чем близки стихи есенина фольклору
Фольклорные традиции в лирике С.А. Есенина
Фольклорные традиции в лирике С.А.Есенина
Что же является источником поэзии Сергея Александровича Есенина? На этот вопрос нам предстояло ответить в ходе работы над проектом.
Творчество великого русского поэта – одно из наиболее интересных явлений русской культуры. Оно пронизано представлениями об укладе жизни и быте русского человека.
В первых же стихах Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне.
Поэт хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, Сергей Александрович не мог пройти мимо этой формы народной культуры.
Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом рассказывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Чаще всего русские народные песни – их Сергей любил до самозабвения».
Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре: им свойственны распевность, своеобразная мелодика, четкий ритм:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
В своей поэзии Есенин часто использует песенные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразуя их порой до неузнаваемости, например, в стихотворениях «Под венком лесной ромашки», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» и др.
Изучая фольклор, поэт уловил не только многие формальные особенности народной поэзии, но и ее душевный настрой. Главный элемент этого настроя — одушевление природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической особенности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы, то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приема: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке» и т.д.
По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. «Поющее слово», услышанное с детства, пробуждало сочинять свои припевки и «прибаски», что пелись в народе. Сам поэт отмечал: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки».
Из частушечных стилизаций раннего Есенина наиболее интересна «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Это литературный вариант многострочной частушки, в котором слились воедино фольклорные и индивидуальные художественные средства.
Напевность – еще одна особенность есенинской лирики. Его стихи написаны как песни и легко положены на музыку. Популярности стихотворений – песен Есенина способствовало их главное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности.
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что связь Есенина с фольклором очевидна. На протяжении всего творчества поэта связь эта всячески видоизменялась.
Таким образом, первым шагом в приобщении Сергея Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Позднее Есенина привлекут в фольклоре еще и былины, духовные стихи, сказки, легенды. И народная песенность сделает его стихи узнаваемыми с полувзгляда …
учитель русского языка и литературы,
Королева Арина, Шурыгина Анастасия, учащиеся 8г класса
Фольклор в поэзии Есенина
Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб деревни, отражение существенных черт национального характера. С. Есенин в своем творчестве опирался на традиции народной поэзии.
Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед, воспитывавший
Из всех жанров устного народного творчества особенностям таланта поэта больше всего соответствовала народная песня. На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни написаны такие стихотворения, как “Выткался на озере…”, “Хороша была Танюша…”, “Ты поила коня из горстей в поводу…” и другие.
Во многих стихотворениях С. Есенина можно проследить ассоциативные связи с содержанием известных народных песен. Яркий пример – стихотворение “Ямщик”:
Пора, ямщик, вперекор этой ночи, Хочешь, сам я тебе
В этих строках легко угадывается песня “Вот мчится тройка удалая… “. Эта связь углубляет содержание есенинских стихов: к авторскому сожалению о прошедшей юности добавляется грусть и печаль ямщика, всему происходящему придается общечеловеческое измерение. Связь с народной песней реализуется и в перефразировании отдельных строк, во введении образов-символов:
Плачет и смеется песня лиховая, Где ты, моя липа? Липа вековая? Эти строки восходят к народной песне: Липа вековая над рекой шумит.
Песня удалая вдалеке звучит.
Корни есенинской поэзии глубоки, они прочно вросли в национальную почву и на протяжении всей жизни поэта глубоко питали его поэзию соками родной земли. Фольклорную поэтику С. Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, деталей портрета, при описании природы. Часто С. Есенин использует богатый опыт народной поэзии, прибегая к опыту олицетворения.
Черемуха у него ” спит в белой накидке “, вербы – плачут, тополя – шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “словно белою косынкой повязалася сосна”. Но, в отличие от устного народного творчества, С. Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда два описания сливаются:
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Здесь показана предосенняя березка, которая настолько уподоблена девушке, что невольно заражаешься чувствами, вызванными расставанием влюбленных. Используя поэтику и стилистику народной песни, С. Есенин как бы процеживает их через литературные традиции, через собственное мироощущение. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа, навсегда остались в поэзии С. Есенина предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности.
Related posts:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» (по поэзии С. Есенина)
Школьное сочинение
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. «Какой чистый, и какой русский поэт», — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его «беспокойная, дерзкая сила», сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.
От проникновенных стихов о стране «березового ситца» с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в «суровые грозные годы» — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:
Любовь к родному краю
Многоликая и живая Русь «светила» во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.
История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», — пишет он в стихотворении «Спит ковыль. «.
Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы», и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит «хлеба черствого кусок»; и старого деда, что «согнувши спину, чистит вытоптанный ток»; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей, —
неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что «конь стальной победил коня-живого». Его душу обжигает тревога за будущее России:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как «Возвращение на родину», «Русь уходящая», «Русь советская».
