чем в первую очередь определяется необходимость антикризисного управления
Антикризисное финансовое управление
Даже успешная компания может стать банкротом. В бизнесе нет никаких гарантий — перед кризисом все равны. Сокращение клиентского потока, снижение прибыли, сокращение выпуска продукции и производства — все это влечет последствия, в том числе — закрытие компании. Владелец бизнеса должен уметь выходить из таких ситуаций и знать, какие меры антикризисного финансового управления предпринять в первую очередь. О целях, задачах и стратегиях антикризисного управления и пойдет речь ниже.
Что такое антикризисное управление
Антикризисное управление — методика вывода компании из сложной ситуации. Такой ситуацией может быть неплатежеспособность, банкротство и т.д. Система помогает преодолеть кризис или предупредить наиболее серьезные его последствия. Стратегия вырабатывается исходя из текущего положения компании.
Управляющий оценивает обстановку и выстраивает систему, которая помогает укрепить позиции на рынке. Специалист должен не бояться принимать решения и брать на себя ответственность за каждое действие, совершенное в условиях неопределенности. Действовать нужно быстро и четко.
Почему возникает кризис и какие типы бывают
Компанию могут подстерегать следующие типы кризиса:
Каждый вид кризиса имеет отношение к остальным. Все они взаимосвязаны и усиливают друг друга.
Причина кризиса кроется в несоответствии ресурсов компании рыночным условиям. Внешние причины бывают:
Цели и задачи антикризисного управления
Основная цель антикризисного управления — сделать ситуацию стабильной и продлить срок пребывания компании на рынке. Чтобы добиться этой цели, необходимо решить ряд задач:
Стратегии антикризисного контроля
Стратегия антикризисного управления выстраивается на основании сферы работы компании и целей, которые компания преследует. В самом общем смысле их можно разделить на следующие виды:
Этапы и методы антикризисного управления
Антикризисное управление на конкретном примере
ООО «Продуктовая корзина» продает продукты питания. Она сотрудничает с несколькими крупными поставщиками. Цель компании — прийти к самоокупаемости через полгода. При этом у нее есть долг в размере 3 миллионов рублей, плохой имидж, требования банков о погашении кредита.
Руководство проанализировало внутреннюю деятельность компании и выяснило, что причина возникновения кризиса кроется в недостаточном спросе на товары при одновременном повышении заработной платы сотрудникам.
Стратегия вывода компании из кризиса была предложена такая:
Сокращение штата положительно скажется на экономии бюджета. Это уже поможет оптимизировать финансовые расходы, что само по себе способно вывести компанию из кризиса.
В качестве маркетинга стоит использовать рекламные кампании, которые направлены на изменение ассортимента, информирование клиентов об уменьшении цен и увеличение клиентского потока. Чтобы повысить лояльность покупателей, можно предложить им бонусные карты, систему скидок и подарков для постоянных покупателей. Такие, на первый взгляд, простые методы способны значительно улучшить ситуацию внутри компании и сделать ее более конкурентоспособной.
Как увеличить устойчивость предприятия к кризису
Кризиса проще избежать, чем бороться с его последствиями. Поэтому усилия руководства должны быть направлены как раз на меры профилактики, которые позволят избежать финансовой нестабильности и потери авторитета компании на рынке. Важные моменты, которые нужно учитывать:
Информация для запоминания
Антикризисное управление помогает найти скрытый потенциал фирмы и задействовать его для выхода из сложного периода. Кризис может возникнуть по разным причинам: от устаревшего оборудования и неграмотного использования бюджета до банальных конфликтов внутри коллектива. Даже такая мелочь, как отсутствие взаимного уважения между сотрудниками, может ухудшить работу компании и привести ее к банкротству.
Чтобы улучшить позиции компании на рынке, в первую очередь, стоит посмотреть на существующие расходы и научиться экономить бюджет. Еще одно направление антикризисной политики — повышение лояльности клиентов, которое достигается с помощью введения системы бонусов и проведения акций.
Антикризисная стратегия должна легко адаптироваться под изменяющиеся условия и задействовать силы компании всесторонне. Важно не паниковать и подходить к решению проблемы с холодной головой — от этого на 50% зависит успех исхода дела.
Что такое антикризисное управление: как работает и из чего состоит
Любая компания может оказаться на грани банкротства. Потеря клиентов, снижение прибыли и уменьшение объемов продаж могут обернуться серьезными последствиями, поэтому собственнику бизнеса важно вовремя задействовать систему антикризисных мер. В этой статье расскажем, что такое антикризисное управление, каковы его цели, задачи, методы и стратегии.
Что такое антикризисное управление
Антикризисное управление – это процесс вывода предприятия из сложной ситуации (например, состояния неплатежеспособности, убыточности, банкротства). Система мер позволяет предупредить или преодолеть кризис. Управляющие оценивают текущее положение компании и разрабатывают стратегию укрепления ее позиции на рынке.
Менеджеру, который занимается «спасением» компании, необходимо принимать сложные решения в условиях неопределенности и ограниченного бюджета, действовать четко и быстро.
Почему возникает кризис и какие типы бывают
Организация может столкнуться со следующими видами кризисов:
Все виды кризисов взаимосвязаны: нередко один вызывает или усиливает другой.
Кризисная ситуация возникает, когда финансовые и хозяйственные ресурсы компании не соответствуют текущей ситуации на рынке. В число внешних причин можно включить следующие факторы:
В число внутренних причин можно включить:
Цели и задачи антикризисного управления
Главная цель антикризисного управления – стабилизация ситуации в компании и удержание ее позиций на рынке. Чтобы достичь результата, нужно поэтапно решить следующие задачи:
Стратегии антикризисного контроля
Выбор стратегии антикризисного управления зависит от сферы деятельности предприятия, текущего положения и целей. Условно их можно разделить на три вида.
Арбитражная
Когда пассивы превышают активы и компания теряет прибыль, используют арбитражную стратегию. Суть состоит в признании судом банкротства компании и снятии с нее долговых обязательств. В этом случае собственнику бизнеса приходится начинать все с нуля.
Упреждающая
Упреждающая, или превентивная стратегия – это меры по предупреждению кризиса. Управляющие оценивают потенциальные риски, предлагают способы, как не допустить развитие кризисной ситуации или пережить ее с минимальными последствиями для бизнеса.
Экстренная
Работа в рамках антикризисного управления часто начинается в условиях острого кризиса и отсутствия времени. В этой ситуации менеджерам нужно обеспечить соответствующий уровень ликвидности и платежеспособности компании. Организация нацеливается на восстановление докризисного состояния, выявление первых признаков проблем и принятие оперативных мер по ликвидации кризиса.
Этапы и методы антикризисного управления
Определение кризисной ситуации. Выход из кризиса начинается с момента определения «слабого места» в работе предприятия. Поиск и выявление конкретной проблемы и причины кризиса станет отправной точкой разработки антикризисного плана действий.
Работа с персоналом. Собственник бизнеса должен провести следующие мероприятия:
Снижение затрат. Уменьшение расходов не должно влиять на качество выпускаемых продуктов или оказываемых услуг. Оптимальное решение: заключить договор с поставщиком, который предлагает лояльные условия, или сократить ассортимент выпускаемой продукции.
Стимулирование продаж. Чтобы увеличить продажи и вывести компанию из кризиса, можно использовать акции, распродажи, внедрение скидочных и бонусных карт. Стоит подключить CRM-систему для обработки входящих заявок. Потенциальные клиенты оценят ваше стремление оперативно решить их проблему и удовлетворить запрос.
Подключите Обратный звонок от Calltouch, чтобы не упустить ни одного обращения. Не важно, когда поступил звонок: в нерабочее время или в выходной день. Сервис зафиксирует вызов, сохранит контактные данные и свяжет менеджера с клиентом.
Виджет обратного звонка для сайта
Оптимизация денежных потоков. Чтобы оптимизировать денежные потоки, компании необходимо:
Реструктуризация кредиторской задолженности. Реструктуризация кредиторской задолженности предполагает, что кредитор пересмотрит условия кредита и сделает их более лояльными. Он может предложить рассрочку, снижение процентной ставки, обмен задолженности на ценные бумаги.
Реорганизация структуры компании. Реорганизации структуры способствует стабилизации ее финансовых потоков. Такой способ помогает бороться с потерей рыночной стоимости и диверсификацией капитала.
Создание оптимальной отчетности. Для вывода предприятия из кризисной ситуации важно адекватно оценивать ее положение на рынке, уровень конкурентоспособности, соотношение пассивов и активов. В этом вопросе отдельного внимания заслуживает формирование полной, достоверной и всесторонней отчетности.
Определение стратегии развития организации. Стратегии должна быть гибкой и адаптивной, способной изменяться под действием различных факторов внешнего и внутреннего порядка. Чтобы определить антикризисную стратегию, собственнику бизнеса требуется не просто провести объемную диагностику, но и скорректировать цели предприятия, выбрать альтернативный вариант развития событий при выходе из кризиса.
Антикризисное управление предприятием на конкретном примере
ООО «Пышка» продает кондитерские изделия и сотрудничает с несколькими поставщиками. На основании имеющегося бизнес-плана предприятие планирует выйти на уровень самоокупаемости через год. К этому моменту у компании сформировался долг свыше 5 миллионов рублей, пострадала деловая репутация, а банки начали требовать возврат денежных средств.
Проведенный анализ внутренней деятельности предприятия показал, что причиной кризиса стало снижение спроса на продукцию и увеличение расходов на заработную плату.
Чтобы стабилизировать ситуацию, менеджеры предложили руководству компании:
Оптимизация числа сотрудников приведет к сохранению финансов, необходимых для преодоления кризиса. В основу рекламы легло изменение ассортимента и уменьшение цены, что привлекло новых клиентов. Для повышения лояльности постоянных покупателей было решено внедрить систему бонусных карт и скидок для именинников. Принятые меры помогли предприятию преодолеть кризис и повысить конкурентоспособность.
Как увеличить устойчивость предприятия к кризису
Проще предупредить финансовую нестабильность, чем исправлять последствия наступившего кризиса. Поэтому собственник бизнеса должен проводить профилактические мероприятия, чтобы обеспечить финансовую стабильность предприятия в будущем.
Диагностика кризисных ситуаций. Правильное заполнение и актуальность управленческой отчетности позволяет оперативно отслеживать изменения в работе компании.
Используйте Сквозную аналитику от Calltouch, чтобы быстро получать отчеты и срезы, анализировать окупаемость вложений в онлайн-рекламу. Автоматизируйте рутинные бизнес-процессы, чтобы освободить время для решения более сложных задач.
Сквозная аналитика
Услуги антикризисного управляющего. Работа антикризисного управляющего включает SWOT-анализ и разработку стратегии антикризисного управления. Приглашение специалиста позволит избежать ошибок при поиске выхода из кризисной ситуации.
Применение антикризисных механизмов. Антикризисные механизмы помогут стабилизировать положение компании, аккумулировать силы всех сотрудников и оптимизировать бюджет.
Что нужно запомнить
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Логистический партнер для бизнеса и частных лиц
Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса
Чем в первую очередь определяется необходимость антикризисного управления
1. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации ее развития можно выделить следующие группы кризисов:
а) управляемые, неуправляемые, частичные, системные;
б) природные, общественные, экологические;
в) экономические, социальные, организационные, психологические, технологические;
г) все выше перечисленные.
2. Может ли антикризисный менеджмент всегда управлять кризисными ситуациями:
а) возможность возникновения убытка, измеряемого в денежном выражении;
б) крайне обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающей ее жизнестойкости в окружающей среде;
в) ярко выраженная неопределенность в неоднозначности протекания реальных экономических процессов, в многообразии превращения возможностей в действительность, в существовании множества (как правило, бесконечных) состояний, в которых рассматриваемый в динамике объект может находиться в будущий момент времени.
4. Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии:
б) да, в случае возникновения негативных внешних факторов;
в) да, в случае возникновения негативных внутренних факторов;
5. Какие из следующих понятий относятся к ключевым характеристикам оценки кризиса:
а) проблематика кризиса, острота кризиса;
б) масштаб кризиса; область развития, охваченная кризисом; стадия (фаза) проявления кризиса;
в) причины кризиса, возможные последствия кризиса;
6. Как соотносятся понятия функционирования организации и управление развитием:
а) второе включает первое;
б) первое включает второе;
в) носят диалектический характер.
7. Какими основными свойствами должна обладать система антикризисного управления:
а) гибкость и адаптивность;
б) склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
в) диверсификация управления;
г) снижения централизма;
д) усиление интеграционных процессов;
8. Какие из следующих факторов определяют эффективность антикризисного управления:
а) профессионализм антикризисного управляющего; искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки;
б) методология разработки рискованных решений; научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций;
в) корпоративность; лидерство;
г) оперативность и гибкость управления;
д) стратегия и качество антикризисных программ;
е) система мониторинга кризисных ситуаций;
10. Чем в первую очередь определяется возможность антикризисного управления:
б) знанием циклического характера развития социально-экономических систем;
11. Как следует относиться к кризисам:
12. Чем в первую очередь определяется необходимость антикризисного управления:
б) необходимостью смягчения кризиса;
в) необходимостью подготовки к кризису;
г) все вышеперечисленное;
13. Антикризисное развитие – это:
а) управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития;
б) частично управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации;
в) управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации.
14. Как влияет фактор времени на эффективность антикризисного управления:
15. Эффективность антикризисного управления проявляется в:
а) степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами;
б) в степени достижения целей;
в) в степени роста потенциала;
г) в степени развития управления;
16. На первом этапе «Начало кризиса предприятия» необходимо:
а) разработать бизнес-план развития предприятия на перспективу;
б) провести оперативный ситуационный анализ, перестроить стратегию и поставить новые задачи;
в) провести оперативное реструктурирование предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок;
г) выбрать реорганизационные или ликвидационные процедуры.
17. Второй этап процесса развития несостоятельности предприятия характеризуется:
а) кризисом реализации стратегии;
б) кризисом ликвидности;
в) падением результатов деятельности и финансовой устойчивости;
18. Третий этап «Кризис предприятия» характеризуется:
а) невыполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии;
б) резким колебанием показателей рентабельности и деловой активности предприятия;
в) неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления.
19. Причины возникновения кризиса подразделяются на:
а) объективные и субъективные;
б) количественные и качественные;
в) краткосрочные и долгосрочные;
г) обратимые и необратимые;
д) все вышеперечисленное.
20. Ухудшение показателей ликвидности и финансовой устойчивости характерно для:
а) первого этапа «Начало кризиса»;
б) начала второго этапа «Развитие кризиса предприятия»;
в) окончания второго этапа «Развитие кризиса предприятия» и начала третьего – «Кризис предприятия».
Технология кризисного управления: что это
Состояние современного рынка нельзя охарактеризовать как стабильное. Экономическая ситуация, как отечественная, так и международная, постоянно меняется, в результате чего возникают взлеты и падения. Как итог – наступление кризисных периодов. В это время не каждое предприятия «выживет». Некоторые из них, столкнувшись со сложными условиями, закрываются и «погибают».
Что такое антикризисное управление?
Под антикризисным управлением понимают комплекс специальных мероприятий, направленных на предупреждение кризисных явлений, которые приводят к разрушению организации. В управленческой системе применяются специальные инструменты стратегического менеджмента и собственные ресурсы предприятия, призванные сохранить и укрепить позиции компании и предотвратить ее банкротство. Подобная программа должна быть в каждой организации. Ее необходимо совершенствовать и улучшать в соответствии с изменяющейся экономической ситуацией. Лучше предупредить наступление критического момента, чем потом принимать меры по устранению его влияния на бизнес-процессы.
Антикризисное управление: цели и задачи
Антикризисное управление должно быть направлено на решение таких вопросов, как:
В задачи антикризисного управления также входит прогнозирование негативной ситуации и осуществление подготовительных мероприятий. Специалист, работающий в данной сфере, должен регулировать динамику развития кризиса: ускорять или замедлять его, усиливать или смягчать в соответствии со степенью угрозы и возможных последствий.
Какие существуют методы антикризисного управления
Методы, позволяющие успешно управлять организацией во время кризиса, делятся на диагностические и методы преодоления упадка. К первой категории относятся:
Методами преодоления кризиса включают комплекс мер, направленных на снижение затрат и увеличение поступления денежных средств в бюджет организации. Для этого часто используются:
Современные технологии кризисного управления
Есть несколько схем антикризисного управления. Выбор того или иного пути зависит от управленческих целей, сложившейся ситуации и характера возникших проблем.
Чтобы в полной мере разобраться в вопросах антикризисного управления, рекомендуется пройти курс повышения квалификации «Технология кризисного управления», организованного в Современной научно-технологической академии (СНТА). Занятия проводятся в дистанционном формате, что позволяет любому желающему, независимо от места проживания, получить новые знания. Стандартизированная обучающая программа составлена преподавателями-практиками, изучение тем осуществляется самостоятельно. После выполнения итоговой аттестационной работы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое принимается на всех предприятиях РФ. Узнать подробности о получении дополнительного образования можно по телефону 8 (800) 707-48-27.
Возможность и необходимость антикризисного управления
Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.
Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризиса, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.
Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которым относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении – необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.