чем была вызвана необходимость реформы приказной системы
Приказная система: суть, история возникновения, становление и расцвет
Когда государственная система развивается, растет и крепнет – реформы и нововведения неизбежны. Меняются уклады, принципы управления, территориальное деление, появляются новые задачи. И действующая схема работы государственной машины перестает соответствовать требованиям времени. Появляется потребность в масштабных переменах. Такая ситуация сложилась к началу XVI века в Московском царстве. Процесс централизации привел к возникновению новой системы управления. Появились приказы. Они стали основой структуры власти почти на два столетия.
Создание приказной системы
Вам будет интересно: Мифологическое мышление: причины, специфика и особенности
История появления этого термина вполне закономерна. Государь может «приказать ведать» тем или иным делом, и конкретный подданный должен выполнить наказ. С развитием государства управление только через должностных лиц теряет эффективность. Им на смену приходят целые учреждения и ведомства. Исследователи полагают, что приказная система стала складываться в правление Ивана III, в конце XV – начале XVI вв. Приказы (также именовавшиеся «дворами», «палатами», «четвертями», «избами») были ключевыми органами центрального управления, в ведении которых находились отдельные государственные территории или сферы деятельности. В царствование Ивана Великого было создано около 10 подобных ведомств, в том числе Казенный, Житный, Конюшенный, Большого двора, заведовавшего землями Московского князя. При Василии III (годы правления – 1505-1533) их количество растет, появляются Ямской приказ и Смоленский разрядный.
Устройство и состав
Нормативно создание приказной системы было закреплено в период правления Ивана IV Грозного. В положениях Судебника 1550 года были определены количество приказов (80 на тот момент) и их основные полномочия.
В ведении каждого выделялось два основных направления деятельности: судопроизводство и делопроизводство. Первым заведовали судьи, вторым – дьяки и подьячии. Все они назначались и смещались решением верховной власти. Для выполнения отдельных поручений в приказах существовали, к примеру, толмачи (Посольский приказ), трубники, пушкари, недельщики. Задачей последних было извещение свидетелей и ответчиков о необходимости явиться на суд.
Вам будет интересно: Использование ИКТ в образовательном процессе: виды, характеристика, применение
Основные «сотрудники» должны были присутствовать на службе ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Решения принимались судьями совместно, но чаще единогласно, с подачи главного из них. Действовали приказы именем государя, и в случае несогласия с вынесенным решением жалобы рассматривались Боярской думой.
Расцвет приказной системы
Как и любое начинание, реформа управления прошла несколько этапов. Формирование приказной системы было ответом на расширение круга государственных задач. Сюда же относилась и необходимость контролировать вновь присоединенные территории. Численность и состав приказов менялись неоднократно. К примеру, с появлением патриаршества и началом освоения Сибири возникали соответствующие ведомства. В годы Смуты, напротив, количество приказов уменьшилось.
Исследователи сходятся во мнении, что периодом наивысшего развития приказной системы стала первая половина XVII века – время правления первых представителей династии Романовых. Значительное число приказов, как временных, так и постоянных, появилось при Алексее Михайловиче (малороссийский, монастырский, хлебный, рейтарский, тайных дел и др.). Большинство из них было расположено в приказных палатах Московского Кремля.
Разделение полномочий: сложности
Со временем стало очевидно, что созданный управленческий аппарат далеко не всегда эффективно выполняет свои функции и соответствует государственным задачам. И проблема заключалась не только в росте числа ведомств. Сутью приказной системы стала нечеткость иерархии и распределения полномочий. Обязанности многих из них переплетались, часто противореча друг другу. Порой в приказе могло выполняться такое количество разноплановых дел, что он переставал соответствовать своему первоначальному функционалу.
Постепенно система приказов стала довольно громоздкой и неповоротливой. Судьи и дьяки часто «не соответствовали занимаемой должности», не выполняя прямых обязанностей, злоупотребляя своим положением. Несмотря на явные недостатки, система сохранялась вплоть до реформ Петра I, а отдельные приказы просуществовали едва ли не до середины XVIII века.
Территориальные приказы
Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Существовало три относительных принципа, по которым распределялись полномочия приказов. Это категории населения, территории или направления работы. Исходя из этого, можно выделить несколько групп приказов. В ведении территориальных находилось управление отдельными округами, княжествами. Некоторые из них носили название «четверти» (по существовавшему в XV веке принципу деления земель Московского княжества):
По мере присоединения или потери новых территорий создавались и объединялись новые приказы: Великороссийский, Сибирский, Казанского Дворца, Малороссийский, Лифляндских дел и др.
Дворцовые
Если в ведении первой группы приказов находились целые регионы, то к этой категории относились ведомства, в обязанность которым вменялось управление государевым двором и землями. Начало было положено созданием приказа Большого дворца. Руководство им поручалось «дворецкому», руководившему придворными. Одной из важнейших его задач был сбор оброка и других податей с населения городов, сел, волостей, принадлежавших царской фамилии. В эту приказную систему впоследствии также вошли:
Отраслевые
Приказная система управления стала складываться во многом именно из-за необходимости разделить разные сферы внутригосударственных дел. Именно по этому принципу изначально появлялись Аптекарский, Ямской, Житный, Холопий, Печатный приказы. Одним из первых среди них в источниках упоминается Ямской. В его задачи входил контроль над транзитными перегонами и доставкой почты, а также сбор податей с ямщиков. В периоды бедствий большое значение приобретал Житный приказ, заведовавший складами, в которых хранился хлеб для снабжения войска и на случай неурожаев.
Особую категорию составляли ведомства, отвечавшие за соблюдение закона, порядка и систему наказаний. К ним можно отнести Разбойный и Сыскной приказы. Первоначально они были созданы как временный орган для борьбы с разбоем, но в итоге просуществовали вплоть до XVIII века. Разбойный приказ ведал делами о грабежах и убийствах, управлял тюрьмами и палачами.
Военные и дипломатические дела
Внешняя политика всегда была важнейшей сферой государственных интересов, что отразилось и на численности соответствующих учреждений. В разные годы в приказную систему по военным и внешнеполитическим делам входили:
Дипломатические отношения со странами Европы и Азии находились в ведении Посольского приказа. Толмачи и подьячие во главе с посольским думным дьяком занимались подготовкой российских посольств и встречей иностранных делегаций, сопровождением иноземцев в Москве, выкупом и обменом военнопленных.
Все служилое сословие находилось в ведении Разрядного приказа. В его задачи входило также комплектование войска, назначение военачальников и наместников, смотры и сборы, учет гражданских должностей, определение размера жалования.
Имущество, доходы и расходы
Не столь многочисленная, но не менее весомая группа учреждений, входящих в приказную систему, контролировала не только процесс пополнения государственной казны, но и вопросы землевладения. В нее входили:
Первый из них был одним из влиятельнейших органов государственного управления, ведавших вотчинным и поместным землевладением. Сюда относилась раздача и изъятие поместий для служилого сословия (дворян и детей боярских), составление писцовых книг, решение земельных споров.
В задачи приказа Большой казны входил контроль над государственными доходами, получаемыми с городов, деревень, сел, не входивших в ведение иных подразделений. Также ему подчинялись купцы, суконная и гостиная сотни, денежный двор, таможня, Тульский оружейный завод.
Круг обязанностей Новой четверти был довольно пестрым: сбор с кружечных дворов (до 100 тысяч рублей в год), судебные дела о незаконной продаже табака и вина, а с 1678 года – заведование делами калмыков.
Контрольные и ревизионные приказы
Рост численности ведомств и нечеткое разделение их обязанностей привели к тому, что приказная система в 17 веке столкнулась с необходимостью создания контролирующих органов.
Так был сформирован приказ Счетных дел. В нем не было судей, а в задачи дьяков входил контроль за доходами и расходами разных учреждений. Также приказ занимался сбором не поступивших в казну податей и остатков средств, не израсходованных ведомствами в течение года.
Неким особняком стоял созданный в правление Алексея Михайловича приказ Тайных дел. Подчиняясь непосредственно государю, он выполнял функции наблюдения за исполнением царских указов, одновременно являясь канцелярией. В задачи входило выявление государственных преступлений и организация следствия по ним. Подьячие также сопровождали послов во время визитов в другие страны и воевод в походах, следя за их действиями. Примечательно, что именно этому приказу было поручено участвовать в создании единой почтовой службы.
Государственное благоустройство
Компоненты приказной системы, отвечавшей за строительство, общественное призрение, просвещение, сохранялись в России довольно долгое время. К ним можно отнести:
Каменный приказ выполнял важнейшую функцию руководства строительством зданий и сооружений. В его ведении также находились все мастеровые, кирпичные заводы, сбор податей с городов, где происходила добыча извести и белого камня. Его правопреемник (созданный в 1775 году) следил за соответствием застройки Москвы разработанному плану. Новый государственный орган также отвечал за качество строительных материалов и пожарную безопасность зданий.
Общественное призрение и благотворительность находились в ведении приказа Строения богаделен, созданного во второй половине XVII века. Сюда относились: раздача милостыни, поиск возможностей заработка для трудоспособного населения, наказания за тунеядство. Значительная часть обязанностей при этом возлагалась на духовенство.
На Земском соборе в 1681 году было решено организовать перепись нищих, устроить престарелых и немощных горожан в больницы, а трудоспособных привлечь к общественным работам. В Москве предусматривалось строительство «шпитальных домов» – государственных богаделен.
Узнаем чем была вызвана необходимость реформы приказной системы? Основные недостатки приказного управления
Возникновение приказов
Обязанности приказов
О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:
— спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;
— входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;
— способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит – понижалась эффективность управления страной.
Это и есть основные причины того, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.
Первые приказы
Первые учреждения с более-менее четко выраженными государственными обязанностями возникли в середине 16-го века. Приказная система управления в России в конце XV-XVII в. может быть классифицирована по функциональным, территориальным или сословным признакам.
Финансирование приказов
Приказная система управления финансировалась в основном бессистемно. Для текущих дел финансирование бралось с определенной территории, с которой взимали налоги, для отдельных случаев могли перебрасываться средства с других приказов, или создаваться специальные налоги. Регуляция денежных потоков осуществлялась такими приказами, как Приказ Большой казны, Приказ сбора запросных денег и прочее. Еще одним ответом на вопрос о том, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, станет чрезвычайная запутанность денежных потоков и рассогласованность действий различных приказов.
Петровские реформы
С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.
Чем была вызвана реформа приказной системы?
Приказная система представляла собой уникальную форму государственного управления, которая сложилась на Руси в конце XV века.
Необходимость их формирования была связана с огромной территорией нашей страны, которая управлялась с большим трудом. Целью приказов было донесение до воевод и прочих подчиненных великого князя его верховных распоряжений. Приказы также назывались и избами, и дворами, и дворцами и т.д. Фактически, они представляли собой простейший чиновничий аппарат только формирующегося государства.
Однако именно приказы тормозили развитие русской государственности. Отсюда и возникает вопрос о том, чем была вызвана реформа приказной системы?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Подготовка к реформе приказной системы управления
Приказы, начав свое существование еще при великом князе Иване III, успешно существовали практически 200 лет. И если при Иване Васильевиче на Руси было всего семь малых приказов и один большой приказ, ведавшей всеми наследованными князем землями, то их количество при Алексее Михайловиче Романове достигло огромного числа. Это значительно затрудняло делопроизводство в государстве и являлось уже обременяющим фактором развития.
Подготовку к реформе приказов начал старший сын Алексея Михайловича – царь Федор, вступивший на престол после смерти отца.
Федор объединил между собой многие приказы, поручил надзор в них опытным людям, также он подчинил многие приказы деятельности приказа Большой казны. Создал царь всего два новых приказа – тайных дел (нечто вроде тайной полиции того времени) и богадельный приказ, ведавший делами социального призрения и благотворительности.
При царевне Софье приказы практически не претерпели каких-либо изменений в своей деятельности. Однако все изменил приход к власти молодого царя-реформатора Петра – самого младшего из сыновей Алексея Михайловича.
Чем была вызвана реформа приказной системы при Петре Алексеевиче?
Реформа приказной системы произошла именно при Петре. Это было вызвано тем, что царь строил новое государство, которое должно было хорошо ему подчиняться.
Однако эта реформа готовилась очень долго.
Только в 1721 году был зачитан указ о коренном преобразовании всей приказной системы. Теперь создавались коллегии. Коллегии являли собой более совершенный механизм государственного управления с четким и регламентированным кодексом и правилами подчинения. Управление в коллегиях осуществлялось специальными государственными служащими, которые упоминались в знаменитом табеле о рангах.
В указе об упразднении приказов и о создании коллегий было, в частности, было указано, что коллегии превосходят приказы тем, что в них присутствует большая успешность в деле раскрытия истины, они более быстры в решении дел, в них допускается меньшее количество злоупотреблений со стороны судей, а также существует определенная свобода в том или ином решении.
Действительно, коллегии были более централизованным органом государственного управления.
Приказы после Петра Великого
Однако после реформы приказной системы этот орган управления полностью не исчез. Некоторым из них даже удалось пережить великого русского императора. Это были приказы, ведающие национальными проблемами, такие как Малороссийский и Сибирский. А также приказы, которые занимались юридическими вопросами (судебный и сыскной приказы).
Окончательно приказная система в нашей стране была упразднена только при Екатерине Великой, после того, как императрица подписала указ о создании губерний. Само слово «приказ» как наименование государственного органа просуществовало еще несколько десятилетий, однако его содержание было уже иное. В итоге это название сохранил только приказ общественного призрения.
Таким образом, вопрос о том, чем была вызвана реформа приказной системы, предполагает следующий ответ: реформа приказов стала объективным требованием времени, государство обретало все большую централизованность и система разрозненных приказов, главы которых нередко враждовали между собой, его не устраивало. Необходимо было создать такой чиновничий аппарат, который весь был пронизан идеей подчинения монарху и соответствовал строгой иерархичности управления.
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.
Количество приказов постоянно росло (доходило до 100), некоторые уже дублировали друг друга.
1)Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при первых романовых?
1)Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при первых романовых?
2)С чем связано неуклонное падение роли Земских соборов и Боярской думы?
4) Почему стало необходимым принятие Соборного уложения 1649 года?
ОЧЕНЬ НУЖНО ПОМОГИТЕ 7 класс.
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране при Иване IV?
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране при Иване IV.
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы& ;
Чем была вызвана необходимость церковной реформы?
Чем была вызвана необходимость церковной реформы?
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.
Чем была вызвана необходимость реформирования приказной системы помогите прошу?
Чем была вызвана необходимость реформирования приказной системы помогите прошу.
Первые русские дипломаты Деятельность первых русских дипломатов началась с Посольского приказа, который был учрежден в 1549 году Иваном Грозным. Первым чиновником Посольского приказа был Иван Висковатый, затем он перейдет в чин первого печатника Пос..
В борьбе за выход к Балтийскому морю Россия заключила Северный союз сСаксонией и Данией. Это были наши союзники, но они уже находились в состоянии войны со Швецией. Швеция «увязла » в Польше, ещё одним союзником Петра I, КарлXII совершил ошибку, по..
К августу 1954 года как раз было распахано 6, 5 млн. Гекторов земли.
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач,
численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал нечеткие обязанности служащих приказов, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.
Чем была вызвана необходимость церковной реформы?
Чем была вызвана необходимость церковной реформы.
Установите соответствие между элементами цифр и букв?
Установите соответствие между элементами цифр и букв.
Содержание реформы 1) Реформа местного управления 2) Приказная реформа 3) Военная реформа А) создание стрелецкого войска Б) создание центральных органов управления В) создание Избранной рады Г) отмена системы кормлений.
Почему и чем были вызваны ограничения земской судебной образовательной реформ александра 2 в царствование его сына?
Почему и чем были вызваны ограничения земской судебной образовательной реформ александра 2 в царствование его сына.
Какие реформы так и не были проведены в Надднепрянской Украине?
Какие реформы так и не были проведены в Надднепрянской Украине?
Почему проведение этих реформ было необходимым?
Ответе на этот вопрос по историичем была вызвана необходимость церковной реформы?
Ответе на этот вопрос по истории
чем была вызвана необходимость церковной реформы.
Чем была вызвана военная реформа и в чем состояла суть?
Чем была вызвана военная реформа и в чем состояла суть?
Назовите причины вызвавшие необходимость создания ссср?
Назовите причины вызвавшие необходимость создания ссср.
Потвердить фактами что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в?
Потвердить фактами что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в.
Почему в начале XVIII в.
Эта необходимость стала ещё острее.
Почему церковная реформа патриарха Никона вызвала массовое сопротивление?
Почему церковная реформа патриарха Никона вызвала массовое сопротивление?
Первые русские дипломаты Деятельность первых русских дипломатов началась с Посольского приказа, который был учрежден в 1549 году Иваном Грозным. Первым чиновником Посольского приказа был Иван Висковатый, затем он перейдет в чин первого печатника Пос..
В борьбе за выход к Балтийскому морю Россия заключила Северный союз сСаксонией и Данией. Это были наши союзники, но они уже находились в состоянии войны со Швецией. Швеция «увязла » в Польше, ещё одним союзником Петра I, КарлXII совершил ошибку, по..
К августу 1954 года как раз было распахано 6, 5 млн. Гекторов земли.