чем больше я тренируюсь тем больше мне везет

Ректор Стокгольмской школы экономики в России: «Каждое утро мы просыпаемся глупее, чем накануне»

Стокгольмская школа экономики (SSE) — единственное зарубежное образовательное учреждение, работающее на территории России и выдающее диплом европейского образца. Школа основана в 1909 году. Сейчас в школе шесть департаментов, восемь исследовательских институтов, четырнадцать исследовательских центров. Школа занимает первое место среди стран Северной Европы в рейтинге бизнес-образования Financial Times, а магистерская программа SSE «Финансы» — 12-ю позицию в мировом рейтинге Financial Times. Школа сотрудничает с 200 университетами и 200 компаниями в 38 странах. В экспертном комитете Нобелевской премии по экономике работают четверо выпускников SSE, один из которых — нобелевский лауреат.

Российское отделение SSE было открыто в 1997 году на средства Ханса Раусинга, семьи Аф Йокник и фонда принца Бертиля. Cейчас оно полностью самоокупаемо, оборот — 200 млн рублей. Двухлетний курс обучения на английском стоит €48 000, с синхронным переводом на русский — €55 000.

По результатам исследований Стокгольмской школы экономики 98% опрошенных, большинство из которых — топ-менеджеры крупнейших российских и зарубежных корпораций, а также владельцы бизнеса, считают кризис удачным временем для инвестиций в обучение. Четверть респондентов подтвердили, что на себе ощутили пользу бизнес-образования при поиске работы в кризис, а 68% согласились с тем, что помимо новых знаний бизнес-школа дает полезные знакомства, которые помогают находить вакансии. После окончания учебы 60% выпускников активно используют приобретенные знакомства в работе. Около 38% опрошенных признают значимость коллег по обучению.

В России школа проводит обучение по программам Executive MBA и программе для руководящих работников. Среди клиентов школы — «Газпром нефть», ММК, «Новартис», «Филип Моррис», РЖД, Сбербанк, ВТБ24.

На праздновании 20-летия российского отделения ректор Стокгольмской школы экономики в России, доктор наук, профессор маркетинга Андерш Лильенберг рассказал Forbes Life о том, почему мужчины не могут учиться без женщин, и о том, как тайное знание стало важнее точных наук.

Андерш, как менялась методика школы за эти двадцать лет?

— Она менялась вместе с Россией. Преподавать экономику в России — серьезный вызов, нужно успевать за изменениями в стране и в мире, чтобы наши студенты получали актуальные знания. Двадцать лет тому назад, когда мы стали первой западной школой, открывшей свое отделение в России, достаточно быть быть грамотным специалистом. Люди ценили возможность получить знания из первых рук. Сейчас ситуация радикально изменилась. Наши студенты — люди хорошо образованные и информированные, они знают, что происходит в мире и в обществе, а к шведским экспертам относятся со здоровой долей скептицизма. Нам нужно соответствовать этим завышенным требованиям. Мне нравится. Чем сильнее вызов, тем интереснее работать, тем больше требуется личное участие и нестандартные решения.

Вначале среди наших студентов было много тех, кто приходил из чистого любопытства, а также тех, кому диплом нужен был для успешного резюме. Сейчас таких людей очень мало. Все, кто к нам приходит, точно знают, что хотят учиться именно у нас. Мы работаем над этим. Мы преподаем тем, кто готов измениться, открыть новые возможности и получить новый взгляд на себя и на мир вокруг. Необязательно идти к нам, если потребность в том, чтобы научиться бухучету. А вот получить новое мировосприятие — это к нам.

Вы стремитесь предугадать, спрогнозировать ситуацию?

— Если доверять прогнозам, то есть шанс оказаться по ту сторону реальности. Поэтому важно и предугадывать, и фиксировать происходящее. Реакция аудитории хорошо помогает сориентироваться. Чем сильнее реакция, от любви до ненависти, чем сильнее споры, мнения, обсуждения, — тем очевиднее, что содержание образования соответствует уровню ожиданий. Слишком много предсказывать в нашем случае не полезно.

Мы следим за тем, как студенты оценивают наши программы, и стремимся добиться определенной атмосферы в группах.Как говорит наш лектор, консультант по стратегическому управлению, автор книги «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрём, мозг современного человека подвергается в 3000 раз большему давлению информации, чем 30 лет назад. А поскольку информацию теперь производят машины, ее объем удваивается каждые два года, то есть каждое утро мы просыпаемся глупее, чем ложились спать. Именно поэтому невозможно оставаться экспертом, мастеров больше не существует, а на смену им приходят любители, которые ежедневно осваивают что-то новое. Чтобы достигать результатов, необходимо научиться сотрудничать.

Поэтому когда мы компонуем группы, пытаемся добиться максимального разнообразия. Очень важно, например, чтобы процент мужчин и женщин в группах был равный. Когда в группе большинство мужчин, там жесткая конкуренция, острые споры, небольшая способность к совместной работе. А в группах, где соблюден гендерный баланс, атмосфера более дружеская, лояльная. Мы делаем ставку не столько на получение навыков и знаний, но на создание атмосферы. В доброжелательной рабочей атмосфере люди знакомятся, образуют социальные связи, которые потом выгодно используют, учатся уважать друг друга даже в том случае, если у собеседника другая точка зрения. Часто в начале обучения диалоги студентов выглядят так: я так считаю, и вам меня не переубедить. В конце второго года обучения они уже готовы обсуждать и учитывать другие позиции, кроме своей, и спокойно к этому относятся. Если в начале обучения студент может жаловаться, что лекции скучные, преподаватели скучные, то постепенно студенты учатся оценивать по-другому: может быть, мне было скучно, потому что я упустил что-то на лекции, потерял нить рассуждения?

Мы считаем, что знания делятся на две категории: фундаментальные знания и tacit knowledge, тайные знания, которые позволяют человеку анализировать и находить решения, при этом группы сотрудников могут невербально обмениваться подобными знаниями, создавая особую творческую атмосферу. Именно поэтому появляются такие конгломераты, как Кремниевая долина, а компании, ранее приветствовавшие удаленную работу, возвращают сотрудников в офис, где становится возможным обмен «скрытыми знаниями».

— Да, и экономисты, и социологи ищут причины этих проблем. Как только появится понимание, будет возможность предугадать и предотвратить это явление.

— Это означает, что сейчас общество переживает глобальный кризис гуманитарных и социальных наук? Кризис образования?

— Научная среда могла бы лучше себя проявить в предотвращении, предсказании этих явлений. Сейчас мало кто хочет изучать и анализировать, все как будто стремятся обвинять. Так ученые могут потерять свой авторитет, превратившись в нигилистов, как Базаров. Не хотелось бы, чтобы вместо взвешенного анализа мы получили примитивные пропагандистские аргументы. Но давайте сравним две недавние выборные кампании: в США и во Франции. В Америке социологи не смогли предсказать результат, они демонстрировали свое видение ситуации, но не реальность, а во Франции по опросам социологи смогли предсказать результат практически до процента. Это значит, что они лучше проделали свою работу, они применили весь свой арсенал умений и навыков, чтобы понять, что происходит.

— Насколько важна интуиция и иррациональное в экономике?

— Я часто цитирую Луи Пастера, который как-то написал в дневнике, что удача приходит к тем, кто к ней готов. Ее нужно заслужить своим интересом и работой. А в экономике, конечно, есть традиционный подход, где все строго рационально. Но есть и альтернативные подходы. Израэль Кирцнер в своей книге «Конкуренция и предпринимательство» говорит о том, что предпринимательство — не всегда осмысленный поиск, это зачастую спонтанные озарения. Но для того, чтобы так происходило, нужно быть подготовленным, нужно идти по этой дороге. Когда ты открыт, то и возможности открываются. Я часто привожу такой пример. В детстве моим героем был хоккейный вратарь Владислав Третьяк, «красная машина», как его звали в Швеции. Третьяк как-то сказал в интервью: «Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет».

— Среди экспертного комитета по экономике Нобелевской премии четверо выпускников Стокгольмской школы экономики, один из которых — нобелевский лауреат. Когда будет российский лауреат Нобелевской премии по экономике?

— России осталось недолго ждать Нобелевской премии по экономике, те специалисты, с которыми я сталкивался, заслуживают этой награды.

