чем в ссср били детей
Травмы воспитания, что подрезали крылья советским детям
Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Безусловно, можно вспомнить много позитивных моментов, но в целом родители и учителя были намного строже. Порой настолько, что люди, воспитанные теми методами, всю жизнь пытаются избавиться от комплексов и психотравм.
© Depositphotos
Советское воспитание
Моя сестра работает психологом. Она мало что рассказывает о своей практике — этого нельзя делать. Но иногда может поделить своими наблюдениями в целом. Так вот, люди, воспитанные в СССР и немного позже, в 80-90 годах, приходят с очень похожими запросами и психотравмами. Начиная от нулевой самооценки и заканчивая неспособностью выстраивать взаимоотношения с людьми. Многие аспекты нашей личности формируются в детстве, так что воспитание играет ключевую роль.
© Depositphotos
Также нужно понимать, что во времена СССР воспитывали не только мама с папой, но и государство. По словам сестры, следующие моменты были наиболее травмирующими для детей того времени.
Воспитание стыдом
К сожалению, одним из главных инструментов воспитания был стыд. Этим методом пользовались как родители, так и учителя. Ладно еще, если стыдили за серьезные проступки. Но нет — такой способ практиковали в каждом удобном случае.
Помню, когда я была в классе втором или третьем, моя первая учительница пользовалась этим методом. Она выстраивала в шеренгу учеников, у которых было плохо с техникой чтения. Затем водила бедолаг по остальным классам, приговаривая «Вот, посмотрите, они читать не умеют». Мне повезло, что я не попала в число тех учеников. А вот моя подруга детства до сих пор вспоминает этот ужасный опыт.
© Depositphotos
Только представь, каким беззащитным и униженным чувствует себя ребенок, которого привселюдно стыдят. Но почему-то раньше считалось, что это нормально, и даже полезно. На самом же деле, под влиянием эмоций познавательные и мыслительные процессы у ребенка отключаются, так что он не извлекает из этого никакого урока. А травму получает. Из-за таких приемов дети вырастают с чувством того, что они хуже остальных, и им нет места в обществе.
© Depositphotos
От родителей я часто слышала подобные фразы: «А что люди скажут?» или «Люди же с тебя смеяться будут». До сих пор пытаюсь побороть комплексы, научиться не зависеть от чужого мнения и не бояться осуждения.
Воспитание рукоприкладством и психологическое давление
Шлепание ребенка ремнем считалось не мене эффективной мерой воспитания. В ход шли не только ремни, а всё, что под ругу попадалось. Помню, как меня один раз за плохое поведение отлупили выбивалкой для ковров. Это был чуть ли не единичный случай, но он запомнился мне на всю жизнь.
Если физическое наказание в полной мере вкусили не все дети СССР, то психологический прессинг был вездесущ. В головы детей вдалбливали принцип «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Есть долг перед родителями, долг перед родиной, и так далее. А потом эти дети выросли и стали жить не для себя, а для кого-то. И делать то, чего на самом деле не хотят. Но надо ведь, надо.
© Depositphotos
А фраза «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» чего стоит! Я ее очень хорошо запомнила. От запаха некоторых блюд, которые подавали в детском саду, меня сразу же начинает тошнить. И это спустя несколько десятков лет. Не потому, что они невкусные. А потому, что меня заставляли их есть, не обращая внимания даже на мой рвотный рефлекс. Оставалось только поливать тарелку с кашей слезами. И никого не волновали желания ребенка — он должен, у него ведь распорядок.
Сравнивание ребенка с другими
«Посмотри, как Таня красиво пишет. А у тебя что за каракули?» — еще одно воспоминание из детства. Помню, как меня сравнивали с другими детьми буквально во всём, на каждом шагу. И я старалась делать так, как делают они. Потому что мама ведь сказала, что так правильней, так лучше. Только вот во взрослом возрасте это сравнивание себя с другими на рефлекторном уровне не дает нормально жить. Так и продолжаешь копаться в себе, и всё время кажется, что другие люди умнее, красивее, успешнее. Спасибо, советское воспитание.
© Depositphotos
Отсутствие эмоциональной связи с ребенком
Многие дети испытали на себе скорее функциональное отношение, чем здоровую связь с родителями. Если принес пятерку и примерно себя вел в школе — молодец, заслужил похвалу. Но если вдруг тройка или двойка, да еще и подрался с кем-то — становись в угол. Не было места сантиментам и разговорам по душам.
Родители были слишком заняты выживанием. Да и у них самих было суровое воспитание. Не было ресурса, который помог бы выстроить здоровые отношения с ребенком. Они не знали и не понимали, как лучше. Они и подумать не могли, что травмируют нас. Если бы знали, то, скорее всего, вели бы себя иначе.
© Depositphotos
Запрет на выражение эмоций
Если уж говорить об эмоциях, то их свободное выражение совсем не поощрялось. Нужно было вести себя как удобный ребенок, который не кричит, не бегает и не смеется без причины. А за проявления гнева здорово влетало. Ремнем по одному месту, например. О том, что мальчикам не положено плакать, было хорошо известно всем без исключения.
А ведь испытывать и выражать все эти эмоции — абсолютно нормально. И не просто нормально, это жизненно важно, это правильно, это залог здоровой психики и правильного развития ребенка.
© Depositphotos
Конечно, найдутся те, кто будет кричать “Чушь! Вранье!” и доказывать, что советское воспитание было правильным, что в те времена все были добрыми, никто никого не бил и не стыдил. Но почему-то абсолютное большинство знакомых и друзей, воспитанных в СССР, подтверждают вышеописанное и по 5 лет подряд ходят к психологу, разгребая травмы детства. Совпадение? Вряд ли.
Эта статья — не попытка доказать, что в Советском Союзе всё было плохо. Это лишь напоминание об ошибках, которые не следует повторять. В любой эпохе есть что-то хорошее и что-то плохое, чему место в прошлом. А беречь и нести вперед нужно только лучшее. При этом понимая, что у каждого поколения свои проблемы, свои травмы.
5 наказаний детей из СССР, которые сегодня выглядят бесчеловечно
Физические наказания? Психологическое давление? Порицание общества? Было все.
Emir Kaan Okutan / Pexels
Пожалуй, нет в жизни более важной миссии, чем воспитание детей. Сколько терпения, труда и сил нужно вложить, чтобы ребенок вырос настоящим человеком. При этом ни один родитель не застрахован от непослушания, строптивости и регулярно повторяющихся хулиганских выходок своего чада. Чтобы ребенок понял, что поступил плохо, ему надо преподать урок. В СССР тоже перевоспитывали нерадивых спиногрызов, однако применяли такие строгие меры, о которых в наше время даже неловко говорить. Мы вспомнили 5 примеров того, как наказывали детей в Советскую эпоху.
Пороли и лупили
Воспитание детей в СССР всегда отличалось строгостью. Ребенок должен был как можно скорее стать частью общества, не выделяться из толпы и перенять социальные нормы, диктуемые государством. Многие родители той эпохи совершенно нормальным и, главное, очень действенным способом наказания ребенка считали применение физической силы. Бесконечные подзатыльники, порка ремнем по мягкому месту — все это испытали на себе многие дети СССР.
Но непослушным доставалось больше всего. Ведь если проступок был серьезным, родители не обходились просто ремнем. Любимое чадо вполне могли хорошенько отколошматить.
Корреспондент новостного портала рассказывает:
«Немало историй помнят бывшие советские дети о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку».
«При этом можно было обратиться в райком и пожаловаться, что, например, соседи бьют своих детей. Однако эти жалобы чаще всего так и оставались не рассмотренными».
Немало взрослых, детство которых пришлось на эпоху СССР, до сих пор вспоминают, как их нещадно лупили дома за малейшую провинность. Спустя долгие годы, обида на родителей все еще жива.
Прилюдно стыдили и внушали, что ребенок плохой
Еще один излюбленный прием воспитания среди советских родителей — это стыдить своего ребенка. Причем стыдить так, чтобы он понял, насколько он плохой и никчемный. Желательно это было делать в присутствии других людей, и чем большая публика видит наказание — тем лучше. Но и находясь с малышом один на один, мать или отец нередко выдавали гневную тираду, перечисляя все его недостатки и убеждая, что «из такого шалопая точно не выйдет ничего хорошего».
Корреспондент новостного портала комментирует:
«Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда родители буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо».
В наше время встречается все реже семей, где родители считают, что чем больше стыдить и унижать ребенка, тем более успешно можно воздействовать на него и перевоспитать. Даже в тех семьях, где дети являются отпетыми хулиганами и здорово портят нервы своим родителям, на смену полному авторитету отца и матери и беспрекословному подчинению пришло равенство, стремление слышать и понимать свое чадо и совместно находить выход из трудностей. Даже к самому проблемному ребенку родители стараются проникнуться и понять причины его проступков.
Психолог Ирина Млодик объясняет:
«Современные родители более гуманные, чем это было 30 или 50 лет назад — это факт. Изменились и методы воспитания. Постоянно стыдить, указывать на плохое и уверять малыша, что он пустое место — это провал, и родители нашего времени это поняли. Мать и отец стараются быть для своего ребенка, прежде всего, друзьями, которые уважают его и понимают».
Отправляли на пятидневку в детском саду
Еще один ужас всех без исключения детей, живших в Союзе — остаться в детском саду на пятидневку. Ребята боялись, что строгие родители отправят на целую неделю из дома и заберут только на выходные. Пресловутая пятидневка была классическим наказанием. Мамы и папы считали, что именно в условиях казенного учреждения из хулигана сделают настоящего человека, да и времени на проказы практически не останется.
Корреспондент исторического портала Юлия Яхина комментирует:
«Советский детский сад, как и другие советские учебно-воспитательные учреждения, больше всего напоминал какое-то закрытое учреждение типа тюрьмы. Казенщина была во всем — от нормативов в одежде до отношения воспитателей к детям. Прикрывалось это какими-то там „нормами“, но на самом деле выглядело точь-в-точь как тюрьме и точно так же воспринималось».
В наше время в некоторых детских садах еще остались группы, где можно оставить ребенка на ночь. Но явление это совсем нечастое и отнюдь не повсеместное, да и условия в садах иные, чем во времена СССР. Только те родители, которые работают по ночам и не имеют помощников в лице родственников, пользуются этой услугой дошкольного учреждения.
Пресс-секретарь департамента образования г. Москвы Александр Гаврилов комментирует:
«Пятидневки сегодня выглядят неплохо: они лишены специфического сиротского запаха, как правило, обеспечены всем необходимым, а интерьеры выглядят совсем по-домашнему».
Записывали в спортивную секцию
Всем известно, что нет более действенного способа закалить тело и дух, чем занятия спортом. Советские родители активно претворяли в жизнь этот постулат, благо государство сполна предоставляло возможности для физического развития детей. Спортивная секция считалась отличным вариантом, чтобы даже самого отпетого хулигана наставить на путь истинный. Ребенок был занят делом, преодолевал трудности и в жестких дисциплинарных условиях закалялся духом.
Журналист Светлана Голицына рассказывает:
«Детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду. Именно на спортивные секции была возложена важная функция воспитания детей. Ребенок был занят своим делом, необходимость физической активности делала его дисциплинированным, собранным и ответственным».
Стоит отметить, что обстановка в спортивных секциях была строгая, чуть ли не спартанская. Тренеры держали юных воспитанников в ежовых рукавицах, в порядке вещей было повышение голоса, оскорбления и даже рукоприкладство.
«Дисциплина была важнейшей составляющей в спорте. В детских спортивных секциях тренеры очень строго относились к детям, наказывали за малейшую провинность, могли прикрикнуть или заставить отжаться двести раз за разговор с товарищем».
«В свое время меня батя записал сразу в три секции: футбол, баскетбол и хоккей, чтоб без дела не слонялся. Так у меня времени свободного вообще не было, после школы быстро обедал и на тренировку. Зато времени на хулиганство и глупости не было».
Отправляли в трудовой лагерь на лето
Летний трудовой лагерь был явлением повсеместным в СССР. Дабы дети не болтались 3 месяца без дела и не приучались к плохому, многие родители отправляли своих чад в лагерь, где воспитанники работали на полях и огородах, помогали делать ремонты, пилили, красили и были правой рукой своих вожатых и руководителей.
Автор блога по истории СССР рассказывает:
«Работы было много, планы ставились как взрослым, питание оставляло желать лучшего, да и бытовые условия были весьма и весьма некомфортные даже для походных условий. Фрукты и овощи старались есть прямо на грядках, немытыми, так как выносить с поля продукцию запрещалось. Так постепенно у ребят падал энтузиазм и тускнели глаза».
При этом хулиганам, само собой, в наказание доставалось гораздо больше работы, а условия их пребывания в лагере были очень далеки не то что от идеальных, а просто удовлетворительных. Ребятам приходилось сталкиваться с бытовыми неудобствами, что, как считали взрослые, шло только на пользу, укрепляло выдержку и дух.
«Я в детстве хулиганил и каждое лето ездил в трудовой лагерь при школе. Режим дня был расписан только до 16.00. Но на деле работали до 20 или до 22, особенно когда отставали от графика. Норма для 20-25 ребят было 125 тонн. 1 захудалый трактор, косили вручную. Многие болели (чирьи, животами маялись). По ночам судороги сводили конкретно».
И по сей день существуют летние трудовые лагеря для подростков, где дети могут с пользой провести время. Однако сейчас это нечто сродни оздоровительным сменам, где ребята обучаются новым видам деятельности, находят друзей, насыщенно проводят досуг и, конечно же, находятся в достойных условиях пребывания. При этом дети еще и получают зарплату за свой труд — символическую, конечно, но вполне достойную, чтобы ощутить гордость за самого себя.
Невозможно воспитывать ребенка без наказаний, ведь тогда есть риск, что чадо вырастет эгоистичным и уверенным в том, что ему все дозволено. Однако следует всегда соблюдать золотую середину, ведь некоторые методы воспитания могут напрочь сломать психику ребенка и оставить след на всю жизнь.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нет ремню?
Практически сразу после прихода большевиков к власти по новой стране комиссары, врачи и педагоги принялись развешивать стенгазеты и плакаты – нарисованные вручную или отпечатанные типографиями по госзаказу. Плакаты должны были наглядно объяснить новую политику и моральные ценности нового государства. Среди них стабильно, десятилетиями, выпускались плакаты в защиту детства.
Главный посыл большинство этих плакатов был – бить нельзя. Ни единолично, ни от лица государства: советская власть запретила телесные наказания в школах. Как водится, официальный курс расходился с готовностью претворять его в жизнь, что называется, на местах, и как хлопали линейкой по рукам и головам, могут вспомнить многие советские школьники. То же самое и с телесными наказаниями дома.
Книги, плакаты, фильмы повторяли раз за разом, что бить детей – да, и ремнём, и по мягкому месту – неприемлемо и не по-советски. Наказания сами по себе не утратили популярности, но признавались старорежимными повсеместно. Возлагали проработку несознательных родителей в основном на учителей: они должны были посещать детей дома, убеждать отца и мать, агитировать их за новые методы воспитания. На родительском собрании прорабатывать вопрос не рекомендовалось – за деликатностью темы, зато совместно с райкомом школа могла вызвать родителей на отдельную проработку.
В кино человек, наказывающий ребёнка телесно, был отрицательным персонажем. Исключения делались для крестьянок, разгоняющих пацанву хворостиной прочь от своего урожая, и для хватания за ухо, которое воспринималось как культурная замена популярному веками удушающему хвату за ворот. На фоне официальной политики, однако, спокойно выходили сказки и рассказы, где фигурируют угрозы ремня и по реакции ребёнка ясно, что он отлично знает, как выглядит телесное наказание. Даже официальная цензура не находила в них ничего крамольного.
Никто ни на кого не жаловался?
Популярный советский фильм «Мачеха» о проблемах взаимоотношений с, фактически, приёмным ребёнком принимающей семьи содержит эпизод, напрямую развенчивающий этот миф. Когда отец семьи в гневе трясёт сына и тот в конце концов больно падает на пол, бабушка мальчика говорит:
– Изверг! Кто тебе дал право измываться над ребёнком. Я в райкоме до самого секретаря дойду!
А бабушка после падения внука на пол ещё и уводит ребёнка, явно чувствуя себя вправе. И действительно, в советское время в случае вскрывшегося физического насилия ребёнка обычно передавали в семьи бабушек и дедушек – до разбирательства обстоятельств. Это был стандартный сценарий, все участники сцены это знают.
Но могли ли за ненадлежащее обращение ребёнка отнять у родителей? Или для этого ребёнку надо было оторвать руки-ноги? Ещё одна сцена из советского кино, теперь фильма «Взрослые дети». Когда бабушка обнаруживает температуру у ребёнка и слышит, что его кормили пельменями, она требует вызвать «Неотложку». Родители ребёнка пугаются и противятся. Чего они боятся? Бабушка озвучивает это, общаясь с врачом: лишения родительских прав.
Оно часто происходило по сигналу из больницы – ведь именно туда порой попадали дети после физического и полового насилия, а также вследствие ненадлежащего ухода и обращения. Конечно, между сигналом и лишением был ещё суд. Но факт есть факт: уже в СССР работала система защиты детства, в которую можно было обратиться.
Ещё одна специфическая проблема, с которой боролись всё существование СССР – выдача замуж несовершеннолетних девочек. Её обычно в кинематографе как раз не показывали, разве что в картинах о становлении советской власти. Было неловко признавать, что государство всё ещё не справилось с традицией чуть ли не педофилии, как говорится, на местах. Однако центр прессовал периферию по вопросу девочек-невест жёстко, и средний возраст замужества действительно сдвинулся.
Как выглядела эта система
Хотя многое с самого начала ложилось на плечи учителей и низовых партийных органов, для работы с детьми, которые оказывались по вине родителей или обстоятельств в угрожающих их развитию и жизни условиях, создавались и отдельные органы. Уже в 1918 году появился Народный комиссариат социального обеспечения и труда. Через два года он разделился на два разных наркомата – социальное обеспечение выделили в отдельную сферу.
Многие учреждения, которые в наше время воспринимаются лишь как инструмент уравниловки, были созданы в том числе для того, чтобы выровнять влияние на ребёнка проблем в семье. Практически сразу было очевидно, что требование создать всем детям хорошие условия жизни – санитарные и не только – это утопия. Поэтому детям предлагалось много форм досуга вне дома, но в помещении и под приглядом.
Для большого количества мальчиков и девочек Дома пионеров были не только возможностью научиться чему-то новому на кружке, но и как можно дольше не возвращаться домой, к агрессивным родителям или в антисанитарную обстановку. Летний лагерь и дети, и родители в большинстве своём воспринимали как возможность отдохнуть друг от друга, что могло серьёзно снизить напряжение в семье.
Там же, в лагерях, дети очень долго при советской власти имели возможность, которой часто не было дома, спать в одиночестве, обучаться гигиеническим навыкам и воплощать их, проводить много времени на свежем воздухе, вдали от тех гигантских заводов и фабрик, которыми так гордился Советский Союз и которые, тем не менее, серьёзно влияли на качество жизни в городах. В неприятные места лагеря превратились во времена, когда домашняя обстановка по сравнению с ними стала намного лучше – то есть большая часть страны выбралась из бараков и коммуналок, а внутрисемейные отношения всё меньше и всё реже напоминали казарменную дедовщину.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными для того времени особенностями воспитания. Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале.
Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой «экзекуции» мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя «грязными», униженными и беззащитными.
Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь.
В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.
В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение «мальчики не должны плакать». Но ведь от чувств избавиться нельзя, независимо от того, к какому полу, возрасту или статусу ты принадлежишь. Поэтому мальчики, как и девочки, могут и должны снимать напряжение с психики во время плача, несмотря на то, что некоторые отличия от представительниц прекрасного пола у них все же есть. Об этих интересных особенностях читайте по этой ссылке.