чем больше лопастей у вентилятора тем лучше охлаждение
Как следует выбирать вентилятор для корпуса и какие достойны вашего внимания
Никто из нас не хочет, чтобы ПК вышел из строя из-за перегрева. Именно для того, чтобы подобное не произошло, существуют системы охлаждения. Если вы ищете достойный вентилятор для корпуса, либо же своеобразную «затычку», данный материал вам, несомненно, пригодится.
Все мы с вами прекрасно понимаем, что компьютеры являются крайне сложными в техническом плане устройствами, в которых попросту нет никаких лишних деталей и компонентов. И если же говорить про корпусный вентилятор, то он и вовсе имеет особое значение для любой сборки. Безусловно, сам вентилятор по факту не способен никак повлиять на мощность и производительность вашей системы, но именно благодаря ему ваши компоненты (графический и центральный процессоры вместе с ОЗУ) могут служить большее время.
Без достойного охлаждения ни один ПК не сможет прожить достаточно долгий срок, ведь чем выше температура в вашем ПК, тем более высокий шанс того, что тот или иной компонент может внезапно выйти из строя. Именно этот факт и делает покупку корпусных вентиляторов буквально жизненной необходимостью.
На что нужно обращать внимание при выборе корпусного вентилятора
Казалось бы, нет ничего проще, нежели купить вентилятор для корпуса, ведь, по сути, это обычный вентилятор. Однако на деле всё обстоит куда сложнее и интереснее, так как и при выборе достойного «вентилятора» вы должны ориентироваться на некоторые основные критерии.
4-pin в этом плане ещё лучше, ведь такие корпусные вентиляторы способны сами выстраивать нужную скорость работы, которая будет наиболее оптимальна для системы в конкретный момент. Благодаря такому типу подключения ваша вертушка будет работать максимально тихо, если вы не используете ПК для решения каких-либо сложных задач, что очень здорово.
Ну и в конце концов — Molex. Этот тип подключения по праву считается самым простым во всех смыслах. Из-за того, что в таком случае вентилятор для корпуса подключается напрямую к блоку питания, он всегда будет работать на максимальной скорости. И да, с одной стороны, это хорошо, ведь в таком случае охлаждение будет на достойном уровне, но с другой стороны, уровень шума будет довольно высоким, и мы не сможем совершенно никак его отрегулировать.
Вертушка-затычка: DEEPCOOL XFAN 120
Теперь, когда мы разобрались с теорией, настало время поговорить напрямую о корпусных вентиляторах, достойных вашего внимания и денег. И по традиции давайте начнём с самого доступного варианта — DEEPCOOL XFAN 120. Данная модель, несмотря на свою цену, обладает гидродинамическим подшипником, который всё же «не совсем умело используется» в случае с данным кулером, так как всё равно при максимальной скорости вращения 1 300 об/мин вышеуказанная модель может достигать довольно неприличного для своих цифр уровня шума в 24 дБ.
Диаметр данного вентилятора вполне стандартный для большинства корпусов — 120 мм. Радует то, что есть возможность подключения через 3-pin, благодаря чему хоть и незначительно, но всё же можно отрегулировать скорость. Ну и в конце-концов, если говорить про воздушный поток, то данный показатель составляет 43.56 cfm, что очень даже неплохой показатель для вентилятора со скоростью вращения в 1300 об/мин. Его цена составляет в среднем 270 рублей, и за эти деньги DEEPCOOL XFAN 120 является очень хорошим вариантом для охлаждения средних систем, либо же и вовсе вертушкой-затычкой.
Затычка, но с подсветкой: DEEPCOOL WIND BLADE 120
Если вы ищете вентилятор для своего корпуса, который будет в плане охлаждения показывать себя на куда более достойном уровне, нежели предыдущая модель, но при этом чей шум будет точно так же довольно низким, то обратите внимание на DEEPCOOL WIND BLADE 120. Его размер, как следует из названия, составляет 120 мм, а максимальное количество оборотов равно такому же значению, что и у предыдущего варианта — 1 300 оборотов в минуту. При этом предельный уровень шума выше всего на 2 Дб и составляет 26 дБ, что очень хорошо. Ну и, конечно, подключение осуществляется за счёт 3-pin через материнскую плату.