С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь «золу да слой дорожной пыли» и даже старая мельница «стоит, глаза смежив». «В своей стране я словно иностранец», — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Неизменным остается главное убеждение Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.
2. Фольклорная поэтика
Фольклорную поэтику Есенин широко использовал на всех этапах творчества и в самых различных целях. Он прибегал к ней и при раскрытии характера героя, и при изображении его настроения, внешних деталей портрета, и при описании природы, и для передачи колорита определенной эпохи, и в композиционных целях, и как к средству организации стиха. Все эти функции изобразительных средств народной поэзии нами рассматривались в процессе анализа конкретных произведений Есенина. Здесь же мы остановимся главным образом на общих моментах.
Одним из распространеннейших приемов в творчестве Есенина является одухотворение природы, часто используемое в фольклоре. Есенин не мог представить человека вне растительного мира. Это одна из характернейших особенностей его поэтического мироощущения. Таким приемом поэт одновременно раскрывал внутренний мир героя и заставлял читателя почувствовать дыхание природы, различные ее оттенки, многообразие красок, красоту («Береза», «Закружилась листва золотая. » и др.).
Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
Такое очеловечивание природы не свойственно фольклору. Природа там приобретает характер символики или дается в виде сравнения (параллелизма). Типичен следующий отрывок из народной песни:
Полно, красно, в саду яблони сушить;
Полно, девушка, по молодце тужить,
Полно, красна, по удалом тосковать. 1
Есенин часто использует символику. Наиболее распространенными символами в устной поэзии являются калина, рябина, черемуха, ивушка, осина, береза, кукушка, сокол, соловей или соловушка, орел, ворон, гуси, лебеди, голубь и голубка, полынь, крапива, венок, река, заря, ясный месяц, красное солнышко, часты звезды и т. д. Как и в народном творчестве, символика у Есенина богата и разнообразна. Некоторые символы настолько любимы автором, что проходят почти через всю его лирику (береза, клен, черемуха, осыпание листьев, осень). К другим Есенин часто обращается в последний период творчества (метель, вьюга, бешеная тройка, окрик журавлей).
Обращение к символике у Есенина связано главным образом с задачей раскрытия идеи произведения. Но одновременно с этим она используется и для характеристики героев, для передачи их мыслей, настроения и чувств. Подобные примеры уже приводились, когда мы говорили об обрядовой поэзии и драме «Пугачев». Думается, что стоит остановиться еще на одном моменте, который помогает заглянуть в творческую лабораторию поэта, отражает процесс возникновения символа.
В «Пугачеве» Шигаев и Зарубин, в зависимости от того, как каждый из них воспринимает ход восстания, употребляют два противоположных символа. Первому видится поражение. Он представляет, как люди в переполохе покидают свои обжитые места и мчатся в степь. Мысль о печальной необходимости оставить родину и вызвала в его воображении символ: «сидит дымовая труба, как наездник, верхом на крыше», который дальше конкретизируется:
Вон другая, вон третья,
Не счесть их рыл
С залихватской тоской остолопов,
И весь дикий табун деревянных кобыл
Мчится, пылью клубя, галопом.
Ну куда ж он? Зачем он?
Каких дорог
Оголтелые всадники ищут?
Их стегает, стегает переполох
И в том и в другом случае появление символики вызвано психологическим состоянием героев. Поэтому надуманным выглядит прикрепление образа «рощи-повстанцы» к символу осени, которое делает А. Марченко. 2
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась мать с верным сыном.
(I, 114)
Не старый дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются:
Расстилается сын перед батюшкой;
Он и просит себе благословленьица. 4
«Хороша была Танюша, краше не было в селе. «, «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. «, «Ус», «Марфа Посадница» и др.). В «Песне о Евпатии Коловрате» около десятка таких параллелизмов.
Но Есенин никогда не берет параллелизмы из устного народного творчества «в готовом виде» с тем, чтобы подогнать их под стилистический рисунок того или иного произведения. Параллелизмы у него созданы самим поэтом, наполнены своим содержанием, хотя в основе их построения безусловно лежит фольклорный принцип. Даже тогда, когда параллелизм в сильной степени насыщен народно-поэтическими элементами, он выглядит сугубо «есенинским». Это происходит потому, что фольклорный поэтический образ у поэта обрастает деталями, не характерными для народной словесности. Так, в приведенном выше примере использован часто встречающийся в устном народном творчестве мотив расставания сына с матерью. Однако он дан на фоне чисто есенинского описания: «Под крутой горой, что ль под тыном». То же самое можно сказать и о степи, заметаемой белым снегом в сочетании с «синим звоном».
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, 5 функции которых, как и в устной народной поэзии, многообразны. Они используются чаще всего, особенно в ранний период, как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, а также внешние портретные черты героев. Эти эпитеты рассчитаны на зрительное восприятие предметов и явлений: «ветки золотистые«, «серебряный ручей» (I, 155), «парень синеглазый» (I, 68). В таких же целях к эпитетам обращались и мастера народного искусства: «Русы кудри», «платье цветное«, «по белому лицу по румяному«, «по чисту полю, по темну лесу«. 6
Многообразны есенинские эпитеты, передающие запах, звуки, форму, время, пространство и другие свойства: «черемуха душистая«, «тихий » (I, 155, 218), «тяжелые колосья», «с августовской дрожью», «маленькие кости» (II, 105). В фольклоре такие эпитеты встречаются реже. Например:
Со снегами со сыпучими,
Со морозами со трескучими. 7
Есенин постоянно прибегал к эпитетам для характеристики героя и его чувств, выдвигая, таким образом, на первый план их эмоционально-оценочную функцию. Этот процесс особенно усилился в творчестве поэта последних лет.
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.
В этом небольшом по объему стихотворении семь эпитетов и все они эмоционально-оценочного характера. Благодаря им подчеркнут трагизм переживаний героя.
«Цыганская скрипка» передает грустное тоскливое состояние героя и в то же время вызывает щемящее сердце желание любви. Возникает трогательный обнадеживающий образ «милой девушки». Но ее улыбка кажется герою «злой», ее чистота («синий взгляд») 8 вызывает в нем робость. Герою не найти счастья. На душе у него холод. Ему остались одни воспоминания о прожитом. Отсюда закономерность появления эпитетов «снежная ночь» и «лихая замять».
добрый молодец, красна девица, чисто поле, сине море, зелено вино и т. д.). Наиболее часто в фольклоре встречаются эпитеты красный и зеленый. Первый из них, как подсчитал В. М. Сидельников, 10 встречается 120 раз только в лирических протяжных песнях, помещенных в сборнике М. Д. Чулкова. 11 При этом эпитет «красный» в основном сочетается с существительным девица или девушка.
У Есенина постоянные эпитеты встречаются очень редко и главным образом в раннем творчестве «темна ноченька», «красна зорюшка», «зелено вино», «горючи слезы» (I, 67, 257, 307, 311). Есенина не устраивала такая ограниченность функций определения. Видя в каждом эпитете неисчерпаемые возможности, он стремился расширить их смысловое значение. Это особенно заметно на «сквозных» эпитетах, т. е. часто употребляемых, проходящих через все творчество Есенина. Наиболее любимыми из них были голубой, синий, золотой, белый, розовый, красный, зеленый.
Многообразие слов, определяемых одним и тем же эпитетом, дает обилие смысловых, психологических, цветовых и других оттенков, очень тонких и оригинальных. Порой словосочетания выглядят настолько неожиданными, что могут показаться надуманными и неоправданными, тогда как на деле они построены на глубокой внутренней связи. Приведем примеры с эпитетом «голубой»
В летний вечер голубой.
(I, 127)
Опять передо мною голубое поле.
(I, 226)
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
(II, 75)
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
(II, 123)
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном
.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
(II, 129)
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
Ситец неба такой
Голубой.
(II, 178)
Голубая родина Фирдуси.
(III, 24)
Голубая кофта.
(III, 106)
Есенинские эпитеты часто употребляются в переносном значении, поэтому их ни в коем случае нельзя рассматривать вне контекста. Более того, смысл и значение некоторых из них можно понять только на фоне всего произведения в целом, например эпитет «голубой» в стихотворении «Заметался пожар голубой. «.
Изображая женщину, вызвавшую «пожар голубой», поэт обращает внимание на «злато-карий омут» ее глаз, которые говорят о притягательной силе и красоте, таят в себе бурные страсти. Таким образом, замысел стихотворения ясен. Глаза героев раскрывают читателю глубокие чувства и страсти.
Немаловажную роль в творчестве Есенина, как и в устной народной поэзии, играют повторы. Разбирая драматическую поэму «Пугачев», мы говорили об их психологической функции. Наряду с этим они часто способствуют организации стиха, придавая ему напевность. В таких целях повторы использовались поэтом главным образом в последний год его творчества. Помещая их в начале стихотворения, Есенин сразу же придавал всему произведению песенную форму и вид фольклорного творения, даже если оно почти не содержало народно-поэтических элементов («Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело. «, «Над окошком месяц. Под окошком ветер. «, «Вечером синим, вечером лунным. «).
В последний период творчества Есенин стал употреблять повторы с перестановкой слов. Например:
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
(II, 220)
Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь.
(III, 40)
Таким образом, талантливый мастер слова увидел в повторах неиссякаемые поэтические возможности, и здесь фольклор сыграл определенную роль. Кстати, перестановка повторяемых слов в тех же целях встречается и в устном народном творчестве:
Ах вы ветры, нетры буйные,
Вы буйны ветры осенние. 13
Как поэт-лирик Есенин редко использовал гиперболу, часто встречающуюся в народном эпосе. К этому художественному приему он прибегал главным образом в тех произведениях, которые стилистически перекликались с былинами («Богатырский посвист», «Песнь о Евпатии Коловрате», первая часть «Песни о великом походе»).
Поэзия Есенина исключительно эмоциональна. Этому способствуют не только изобразительные средства языка, но и лексический состав произведения, морфологические и синтаксические приемы.
Иногда поэт покоряет читателя путем только одного подбора определенных по смысловым оттенкам слов:
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
(III, 101)
Как видим, Есенину понадобилось всего две строчки, чтобы передать душевно красивый облик матери и заставить проникнуться к ней чувством любви.
В некоторых случаях эмоциональность поэзии Есенина повышается за счет уменьшительно-ласкательных суффиксов. Но слова в такой форме поэт использует относительно редко и главным образом в произведениях, опирающихся на народное творчество («Песнь о Евпатии Коловрате» и др.). Подобное явление объясняется непостредственным влиянием устной поэзии, где уменьшительно-ласкательные суффиксы играют большую роль. Например, в следующей колядке почти все существительные имеют такую форму:
Поэзия Есенина насыщена различными видами обращений. К устному народному творчеству наиболее близки те из них, которые адресованы окружающему миру природы:
Ой вы, луга и дубравы.
Вейся, ты, вейся, березка.
Соловей мой, соловей, соловушка молодой! 15
Любимая!
Меня вы не любили.
(II, 203)
Дорогая, с чадрой не дружись.
Следовательно, характер обращений у Есенина зависит от общей направленности и характера фольклоризма творчества поэта того или иного этапа.
Эволюция поэзии Есенина находит отражение и в лексике произведений. В раннем творчестве поэта широко, порой даже чрезмерно, употребляются диалектизмы. При этом, как и в фольклоре, они используются не для того, чтобы передать особенности языка лирического героя, а в авторской речи. Это свидетельствует о том, что местная лексика входила в активный словарный запас поэта, что он мыслил с помощью ее. Например:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Тараканы лезут в паз.
(I, 125)
Постепенно Есенин освобождается от диалектизмов. В последний период творчества они встречаются очень редко (например, «лихая замять», т. е. метель).
канон, четки, скуфья, инок, хоругви, лампадки, послушник и т. д. Характерны славянизмы и другого типа: древо, глава, златой, нощь, очи, перст, уста, чело, чадо и т. д.
На этом этапе творчества поэт достиг большого мастерства в использовании лексического богатства русского языка. Есенин учитывает теперь различные смысловые оттенки слова и для индивидуализации речи персонажей. Если этим приемом он еще не владел при создании «Пугачева», то в «Анне Снегиной» каждый герой говорит своим языком. Так, речь Прона Оглоблина свидетельствует о его революционности и решительности. Призывая «обнищалый народ» действовать, он говорит:
Эй, вы!
Тараканье отродье!
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!
(III, 197)
стиха, в дакгиличности окончаний, в рифмовке частушечного характера.
Таким образом, бесспорна большая роль фольклорной поэтики в творчестве Есенина и в то же время не меньшая самобытность и оригинальность писателя в ее использовании.
Примечания
1 Русские народные песни. Вступ. статья, сост. и примеч. А. М. Новиковой. Гослитиздат, М., 1957, стр. 167.
2 А. Марченко. «Золотая словесная груда. » (О некоторых особенностях образной системы Есенина-лирика). «Вопросы литературы», 1959, № 1, стр. 112.
4 Былины. Под общ. ред. В. И. Чичерова. Изд. Моск. гос. унив., М., 1957, стр. 57.
7 Народные лирические песни. «Библиотека поэта», Большая серия. Изд. 2. Изд. «Советский писатель», Л., 1961, стр. 103.
8 «синий» одновременно передает и цвет глаз.
9 Народные лирические песни, стр. 103.
10 В. М. Сидельников. Поэтика русской народной лирики. Учпедгиз, М., 1959, стр. 88.
11 Сочинения М. Д. Чулкова. Т. I. Собрание русских песен. Изд. Отделения русского языка и словесности Акад. наук, СПб., 1913.
12 Е. М. Галкина-Федорук. О стиле поэзии Сергея Есенина, стр. 59.
14 Народные лирические песни, стр. 76.
15 Народные лирические песни, стр. 95, 125.