чем вреден долгий плач ребенка
Если ребенок плачет
Одни считают детский плач полезным — мол, тренируются легкие. Другие – вредным: для ребенка это стресс. Где же правда?
Одни считают детский плач полезным — мол, тренируются легкие. Другие – вредным: для ребенка это стресс. Где же правда?
Родители и регаируют на плач соответственно. Одни позволяют ребенку «прокричаться», другие подбегают к нему по первому всхлипу, носят на руках несколько часов и укачивают до утра – лишь бы драгоценное чадо не плакало. И каждый уверен в своей правоте.
Но и ученым пока не удалось прийти к единой точке зрения.
Например, группа австралийских исследователей из НИИ детства в Мердоке и Королевского детского госпиталя в Мельбурне утверждают, что слезы не несут никакого вреда. Напротив, облегчают эмоциональное состояние и успокаивают нервы. Ученые несколько лет наблюдали за 225 женщинами с маленькими детьми. Выяснилось, что дети, которым матери давали немного всплакнуть перед сном, лучше спали и реже просыпались.
А вот британские исследователи установили, что долгий плач приводит к повышенной выработке гормона стресса кортизола. А это может вредить развитию детского мозга. По их мнению, оставлять плачущего ребенка один на один со своими слезами нельзя.
«Раньше врачи говорили так: ребенок может поплакать, но не должен устать от плача, — объясняет педиатр Ирина ГАНИНА. – Долгие безутешные рыдания ребенку не на пользу: это негативно отражается на психике. Но и другая крайность – когда родители готовы на все, лишь бы малыш не плакал — тоже вредна: наследник может вырасти эгоистом».
Разумный подход
Для начала надо понять, почему ребенок плачет. Слезы детей до года – всегда сигнал какого-то неблагополучия, просьба о помощи. Кроха хочет есть, пить, ему жарко (холодно), мокро, неуютно, больно… Например, его могут мучить зубки или колики в животе. Поэтому игнорировать слезы малышей нельзя. Нужно сделать все, чтобы им помочь. Кстати, дети до года плачут в среднем 65 раз в месяц. И это нормально.
Но по мере взросления ребенок способен реветь не только по «необходимости», но и потому, что ему что-то сильно хочется. Например, такую же красную лопатку, как у девочки в песочнице. Причем слезы часто демонстративные, рассчитанные на «своего» зрителя. Скажем, папе малыш может заявить «Я не для тебя плачу», а для бабушки или мамы устроить показательное выступление. У них-то наверняка сердце дрогнет!
То есть плач нередко становится инструментом давления. И дети с удовольствием им пользуются. Да еще экспериментируют. Например, если обычный, «среднестатистический» рев не действует, малыш может подойти к этому делу творчески – устроить истерику на глазах десятков людей. Если родители бросятся его утешать, дальше будет использовать этот прием не раз. Хотя, конечно, «честные» причины плача – разбил коленку, испугался, устал, перевозбудился – тоже остаются. Поэтому родителям, опять же, нужно понять причину плача. И исходя из этого действовать.
Что делать с ревой?
МОЖНО отвлечь малыша, перевести все в шутку, обнять и сказать что-нибудь позитивное («Ничего, пройдет!»). Словом, продемонстрировать ему сочувствие и поддержку, но одновременно с тем показать, что реагировать на неприятности можно и без слез.
НЕЛЬЗЯ злиться, ругаться, причитать: «Дай я тебя пожалею, бедненький, пальчик уколол!». Это усилит рыдания. Нельзя также поддаваться на провокации. Если ребенок устроил истерику в магазине, требуя купить игрушку, спокойно, не обращая внимания на слезы, скажите, что у вас нет денег. Расплакался еще сильнее? Возьмите его за руку и выведите на улицу. Когда он перестанет реветь (а он перестанет, ведь слезы не принесли результата), объясните, что не всегда можно получить желаемое. Особенно – с помощью слез.
Забавно, что в Японии каждый год проводится фестиваль плачущих детей – Наки сумо. Во время фестиваля два сумоиста берут на руки по маленькому ребенку и встают напротив друг друга. А потом начинается битва… детей. Борцы сумо всячески доводят их до слез: корчат страшные рожи, издают пугающие звуки. Если малышей это не «берет», подключается судья в страшной маске. В конце концов, малыши начинают отчаянно рыдать. Кто плачет громче и звонче, тот победил. Со стороны, конечно, это выглядит как полное издевательство над детьми, но сами японцы так не считают. Они уверены, что хороший плач ребенку только на пользу – здоровее будет. Если кому-то он и навредит, то злым духам. А этих не жалко. Фестиваль ради того и придумали — чтобы отпугнуть всякую нечисть.
Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис
Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно
Чем вреден долгий плач ребенка
Все дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить. Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет.
