок. Умный, способный, красивый. Родителям хочется еще больших успехов. Гордость переполняет их, а еще больше их переполняют иллюзии и мечты. Ради амбиций взрослых ребенок должен достичь чего-нибудь. Ребенок воображает, что он самый-самый, ему все дозволено. Появляются заносчивость, неумение ладить с людьми, завышенная самооценка. Финал грустный: разочарованные родители, избалованная несостоявшаяся звезда.

Что делать:
Пусть малыш с раннего детства усвоит, что «гений – это 1% успеха и 99% труда» (Чайковский). Не ограждайте его от домашних обязанностей, от общения со сверстниками, не прививайте завышенную самооценку. Воспитывайте в нем доброту, открытость, сопереживание людям.

Иногда главная роль – у мамы. Она умница, красавица, талант! И у нее все должно быть лучше всех: самая-самая семья, самый умный ребенок. Малыш «демонстрируется» знакомым. Недостатки тщательно скрываются. Ребенком манипулируют, рассказывая о его придуманных достоинствах. Малыш не может быть самим собой. При кажущемся внимании к нему оказывается все наоборот – мама занята только собой. Каковы последствия? Ребенок старается стать серым и незаметным, лишь бы его не упрекали и не предъявляли постоянные требования. Эмоциональная связь с мамой разрушена.

Что делать маме:
Обратите внимание, каков ваш малыш на самом деле, какой у него характер, что он думает и чувствует, какие у него желания, к чему он действительно проявляет способности. Не лепите из него свое отражение или идеал. Позвольте ему стать самим собой. В главной роли может быть и папа, и бабушка. Беда в том, что члены семьи, играющие второстепенные роли, не чувствуют своей ценности.

Семья-курорт

“ Когда сын был маленький, врачи поставили ему кучу диагнозов. Мы объединились, чтобы бороться за его здоровье, создавать ему условия. Выделили отдельную комнату, покупали особое питание, лекарства. Не загружали обязанностями, не ругали. Старшей дочери уделяли меньше внимания. Сын со временем выздоровел. Сейчас дочери 27 лет, отношения с ней холодные. А сыну 25, он висит на моей шее. Где я ошиблась? Марина, 48 лет.

Семья-курорт – это узкий, ограниченный круг семьи, где взрослый или ребенок отдыхает от напряженной жизни или «лечится». Но пока один отдыхает, другие обеспечивают ему отдых. Результат чрезмерной опеки печален: вырастает эгоист, который не умеет и не хочет трудиться, не уважает родных, их труд и заботу. Если «на курорте» есть еще брат или сестра, которым внимания достается меньше, в их душе зреют ревность или злоба, зависть, безразличие или комплекс неудачника.

Что делать:
Даже если ребенок ослаблен или болен, относитесь к нему как к здоровому. Приучайте к труду, заботе. Он не должен чувствовать себя особенным. Воспитывайте в нем силу воли и целеустремленность. Тогда в нем самом появятся силы преодолеть болезнь.
Продолжение следует.

> Только цифры


Кто главный?

13% семей признаются, что в их семье «власть захватил» деспотичный член семьи. Главы семей распределились так:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *