чем вредны просроченные продукты
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Чем опасны просроченные продукты
Чем опасны просроченные продукты
В дни праздников покупателям необходимо проявлять максимальную внимательность при покупке продуктов питания, так как в такие дни может осуществляться оптовая и мелкорозничная реализация продуктов с истекшим сроком хранения.
Наиболее опасно покупать просроченные мясо, птицу, молочные продукты, консервы домашнего изготовления. Такие покупки, как правило, могут стать причиной ботулизма – серьезной болезни. Также причинами пищевых отравлений может быть нарушение правил хранения пищевых мясных, молочных, кондитерских и продуктов детского питания. А также продуктов с истекшим сроком хранения.
Основные нарушения при реализации продуктов в несанкционированных торговых точках:
1. Несоблюдение температурного режима, условий хранения и реализации. Порой это требование не соблюдается даже при наличии холодильного оборудования, если не выдерживается объем его загрузки или нерегулярно проводятся разморозка и уборка.
2. Реализация продуктов с истекшим сроком годности.
3. Реализация товаров без товарно-транспортных накладных.
Советы от Роспотребнадзора
На требование покупателя о предоставлении документов, удостоверяющих происхождение, качество и безопасность продуктов, продавец должен предъявить удостоверение о качестве, сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию.
Допускаются копии этих документов, заверенные синей печатью или отметка реквизитов этих документов в товарно-транспортной накладной с указанием адреса держателя. При выборе товара обращайте внимание на:
2. Для скоропортящихся продуктов не допускается повторная заморозка продуктов.
3. Поверхность шоколадных конфет и шоколада должна быть блестящей, без белого налета. А окраска карамели равномерной, поверхность не липкой, чтобы начинка не находилась на поверхности.
3. Вафли обязаны быть с ровными краями, без отслоения вафельных листов.
5. Продукты не должны иметь постороннего запаха и вкуса (затхлый, плесневелый, прогорклый, кислый). А их цвет должен быть однородным.
Обратите внимание на этикетку. Она должна содержать необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе. При покупке товаров в розничной торговой сети необходимо обратить внимание:
на наличие вывески с указанием фамилии предпринимателя или наименования юридического лица;
санитарное состояние предприятия и даже внешний вид продавцов;
на этикетку или маркировочный ярлык, где указывается наименование предприятия-изготовителя, полный адрес, дата изготовления, вес или объем, состав. Вся информация должна быть на русском языке.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Чем опасны просроченные продукты
Чем опасны просроченные продукты
В дни праздников покупателям необходимо проявлять максимальную внимательность при покупке продуктов питания, так как в такие дни может осуществляться оптовая и мелкорозничная реализация продуктов с истекшим сроком хранения.
Наиболее опасно покупать просроченные мясо, птицу, молочные продукты, консервы домашнего изготовления. Такие покупки, как правило, могут стать причиной ботулизма – серьезной болезни. Также причинами пищевых отравлений может быть нарушение правил хранения пищевых мясных, молочных, кондитерских и продуктов детского питания. А также продуктов с истекшим сроком хранения.
Основные нарушения при реализации продуктов в несанкционированных торговых точках:
1. Несоблюдение температурного режима, условий хранения и реализации. Порой это требование не соблюдается даже при наличии холодильного оборудования, если не выдерживается объем его загрузки или нерегулярно проводятся разморозка и уборка.
2. Реализация продуктов с истекшим сроком годности.
3. Реализация товаров без товарно-транспортных накладных.
Советы от Роспотребнадзора
На требование покупателя о предоставлении документов, удостоверяющих происхождение, качество и безопасность продуктов, продавец должен предъявить удостоверение о качестве, сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию.
Допускаются копии этих документов, заверенные синей печатью или отметка реквизитов этих документов в товарно-транспортной накладной с указанием адреса держателя. При выборе товара обращайте внимание на:
2. Для скоропортящихся продуктов не допускается повторная заморозка продуктов.
3. Поверхность шоколадных конфет и шоколада должна быть блестящей, без белого налета. А окраска карамели равномерной, поверхность не липкой, чтобы начинка не находилась на поверхности.
3. Вафли обязаны быть с ровными краями, без отслоения вафельных листов.
5. Продукты не должны иметь постороннего запаха и вкуса (затхлый, плесневелый, прогорклый, кислый). А их цвет должен быть однородным.