С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят.
Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях?
Способности к запоминанию и обучению у детей, родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью.
Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности.
У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их «танца втроем».
Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Печальные последствия игнорирования детского плача
В этой статье я поделюсь своими профессиональными наблюдениями о психологии детского плача, и расскажу обо всей серьезности последствий, связанных с его игнорированием.
В суровом двадцатом веке среди специалистов по воспитанию и уходу за детьми почему-то получила распространение такая точка зрения, что большая материнская любовь и любовь к матери только вредит человеку, делая его слабым, зависимым и менее самостоятельным. К тому же, согласно этому подходу – что могут знать эти малообразованные бабушки, матери, да и семьи вообще о правильном взращивании и воспитании подрастающих поколений – ведь в результате слишком большой доброты к ребенку мы якобы получим избалованного, вечно хныкающего неудачника и «маменькиного сынка».
Почему считалось правильным не реагировать на плач ребенка
Родителям предписывалось жестко вырабатывать в детях самостоятельность в решении своих проблем буквально с первых часов их жизни. Это достигалось путем отсутствия родительской реакции на детский плач и простое игнорирование его потребностей – ведь ребенок должен быть в первую очередь удобен для его родителей, не мешать им строить свою жизнь, спокойно находиться в своей кроватке и, желательно, молча. В противном случае, он слишком привыкнет к опеке и будет требовать много внимания и времени. Детям «дозволялось» кричать в полное свое «удовольствие».
Сегодня эти поколения младенцев уже выросли, имеют своих собственных детей и даже внуков, ну а психологи подводят печальные итоги этой весьма специфической практики, начисто отрицавшей весь опыт предыдущих поколений. А ведь наши предки считали само собой разумеющимся: позволять детям плакать – это отличный способ сделать менее умных, менее здоровых, более тревожных, нелюдимых и мало совместимых с другими людей, которые к тому же передают те же или худшие свойства следующему поколению.
Какими вырастают игнорируемые дети
Такой механический подход к развитию ребенка подразумевает, что ребенок «должен учиться быть независимым». Такой ребенок с младенчества знает, что его потребности не будут удовлетворены, они не заслуживают внимания, и помощи ждать неоткуда – если собственные родители в этом отказывают.
Теперь уже стало понятным, что такое «принуждение к независимости» приводит человека к еще большей зависимости, это будет несчастный, агрессивный, требовательный ребенок, который узнал что нужно очень сильно кричать, чтобы свои потребности удовлетворить. Глубокое чувство тревожности и неуверенности в себе останется с ним всю остальную часть его жизни. И напротив – своевременное реагирование и предоставление младенцу всего, в чем он нуждается, приводит к его действительной независимости позже.
Что происходит с ребенком, когда он плачет
Сегодня все еще существует такое странное понятие, что ребенку надо позволить кричать, оставив его одного в своей кроватке. Зачастую это происходит из-за элементарного непонимания или незнания того, как происходит развитие ребенка.
В первый год жизни младенца идет очень активное развитие головного мозга и формирование связей между нервными клетками (кстати, рост головы на первом году может косвенным признаком будущего интеллекта). Младенец физически был отделен от матери, когда их организмы составляли единое целое, и единственная для него возможность дать понять о своих надобностях – это беспокойство, и при необходимости – плач.
Если ребенок сильно беспокоится и кричит, у него высвобождается гормон кортизол, избыточное количество которого является токсичным для нейронов головного мозга — и кто может сказать, какие связи не сформировались, какие нейроны были уничтожены, какие дефициты могут проявиться спустя годы после регулярного младенческого стресса?
В качестве примера негативного влияния от отсутствия отзывчивого и заботливого воспитания – плохо функционирующий блуждающий нерв, который связан и отвечает за многие процессы в пищеварительной системе: язвенная болезнь, синдром раздраженной толстой кишки и другие.
Ранний младенческий стресс является токсичным для пожизненного здоровья.
Может ли ребенок «сам успокоиться»?
Младенец абсолютно зависим от своих опекунов, он категорически не способен мгновенно перестроиться и «научиться» самоуспокоению. Здесь обратная зависимость – отзывчивость матери на беспокойство ребенка до того, как у него начнется стресс – настраивает его тело и мозг на спокойствие.
Оставленный без внимания младенческий плач и доверие к себе и окружающим
Первый год жизни – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе. Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире. В противном случае – когда его потребности не принимаются во внимание, у него возникает чувство недоверия, подрывается его уверенность в себе. В будущем может понадобиться целая жизнь для работы над собой, чтобы преодолеть возникшие негативные последствия после такого ухода во младенчестве.
Что происходит со взрослым, который привыкает не реагировать на плачущего ребенка
Только представьте себе этого взрослого, который старается игнорировать сначала плач младенца, затем чувства и эмоции ребенка постарше, и в конце концов – перед нами окажется бездушная бесчувственная персона с каменным сердцем.
Как успокоить грудничка, когда он плачет
У вас родился малыш — спешим поздравить! С каждым новым днем вам требуется все меньше времени на распознание и правильную интерпретацию его плача. Давайте разберемся, как определить, почему именно малыш плачет, и помочь ему.
Каким бывает плач новорожденного
Как и все дети, ваш ребенок уникален. Он по-своему ест, спит, реагирует на раздражители — и успокаиваться будет тоже по-своему. При всем многообразии индивидуальных проявлений характер у плача новорожденных одинаковый.
Причины плача новорожденных: находим и решаем проблему
Причин для детского плача не так много: малыш может быть голоден, у него что-то болит, или же его что-то беспокоит. Итак, какие сигналы подает своим криком малыш?
Причина № 1. Я голоден
Обычно мама кормит малыша 8 – 10 раз в сутки, но число кормлений может доходить и до 15 – 20, включая ночные прикладывания к груди (от 2 до 4 раз за ночь). В этот период ребенка нужно кормить по требованию, а не по расписанию. К месяцу ребенок сам устанавливает свой режим.
Голод является самой частой причиной плача новорожденного. Чтобы убедиться в том, что малыш плачет от голода, достаточно согнутым мизинцем коснуться уголка его рта: если новорожденный сразу поворачивает голову и открывает рот — значит он голоден.
Как правильно кормить малыша, мы рассказываем здесь.
Причина № 2. Мне неудобно
Часто дети плачут из-за того, что испытывают чувство неудобства. Такой плач непрерывный (или почти непрерывный), более монотонный по сравнению с плачем от голода и сопровождается беспокойством ребенка.Что может вызвать дискомфорт у новорожденного
Тугое пеленание (с выпрямленными ножками и плотно прижатыми к туловищу выпрямленными ручками), которое было весьма распространено раньше, нарушает естественное положение новорожденного, нормальное дыхание и кровообращение, что «не нравится» ребенку.
Причина № 3. Мне жарко (холодно)
Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения крохи. В комнате, в которой находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру (22 – 24 °С — для новорожденных, 20 – 22 °С — для более старших детей).Как создать комфортную температуру
Подсказка! Проверено поколениями: одеваем малыша как себя плюс еще один слой.
Причина № 4. Мне больно
Что означают резкие, пронзительные, встревоженные крики, которые не прекращаются, даже когда вы берете малыша на руки? Они говорят о боли, которую он испытывает. Чаще всего это боль в животике или колики. Мало кому удается их избежать, но вы можете помочь малышу и снизить неприятные ощущения.
Читайте о том, как с ними справиться, здесь.
Как снизить болевые ощущения малыша
Большинство новорожденных естественным образом погружается в сон в конце кормления благодаря успокоительному действию «заднего» молока. Когда малыш подрастет и будет сосать более эффективно, оно станет попадать к нему через меньший промежуток времени после начала кормления.
Причина № 5. Недомогание
Бывает, что плач связан с определенным недомоганием малыша (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости, реакция на геомагнитные, атмосферные явления и проч.). Если вы не можете выявить причину плача крохи, не стесняйтесь посоветоваться с врачом-перинатологом: доктор обязательно поможет исключить плач, связанный с болезнью.
Мамина любовь и забота — лучшие средства от плача
Конечно, не существует одного универсального рецепта, который позволил бы всем мамам мгновенно успокаивать малышей, ведь каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно наблюдать за ребенком: смотреть на реакцию крохи и стараться понять, что он хочет вам сообщить. Поверьте, очень скоро методом проб и ошибок вы научитесь понимать малыша и успокаивать его.
Иногда родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Не стоит этого опасаться!
Откликаясь на призыв ребенка, вы не только дарите ему свою безусловную материнскую любовь, но и удовлетворяете его потребность в чувстве защищенности и надежности, давая ему понять, что вы здесь, готовы утешить его и помочь. И если младенец понимает, что рядом есть кто-то, кому можно доверять, он вырастет спокойным и уверенным в себе.
Счастливого и радостного вам материнства!
Список использованной литературы:
Кризис первого года жизни
Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так. Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.
Суть кризиса
За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя [1]. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.
Причины
Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.
Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.
Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.
Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще [3]. Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.
Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную [2]. Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным [3]. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.
Как проявляется кризис первого года жизни
Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.
Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.
Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.
Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.
Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.
Сроки кризиса
Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.
Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться [3]. Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:
Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» [3]. Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.
Рекомендации для родителей
Можно ли избежать кризиса
Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери [3]. Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.
Последствия кризиса
Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством [1].
Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.
[1] Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»
[2] М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»
[3] Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»