чем важны мировоззрение и самовоспитание
Что такое работа над собой или самовоспитание
Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на реализацию собственного «я» и достижение целей. Этот процесс не ограничивается какими-либо рамками, и включает определенную модель поведения человека, его отношение к жизни, поступки, самооценку. Самовоспитание определенно помогает справиться с жизненными трудностями и достичь желаемого. Реализация себя происходит путем целенаправленных действий, которые должны привести к определенной цели.
Суть воспитания личности
Точно определить, что такое самовоспитание достаточно сложно, так как этот термин включает множество других определений. Это понятие имеет и родственные термины такие, как самопознание и самореализация.
Это не одно и то же, но каждый процесс дополняет друг друга и невозможен в отдельности. Самовоспитание – это необходимое условие для каждого человека, так как в процессе этого происходит поиск себя, формирование самооценки и взгляда на окружающий мир. Самосознание позволяет ответить на такие вопросы, как личные идеалы, жизненный путь, отношения с окружающим миром. Ключевым моментом воспитания себя является осознание важности любви самого себя и окружающих. На пути к самосовершенствованию человек начинает различать такие понятия, как эгоизм и истинная любовь к себе. И здесь выясняется, что без любви к себе нельзя любить других людей и по-настоящему ценить жизнь.
Есть множество стратегий воспитания собственного «я», но многие психологи поддерживают именно путь любви. В процессе самореализации человек старается сделать самого себя лучше, но ни в коем случае не подстраивает внешний мир под себя.
Цель самовоспитания
Совершенствуя себя, важно ставить правильные цели:
Самовоспитание не ограничивается определенным промежутком времени. Это пожизненный процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Плохими поступками воспитывается эгоизма, злость, недовольство окружающим миром. Положительным отношением к себе и окружающим человек воспитывает в себе жизнелюбие, внутреннюю мотивацию, умение различать важное и второстепенное.
Что дает самовоспитание
Самосовершенствование дается человеку непросто, основной задачей является познание себя, но никак не получение удовольствия от этого процесса. Люди склонны оправдывать многие свои неприятные поступки, но на пути самопознания придется их признать и увидеть, как правильно с ними справиться. Важно понять мотивацию поступков, после чего станет понятно, что агрессия, раздраженность, антипатия являются результатом защитного механизма, который срабатывает в ответ на психологические комплексы.
Работа над собой – это сложное определение, целью этого является познание механизмов самозащиты для ее устранения. Речь, конечно же, идет не о естественном инстинкте самосохранения, а о пагубном ответном механизме, который мешает реализовывать себя. Самопознание подразумевает неприятные открытия, и смириться с ними позволит именно самосовершенствование.
Перед началом самовоспитания важно четко определить свои жизненные цели и желаемый в будущем результат. Только с четким видением результата можно говорить о возможности изменения себя и воспитания.
Золотая середина
В процессе самопознания важно понять, что развиваясь, человек совершенствует одно качество и, в идеале, угнетает другое. Нельзя одномоментно избавиться от всех комплексов и недостатков, потому воспитание занимает длительное время. Если же стоит цель избавиться от всего плохого и приобрести хорошее одновременно и без малейших затрат, она изначально не имеет смысла и не будет реализована.
Каждая черта характера человека имеет полярность:
Чрезмерное развитие определенной черты может пагубно сказаться на характере в целом, такая акцентуация может даже привести к различным психическим отклонениям.
Чтобы избежать ошибок на пути самопознания и совершенствования, следует наделить эти определения своим смыслом. То есть знать, какой ожидаемый результат и что эти слова значат в отдельном случае.
Согласие с личным «я»
Такие переживания, как стыд, вина, злоба, раздражение – это следствие определенных алгоритмов ума, когда сочетается самая различная информация, и как результат, мозг выдает модель поведения, которая отвечает теперешним представлением о себе и окружающим. Эти эмоции можно контролировать, ведь изначально они являются всего лишь чувствами. Если какое-то определенное переживание преобладает, оно переходит в хронический характер. Этого и нельзя допустить, а если это случилось, важно переосмыслить мотивы и найти первопричину.
Вместе с согласием с собой нужно приобрести гармонию с окружающим миром. Человек в процессе самовоспитания принимает решение менять себя, а не свое окружение. Это необходимое условие на пути к гармонии, ведь если каждый поступит, таким образом, наступит истинная гармония, и не только между людьми, но и между человеком и природой.
Самовоспитание также включает отказ от привязанности к вещам. Материальный мир постепенно уходит на второй план, но не на последний. Между внутренним миром и материальным также должна быть гармония, когда человек осознает, сколько ему нужно для реализации себя. Понимание этого как раз и приходит путем самовоспитания.
В конечном итоге человек начинает ощущать себя свободным, полноценным и счастливым, что и есть показателями правильного самовоспитания. Во многих случаях человеком допускаются ошибки, но это только увеличивает срок достижения цели, но не исключает ее. Ошибки – это также мотивационный мощный фактор, который имеет место быть.
Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.
В этой статьи мы рассмотрим главные вопросы, связанные с самовоспитанием: что это такое, этапы его формирования и развития, возрастные особенности процесса. Первый вопрос — что такое вообще самовоспитание?
Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, которая направлена на то, чтобы реализоваться как личность. Чтобы самовоспитание стало возможным у человека уже должны быть сформированы идеалы, личностные моральные качества и осознанные цели.
Проблему самовоспитания изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие ученые с мировым именем. Вариантов расшифровки термина существует множество:
Цели самовоспитания можно условно разбить на 2 группы:
Толчком заняться саморазвитием могут стать различные ситуации и причины: желание достигнуть жизненных целей, необходимость отвечать идеалам, которые пропагандируются социальной моралью, личные обстоятельства, стремление быть похожим на человека, который стал примером для подражания. Сделать саморазвитие успешным и результативным — настоящая проблема. Основная трудность, с которой сталкиваются большинство людей — недостаток знаний и умений в правильной постановке и формулировании целей, тогда как именно целеполагание — основополагающий этап любого процесса.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Понятие — самовоспитание
Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.
Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.
Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:
Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.
Суть воспитания личности
Точно определить, что такое самовоспитание достаточно сложно, так как этот термин включает множество других определений. Это понятие имеет и родственные термины такие, как самопознание и самореализация.
Это не одно и то же, но каждый процесс дополняет друг друга и невозможен в отдельности. Самовоспитание – это необходимое условие для каждого человека, так как в процессе этого происходит поиск себя, формирование самооценки и взгляда на окружающий мир. Самосознание позволяет ответить на такие вопросы, как личные идеалы, жизненный путь, отношения с окружающим миром. Ключевым моментом воспитания себя является осознание важности любви самого себя и окружающих. На пути к самосовершенствованию человек начинает различать такие понятия, как эгоизм и истинная любовь к себе. И здесь выясняется, что без любви к себе нельзя любить других людей и по-настоящему ценить жизнь.
Есть множество стратегий воспитания собственного «я», но многие психологи поддерживают именно путь любви. В процессе самореализации человек старается сделать самого себя лучше, но ни в коем случае не подстраивает внешний мир под себя.
Зачем человеку заниматься самовоспитанием
Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:
Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.
Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:
Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.
Для чего необходимо самовоспитание личности:
Основные этапы совершенствования
Процедура включает несколько взаимосвязанных между собой ступеней:
Используемые методы самовоспитания
Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.
Основные методы самовоспитания:
Его виды.
Самосовершенствование – это процесс комплексный и всесторонний. Нельзя постоянно развиваться в каком-то одном направлении. Все равно жизнь скорректирует движение. Например, кто-то решил стать первоклассным специалистом. Он всего себя посвятил выбранной профессии. Но этот человек абсолютно не умеет вести себя в обществе. Даже будучи профессионалом, он с треском проваливает собеседования и, даже в случае трудоустройства, долго на одном месте не задерживается. Значит одни только рабочие умения или навыки не являются залогом успеха.
Пройти тест на тип личности
Уместно говорить, что бывают такие виды самовоспитания:
Первое заключается в стремлении приобретать новые знания, расширять свое мировоззрение. Второе поддерживает на хорошем уровне физическую форму, умение обращаться со своим телом. Третье помогает видеть прекрасное, радоваться окружающему миру. Четвертое вырабатывает волевые качества. Пятое помогает налаживать связи, поддерживать коммуникацию в обществе.
Элементы самовоспитания.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.
Самовоспитание личности становится возможным только при наличии таких четырех основных компонентов:
По сути, все это атрибуты школьного процесса, только во взрослой жизни человек их применяет сам. Оценивать других всегда проще, чем самого себя. Еще сложнее себя контролировать и мотивировать. Поэтому психологическое самовоспитание – один из наиболее важных этапов самосовершенствования.
С чего начать самовоспитание и работу над собой
Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.
Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.
Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:
Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.
Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.
В чем заключается проблема самовоспитания
Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.
Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании
Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.
Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.
Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.
Примеры
Примеры самовоспитания из реальной жизни:
В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.
Человек есть только то,
что он сам из себя делает.
Самовоспитание и самопознание – ключи к успеху.
Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.
П.П. Блонский считал, что задача учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию».
Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитание его.
В процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется как воспитанием в семье, так и специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.
Что же такое самовоспитание?
Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматьсясамовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном самосовершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все, так или иначе, задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.
Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни – значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог приобрести уважение и авторитет среди своих товарищей.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере, ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности.
Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
В целом можно отметить, что психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника, и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать внимание на организацию самовоспитания.
Намечая программу самовоспитания, необходимо определить ее методы.
Педагогическое руководство имеет важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося.
Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными.
В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям:
формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.
По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.
Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков:Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
Содержание самовоспитания всегда зависит от общественно-исторических условий, в которых живёт и развивается индивид. Его требования к самому себе и качества, которые он стремится сформировать, определяются условиями жизни, обусловливая идейные основы, идеалы самовоспитания, а также средства их достижения.
Общество предъявляет к каждому гражданину высокие требования и непрерывно расширяет возможности самовоспитания. Результат самовоспитания проверяется практикой жизни, той ролью, которую оно играет в совершенствовании личности.
Можно, конечно, над собой работать самому и самостоятельно. Для этого нужно заниматься самопознанием.
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве.
Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности.
Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.
К средствам самопознания относятся:
Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь работа строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
Понимание себя (поиск точных знаний о себе)
Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе)
Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими)
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной самооценке — они искажаются.
Каждый человек — это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.
Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.
Для того чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.
С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.
Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя.