Чем больше нам дают свободы тем больше нам хочется сс
СУРОВЫЕ КОТЫ ДОНБАССА запись закреплена
«Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными», – с горькой безысходностью сказал в поезде штандартенфюреру Штирлицу подвыпивший генерал вермахта, командующий армейским корпусом. Эпизод из «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семёнова вспомнился в связи со скандалом, вспыхнувшим в Литве вокруг гастрольного выступления Николая Луганского, российского пианиста с мировым именем. Маэстро на «Бис!» выступает в лучших залах мировых музыкальных столиц, но двери провинциальной литовской филармонии, разместившейся в здании бывшего дворянского собрания Вильны, для исполнителя закрыты на амбарный замок.
«Непонятно, почему Луганский может гастролировать в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, а в Вильнюсе его выступление запретили? Это какая-то фантасмагория, ведь мы живём в демократической стране Евросоюза», – возмущался художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичюс, пригласивший россиянина на открытие музыкального сезона. Хорошо известному в России Ринкявичюсу, видимо, не дано понять всей «интеллектуальной глубины» взглядов правительства и сейма.
Во-первых, не фантасмагория, а свершившийся факт. Что касается «демократической страны», рука сама тянется поставить знак вопроса. Худруку «сверху» разъяснили: на литовскую сцену не должны подниматься артисты, запятнавшие себя в глазах носителей западных ценностей выступлениями в «оккупированном Крыму» или в «непризнанных республиках Донбасса, где власть сепаратистов держится на российских штыках». Для таких гастролёров въезд в страну категорически запрещён, поскольку они представляют собой, цитируем, «серьёзнейшую угрозу национальной безопасности Литовского государства».
Николай Луганский в 2016 году гастролировал в Донецке. Таких концертов официальный Вильнюс не прощает. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас (дурно прославился на весь мир тем, что в мультфильме «Маша и Медведь» не увидел ничего, кроме кремлёвской пропаганды; несчастные четверо детей русофоба – папа запрещает им смотреть мультик, от которого во всех странах малыши в восторге) потребовал включить пианиста в «чёрный список persona non grata». И, представьте себе, внесли даже без дискуссии!
Министр культуры Симонас Кайрис юридический акт поддержал, цитируем: «Всем ясно, что на Украине идёт война. Исполнители, которые говорят что-то в прославление России, её режима, несовместимы с отношением, политикой или ценностями нашего государства. Но мы не должны распространять и месседж о том, что в Литве, чтобы выйти на сцену, вы должны пройти через фильтр специальных служб. Это не так!»
Позвольте не согласиться. На министерском совещании, куда пригласили руководителей учреждений культуры для пропагандистской накачки, директор национального театра оперы и балета Йонас Сакалаускас высказал следующее пожелание: «Хочется большего участия департамента государственной безопасности. Он в состоянии проверить фамилии [приглашённых российских деятелей культуры], прокачать их [на лояльность] в сегодняшнем контексте. Литовцы обязаны чтить всех воюющих за демократию, показать мировому сообществу, что в состоянии отделить искусство от политики».
Во-вторых, глава Минкульта хотя и говорит о недопустимости цензуры и отсутствии желания «возвращаться в те времена, когда министерство принимало решения относительно репертуара и приглашённых исполнителей», стесняется признать наличие жёсткого контроля в отношении всего российского. Давно перестала приезжать с концертами московская и петроградская консерваторская профессура, балетные и оперные труппы. В филармонии не услышишь музыку Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, хотя никто из них не имел отношения ни к Крыму, ни к Донбассу.
С театральных афиш исчез А. П. Чехов. На подмостках нет ни «Чайки», ни «Дяди Вани», ни «Трёх сестёр», тонкими постановками которых гордился покойный сценический гений Эймунтас Някрошюс. После того как в 2017 году прокатчики показали еврейскую трагедию «Холодное танго» Павла Чухрая, российское кино в Литве больше не крутят. И книг не издают, за исключением разве что псевдоисторических исследований авиаинженера Марка Солонина и ему подобных фальсификаторов. Историку Александру Дюкову запретили въезд на 10 лет. Наверное, для того, чтобы не смущал выросшие при независимости примитивно образованные головы.
De jure цензуры нет, de fakto она процветает, заквашенная на «западных ценностях». Не случайно Минкультом принято решение так же не допускать в страну тех, кто известен гомофобскими, антисемитскими заявлениями или обвиняется в сексуальных домогательствах. Кстати, первая жертва харассмента уже есть. Ею стал бельгийский хореограф Ян Фабр, режиссёр спектакля «Ночной писатель». Литовский национальный драматический театр без лишнего шума отменил премьеру, назначенную на 9 и 10 октября. Нетрудно вообразить, какой хай стоял бы, окажись на месте европейца постановщик из РФ.
То есть многочисленные запреты существуют, но это ни в коем случае не цензура – только демонстрация преданности гуманитарным ценностям «западной цивилизации», неотъемлемой частью которой Вильнюс себя представляет. Лозунг времён «Саюдиса» «Чем больше в Литве Америки – тем меньше России» в этом контексте вспомнили кстати.
Было бы ошибочно думать, что положение дел обострилось вчера, а пианист Луганский – первая жертва воинственной русофобии. Валерий Гергиев, звезда мировой величины, был обвинён в готовности совершить идеологическую диверсию в канун государственного праздника и выдворен. В одном списке с ним покойный Иосиф Кобзон, певица Валерия, Григорий Лепс, Олег Газманов, группа «Любе», Филипп Киркоров и еще два десятка российских деятелей культуры. Все виноваты лишь тем, что им аплодировали в Крыму или в Донецке.
Ничего личного – только неумная политика провинциалов. Они дошкольницу Николь Алексееву из Висагинаса третировали в социальных сетях не за участие в российском телевизионном конкурсе «Голос. Дети», а за то, что девочку объявляли, как «Николь из Литвы». Сделать вывод не погнушалась депутат Европейского парламента Раса Юкнявичене: налицо вопиющая политическая близорукость родителей, с одной стороны, и политическая провокация телеканала РТР – с другой.
К слову, когда Владимир Зеленский задавал тон в «Квартале 95», госпожа Раса выступала против гастрольных поездок команды Ze по Литве. Очень не нравилось мадам, как ядовито высмеивают «квартальцы» пана Порошенко, Олега Ляшко, Кличко, Яценюка с Юлией Тимошенко, на тот момент лучших друзей литовских президентов, политиков и министров.
Между прочим, не только глава государства Гитанас Науседа в интервью любит рассказывать, что обожает читать в подлиннике Достоевского, Толстого, Бунина, наслаждаться Рахманиновым, Щедриным и Шостаковичем, получать эстетическое наслаждение от полотен Коровина, Саврасова и Васнецова. Экс-глава МИД Линас Линкявичюс, по его словам, заснуть не может, не перечтя несколько страниц, вышедших из-под пера русских классиков.
Даже из интервью первых лиц видно: запрос на российскую культуру у литовцев есть. Кто бы что ни говорил, вековые исторические связи в момент не разрубишь. Тем более далеко не все в восторге от резкого разворота в сторону малопонятных англосакских «ценностей». В стране пока достаточно настоящих ценителей музыки, театра, эстрады. Спрос на гастроли ажиотажный. Для обывателя они праздник, попасть в залы можно с трудом. Не в обиду будет сказано, но на единственный концерт погасшей звезды Александра Серова билеты раскупили в полдня за два месяца до начала представления.
Давно это было. Происходящее сегодня психиатр назвал бы шизофренией. Нам ближе позиция политологов: мы видим не проблему в мозгах – это мозги такие. Как не вспомнить генерала, беседовавшего со Штирлицем? «Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы Родины, никакой ответственности. Только подними руку за того, кто этим занимается за тебя, только крикни: «Хайль Гитлер!» и всё сразу станет понятно».
Прочтите, как звучат сейчас фрагменты – из сцены диалога в поезде Штирлица и генерала вермахта. Выводы сделаете сами.
«Генерал: На скамью подсудимых нас будут сажать те, а не эти, и в первую очередь вас, дипломатов….
Штирлиц: Вы убивали, вы уничтожали, вы сжигали, а судить нас?
Генерал: Мы выполняли приказ. Жгли СС, мы воевали.
Штирлиц: А что, изобрели новый способ воевать? Не сжигая и без жертв?…
Генерал: Война так или иначе необходима… Не такая глупая конечно… Это война дилетантов. Он (Гитлер) решил, что можно воевать, не обучаясь в академии, по наитию. Он решил, что один знает, что нам всем нужно. Он решил, что только он один любит Великую Германию, а мы все только и думаем, как бы ее продать пархатым большевистским казакам… От красных можно чего угодно ждать, впрочем, от американцев тоже… Я с ними воюю уже год. Этих болванов погубит их же техника, они думают, что войну можно выиграть одними бомбежками. Они будут наращивать свою техническую мощь и захлебнутся в ней. Она разложит их, как ржа. Они решат, что им все можно. Красные так думают, потому что они дикие и нищие, американцы так думают потому, что они слишком богатые. Поэтому воины необходимы.
Штирлиц: Не вижу связки.
Генерал: Государства как люди, им претит статика, их душат границы, им нужно движение. Движение это война… Если вы, проклятые дипломаты, снова напутаете тогда нас уничтожат всех до единого.
Штирлиц: Мы выполняли приказ, мы такие же солдаты как и вы, солдаты фюрера.
Генерал: Не лгите, сейчас вся Германия говорит, так как я, или думает во всяком случае.
Штирлиц: А мальчики из «гитлерюгенда», когда они идут на русские танки, они также думают? Они умирают со словами «Хайль — Гитлер»?
Генерал: Фанатизм никогда не даст окончательной победы, от фанатизма устают, а потом этот самый фанатизм растворяется в думах и манерах поведения побежденных. Фанатики могут победить на первых порах, но они никогда не удержат победы! Потому что они устанут от самих себя.
Штирлиц: Так почему же вы не поднимите свою дивизию? Почему не сдадитесь в плен?
Генерал: А семья? А фанатики в штабе? А трусы, которым легче драться, веря в мифическую победу чем сесть в лагерь союзников…
Ширлиц: Но вы можете приказать.
Генерал: Приказать умирать. Нет еще таких приказов – жить, сдаваясь врагу. Не научились писать ни в одной армии мира.
Штирлиц: Ну а если вы получите такой приказ?
Генерал: От кого? От этого неврастеника? Он тянет всех нас за собой в могилу. Умирать страшно в одиночестве. Скопом пустяки! Даже пошутить можно!
Штирлиц: Вы не верите в перспективу?
Генерал: Я верю в перспективу, в перспективу гибели. Всех нас, скопом. Это не страшно, поверьте, когда все вместе. И гибель наша будет такой сокрушительной, что память о ней будет ранить сердца еще многих поколений несчастных немцев. Я завещал детям, пусть будет проклята любая демократия в нашем Рейхе. Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными. Не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы Родины, никакой ответственности. Только подними руку за того, кто этим занимается за тебя, только крикни: «Хайль Гитлер!» и всё сразу станет понятно. Никаких волнений…»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Чем больше в Литве демократии, тем больше интеллектуалам хочется СС
Пианист как угроза национальной безопасности
«Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными», – с горькой безысходностью сказал в поезде штандартенфюреру Штирлицу подвыпивший генерал вермахта, командующий армейским корпусом. Эпизод из «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семёнова вспомнился в связи со скандалом, вспыхнувшим в Литве вокруг гастрольного выступления Николая Луганского, российского пианиста с мировым именем. Маэстро на «Бис!» выступает в лучших залах мировых музыкальных столиц, но двери провинциальной литовской филармонии, разместившейся в здании бывшего дворянского собрания Вильны, для исполнителя закрыты на амбарный замок.
«Непонятно, почему Луганский может гастролировать в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, а в Вильнюсе его выступление запретили? Это какая-то фантасмагория, ведь мы живём в демократической стране Евросоюза», – возмущался художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичюс, пригласивший россиянина на открытие музыкального сезона. Хорошо известному в России Ринкявичюсу, видимо, не дано понять всей «интеллектуальной глубины» взглядов правительства и сейма.
Во-первых, не фантасмагория, а свершившийся факт. Что касается «демократической страны», рука сама тянется поставить знак вопроса. Худруку «сверху» разъяснили: на литовскую сцену не должны подниматься артисты, запятнавшие себя в глазах носителей западных ценностей выступлениями в «оккупированном Крыму» или в «непризнанных республиках Донбасса, где власть сепаратистов держится на российских штыках». Для таких гастролёров въезд в страну категорически запрещён, поскольку они представляют собой, цитируем, «серьёзнейшую угрозу национальной безопасности Литовского государства».
Николай Луганский в 2016 году гастролировал в Донецке. Таких концертов официальный Вильнюс не прощает. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас (дурно прославился на весь мир тем, что в мультфильме «Маша и Медведь» не увидел ничего, кроме кремлёвской пропаганды; несчастные четверо детей русофоба – папа запрещает им смотреть мультик, от которого во всех странах малыши в восторге) потребовал включить пианиста в «чёрный список persona non grata». И, представьте себе, внесли даже без дискуссии!
Министр культуры Симонас Кайрис юридический акт поддержал, цитируем: «Всем ясно, что на Украине идёт война. Исполнители, которые говорят что-то в прославление России, её режима, несовместимы с отношением, политикой или ценностями нашего государства. Но мы не должны распространять и месседж о том, что в Литве, чтобы выйти на сцену, вы должны пройти через фильтр специальных служб. Это не так!»
Позвольте не согласиться. На министерском совещании, куда пригласили руководителей учреждений культуры для пропагандистской накачки, директор национального театра оперы и балета Йонас Сакалаускас высказал следующее пожелание: «Хочется большего участия департамента государственной безопасности. Он в состоянии проверить фамилии [приглашённых российских деятелей культуры], прокачать их [на лояльность] в сегодняшнем контексте. Литовцы обязаны чтить всех воюющих за демократию, показать мировому сообществу, что в состоянии отделить искусство от политики».
Во-вторых, глава Минкульта хотя и говорит о недопустимости цензуры и отсутствии желания «возвращаться в те времена, когда министерство принимало решения относительно репертуара и приглашённых исполнителей», стесняется признать наличие жёсткого контроля в отношении всего российского. Давно перестала приезжать с концертами московская и петроградская консерваторская профессура, балетные и оперные труппы. В филармонии не услышишь музыку Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, хотя никто из них не имел отношения ни к Крыму, ни к Донбассу.
С театральных афиш исчез А. П. Чехов. На подмостках нет ни «Чайки», ни «Дяди Вани», ни «Трёх сестёр», тонкими постановками которых гордился покойный сценический гений Эймунтас Някрошюс. После того как в 2017 году прокатчики показали еврейскую трагедию «Холодное танго» Павла Чухрая, российское кино в Литве больше не крутят. И книг не издают, за исключением разве что псевдоисторических исследований авиаинженера Марка Солонина и ему подобных фальсификаторов. Историку Александру Дюкову запретили въезд на 10 лет. Наверное, для того, чтобы не смущал выросшие при независимости примитивно образованные головы.
De jure цензуры нет, de fakto она процветает, заквашенная на «западных ценностях». Не случайно Минкультом принято решение так же не допускать в страну тех, кто известен гомофобскими, антисемитскими заявлениями или обвиняется в сексуальных домогательствах. Кстати, первая жертва харассмента уже есть. Ею стал бельгийский хореограф Ян Фабр, режиссёр спектакля «Ночной писатель». Литовский национальный драматический театр без лишнего шума отменил премьеру, назначенную на 9 и 10 октября. Нетрудно вообразить, какой хай стоял бы, окажись на месте европейца постановщик из РФ.
То есть многочисленные запреты существуют, но это ни в коем случае не цензура – только демонстрация преданности гуманитарным ценностям «западной цивилизации», неотъемлемой частью которой Вильнюс себя представляет. Лозунг времён «Саюдиса» «Чем больше в Литве Америки – тем меньше России» в этом контексте вспомнили кстати.
Было бы ошибочно думать, что положение дел обострилось вчера, а пианист Луганский – первая жертва воинственной русофобии. Валерий Гергиев, звезда мировой величины, был обвинён в готовности совершить идеологическую диверсию в канун государственного праздника и выдворен. В одном списке с ним покойный Иосиф Кобзон, певица Валерия, Григорий Лепс, Олег Газманов, группа «Любе», Филипп Киркоров и еще два десятка российских деятелей культуры. Все виноваты лишь тем, что им аплодировали в Крыму или в Донецке.
Ничего личного – только неумная политика провинциалов. Они дошкольницу Николь Алексееву из Висагинаса третировали в социальных сетях не за участие в российском телевизионном конкурсе «Голос. Дети», а за то, что девочку объявляли, как «Николь из Литвы». Сделать вывод не погнушалась депутат Европейского парламента Раса Юкнявичене: налицо вопиющая политическая близорукость родителей, с одной стороны, и политическая провокация телеканала РТР – с другой.
К слову, когда Владимир Зеленский задавал тон в «Квартале 95», госпожа Раса выступала против гастрольных поездок команды Ze по Литве. Очень не нравилось мадам, как ядовито высмеивают «квартальцы» пана Порошенко, Олега Ляшко, Кличко, Яценюка с Юлией Тимошенко, на тот момент лучших друзей литовских президентов, политиков и министров.
