чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев

Когда политика становится террором. К 140-летию «Народной воли»

. кинжал, револьвер, динамит

Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

«Земля и воля» некоторое время пыталась примирить сторонников двух течений, однако в итоге было принято решение распустить прежнюю единую организацию и создать две новых — «Черный передел», отказавшийся от террора и оставшийся верным работе в деревне, и партию «Народная воля». Будущие цареубийцы — как непосредственные организаторы и исполнители, так и оказывавшие содействие покушениям — Александр Михайлов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Кибальчич, Андрей Желябов и другие — оказались связаны с новой радикальной структурой.

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 3b9865d2fecf7d4d59a04bea19519e192b5461a1965597cfccda4f088fcd4304. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-3b9865d2fecf7d4d59a04bea19519e192b5461a1965597cfccda4f088fcd4304. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 3b9865d2fecf7d4d59a04bea19519e192b5461a1965597cfccda4f088fcd4304. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.Григорий Мясоедов. «Чтение положения 19 февраля 1861 года» Фото: Public domain

Государство — главный враг

Возможно, это покажется не вполне привычным, исходя из современных представлений о терроре, но тогда выбор в пользу террора воспринимался как желание партии заниматься политической деятельностью (именно так формулировали это и оппоненты народовольцев из «Черного передела», считавшие, что следует сосредоточиться на экономической борьбе). Убийства государственных сановников по политическим мотивам считались сильным средством, способным изменить ситуацию, когда средства обычной политической агитации и вообще легальной политической деятельности затруднены или полностью недоступны.

Необходимость борьбы с государственной властью «Народная воля» в своих программных документах и публикациях объясняла тем, что государство в России — самодовлеющая сила, не представляющая какие-то общественные группы, а противостоящая всему обществу. «Наше государство — не комиссия уполномоченных господствующих классов, как в Европе, — писала “Народная воля” в передовице своего нелегального печатного органа, — а есть самостоятельная для самой себя существующая организация, иерархическая, дисциплинированная ассоциация, которая держала бы народ в экономическом и политическом рабстве даже в том случае, если бы у нас не существовало никаких эксплуататорских классов».

В первые десятилетия после отмены крепостного права народовольцы не видели у существующей государственной власти существенных опор в обществе — дворянство представлялось им лишь «вытащенным на свет божий правительством» и существующим за счет преференций государства, а не представляющим самостоятельную силу. То же мнение они имели о буржуазии. Русские предприниматели в конце 1870-х годов, согласно другой передовице «Народной воли», представляли собой «не более, как ничем не сплоченную толпу хищников», не выработавшую ни сословного мировоззрения, ни чувства солидарности. «Буржуа западный действительно убежден в святости разных основ, на которых зиждется его сословие, и за эти основы положит голову свою. У нас нигде не встретишь более циничного неуважения к тем же основам, как в тех же буржуа. Наш буржуа — не член сословия, а просто отдельный умный, неразборчивый в средствах хищник, который в душе сам сознает, что действует не по совести и правде».

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 7b35fa5db2d93b4f835f64f4610e3c983cf3cf6f85bdc77e3fc8d8b77e7a0996. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-7b35fa5db2d93b4f835f64f4610e3c983cf3cf6f85bdc77e3fc8d8b77e7a0996. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 7b35fa5db2d93b4f835f64f4610e3c983cf3cf6f85bdc77e3fc8d8b77e7a0996. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.Вера Фигнер Фото: Public domain

Вся власть учредительному собранию

Важный вопрос: ради чего «Народная воля» объявила войну правительству и царю?

При определенной утопичности своих целей народовольцы все же не горели желанием стать диктаторами. Главной задачей партии провозглашался политический переворот, но не захват власти. После того как действующее правительство принудят «ликвидировать свои дела» и после учреждения временной власти в России должно быть созвано Учредительное собрание на основе всеобщего избирательного права. С учетом того, что подавляющее большинство в таком собрании представляли бы крестьянские депутаты, народовольцы предполагали, что в России будет провозглашено нечто вроде федерации свободных общин: «Мы знаем, как устраивался наш народ всюду, где был свободен от давления государства. Мы знаем принципы, которые развивал в своей жизни народ на Дону, на Яике, на Кубани на Тереке, в сибирских раскольничьих поселениях, везде, где устраивался свободно, сообразуясь только с собственными наклонностями (. ) Право народа на землю, автономия, федерация — вот постоянные принципы народного миросозерцания (. ) Устраните государство, и народ устроится, может быть, лучше, чем мы даже можем надеяться».
Можно видеть горькую насмешку истории в том, что спустя почти 40 лет большевики осуществили государственный переворот, следуя похожей программе. Из того, чем обернулась их власть, а также какая судьба постигла Учредительное собрание, кто-то может сделать вывод, что похожим стал бы и успех «Народной воли». Впрочем, стоит задуматься и о том, на что власти потратили 40 лет, если другая революционная группа смогла добиться популярности и захватить власть под теми же лозунгами. Вера Фигнер в своих воспоминаниях утверждала, что большинство видных деятелей «Народной воли» были крайне далеки от «якобинства»: «Никогда у нас не было речи о навязывании большинству воли меньшинства, о декретировании революционных, социалистических и политических преобразований, что составляет ядро якобинской теории (. ) Самый вопрос о временном правительстве при наличном составе партии был у нас вопросом скорее академическим, без мысли, что мы увидим его, а тем более войдем в него (. ) А если доживем и увидим, то, скорее всего, жар загребут нашими руками либералы: земские и городские деятели, адвокаты, профессора и литераторы, как это было до сих пор во Франции XIX века».
Иными словами, если верить Фигнер, народовольцы нисколько не желали быть протобольшевиками (большой вопрос, впрочем, желали или нет сами большевики быть большевиками до 1917 года).

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. f93753476d527eb6a9a864aafc6a93cb60d65e15ca2d7c3660ad2e3e79494aba. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-f93753476d527eb6a9a864aafc6a93cb60d65e15ca2d7c3660ad2e3e79494aba. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка f93753476d527eb6a9a864aafc6a93cb60d65e15ca2d7c3660ad2e3e79494aba. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.Обер-Офицер. Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг Фото: Public domain

Есть такая партия

Учитывая непростые условия деятельности и необходимость конспирации, «Народная воля» была немалочисленной организацией. Ее организационно оформленными членами к 1881 году было около 500 человек в разных городах России — всего же в разное время через ее ряды прошло около 2 тысяч человек, это не считая тех, кто мог в разной степени сочувствовать делу народовольцев.

В политической программе партии ставилась отдельная задача заводить знакомства в разных слоях общества. Это должно было сыграть свою роль в случае возможного переворота. «Так как мы задавались целью, ставили единственной задачей и занятием своим проникновение во все слои, во все сферы, так как мы имели сообщников не только по губернским городам, но и по провинциальным закоулкам (и все эти сообщники имели друзей и близких) и были окружены целым слоем так называемых сочувствующих, за которыми обыкновенно следуют еще люди, любящие просто полиберальничать, то и выходило в конце концов, что мы встречали повсюду одобрение и нигде не находили нравственного отпора и противодействия», — писала Вера Фигнер.

Партия имела и неожиданно сильные позиции в военной среде: по данным ряда исследователей, в кружках, связанных с «Народной волей», состояло в разные годы около 400 офицеров — офицерство в пореформенной России не было столь надежной опорой трона, как это иногда кажется. Подполковник Михаил Ашенбреннер, один из видных деятелей военной организации, в поздних воспоминаниях излагал свои взгляды по поводу того, что армия никогда не оказывается вне политики, а опыт России с ее стрелецкими бунтами, дворцовыми переворотами и выступлением декабристов подтверждает это как нельзя лучше.

Впрочем, военные не были орудием партийного террора, не имело отношение к террористической деятельности и громадное большинство членов партии. Кажется несколько парадоксальным, но в осуществление главного террористического предприятия «Народной воли» — убийства Александра II — с 1879-го по 1881 год было вовлечено всего 12 человек. Этим занимался строго законспирированный Исполнительный комитет партии и несколько человек, в случае необходимости привлекаемых в помощники. О том, как «Народная воля» вела террористическую войну против императора и какие последствия это имело, — в следующем материале цикла.

Источник

История24

Готовые сочинения по истории

Поиск

Деятельность народовольцев способствовала либерализации курса правительства.

Аргументы в подтверждение:

— Деятельность народовольцев подтолкнула Лорис-Меликова к мысли о незавершенности Великих реформ, ускорила подготовку им документа о созыве представительного законосовещательного органа. Движение в сторону парламентаризма считается либеральным курсом.

— Народовольцы широко поднимали вопрос о тяжелой судьбе русской деревни и намеревались устроить крестьянский бунт. Чтобы избежать волнений, Александр III пошёл на отмену временнообязанного состояния. Остатки феодализма в виде повинностей, которые несли бывшие крепостные, были ликвидированы. Таким образом, увеличился уровень личной свободы крестьян – меру можно назвать либеральной.

Аргументы в опровержение:

— В 1880 году после покушения народовольцев царь создал Верховную распорядительную комиссию – диктаторский орган с чрезвычайными полномочиями, направленный на борьбу с терроризмом. Любая диктатура и «чрезвычайные меры» подразумевают ограничение прав и свобод населения, а потому не могу считаться «либеральными».

— После убийства Александра II народовольцами следующий царь поставил своей целью борьбу с революционным движением консервативными мерами. Так, чтобы уменьшить число студентов-радикалов, был резко ограничен приём представителей низших сословий в гимназии. Установление сословных границ противоречит принципам либерализма.

— Чтобы исключить оправдание радикалов-народников, Александр III урезал независимость суда и вывел политические дела из ведения суда присяжных. Эта мера сократила права и свободы населения в области правосудия, а значит – противоречит принципам либерализма.

Источник

Деятельность организации «Народная воля» и «Черный передел»

Ликвидация крепостного права в России в 1861 году мало чем облегчила участь крестьян. Земля по-прежнему оставалась в собственности помещиков, и крестьяне вынуждены были отбывать барщину. Недовольство крестьянских масс росло, выливаясь в протесты и самовольные захваты земель помещиков.

Нарастающее напряжение внутри страны привело к зарождению революционного движения. Молодые люди объединялись в нелегальные кружки, где готовили пропагандистов для выхода «в народ».

В 1876 году была создана тайная революционная организация под названием «Земля и воля», в которую входило около 150 человек, в том числе братья Михайловы, Г.В.Плеханов, Софья Перовская, В. Фигнер.

В программу организации входили требования о бесплатном предоставлении земли крестьянам, свободе слова, вероисповедания.

После прокатившейся волны арестов, среди народников возникли непримиримые разногласия.

Весной 1879 года решено было провести съезд для выработки единой линии ведения политической борьбы. Однако народникам не удалось преодолеть кризис, и летом 1879 года было решено расформировать организацию.

Расставание произошло мирно. «Земля и воля» разделилась на «Черный передел и «Народную волю», поделив партийную кассу и типографское оборудование.

«Черный передел»

Название организации связано с циркулирующим среди крестьян слухе о возможности скорого всеобщего «черного» передела земли. Костяк организации представляли Г.В.Плеханов, В.Засулич, П.Аксельрод, Я.Стефанович, О.Аптекман.

Чернопередельцы оставались верны народническим позициям, отказавшись от ведения революционной борьбы путем проведения террористических актов.

