чем бьют животных в цирке
Почему нельзя запрещать цирк с животными: мифы и факты. Колонка Эдгарда Запашного
Почему нельзя запрещать цирки? Точнее — почему нельзя запрещать цирки с животными?
Нет, не потому что это моя жизнь.
Нет, не потому что это моя профессия.
Нет, не потому что я отношусь к этому виду искусства как к способу выживания для цирков. Нет.
Я это утверждаю только потому, что являюсь профессионалом, человеком, который досконально разобрался в этом вопросе.
Вокруг цирка очень много мифов.
Вокруг общения человека с животным очень много мифов.
Давайте разбираться. И начнем с простого вопроса: что такое дрессура?
Что такое дрессура
Для меня дрессура — это воспитание. А как мы все знаем, воспитывать ребенка можно по-разному: кто-то это делает жесткими методами, кто-то — излишне мягкими. Любые перегибы всегда ведут к негативу. Но вовремя наказать ребенка может только хороший родитель. А что значит вовремя? Это значит, что ребенок сделает выводы, а когда вырастет — скажет папе и маме спасибо за то, что объяснили ему, что такое хорошо, а что такое плохо.
Я привожу элементарные примеры, чтобы вы смогли прочувствовать это на своих домашних ситуациях. И таких примеров очень много.
Если мы запрещаем цирки — значит надо остро ставить вопрос о факте дрессуры как таковой, потому что дрессировать служебную собаку — это использовать те же методы, которые использует хороший дрессировщик в современном цирке.
Чтобы человек сел на лошадь, ее тоже надо объездить. И лошади в какой-то момент может не понравиться, что на нее кто-то садится, она может проявить агрессию, может сбросить седока, может его даже покалечить. Однако лошадей объезжают, и многие из нас пользуются этой услугой.
Это все и есть дрессура. Профессионал умеет правильно подбирать ключи к каждому животному, используя свои знания, навыки и квалификацию.
Мифы и их разоблачение
Так вот, насчет мифов о животных. Многие люди специально их создают, некоторые клепают их по собственной неграмотности. А потом все эти мифы сознательно используются для создания негативного образа дрессировщика, в частности артиста цирка. Приведу пример нескольких мифов и реальных фактов, а выводы делать вам самим.
Например, известный миф, что животных в цирке истязают так, что они умирают еще в рассвете сил. Однако факты говорят о другом: согласно статистике, хищные животные (тигры, львы, пантеры, ягуары, пумы и т. д.) в искусственных условиях живут в два, а то и в три раза дольше, чем прожили бы на воле.
Миф, что гармония природы — это сплошное счастье для животных, разбивается о факт, что только за последние 30 лет с нашей планеты полностью исчезли более 18 видов животных. Вот только некоторые из них:
— абингдонская слоновая черепаха (2012-й);
— карибский тюлень-монах (2008-й);
— речной дельфин бейджи (2007-й);
— пиренейский козерог (2000-й);
— яванский тигр (1994-й) и т. д.
Дальше не буду продолжать — список длинный.
Рассказы, что дрессура не бывает гуманной, прерываются одним вопросом:
«А как же косатки? Как дрессировать косаток?»
Насилием? Но как можно избивать многотонное животное, которое плавает в громадном бассейне? Использовать голод? Но ведь дрессировщик часто плавает вместе с этими крупными хищниками! Значит, есть другой способ, о котором радикально настроенные противники цирков не знают или специально умалчивают.
Многие неоднократно слышали утверждение, что диких животных вообще не должно быть в цирках. Тогда логично возникают вопрос: а белые тигры и белые львы? Дикими их назвать нельзя, так как это искусственно выведенная порода. Такие животные не выживают в природе по совокупности факторов (начиная от проблем с охотой и заканчивая проблемами с сородичами).
Лигры — это кто? Лев и тигр в природе не пересекаются, но в цирках и зоопарках бывают смешанные браки. И, если верно утверждение, что диких животных нельзя дрессировать, то белых тигров и лигров получается можно? Где тут логика?
Чем лошадь Пржевальского отличается от обыкновенной лошади, кроме внешних данных? Тем, что она, как и камышовый кот, все еще считается дикой породой! Но ведь и эта лошадь, и этот кот ничем не отличаются в своем умственном развитии от своих одомашненных сородичей и так же легко идут на контакт с человеком.
Так можно их дрессировать или нет?
Попробуйте задать простой вопрос человеку, который утверждает, что животное нужно только заставлять что-то делать, то есть принуждать и никак более:
Через длинную паузу он ответит:
Так значит все-таки нравится! Значит то, что он только что транслировал, — уже неправда. Дальше этот воображаемый собеседник скажет:
Не снижая темпа, задаем следующий вопрос:
«А дикая собака динго, изначально выросшая рядом с человеком (а затем вторично одичавшая), будет приносить палку или нет?»
К слову, в древнем Египте гепарды жили в домах вместе с людьми и фактически были одомашнены — так же, как в современной Индии слоны являются членами многих семей.
Но даже когда ты долго и убедительно разговариваешь с человеком, верящим во все эти мифы и их транслирующим, и ставишь его в тупик, ты все равно имеешь шансы быть непонятым. На мой взгляд, причина непонимания в том, что люди, ненавидящие цирк, просто эмоционально больны.
Почему львы иногда нападают на дрессировщиков?
Недавно моего коллегу порвал лев, напал со спины во время выступления в Китае. Ситуация понятная: во время периода спаривания львы не контролируют свои эмоции, опытному дрессировщику надо вовремя это почувствовать и просто на время освободить такое животное от работы — пускай перебесится.
После просмотра видео с нападением я предложил своему коллеге:
Так вот, я получил отказ. Мой коллега мотивировал это тем, что такое видео несомненно вызовет вал агрессивных комментариев на тему:
«Почему лев напал на своего хозяина?!»
Мой ответ был простой:
«Мы живем в такое время, что, даже если ты выложишь видео, как ты целуешь льва в пятую точку, ты все равно будешь обвинен в том, что этот лев якобы обколот кучей лекарств».
И последнее: запрещать всегда легко, а вот создать условия, при которых можно будет отделить «мух от котлет», то есть не давать возможность всяким проходимцам быть в профессии, — это и есть настоящая работа. Поэтому скажу прямо: если мы хотим навести в цирковой сфере порядок, надо начинать вводить для этой профессии лицензии!
А в завершение скажу: никогда нельзя формировать мнение о целой отрасли на штучных негативных примерах, тем более, что нарушений очень много во всех современных профессиях.
Поэтому, говоря о своей любимой профессии дрессировщика, которой я посвятил всю жизнь, готов ввести тег #адекватныхбольше.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.
Вся правда о дрессировке животных в цирке
По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же — многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками
По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же — многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками.
Дария Ярхамова — Казань
Журналисты издания KazanFirst задались вопросом и побывали в закулисье именитого цирка Гии Эрадзе, чтобы узнать, правда ли, что животных непременно нужно бить, чтобы научить трюку, и на каких азах дрессуры зиждется выступление.
Александр Дудкин и Риччи
На служебном входе в Казанский цирк нас встречает администратор и ведет на экскурсию по закромам «Королевского цирка Гии Эрадзе». Первым нашим интервьюером оказался очаровашка-шимпанзе Ричард со своим доброжелательным дрессировщиком Александром Дудкиным.
— Риччи 12 лет. Он с самого детства в цирке. Поступил к нам еще годовалым. Стал одним из первых воспитанников Гии Эрадзе. Когда я пришел в цирк, Риччи было почти шесть лет. Он сразу принял меня как вожака, стал проявлять уважение и начал подражать, — вспоминает Александр Дудкин.
Дрессировщик сидел на скамейке в окружении зеленых бутафорских пальм, а рядом с ним — высокий коренастый джентльмен в логотипном костюме, форма — отличительная черта коллектива Гии Эрадзе. Джентльмен обнимал «хозяина» за плечи и с любопытством смотрел на нас с фотографом. С первых минут разговора мы уяснили, чтобы дрессировать обезьян, надо поощрять их угощениями. А когда животное еще маленькое, то с ним нужно обращаться нежно и ласково, как с ребенком, и постоянно быть рядом. 12-летних обезьян по умственному развитию можно сравнить с 6-летним ребенком — все понимают и иногда капризничают.
— Практически ты живешь с обезьяной, чтобы она воспринимала тебя как отца, — замечает собеседник.
У обезьян в природе заведено, что в стае должен быть один лидер. Если его нет, то они начинают драться и выявлять его, в цирке этим лидером является дрессировщик.
— Процесс работы происходит так: сначала ты наблюдаешь, играешь с обезьяной, в процессе игры она делает какой-то трюк сама. Твоя задача — подловить ее на этом и затем закреплять уже действие угощением, — раскрывает особенности работы с животными Александр Дудкин.
По словам дрессировщика, когда обезьяны вырастают, к ним надо относиться строже. При прогулке они всегда должны идти рядом и держать зрительный контакт. А еще обезьяны могут есть с руки. Риччи, к примеру, никогда не откажется от протянутого фрукта. Любимые лакомства — бананы и киви. По вечерам кушает каши и пьет сладкий чай. Сам держит чашку. Еще любит газировку: фанту, колу, пепси. Обожает шоколад и конфеты.
— Дашь ему шесть плиток шоколада, так он их все съест за раз. Но обезьяны предрасположены к диабету, поэтому шоколада мы ему много не даем. В день можно только два кусочка, — рассказывает собеседник.
Еще Риччи сам снимает свою одежду. Любит ходить голышом.
— Ему нужны прогулки на свежем воздухе. Чем больше, тем лучше. Но зимой мы с ним не гуляем, потому что у обезьян иммунитет слабее, чем у человека, — замечает дрессировщик. Вот и в Казани с Риччи еще не гуляли на улице. Температура пока неподходящая.
По словам дрессировщика, содержание обезьяны обходится недорого. Он ест столько же, сколько и человек средней комплекции.
— Мы не даем Риччи контактировать с другими животными, потому что он большой. Но если во время одного из выступлений случайно встретится с лемуром, то он его обойдет. Так он показывает себя вожаком среди них, — рассказывает Александр Дудкин.
Ричарду уже не требуется частая дрессировка. Хватает двух-трех раз в неделю. А вот когда он был маленьким, с ним надо было репетировать каждый день по несколько часов и находиться рядом целыми днями.
Многие обращали внимание, что на обезьянах есть поводки. Это не столько ограничение, сколько связь между животным и его дрессировщиком. Когда обезьяна маленькая, то ее не держат на поводке: от детенышей нет вреда другим людям. А взрослая особь слушается только дрессировщика, и даже если кто-то из людей скажет ему «нет», он может воспринять это как «да». Вот и Риччи нельзя ходить без поводка, потому что он может быть непредсказуемым. А если учесть, что весит наш герой 60 кг, то игры с прохожими могут быть опасны.
— Риччи хитрый. Когда приходишь с утра к нему в вольер, то обнаруживаешь какую-то вещь, и непонятно, откуда он ее достал, — улыбается собеседник.
По его словам, Ричард понимает интонацию. Если он начал вести себя неподобающим образом, то его одергивают словесно.
Людмила Суркова и ее хищники
Следующий наш пункт экскурсии — комната с тиграми. К нашему удивлению, дрессировщиком хищных животных оказалась хрупкая женщина Людмила Суркова.
— Не подходите близко к клеткам, — скомандовал кто-то.
Но как к ним можно не подходить близко? Чтобы проникнуть в комнату к хищникам, надо было пройти в самой близи от клетки — 15 см. По бокам от нас стояли пересадки, спереди стояли вольеры, сзади выход из комнаты прикрывала решетка. И в каждой из них метались тигры. Хищнические глаза нас буравили взглядом. Все пространство мне казалось огромным полосатым рыжим ковром, который гремел о железные прутья.
— Это те же кошечки, только большие, — говорит Людмила Суркова улыбаясь. — Мне не нужно как-то преодолевать страх. Если боишься, к ним лучше не заходить, потому что хищники прекрасно чувствуют это. Страшно мне было лишь однажды, когда я вышла из вольера. Это было как осознание: господи, что я только что сделала.
Людмила — дрессировщик с 10-летним стажем. С детства мечтала стать именно «воспитателем» тигров.
— С ними у меня полное взаимопонимание, — широко улыбается собеседница. Сказать по правде, своими чертами она сама похожа на тигра.
Всего в шоу Гии Эрадзе четыре африканские львицы и 10 амурских, суматранских и бенгальских тигров. У Людмилы Сурковой все любимчики, но самые-самые — это те, которые отличаются большим умом и сообразительностью. Таким является Пират.
— Был случай, когда я рассказывала «им» новый трюк, Пират подошел и стал делать его, а ведь он ни разу до этого его не исполнял, — рассказывает наша собеседница.
Трюки объясняются телесным контактом. Чтобы сделать какое-то движение, тигры приманиваются вкусностями. Некоторые даже едят с рук. Но это зависит от настроения хищника.
Тигры — кошки, которые любят поплавать, поэтому летом они содержатся на свежем воздухе, если это позволяет территория цирка, в огромных вольерах с бассейнами внутри. А вот выгуливать их на поводке — безумие. Даже если это делают несколько человек. От этого могут пострадать не только дрессировщики, но и сами тигры. От смены окружающего пейзажа кошка может просто испугаться, так как их «звездная жизнь» проходит только на территории цирка, а она, как правило, типичная.
— У нас есть контактные трюки. Например, поцелуй с большой львицей. Хищник берет мясо изо рта. Это очень опасный трюк, когда его клыки находятся рядом с твоим лицом, — рассказывает собеседница.
По ее мнению, вся дрессировка зиждется на воспитании.
— Мы берем их маленькими, воспитываем, приручаем к себе, спим с ними в одной постели. Никто никого не должен бояться. Ни ты — животное, ни оно — тебя. Между вами должно быть доверие. Если животное делает трюки за счет своего страха, то когда-нибудь оно кинется на тебя и отомстит. Главное в нашем деле — любовь, взаимопонимание и ласка, — рассказывает Людмила Суркова.
Если говорить о рационе, то одному взрослому тигру нужно в день от 6 кг мяса. Причем разного: свинина, говядина, курица, кролики, иначе хищники не будут такими красивыми, упитанными и здоровыми. Львы же, наоборот, подвержены ожирению. Если их перекармливать, то они станут толстыми и неподвижными. И у них начнутся проблемы с сердцем, почками и печенью. А репетиции и тренировки — это просто физические упражнения, чтобы у животных сохранялись красота и грация.
— Азы дрессировки — это когда животное знает свое место и сидит там. У нас это тумба, — добавляет Людмила Суркова.
У каждого тигра — своя роль. Каждый исполняет только те трюки, на которые способен. У Людмилы есть тигрица Клепа, которая не боится высоты. С ней она качается на качелях. Людмила — единственная в мире девушка, кто выполняет этот трюк со времен Ирины Николаевны Бугримовой.
Тигры для цирка рождаются в зоопарках
— Есть определенные стандарты. Нельзя брать животное из дикой природы — это условие работы в цирках. Лекс (белый тигр) прибыл к нам из зоопарка в ЮАР. Джина (львица) — из Караганды. Из зоопарка в Сочи мы берем тигров с удовольствием, ведь там они рождаются с хорошей генетикой и характером, — замечает собеседница.
Оказывается, по мордочкам все хищники разные, и у всех разные полоски. Полоски у тигра — это как отпечатки пальцев у человека. По словам Сурковой, дрессировка у тигров долгая. Уходит много времени, чтобы репетировать новые трюки, — недели, месяцы, а иногда даже года.
Еще тигры очень любят шалить. Даже на представлениях, когда дрессировщица не видит. У дрессировщика есть палочка, которая называется «стэк». Это продолжение руки. Случалось, что у Людмилы Сурковой тигры отнимали палочку. Так они играют и хотят, чтобы человек просто с ними поиграл.
— Стэком можно шлепать тигра. Если это наказание, то у тигра самое больное место — нос. Но стэком можно и погладить и даже пузико ему почесать, — рассказывает она.
У дрессировщика есть помощники. Они находятся за клеткой. У каждого из них своя задача – кому-то необходимо следить за тигром, кому-то за львицей, есть и те, кто стоит на защите в случае опасности. Так же за манежем есть люди, отвечающие за то, чтобы зритель не приближался к клетке. На манеж хищников выкатывают в специальных переносках, не в ручную, а на колесах. Из вольера, в котором они содержатся, они сами садятся в них. Даже знают, кто с кем сидит и кто за кем должен войти.
— Несколько раз на меня нападали. В такие моменты думаешь, сколько у них силы и чем это все может закончиться. Один раз они прижали меня к стене. Просто хотели поиграться. Встали на задние лапы, а передними оперлись на меня. Я думала, что не выдержу нагрузки на позвоночник. Тогда на меня навалилось порядка 400 кг. Слава богу, не травмировали. Спрыгнули сами, — вспоминает собеседница.
За многолетнюю карьеру у Людмилы Сурковой был момент, когда тигрица случайно зацепила ее когтем за подушечку большого пальца. Главное — успокоить тигрицу и снять ладонь с когтя, ведь большая кошка может испугаться, что причинила вред. За такие проступки мы не наказываем — она ведь неспециально.
Что касается потомства, то размножать тигров в цирке нельзя. Условия для выращивания малышей здесь сложные. Тигрица может принести трех-четырех котят, всех их «домой» не заберешь одновременно. Поэтому в период гона тигриц отсаживают подальше от самцов. Но если случается, то воспитывают как родных детей.
Другие животные
Дальше нас повели смотреть лошадей и других травоядных. Мы с фотографом с облегчением вышли из хищной комнаты. Первым делом мы увидели носух и дикобразов. Носуха — это хищник, но всеядный, питается как мясом, так и фруктами. Затем мы прошли мимо комнаты кенгуру по кличке Кенга. Это мальчик. Ему семь лет.
— В Советском Союзе у известного дрессировщика Владимира Дурова был кенгуру-боксер, долгое время данный номер являлся визитной карточкой советского цирка. Сейчас все реже можно встретить этих животных в цирке. Кенгу нам подарили. Его кормят овощами, фруктами и сеном, — рассказала администратор Кристина.
Затем мы прошли на конюшню к парнокопытным.
— Зебре Эле 14 лет. Попала к нам, когда ей было три года. У парнокопытных до определенного возраста хрупкие кости. Их растят, а потом уже передают в зоопарки, в конный спорт или цирку, — объяснила нам наш «экскурсовод».
Дальше были ламы, карликовые пони, африканская антилопа Джафар, лошади породы Андалуз, величественные черные Фризы и верблюды. Все они содержатся в денниках, часто гуляют во дворе при теплой погоде и каждый день репетируют. Наша экскурсия завершалась. Выйдя из цирка, фотограф признался, что с трудом перенес комнату хищников, а я почувствовала, что мои руки сохранили запах тигров, которых мы гладили.
Мы постарались приоткрыть тайну закулисья, секреты дрессуры и на себе почувствовали весь груз ответственности за братьев наших меньших.
Чем бьют животных в цирке
Анастасия Мельникова
За последние двадцать лет в дикой природе вымерло больше десяти видов животных — яванский тигр, западный черный носорог, китайский речной дельфин и другие. Но лозунг «Звери должны жить на воле» продолжает привлекать сторонников экологического движения. О том, чем отличаются домашние, цирковые и дикие животные и надо ли их бояться, РИА Новости рассказал художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный.
— Цирк многие не любят, потому что считают, что там издеваются над животными. Это мнение порой подкрепляют доказательствами — некими видео в интернете. Что вы отвечаете в таких случаях?
— Тема для меня очень актуальная. Я болен цирком и готов говорить об этом часами. Да, и мне дико обидно, ведь это — грязная политика, которая действительно работает. Ее цель — воздействовать на нормальных людей, манипулировать ими.
— Кто этим занимается?
— Так называемые зеленые организации, не «Гринпис», а другие, которые в нашей стране только зарождаются.
В мире они работают по определенной схеме: появляются новые кандидаты на какую-то определенную должность во власти, продвигаются какие-то партии и начинают придумывать ходы. Чтобы заявить о себе, им нужно создать проблему — политическое пугало — а потом заставить о ней рассуждать.
— Что вы отвечаете на обвинительные реплики вроде «вы перевозите животных в маленьких душных контейнерах, держите в неволе, дрессируете»?
— Давайте вопросом на вопрос. Что отвечают люди, перевозя собаку самолетом и сажая в маленькую переноску, которую еще не всегда разрешают брать в салон? И ведь эта собака тоже, по сути, в неволе живет и перевозится.
— Это же домашнее животное, а не дикое.
— Какая разница? Да, собакам и кошкам действительно удобно с людьми. Но почему те, кто пишет мне в соцсетях злобные комментарии, решили, что льву, который изначально рожден в цирке, среди людей, плохо живется? Он не знает другого, не знает дикой природы. Это по факту такое же домашнее животное, только экзотическое. Или, например, белые тигры. Они появились как исключение из правил, но потом люди решили их разводить. Такие животные не могут охотиться из-за отсутствия маскировки. Можно ли назвать их дикими?
Здесь такая логика просто ломается — и у хейтеров нет ответа на этот вопрос.
— А у вас есть.
— Да. Для меня нет разницы между так называемым домашним животным и экзотическим, воспитанным в неволе. Большинство собак живут в небольших квартирах. И их хозяева обычно думают: «Моей собаке со мной хорошо». Так и моим тиграм хорошо. Животное в цирке доживает до 16-18 лет — глубокой старости, его любят, за ним ухаживают, его хорошо кормят, лечат, если нужно. На воле они бы жили в лучшем случае до пяти-шести лет.
— Почему такая разница — там слишком опасно?
— В дикой природе у них — постоянная битва за выживание. Они должны искать себе еду, а это борьба, часто кровавая. Если зверь ранен, никто ему не поможет — не вылечит, не выходит. Он просто умрет — от болезней или от голода. Или найдется кто-то сильнее его, и тогда животное погибнет в схватке.
Чтобы понять реальную картину, достаточно посмотреть не пропагандистское видео, а любое профессиональное документальное кино о живой природе.
Мне пишут: «Посмотрите фильм «Дамбо». Отвечаю: «Вы хотите, чтобы дрессировщик, работая с животными всю жизнь, из фильма про компьютерного слона, который на компьютерных ушах летает по Африке, что-то для себя почерпнул?» Это то, что я называю мультяшным мышлением.
— Вы же смотрели ставшее вирусным видео с эпилептическим приступом у тигра на выступлении цирка Багдасаровых в Магнитогорске?
— Его приводят в пример, когда пытаются доказать, что дрессура способна вызвать эпилепсию. Но если это так, то где другие примеры, ведь сейчас у каждого второго есть камера в телефоне. Наберите в поисковике — и вы увидите только эти растиражированные кадры одного и того же случая. Никто не знает, отчего такие приступы случаются, их нельзя как-то остановить, можно только переждать.
На видео Артур Багдасаров сначала пытается понять, что с животным происходит: берет палку и проверяет зверя на чувствительность. Я бы тоже так сделал. Помощники пытаются вернуть тигра в сознание, обрызгав водой. Потом дрессировщик за хвост оттаскивает животное в безопасное место, подальше от других хищников, которые в такой момент будут инстинктивно пытаться броситься на слабого. Их, думаю, сдерживала Карина Багдасарова, которая также была на манеже.
Зоошизики, которые, в отличие от зоозащитников, с животными никогда не работали, пишут: «Тигру стало плохо, а его бьют палкой». Начинается хайп, и мало кто задается вопросом: «А зачем это дрессировщику? Он что, дебил — специально жестоко (как они думают) обращаться с животным на арене?»
— Как с этим можно бороться?
— Только информацией и призывом к здравому смыслу. Ведь кроме зоошизиков, тех, кто зарабатывает на этом деньги или хайп, есть и просто люди, поддающиеся влиянию. Если большинство информации, которая им попадается, против цирка, значит, они тоже против. Но если с ними пообщаться, они меняют мнение.
— Как вы относитесь к передвижным циркам, как нужно регламентировать их работу?
— Конечно, на уровне закона. Этим мы занимались, когда помогали готовить закон «Об ответственном обращении с животными». Правда, изначально некоторые странные «эксперты», которые попали на обсуждения, пытались вписать в него вещи вроде «лошадь не предназначена для того, чтобы на ней ездить» и провести запрет катания на них. Еще хотели прописать стандарты цирковых вольеров, практически невыполнимые в городе. Все цирки стали бы тогда вне закона.
— Есть ли у передвижных цирков отдельные стандарты?
— Нет, животные там считаются личными. Никто же не регламентирует проживание кошки в квартире. Как хочешь — так и обращайся. У вас есть обязательства по отношению к своей собаке? Здравый смысл. Вот и здесь пока так же, хотя надо регламентировать, кто имеет право дрессировать животных, и так далее.
— А что насчет лошадей для катания? Они не сидят в клетках, но их эксплуатируют…
— Смотря как драматизировать ситуацию. Я знаю, что подавляющее большинство людей, содержащих лошадей, безумно их любят. Любой нормальный человек, который работает с животными, он сердобольный.
— Вы когда-нибудь боялись своих животных?
— Я дрессировщик и психолог, поэтому общаюсь с ними на языке тела, понимаю уровень их интеллекта, знаю природу страха. Это не ужасное чувство, а механизм самосохранения, который позволяет выживать. Я постоянно испытываю страх, как испытывал бы его любой нормальный человек. С другой стороны, я готов к опасности, потому что отработал миллион комбинаций, понял, кто на что способен, выявил потенциально опасных.
— Были ли случаи, когда вы не все просчитали в поведении животного?
— Да, недавно. Я уже десятки тысяч раз делал номер «Прыжок на льве», но в этот раз животное в самом начале ринулось. Потом он остановился, но я уже потерял равновесие — врезался грудью в колесо, чуть не сломал ребра. Как остался жив, непонятно.
— Из-за чего это случилось?
— Простое стечение обстоятельств. На манеже можно споткнуться и погибнуть. Если я падаю в зону досягаемости тигра, он тут же кидается, и все.
— Как вы относитесь к своим животным, привыкаете к ним, а они к вам?
— Они как маленькие дети, только чаще всего очень агрессивные и очень опасные. Когда ты доживаешь с ними до их старости и когда ты видишь, как они умирают… Это больно. У нас с братом был ручной тигр Мартин. Когда его не стало, другие животные чувствовали наше состояние. Можно было подойти к любому хищнику, взять и положить его голову к себе на ноги.
Но и из этого нельзя делать умильную картинку, потому что это как раз и есть мультяшное мышление. Хищник есть хищник.