Источник

Чем больше я тренируюсь тем больше мне везет

Действительно ли вам нужна удача?

Да, удача определенно нужна. Но что это такое? Удача – это не есть благоприятное стечение обстоятельств, которое сваливается на человека без всякого участия с его стороны.

Фрэнк Синатра буквально в течение одного вечера стал звездой. Всего одно выступление по телевидению – и вся страна начала носить его на руках. На вопрос о причинах такого невероятного везения он ответил: «Во-первых, я не упустил возможности, представившейся мне в этот вечер, а во-вторых, я готовился к нему целых 10 лет».

Профессиональный игрок в гольф Бернард Лангер однажды загнал мяч на дерево. Вместо того чтобы упасть на землю, мяч застрял в развилке ветвей. Казалось, что игра уже проиграна. Но Лангер залез на дерево, уселся на сук и ударом клюшки сшиб мяч, который приземлился недалеко от лунки. Следующим ударом Лангер загнал мяч в лунку и выиграл турнир. Один из журналистов сказал ему: «Господин Лангер, вам ведь невероятно повезло, не так ли?» Лангер ответил: «Вы знаете, я уже давно заметил, что чем больше тренируюсь, тем больше мне везет».

Видимое всем везение при ближайшем рассмотрении объясняется скрытой от посторонних глаз многолетней подготовкой.

Откуда берется удача?

Нам то и дело встречаются на пути люди, которым невероятно везет в денежных делах. Если же внимательно присмотреться к этому везению, то и здесь мы заметим такую же тщательную подготовку. Как правило, эти люди умеют экономить. У них есть определенная сумма денег, и они не упускают свой шанс.

Удача в виде шансов стучится в двери ко всем людям. Одни попросту не слышат этого стука и не замечают шансов. До шансов ли им, когда целый день надо крутиться в поисках денег, чтобы расплатиться по текущим счетам?

Другие хотя и замечают шансы, но никак не могут решиться и постоянно откладывают все на потом. Благоприятные возможности кончаются очень быстро, поэтому необходимо моментально за них хвататься. Они не ждут тугодумов.

Лишь немногие люди распознают возникающие возможности, располагают необходимым капиталом и моментально берутся за дело. Им-то и сопутствует удача. И лишь единицы сами отправляются на поиски шансов. Им везет еще больше.

Таким образом, составными частями удачи являются:

• быстрое принятие решения и немедленные действия.

Если кому-то крупно повезло, то чаще всего этот человек сам шел навстречу везению и при этом рисковал. Мы видим только розы и не замечаем лопату. Мы видим удачу, но не видим ее подготовки. Вне поля нашего зрения остаются и неудачи. Если бы мы знали, насколько систематично «счастливчики» готовятся к своей удаче, то немало удивились бы.

Все мы склонны называть чудом или везением то, чего не можем понять. Однако мы видели, что чудеса можно совершать собственными руками. Точно так же и удача – это плод многолетней подготовки.

В конце концов, лишь от нашего отношения к жизни зависит, отнесем ли мы чудо в разряд сверхъестественных явлений только по той причине, что не можем его объяснить. Когда мы говорим, что нам не везет, то снимаем с себя всякую ответственность за происходящее. Ведь невезение – это такая удачная отговорка. Если же вы берете на себя ответственность, то удачу можно планировать. А шансы для этого есть у каждого.

Таким образом, основополагающий вопрос заключается в том, готовы ли мы взять на себя всю ответственность, в том числе за чудеса и везение. Если да, то вы сами удивитесь, на какие чудеса способны. В этом случае вы сможете планировать даже удачу. Если же вы уклоняетесь от ответственности, то вам остается ссылаться только на невезение (ведь против этого аргумента никто не может возразить).

Легко ли творить чудеса?

Прочитав следующие главы, вы убедитесь, что все написанное совсем несложно для понимания. И действительно, стать богатым легко. Все элементы этого процессы доступны для понимания и легки в применении.

Вы можете сегодня один час посвятить чтению, а затем еще пять минут вести записи в «Дневнике успехов»? Вы можете раз в квартал посетить семинар? Вы можете окружить себя незаурядными людьми? Разумеется. Это все несложно.