«Черный передел» отказался от построения организации на принципах централизма, предпочтя создание отдельных кружков в различных городах. Самые крупные из них развернули свою деятельность на территории Петербурга, Москвы, Киева, Самары, Саратова, Харькова, Казани, Минска.

Получив в наследство от «Земли и воли» смоленскую типографию, члены «Черного передела» начали издавать журнал с одноименным названием и газету «Зерно».

Создавались студенческие и рабочие кружки. Члены организации пытались наладить связи с военными, однако организовать солдатский революционный кружок не удалось.

Однако организация просуществовала недолго. Волна арестов, прокатившаяся среди членов «Черного передела», вынудила оставшихся на свободе чернопередельцев встать на позиции народовольцев.

Некоторые члены организации перешли к народовольцам.

Конец 1881 года ознаменовался окончательным распадом «Черного передела». Костяк организации: В.Плеханов, Л.Дейч, В.Засулич эмигрировали в Женеву, где основали группу «Освобождение труда», опирающуюся на идеи марксизма.

Деятельность «Народной воли»

Ядро «Народной воли» составляли А.Михайлов, Н.Морозов, С.Перовская и остальные приверженцы кардинальных шагов.

Основные цели, поставленные народовольцами, были:

•проведение агитационной работы и пропаганды среди разных слоев общества;

•террористические акты с целью запугивания правящей верхушки;

•создание нелегальных ячеек, объединенных единым центром;

Для успешной реализации этих целей народовольцы создали разветвленную, первоклассно законспирированную сеть ячеек во главе с исполнительным комитетом, состоящим из профессиональных революционеров. Исполкому «Народной воли» подчинялось около 50 групп, охватывающих рабочих, студентов, военных.

В конце августа1879 года исполком «Народной воли» приговорил царя к смертной казни. С этого момента и до марта1881 года было предпринято несколько неудачных попыток покушений на Александра II.

Наконец, 1марта1881 года очередная попытка убийства царя увенчалась успехом. Для этого народовольцы использовали сразу несколько человек, подстраховавших друг друга.

После убийства царя ожидался всплеск «уличных волнений». Однако народ жалел царя, считая, что он был убит дворянами за то, что дал крестьянам волю.

В процессе следствия арестованным Рысаковым были выданы все, кого он знал. В результате большинство членов исполкома были задержаны, а ячейки народовольцев разгромлены.

26 марта1881 года А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Н.Рысаков и Т.Михайлов были публично казнены. Эта казнь стала последней публичной казнью в России. В дальнейшем смертные казни проходили внутри тюремного двора.

Конец 1881 года характеризуется сближением оставшихся народовольцев и чернопередельцев. Но арест В.Фигнер и, последовавший за ним через год, арест Г. Лопатина поставил точку в существовании народовольцев.

Продолжателями дела народовольцев стали члены террористической фракции партии «Народная воля», возглавляемые Александром Ульяновым. В марте 1887 года Ульянов осуществил неудачную попытку покушения на Александра III и был казнен.

В 1902 году была создана всероссийская организация – партия социалистов-революционеров, поставившая своей целью свержение монархической власти.

И только в 1917 году большевики смогли решить задачи, поставленные народничеством и свергнуть самодержавие.

Источник

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 1396809809 narodnayavolya main 640. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-1396809809 narodnayavolya main 640. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 1396809809 narodnayavolya main 640. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

После разгрома организации «Народная воля» в 1880-х годах многие бывшие ее участники стали лидерами или идеологами разных политических сил

Официально «Народная воля» перестала существовать в 1887 году. Историк Фриче писал тогда в статье «Крушение Народной воли»: Разгром «Народной воли» был прежде всего равносилен крушению веры во всемогущество интеллигенции, в ее историческую миссию, в ее творческие силы».

Однако Фриче поспешил выдать желаемое за действительное. «Народная воля» образовалась после раскола народнической «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». Чернопередельцы делали ставку на пропаганду социалистических идей в крестьянстве и среди городских рабочих. А «Народная воля» быстро встала на более радикальные позиции, считая, что революцию можно подтолкнуть террором. Именно народовольцы 1 марта 1881 года убивают царя Александра II. Реакция общества оказывается совсем не такой, на которую рассчитывали радикальные революционеры. Царское правительство вскоре смогло разгромить оставшуюся в изоляции организацию.

«Народная воля» не умерла бесследно, а дала жизнь новым политическим, общественным и даже научным движениям в России. Активные народовольцы породили марксистские движения, еврейскую организацию БУНД, «цивилизованный монархизм» и русский национализм. По сути почти все российские политические силы того времени выросли из «Народной Воли».

Степан Халтурин: классический народоволец

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 1396809758 khalturin vrez1 450. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-1396809758 khalturin vrez1 450. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 1396809758 khalturin vrez1 450. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

На допросе они представились вымышленными именами, уже через три дня в Одессу пришел приказ царя Александра III «судить убийц военно-полевым законом, и чтобы в 24 часа они были повешены без всяких отговорок».

В советское время Халтурин был одним из самых почитаемых народовольцев, в том числе из-за большой симпатии к нему лидера большевиков Владимира Ленина. Создатель советского государства неоднократно упоминал рабочего-народовольца в своих работах, а кабинет вождя в Кремле был украшен горельефами Маркса и Халтурина.

БУНД

К осени 1881 года из 28 членов исполнительного комитета «Народной Воли» на свободе остались всего восемь человек (остальные были либо казнены, либо осуждены). К власти в НВ пришли молодые народовольцы, среди которых выделялся 26-летний еврей Савелий Златопольский. Одновременно вместе с ним в исполнительный комитет были приняты шесть новых членов, что примечательно — все не евреи. Лидерами этой нееврейской части стали Лебедев и Романенко.

В этот же 1881 год в связи с убийством царя Александра II по России прокатилась волна еврейских погромов. «Народная воля» не могла оставаться в стороне от таких событий и напечатала прокламацию. Эта бумага поразила большую часть российской интеллигенции, и особенно — евреев: НВ выступила в поддержку еврейских погромов!

Автором этой антисемитской прокламации был Романенко (впоследствии он стал редактором антисемитской газеты «Бессарабец»). В № 6 журнала «Народная воля» Романенко писал:

«Все внимание обороняющегося народа сосредоточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщиках, словом, на евреях, этой местной «буржуазии», поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабочий люд».

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 1396809660 zlatopolskiy vrez2 350. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-1396809660 zlatopolskiy vrez2 350. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 1396809660 zlatopolskiy vrez2 350. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

Еврей и фактический руководитель НВ в то время Савелий Златопольский был полон возмущения и приказал уничтожить оставшуюся часть журнала с антисемитской статьей. Но внутреннюю фракцию антисемитов (себя она называла «рабочая фракция») в «Народной воле» уже было не остановить. Русская часть организации брала верх, евреи стали выдавливаться из НВ, но чаще — уходить сами. Более того, некоторая часть народовольцев сама участвует в погромах, оправдывая это тем, что они «экспроприируют деньги у жидов на революцию».

Через два года в «Приложении» к «Листку Народной воли», вышедшем в июле 1883 года, появилась новая статья «По поводу еврейских беспорядков» (ее написал Лебедев). Она окончательно оформила «новый курс» НВ. В ней еврейские погромы истолковывались как начало всенародного движения, «но не против евреев как евреев, а против «жидов», то есть народных эксплуататоров. «Народ отлично понимает, что и начальство поддерживает их вовсе не как евреев, не как угнетенный народ и тем более не как интеллектуальную силу, которую оно жестоко преследует, а только как жидов, то есть людей, помогающих держать народ в кабале, и как людей, делящихся с ним, дающих ему взятки», — говорилось в статье.

К концу статьи автор счел нужным напомнить, что и Великая французская революция началась с избиения евреев, и сослался на Карла Маркса, «который когда-то прекрасно объяснил, что евреи воспроизводят, как зеркало (и даже не в обыкновенном, а удлиненном виде), все пороки окружающей среды, все язвы общественного строя, так что, когда начинаются антиеврейские движения, то можно быть уверенным, что в них таится протест против всего порядка и начинается движение гораздо более глубокое».

Народоволец Дейч по поводу нового, антисемитского курса «Народной воли» писал Аксельроду: «Еврейский вопрос теперь действительно, на практике почти неразрешим для революционера. Ну что им, например, теперь делать в Балте, где бьют евреев? Заступиться за них, это значит вызвать ненависть против революционеров, «которые не только убили царя, но и жидов поддерживают». И приходится им быть между двумя противоречиями. Это просто безвыходное противоречие как для евреев, так и для революционеров, на практике и в действии».

Неудивительно, что те же Дейч и Аксельрод стали склоняться к марксизму, который в то время только проникал в Россию. «Народная воля» не только для них, но и для других евреев, состоявших в этой организации, стала враждебной.

Вторым движением, после марксизма, куда вынуждены были направиться евреи-народовольцы, стали сионистские организации. Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске уже в 1883 году. Основателем их был Хаим Хургин, впоследствии видный сионист. А в 1884—1885 годах сионизм стал завоевывать другие города запада Российской империи.

Но настоящий «взрыв» ожидал еврейские социалистические организации. В начале 1890-х группа еврейских социалистов организовала «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» — на идише аббревиатура БУНД. В числе отцов-основателей этой организации было немало бывших народовольцев. К примеру, один из них, Исай Айзенштадт, уже будучи в эмиграции в Германии, в 1920-е вспоминал процесс организации БУНДА: «Мы процентов на восемьдесят заимствовали программу «Народной воли» периода ее расцвета — народный социализм. А остальные двадцать процентов — это уже еврейская повестка».

В конечном итоге именно на основе БУНДа выросла и РСДРП (и большевиков, и меньшевиков — после их разделения).

Монархисты

Несколько видных народовольцев положили начало и «цивилизованному» (как они сами его называли) монархизму. Переход от радикального, террористического социализма к сытому, бюргерскому варианту «Православия, самодержавия и народности» совершили Иван Петров, Лев Тихомиров и еще около десяти бывших народников. Самой заметной фигурой среди них стал Лев Тихомиров.

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 1396809640 levtikhomirov vrez3 450. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-1396809640 levtikhomirov vrez3 450. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 1396809640 levtikhomirov vrez3 450. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

Тихомиров застал период расцвета движения. В 1873 году он был арестован, четыре года затем провел в тюрьме – в Петропавловской крепости. В 1877 году народник оказывается на свободе, уже, как он говорил сам, в качестве «авторитетного революционера».

Лев Тихомиров стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». Но главное — он признанный главный теоретик и идеолог организации.

После убийства Александра II, с наступлением в стране реакции Тихомиров бежит за границу. В 1882 году в Женеве он предлагает еще одному видному народовольцу, впоследствии основателю русского марксистского движения, Георгию Плеханову создать Заграничный центр НВ. Тот не верит в перспективы народовольчества и советует Тихомирову изучать анархизм или марксизм — именно они, как говорит Плеханов, в будущем поднимут Россию на дыбы.

Тихомиров впадает в депрессию. Он переезжает в Париж и там еще по инерции редактирует несколько лет «Вестник “Народной воли”». Психосоматические заболевания приводят Тихомирова к православному фанатизму. Глубокой верой он отличался еще в годы руководства «Народной волей». Вера Фигнер вспоминала российский период его увлечения религией:

«Лев Тихомиров — наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель, уже в 1881 году отличавшийся некоторыми странностями и, быть может, носивший в душе зачатки психологического переворота, который привел его к полному изменению прежней идеологии и сделал из революционера и республиканца — монархиста, из атеиста — религиозного ханжу, а из социалиста — единомышленника Каткова и Грингмута.

Еще в мартовские дни (1881 года. — РП) в Петербурге он изумлял нас. Так, после 1 марта он явился к нам с траурной повязкой на рукаве, какую носили военные и чиновники по случаю смерти Александра II. В другой раз он сообщил, что ходил в церковь и принес присягу новому императору. Мы не знали, чем объяснить эту комедию, но, по словам Тихомирова, это было необходимо, чтобы легализировать его в глазах дворника, который так любознателен, что забирается в квартиру, когда хозяев нет дома. Шпиономания, по-видимому, овладела им. Так, в Москве, живя в меблированных комнатах, он вообразил, что соседи сделали отверстие в стене и подслушивают разговоры в его помещении. Тотчас он оставил эту квартиру и отправился на богомолье в Троицко-Сергиевскую лавру».

В Париже Тихомиров изнуряет себя многочасовыми молитвами и постами. Его жена вспоминала, что шпиономания не покидала Льва и там: «Он никогда не ходил прямым путем, а только кружным. Он искал в квартире отверстия, через которые русская полиция подсматривает за ним и подслушивает».

В мае 1888 года Тихомиров закончил свою книгу «Почему я перестал быть революционером». В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже. Он присылает экземпляр книги товарищу министра (заместителю министра. — РП) внутренних дел Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. В октябре 1888 года Лев Тихомиров обращается с Александру III с письмом о помиловании. Он получает ответ: амнистия и пять лет гласного надзора.

В январе 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращается в Россию и его семья. Министерству внутренних дел был выгоден «раскаявшийся революционер», и оно, что называется, ведет Тихомирова по жизни. Его устраивают редактором в «Московские ведомости» по повышенной ставке — 180 рублей в месяц (из них 100 рублей платит МВД). Столько же в то время получал армейский полковник.

В июле 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с философом Константином Леонтьевым он создает тайную общественную организацию для противодействия революционному движению — снова под патронажем МВД (охранка за эту деятельность еще доплачивает Тихомирову — 100 рублей в месяц).

Когда жизнь становится хорошо обеспеченной стараниями МВД, Лев Тихомиров получает возможность для работы над книгами. Главной из них становится капитальный труд «Монархическая государственность». В ней он отстаивает идею о синтезе самодержавия и народного представительства (тот самый «цивилизованный монархизм»). Тихомиров пишет, что необходимо бороться не только с революционным движением в стране. «Главный враг России — либерализм. Он — главный виновник революционизирования русского общества». Тихомиров предлагает монархии (через работу МВД, как это было в его случае) привлекать «способных интеллигентов к государственности. А кто не согласен — то пусть пеняют на себя». Именно Тихомиров разработал основы взаимодействия власти и интеллигенции, которые затем станут основополагающими для всех российских режимов (вплоть до сегодняшнего).

На волне успеха его идей во власти Тихомирова вновь настигает психосоматическое расстройство. Только теперь ему кажется, что за ним шпионит не охранка, а евреи и либералы. Он вместе с семьей ищет спасения в Сергиевом Посаде, где каждодневно молится в церквях.

В 1919 году он публично раскаивается в своей монархической и провокаторской деятельности. Большевики, помня его заслуги во время периода народничества, прощают Тихомирова. Он умирает своей смертью 16 октября 1923 года в Загорске.

Русский национализм

Впервые идею русского национализма в России стал разрабатывать тоже бывший народоводец — наполовину немец и дворянин Иосиф Каблиц.

В народническом движении Каблиц основал кружок, а потом и течение «вспышкопускателей». Основатели кружка разделяли концепцию анархиста Бакунина о готовности русского крестьянства к немедленному восстанию, пропагандировали идею организации отдельных крестьянских выступлений («вспышек», отсюда название кружка) с целью революционного воспитания народа.

После разгрома «Народной воли» в 1881 году Каблиц уходит из революционного движения в академическую работу. Он перекрещивается из лютеранства в старообрядчество (семейского согласия) и начинает заниматься проблемами русского народа.

Каблиц разделяет российское общество на две большие группы — европейскую аристократию (царский двор, высшие дворяне, немцы и т.д.) и собственно русский народ, «еще не пробудившийся». Необходимость свержения самодержавия он обосновывает именно из такого разделения общества: «Россией правит чуждая, почти колониальная элита. Русские должны скинуть ее».

Положительным примером решения национального вопроса для Каблица выступала Франция с ее унитаризмом. «Русский народ в своих отношениях к чужим племенам, вошедшим в состав его политического тела, способен отнестись беспристрастно и справедливо к их этнографическим требованиям», — писал Каблиц. Российское государство должно было оставаться преимущественно русским, при безусловном доминировании русского этнического, языкового и культурного элемента, которое, впрочем, обеспечивалось не юридическим закреплением преимуществ русских, а преобладанием численности и развитой культурой. Политическая автономия национальных регионов исключалась, допускалась автономия этнографическая, то есть культурно-национальная.

Иосиф Каблиц умер молодым, в 1893 году, прожив всего 45 лет. Позднее на основе его наследия усилиями белоэмигрантов будет развиваться «русский фашизм».

Польский национализм

Глава получившей независимость после Первой мировой войны Польши Юзеф Пилсудский был в юности народовольцем. Со своим старшим братом Брониславом он еще в 15 лет кружок самообразования для чтения книг на польском языке.

чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. 1396809543 pilsudski vrez4 600. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев фото. чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев-1396809543 pilsudski vrez4 600. картинка чем в итоге завершилась революционная деятельность народовольцев. картинка 1396809543 pilsudski vrez4 600. Впрочем, с этой позицией были согласны далеко не все. Многие авторитетные деятели народнического движения тех лет — в частности, Георгий Плеханов — выступали резко против террора и настаивали на том, что действовать надо по-прежнему, то есть целенаправленно работать в деревне.

Братья были выходцами из знатного шлехетского рода, их отец во время польского восстания 1863 года был комиссаром национального правительства. Закончив гимназию в Вильно, Юзеф Пилсудский поступает в Харьковский университет на медицинский факультет. Здесь он примыкает к народовольцам. В 1886 году Пилсудский просит о переводе в Дерптский (современный Тарту. — РП) университет в Эстонии, но, не получив ответа, возвращается в Вильно и вступает в кружок к местным социалистам. Учившийся в Петербурге Бронислав Пилсудский тем временем входит в состав группы народовольцев во главе с Александром Ульяновым, планировавших покушение на Александра III. Сам Юзеф, хотя, видимо, и сочувствовал народовольцам, непосредственно в заговор посвящен не был. Тем не менее после раскрытия террористической ячейки будущий основатель независимой Польши получает пять лет административной ссылки с Восточную Сибиль, хотя на процессе народовольцев и выступает как свидетель. Дело в том, что в Вильно Юзеф Пилсудский несколько раз помогал с размещением народовольцам из террористической группы, суд это расценил как соучастие в антиправительственной деятельности. Наказание для Бронислава Пилсудского было куда строже: сначала его приговаривают к смертной казни, которая в дальнейшем была заменена на 15 лет каторжных работ на Сахалине.

Возвратившись в 1892 году из Сибири, Юзеф Пилсудский в Польскую социалистическую партию, вскоре становится одним из ее лидеров. В 1900 году он вновь арестован, но имитирует психическое заболевание и бежит из психиатрической больницы. К этому времени Пилсудский убежденный польский националист, во время русско-японской войны он едет в Японию и предлагает создавать польский легион из пленных, которые сражались бы против царской армии. Между двумя революциями Пилсудский руководит военизированными группировками, занимавшимися, в том числе экспроприациями. Именно он в 1918 году возглавляет независимое польское государство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *