чем болен джокер в фильме
Болезнь, от которой страдает Джокер, реально существует
Если вы уже успели посмотреть фильм «Джокер», то наверняка отметили особый смех героя. Вот и доктора говорят, что подобный смех — это признак расстройства, о котором мало кто знает.
«Джокер» — один из самых противоречивых фильмов этого года. Хоакин Феникс великолепно интерпретировал героя и тем самым дал жизнь Артуру Флеку, сложному персонажу. Он — гораздо большее, чем представление простого злодея. Смех, который вызывает много сомнений в отношении психического здоровья Артура, это действительно признак расстройства, о котором мало кто знает.
Психическое расстройство героя не выдумка, это болезнь.
Не секрет, что актёры идут на многие жертвы, ради заветной роли. Так и для Феникса было недостаточно скинуть 23 килограмма, для того, чтобы максимально вжиться в роль, он смотрел видео пациентов, страдающих патологическим смехом. Роль актеру удалась без сомнений.
Патологический смех, от которого страдает Артур, также известен как геластическая эпилепсия (она же гипоталамическая), отличительной особенностью которой является отсутствие других симптомов, характерных для эпилепсии. Характеризуется проявлением неуместного смеха и хихиканья, поскольку эти действия являются непроизвольными. В этот период пациенты могут переживать момент внезапного стресса или напряжения, даже в некоторых случаях могут потерять сознание.
С другой стороны, геластическая эпилепсия также может проявляться через плач, резкие движения и так далее. Это расстройство проявляется в раннем детстве из-за кризиса или травмы, поведенческого расстройства или повреждения височной доли.
Обычно его причиной является гипоталамная гамартома, которая является врожденным пороком развития гипоталамуса, то есть доброкачественной опухолью, вызванной необычной смесью элементов в ткани. Невролог в больнице имени Луиса Верназы в Эквадоре, доктор Карлос Нобоа Беджарано, говорит, что гамартома обычно протекает бессимптомно и почти всегда встречается у мужчин.
Прогноз
У большинства пациентов носит прогрессирующий характер. В определенных случаях или когда лечение больше не оказывает никакого влияния, необходима технически сложная операция.
По словам колумбийских исследователей, лечение этой эпилепсии очень сложное, потому что все исследования указывают на некоторую резистентность (устойчивость, сопротивление) пациентов.
В зависимости от сложности этого расстройства, может вызвать эпилепсию, легкую умственную отсталость, серьезные поведенческие проблемы. Психические расстройства являются серьезной проблемой, которую мы не должны игнорировать.
Какой возраст у Артура Флека
Такой вопрос задавали режиссёру фильма «Джокер» Тодду Филлипсу. На что он ответил «Мы не задавались этим вопросом при съёмках». Критики сходятся во мнении, что Джокеру в исполнении Хоакина Феникса около 40 лет.
Как посмотреть фильм в хорошем качестве и недорого? Конечно, сходить в кинотеатр. А что если мы вам скажем, что билеты в кино теперь можно купить онлайн да еще и со скидкой? Удобное и практичное решение. Приятного просмотра!
Болезнь Джокера. Как живут люди с приступами неконтролируемого смеха
В нашумевшем «Джокере» Хоакин Феникс виртуозно исполнил роль Артура Флека, страдающего от ряда психических расстройств. Одним из симптомов был неконтролируемый смех, который вызывал отторжение, непонимание и агрессию у многих персонажей фильма. К сожалению, такие приступы смеха — не ловкая выдумка режиссера, а настоящий симптом. О том, как живут люди с таким расстройством, — в материале «360».
Когда вышел трейлер «Джокера», в котором показали, как герой Хоакина Феникса идет по коридору и гомерически смеется, многие подумали, что это была репетиция зловещего смеха для будущих свершений злодея. Когда фильм вышел на большой экран, все оказалось куда более прозаично: неестественный и пугающий смех был частью психического расстройства Артура Флека.
Одно из названий такого явления — псевдобульбарный синдром. У него появились и другие, ненаучные, но более яркие названия: синдром патологического смеха, эпилепсия смеха и многие другие. Этот симптом характерен для целого ряда психических расстройств, последствий серьезных черепно-мозговых травм, инфарктов, БАС, болезни Паркинсона, рассеянного склероза и других.
Этот симптом относится к неконтролируемому выражению эмоций, которое обычно не соответствует происходящему и может также не соответствовать тому, что человек на самом деле чувствует.
Объяснять неуместный смех
Американец Скотт Лотан очень обрадовался, когда увидел «Джокера» на экране. Мужчина живет с синдром патологического смеха больше пятнадцати лет — он появился в результате развития рассеянного склероза. Приступы смеха у Скотта могут длиться по 10 минут, это часто ставит его в неудобное и даже опасное положение.
И для Лотана сцена с Артуром Флеком в метро, где его начинают избивать трое молодых людей, не показалась необычной. Сам Скотт, приходя в общественные места, часто рисковал оказаться в такой же ситуации. По его словам, многие люди с низкой самооценкой принимали его смех на свой счет и норовили начать драку.
Но самым неприятным моментом, о котором вспоминает Скотт, был день его помолвки. Он ехал в машине со своей мамой и невестой, когда в них врезался пьяный водитель — невеста Скотта умерла на месте, а мать — через три дня в больнице.
Все это время Лотан смеялся — он просто не мог остановить приступы смеха. На месте аварии его допрашивали полицейские, а он продолжал захлебываться смехом. На похоронах своих матери и невесты Скотту приходилось уходить — от нервного напряжения его снова разбирал смех.
«Я стараюсь полностью осознавать себя и понимаю, что это (смех — прим. ред.) вне моего контроля. Но знать, что другие считают тебя уродом, и всегда объяснять людям, что ты не безэмоциональный психопат, бывает трудно», — рассказал он.
В 2015 году один из приступов Скотта попал на видео, его посмотрели более двух миллионов раз.
Относиться с состраданием
Британец Пол Пью стал жертвой нападения в небольшом уэльском городке. Четверо неизвестных жестоко избили его. В результате тяжелой черепно-мозговой травмы в мозге Пола образовался тромб, из-за которого мужчина пролежал в коме больше двух месяцев. Благодаря поддержке местной благотворительной организации он выздоровел, но остались серьезные проблемы со здоровьем, в том числе и патологический смех.
По его словам, приступ может начаться практически в любое время. «Я чувствую смех за несколько секунд до приступа — иногда я могу контролировать это, но иногда не получается. Смех длится недолго — максимум минуту, но он может вызвать много проблем, если люди не понимают, что происходит и почему я это делаю», — рассказал Пол.
При этом даже близкие люди, которые знают о перенесенной травме, могут порой забывать о том, что смех не является признаком того, что Полу хорошо и весело. Такое отношение может приводить к серьезным проблемам в общении, в том числе и депрессии, потому что приступы смеха не объясняются ничем, кроме нарушения мозговой функции, а людям бывает трудно это принять.
«Я просто хочу, чтобы люди полностью понимали проблему, умели распознавать ее и относиться к людям с состраданием. Мы смеемся не из злобы — может быть, происходит что-то большее, у нас может быть большое горе. Мы не всегда можем контролировать свой смех, но люди могут контролировать то, как они реагируют», — сказал Пол.
«Put on a happy face»*: психологи о Джокере
Фильм «Джокер» вышел в российский прокат 3 октября и сразу стал самой обсуждаемой темой. Мы попросили клинических психологов проанализировать его.
Джокер вызвал особый отклик у всех, кто интересуется психологией. Какой диагноз у главного героя? Что привело его к такой жизни? Можно ли было бы избежать событий, которые разворачиваются в фильме? Мы поговорили об этом с клиническими психологами.
О диагнозе Джокера
Ксения Л., клинический психолог, кандидат психологических наук:
Ставить точный диагноз психолог не имеет права, но даже врач без осмотра и диагностики может только предполагать природу расстройства. Поэтому точно реконструировать диагноз, конечно, нельзя. Однако, судя по данной в фильме информации (упоминаются возможные травмы головного мозга, жестокое обращение, психиатрический диагноз матери) — предположительный диагноз может включать последствия органических нарушений головного мозга, личностное расстройство, депрессивное состояние.
