чем в день крещения после возвращения с праздничной литургии
Чем в день крещения после возвращения с праздничной литургии хозяйка дома?
чертила крест над дверями и окнами, чтобы закрыть вход нечистикам.
7 букв.
Именно кочергой, хозяйки дома, после того, как они возвращались домой после Крещения, чертили крестик над дверями и окнами своего жилища. Это делалось с целью не пустить в свой дом различную нечесть. Различная нечесть боится такого креста кочергой, поставленная именно в день Крещения.
Разгаданное слово состоит из семи букв, как и требовалось в задании кроссворда.
В некоторых областях России на Крещение существовало такое поверье: после литургии нужно было зажечь свечу и держа ее в руках, обойти весь дом и двор. Затем хозяйка дома брала в руки кочергу и рабочим концом, испачканным в саже, чертила кресты над окнами и дверью. Считалось, что подобная защита закрывала вход всякой нечести.
Ответ : КОЧЕРГА.
То что на Крещение рисуют крестики над окнами и дверями я прекрасно знала, и в наши дни этот обряд не забыт, но мне казалось, что для этого используют мел или уголь, а тут в ответе должно быть целых семь букв. Чтобы защитить свой дом от всякой нечисти, крестики рисовали кочергой, а оно как известно бывает в саже. Ответ на задание- Кочерга.
Очень интересный вопрос. Я если честно до этого не знала. Иногда интересно узнать про обычаи старые. Ведь мало наверное людей кто пользуется ими в наши времена. Да и в городской местности давно ни кочерги, ни печки нет.
Надо возрождать старые церковные поверья, связанные с праздником Крещения. Совсем ведь неспроста в старые времена после литургии крещенской на окнами и дверями хозяюшки крест чертили, чтобы силам нечистым «кислород перекрыть». Помогала хозяйкам в этом святом деле простая «КОЧЕРГА».
Думаю тут речь идет не о буквальном рисовании крестов, а о самом обряде или ритуале. Хозяйка дома кочергой ставила кресты, то есть движениями рисовала их над окном и дверями чтобы в дом не пробралась нечисть. Ответ-кочерга.
Когда кончалась литургия, посвященная Празднику Крещения, все возвращались домой. Но у женщин было важное дело, которое необходимо было сделать именно в после прихода в дом. Хозяйки брали в руки кочергу. Используя этот обычный предмет для деревенской жизни (в городе-то теперь и не знают, что это такое) нужно было как бы очертить кресты у окон и дверей дома. Такое знамение должно было оградить жилище от чертей и другой нечисти.
Считалось, что на Крещение над дверями и окнами домов нужно было чертить кресты для охраны дома от нечистой силы. Это обычно делала хозяйка дома, причем инструментом ей служила кочерга. Позже уже считалось допустимым чертить кресты просто пальцами, хотя это было не везде. В некоторых деревнях этот обычай сохранился, только кочергу уже не используют.
Пусть ваша подруга сходит в церковь к батюшке и расскажет про крестных,которые ей разонравились.
Я вам на это и без батюшки могу ответить:
детей дважды не крестят!А если не устраивают крестные родители,то с ними общаться не обязательно.К религии и обрядам не стоит относиться,как к ненужному котенку.Поцарапал мебель,значит выкину на улицу.
Дети крещенные и это главное.
Это жениться и разводиться можно тысячу раз,если что-то не нравится в отношениях.
Если же подруга захочет обмануть батюшку и скажет,что дети не крещеные,то это останется на ее совести.
Вот похожий вопрос задавался священнику:
И вот,что ответил игумен Никон (Головко):
Как только на Руси приняли крещение, наши предки символично стали приурочивать купание в проруби с Крещением Господнем.
Омовение в крещенской купели, освещенной батюшкой, традиционно приравнивалось к «смыванию» грехов.
Ведь на Крещение Господне, вся вода на земле становится святой.
В этом традиции православия, неотъемлемая часть российского народа.
Выбираются места с тихой водой, без сильного течения.
Лёд заранее надо проверить на прочность. Предварительно высверлить буром образец и измерить толщину льда.
Безопасным считается лёд не менее 10 см, но всегда надо учитовать, большое количество желающих присутствовать на льду в крещеское купание. И запас прочности льда, будет не лишним.
Далее при помощи бензопилы, прорезается в проруби, предварительно начерченный на люду крест. Бограма вынимают леденые вырезанные блоки.
Рядом с Иорданию, из блоков льда, вынутых при создании проруби. Создают крест, складывая блоки один на другой.
Далее делается опалубка из досок. Поручни и ступени для безопасности купающихся.
Батюшка освещает Иордань и благославляет паству на совершения крещенского омовения
Символы религии, названной от его имени, вначале были неупорядоченными. Среди них фигурировала даже свастика! Крест же являлся символикой, появившейся задолго до первых лет нашей эры, и уж никак не выступает изначально христианским изобретением.
Позднейшая мифология тщательно обработала и структурировала жизнь основателя, представление о ней, описав всё в позднейших же терминах и добавив недостающие сюжеты. Вот и вся тайна рассказов о крещении Христоса.
Совсем немного времени осталось до того момента, когда все верующие провославные начнут омечать праздник Крещение Господне. В Твери в эти дни сохраняется теплая погода, и поэтому оледенения на воде ждать не приходится. В течении последних дней в городе начали строить купель в районе Речного вокзала, именно там будет построена лестница с выходом к воде. Именно в этом месте и будут происходить Крещенские купания. В Твери было принято решение построить все лишь одну купель. Так же после полуночи с 18 на 19 января можно будет искупаться, в это время городские власти обещают сделать подвоз всех желающих автотранспортом.
Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
Слово пастырей
Приближается Крещение Господне. Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого церковного праздника ассоциируется не столько с богослужением, а в большей степени с «гастрономическо-развлекательными мероприятиями», занимающими, конечно же, свое место в традиции празднования.
Эти традиции, конечно же, хороши, но является ли их соблюдение достаточным для христианина в этот праздник? Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода? Как, по вашему мнению, с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране? – на этот вопрос отвечают наши пастыри.
– Трудно однозначно оценить, хороши или плохи для современного человека наши традиции. Одни приходят к вере и воцерковляются через них; другие, ограничивая себя только лишь традициями, так и не приходят к Богу, и тогда они для них бесполезны; третьи относятся к неизвестным им старинным традициям как к пережитку средневековья, не принимают даже вида их и из-за этого удаляются от Бога и от Церкви.
Например, фарисеи, придерживаясь ветхозаветных традиций, «преданий старцев», обвиняли Господа, что Он разоряет закон, и по «закону» Господь должен быть распят… Да, многие наши крещенные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи. И все это для того, чтобы Бог сохранил от бедствий, дал здоровье и благополучие, помог в делах и т.д. При этом они забывают, для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти. А рассуждают так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царство Небесное приложится нам, ведь мы крещенные и спасемся.
К сожалению, мы, священнослужители, бываем в этом виноваты. Если бы людям, приходящим для требоотправления, освящения куличей, получения святой воды или окунания в проруби, объясняли, что для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную ориентацию: от полной погруженности в плотские удовольствия – к жизни духовной и в причащении соединяться со Христом, и что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! По собственному опыту скажу, что большинство приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их». Но каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом приходят на исповедь один, два или три человека, – это радость для священника, ни с чем не сравнимая.
– Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, Культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев.
Святая Агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать…
Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное – чтобы человек, преобразились, богоуподобились. Путь богоуподобления – это воипостазирование во Христа.
Народ, сидящий в тьме кромешной, к тебе обращен свет Христов! Открой сердце и глаза, открой разум и сознание! Бог открывается тебе, и ты откройся Богу.
Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» – это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.
Думается, что это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты «водой». Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!
– Запомнился давний крещенский эпизод. Во Введенском женском монастыре в Иванове, где я тогда служил, мы раздавали людям святую воду. Как обычно, длинная очередь продвигалась медленно, несмотря на наши усилия: каждый норовил наполнить с дюжину принесенных с собою бутылей, бутылок и бутылочек… То и дело вспыхивали перепалки по знакомому с большевицких времен сценарию:
– Женщина, вы здесь не стояли!
– Больше трех банок в одни руки не давать!
– Да ты на себя-то посмотри!
– Простите, – сказал, – вы зачем, собственно, пришли?
– Как зачем? За водичкой.
– И надо было такую очередь на морозе выстаивать? Набрали бы из-под крана.
– А вот так. С подобной жизненной позицией для вас эффект будет ровно такой же. Таинство освящения воды, которое мы совершили, действительно – но для вас оно недейственно.
Очередь замолчала. Несколько минут слышно было только журчание воды и скрип снега. Затем под раздачу подошли те, кто не слыхал моего богословского экскурса, и ругань возобновилась.
И вот эти краткие минуты тишины и послужили мне основанием для некоторого оптимизма. Хоть несколько живых душ разнесут по домам вместе с крещенской водой искорки того света, которым Христос просвещает мир.
– Все мы, россияне, живущие в России, настолько разные. У кого-то из нас представление о том, что праздник Крещения Господа связан только с освященной водой; у кого-то на первом месте не вода, а Сам Бог и возможность принять участие в праздничной литургии – причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Кто-то несет эту водную святыню только себе, а кто-то делится с соседями.
Приятно, что Россия поворачивается лицом к Господу. Но вот в чем парадокс. Бог в душе, а о душе подумать некогда. Зачем прилагать усилия к исповеданию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Некоторые уверенны, что главное – вера в Бога, чтобы Он был в душе, а священники только мешают. Правда, с другой стороны, ждут, чтобы воду освятил именно священник.
Странно такое отношение. Но на этот случай есть предостережение от осуждения. Как тем, кто думает, что главное в этот день – попить святой водички, окунуться в Иордани и немного выпить спиртного, так и кому открыто понимание истинной евхаристической радости праздника Крещения Господня.
– Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» – это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям.
Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»…
Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают… и водичку в Крещение святят… и свечечку когда-никогда в храме поставят…
Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом… Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь – хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.
Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», – а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества – это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится.
Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу (переводу) христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое – всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как – единицы. И это проблема номер один.
Далее. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает.
Исповедь, причастие – источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают…
Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, – это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании (см.: Рим. 2: 7). Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования.
Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.
Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело – не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело – не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями.
Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» (1 Кор. 14: 20). Вот в чем уподобляться надо детям – в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно…
Впрочем, самое главное – то, что никакими буквами не объяснишь, – это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост – это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати – этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть – никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.
Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника – события явления в мир Бога! – невозможно познать одним только разумом, но благодатью, действующей в сердце, оживляющей и окрыляющей душу. Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).
Вот ведь простые, опять же – минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления. О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь.
Сходите накануне праздника на службу торжественную, и не на десять минут, а от начала до конца постойте… Трудно… Зато какая за этой трудностью радость откроется – сами посмотрите. И ни с чем она не сравнится… Да и утром придите в храм, пусть с водичкой, но к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. Вот уж радость будет! Да большего и желать нельзя. А там можно и водичку освятить и нести спокойно домой, но не как «трофей», а как символ, знак таинственной причастности. Как же это хорошо! И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести.
Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт. И из этого благодатного опыта, как из зерна, непременно начнет в нас возрастать и зреть благодатный колосок Небесного Царствия!
Православная Жизнь
Крещение Господне – один из главных христианских праздников. Им заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Возможно, ни один другой праздник не окутан таким количеством обрядов и суеверий.
– Андрей, проясните, пожалуйста, как правильно православным отметить Крещение Господне? Что нужно делать в этот день?
– Праздник Крещения Господня, как и другие православные праздники, следует отметить прежде всего посещением церковных богослужений: накануне, утром 18 января, Церковь совершает удивительное по красоте и содержанию последование – так называемые царские часы, после которых совершаются Литургия и великое освящение воды, точно такое же, как и в сам день праздника. Вечером стоит посетить вечернее богослужение, песнопения которого очень ярко и красочно раскрывают суть празднуемого события. А в сам день праздника каждому православному христианину важно пойти на праздничную Литургию, чтоб прославить Господа нашего Иисуса Христа, благоизволившего ради спасения людей от греха и власти диавола принять на Себя человеческое естество и креститься в Иордане.
Присутствуя в храме за богослужением, каждый из нас таинственным образом сам становится участником тех событий, о которых в богослужебных песнопениях возвещает нам Святая Церковь. Именно для того, чтобы правильно отметить праздник Крещения Господня, чтобы лучше уяснить для себя саму суть празднуемого нами события, мы должны постараться побывать в эти праздничные дни в храме и поучаствовать в богослужении, вершиной которого будет наше соединение со Христом в Таинстве Причащения Его Пречистым Телу и Крови.
– Как нужно подготовиться к празднику? Предполагается особый пост?
– Пост, установленный Церковью накануне праздника Крещения Господня, является одним из самых строгих постов, что объясняется, прежде всего, величием и важностью празднуемого события.
Так, в традициях Православной Церкви, мы можем заметить, чем выше и значительнее празднуемое событие, тем более ответственно и строго верующие подготавливаются к нему. Например, «праздник праздников» – Пасха Христова, имеет самый продолжительный период подготовки – почти сорокадневный пост и особая, Страстная седмица, когда верующие воспоминают страдания Спасителя, перенесенные Им «нас ради человек и нашего ради спасения».