Обратите внимание на этикетку. Она должна содержать необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе. При покупке товаров в розничной торговой сети необходимо обратить внимание:
на наличие вывески с указанием фамилии предпринимателя или наименования юридического лица;
санитарное состояние предприятия и даже внешний вид продавцов;
на этикетку или маркировочный ярлык, где указывается наименование предприятия-изготовителя, полный адрес, дата изготовления, вес или объем, состав. Вся информация должна быть на русском языке.
Можно ли есть еду с истекшим сроком годности?
Цены на продукты растут, стоимость продуктовой корзины неустанно стремится вверх, но при этом ежегодно во всем мире на помойке оказывается около 2 миллиардов тонн еды. Россияне и российские торговые сети ежегодно утилизируют около 17 миллионов тонн продуктов, стоимостью более 1,6 триллиона рублей. Обеспокоенные экоактивисты организуют раздачу еды, срок годности которой близок к концу, и призывают не пренебрегать продуктами, потерявшими товарный вид. Мы решили выяснить, что важнее: «спасать еду» или все-таки самих себя от просрочки.
Что такое срок годности? Это время, в течении которого продукт безопасен и сохраняет свои потребительские свойства. То есть срок, в течении которого конкретная еда полезна.
Есть два способа узнать, пригодна ли пища к употреблению:
1. Довериться своим вкусовым рецепторам.
2. Изучить информацию на упаковке, внешний вид.
Оба варианта вызывают массу вопросов. Вместе с научным консультантом Экспертного центра Андреем Мосовым отвечаем на самые популярные.
«Годен до…» и «Употребить до» — в чем разница?
Разницы нет, это просто разные формулировки. Срок годности может быть указан следующим образом: «Годен …(часов, суток, месяцев или лет)», «Годен до …(дата)», «Использовать …(употребить) до …(дата)».
Есть мнение, что производители ставят срок годности «с запасом», это правда или «утка»?
Это требование, утвержденное Роспотребнадзором. Производители устанавливают срок годности с учетом резерва, то есть в реальности продукт хранится дольше. Но на деле нередки случаи, когда торговые сети нарушают условия хранения и транспортировки, поэтому продукт уже к концу срока годности портится.
Если срок годности мяса подходит к концу, но его решили заморозить, то, как долго оно может так храниться и стоит ли вообще прибегать к данному методу?
Любые отступления от указанных в маркировке сроков и условий хранения продуктов лишают «гарантии производителя». То есть осуществляются только на страх и риск самого потребителя.
Объективно, при замораживании срок годности увеличивается. На сколько — нельзя сказать, нужны исследования. Аналогия с другими продуктами не всегда уместна. Повторное замораживание продукта существенно ухудшает его органолептические свойства, то есть качество уже не то. Не стоит забывать еще тот факт, что многие продукты, которые продаются «охлажденными», ранее уже были заморожены, а затем разморожены. Очередная заморозка явно не улучшит вкус продукта.
Как продлить срок годности овощей и фруктов?
Соблюдать условия хранения, указанные в стандартах, а также исключить совместное хранение овощей и фруктов разного вида. О том, как и чем хранить продукты, чтобы их не испортить Росконтроль писал в этой статье.
Какие продукты категорически нельзя хранить в холодильнике
Если увидел плесень на сыре или хлебе, то можно ее срезать или стоит сразу выбросить продукт?
Многие хозяйки делают из просроченного молока блины и оладьи. Насколько это безопасно?
Как правило, безопасно, но без гарантий. Если в продукте развился стафилококк, то его токсин при тепловой обработке не разрушается, а попадает вместо с едой прямиком в организм.
Стафилококк, кстати, во время проверок часто обнаруживают в шаурме в компании с группой кишечной палочки.
Фудшеринг, фриганы и экология
Безусловно, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты — это те продукты, срок годности которых ограничен. И лучшее, что вы можете сделать — это вовремя съедать их, не покупать лишнее, изучать как срок годности на упаковке, а также обращать внимание на запах и вкус.
Вместе с тем есть продукты, которые по факту не портятся. Например, мука и крупы, если в них не завелись жучки. Еще есть консервы, различные полуфабрикаты, орехи, сладости.
Мы не призываем есть просрочку, но только задумайтесь: в России ежегодно выкидывается 17 миллионов еды, которой хватило бы на то, чтобы прокормить 30 миллионов человек в течение года. А это значительно больше количества россиян, живущих за чертой бедности.
В российских супермаркетах сейчас все чаще можно встретить товары со скидками 30-40-50%, если их срок годности со дня на день подойдет к концу. Некоторые люди и вовсе намеренно ищут продукты на помойке, не желая тратить на них лишние деньги. Имя им — фриганы, а не бездомные, как можно было бы подумать.
Фриганизм — стиль жизни, отрицающий принципы потребительства.
Но есть менее радикальное движение по спасению еды — фудшеринг. Идея появилась в Германии, а затем распространилась в Европе и США. Суть в том, что любой может обменять свою помощь на еду. Участники движения учат иностранным языкам, чинят поломки в доме, выгуливают чужих собак и многое другое — за еду. То есть они не берут не деньги, а продукты, которые у другого человека в избытке и могут просто оказаться на помойке.
Срок истек: как в России избавляются от просроченных товаров
Также активисты забирают несвежую выпечку у пекарней, овощи и фрукты с овощебаз, а затем раздают тем, кто нуждается в еде. Таким образом, пища не выкидывается, а люди не голодают.
Саша Легкая, организатор фудшеринга в России, администратор группы во «ВКонтакте» «Фудшеринг»:
«Когда я создала группу «Фудшеринг» пять лет назад, люди не знали ни самого слова, ни о движении. Это очень часто многими воспринималось как благотворительность. Сейчас ситуация намного лучше, есть понимание, что это больше связано с экологией, взаимовыручкой, социальной выгодой. Безусловно, есть те, кто брезгливо относится. Люди в России очень гордые и просроченная еда — это для многих странно. Хотя крупы, например, можно есть даже после окончания срока годности. Но в представлении людей просрочка — это что-то с плесенью, тухлое, зеленое. Но стоит столкнуться с просроченной едой, которая ничем не отличается по вкусу, запаху и качеству от обычной, как все предрассудки пропадают. Если бы в России появился магазин с просроченной едой подобно тем, что есть в США и в Европе, то туда ходили бы люди абсолютно покойно. Причем не только те, кто не может себе позволить себе что-то более дорогое, но и потому что это экологично».
Три главных совета для тех, кто хочет выкидывать меньше еды
1. Не стоит делать ежедневные покупки в супермаркетах. Часто нам нужен какой-то один продукт, например, хлеб. Мы идем в супермаркет, а в итоге уходим оттуда с огромным пакетом еды, которую изначально не планировали приобретать. Лучше ходить на рынок или в небольшие магазинчики у дома.
2. Перед походом в магазин составляйте список того, что вам нужно купить. Так вы опять же не наберете лишнего.
3. Пробуйте готовить не по рецепту и комбинировать продукты. Всегда можно что-то приготовить из того, что уже есть в холодильнике, не дожидаясь пока это испортится и отправится в мусорное ведро.
Последствия продажи продуктов питания ненадлежащего качества.
В настоящее время наиболее часто встречающимся нарушением в сфере торговли является продажа некачественного товара. При этом одновременно могут быть также нарушены права потребителя в части непредставления полной и достоверной информации о продукте.
В случае покупки товара ненадлежащего качества, потребителю в первую очередь необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с выявленным нарушением.
В ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» дан исчерпывающий перечень последствий продажи товара ненадлежащего качества, включающий следующие действия продавца:
– безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом;
– соразмерное уменьшение покупной цены;
– замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);
– замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
С учетом специфики потребляемых товаров, к которым относятся продукты питания, средства бытовой химии и т.п., и в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» необходимо учитывать, что свойства данной группы товаров не позволяют устранить их недостатки (так, невозможно сделать из прокисшего молока свежее и т.п.), и, следовательно, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца любое из вышеуказанных требований, за исключением безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Таким образом, потребитель в связи с нарушением его прав при приобретении некачественных пищевых продуктов может предъявить продавцу следующие требования:
– об уменьшении стоимости товара, обмене некачественного товара на качественный или возврате денег;
– о возмещении убытков (расходы, которые потребитель произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права);
– о компенсации морального вреда.
Законодателем в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» прямо предусматривается, что, если на товар должен быть установлен срок годности, но он не установлен или потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
Если потребителю был продан товар по истечении срока годности, то предъявлять претензию можно будет только продавцу, поскольку именно он осуществлял реализацию товара с истекшим сроком годности, что является нарушением прав потребителя.
Единственным случаем освобождения изготовителя или продавца от ответственности являются случаи, при которых изготовитель или продавец докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара. Однако при этом обязанность доказывать нарушение потребителем каких-либо правил возложена на самого продавца (изготовителя).
После того как потребитель сформулировал свое требование, ему необходимо определить, кому он предъявит свое требование о восстановлении нарушенных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» выбранное потребителем требование может быть предъявлено по его выбору продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю или изготовителю.
Обычно при выборе адресата потребители ориентируются на возможность скорейшего разрешения вопроса. В связи с этим, чаще всего претензии предъявляются именно продавцу.
Еще одна трудность часто возникает при решении вопросов, связанных с приобретением потребителем некачественных товаров, – это отсутствие чека. Действительно, вряд ли кто-то из потребителей, покупая каждый день, а порой и несколько раз в день продукты, товары бытовой химии, парфюмерные товары и т.п., каждый раз сохраняет чек до полного использования этого товара. Поэтому, когда выясняется, что приобретен товар с истекшим сроком годности или товар ненадлежащего качества, большинство потребителей предпочитают не предъявлять никаких претензий лишь из-за отсутствия кассового чека, хотя в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Если продавец сомневается в том, что товар был приобретен именно в его магазине, а потребитель не может предъявить чек, то можно выслушать свидетелей покупки. Если и это не убеждает продавца, то факт покупки можно доказать в судебном порядке.
По общему правилу, после получения претензии, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Причем потребитель вправе участвовать в данной проверке товара. Однако в случае, если речь идет о потребляемом товаре, то принести его продавцу (изготовителю) в том же виде, каким он был приобретен, достаточно сложно. Поэтому необходимо по возможности сохранить хотя бы его часть и предъявить ее продавцу.
При возникновении спора о причинах появления недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы, а в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Требование потребителя о возврате уплаченной денежной суммы за товар подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В случае, если потребителем было заявлено требование об обмене на товар надлежащего качества, срок удовлетворения требования потребителя будет зависеть от срока проведения процедуры проверки качества. По общему правилу товар должен быть обменян на товар надлежащего качества в течение семи дней с момента предъявления претензии, однако если была назначена проверка качества, то этот срок может быть увеличен до двадцати дней.
Если потребитель не получил ответа на предъявленную им претензию или продавец (изготовитель) ответил отказом, который потребитель считает необоснованным, он вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.
Статья 17 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает судебную защиту прав потребителей. При этом дополнительно к заявленным требованиям, он также может предусмотреть ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя (в соответствии со ст. 23 указанного Закона). За нарушение вышеназванных сроков продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.
Отметим, что все финансовые и временные затраты потребителя могут быть компенсированы по окончании судебного заседания, при условии, что в суде подтвердится законность требований потребителя.
Потребители по искам, связанным с нарушением прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» (при цене иска до одного миллиона рублей). Этой же статьей предусмотрено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Таким образом, именно потребителю предоставлено право выбирать, в какой именно суд ему удобнее обратиться.
Просрочка: как влияют на здоровье продукты с истекшим сроком годности
Репортеры программы «Еда живая и мертвая» решили разобраться, как устанавливают сроки годности и всегда ли стоит верить тому, что написано на этикетке. И всегда ли надо выбрасывать то, что просрочено?
Рынки просрочки найти несложно, их немало и в Москве. Один из них, к примеру, находится всего в 10 минутах езды от Кремля. Свежестью там не пахнет. В обычных коробках, зачастую прямо на грязной улице, безо всяких холодильников хранятся колбасы, молочные продукты, полуфабрикаты. Ассортимент как в крупном гипермаркете, но цены со скидкой 80%. Продавцы не скрывают, что срок годности у всех продуктов закончился, это и объясняет распродажу.
Покупатели в основном пожилые люди. Пряча взгляд, они признаются, что на пенсии не до брезгливости. Активисты отмечают, что за последние годы просроченных продуктов в продаже стало меньше, но есть отдельные точки, где ситуация не меняется.
Конечно, лучше не употреблять в пищу никакие продукты после истечения срока годности. Они могут оказаться безопасными, а могут и не оказаться. Шансы, что вы не отравитесь, есть, но алгоритм везения просчитать невозможно.
Что же происходит со здоровьем у тех, кто употребляет такие продукты регулярно? Репортеры НТВ купили на рынке сметану, просроченную на один день, а также сосиски, творог и майонез, которые нельзя было продавать уже полтора месяца. О результатах анализов в сюжете программы «Еда живая и мертвая».