Между прочим, не только глава государства Гитанас Науседа в интервью любит рассказывать, что обожает читать в подлиннике Достоевского, Толстого, Бунина, наслаждаться Рахманиновым, Щедриным и Шостаковичем, получать эстетическое наслаждение от полотен Коровина, Саврасова и Васнецова. Экс-глава МИД Линас Линкявичюс, по его словам, заснуть не может, не перечтя несколько страниц, вышедших из-под пера русских классиков.
Даже из интервью первых лиц видно: запрос на российскую культуру у литовцев есть. Кто бы что ни говорил, вековые исторические связи в момент не разрубишь. Тем более далеко не все в восторге от резкого разворота в сторону малопонятных англосакских «ценностей». В стране пока достаточно настоящих ценителей музыки, театра, эстрады. Спрос на гастроли ажиотажный. Для обывателя они праздник, попасть в залы можно с трудом. Не в обиду будет сказано, но на единственный концерт погасшей звезды Александра Серова билеты раскупили в полдня за два месяца до начала представления.
Давно это было. Происходящее сегодня психиатр назвал бы шизофренией. Нам ближе позиция политологов: мы видим не проблему в мозгах – это мозги такие. Как не вспомнить генерала, беседовавшего со Штирлицем? «Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы Родины, никакой ответственности. Только подними руку за того, кто этим занимается за тебя, только крикни: «Хайль Гитлер!» и всё сразу станет понятно».
Чем больше в Литве демократии, тем больше интеллектуалам хочется СС
«Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными», – с горькой безысходностью сказал в поезде штандартенфюреру Штирлицу подвыпивший генерал вермахта, командующий армейским корпусом. Эпизод из «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семёнова вспомнился в связи со скандалом, вспыхнувшим в Литве вокруг гастрольного выступления Николая Луганского, российского пианиста с мировым именем. Маэстро на «Бис!» выступает в лучших залах мировых музыкальных столиц, но двери провинциальной литовской филармонии, разместившейся в здании бывшего дворянского собрания Вильны, для исполнителя закрыты на амбарный замок.
Николай Луганский. Фото: pressa40.ru
«Непонятно, почему Луганский может гастролировать в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, а в Вильнюсе его выступление запретили? Это какая-то фантасмагория, ведь мы живём в демократической стране Евросоюза», – возмущался художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичюс, пригласивший россиянина на открытие музыкального сезона. Хорошо известному в России Ринкявичюсу, видимо, не дано понять всей «интеллектуальной глубины» взглядов правительства и сейма.
Во-первых, не фантасмагория, а свершившийся факт. Что касается «демократической страны», рука сама тянется поставить знак вопроса. Худруку «сверху» разъяснили: на литовскую сцену не должны подниматься артисты, запятнавшие себя в глазах носителей западных ценностей выступлениями в «оккупированном Крыму» или в «непризнанных республиках Донбасса, где власть сепаратистов держится на российских штыках». Для таких гастролёров въезд в страну категорически запрещён, поскольку они представляют собой, цитируем, «серьёзнейшую угрозу национальной безопасности Литовского государства».
Народный артист СССР Виргилиюс Норейка, фото: operawire.com
Николай Луганский в 2016 году гастролировал в Донецке. Таких концертов официальный Вильнюс не прощает. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас (дурно прославился на весь мир тем, что в мультфильме «Маша и Медведь» не увидел ничего, кроме кремлёвской пропаганды; несчастные четверо детей русофоба – папа запрещает им смотреть мультик, от которого во всех странах малыши в восторге) потребовал включить пианиста в «чёрный список persona non grata». И, представьте себе, внесли даже без дискуссии!
Министр культуры Симонас Кайрис юридический акт поддержал, цитируем: «Всем ясно, что на Украине идёт война. Исполнители, которые говорят что-то в прославление России, её режима, несовместимы с отношением, политикой или ценностями нашего государства. Но мы не должны распространять и месседж о том, что в Литве, чтобы выйти на сцену, вы должны пройти через фильтр специальных служб. Это не так!»
Народный артист СССР Донатас Банионис, фото: tvzvezda.ru
Во-вторых, глава Минкульта хотя и говорит о недопустимости цензуры и отсутствии желания «возвращаться в те времена, когда министерство принимало решения относительно репертуара и приглашённых исполнителей», стесняется признать наличие жёсткого контроля в отношении всего российского. Давно перестала приезжать с концертами московская и петроградская консерваторская профессура, балетные и оперные труппы. В филармонии не услышишь музыку Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, хотя никто из них не имел отношения ни к Крыму, ни к Донбассу.
Большой зал филармонии, грустный вид со сцены, фото: myseldon.com
С театральных афиш исчез А. П. Чехов. На подмостках нет ни «Чайки», ни «Дяди Вани», ни «Трёх сестёр», тонкими постановками которых гордился покойный сценический гений Эймунтас Някрошюс. После того как в 2017 году прокатчики показали еврейскую трагедию «Холодное танго» Павла Чухрая, российское кино в Литве больше не крутят. И книг не издают, за исключением разве что псевдоисторических исследований авиаинженера Марка Солонина и ему подобных фальсификаторов. Историку Александру Дюкову запретили въезд на 10 лет. Наверное, для того, чтобы не смущал выросшие при независимости примитивно образованные головы.
De jure цензуры нет, de fakto она процветает, заквашенная на «западных ценностях». Не случайно Минкультом принято решение так же не допускать в страну тех, кто известен гомофобскими, антисемитскими заявлениями или обвиняется в сексуальных домогательствах. Кстати, первая жертва харассмента уже есть. Ею стал бельгийский хореограф Ян Фабр, режиссёр спектакля «Ночной писатель». Литовский национальный драматический театр без лишнего шума отменил премьеру, назначенную на 9 и 10 октября. Нетрудно вообразить, какой хай стоял бы, окажись на месте европейца постановщик из РФ.
То есть многочисленные запреты существуют, но это ни в коем случае не цензура – только демонстрация преданности гуманитарным ценностям «западной цивилизации», неотъемлемой частью которой Вильнюс себя представляет. Лозунг времён «Саюдиса» «Чем больше в Литве Америки – тем меньше России» в этом контексте вспомнили кстати.
Было бы ошибочно думать, что положение дел обострилось вчера, а пианист Луганский – первая жертва воинственной русофобии. Валерий Гергиев, звезда мировой величины, был обвинён в готовности совершить идеологическую диверсию в канун государственного праздника и выдворен. В одном списке с ним покойный Иосиф Кобзон, певица Валерия, Григорий Лепс, Олег Газманов, группа «Любе», Филипп Киркоров и еще два десятка российских деятелей культуры. Все виноваты лишь тем, что им аплодировали в Крыму или в Донецке.
Ничего личного – только неумная политика провинциалов. Они дошкольницу Николь Алексееву из Висагинаса третировали в социальных сетях не за участие в российском телевизионном конкурсе «Голос. Дети», а за то, что девочку объявляли, как «Николь из Литвы». Сделать вывод не погнушалась депутат Европейского парламента Раса Юкнявичене: налицо вопиющая политическая близорукость родителей, с одной стороны, и политическая провокация телеканала РТР – с другой.
К слову, когда Владимир Зеленский задавал тон в «Квартале 95», госпожа Раса выступала против гастрольных поездок команды Ze по Литве. Очень не нравилось мадам, как ядовито высмеивают «квартальцы» пана Порошенко, Олега Ляшко, Кличко, Яценюка с Юлией Тимошенко, на тот момент лучших друзей литовских президентов, политиков и министров.
Между прочим, не только глава государства Гитанас Науседа в интервью любит рассказывать, что обожает читать в подлиннике Достоевского, Толстого, Бунина, наслаждаться Рахманиновым, Щедриным и Шостаковичем, получать эстетическое наслаждение от полотен Коровина, Саврасова и Васнецова. Экс-глава МИД Линас Линкявичюс, по его словам, заснуть не может, не перечтя несколько страниц, вышедших из-под пера русских классиков.
Даже из интервью первых лиц видно: запрос на российскую культуру у литовцев есть. Кто бы что ни говорил, вековые исторические связи в момент не разрубишь. Тем более далеко не все в восторге от резкого разворота в сторону малопонятных англосакских «ценностей». В стране пока достаточно настоящих ценителей музыки, театра, эстрады. Спрос на гастроли ажиотажный. Для обывателя они праздник, попасть в залы можно с трудом. Не в обиду будет сказано, но на единственный концерт погасшей звезды Александра Серова билеты раскупили в полдня за два месяца до начала представления.
Давно это было. Происходящее сегодня психиатр назвал бы шизофренией. Нам ближе позиция политологов: мы видим не проблему в мозгах – это мозги такие. Как не вспомнить генерала, беседовавшего со Штирлицем? «Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы Родины, никакой ответственности. Только подними руку за того, кто этим занимается за тебя, только крикни: «Хайль Гитлер!» и всё сразу станет понятно».