чем больше город тем меньше люди достоевский
Чем больше город тем меньше люди достоевский
«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь.
Литературный термин «маленький человек» впервые использовал Виссарион Белинский в статье «Горе от ума» 1840 года. Анализируя образ Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя, критик писал:
«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь.
Литературный термин «маленький человек» впервые использовал Виссарион Белинский в статье «Горе от ума» 1840 года. Анализируя образ Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя, критик писал:
Одним из первых «маленького человека» описал Александр Пушкин в повести «Станционный смотритель». Таким персонажем был Самсон Вырин — чиновник самого низшего класса, живущий в собственном маленьком замкнутом мире. Его единственной радостью была дочь, побег которой лишил Вырина всякого смысла существования. В произведении Пушкин своего героя не укорял, напротив, стремился вызвать у читателя сострадание и сочувствие к Вырину. Эту новеллу из цикла «Повести Белкина» литературоведы считают началом развития образа «маленького человека» в русской литературе.
Следующим хрестоматийным образом стал Акакий Башмачкин из повести Николая Гоголя «Шинель». В нем автор иронизирует над своим героем, который общается междометиями и ничего сложнее переписывания бумаг делать не способен, но и искренне сочувствует ему. «Маленький человек» Гоголя — это часть огромного механизма, огромного Петербурга, мира чинов, где такие, как Башмачкин, никогда не смогут найти справедливость.
В раннем творчестве Федора Достоевского «маленький человек» превратился в жертву обстоятельств. Таким был, например, Макар Девушкин в повести «Бедные люди». В отличие от Пушкина и Гоголя, Достоевский наделил своего героя способностью к рефлексии и самоанализу. Он возвысил горе маленького человека до настоящей трагедии. В «Преступлении и наказании» Достоевский призывал читателей проявить сочувствие к «маленьким людям», неспособным измениться, как Мармеладов.
Образ не исчез из литературы и во второй половине XIX века. Так, «маленький человек» был основным типом чеховского героя: Беликов из «Человека в футляре», Червяков из «Смерти чиновника», Дымов из «Попрыгуньи». «Маленький человек» у Чехова стал не столько социальным типом, сколько психологическим. Драматург стремился показать, что такие зашоренные люди существуют в самых разных сословиях.
Позднее «маленький человек» появлялся в произведениях Александра Куприна, Михаила Зощенко, Василия Шукшина и многих других писателей и долгое время оставался распространенным героем русской литературы.
Тема «маленького человека» в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Впервые в русской литературе судьба «маленького человека» и его непростые взаимоотношения с обществом нашли своё отражение в творчестве А. С. Пушкина. Чуть позже к этой теме в повести «Шинель» обратился и Н. В. Гоголь. Но именно в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского «маленький человек» был представлен с такой невероятной честностью и реалистичностью, на которую не решался до этого момента никто.
Персонажи романа не просто страдают от несправедливости и чёрствости других людей. Они имеют свой характер, мировоззрение, «философию жизни». Семён Захарыч Мармеладов не боится людского презрения, потому что оправдывает своё стремление к самоуничтожению Божьей милостью на «Страшном суде». Его жена в своих поступках руководствуется мнимой аристократичностью и гордостью. Раскольников выстраивает целую концепцию превосходства одних над другими: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?»
Ф. М. Достоевский обращает внимание читателя также и на то, что не всё в «маленьком человеке» прекрасно. Внутренний мир персонажей романа противоречив. Екатерина Ивановна привязана к детям и пытается удержать семью от окончательного падения, но именно она толкает Соню к «жёлтому билету». Раскольников имеет доброе сердце и хочет трудиться на благо общества, но способен на убийство. Лужин, такой же незначительный «маленький человек», как и все остальные, готов унижаться и унижать других ради своего благополучия.
Причину бед и несчастий своих героев автор видит в устройстве общества. Несправедливость у Ф. М. Достоевского – не результат самоуправства отдельных персонажей, но часть социальной системы. И единственный способ помочь «маленькому человеку» – изменение этой системы, пересмотр общих принципов человеческого существования.
Сочинение на тему «Тема ‘маленького человека’ в произведениях Федора Михайловича Достоевского»
Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского (сочинение)
Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.
В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.
Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.
В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.
Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.
Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.
Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».
Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.
Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Сочинение на тему «Тема ‘маленького человека’ в произведениях Федора Михайловича Достоевского»
«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Человек!… Это звучит… гордо! — М.Горький «На дне»
«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» — Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.
Закажите работу от 200 рублей
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
«Маленький человек» — это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.
Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.
Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.
«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».
Маленькие люди в «Преступлении и наказании»
Тема «маленького человека» является одной из основных в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели».
Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель мрачные картины беспросветной жизни «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». Чего только стоит сцена встречи Раскольникова с пьяной пятнадцатилетней девочкой в порванном платье. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у главного героя. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа:
В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы, Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова — Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей».
Семен Захарович Мармеладов
Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить.
Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:
Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:
Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):
Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:
Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:
Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий…
Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:
Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:
В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:
Катерина Ивановна Мармеладова
Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания.
Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает:
Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.
Лизавета
Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы. Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду. Вот как автор описывает внешность Лизаветы:
При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша»:
Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Лизавета слабоумна, глупа и наивна. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна:
Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Данная трагедия произошла из-за неудачного стечения обстоятельств. Родион был уверен, что Лизавета уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления.
Пульхерия Александровна Раскольникова
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться. Ее муж умер много лет назад, когда Родион был еще ребенком:
Судя по всему, супруг Пульхерии Александровны был мелким чиновником, за что теперь женщине полагается пенсия в 120 рублей в год. Это очень маленькие деньги, которых едва хватает на жизнь:
На момент повествования она с дочерью вынужденно перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к сыну. Героиня вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу:
Эта женщина, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно.
Пульхерия Александровна любит своего сына Родиона и возлагает на него все свои надежды. Она надеется, что сын, получив высшее образование, выберется из нищеты и будет помогать семье:
После суда над сыном она всерьез заболела, расстройством рассудка. Бедная женщина догадывается, что с сыном произошло что-то страшное, но боится расспрашивать об этом Дуню:
После семи месяцев болезни, Пульхерия Александровна заболевает горячкой и умирает:
Условно «маленькие люди»
К «маленьким людям» часто относят и ярких героев романа — Родиона Раскольникова, Дмитрия Разумихина и Соню Мармеладовы. Но все трое, не смотря на то, что оказались в бедственном положении, не теряют волю действовать и способны на поступки. Так, Соня согласившись на позорную профессию жертвует собой ради семьи, Разумихин — делает все возможное чтобы помочь Раскольникову и его семье, а сам Раскольников убивает старуху-процетщицу не столько из-за денег, сколько из желания доказать самому себе, что он не «маленький» человек.
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.
Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.
Разумихин
Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды:
Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.
Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.
Раскольников
Родион Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Он делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных:
Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом. Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг — соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.