чем болел художник ренуар
Тем летом, когда великий импрессионист был уже 100 лет как мертв, его картины раздули скандал в США. Небольшая выставка «Ренуар: тело и чувственность» заставила страдать автора журнала The New Yorker:
Вслед за стенаниями Шелдаля подтянулась либеральная пресса. Журналисты укоряли мертвого француза в сексизме, объективации и использовании женщин. Сам Ренуар не скрывал одержимости женским телом:
Живопись с трупными пятнами
В 1874 году выставка Ренуара сотоварищи провалилась. Критик Луи Леруа обозвал молодых и непонятных художников «впечатлистами», которые хватаются за сиюминутную эмоцию. И придумал байку, что посетители сошли с ума, увидев картины Клода Моне. Художники сделали оскорбительное «импрессионисты» своим названием. Сегодня их знает весь мир. По Пьеру-Огюсту прошелся Альберт Вольф:
Даже став известным, Ренуар тяжело переносил замечания. Он вырос в бедной семье и всю жизнь сомневался в собственном таланте. Шестой ребенок из семи в семье портного и швеи, будущий мастер с 13 лет расписывал фарфоровые тарелки. Студентом ютился по парижским комнатушкам без окон. Однажды, чтобы озарить жилище светом, рисовал прямо на грязной штукатурке:
А перед смертью высказался наивно и трогательно:
— Картина для меня должна быть чем-то радостным и красивым. Да, просто красивым.
Дедушка свободной любви
— Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света. Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку.
Руки-когти
— Я счастливчик. Ничего другого не могу делать, как только писать картины.
Любовница отца и сына
Впервые он увидел Андрэ Гесслинг 16-летней красавицей незадолго до смерти жены. И до последних дней любовался рыжеволосой Деде, мучительно переживая любовь двух юных сердец, расцветающую на его глазах. Андрэ и его 24-летний сын Жан, герой Первой мировой, летчик, полюбили друг друга с первого взгляда. Ренуар завидовал молодым и был счастлив. Жан и Андрэ поженились 24 января 1920 года, лишь только закончился траур по умершему 3 декабря Ренуару. Жан шутил, что стал кинорежиссером только для того, чтобы сделать из жены звезду. Для экрана она стала Катрин Гесслинг и блистала в немых фильмах.
Она не стала звездой первой величины. Критики называли ее игру слишком театральной и жеманной. В 1931 году продюсеры не дали ей роль в «Суке». Этот фильм считается первым киношедевром Жана Ренуара. Неудачи в кино привели к разладу в семейной жизни. Супруги расстались. Катрин снялась еще лишь в трех картинах, последней стала экранизация «Преступления и наказания» в 1935-м. И удалилась от общества. А Жан уехал покорять Голливуд. В 1975-м ему вручили «Оскара» за вклад в развитие киноискусства.
Имей в виду!
— С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?
Кстати
Единственные и неповторимые
Каждую из возлюбленных Пьер-Огюст Ренуар рисовал обнаженной. Были и обратные истории: лишь только модель скидывала одежду, он влюблялся.
Лиза Трео
18-летнюю красавицу художник встретил, когда ему было 24 года. Страстные портреты даже его друзья называли бесстыдными. Роман продлился семь лет и закончился, когда живописец отказался жениться.
Марго Легран
Рыжие сводили мастера с ума. 20-летняя Марго стала героиней шедевров, в которых Ренуар довел до абсолюта умение изображать свет. В 1877 году она заболела туберкулезом. Ренуар не скупился на врачей, но ему же пришлось оплатить похороны.
Сюзанна Валадон
Художники Монмартра прозвали ее Страшной Мари за взрывной нрав. Бывшая циркачка громила студии обидевших ее живописцев. Любовница Тулуз-Лотрека и композитора Эрика Сати могла нагишом прийти в парижское кафе и кормить кошку икрой. Сама прекрасно рисовала и стала первой женщиной во Французском союзе художников.
Алин Шариго
Габриэлла Ренар
Алин пригласила двоюродную сестру, когда Ренуар почти перестал ходить. Она стала няней для племянников и часто водила их в новомодный кинематограф. Экран заворожил детей настолько, что все трое связали жизнь с кино, а Жан дважды удостоился «Оскара». Для Габриэллы Пьер-Огюст заказывал полупрозрачные платья, в которых и рисовал ее. За них же приревновавшая Алин чуть не прогнала ее.
Андрэ Гесслинг
Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гениальный шалопай. Федор Васильев (1850-1873)
И начнем, пожалуй, с самого молодого, подающего большие надежды, невероятно талантливого живописца русской природы Федора Васильева, слава к которому пришла в 21, а в 23 его не стало. В общей сложности всего пять лет было отведено ему на творчество, и за это время он смог добиться того, на что иному художнику и целой жизни было бы мало.
«Отставной чтец Общества Вольных шалопаев», – так подписывал свои письма озорник и балагур Федор Васильев. В художественной среде им искренне восторгались, он был учеником самого Ивана Шишкина, а сам Илья Репин, называл его «феноменальным юношей».
В последний год жизни, предчувствуя близкую кончину, Васильев писал много и безудержно. Он почти перестал спать ночами, забываясь в работе. Одна живопись помогала ему не думать о смерти. Ибо в то, что художник выздоровеет, не верил уже никто, впрочем, как и он сам. Бывали моменты, когда доктора запрещали художнику двигаться. Ему не разрешалось ни то, что выходить из дому, а даже вставать с постели. А последних несколько месяцев ему и вовсе было запрещено даже говорить, чтобы не утруждать голосовые связки. И Васильеву приходилось общаться при помощи «разговорных тетрадей». Умер художник в Ялте в 1873 году.
А чтобы читатель мог в полной мере оценить масштаб таланта этого мастера, приведу один факт. В годовщину смерти Васильева Иван Крамской устроил посмертную выставку молодого художника. Все картины, выставленные на обозрение публике, были распроданы еще до открытия экспозиции, что было беспрецедентным случаем. К слову, императрица Мария Александровна приобрела несколько альбомов с рисунками художника, а Павел Третьяков приобрел 18 картин Васильева для своей коллекции. Кто-кто, а известный меценат и коллекционер, как никто, знал толк в живописи.
Более подробно узнать о короткой, но невероятно яркой жизни талантливого русского живописца вы можете узнать из нашей публикации: Что можно успеть за 23 года жизни: Русские пейзажи Федора Васильева.
Невероятная судьба выпала на долю русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева. Читая его биографию, начинаешь понимать, настолько может быть велика сила духа человеческого. Ибо то, что пришлось пережить художнику в последние годы его жизни может быть расценено не иначе как борьба за каждый день существования на земле.
Все началось с того, что в 31 год художника начали беспокоить боли в руке. Насторожился Борис Михайлович лишь тогда, когда появился дискомфорт в шее и начались сильные головные боли со рвотой. Спустя время боль стала настолько сильной, что по буквально доводила художника до отчаяния: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика».
И лишь спустя время, попав в Берлинскую клинику к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, Кустодиеву был поставлен верный диагноз: «У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция», – сказал Оппенгейм.
Прооперировали художника в конце 1913 года. К его невероятной радости движение в руках было восстановлено. Но теперь боли начались в ногах. Однако о дальнейшем лечении уже и речи не могло идти. На пороге стояла Первая мировая война, и Кустодиев вынужден был вернуться в Россию. Он постепенно терял возможность передвигаться самостоятельно. Стремительно развивался необратимый паралич нижней части тела и вскоре художника практически парализовало.
Все это время рядом с художником была его жена Юлия Евстафьевна, верная спутница, преданный друг и бессменная Муза. О невероятной силе их любви, читайте в нашей публикации: Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – признанный мэтр французской живописи, один из великих художников-импрессионистов, создавший за свою жизнь огромное количество живописных полотен. Однако не многие знают, что немалую часть своих творений художник писал, будучи прикованным к инвалидному креслу и с искалеченными руками.
Просто невероятно складывалась судьба великого импрессиониста после одного несчастного случая, перевернувшего всю его жизнь. А отсчет всем несчастьям Ренуара начался с 1897 года, когда в дождливый летний день 55-летний художник сломал правую руку, упав на камни с велосипеда, на котором частенько разъезжал в поисках сюжетов для своих картин. Больше месяца художнику пришлось ходить с гипсовой повязкой. И так как не работать он не мог, то начал писать левой рукой, иногда обращаясь за помощью к супруге. Когда была снята повязка с пострадавшей руки, художник очень радовался тому, что теперь он сможет работать, как и прежде.
Скованность в суставах ног усиливалась с каждым днем. И если ранее художник добирался от дома до своей мастерской при помощи двух палок, то теперь для того, чтобы преодолеть путь в сотню метров, ему требовались костыли. Многочисленные доктора, осматривавшие пациента, только разводили руками и в недоумении качали головами, все в один голос утверждая, что медицина ничего не знает об этой форме болезни суставов.
В 1904 году в Осеннем салоне проходит выставка последних картин Ренуара, причем с таким успехом, что художник на короткое время забывает о своем недуге. Ренуар буквально был поглощен своим искусством, которое год от года лишь расцветало, несмотря на его страшную болезнь. И как это парадоксально не звучит, именно она, болезнь, не давала ему рассеиваться ни на что другое, кроме живописи.
Самым трагическим для художника моментом было осознание того, что его скрюченные пальцы уже не могут держать кисть. Тем не менее, бросать живопись художник никак не собирался. Для того, чтобы древко кисти не причиняло боль пальцам, их обматывали полотняными бинтами, а затем в промежуток между большим и указательным просовывали кисть. Пальцы уже не могли сжать кисть, они теперь будто цеплялась за нее. И, что было удивительным, при таком ужасном состоянии, руки художника не дрожали и глаза оставались зоркими и верными до конца его дней. Окружающих живописца немало удивляло, с какой ловкостью и уверенностью он орудовал своей искалеченной рукой.
В 1912 году Ренуара, который уже не мог самостоятельно передвигаться, показали одному из лучших парижских специалистов по ревматическим заболеваниям Анри Готье. Тот, внимательно осмотрев художника, уверенно сказал, что может за несколько недель поставить больного на ноги. Близкие восприняли это как утопию. А сам Ренуар отнесся к данному заявлению весьма философски. В глубине души ему так хотелось вновь побродить по окрестностям своей деревни в поисках сюжетов к своим полотнам, и он пообещал выполнять все предписания врача. Основное лечение сводилось к лечебной гимнастике и укрепляющему режиму. К удивлению родных, через месяц Ренуар действительно почувствовал себя гораздо лучше.
И вот настал тот день, когда лечивший его врач объявил, что художник должен встать и пойти своими ногами. Доктор помог ему приподняться из кресла, и всех поразило то, что Ренуар стоит на своих ногах и с радостью смотрит на окружающих. И даже, когда врач отпустил художника, он не упал, а собрав все свои силы, сделал первый шаг, за ним второй. Медленно обойдя вокруг мольберта, он вернулся к своему креслу. Все буквально замерли. Ситуация напоминала историю из Евангельского писания. Но вдруг Ренуар, неожиданно обратился к врачу: «Благодарю Вас, доктор. Вы гений! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись». Он снова опустился в кресло с тем, чтобы больше уже никогда не встать с него.
В ноябре 1919 года Ренуар сильно простудился, работая в парке. Две недели он пролежал с пневмонией, которая никак не отпускала художника. Он медленно погружался в вечную тьму. Но даже в лихорадочном бреду живописец продолжал мысленно писать картину, накладывая на воображаемый холст необыкновенные, только ему принадлежавшие мазки. Это были последние мазки умирающего Пьера Огюста Ренуара.
Думается, что эти истории никого не оставят равнодушными, и многим послужат своего рода примером для проявления силы духа, упорства и настойчивости в преодолении жизненных неурядиц.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Огюст Ренуар
Биография
В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами Клодом Моне и Эдгаром Дега, картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.
Детство и юность
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.
В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.
Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.
«They tell you that a tree is only a combination of chemical elements. I prefer to believe that God created it, and that.
Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.
Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.
Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.
«Les parapluies» de Pierre-Auguste Renoir
Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.
Живопись
Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
Pierre-Auguste Renoir, Ritratto di Jeanne Samary, 1877
Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.
В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.
Личная жизнь
Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.
Papa arrête toi tu n’en peux plus.. La douleur passe jean, La beauté reste (Auguste Renoir ) Photo Renoir avec son fils jean
Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».
Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).
Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.
Auguste Renoir, Femme à l’éventail
Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.
Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.
Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.
Смерть
Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.
Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.
Болезнь Ренуара: что вы должны знать об артрите?
12 октября во многих странах мира, в том числе и в России, будут отмечать Всемирный день борьбы с артритом. Дата осенняя, потому что именно в это промозглое и дождливое время обостряются заболевания суставов. А значит, ваше здоровье требует особого контроля.
О том, в каких случаях стоит срочно обращаться к врачу и какие методы лечения артрита существуют в арсенале современной медицины, мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором кафедры госпитальной терапии, главным внештатным ревматологом Министерства здравоохранения РК, врачом высшей категории, председателем общества терапевтов Карелии Ириной Марусенко.
— Ирина Михайловна, расскажите, пожалуйста, что важно знать о таком заболевании, как артрит?
— Артрит имеет воспалительную природу и несколько разновидностей. Одна из наиболее распространенных – ревматоидный артрит. Им страдал, к примеру, знаменитый художник Пьер Огюст Ренуар. Когда ему отказали руки, он писал свои шедевры, держа кисть во рту. Есть также целая группа серонегативных артритов, среди них болезнь Бехтерева и псориатический артрит, с симптомами которого люди чаще всего обращаются к дерматологу. Именно из-за болезни Бехтерева ослеп и был обездвижен писатель Александр Островский. С пациентами, страдающими артритом, должен работать только специалист-ревматолог.
— Ревматологи есть не везде…
— К сожалению, в нашей республике они работают только в Петрозаводске. В Кондопоге и Сортавале есть доктора, которые совмещают ревматологию со своей основной специальностью. Так что из районов чаще всего приезжают в Республиканскую больницу им. В.А. Баранова. У нас налажены контакты и с кожно-венерологическим диспансером, чтобы можно было незамедлительно обследовать пациентов с симптомами псориатического артрита. Ревматологи есть и в петрозаводских поликлиниках.
— Насколько высока распространенность этого заболевания в Карелии?
— Достаточно высока. По статистике в республике на сегодня около 2000 пациентов с ревматоидным артритом. Чаще им заболевают женщины от 35 до 55 лет. Хотя не исключается начало болезни и в другом возрасте. Без своевременной диагностики и лечения она может быстро прогрессировать и привести к инвалидности. Сложность в том, что не всегда люди сразу понимают, что у них болят суставы. К примеру, та же болезнь Бехтерева, которой чаще страдают мужчины, чем женщины, начинается с болей в спине в достаточно молодом возрасте. Лет до сорока пациенты с такими болями могут наблюдаться у терапевта и не подозревать, что на самом деле это артрит. Сковывает спину – и все.
— С какими симптомами надо спешить к врачу?
— При ревматоидном артрите чаще все начинается с мелких суставов (кистей и стоп). Бывают и необычные случаи, но в большинстве эта болезнь развивается постепенно. Вначале может быть даже спонтанное улучшение, и человек передумывает идти к врачу. Но ревматоидный артрит точно вернется и станет мешать активной жизни. Если сустав болит, припухший, горячий, с нарушением функций (тяжело сгибать-разгибать), необходимо обязательно обратиться к специалисту. При псориатическом артрите – это еще и покраснение кожи. При болезни Бехтерева – явные боли в спине, особенно в области крестца в ранние часы. По утрам чувствуете скованность движений и боль, когда даже чашку держать трудно, – не списывайте все на остеохондроз. Есть и лабораторные признаки активности.
— С артритом, как с гриппом, возможна профилактика?
— Как таковой профилактики нет. Главная задача – это своевременная диагностика и раннее начало лечения. Промедление грозит неизбежным разрушением суставов. В современной ревматологии придерживаются концепции TREAT TO TARGET – «лечение до достижения цели». А цель – ремиссия, то есть контроль над болезнью, когда она перестает проявляться, а человек практически чувствует себя здоровым.
— Как же проходит лечение?
— После того, как ревматолог ставит диагноз, пациенту назначается терапия первой линии. Для нее мировым сообществом выбраны препараты, подтвердившие свою эффективность и доступные для большинства людей. Для ревматоидного и псориатического артритов – одни, для болезни Бехтерева – другие. Лечение пациентов с болезнью Бехтерева начинают только с нестероидных противовоспалительных препаратов, защищающих от дальнейшего повреждения позвоночника. Главное — принимать их регулярно в полной дозе. Терапия первой линии может длиться годами.
— А если она не приносит желаемых результатов?
— Примерно 25% больных (это мировая статистика) на стандартную терапию не отвечают. Таким пациентам предлагают так называемые генно-инженерные биологические препараты, которые стали настоящим прорывом в ревматологии конца ХХ века. Они чрезвычайно высокоактивные и действуют точечно.
— Это дорогостоящая терапия?
— Да, поскольку механизм получения генно-инженерных биологических препаратов – сложнейших процесс. Всех пациентов на сегодняшний день обеспечить ими не получается. В Республиканской больнице мы используем все зарегистрированные в нашей стране генно-инженерные биологические препараты. В прошлом году отделение ревматологии получило лицензию, и теперь мы закупаем лекарства на федеральные средства через фонд обязательного медицинского страхования, формируем лист ожидания и по возможности включаем в него новых пациентов. Сегодня в списке около 50 человек с различными заболеваниями.
— Длинная очередь…
— У нашей больницы есть и другая возможность обеспечить пациентов генно-инженерными биологическими препаратами. С 2001 года мы лицензированы на проведение клинических исследований, изучающих новые лекарства или версии уже существующих. В этих исследованиях принимают участие многие пациенты. Самая большая сложность – необходимость регулярно приезжать в больницу. Для жителей районов Карелии это трудно.
— Разве не страшно испытывать на себе неизвестный препарат?
— Ревматологические пациенты редко отказываются от участия в исследованиях из боязни незарегистрированного лекарства. Большинство понимают пользу. 100-процентный клинический эффект никто не гарантирует, но всегда есть шанс на успех. Плюс основную терапию никто не отменяет. Так что участие в исследованиях – это дополнительная возможность, но не риск.
— Осень сулит обострение артрита?
— Да, и в межсезонье пациенты с артритом должны также беречься инфекционных заболеваний. Ревматоидный артрит способствует более легкому присоединению инфекций и их быстрому развитию, так как иммунная система человека работает по-другому. Так что надо внимательно следить за здоровьем и не контактировать с больными в период эпидемий, а при первых симптомах тут же обращаться к терапевту.