Руслан К., клинический психолог:
Давайте смотреть на факты. Мы видим его приступы смеха только в моменты безвыходной боли. Это скорее не смех, а плач. У Артура явно есть нарушения пищевого поведения: видно, что он истощен; мать говорит, что ему нужно поесть — по-видимому, это не первый раз, когда он кормит ее, а сам не ест. Он смотрит поздние ночные программы, когда мать уже спит — то есть, скорее всего, присутствуют сложности с засыпанием. Настроение постоянно понижено. Это депрессивная триада. Скорее всего, можно говорить об эндогенном депрессивном расстройстве.
Мария Д., психолог, автор блога @geek.psychology в Инстаграме:
В поведении Артура Флека прослеживаются черты множества психических расстройств: расстройства личности, аффективного расстройства, психотического расстройства, неврологического синдрома. То есть, это не какой-то один диагноз, который бы все объяснил. На мой взгляд, Джокер — собирательный образ человека, которому не ok. И есть подозрение, что сценаристы намеренно сгущают и нагружают персонажа. В конце концов, речь идет о вселенной комикса, где каждый персонаж — не просто личность, а идея, манифест и символ.
Виновато общество или ментальное расстройство?
Ксения Л., клинический психолог, кандидат психологических наук:
Точно сказать никогда нельзя. История Артура имеет слишком много возможных вариантов развития, чтобы что-то точно утверждать. Но если опираться на текст фильма, Артур не стремится к жесткости и, напротив, по-разному пытается устроиться в социуме. Так он просит добавить ему лекарства, чтобы состояние улучшилось, ходит на встречи с социальным работником, пишет дневник, старается удержаться на любимой работе. Когда социальная служба перестает получать финансирование, он беспокоится, где будет брать лекарства. Все, что можно сказать: он старается жить нормальной жизнью. Социальное устройство в этом ему не только не помогает, но иногда и вовсе игнорирует его попытки социализироваться.
Руслан К., клинический психолог:
И в семейных отношениях Артура, и в социальной жизни Готэма распространены двойные стандарты: спекуляция в СМИ на темах насилия, секса, страха. Не случайно такую популярность получает образ «саблезубого клоуна». Да, у Артура есть психиатрические отклонения. И да, другое социальное окружение, возможно, не привело бы к столь плачевным последствиям. Ведь он всю дорогу действительно ищет человеческого тепла и поддержки.
Мария Д., психолог, автор блога @geek.psychology в Инстаграме:
Вопрос о том, что вносит больший вклад в психическое здоровье человека — генетика и биологические факторы или семейная и культурная среда — до сих пор остается открытым в психиатрии. Это не значит, что мы не в курсе, что именно провоцирует заболевание. Но первичность мы не сможем определить, не восстановив в деталях весь анамнез. Нам остается только предполагать, что сыграли свою роль все переменные. Окружение действительно способно мощно скомпенсировать многие биологически обусловленные трудности, адаптировать человека к полноценному функционированию.
Почему я сочувствую убийце?
Ксения Л., клинический психолог, кандидат психологических наук:
В психологии есть понятия «проекция» и «идентификация». Проекция — это когда мы приписываем другим присущие нам самим свойства. Так история Артура становится личной историей зрителя, если в его жизни тоже были ситуации жестокости, несправедливости, игнорирования. Идентификация подразумевает, что мы соотносим себя с другими людьми, как бы ставим себя на их место. В результате мы можем эмпатически «вчувствоваться» в переживания вовсе чужого нам человека. А поскольку весь фильм в центре внимания один-единственный персонаж, идентификация происходит именно с ним. Это и вызывает сочувствие к герою.
Руслан К., клинический психолог:
Скорее всего, здесь работает механизм переноса. У тех, кто видит в страданиях Артура человека, живущего в несправедливом мире, есть собственные переживания ущемленности. Это вызывает симпатию. Он страдал, он превозмог, он стал собой. Также история Артура вызывает сострадание когда благодаря сильной актерской работе.
Мария Д., психолог, автор блога @geek.psychology в Инстаграме:
Если к персонажу возникает симпатия — значит, он хорошо проработан. Неважно, злодей или герой, жертва или агрессор: если мы хорошо понимаем мотивацию персонажа, видим путь его развития, наблюдаем его слабости и страдания — мы будем испытывать сочувствие. В конечном счете, убийство хотя и является «клеймом» для большинства людей, все равно не описывает человека полностью, не лишает его человечности.
Какую роль в расстройстве Джокера сыграла мать? Как часто у ментально нездоровых людей вырастают нездоровые дети?
Мария Д., психолог, автор блога @geek.psychology в Инстаграме:
Психологи из клиники Mayo, одного из крупнейших исследовательских центров в мире, выяснили, каким именно заболеванием страдал герой Хоакина Феникса в фильме «Джокер», который вышел на экраны 4 октября. В этом фильме Джокер предстает как самостоятельный персонаж с подробным бэкграундом.
Болезнь, которая заставляла Артура Флека (Джокера) смеяться в неподходящее время, называется псевдобульбарный синдром (PBA). Это тип эмоционального расстройства, которое проявляется бесконтрольными приступами смеха или плача, и обязательно связано с сопутствующими неврологическими заболеваниями, например, с рассеянным склерозом или черепно-мозговой травмой, сообщает журнал People.
По словам психологов, такие приступы могут продолжаться несколько минут и вызывать у больных смущение, апатию, стресс и депрессию. Приемная мать Флека жестоко обращалась с ним, когда он был ребенком, что в будущем и сказалась на его жизни.
Эти приступы неконтролируемого смеха могут продолжаться несколько минут и могут вгонять пациента в глубокую депрессию, стать причиной его социальной изоляции.
Как пишет IndieWire, идея о том, что Артур Флек мог страдать псевдобульбарным синдромом (PBA), принадлежит режиссеру фильма Тодду Филлипсу. В отличие от него Хоакин Феникс не был полностью убежден, что это неврологическое расстройств стало главной причиной действий Джокера.
Лечение PBA, как правило, включает в себя прием антидепрессантов и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые могут снизить количество и частоту приступов, но не могут полностью излечить пациента.
По словам Хоакина Феникса, именно идея с PBA помогла ему создать такой образ Джокера, которому зрители могут проявить сочувствие, несмотря на все совершенные им ужасные преступления.
Отметим, что на Венецианском кинофестивале картина удостоилась восьмиминутной овации и получила «Золотого льва», а исполнителю главной роли Хоакину Фениксу прочат номинацию на «Оскар».
Джокер. Психологический обзор
PS. Не претендую на истину в последней инстанции. Как говорится, я диванный психолог, я так вижу.
Каким предстает перед нами в первой половине фильма Артур Флек?
Мы видим глубоко несчастного, неуверенного в себе персонажа, насильно растягивающего губы в счастливой улыбке. Он инфантилен, пуглив, не способен постоять за себя. Его движения до комичного нелепы. Он выкуривает одну сигарету за другой. В моменты сильного стресса проявляется непроизвольный тремор конечностей. И смех. Ох, этот смех. Вернусь к этой теме чуть позже.
Из разговора с соцработником, мы узнаем, что он уже был не единожды клиентом психиатрической клиники. Он жалуется на плохое самочувствие, “негативные мысли». Он предстает перед нами в состоянии тяжелой, клинической депрессии, его суицидальные наклонности очевидны даже неспециалисту. Он жаждет помощи, буквально кричит в просьбе о ней работнику социальной службы, но, кроме рецепта на лекарства, не получает адекватной ответной реакции.
Когда мы сталкиваемся с депрессией, фрустрацией? Если говорить в целом, то это состояние, когда наши ожидания не совпадают с реальной картиной мира. Какие же ожидания Артура Флека оказались нереализованными? Давайте разбираться.
А потому моментально эмоционально привязывается к соседке, учтиво вежливо, но искренне улыбнувшейся ему в лифте. Ведь она единственная, кто «заметил» его, проявил крупицу тепла, без осуждения и издевок.
Как мы видим, пусть негативную, но все же реакцию, Артур регулярно от общества получает. О чем же говорит Артур, впоследствии не единожды крича о том, что его никто не замечает?
Из записей-воспоминаний мы узнаем трагическую историю маленького Артура Флека.
Он растет в обществе психически нездоровой матери и (во всяком случае, какое-то время) ее сожителя-садиста. Регулярно подвергается сильнейшим побоям и унижениям со стороны последнего и полнейшему равнодушию, молчаливому согласию на происходящее со стороны матери.
Он растет, становясь жертвой, которая не в состоянии дать отпор своим обидчикам. Он не может вырваться из персонального ада, не способен даже выразить искренние чувства по поводу происходящего, поэтому выученную беспомощность в дальнейшем протаскивает с собой через года. Интересен тот факт, что в дальнейшем Артур вытесняет болезненные воспоминания о детстве из своей психики, не возвращаясь к ним, но вновь поднимая их из закоулков памяти только при прочтении анамнеза Пенни.
Так или иначе, будучи не в состоянии пробиться через железный занавес отчуждения своей матери, лишаясь тем самым поддержки самого родного человека, не имея четкого примера отцовской фигуры, примера для подражания, Артур вынужден нырять в мир своих фантазий, воплощая в них идеальную картину мира, восполняя свои нереализованные в реальности желания.
Другая его фантазия в виде соседки олицетворяет его потребность в поддержке, одновременно отражая потаенные мысли о правильности собственных действий, становясь живым воплощением самооправдания. Любопытен тот факт, что объектом вожделения, главным источником заботы становится так непохожая на белокурую мать темнокожая девушка (не расизм, а констатация факта!).
Не имея примера любящего его человека, демонстрирующего ему симпатию, Артур пытается понять как ее получить, выработать алгоритм, следуя которому можно нравится людям. Он искренне пытается понять, что считается смешным, а что нет, записывая шутки и комментарии к ним с реакцией общества в личный дневник переживаний (что показательно). Он посещает стенд-апы начинающих талантов, наблюдая за реакцией окружающих и стараясь подражать им, максимально от них не отличаться, ведь его собственное чувство юмора совсем не такое, как у остальных.
Положительная по своей сути эмоция в исполнении Артура предстает как глубоко отрицательная, болезненная, удушающая и приносящая боль.
Конечно, мы можем сослаться на необходимую самооборону, но так ли это? С убийством первых двух работников компании Уэйна поспорить сложно, но убивать третьего Артур направляется уже осознанно и целенаправленно, выпуская в пытающегося убежать человека много больше пуль, чем то было нужно для защиты.
Символично, что свое первое преступление он совершает под маской, что помогает ему абстрагироваться от происходящего, закрыть себя настоящего и без опаски примерить на себя образ “другого Артура”.
Жизнь начинает играть новыми красками, его отношения с девушкой развиваются, он начинает искренне улыбаться. Только после убийства он решает попробовать себя в любимом амплуа.
Дерзкое преступление в метро неизбежно привлекает внимание общественности, но его причины неверно трактуются обществом, находя живой отклик в сердцах масс. Оно и последующее неаккуратное высказывание кандидата в мэры Готэма Томаса Уэйна становятся поводом для митингов и уличных беспорядков, давая выход накопленной агрессии и недовольству жителей (ничего не напоминает?). Артур, доселе уверенный, что его никто не замечает, видит бурный ответ своему действию, и, пусть пока и анонимно, но обращает на себя желанное внимание людей.
Здесь стоит сказать пару слов о политике. Конечно, картина не единожды затрагивает политическую тематику, но фильм совсем не о ней.
Готэм всегда представал местом мрачным и бесперспективным, с огромным количеством экономических и общественных проблем: от сильнейшего социального расслоения до высочайшего уровня криминала (наряду с никудышной работой полиции). Соответственно, без накопленного людского недовольства на все это, настоящие народные волнения представить проблематично. Любому восстанию нужны стоящие причины, а поводы (как убийство трех работников “высшего” класса), как известно, найдутся.
Политика здесь предстает лишь инструментарием, благодаря которому произошло становление Джокера как такового, ведь что за лидер без приспешников? Джокер, так остро нуждавшийся в любви и признании, просто находит благодатную публику, своих безликих “единомышленников”. Ему все равно, кто будет ему рукоплескать, лишь бы таковые имелись. А потому, сам того не желая, он становится символом борьбы с несправедливостью (как, в свою очередь, и Бэтмен).
Однажды решив свои проблемы с помощью убийства другого, остановиться самостоятельно уже невозможно. Восприятие окончательно деформируется, и другого выхода кроме как последующих убийств больше не находит.
Особенно, если твой фэнтезийный идеальный мир начинает давать трещину. А причины на то на Артура начинают сыпаться как из рога изобилия.
Благодаря матери он узнает правду (?) о своем происхождении и обрастает новой фантазией о богатом и влиятельном отце. Стремясь убедиться в истинности этой фантазии, он проходит путь от особняка Уэйна до психиатрической лечебницы Аркхэм. И каждая цель на этом пути обухом ударяет по, и без того нездоровой, психике Артура.
Мать попадает в больницу, на пятки Артуру наступает следствие по происшествию в метро, из-за сокращения штата им больше не может заниматься соцслужба (а это и лишение его лекарств). Его главная фантазия о том, что выступление в стенд-ап клубе прошло успешно, разбивается о суровые реалии (интересно, что факт того, что выступление оказывается провальным, он вытесняет из памяти, как и травмирующие воспоминания из детства). Он высмеян кумиром, в котором видел отца, разочарован в собственной мечте, в себе самом. И одновременно, обозлен.
Он страстно ищет встречи с отцом, в слепой, детской надежде на желанную любовь и “теплые объятия”, но получает лишь пренебрежение и отказ от Артура со стороны последнего. Ему открывается предательство матери. Его и без того шаткий мир фантазий под угрозой окончательного разрушения. Мысли о самоубийстве становятся навязчивыми (вспомним репетицию собственной смерти на любимом телешоу).
Что окончательно разрушило ментальное здоровье Артура? Сложно сказать определенно. Это целая совокупность причин, уходящих еще в глубокое детство. Это набор поводов уже во взрослой жизни, т.е. спусковых крючков было предостаточно. В любом случае, “альтер эго” Артура постепенно вытеснило его самого, рождая безумного психопата, которого мы знаем под именем “Джокер”, намеренного отказавшегося от первоначальной своей чистой идеи созидания в пользу разрушения.
Многие отмечали лестницу, неоднократно повторяющуюся по мере повествования. В начале картины Артур Флек тяжело ступает вверх по ней, практически пригибаясь к земле, груженный невидимой ношей. Это груз его психологических проблем, подробно описываемых ранее.
В конце Джокер уже быстро и легко сбегает по ней, одновременно танцуя. Он больше не сдерживает себя, давая себе разрешение на проявление эмоций и желаний. Это отказ от контроля “Оно”, выпуск его наружу, отказ от идеи “хорошего мальчика”, отпускание мучающих его чертей на свободу. Возможно потому, что мы сами мечтаем о подобной легкости, на нас так завораживающе действует эта, уже ставшей меметичной, сцена.
Трагедия Фениксовского Джокера в том, что, несмотря на явные психиатрические нарушения, у него были все предпосылки для того, чтобы остаться нормальным (с определенными оговорками), принимаемым в обществе человеком. Люди, проявившие участие, доброту к нему, существенно бы облегчили его состояние, ведь первоначальной тяги к разрушению у Артура не было. При всей его мрачности и жестокости, это фильм о любви. О любви и понимании, которые следовало бы давать чаще, чем мы привыкли.
“Что будет, если соединить психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором? Ты получишь то, что заслужил.”