Перед Рождеством Христовым также установлен многодневный пост, который усиливается накануне самого праздника – в Рождественский сочельник. Канун Крещения очень сходен с кануном Рождества, как, в принципе, и все богослужения, посвященные этим двум событиям. С чем это связано? С тем, что раньше, в Древней Церкви, события Рождества и Крещения Господня праздновались в один день, и этот «двуединый» праздник назывался Феофания, то есть Богоявление, или Эпифания, Явление, так как и Рождество, и Крещение – это свидетельство о том, что Бог пришел в этот мир и открыл Себя как Троица. Впоследствии трудами святителя Григория Богослова в IV веке эти праздники были разделены, а дни между Рождеством и Крещением стали особыми святочными днями, в которые всякий пост отменяется. И только ради важности праздника Крещения на его канун, то есть на 18 января по новому стилю, был установлен такой же строгий пост, как и за день до Рождества Христова.
– В чем смысл праздника?
– Крещение Господне – это день, когда Иисус Христос вышел на общественную проповедь Евангелия, то есть благой вести о том, что отныне человечество получило возможность вновь соединиться со своим Богом. Крещение – это день, когда началась всемирная проповедь учения Христа. Весть о спасении мира продолжается до сих пор и будет провозглашаться до конца мира.
Этот праздник именуется еще Богоявлением, так как благодаря этому событию человечеству явным образом, а не прикровенно, как это было в Ветхом Завете, было открыто, что Бог есть Святая Троица, благоволившая послать в этот мир Свою Вторую Ипостась – Сына Божия – для спасения человека от духовной смерти.
Изначально крещение совершалось на Иордане тем человеком, которого Священное Писание именует «гласом вопиющего» (Ис. 40:3) – святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Это был особый, установленный Богом обряд очищения людей, когда, погружаясь в воду, человек омывался от довлеющего над ним греха и получал от Бога силу бороться со своими страстями и пороками.
Зачем это было нужно? Грех, совершенный прародителями Адамом и Евой, разделил Бога и человека, воздвиг между ними некую духовную преграду, которую сам человек по причине своего бессилия не смог разрушить. Но спустя время Сам Бог становится человеком и приносит Себя в жертву на Кресте, чтобы уничтожить «средостение греха», ведь именно грех и был той преградой, которая отделяла нас от Бога.
Христос, Который Сам о Себе говорит, что «пришел, дабы исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3:15), будучи безгрешным, принимает крещение в Иордане, чем показывает, что Он добровольно берет на Себя грехи всего мира, чтобы впоследствии распять их на Кресте. Таким образом, Господь Сам, не имея в Себе греха, уподобляется последнему из грешников, уравнивает Себя с падшими и заблудшими только с одной целью: чтобы разделить с нами бремя наших грехов и подать исцеление нашим душам.
– Расскажите, пожалуйста, о крещенской воде. Она обладает особой силой? Как ее правильно хранить?
– Господь сошел в воды Иордана, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти. Этим действием Он вновь соделал водную стихию – стихию, ужасающую человека примером водного потопа, стихией жизни. Благодаря событию Крещения Господня мы вспоминаем то, о чем говорит нам Священное Писание с первых своих страниц: о том, что именно в воде зарождается первая жизнь.
Вода, получая от Бога особую благодатную силу, становится, по словам церковных молитв, «баней пакибытия», то есть той средой, которая имеет свойство очищать человека, совершенствуя его и возрождая к новой духовной жизни – жизни во Христе.
Именно поэтому мы в память о Крещении Христа Спасителя в водах Иордана ежегодно в этот день освящаем воду, которая становится Агиасмой, то есть «Великой святыней» для нас. И вода эта освящает не только человека, но и все, что его окружает.
Мы должны помнить о том, что освящение воды – это не только некий обряд. Хотя освящение воды в день Богоявления и не входит в число Церковных Таинств, но так же, как и в каждом Таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода преображается и становится святой. В чине освящения воды, как и в каждом Таинстве, происходит самое главное: встреча человека с Богом, а значит и наше освящение и обновление.
Хранить святую воду, как и любую другую святыню, необходимо в чистом месте: по возможности возле икон. Впрочем, само слово «хранить» вовсе не должно означать «поставить и забыть». Согласно благочестивой традиции, каждый верующий употребляет несколько глотков этой святой воды натощак каждый день, за исключением только тех дней, когда мы готовимся приступить ко Причастию.
– Чем отличается вода, освященная в Крещенский сочельник, от воды, освященной в сам день праздника?
– Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в сам праздник. При этом вода, освященная накануне праздника, ничем не отличается от той, что освящается в сам день Крещения.
Практика двукратного освящения воды имеет весьма глубокую историю. Так, в древности богослужение кануна Крещения совершалось вечером (об этом говорит и само наименование церковной службы этого дня: навечерие, а также то, что Литургия в этот день совершалась в соединении с вечерним богослужением). Таким образом, освящение воды в канун праздника по времени, так сказать, чисто технически, приходилось практически уже на сам праздник.
Кроме того, существует предположение, что вода, освящаемая в канун праздника, была предназначена прежде всего для оглашенных, то есть тех, которые только готовились к принятию Таинства Крещения. В древности Крещение совершалось не так как сейчас – индивидуально и в любое время: раньше желающие вступить в Церковь на протяжении долгого времени испытывались в вере (оглашались – отсюда и их наименование), и лишь после испытаний они могли приступить ко Крещению, которое совершалось исключительно накануне великих праздников (Пасхи, Богоявления и Пятидесятницы). И вот как раз для тех, кто принимал Таинство Крещения в канун дня Богоявления, освящалась вода.
– Зачем люди купаются в этот день? Это обязательно для всех?
– В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Так, в празднике Крещения Господня главное то, что Сам Бог является человеку, спасает Его и дает ему возможность стать причастником Своей, Божественной жизни через причащение Телу и Крови Христовым. Важно также и то, что сегодня мы получаем доступ к той Божественной благодати, которая действует в нас через крещенскую воду. А вот купание в проруби – это вовсе не то, что должно иметь для нас хоть какое-нибудь значение.
С одной стороны, в традиции купания в проруби на этот праздник ничего плохого, в принципе, нет. Однако очень жаль, что в последнее время наш народ в день Крещения Господня больше стремится не в храм, не на богослужение, а к проруби. Многие объясняют подобное стремление тем поверьем, что если искупаться в этот день в такой «живой» воде, можно избавиться от любой хвори и смыть с себя все грехи, накопившееся за год. Таким образом, в представлении людей создается некий аналог того, что мы встречаем в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»: нырнул в чан с холодной водой – и вынырнул молодым и красивым. Подобные мысли – кощунственны, потому что отдают магией и язычеством. Человек путает духовное очищение и оздоровление, получаемые в Таинствах Святой Церкви, с неким магическим ритуалом, сулящим физическое здоровье вследствие погружения в воду, пусть даже и освященную перед этим священнослужителем чином Великого освящения воды. А если таковое усердие «окунуться в святой воде» совершается, мягко говоря, не совсем на трезвую, оно в еще большей мере оскверняет святость праздника Крещения Господня.
Исходя из этого, мы должны для себя уяснить, что сложившаяся традиция купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, а потому и не является общеобязательной для всех и, что особенно важно отметить, вовсе не очищает человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в наших СМИ.
– Когда стало впервые известно о чудесных, благодатных свойствах богоявленской воды?
– Дело в том, что Церковь никогда не считала своей задачей отслеживать те или иные чудеса, которые происходят с ее святынями. Проявление чуда – это вопрос веры, а вовсе не объект научного исследования. Чудо – это только толчок, который помогает человеку открыть в своей душе Бога, а потому, если мы стремимся к тому, чтобы увидеть какое-нибудь чудо – это признак того, что нам, к сожалению, нужен не Христос, а лишь некая чудодейственная сила, магия. Так, по словам святого мученика Иустина Философа, главное чудо благодати Божией вовсе не в том, что совершаются какие-то видимые знамения и перемены в этом мире, а в том, что она внутренне преображает человека, делая его участником Вечной жизни во Христе.
– Чем служба освящения воды на Крещение отличается от других служб?
– В чине Великого освящения воды говорится, прежде всего, о том, для чего, собственно, мы и освящаем эту воду. Так, в молитве священник обращается к Богу: «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни».
Таким образом, вода «святых Богоявлений», по мысли святых отцов, должна стать тем источником внутри каждого из нас, который откроет в нашем сердце зачаток Вечности. Именно поэтому мы и называем святую воду «святой» – она в силу ее освящения становится той средой, через которую на нас физически невидимым, но духовно ощутимым образом действует Сам Бог, очищая нас от всякого греха и соделывая достойным вместилищем Святого Духа.
Беседовала Наталья Горошкова