Источник

чем больше я тренируюсь тем больше мне везет. nocover. чем больше я тренируюсь тем больше мне везет фото. чем больше я тренируюсь тем больше мне везет-nocover. картинка чем больше я тренируюсь тем больше мне везет. картинка nocover. Стокгольмская школа экономики (SSE) — единственное зарубежное образовательное учреждение, работающее на территории России и выдающее диплом европейского образца. Школа основана в 1909 году. Сейчас в школе шесть департаментов, восемь исследовательских институтов, четырнадцать исследовательских центров. Школа занимает первое место среди стран Северной Европы в рейтинге бизнес-образования Financial Times, а магистерская программа SSE «Финансы» — 12-ю позицию в мировом рейтинге Financial Times. Школа сотрудничает с 200 университетами и 200 компаниями в 38 странах. В экспертном комитете Нобелевской премии по экономике работают четверо выпускников SSE, один из которых — нобелевский лауреат.

Бодо Шефер, миллионер, писатель и бизнесмен, уже в возрасте тридцати лет мог жить на проценты от своего капитала. В течение многих лет он, кроме прочего, проводит в Германии и Голландии семинары по финансовым вопросам. В настоящее время живет и работает в Кельне.

То, что нам, европейцам, представляется невероятным, в США считается абсолютно необходимым. Американские фирмы предоставляют своим сотрудникам в среднем 40 свободных от работы дней в году для того, чтобы они могли посещать семинары. 40 дней, когда сотрудники фирмы не работают, — и фирма за это платит! И это окупается. В Японии эта норма еще выше.

У рынка семинаров в США годовой оборот более 700 миллиардов марок (вдвое больше, чем у рынка персональных компьютеров)! Мы, европейцы, должны быть начеку, чтобы не оказаться исключенными из этого процесса.

Образцы для подражания

С первой минуты нашей жизни мы учимся главным образом методом подражания. Среда влияет на нас куда сильнее, чем мы готовы признать. Никакие книги или учеба не влияют на нас так сильно и не формируют нас так, как окружающие нас люди.

Если мы общаемся с людьми, которые лучше нас, мы духовно растем. Если же вокруг нас люди, которые хуже нас, мы оказываемся в застое. Тем не менее, мы недооцениваем это влияние, так как считаем свой образ мыслей совершенно самостоятельным. Мой последний консультант выразился по этому поводу так: «Кто ложится в кровать с собаками, просыпается с блохами».

Эта тема так сложна для понимания, так важна и одновременно чревата такими тяжелыми последствиями, что я посвятил ей целую главу — главу 13: «Консультант и сеть специалистов».

Чтобы совершить чудо, нужно мужество

В начале этой главы Вы прочитали: «Большинство людей переоценивают то, что могут сделать за год, и недооценивают то, что могут сделать за десять лет».

Чтобы действительно многого добиться, необходимы глубокие изменения личности на всех пяти уровнях. Это требует значительного времени. И результаты этих изменений при определенных обстоятельствах проявляются не сразу, но если проявляются, то «взрывообразно».

Бамбук очень выразительно иллюстрирует это положение. Фермер сажает росток в землю и удобряет ее пеплом. Четыре года спящее растеньице остается в земле. Каждое утро фермер поливает его. Каждое утро в течение четырех лет. В конце четвертого года росток, наконец, вырывается на поверхность. Теперь бамбук вырастет за 90 дней на 20 метров!

Все эти четыре года фермер не был уверен, что росток еще жив. Но он верил, и надежда не покидала его. Автор долгосрочных замыслов нуждается в таком же доверии к своим планам. Искусство состоит в том, чтобы не позволить себе лишиться мужества. Ничто не придает нам больше мужества, чем работа над всеми пятью уровнями одновременно.

Чуда без риска не бывает

Чтобы сделать себе состояние в течение семи лет, Вы должны быть готовы идти на риск. Что значит для Вас риск? «Ничего не стоит бороться с быком, если ты его не боишься, — сказал как-то известный тореадор. — И не бороться с быком, которого ты боишься, тебе тоже ничего не стоит. Но вот бороться с быком, которого ты боишься, — это уже нечто».

А некий очень состоятельный человек выражал это так: «Все, что действительно стоило делать, пугало меня поначалу до смерти». Если Вы не испытываете никакого страха перед тем, как сделать новый шаг, это верный показатель того, что шаг для Вас недостаточно значителен.

В первой главе мы говорили о великих свершениях. Что является великим? Возможно, Вы делаете что-то, что Вам очень легко дается, а другие удивляются этому. Возможно, что все обстоит как раз наоборот: Вы упорно боретесь и вынуждены преодолевать страх, а другие ничего не замечают. Поэтому мы не должны мерить себя по чужой мерке, но только по тому, чего мы сами могли бы достигнуть. Прочитайте, пожалуйста, следующие предложения и обдумайте Вашу готовность к риску.

• Мы забываем, что нередко одинаково рискованно идти как старым, так и новым путем. Старый путь вовсе не является более безопасным только потому, что он нам хорошо знаком.

• Жизнь — игра. Кто не рискует, тот не выигрывает.

• В жизни нет никакой уверенности — только случайности.

• Делайте все немедленно, так как для большого успеха Вы никогда не окажетесь достаточно подготовлены.

• «Единственный человек, который никогда не ошибается, это человек, который ничего не делает» (Т. Рузвельт).

• Боль неопределенности гораздо сильнее, чем определенность боли.

• «У любого плана действий есть своя цена и свой риск. Но они значительно меньше, чем цена и риск комфортабельного ничегонеделания» (Джон Ф. Кеннеди).

• Если Вы боитесь проиграть, то никогда не выиграете.

«Идите на риск: с пола не упадешь» (Даниэль С. Пенья).

Если мы хотим, чтобы для нас что-то изменилось, мы должны измениться сами. Каждое изменение означает для нас риск, так как мы тем или иным образом покидаем привычную среду. Однако рост личности лежит вне нашей зоны комфорта. Потому-то и говорил один из моих наставников: «Покинь свою зону комфорта. Каждую решенную проблему тотчас же заменяй новой, более сложной».

Вы найдете в этой книге план, как за 20 лет создать капитал, на проценты от которого можно очень неплохо жить. Но Вы можете справиться с этим и за семь лет. Чудо совершается там, где происходят изменения. Однако Вы должны быть готовы покинуть Вашу зону комфорта и идти на риск. И Вы нуждаетесь в везении.

Действительно ли Вы нуждаетесь в везении?

Вы нуждаетесь в большом везении. Но что такое везение? Позвольте мне прежде всего сказать, чем везение не является. Оно не является чем-то таким желаемым, что достается человеку без усилий с его стороны.

Фрэнк Синатра стал звездой за одну ночь. Одно выступление в прямом эфире по телевидению — и его узнала вся страна. Говоря о том, какая невероятная удача ему выпала, он замечал: «Во-первых, я не проспал эту ночь, и, во-вторых, я готовился к ней десять лет».

Профессиональный игрок в гольф Бернард Лангер забил однажды мяч на дерево, и тот застрял высоко наверху в развилке ветвей. Игра казалась безнадежно проигранной. Тогда Лангер забрался на дерево, сел на сук и сбил мяч вниз. Тот приземлился точно в центре поля. Лангер загнал мяч в лунку и выиграл турнир. Журналист потом спросил его: «Господин Лангер, это было невероятное везение, правда?» Лангер ответил: «Да, я тоже заметил: чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет».

Сенсационная удача при более тщательном рассмотрении зачастую оказывается не более чем результатом многолетней и совсем не сенсационной подготовки.

Откуда берется удача?

Всегда находятся люди, которым крупно везет в денежных делах. Однако если Вы рассмотрите это везение пристальнее, так сказать, через лупу, то обнаружите кропотливую подготовку. Как правило, это люди, которые научились экономить. Они располагают определенным количеством денег, и они научились использовать свой шанс.

Источник

Чем больше я тренируюсь тем больше мне везет

Глава 5 Самый главный рецепт успеха

Разница между теми, кто добивается успеха, и теми, кому это не удается, обычно заключается не в таланте, а в упорстве!

Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет.

Майкл Джордан (баскетболист)

Впервые человек проявляет упорство, обучаясь ходить. У маленького ребенка есть потребность ходить, и он прилагает много усилий: он падает, встает и опять падает. Был ли хоть один случай в жизни, чтобы ребенок после нескольких неудач перестал пытаться встать на ноги и задумался о том, сможет ли он вообще когда-нибудь ходить, или чтобы родители ребенка усомнились в его способности? (Речь идет о физически здоровых детях.) Смешно, правда? Малыш терпит неудачу за неудачей, но через секунду он готов опять повторить попытку. Для ребенка неудачи — это некоторые тестовые попытки, которые помогают определить ребенку правильность или неправильность постановки ноги, положения тела в пространстве и выбрать подходящие условия для осуществления своего замысла.

Неудачи в жизни взрослого человека также могут служить ступенями для того, чтобы выбрать правильную тактику достижения своей цели. На своих ошибках мы учимся и при этом приближаемся к цели. Человек, желающий добиться успеха, не воспринимает неудачные попытки как личную неудачу, скорее как некоторый опыт, урок, на котором он учится.

Второй ингредиент успеха — умение переживать неудачи.

Безусловно, препятствия взрослого человека отличаются от препятствий малыша, однако мы сами мало отличаемся от детей в том, как с ними обходиться. Встретившись с препятствием, следует иметь в виду простой алгоритм:

1. Препятствия бывают преодолимыми и непреодолимыми. Вашей первой задачей будет определение преодолимости препятствия. Если вы не видите никаких внешних причин для того, чтобы ваша цель не была недостижима (например, вы хотите жить на Венере, а там еще не закачали воздух, или вы на 50-м году жизни решили стать примой-балериной Большого театра), следует признать цель достижимой. Если же цель и вправду недостижима, следует от нее отказаться. Приняв то или иное решение, вы переходите на следующий этап.

Объявление в самолете:

«Мы приступаем к взлету, через две минуты можете начинать тревожиться».

3. Вслед за отчаянием придет опустошение. Это очень важное состояние. Оно характерно потерей интересов ко всему. Позвольте себе это, насладитесь отсутствием интереса и стремлений, получите от такого состояния все то удовольствие, какое только можно от него получить. Позвольте себе опустошиться и освободить таким образом место для нового, ранее вам неизвестного.

На самом деле земля квадратная, но знают об этом только космонавты и те народы, которые живут на углах.

4. Пережив пустоту и освободив себя от иллюзий, вы неожиданно для себя откроете новые ресурсы. К вам начнут приходить новые идеи, и (кто знает!) может оказаться, что даже та цель, от которой вы уже отказались, обретет новый вид для вас, и вы осознаете, как двигаться к ней дальше.

Новые шансы даются нам под видом неприятностей.

Этот алгоритм может показаться вам странным, однако он основан на природных способах двигаться вперед, и потому целесообразен. Наверняка вы не раз слышали о том, что «слезами горю не поможешь», — эта истина верна только на войне, когда нет времени плакать, необходима постоянная мобилизация для выживания. Однако в мирной жизни этот принцип только останавливает, а не продвигает. Важно осознать, что такие негативные чувства, как агрессия, гнев, раздражение, боль, ярость, несут в себе очень сильную энергию. Не стоит подавлять ее, так как на это вам потребуется потратить еще более мощную энергию, что, как правило, и является причиной остановки у тех людей, которые сталкиваются с препятствиями и пытаются пережить их невозмутимо. Эти затраты разрушают. Важно понимать, что сама энергия нейтральна, она не положительная и не отрицательная, человек сам выбирает и направляет ее в то русло, в которое умеет или пожелает. Одна и та же энергия может как разрушать, так и создавать, созидать.

Агрессия в обществе не приемлема, так как она разрушительна. Но существуют приемлемые формы проявления, которые мы можем наблюдать в спорте: будь то командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол, хоккей, или индивидуальные: легкая атлетика, плавание и другие. В обществе существует еще один социализированный способ выражение агрессии, такой как юмор, сарказм, ирония.

Есть и другие способы трансформации агрессии в приемлемые обществом виды деятельности.

Приведем пару высказываний:

«Всякий раз, когда я чувствую, что во мне нарастает гнев, я тотчас направляю эту энергию на приведение квартиры в порядок. И у меня всегда очень опрятная квартира».

«Когда я получал низкие оценки своего труда, я очень злился, но затем обнаружил, что злость исчезает, если я направляю ее на подготовку к следующему делу. Моя ярость подпитывает мое желание к достижению успеха, значительно повышая способность к сосредоточению».

В этих примерах можно выделить несколько основных моментов.

Во-первых, преобразовывать легче всего то, что мы принимаем. Для этого нужно принять свой гнев, осознать его, признать наличие его как части себя, отнестись к нему без осуждения. Все эмоции имеют право на существование, другое дело, что мы не умеем с ними обращаться, и, когда они нас «посещают», мы не понимаем, хорошо это или плохо и что с ними делать: предъявлять эмоции обществу или подавлять их в себе? Если не принять свои эмоции, то их трансформация будет невозможной.

Во-вторых, в агрессивной энергии есть нечто в глубине своей жизнеутверждающее. Существуют два понятия агрессии: это агрессия как ситуативное реагирование на ситуацию, и агрессия как привычная форма поведения в жизни. Так вот, первая форма — это не отклонение от нормы. Человек в некоторых ситуациях вправе чувствовать и выражать свою агрессию, второй вид агрессии также нельзя однозначно причислить к отклонению, так как, для того чтобы сделать выводы об отклонении от нормы, необходимо провести дополнительное обследование. В первобытном обществе агрессия помогала человеку выживать. И в современном обществе полностью отказаться от этого чувства невозможно. Это то же самое, что человек скажет: «Я не принимаю свою руку или ногу». Не кажется ли вам это высказывание абсурдным?

У многих людей на чувство агрессии стоит запрет: «Нельзя выражать свою злость — это бестактно, или унизительно, или некрасиво». Или еще что-нибудь подобное. Такие люди уверены в том, что они не испытывают ничего подобного. Это заблуждение. Агрессия, злость или гнев — они все живут в человеке, но они настолько подавлены, что человек их не осознает. Возможно, таким людям не хватает целеустремленности, так как они не пользуются агрессией как ресурсом. Недооценка агрессии делает человека беспомощным. Поэтому будем учиться управлять этой мощной энергией.

Данное упражнение необходимо выполнять, когда вы испытываете какие-то агрессивные чувства или близки к тому, чтобы испытать их.

1. Выберите проект или деятельность, в которые вы хотели бы «поддать пару».

2. Отложите проект в сторону и обратитесь к своим агрессивным чувствам. Ощутите их силу, эффект, оказываемый ими на ваше тело, и, возможно, причиняемое ими страдание. Дайте им место в своем сознании, наблюдайте за ними без каких-либо оценок, без навешивания ярлыков.

3. Теперь осознайте, что все эти чувства представляют собой драгоценную энергию, которая находится в вашем распоряжении и может быть использована для дела. Она способна причинить боль, но способна также стать движущей силой той деятельности или проекта, на которые вы решите ее направить.

4. Теперь живо представьте себе, что вы осуществляете этот проект или деятельность. Представьте это в мельчайших деталях и подробностях. Представьте происходящие изменения, но представьте их проникнутыми и усиленными той жизненной энергией, которую вы решили в них вложить.

Удалось ли вам найти в себе тот ресурс, о котором мы говорили выше? Сразу может не получиться — не расстраивайтесь. Возможно, вы никогда не пробовали ничего подобного.

Что тренируется, то развивается.

Поэтому дерзайте, пробуйте, учитесь — и у вас все получится.

Успех сам по себе не является целью. Успех — это лишь побочный эффект вашего развития. Успех является лакмусовой бумажкой, показывающей, идете ли вы в ту сторону, ради которой создала вас природа, или свернули с пути. Если в вашей жизни нет успеха — пора заняться своим развитием. Только двигаясь по пути развития, вы можете достичь успеха, и главное в этом пути — сам путь. Если вам нравится развиваться, вы не можете не достичь успеха, если же вы не любите развиваться, успех для вас недостижим.

Движение к успеху является лишь средством открывать себя для мира и мир для себя, постигая устройство мира и самой себя. Трудности, произошедшие в течение жизни, с которыми мы справились, помогают нам выстроить диалог с окружающим миром.

Говоря об успехе, мы с вами говорим об отношениях с собой, об отношениях с окружающим миром, все это было о том, как достичь понимания и принятия людей, понимания и принятия самого себя как личности. Затем мы рассматривали вопросы о том, что делать, чтобы все составляющие успеха присутствовали в нашей жизни, соответственно, ресурсы для достижения успеха мы искали и воспитывали в самих себе. Мы «вытаскивали» из глубин себя те качества нашей личности, которые могли бы нам помочь достичь желаемого результата, мы их взращивали, помогали им развиться до необходимой степени.

Скажите, а может ли человек, по вашему мнению, всю жизнь опираться только на себя, не имея ресурса в окружающей среде? Насколько хватит сил у данного человека? Не сойдет ли он с ума от перенапряжения? Не сможет, не хватит, сойдет.

Выше мы говорили об отношениях между близкими людьми, но ничего не сказали о тех ресурсных возможностях, которые скрываются в этих отношениях.

Рождаясь, человек входит в этот мир одиноким, и умирает он также одиноким, но в течение жизни каждому из нас необходима поддержка, эта поддержка как раз и является тем ресурсом, которым мы пользуемся в жизни. Поддержкой в детстве, как правило, выступают наши родители (но бывают досадные исключения); вырастая и становясь взрослее, мы ищем поддержку в окружающем мире: у сверстников, у людей, с которыми у нас схожие взгляды, похожее мировоззрение. Общаясь с людьми, человек оценивает себя, сравнивает, сопоставляет, делает выводы о том, что приемлет в мире как часть себя, а что совсем не его — чужое. Руководствуясь этим принципом, человек выбирает и находит свою «вторую половинку», выстраивает круг знакомых и близких друзей. Все эти люди и, конечно, родители, для которых вы и в 50 лет останетесь ребенком, составляют тот круг поддержки, который так необходим каждому из нас. Наша жизнь состоит из взлетов и падений. Продолжительность и частота этих периодов индивидуальны. Когда мы в фазе подъема, мы сами можем быть поддержкой людям, которые близки нам, мы делимся своим позитивом, своей верой в человека, своей добротой и уверенностью, что все будет хорошо, лаской и просто заботой. Но и у нас в жизни бывают нелегкие времена, когда все идет не так, как мы планировали, и кажется, что мир рушится, и сил нет для того, чтобы начать все заново. Вот тут как раз самое время обратиться за поддержкой к своим близким. Теперь они нам смогут дать то, чего мы лишились в связи с переутомлением, потерей веры в себя, потерей силы, желания, стремления. Поддержка близких людей — это огромный ресурс, который может нас поддержать в трудный момент, не дать нам разувериться в собственных силах. Этот ресурс находится вне нас, и независимо от того, как мы себя чувствуем, мы вправе обратиться за помощью.

Главный секрет поддержки — это поддерживать то, что уже происходит. Если вы плачете, то вашей поддержкой будет объятие близкого человека, а не утешение. Если вы злитесь, поддержкой будет согласие с вашей злостью. Поддержка — это умение присоединиться к чувствам другого, а не перекрыть им кислород. Только разделив чувства с другим, мы можем от них освободиться.

На прощание расскажем вам притчу.

Пошел старец в город и вошел в церковь, дабы помолиться. Пришла туда же женщина из достойных, в блестящей одежде, и, павши ниц, завопила в скорби:

— Зачем ты оставил меня, господи!? Зачем отдалился от меня, за какие грехи мои отвернул от меня свой лик? Взгляни на меня и умилостивись надо мной.

И спросил ее старец:

— Зачем ты так плачешь? Что приключилось с тобой, что ты так скорбишь?

— Скажу тебе, о, почтенный отец: вот уже три года, как нет у меня никакого ущерба, или жертвы какой, или убытков. Никакая беда не стряслась с детьми моими за эти годы, и никто из моих слуг не заболел, и не потеряла я хотя бы курицы одной. Знаю поэтому, что господь выпустил меня из рук своих и забыл меня.

Если в вашей жизни прекратились испытания, значит, прекратился ваш рост.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *