чем бьют лошадей в цирке
Цирковые лошади: конный цирк в России
Цирк — это незабываемое зрелище! Кто не испытывал чувства восторга, когда следил за виртуозной работой вольтижеров! Вот на арене появляется всадник на вороном коне, и зрители, затаив дыхание, следят за каждым его движением. Он на полном скаку спрыгивает с лошади, отталкивается от манежа, перевертывается в воздухе и снова оказывается в седле.
В рядах зрителей — вздох облегчения. Но вот он, словно сраженный пулей, опрокидывается навзничь и почти волочится по земле, лишь одним носком держась за седло. А потом — рывок, и джигит опять в седле. Затем на полном скаку всадник ныряет под живот лошади и взбирается на нее уже с другой стороны…
Конный цирк России имеет глубокие корни, уходящие в национальные конные игры. Его совершенствовали и развивали многие талантливые представители этого увлекательного жанра. Одним из таких до революции был П. Крутиков, отказавшийся в молодости от карьеры юриста и полностью посвятивший себя конному цирку.
Его выступления на замечательно подготовленных лошадях в Киевском цирке, а затем турне по Европе имели колоссальный успех. Французские газеты того времени писали, что ни в одном цирке не было подобных номеров и таких великолепных лошадей.
Появление Крутикова на арене цирка всегда вызывало восторг зрителей. Начинал он программу, как правило, выезжая на тройке лошадей, сидя верхом на средней. Эта лошадь выполняла сложные движения, а две другие, бегущие по бокам, точь-в-точь повторяли их. Затем Крутиков демонстрировал уникальный трюк. Он проезжал на лошади по высокому мосту длиною в 6,5 метров и шириной около 16 сантиметров.
История сохранила имя и другого талантливого мастера конного цирка — Е. Мердера. Он поражал зрителей смелостью и сложностью своих номеров. Да и как было не поражаться, ведь только он мог проехать верхом на лошади по бревну, обмотанному канатом, установленному на пятиметровой высоте.
Большое влияние на развитие конного цирка оказали и такие мастера, как Н. Сычев, который выступал в классическом жанре циркового наездничества, П. Федосеев сальтоморталист на лошади, джигитовщик П. Орлов, жокей В. Соболевский, женщины-наездницы В. Гамеакурия, сестры Романовы и многие другие талантливые артисты, прославившие конный цирк России.
Но особенно широкое признание публики получил конный цирк в советское время. На арену вышло новое поколение замечательных артистов. Они успешно стали конкурировать с лучшими мастерами европейских цирков. Одним из них был известный советский жокей Г. Липадо, много сделавший для развития конного цирка молодой Советской республики.
Пожелтевшие страницы театральных журналов хранят восторженные отзывы о его выступлениях: «Играет оркестр, распахивается форганг и на арену цирка выезжают Глеб с женой Тамарой Рокотовой. Они на крупах двух рядом бегущих лошадей исполняют классическое па-де-де и заканчивают этот номер красивыми акробатическими трюками».
Тамара ни в чем не уступала мужу. Она искусно демонстрировала так называемые арабские колесики и стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), что считается вершиной мастерства. Захватывал зрителей и такой номер. По кругу галопом мчится конь, Тамара стоит у края манежа, а когда конь приближается к Тамаре, она делает четыре стремительных шага наперерез коню, кажется столкновение неминуемо, но Тамара резко подпрыгивает и, пока она находится в воздухе, конь продвигается на полкорпуса вперед и наездница во весь рост становится ему на спину.
В настоящее время среди артистов этого жанра славой непревзойденных заслуженно пользуются два виртуоза — И. Кантемиров и М. Туганов.
Труппа Али-Бека Кантемирова, отца И. Канте-мирова,— это целая эпоха в советском цирке. Газеты и журналы в свое время писали, что АлиБек Кантемиров — это непревзойденный мастер конного цирка. Манежу он посвятил всю свою жизнь. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных цирков России, он получил мировую известность.
Много и упорно работают Кантемировы над своими номерами, и не случайно за одну из программ труппе Али-Бека присуждено звание лауреата Всесоюзного смотра циркового искусства, посвященного 50-летию Советской власти.
В труппе Кантемирова к лошадям относятся с любовью и уважением, как к равноправным партнерам. Обычно срок работы лошади в цирке не более пяти лет, а у них они служат по 15-20 и даже более лет. Джигиты Кантемировы на своих лошадях принимают участие во многих Всесоюзных конноспортивных праздниках и завоевывают заслуженные победы. Они широко известны и как артисты кино. Со своими лошадьми Кантемировы снимались во многих фильмах. Но особенную известность получил Ирбек и его любимец Буян после съемок фильма «Смелые люди».
А однажды Буян выступил в такой роли, что удивил видавших виды артистов. В день 60-летия народного артиста Советского Союза М. М. Яншина, большого любителя лошадей и конного спорта, Ирбек решил его оригинально поздравить: принарядил Буяна и привел его на пятый этаж по узкой крутой лестнице к квартире юбиляра. Появление четвероногого поздравителя в дверях квартиры вызвало слезы радости на глазах Михаила Михайловича.
То, что лошади — артисты цирка — знают все, а вот что они выступают в театре, слышали, наверное, немногие. Да, да, именно в театре. Да еще в каком! В Москве в Большом театре, в таких знаменитых операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки. А в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» уже около века, с самой премьеры спектакля, присутствует на сцене верный спутник главного героя — Россинант. Раньше эту роль играл терский конь Мавр, а в последние годы ее прекрасно исполняет конь тоже терской породы по кличке Состав.
Не обходились без четвероногих артистов и постановки таких опер, как «Мазепа» П. Чайковского, «Псковитянка» И. Римского-Корсакова. Лошади принимали активное участие в балете «Конек-Горбунок». Когда на сцене появляется живая лошадь, зрители забывают об условности развертывающегося перед ними действия. Недаром же знаменитая балерина Е. Гельцер, с успехом выступавшая в балете «Шубертиана», в своем дневнике написала: «Найти сквозную линию образа Ундины мне помог эпизод отъезда рыцаря.
Во время репетиции на сцену привели красивую лошадь, на которой игравший рыцаря уезжал от Ундины. Я стремительно бросилась за ним и повисла на стременах, обвивая волосами его ноги. Несколько мгновений я пролетела, уцепившись за стремена,— это было рискованно, но красиво».
Изнанка профессии: дрессировщик лошадей, который в цирке «с опилок»
О лошадях, своих «детках», дрессировщик Белорусского государственного цирка Руслан Лазаров может говорит часами. Животные, как люди, – у каждого свой характер. Есть в цирке хитрецы, которые стараются «откосить» от работы. А есть трудоголики, вкалывающие за себя и того парня за сухарик.
Когда эти прекрасные животные гарцуют на сцене, все выглядит легко и празднично. Совсем не так – за кулисами. Проект Sputnik «Изнанка профессии» – о той части простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы, без наших комментариев.
Девочки везде девочки
В цирке работают с жеребцами. В дрессуре они легче, чем девочки. Я вообще за свою практику лишь однажды цирковую кобылу встречал – в одном из европейских цирков. Знаете, девушки они везде девушки. И у лошадей есть свои капризы.
В нашей команде – несколько тракенов (жеребцов тракененской породы – Sputnik), орловских рысаков. Остальные – обычные белорусские упряжные, которых мы заказываем в колхозах и на конезаводах.
С чистопородными проще работать – полукровки бывают непослушными. Хотя такие лошади более выносливые – работяги.
У каждого коня свой характер. Есть у нас парочка, я бы сказал, вредных по натуре. Одного Терек зовут. Характер своеобразный. Упрямый. Может укусить. Хотя дрессировать его было легко – хорошо все схватывал. Что я делаю, если он сопротивляется? Тоже сопротивляться начинаю, а там у кого силенок уже больше хватит.
Второго коня я до конца еще не раскусил. Одно выступление отрабатывает хорошо, потом два может запороть. То ли он пугается, то ли специально так делает.
Кстати, зовут его Руслан, как и меня. Ну, так получилось. Лошади к нам приходят уже с кличками. Свои имена они знают, понимают, когда именно к ним обращаются. Но с этим конем мы решили привычку поменять – зовем его Ржавый, Рыжий. Вообще он интересный, необычный. Похож на иноходца.
Остаться без сладенького
Травм за время моей работы было много. Про выломанные пальцы я уже молчу. Причиной может быть что угодно. Иногда лошадь не доспала. Поэтому, заходя в денник, коня всегда нужно окликнуть для начала. Бывает, что с перепугу может укусить.
Однажды выполнял трюк: спустился под живот коню, а он внезапно поскользнулся. Откуда вода на манеже взялась, не знаю. Я оказался под ним, и меня разорвало. Конь наступил мне на брюшную полость. Была гематома, делали операцию.
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
В цирке мы стараемся без рукоприкладства обходиться. Многие лошади приходят к нам еще жеребятами. Ты их дрессируешь, приручаешь. Они уже твоя семья – разве тут ударишь? Голосом обычно работаем. Самое худшее для коня – когда его лишают лакомства. После репетиций для лошадей выставляют тазики с сухариками и морковкой. Если этого нет, для них это самое обидное, по-моему.
Малыш на манеже
В нашем цирке лошади трюки не выполняют. Мы используем джигитовку. Главное – чтобы конь ровным галопом шел, не притормаживал. Научить этому – самая сложная часть работы.
Никогда не знаешь, за сколько подготовишь коня. Все по-разному к работе относятся. Кто-то ленится, кто-то, наоборот, за морковку или за сухарик начинает быстрее слушаться и выполнять команды.
Последнюю лошадь за месяц выдрессировали. Но она пришла к нам уже «под седлом».
Сейчас появился жеребенок. Ему два года: по лошадиным меркам, вообще малыш. Пока выпускам его на манеж после репетиций и просто гоняем. Как для взрослого, выставляем ему тазик с морковкой. Тоже хитрюга. Первые три раза хорошо отходил, на четвертый вышел и сразу тазик искать стал, ему никакой репетиции уже не надо.
Лошади очень умные. Просто специально это скрывают иногда.
Сложно ли мне повторять одно и то же каждый день? В этой ситуации говорю, что артисты тоже живые. Конечно, бывают срывы. Но я стараюсь сильно не загоняться по этому поводу. Приезжаю домой, закрываюсь в комнате, включаю танки. А назавтра все по новой.
Чем занимается «Гринпис»?
Какой советский цирк без животных. Так испокон веков повелось. Мне до сих пор непонятно, что из себя представляет «Гринпис». Мы когда в Израиле работали, их волонтеры приехали к нам, закрылись в клетках, весь день сидели. Начали статьи писать, что мучают животных. Хотя мы им предлагали: пожалуйста, проходите, смотрите, это же не закрытая территория. А финалом этой истории стало то, что в конце дня им привезли еду из «Макдональдса». Извините, какой вы «Гринпис», если вы едите животных. Как мне кажется, это движение, главная цель которого показать себя.
На мой взгляд, запрещать животных в цирке нельзя. Но контроль за их состоянием ввести нужно, особенно потому как в последнее время появляется много цирков-однодневок.
У нас содержится девять лошадей. Все живут в конюшне при цирке. Заботятся о них служащие. Все они ребята со стажем, у многих свои конюшни. Поэтому за животных я особо не переживаю.
Чем бьют лошадей в цирке
Глава 4. Конское снаряжение
В процессе дрессировки лошадей требуется различное конское снаряжение и подсобный инвентарь (рис. 13).
Мартингал и подперсье можно применять при специальной седловке (национальной) и при дамской езде.
Дамское седло должно быть с удобным сиденьем и невысокой лукой. Артисткам-амазонкам вместо громоздкого дамского седла можно рекомендовать гурту с чепраком и двумя рогульками. Она приближает всадницу к лошади, делает ее посадку более элегантной.
Седло должно соответствовать форме холки лошади, а также особенностям телосложения всадника. Для лошадей с острой высокой холкой передняя лука седла высокая, а седло для лошадей с широкой низкой холкой должно иметь переднюю луку более низкую. Всаднику (артисту) более или менее полному удобнее сидеть на широком седле, и наоборот, всадник худощавый будет хорошо себя чувствовать на седле с узким сиденьем.
Железо. Под таким названием мы подразумеваем удило, или трензель, или мундштук.
Трензель (удило) состоит из двух полусогнутых ветвей, подвижно соединенных между собой непосредственно или особым промежуточным звеном. Ветви к наружным своим концам несколько утолщены и на концах имеют свободно вращающееся кольцо для пристегивания поводьев и ремней уздечки. Трензельное удило давит на язык, беззубый край нижней челюсти и углы рта лошади.
Мундштук состоит из грызла и двух щечек, соединенных неподвижно с грызлом. Средняя часть грызла выгнута в виде дужки, лежащей в одной плоскости с щечками мундштука. Каждая щечка делится на две части: верхнюю (от верхнего конца до грызла) и нижнюю (от грызла до колец мундштучных поводьев), причем нижняя часть щечек в два раза длиннее верхней. На верхних кольцах щечек крепятся подвижные крючки для цепочки.
Для лошади с тонкими деснами подбирают мундштук с толстым грызлом. У лошадей с толстыми деснами чувствительность меньше и грызло может быть тоньше. Высота дужки грызла мундштука подбирается по толщине и мясистости языка. Чем толще и мясистее язык, тем дужка должна быть выше, и наоборот.
Одним из важных условий большей или меньшей строгости мундштука является степень натянутости (длины) цепочки. По общему правилу три сложенных пальца должны свободно под ней проходить, причем надо следить, чтобы она была развернута, то есть лежала плоско. Всаднику следует решить, плотнее или свободнее она должна лежать. При этом следует принимать в расчет не только чувствительность рта лошади, но также степень спокойствия и мягкости руки всадника. Если рука у него «тугая», то цепочку пристегивать плотно не следует, это может вызвать сопротивление лошади вплоть до поднятия на дыбы и опрокидывания назад. Лучше всего первое время пристегивать цепочку свободно. Всегда будет время ее укоротить. Для легкости управления металлическую цепочку можно заменить мягким ремешком или плоской резиной.
Рис. 14. Развязка (арнир) репетиционная
Развязка (арнир) репетиционная. Развязка обязательно должна быть эластичной. Прекрасным материалом для ее изготовления может служить плоский резиновый кровоостанавливающий жгут. Можно также придать развязке эластичность, вшив в кожаные развязки кольца из резиновой трубки (рис. 14).
Рис. 15. Кавалетти (клавиши, траббарьеры)
Рис. 16. Намордники
Намордники одевают на лошадей, имеющих привычку кусаться. В цирковой практике чаще всего пользуются намордниками оригинальной формы, предложенной дрессировщиком А. С. Соколовым (рис. 16).
Уход за конским снаряжением
Как известно, при демонстрации конных цирковых номеров нарядное убранство придает лошадям красивый эффектный вид.
Мундштуки, удила и другие металлические части сбруи чистят при помощи специальных порошков бытовой химии и после мытья вытирают.
Следует стремиться иметь металлические части, изготовленные из нержавеющей стали или латуни, так как хромирование и никелирование от ржавчины не защищают.
Чем бьют лошадей в цирке
Анастасия Мельникова
За последние двадцать лет в дикой природе вымерло больше десяти видов животных — яванский тигр, западный черный носорог, китайский речной дельфин и другие. Но лозунг «Звери должны жить на воле» продолжает привлекать сторонников экологического движения. О том, чем отличаются домашние, цирковые и дикие животные и надо ли их бояться, РИА Новости рассказал художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный.
— Цирк многие не любят, потому что считают, что там издеваются над животными. Это мнение порой подкрепляют доказательствами — некими видео в интернете. Что вы отвечаете в таких случаях?
— Тема для меня очень актуальная. Я болен цирком и готов говорить об этом часами. Да, и мне дико обидно, ведь это — грязная политика, которая действительно работает. Ее цель — воздействовать на нормальных людей, манипулировать ими.
— Кто этим занимается?
— Так называемые зеленые организации, не «Гринпис», а другие, которые в нашей стране только зарождаются.
В мире они работают по определенной схеме: появляются новые кандидаты на какую-то определенную должность во власти, продвигаются какие-то партии и начинают придумывать ходы. Чтобы заявить о себе, им нужно создать проблему — политическое пугало — а потом заставить о ней рассуждать.
— Что вы отвечаете на обвинительные реплики вроде «вы перевозите животных в маленьких душных контейнерах, держите в неволе, дрессируете»?
— Давайте вопросом на вопрос. Что отвечают люди, перевозя собаку самолетом и сажая в маленькую переноску, которую еще не всегда разрешают брать в салон? И ведь эта собака тоже, по сути, в неволе живет и перевозится.
— Это же домашнее животное, а не дикое.
— Какая разница? Да, собакам и кошкам действительно удобно с людьми. Но почему те, кто пишет мне в соцсетях злобные комментарии, решили, что льву, который изначально рожден в цирке, среди людей, плохо живется? Он не знает другого, не знает дикой природы. Это по факту такое же домашнее животное, только экзотическое. Или, например, белые тигры. Они появились как исключение из правил, но потом люди решили их разводить. Такие животные не могут охотиться из-за отсутствия маскировки. Можно ли назвать их дикими?
Здесь такая логика просто ломается — и у хейтеров нет ответа на этот вопрос.
— А у вас есть.
— Да. Для меня нет разницы между так называемым домашним животным и экзотическим, воспитанным в неволе. Большинство собак живут в небольших квартирах. И их хозяева обычно думают: «Моей собаке со мной хорошо». Так и моим тиграм хорошо. Животное в цирке доживает до 16-18 лет — глубокой старости, его любят, за ним ухаживают, его хорошо кормят, лечат, если нужно. На воле они бы жили в лучшем случае до пяти-шести лет.
— Почему такая разница — там слишком опасно?
— В дикой природе у них — постоянная битва за выживание. Они должны искать себе еду, а это борьба, часто кровавая. Если зверь ранен, никто ему не поможет — не вылечит, не выходит. Он просто умрет — от болезней или от голода. Или найдется кто-то сильнее его, и тогда животное погибнет в схватке.
Чтобы понять реальную картину, достаточно посмотреть не пропагандистское видео, а любое профессиональное документальное кино о живой природе.
Мне пишут: «Посмотрите фильм «Дамбо». Отвечаю: «Вы хотите, чтобы дрессировщик, работая с животными всю жизнь, из фильма про компьютерного слона, который на компьютерных ушах летает по Африке, что-то для себя почерпнул?» Это то, что я называю мультяшным мышлением.
— Вы же смотрели ставшее вирусным видео с эпилептическим приступом у тигра на выступлении цирка Багдасаровых в Магнитогорске?
— Его приводят в пример, когда пытаются доказать, что дрессура способна вызвать эпилепсию. Но если это так, то где другие примеры, ведь сейчас у каждого второго есть камера в телефоне. Наберите в поисковике — и вы увидите только эти растиражированные кадры одного и того же случая. Никто не знает, отчего такие приступы случаются, их нельзя как-то остановить, можно только переждать.
На видео Артур Багдасаров сначала пытается понять, что с животным происходит: берет палку и проверяет зверя на чувствительность. Я бы тоже так сделал. Помощники пытаются вернуть тигра в сознание, обрызгав водой. Потом дрессировщик за хвост оттаскивает животное в безопасное место, подальше от других хищников, которые в такой момент будут инстинктивно пытаться броситься на слабого. Их, думаю, сдерживала Карина Багдасарова, которая также была на манеже.
Зоошизики, которые, в отличие от зоозащитников, с животными никогда не работали, пишут: «Тигру стало плохо, а его бьют палкой». Начинается хайп, и мало кто задается вопросом: «А зачем это дрессировщику? Он что, дебил — специально жестоко (как они думают) обращаться с животным на арене?»
— Как с этим можно бороться?
— Только информацией и призывом к здравому смыслу. Ведь кроме зоошизиков, тех, кто зарабатывает на этом деньги или хайп, есть и просто люди, поддающиеся влиянию. Если большинство информации, которая им попадается, против цирка, значит, они тоже против. Но если с ними пообщаться, они меняют мнение.
— Как вы относитесь к передвижным циркам, как нужно регламентировать их работу?
— Конечно, на уровне закона. Этим мы занимались, когда помогали готовить закон «Об ответственном обращении с животными». Правда, изначально некоторые странные «эксперты», которые попали на обсуждения, пытались вписать в него вещи вроде «лошадь не предназначена для того, чтобы на ней ездить» и провести запрет катания на них. Еще хотели прописать стандарты цирковых вольеров, практически невыполнимые в городе. Все цирки стали бы тогда вне закона.
— Есть ли у передвижных цирков отдельные стандарты?
— Нет, животные там считаются личными. Никто же не регламентирует проживание кошки в квартире. Как хочешь — так и обращайся. У вас есть обязательства по отношению к своей собаке? Здравый смысл. Вот и здесь пока так же, хотя надо регламентировать, кто имеет право дрессировать животных, и так далее.
— А что насчет лошадей для катания? Они не сидят в клетках, но их эксплуатируют…
— Смотря как драматизировать ситуацию. Я знаю, что подавляющее большинство людей, содержащих лошадей, безумно их любят. Любой нормальный человек, который работает с животными, он сердобольный.
— Вы когда-нибудь боялись своих животных?
— Я дрессировщик и психолог, поэтому общаюсь с ними на языке тела, понимаю уровень их интеллекта, знаю природу страха. Это не ужасное чувство, а механизм самосохранения, который позволяет выживать. Я постоянно испытываю страх, как испытывал бы его любой нормальный человек. С другой стороны, я готов к опасности, потому что отработал миллион комбинаций, понял, кто на что способен, выявил потенциально опасных.
— Были ли случаи, когда вы не все просчитали в поведении животного?
— Да, недавно. Я уже десятки тысяч раз делал номер «Прыжок на льве», но в этот раз животное в самом начале ринулось. Потом он остановился, но я уже потерял равновесие — врезался грудью в колесо, чуть не сломал ребра. Как остался жив, непонятно.
— Из-за чего это случилось?
— Простое стечение обстоятельств. На манеже можно споткнуться и погибнуть. Если я падаю в зону досягаемости тигра, он тут же кидается, и все.
— Как вы относитесь к своим животным, привыкаете к ним, а они к вам?
— Они как маленькие дети, только чаще всего очень агрессивные и очень опасные. Когда ты доживаешь с ними до их старости и когда ты видишь, как они умирают… Это больно. У нас с братом был ручной тигр Мартин. Когда его не стало, другие животные чувствовали наше состояние. Можно было подойти к любому хищнику, взять и положить его голову к себе на ноги.
Но и из этого нельзя делать умильную картинку, потому что это как раз и есть мультяшное мышление. Хищник есть хищник.