«Но чем же тогда данный корпусный вентилятор лучше, нежели упомянутый выше XFAN 120, ведь судя по описанию он примерно такой же?» — спросите вы. Ответ будет простым — разница в существенно возросшем объёме «поглощаемого» воздушного потока, который в данном случае ранен 65.16 cfm. Именно благодаря этому вам стоит немного переплатить и получить вариант, который, во-первых, лучше выглядит, во-вторых, куда лучше охлаждает, и в-третьих, имеет низкий уровень шума. Средняя цена DEEPCOOL WIND BLADE 120, кстати, составляет 360 рублей, в которую входит и встроенная в сам вентилятор подсветка, которая, по правде говоря, понравится далеко не всем.
Доступный «умный» вентилятор: AEROCOOL Frost 12 PWM
Конечно, далеко не всем нравится, когда вертушки постоянно работают на приблизительно одинаковых скоростях, ведь из-за этого изнашиваются подшипники и повышается уровень шума. Специально для людей, которые не хотят много тратиться, но при этом желают более «умный» вентилятор для охлаждения своего ПК, стоит посоветовать AEROCOOL Frost 12 PWM. Хоть диаметр данного вентилятора составляет 120 мм, отличительной особенностью этого варианта является «динамическая» скорость работы. В зависимости от температуры, данный вентилятор способен самостоятельно выбирать наиболее оптимальную скорость работы от 500 до 1 500 об/мин.
Этот факт очень радует, ведь если вы, например, будете пользоваться лишь условным браузером, то практически не будете слышать никакого шума, в то время как при работе с тяжёлыми программами или играми вентилятор будет работать на полную мощность. Ну и, естественно, то, что в зависимости от интенсивности работы вентилятора, он будет по-разному шуметь — от 18 до 28 дБ (и да, помните что на практике данные цифры всегда немного меньше). Огорчить вас в этой модели может разве что объём воздушного потока, который в зависимости от ситуации может составлять либо 17.3, либо 28.2 cfm.
Конечно, это не очень хорошо, но данный недостаток довольно хорошо компенсирует переменная скорость работы с максимальным значением в 1 500 об/мин., благодаря чему в любом случае охлаждение будет очень хорошим. Подключается AEROCOOL Frost 12 PWM, кстати, при помощи разъёма 4-pin, что не является откровением. Приятным моментом для вас может стать наличие многоцветной (не RGB) подсветки, которая выглядит неплохо. Так что если вы ищете, красивый и тихий вентилятор, который будет самостоятельно адаптироваться к температуре вашей системы и эффективно её охлаждать, то Frost 12 PWM по средней цене в 460 рублей, возможно, станет для вас максимально правильным приобретением.
Справится как с браузером, так и с играми: DEEPCOOL GS120
Если вы хотите заполучить корпусный вентилятор, который будет обладать всеми преимуществами подключения через 4-pin, то рассмотрите к покупке DEEPCOOL GS120. Размер данного варианта такой же, как и у всех — 120 мм. Установленный подшипник скольжения позволяет обеспечивать низкий уровень шума, что очень важно для многих. И да, уровень шума будет варьироваться от 18 до 32 дБ в зависимости от скорости вращения вентилятора.
Равна же скорость может быть как 900, так и 1 800 об/мин, что крайне позитивно сказывается на общем качестве охлаждения в любых ситуациях. Помимо этого, плюсом можно считать и «потребляемый» воздушный поток, чей показатель с учётом всего остального действительно впечатляет — 61.93 cfm. Ну и последнее, это цена.
Она довольно непостоянна и колеблется в среднем от 550 до 800 рублей. Да, для корпусного вентилятора это многовато, но учитывайте, что он сполна отработает свои деньги, так как действительно великолепно охлаждает, чему способствует как скорость вращения, так и большой объём воздушного потока. Но не стоит рассчитывать на тихую работу — вертушка хоть и не громкая, но и тихой её не назвать.
Безупречен во всём: TITAN TFD-12025H12ZP/KE(RB)
Все перечисленные выше вентиляторы для корпусов хоть и являлись довольно хорошими, но всё же в случае с каждым из них приходилось идти на определённые компромиссы. И если вы хотите приобрести чуть ли не идеальный вариант, то однозначно вы навряд ли сможете найти что-то лучше, чем TITAN TFD-12025H12ZP/KE(RB). Его диаметр равен 120 мм, подключается к материнской плате через 4-pin, а крутиться вентилятору позволяет качественный подшипник скольжения. Да, во всём этом нет ничего необычного, но удивить здесь призваны все прочие характеристики.
Скорость вращения динамическая — от 210 до 2 100 оборотов в минуту, благодаря чему данная модель способна тихо работать в условиях с минимальной нагрузкой, а также крайне быстро в тех случаях, когда ваши комплектующие действительно нагреваются. Уровень шума в целом соответствует скорости вращения — от 5 до 37 дБ. Да, при 2 100 оборотах в минуту вентилятор будет шуметь довольно сильно, но и охлаждение при этом будет первоклассным.
Ну и в завершение — максимальный объём «поглощаемого» воздушного потока равен 63.59 cfm. Так что в том случае, если вас сильно беспокоят перегревы, то TITAN TFD-12025H12ZP/KE(RB) сумеет вас спасти. Однако да, стоит данное «спасение» не так уже и дёшево — в среднем 1 150 рублей.
Что дает замена 4-х лопастного вентилятора?
Здравствуйте, салам алейкум, шалом!
На DRIVE2 буквально повальное увлечение по замене стокового 4-х лопастного вентилятора системы охлаждения на 8-лопастный. При этом многие восторгаются, как после этого тихо стало в кабине и как быстро он вгоняет перегревшийся тосол в норму. Между тем, на просторах Интернета я обнаружил результаты голосования, которые нарушают однозначную необходимость замены: 47 % сказали, что после замены вентилятора они никакой разницы не заметили, 8 % заявили, что стало только хуже, 6 % затруднились с ответом. И лишь для 39 % вентилятор определенно стал работать лучше. Увидев такой раздрай, я решил подручными средствами хотя бы в относительных единицах оценить эффективность такой замены.
Для начала пошел на рынок и за 100 рублей купил восьмилопастный вентилятор. У продавца на витрине они висели самые разнокалиберные вряд, я просто выбрал по внешним признакам нужный. Поэтому, от какой он машины я не знаю, да это и не важно, потому что продавцы уже знают, почему у них в последнее время резко вырос спрос на восьмилопастники и всегда вам подскажут, что брать. Вот он, 8-лопастный, установленный на вал электродвигателя для предварительных исследований (рис. 1).
Однако, посмотрим, что гласит теория проектирования бесшумных вентиляторов? У новой вертушки лопасти почти в 2 раза уже, чем у старой, следовательно, и шуметь он должен меньше (см. рис. 1 и рис. 2 ).
Лопасти тонкие, спрофилированные и закрученные, что должно обеспечивать высокий КПД и бесшумность (рис. 3).
У 4-х лопастного вентилятора лопасти толще и угол закрутки меньше (рис. 4 ).
Большая фаска у основания лопастей способствует хорошей откачке воздуха из центральной зоны и течению воздуха с меньшими завихрениями и потерями. У старого вентилятора такой фаски вовсе нет.
На шумность работы сильно влияет дисбаланс вентилятора, который при вращении создает знакопеременные силы, возбуждающие вибрацию деталей и шум. Поэтому для начала проверим степень неуравновешенности крыльчатки. Для этого идеально подходит круглая шариковая ручка, используемая в качестве импровизированного вала. Ручка имеет небольшую конусность, благодаря чему хорошо фиксируется в отверстии ступицы. Края ручки следует опереть на 2 горизонтальные гладкие поверхности. Я использовал 2 звуковые колонки (рис. 5 ).
Купленная крыльчатка имела дисбаланс, который пришлось устранять путем соскабливания ножом части материала с торцов лопастей. Хорошо сбалансированная крыльчатка должна сохранять безразличное равновесие. Мне это почти удалось.
Далее, перешел к замене вентилятора на автомобиле. Для этого потребовался инструмент, показанный на рис. 6.
Особенно необходим трубчатый ключ 8х10, без него произвести замену будет сложно. Для удобства работы пришлось снять корпус воздухоочистителя и левый кронштейн его крепления, а также сдернуть со свечей провода и отвести в сторону шланг вентиляции картера. Вот снятый вентилятор вместе с крепежной арматурой (рис. 7).
Придерживая крыльчатку за лопасть, накидным ключем или головкой х13 отворачиваем гайку и заменяем вертушку (рис. 8).
Будьте внимательны, не потеряйте шпонку, которая легко может выпасть из отверстия вала электродвигателя. Я ее как раз и потерял, пришлось изготавливать новую из гвоздя подходящего диаметра. Без особых затруднений установил обратно снятые узлы и детали и вот он, 8-лопастник, на двигателе (рис. 9)!
Завел двигатель, прогрел, вентилятор включился. Субъективно, работать он стал тише, но насколько? Для сравнительной оценки шумности работы вентиляторов я использовал видеокамеру, установленную на штативе перед автомобилем на расстоянии 0,5 м. от радиатора (рис. 10).
Капот, как и в реальных условиях, был закрыт. Видеоряд мне был не нужен, я использовал лишь микрофон камеры. Запись производилась в 2 приема, со старым и новым вентиляторами. Двигатель работал на оборотах хх, контроллер по уставке с бортового компьютера включал вентилятор при достижении температуры +97 градусов, и отключал, когда температура снижалась до +93. Температура окружающего воздуха была +15 градусов. Продолжительность каждой записи соответствовала трем циклам включения-работы-выключения вентилятора. Эти записи были обработаны с помощью программы «Cоrel VideoStudio ProX5» (рис. 11), причем уровень шумов, соответствующий напряжению сигнала звуковой дорожки, измерялся цифровым мультитестером M890D, а время работы вентилятора определялось по шкале времени на звуковой дорожке (рис. 12).
В итоге получились следующие результаты. При работе 4-х лопастного вентилятора напряжение сигнала было 44,3 мВ, а с 8-лопастным стало 33,5 мВ, т.е. новый вентилятор работает в 1,32 раза (на 24 %) тише, чем старый. Среднее время работы 4-х лопастного вентилятора в одном цикле включения составило 42 с., а 8-лопастного — 36 с, т.е. новый вентилятор в 1,16 раза (на 14 %) эффективнее старого. Конечно, полученные результаты ориентировочные, но дают возможность понять, чего следует ожидать от замены вентилятора. Имея эти данные, 100 рублей в кармане, толику тщеславия и желание поработать на благо своего автомобиля, вы можете принять взвешенное решение о необходимости замены 4-х лопастной вертушки на 8-лопастную.
Всем мира и добра!
5 ошибок при выборе напольного вентилятора для дома и квартиры.
Когда приходит пора жары, не у всех хватает средств и возможности установить в квартире или в доме кондиционер.
Более того, даже если вы его смонтировали, то как правило, хорошо охлаждает он только одну комнату. А что делать с остальными? Покупать еще и ставить два, три штуки?
Хотя стоит напомнить для тех кто не в курсе — вентиляторы вообще-то воздух нисколечки не охлаждают, а просто гоняют его по комнате туда-сюда.
Так за счет чего же ощущается холод? Все устроено довольно просто. Ваше тело реагирует на тепло обильным потовыделением. На поверхности кожи появляются капли влаги.
При их испарении забирается лишнее тепло. А постороннее дуновение, как раз таки и помогает ускорить этот процесс.
В особенности, если воздух сухой и не увлажнен никакими специальными аппаратами.
Кстати не удивляйтесь, но иногда бывает так, что вентилятор нисколько не охлаждает, а выполняет даже обратную функцию.
Например, если поместить на палочке два мороженого, одно из которых будет таять естественным образом, а на другое направить вентилятор, то как ни странно, второе растает быстрее.
Объясняется это тем, что вокруг сладкого лакомства образуется слой холода, который неким образом тормозит его таяние. А когда вы направляете сюда вентилятор, то этот слой напрочь сдувается. И мороженка тает интенсивнее.
Какой из этого можно сделать практичный вывод? Так как вентиляторы не являются источниками холода, от них тяжелее простыть, чем от традиционных сплит систем.
Начнем с самого главного – пожаро и электробезопасности. Не забывайте, что любой вентилятор это электрический аппарат.
Одно неосторожное движение или случайное замыкание, и вместо того чтобы охладить квартиру, вы ее можете сжечь. И далеко не у каждого из вас стоят специальные искрозащитные устройства, которые легко предотвращают такие аварии еще на начальной стадии.
В случае замыкания проводки на корпус изнутри, он вполне может ударить вас током. Поэтому не стоит переносить ветродуй с места на место во включенном состоянии.
Еще обращайте внимание на материал корпуса. С одной стороны цельный металл — это большая пожаробезопасность, но в плане электробезопасности, пластик смотрится более выигрышно.
Правда желательно, чтобы он был негорючим. Проверяйте это в паспорте на изделие.
Также в документации обязательно ищите указание на то, что двигатель имеет защиту от перегрева. Это может быть миниатюрное термореле, которое разрывает цепь при достижении температуры обмоток свыше 145 градусов.
В этот момент крыльчатка останавливается и движок не запустится вновь, пока температура не спадет. Без такой защиты, это реально пожароопасный агрегат.
Если вы считаете, что купив самую дорогую модель вы получите лучшее охлаждение, то вы глубоко заблуждаетесь. Для этого вовсе не обязательно выбирать вентилятор с самым высоким ценником.
Зачастую, даже недорогие модели очень хорошо справляются со своими задачами. Давайте наглядно сравним эффективность трех ветродуев в разной ценовой категории:
Дешевые модели обычно самые хлипкие и неустойчивые. Уровень шума у них на максимальной скорости доходит до 70дб.
Скорость обдува здесь – 4,9м/с
Правда конструкция у него более устойчивая, да и материал изготовления покачественнее. Это сказывается на весе устройства.
При этом уровень шума здесь все те же 70дб.
Что касается навороченных моделей по завышенным ценам, то с одной стороны они вроде бы и тяжелее, а соответственно и устойчивее. И бесшумный режим реально самый тихий (менее 50дб).
Однако на максимальной скорости, которой чаще всего и пользуются на жаре, результаты все те же самые, что и у дешевых конкурентов. Шум доходит до 70дб.
Мощность обдува у них больше всего на несколько десятых единиц – 5,6м/с.
Все удобство заключается лишь в дополнительных органах управления и обслуживании.
Стоит ли за это переплачивать решать вам.
Устойчивость вентилятора является важнейшим фактором. Если в семье есть дети, домашние животные, они так или иначе могут задеть стойку ветродуя.
И при его падении может возникнуть множество проблем. Все зависит от того, куда именно он будет падать.
Кстати, даже новый вентилятор частенько выходит из строя после первого же опрокидывания. Что у него при этом ломается и как это починить своими руками, читайте в отдельной статье.
Существует огромное разнообразие конструкций оснований на которых закреплена подставка. Но наиболее распространены всего три.
Чаще всего встречается крестообразная основа.
Менее распространена круглая подставка.
Еще попадаются вентиляторы по типу моноблоков. У них вообще нет никаких ножек.
Какие из этих оснований устойчивее всего? Крестообразная основа, несмотря на свою внешнюю надежность, проигрывает всем остальным.
Достаточно одного хорошего толчка и такой вентилятор спокойно упадет на бок. А вот круглая ножка является наиболее стабильным вариантом.
Поэтому если у вас есть выбор, то отдавайте предпочтение именно круглой форме.
Многие до сих пор путают мощность вентилятора и его производительность. Хотя эти величины мало связаны друг с другом.
Большинство домашних моделей идут мощностью от 40 до 60Вт. Этот параметр указывает на то, сколько потребляет электроэнергии в час ваш агрегат. И это лишь косвенно влияет на производительность.
Чем больше мотор, тем длиннее и шире у него лопасти. Их максимальный диаметр у домашних напольных видов достигает 40см.
Непосредственно под производительностью вентилятора понимают объем перемещаемого воздуха за единицу времени. Как определить какая производительность нужна вам?
Для этого высчитываете объем обдуваемого помещения, то есть умножаете его площадь на высоту потолков.
После этого подставляете в формулу коэффициент обмена. Его значения следующие: