чем веретенников помог деду вавиле
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова на первый взгляд не кажется значительным. Главные герои произведения встречают Павлушу на ярмарке в селе Кузьминском. Описание Веретенникова расплывчато: никто не знает, какого он «роду-звания», однако все зовут его барином. Павлуша носит красную рубаху, смазные сапоги и «горазд балясничать», т.е. шутить. Подобная неопределенность позволяет говорить об образе Павлуши как об образе обобщенном, сборном – мало ли разного народу отправлялось на ярмарку – необходимом исключительно для создания фона в поэме.
Но характеристика Веретенникова Павлуши включает в себя одну немаловажную деталь: он «складно поет русские песни» и любит их слушать. Позже выясняется, что у него с собой есть «книжечка», в которую он записывает из уст мужиков понравившиеся песни и поговорки. Крестьяне охотно беседуют с Павлушей. Этому способствует его легкий нрав – народ считает его «милягой».
Веретенников – собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане. Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова однозначно были реальные прообразы, этнографы-фольклористы, например, Павел Рыбников и Павел Якушкин. Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».
Павлуша не просто любопытствует, он старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не пассивный наблюдатель. Так, уже появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки. Однако в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато Павлуша готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть». Но после разговора с Якимом Нагим (тот оправдывает любовь к выпивке тяжелой жизнью и непрестанным трудом) Веретенников не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика», и этим еще больше располагает к себе крестьян.
«Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?» – так переговариваются между собой мужики о Павлуше. И так в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой стороны.
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова на первый взгляд не кажется значительным. Главные герои произведения встречают Павлушу на ярмарке в селе Кузьминском. Описание Веретенникова расплывчато: никто не знает, какого он «роду-звания», однако все зовут его барином. Павлуша носит красную рубаху, смазные сапоги и «горазд балясничать», т.е. шутить. Подобная неопределенность позволяет говорить об образе Павлуши как об образе обобщенном, сборном – мало ли разного народу отправлялось на ярмарку – необходимом исключительно для создания фона в поэме.
Но характеристика Веретенникова Павлуши включает в себя одну немаловажную деталь: он «складно поет русские песни» и любит их слушать. Позже выясняется, что у него с собой есть «книжечка», в которую он записывает из уст мужиков понравившиеся песни и поговорки. Крестьяне охотно беседуют с Павлушей. Этому способствует его легкий нрав – народ считает его «милягой».
Веретенников – собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане. Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова однозначно были реальные прообразы, этнографы-фольклористы, например, Павел Рыбников и Павел Якушкин. Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».
Павлуша не просто любопытствует, он старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не пассивный наблюдатель. Так, уже появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки. Однако в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато Павлуша готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть». Но после разговора с Якимом Нагим (тот оправдывает любовь к выпивке тяжелой жизнью и непрестанным трудом) Веретенников не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика», и этим еще больше располагает к себе крестьян.
«Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?» – так переговариваются между собой мужики о Павлуше. И так в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой стороны.
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда семь мужиков в споре решают найти человека, кому живется весело и вольготно на Руси. Они отправляются в путь дорогу и по пути им встречаются люди, которым они задают свой главный вопрос. Мужики заходят далеко от дома и встречают в одном из питейных заведений Павлушу Веретенникова. Веретенников не из богатых, но мужики его почему-то кличут «барином».
Павлуша Веретенников очень хочет быть ближе к народу, поэтому внимательно выслушивает каждого из них. С ним делятся всем своими бедами и радостями, и он нравится абсолютно все. Народ его любит за его простоту и душевность. У Павлуши есть книжечка, куда он записывает все для себя интересное. Ему нравится петь и шутить, Веретенников вообще любит веселиться.
Павлуша Веретенников собирает русский фольклор, поэтому для него важна каждая деталь человеческой жизни. Павлуша пытается выведать все человеческие тайные и заглянуть в самые потаённые места души. Народ считает его очень милым и охотно с ним делятся. Веретенников очень добрый человек, можно вспомнить ситуацию со стариком, который пропил все деньги и не купил козловые башмачки. Вавиле все сочувствуют, но никто не решается ему помочь, так как это сделал Павлуша. Павлуша покупает Вавиле козловые башмачки и этим поступков показывает свое отношение к людям.
В этом же питейном заведении был и Яким Нагим, который жалуется на свою тяжелую жизнь и говорит о том, что трезвым быть невозможно. Павлуша его внимательно слушает и в конце его рассказа покупает ему два шкалика, чем заслуживает еще большее уважение у людей. Павлуша Веретенников всегда интересовался всем, что происходит с людьми и не остается к этому равнодушным.
Павлуша Веретенников не может изменить ситуацию народа и искоренить ее, но выслушать всегда рад. Он может поддержать человека словом и помочь советом, а это для русского народа немаловажно. Некрасов описал человека, который нужен народу, ведь без него никуда. Николай Алексеевич хотел показать образом Павлуши, что обычный не образованный человек может стать неотъемлемым для русского народа.
Значение пролога
Особую роль для понимания произведения играет начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Пролог напоминает сказочный зачин по типу «В некотором царстве»:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Далее рассказывается о мужиках, пришедших из разных деревень (Неелова, Заплатова и т.д.). Все названия и имена говорящие, ими Некрасов дает четкую характеристику мест и героев. В прологе же начинается путешествие мужиков. На этом заканчиваются и сказочные элементы в тексте, читателя вводят в реальный мир.
Вариант №2
Некрасов является знаменитым русским писателем, работы которого изучают в школе и в высших учебных заведениях. Смысл многих его произведений имеет актуальность и в наше время. При первом знакомстве с его замечательной работой «Кому на Руси жить хорошо» складывается впечатление, что автор разбавил произведением большим количеством персонажей, которые не предают никакого смысла, но это только первое впечатление.
В число многих персонажей, которые на первый взгляд не предают значимости, входит Павлуша Веретенников. Главные персонажи произведения повстречали этого человека на ярмарке. Автор представляет Павлушу довольно в общих чертах, но в произведении он является барином.
Внешне Веретенников довольно обычный человек, не имеет определенных особенностей. Ходил в рубашке, предпочтительно красного цвета. Почему он выбирал рубашку именно такого цвета неизвестно. На ногах носил сапоги, которые выглядели изрядно поношенными и растоптанными. Павлуша был знатным шутником. Шутки из его уст моги звучать на абсолютно разные темы, причем шутил он, как и над окружающими, так и над собой. Автор помещает в данного персонажа абсолютно разные черты. Веретенникова можно назвать сборным персонажем. Главные герои встретили его на ярмарке, а на таких мероприятиях встречаются очень разные люди.
У Павлуши Веретенникова есть одна черта, которая делает его немного особенным. Он очень замечательно может исполнять русские песни, но помимо исполнения он их искренне любит. Его пение от души и сердца очень сильно располагает к нему окружающих людей.
Больше окунувшись в произведение, выясняется, что у Павлуши в кармане всегда есть небольшая книжечка. Парень делает в ней заметки услышанных реплик, своих мыслей и даже отрывков из песен. Персонаж имеет особое притяжение, людям нравится с ним общаться. Возможно, на такой успех среди людей влияет его мягкий характер и добродушие.
Павлуша Веретенников является представителем людей, которые посвящают время своей жизни сбору фольклора. Павлуша занимается путешествием и посещает определенные места. Они могут ему дать максимум информации, которая его интересует.
Список героев
Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:
Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.
Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.
И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.
Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.
Добросклонов Гриша
Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».
Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.
Ипат – «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат – гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.
Корчагина Матрена Тимофеевна
Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина – героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.
Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор – пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, – дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок – Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.
Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды? 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? 4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути? 6. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз, прежде всего, жизни народной, крестьянской?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»?
2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом.
3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп? 7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
3. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? 6. Каков пафос изображения дороги в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»?
План анализа образа крестьянина
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
Получить полный текст
1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?
2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
Группа 2. Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4).
1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законных и нормах совести?
Группа 3. Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3). –
1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корёжина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?
2. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть — пропáсть, перетерпеть — пропáсть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?
Группа 4. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2).
1. осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен хождению «Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.
2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?
Второй урок — приемы сатирического изображения помещиков в поэме. Распределите по три вопроса каждому.
Вопросы и задания к главе «Помещик»
1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева. 2. Каково отношение крестьян к нему?
3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия? 4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?
5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия? 6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше? 7. Можно ли его назвать счастливым?
Вопросы и задания к главе «Последыш»
1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?
2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»?
3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?
4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов?
7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
Агап Петров
Агап – непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, – вино.
Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.
Веретенников Павлуша
Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».
Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова на первый взгляд не кажется значительным. Главные герои произведения встречают Павлушу на ярмарке в селе Кузьминском. Описание Веретенникова расплывчато: никто не знает, какого он «роду-звания», однако все зовут его барином. Павлуша носит красную рубаху, смазные сапоги и «горазд балясничать», т.е. шутить. Подобная неопределенность позволяет говорить об образе Павлуши как об образе обобщенном, сборном – мало ли разного народу отправлялось на ярмарку – необходимом исключительно для создания фона в поэме.
Но характеристика Веретенникова Павлуши включает в себя одну немаловажную деталь: он «складно поет русские песни» и любит их слушать. Позже выясняется, что у него с собой есть «книжечка», в которую он записывает из уст мужиков понравившиеся песни и поговорки. Крестьяне охотно беседуют с Павлушей. Этому способствует его легкий нрав – народ считает его «милягой».
Веретенников – собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане. Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова однозначно были реальные прообразы, этнографы-фольклористы, например, Павел Рыбников и Павел Якушкин. Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».
Павлуша не просто любопытствует, он старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не пассивный наблюдатель. Так, уже появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки. Однако в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато Павлуша готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть». Но после разговора с Якимом Нагим (тот оправдывает любовь к выпивке тяжелой жизнью и непрестанным трудом) Веретенников не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика», и этим еще больше располагает к себе крестьян.
«Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?» – так переговариваются между собой мужики о Павлуше. И так в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой стороны.
Тест по произведению
Образ народного заступника в поэме
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию ради других. Им стал Гриша Добросклонов.
Сначала вспомних, каких ещё заступников показал в поэме автор.
Павлуша Веретенников. (Ч. I, гл. 2, 3).
Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа?
Образ Якова Верного.
Охарактеризуйте «холопа примерного Якова Верного». Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
Кудеяр-атаман. (легенда «О двух великих грешниках»)
Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Чем он близок Савелию? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века? Как в легенде народно-христианское мировоззрение соединяется с революционным протестом?
А теперь перейдём к образу Григория Добросклонова.
1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
— характеристику его родителей;
— его материальное положение;
— черты характера, таланты, способности;
2. Каким образам русской литературы XIX века близок образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о Родина-мать», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
4. Каковы жизненные позиции героя? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
6. Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
7. Сможет ли Гриша найти дорогу к общему счастью народа или он станет еще одним из страдальцев «за веру»?
Удачи!
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Образ народного заступника в поэме. И в закладках появилось готовое сочинение.
Ермила Гирин
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.
Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.
Продолжается характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение, богатое персонажами разных сословий, характеров и устремлений. Поэтому Некрасов не мог не обратиться к образу священнослужителя. По мнению Луки, именно попу должно «житься весело, вольготно на Руси». И первым на своем пути искатели счастья встречают сельского священника, который опровергает слова Луки. У попа нет счастья, богатства или спокойствия. Да и получить образование очень нелегко. Совсем не сладка жизнь священнослужителя: он провожает в последний путь умирающих, благословляет рождающихся, и болит у него душа о страждущем и мучающемся народе.
Но и сам народ не особо чтит попа. Он и его семья постоянно становятся объектами для суеверий, анекдотов, непристойных насмешек и песен. А все богатство попов состояло из пожертвований прихожан, среди которых было много помещиков. Но с отменой крепостного права большая часть богатой паствы разбрелась по свету. В 1864 году духовенство лишается и еще одной статьи дохода: раскольники по указу императора переходят под опеку гражданской власти. А с грошей, что приносят крестьяне, «живиться тяжело».
История создания
Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.
Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.
К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).
Проблематика:
Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.
Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.
Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев
Наша характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» подходит к концу, разумеется, мы не смогли дать описания всем персонажам поэмы, но включили в обзор самых важных. Последним их значимых героев стал Гаврила Оболт-Оболдуев – представитель барского сословия. Он кругленький, пузатенький, усатенький, румяненький, присадистый, ему шестьдесят лет. Один из прославленных предков Гаврилы Афанасьевича – татарин, который развлекал императрицу дикими зверями, воровал из казны и замышлял поджог Москвы. Оболт-Оболдуев горд своим предком. Но его печалит отмена крепостного права, так как теперь он уже не может наживаться на крестьянском труде, как раньше. Свои печали помещик прикрывает заботой о мужике и судьбе России.
Этот праздный, невежественный и лицемерный человек убежден, что предназначение его сословия в одном – «жить чужим трудом». Создавая этот нелицеприятный образ, Некрасов не скупится на недостатки и наделяет своего героя еще и трусостью. Эта черта проявляется в комическом случае, когда Оболт-Оболдуев принимает безоружных крестьян за грабителей и угрожает им пистолетом. Больших трудов мужикам стоило разуверить бывшего хозяина.
Краткое содержание
Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.
Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.
Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.
Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.
Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.
Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.
Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.
Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.
Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.
Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.
Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.
Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.
А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.
Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.
Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.
До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.
Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.
В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.
Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.
В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.
Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.
В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.
По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.