чем в шахматной игре нельзя объявить шах ответ
Секреты шахмат: не делайте это во время игры
Не секрет, что многие неопытные шахматисты любят давать шахи, хотя эти ходы могут быть как сильными, так и слабыми.
Хуже того, они всегда объявляют шахи противникам вслух. Догадываюсь, что так они чувствуют себя мощными и крутыми. На самом деле это столь же глупо, как нападать на ладью противника, предупреждая его: «осторожно, твоя ладья атакована!»
Кадры из сериала «Симпсоны» предоставлены Imgur.
Без предупреждения ваш противник может зевнуть ладью! Вы скажете, что это не одно и то же, ведь зевнуть короля невозможно. Начнем с того, что очень даже можно! В блице правила не запрещают брать вражеского короля.
Даже в обычной турнирной партии оставление короля под шахом ведет к драматичным последствиям. Иногда это еще страшнее поражения!
Взгляните на эту партию:
В этой позиции известный советский гроссмейстер Александр Котов сделал ход 28. 0-0-0! Борис Спасский был так удивлен, что не сразу обрел дар речи, ведь автор бестселлера «Как стать гроссмейстером» сыграл не по-гроссмейстерски.
Наконец, Спасский сказал: «Александр Александрович, вы сделали невозможный ход!»
Котов описал этот эпизод в одной из своих книг, добавив, что эта ошибка не лишила его победы, которая была достигнута вскоре после хода 28.Крf1. Самым большим последствием партии, по словам Котова, стало осознание того, что его лучшие годы уже позади, и пора задуматься о конце шахматной карьеры.
Во многих случаях незамеченный шах ведет к немедленному поражению. Я сам наблюдал за следующей партией:
Зачем Анатолий Карпов сделал ход 54. Фe7?? Кажется, что в данной позиции хуже нет. Бьюсь об заклад: вы уже знаете ответ!
Да, во взаимном цейтноте он не заметил вскрытый шах и хотел сделать невозможный ход 54.Фe6. В соответствии с правилом взялся-ходи ему пришлось сделать ход ферзем. Забавно, что еще более нелепый ход 54. Фd7! позволил бы ему спасти партию после 54. Лxd7 55. Крg6.
Я своими глазами видел аналогичный случай много лет назад в одном из школьных командных турниров. Последняя партия решала судьбу матча, и шахматисты из обеих команд окружили доску, где во взаимном цейтноте возникла по-настоящему безумная позиция.
Шахматист, игравший черными, нашел интересную комбинацию, но, к сожалению для него, она была не без изъяна. Партия продолжалась так:
В этой позиции черные сделали последний перед контрольным ход 2. Сf2 ++, и тишину нарушил всеобщий вздох. Предводителю черных нравился форсированный вариант 2.Крd2 Фe1+ 3. Крxd3 Фe3 мат!
К сожалению, ему не пришлось долго ликовать, поскольку все дети закричали: «Это был невозможный ход!»
Действительно, ход блестящий 2. Сf2 был невозможным, поэтому слона вернули на место. Когда шахматист, игравший черными, попытался сделать ход 2. Фxg8, ему сразу напомнили правило взялся-ходи, и что лишь один ход черного слона может защитить его от шаха.
Поняв, что он сейчас потеряет ферзя, ребенок был готов заплакать, но из-за взаимного цейтнота у него не было на это времени, и партия продолжалась:
Мы праздновали победу в матче, поскольку исход партии с лишним ферзем и ладьей был очевиден, но наш тренер казался несчастным. Он объяснил, что все не так просто, ведь после напрашивающегося записанного хода у черных остаются опасные угрозы.
Нас расстраивало, что мы не можем найти легкий путь к победе с таким огромным материальным перевесом, но все стало еще хуже, когда один из ребят грустным голосом спросил: «У нас есть хотя бы ничья?»
И мы занялись безуспешными поисками ничьей с лишними ферзем и ладьей! После нескольких часов анализа вердикт был суров: белые проигрывают.
Начался мозговой штурм. Идея предложить ничью была отвергнута, поскольку после домашнего анализа наши противники тоже знали бы, что творится в этой позиции. Тогда один из ребят обратился к нашему сокоманднику Алексу, который всегда хвастался, что его дядя жил в Риге по соседству с Михаилом Талем.
—Что такого? Талю нравятся безумные позиции. Кроме того, это наш единственный шанс.
После дружеских (и даже не вполне дружеских) увещеваний Алекс пообещал позвонить вечером своему дяде, и мы стали ждать чуда. На следующее утро от Алекса ничего не было слышно, а время сдачи быстро приближалось.
Примерно за час до начала доигрывания мы увидели, как Алекс бежит к нам с криком: «Ничья!»
«Волшебник» Таль оправдал свое прозвище, отыскав невероятную ничью. Можете найти ее самостоятельно?
[Примечание редактора, 2 апреля: История про Таля была придумана на первое апреля, но позиция остается отличным этюдом.]
Я надеюсь, что эта небольшая история не отвлекла вас от главной идеи статьи: Никогда не объявляйте шахи вслух!
Правила шахмат
Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.
Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.
В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:
Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).
—
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.
—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).
—
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.
—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.
—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