чем бьют в гонг
Гонг. Один из самых древних музыкальных инструментов
Гонги изображены в Китае в VI веке нашей эры и использовались на Яве в IX веке. (Слово гонг является яванским.) Римский гонг с глубокой оправой I или II века н. Э. Был раскопан в Уилтшире, Англия. Плоские гонги встречаются по всей Южной и Восточной Азии, а гонги с выступами преобладают в Юго-Восточной Азии. Плоские гонги (гангса), используемые в ансамблях северных гор Филиппин, ударяются вручную, как в барабаны, и создают результирующие мелодии с использованием различных ритмических узоров. Ансамбли кулинтанг на юге Филиппин используют стойку настроенных гонгов с выступами, но музыканты определяют пьесы через ритмические паттерны, а не конкретные мелодии. Звонкие перезвоны гонгов ансамблей Юго-Восточной Азии могут либо воспроизводить мелодии, либо функционировать как временные маркеры, то есть они определяют большие ритмические единицы. В религиях Восточной и Юго-Восточной Азии гонги с выступами используются для обозначения частей пения или церемонии. Крупные ансамбли гонгов, такие как саинг-винг в Мьянме (Бирма), пифат в Таиланде и гамелан в Индонезии, продолжают богатые традиции концертной, театральной и церемониальной музыки.
Западный оркестр использует плоский китайский гонг неопределенной высоты звука (на Западе его называют там-там); Начиная с конца 20 века, некоторые композиторы призывали играть на таких гонгах, проводя смычком по краю. Иногда оркестровая музыка требует использования гонгов с глубокими ободками. С точки зрения акустики, стальные барабаны того же типа, что родом из Тринидада, представляют собой гонги с несколькими тонами.
Чем бьют в гонг
В начале 2020 года китайские рабочие из города Чанлэ обнаружили на строительной площадке прекрасно сохранившийся бронзовый ударный инструмент. Исследовав его, историки определили – обнаруженный гонг относится к периоду правления династии Шан (1046 г. до н.э.). Его поверхность щедро украшена декоративными узорами, изображениями облаков и молний, а вес составляет 33 килограмма. Удивительно, но подобные древнейшие инструменты сегодня активно используются в академической, оперной музыке, национальных обрядах, для сеансов звукотерапии и медитаций.
История происхождения
Большой гонг использовался в ритуальных целях. Он появился более 3000 лет назад, считается древнекитайским инструментом. Другие страны Юго-Восточной Азии также располагали подобными идиофонами. Считалось, что мощный звук способен отогнать злых духов. Растекаясь волнами в пространстве, он вводил людей в состояние близкое к трансу.
Со временем гонг стали использовать для сбора жителей, оповещения о прибытии важных персон. В древности он был военным музыкальным инструментом, настраивал армию на безжалостное уничтожение врага, ратные подвиги.
Исторические источники указывают на происхождение гонга на территории юго-запада Китая на острове Ява. Он быстро приобрел популярность по всей стране, стал звучать в театральных представлениях. Время оказалось невластным над изобретением древних китайцев. Устройство сегодня широко применяется в классической музыке, симфонических оркестрах, опере.
Конструкция гонга
Большой металлический диск, подвешенный на опору из железа или дерева, по которому ударяют колотушкой – малетой. Поверхность вогнутая, диаметр может быть от 14 до 80 сантиметров. Гонг – это металлический идиофон с определенной высотой звучания, принадлежащий к семейству металлофонов. Для изготовления ударного инструмента используют медь, бронзовые сплавы.
Во время игры музыкант ударяет малетой в разные части круга, приводя его в колебание. Извлекаемый звук гулкий, прекрасно предающий настроение тревоги, таинственности, ужаса. Обычно диапазон звучания не выходит за пределы малой октавы, но гонг может быть настроен и на другой звук.
Разновидности
В современном использовании существует более трех десятков гонгов от большого до малого. Наиболее распространенные – подвесные конструкции. На них играют палочками, похожие применяют для игры на барабане. Чем больше диаметр инструмента, тем крупнее малеты.
Чашеобразные устройства имеют принципиально отличную технику игры. Музыкант «заводит» гонг, проводя по его окружности пальцем, и ударяет колотушкой. Получается более мелодичный звук. Такие инструменты широко применяются в буддизме.
Самая распространенная разновидность гонга на Западе – непальская поющая чаша, применяемая в звукотерапии. Ее размер может варьироваться от 4 до 8 дюймов, а звукоопределяющей характеристикой является вес в граммах.
Непальская поющая чаша
Существуют и другие типы:
В Юго-Восточной Азии распространение получил черный, неполированный идиофон, который в Европе называют «балийский». Особенность – быстрое повышение тона с образование резкого стаккато.
Роль в оркестре
Гонги широко применяются в Пекинской опере. В оркестровом звучании они создают акценты тревожности, важности события, предвещают опасность. В симфонической музыке древнейший музыкальный инструмент использовали П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков. В азиатской народной культуре его звуки сопровождают танцевальные номера. Пройдя через века, гонг не утратил своего значения, не потерялся. Сегодня он дает еще большие возможности для реализации музыкальных идей композиторов.
Поиграйте на ударных инструментах мира
Ударные — одни из самых древних музыкальных инструментов. Они есть в каждой стране мира, на них играют шаманы, армейские барабанщики, рокеры и академические музыканты. О самых интересных ударных мы рассказываем вместе с Музеем современного искусства «Гараж», где проходила выставка «Безграничный слух», посвященная разным возможностям звука и слуха. Выберите инструменты, которые вам нравятся, и поиграйте в оркестр!
Автор текста Марк Пекарский
Автор и исполнитель музыки Елисей Дрегалин
Звукорежиссер Николай Антонов
У гонга протяжный металлический звук: когда музыкант ударяет по диску колотушкой, колебания отражаются от центра и расходятся до краев. Такие инструменты называются идиофонами От греч. idios — «свой» и ponn — «звук». : источником звука в них является само тело: его побеспокоили, и оно заколебалось.
Гонги бывают очень разными: от 10 дюймов 1 дюйм = 2,54 см. в диаметре до полутора метров; чем крупнее гонг, тем дольше он звучит. Большие гонги называются тамтамами Сейчас тамтамом называют и африканский деревянный барабан, поэтому часто возникает путаница. : их звук очень мощный и мрачный, и в оркестре тамтам часто используют, чтобы впечатлить слушателей.
В Китае, где гонг появился, он сперва использовался в ритуалах, чтобы прогонять злых духов или вызывать духов мертвых, а еще служил сиреной: с помощью гонга на улицах требовали освободить дорогу чиновникам (мандаринам). Изначально, в Китае, гонг был плоским, а вот на островах Индонезии — Яве, Бали и других — придумали делать в середине инструмента углубление: внутрь заливают парафин или воск, гонг настраивают, и на нем можно сыграть мелодию. Индонезийский гонг тоже использовался в ритуалах: на Востоке считается, что музыка — это не просто эстетическое удовольствие, а при помощи нее с человеком разговаривает бог. Индонезийцы очень уважают гонги и часто дают им имена: Господин Древесная Пчела, Господин Тигр и другие. Раньше считалось, что, если к инструменту прикоснется непосвященный, например европеец, он может погибнуть.
Маримба, скорее всего, возникла одновременно в разных местах — в Азии, на островах Океании и в Африке. Потом маримбы начали путешествовать: с африканскими рабами они попали в Латинскую Америку, и в Гватемале культура маримбы особенно расцвела — там на одной маримбе играют иногда три или четыре человека.
Сначала маримба была устроена так: ряд деревянных пластин-клавиш, а под ними — резонаторы из скорлупы кокосового ореха или высушенной тыквы (они называются калебасы). Резонаторы усиливают звук: высокие звуки и так хорошо слышны, а для низких обязательно нужен дополнительный воздух, который будет обогащать звук. На маримбе играли на площадях и в деревнях во время праздников, а в Гватемале были и странствующие маримбьеро — как трубадуры в средневековой музыке. Со стулом и маримбой за спиной (причем маримба была в два раза больше музыканта) они путешествовали и забавляли публику.
В начале XX века в Европе маримбу усовершенствовали: у нее появился второй ряд пластин, расположенных и настроенных как черные и белые клавиши фортепиано, а вместо калебас резонаторами стали металлические трубы. Музыкант обычно держит в руках по две палочки, чтобы играть на нескольких клавишах сразу.
Маримба и ксилофон — это практически один и тот же инструмент. Они различаются лишь диапазоном: у ксилофона — высокий, у маримбы — низкий.
Тарелки известны с Античности, но определить их родину очень сложно: они, как и гонги, встречаются по всему миру, и все при этом немножко разные. По форме это два металлических диска, которые музыкант держит в руках за выпуклости или за специальные ремешки и ударяет друг о друга; различаются они в первую очередь тем, как настроены: гармонично или негармонично.
Одни из самых знаменитых тарелок — турецкие. Они пришли из ритуала духовного ордена мевлеви. Мусульманские монахи дервиши в высоких шапках и длинных белых одеяниях, прихваченных у талии, кружились в танце под аккомпанемент тарелок. Вертясь под музыку все сильней и сильней, они входили в транс и таким образом приближались к Богу — этот обычай до сих пор выглядит очень впечатляюще.
Изначально этот инструмент пришел из буддизма (его использовали китайские и корейские буддийские монахи в церемониях), поэтому другое название — корейские колокола. Потом его стали использовать и в классической восточной музыке, а в начале XX века — в джазе и в классической западной. Сегодня чаще всего объединены в набор из пяти инструментов. Звучание у необыкновенное, на нем можно изобразить даже животных, например лягушек.
Чаще всего этот инструмент называют «маракáс», но, во-первых, правильно — марáкас, а во-вторых — это множественное число: один инструмент называется марáка. Но термин в русском языке устоялся, и тут уж ничего не сделаешь.
Маракас — самый известный представитель огромной семьи погремушек. Сначала погремушки были связаны с культом: шаманы считали, что их шум отпугивает злых духов или призывает добрых духов-помощников. В детскую колыбель погремушки тоже клали для этого: по поверью, игрушки не только развлекали ребенка, но и отгоняли злые силы. А потом люди решили использовать погремушки как музыкальный инструмент, и сейчас они встречаются по всему миру (в России тоже есть своя погремушка — называется шаркунок, это крестики из бересты). Латиноамериканский маракас, как правило, сделан из высушенного кокосового ореха или тыквы, внутри у него семена или горох. Но вообще маракас можно сделать даже в домашних условиях: возьмите пустую металлическую банку из-под газировки, засыпьте туда гвоздиков, заклейте дырку — будет инструмент!
Барабаны — это огромное и самое известное семейство ударных. Почти все из них — это мембранофоны, то есть инструменты, у которых есть натянутая мембрана: ударяешь по ней, и воздух вокруг начинает вибрировать и звучать. Барабаны различаются корпусом: он может быть в форме цилиндра, а может быть в форме котла; может быть металлическим, деревянным или керамическим. Барабаны бывают двусторонние и односторонние. Двусторонние, то есть с двух сторон обтянутые кожей, — это шумовые инструменты, а односторонние, у которых кожа только с одной стороны, — музыкальные, настроенные по нотам. А еще барабаны бывают большими и маленькими, оглушающими и тихими — в общем, барабанов на свете целое множество. Но когда мы говорим об этом инструменте, мы, конечно, представляем себе малый барабан.
Малый барабан произошел от европейского маршевого барабана. Во время войн барабан играл знакомый ритм, и люди понимали, что надо идти в наступление или, в конце концов, на обед. Без барабана в маршевой музыке не обойтись: мелодию было бы не слышно, а бой барабана слышно на много километров. Под большой и гулкий барабан даже лошади шли ритмично: они чувствовали вибрацию, недоступную человеческому уху. В какой-то момент звук барабана захотели сделать еще более громким и добавили струны: они натянуты снаружи нижней поверхности инструмента. Поэтому малый барабан такой трескучий.
Малый барабан — центр ударной установки, которую используют в джазе и популярной музыке; кроме него, туда входят тарелки, (или «бочка») и три том-тома (не путать с тамтамами) — барабаны без струн. На установке не просто отбивают ритм, а играют целые ритмические партии: на концертах у ударника часто есть полноценное соло, как и у гитариста или клавишника.
Чем бьют в гонг
Содержание
Изобретение
Согласно историческим данным, ударный музыкальный инструмент гонг был изобретён в районе проживания национальных меньшинств на юго-западе Китая на острове Ява. Со II в. до н. э., благодаря укреплению этнических культурных контактов, медный гонг постепенно приобрёл популярность в масштабах всей страны. В те времена, под звуки гонга полководец вёл свою армию сражаться с врагом. В древности гонг был преимущественно военным музыкальным инструментом.
Вследствие своего длительного развития, а также для удовлетворения разнообразных нужд в настоящее время существует более 30 разновидностей гонгов, среди которых наиболее популярны большой гонг и малый гонг.
Конструкция гонга
Представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый диск сравнительно большого размера. Изготавливают из металла, предпочтительно из меди, бамбука и других материалов. Удары колотушкой по корпусу гонга, приводят его в колебание, вследствие чего он издаёт гулкий звук.
Помимо отдельных ударов из там-тама можно извлекать некое подобие тремоло. В этом случае исполнитель время от времени слегка подбивает инструмент колотушкой в момент угасания звука.
Для исполнения более сложных ритмов прибегают к помощи палочек от малого барабана, либо быстро проводят металлическим стержнем по окружности диска. Предпринимались также небезуспешные попытки извлекать звуки из там-тама, водя по его краю смычком от контрабаса.
Разновидности гонгов
На чашеобразных гонгах играют многими разными способами, например, путем трения пальцем о край гонга, ударом колотушкой и т. д. Эти гонги обычно используют в религиозных отправлениях, в основном, в буддизме. Вероятно, самой известной разновидностью чашеобразных гонгов на Западе является непальские поющие чаши (singing bowls), имеющие размеры приблизительно от 4″ до 8″ и столь чистый звук, что их используют для успокоительной «звукотерапии». Интересно, что главной характеристикой непальской поющей чаши считается не диаметр, а вес в граммах.
Гонги chau
Гонг chau — это наиболее известный европейцам традиционный тип гонгов, получивший прозвище bullseye («мишень»). Исторически гонги chau (chao) использовались для того, чтобы потребовать дорогу высоким чиновникам — наподобие современной милицейской сирены.
Большой гонг chau, ещё называемый «там-там» (не путать с том-томами!), давно стал частью большого симфонического оркестра. Иногда гонг chau называют китайским гонгом, но это неправильно в том смысле, что chau — не единственный тип китайского гонга. Ещё чаще такой гонг называют традиционным, и это тоже в общем неверно, поскольку с точки зрения восточной культуры все они традиционны. В последнее время там-тамами стали называть гонги chau любого размера.
На этом варианты использования этих гонгов не заканчиваются. Например, фирма Paiste выпустила серию тональных гонгов chau под названием Planet. Гонги серии имеют размеры 24″ — 26″ — 28″ — 30″ — 32″ — 36″ — 38″, настроены на различные ноты и имеют названия Солнца, Луны и планет Солнечной системы.
Изготовляются гонги chau из бронзы или латуни и имеют почти плоскую форму, если не считать края, загнутого практически под прямым углом, так что гонг представляет собой очень низенький пустотелый цилиндр. Тело гонга слегка вогнутое, если смотреть со стороны, куда загнут край. Центральная точка и край гонга chau не полированы и покрыты оксидом меди, который образуется на поверхности при изготовлении гонга. Толщина металла несколько увеличивается от центра к краям, в результате чего вибрация концентрируется в центре, а внешний край удерживает основной тон, хорошо слышимый после того, как обертоны затухнут.
Гонги chau выпускаются самых разных размеров — от 7″ до 80″.
«Сосковые» гонги
Название этой группы гонгов происходит от того, что в центре гонга есть возвышение, по форме напоминающее сосок, который часто изготовляют из сплава, отличного от тела гонга.
Этот тип гонга дает очень различные звуки в зависимости от того, как их извлекают. Сосок дает яркий звук колокола, а тело — более плотный звук.
Сосковые гонги обычно изготовляют размером от 6″ до 14″, но встречаются сосковые гонги и большего размера. Кроме того, существуют наборы тональных сосковых гонгов (наподобие кроталей).
Одним из видов сосковых гонгов является гонг bao, иногда называемый bau и даже ошибочно boa, используемый в Китае для богослужений. Также сосковые гонги распространены в Таиланде и Бирме.
Гонги jing и fuyin
Подобно традиционным китайским тарелкам jing, существуют гонги jing, имеющие похожий звук. Эти гонги имеют понижение тона звучания; в центре у них есть относительно плоское центральное возвышение, которое не лежит в той же плоскости, что и края гонга. Таким образом, гонг по форме напоминает очень низкий усеченный конус (если не считать загнутого края). Обычный размер для них — 12″, но встречаются гонги jing 10″.
Гонги fuyin похожи на гонги jing, но диаметр центральной части у них заметно больше, да и сам и они обычно большего диаметра. Иногда эти гонги называют ещё smooth («гладкие»). Гонги fuyin также имеют понижение тона, но тембр их более плотный, и звук более длительный. Обычный размер — 15″, но бывают и 12″.
Оба этих вида гонгов обычно изготовляют с применением обточки с обеих сторон.
Гонги fung luo («оперные»)
Оперные гонги не следует путать с там-тамами, используемыми в европейском симфоническом оркестре. В данном случае речь идет о китайской опере. Обычно использовалась пара гонгов: один побольше со снижающимся тоном, а второй поменьше с повышающимся тоном, для того чтобы объявлять выход соответственно главных и второстепенных героев.
Оперные гонги обычно бывают диаметром от 7″ до 12″. В паре гонгов больший чаще всего на 2″ больше меньшего.
Китайское название оперных гонгов — fung luo. Сейчас такие гонги используют не только в китайской опере. При сильном ударе по такому гонгу маленькой колотушкой получается интересный грохочуще-воющий звук с повышением или снижением тона.
Гонги hui yin («тигровые»)
Тигровыми называют гонги, похожие на оперные, обычно с небольшим снижением тона и большего диаметра (до 15″), хотя существуют маленькие тигровые гонги вплоть до 8″. Обычно их делят на «скрипичные», «альтовые» и «басовые». Обычно такой гонг удерживают одной рукой за шнур, а второй рукой играют.
Существуют также гонги hui yin, разновидностью которых являются гонги с «тигровым» звуком. При этом тигровые гонги по-китайски именуют несколько иначе — hu yin. Изготовляются гонги hui yin обычно размером 8″ и 9″.
Гонги pasi
Гонги pasi традиционно предназначены для подачи сигналов о начале выступления и т. п. Эти гонги обычно имеют широкополосный крэшеподобный звук; некоторые из них сосковые, некоторые нет. Очевидно, название pasi больше означает область применения, чем форму или даже тембр звучания.
Гонги pasi обычно изготовляются размером размер от 12″ до 15″ и устанавливаются на стол при помощи специальной стойки.
«Ветряные» гонги
Гонги типа wind плоские и тяжелые, имеют высокий и жесткий обертон и длительное звучание, «подобное ветру», откуда и название. Если по такому гонгу играть палочкой с нейлоновым наконечником, можно получить звук, подобный бою колокольчиков маятниковых часов.
У некоторых wind-гонгов есть отверстие в центре, но подвешиваются они всё равно за специальные отверстия в крае. Обычный размер ветряного гонга — от 15″ до 22″, но возможно приобрести wind-гонг от 7″ до 40″ в диаметре.
Этот тип гонга любим барабанщиками тяжелых роковых стилей: хотя традиционно по wind-гонгу играют колотушкой, он дает прекрасный звук при игре палочкой.
Гонги feng («солнечные»)
Гонги feng ещё называют солнечными. Они часто используются в китайской опере, народной музыке и древних ритуалах Китая. По конструкции гонг feng похож на ветряной и отличается, по видимому, сплавом. Толщина гонга feng одинакова по всей его площади. При игре весь гонг отзывается большим количеством обертонов, которые затухают быстрее, чем у там-тамов. Изготовляются размером от 6″ до 40″.
Говорят, что некоторые азиатские монахи умели петь в унисон с солнечным гонгом, да так точно, что при помощи резонанса заставляли гонг колебаться с расстояния около сотни метров.
Гонги heng luo и «зимние» гонги
Эти гонги полностью полированные и с жёстким краем. Их звук, извлекаемый колотушкой, представляет собой звон, долго затухающий вплоть до нежнейшего пианиссимо. На Западе эти гонги иногда называют просто heng.
Зимними называют гонги, похожие на heng luo, но с небольшим сосочком в центре. Они обычно достаточно тяжелые и выпускаются в наборах, настроенных на ноты пентатоники.
Обычные размеры гонгов heng luo — от 8″ до 22″, а вот зимние гонги небольшие — максимум 10″ в диаметре.
Балийский гонг
Этот гонг, распространенный в юго-восточной Азии — от Таиланда до Бали — получил в Европе название просто «балийский», хотя это и не единственный гонг, используемый в Бали. Гонг не полирован и покрыт окислами, поэтому он чёрного цвета. В центре имеется сосок, а край загнут, как у гонга chau. Сосок дает почти чистую ноту практически без обертонов, поэтому существуют наборы таких гонгов, настроенные хроматически.
Балийские гонги обычно бывают диаметром от 8″ до 16″.
Прочие традиционные гонги
В китайской культуре гонги используются часто. В первую очередь это известные на Западе гонг chau — «типичный» китайский гонг, — и «ветряной» гонг. Кроме того, в китайских оркестрах используют гонги xiao sau с очень быстрым повышением тона и shueng kwong, дающий острое стаккато.
Известны нам также такие китайские инструменты, как гонг dan da (небольшой неполированный гонг 6″ или 7″ в виде пустотелого цилиндра, используемый в религиозных отправлениях), свадебный гонг xiang jia (в буквальном переводе «скучаю по дому», то есть «прощай молодость»), используемый в свадебном шествии.
Существует множество гонгов, происходящих не из Китая, а из других восточных стран — Тибета, Индии, Бали, Таиланда, Бирмы и т. д. Мы знаем балийский гонг geng (небольшой гонг в виде тарелки, но с изменением тона, размер около 11″), индийский гонг seemu, похожий на ветряной гонг, тибетский бронзовый гонг, иногда называемый императорским, но о ещё большем количестве древних инструментов мы, представители западной цивилизации, не имеем ни малейшего понятия. К сожалению, подобные виды гонгов на Запад практически не просачиваются, и приобрести их почти не возможно.
Роль в оркестре
В большом оркестре роль большого гонга заключается в создании гнетущей атмосферы и усилении ритма. А в опере, его часто используют для отображения твердого характера сильной личности. Малые гонги широко используются для музыкального сопровождения номеров и арий Пекинской оперы, для исполнения музыкальной драмы «Пинцзюй», в Хэбэйской местной опере, Хунаньской опере «Хуагуси», а также на эстраде для исполнения китайских народных танцев и песен.