чем баранья голова птичий нос и медведь напугали деда
«Заколдованное место»: краткое содержание повести
Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку.
Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.
На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.
Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».
Тестовые задания с ключами по рассказу Н.В.Гоголя «Заколдованное место», 5 класс.
Поляхова Мария Владиславовна
1. К какому времени относится это произведение?
а) К юности рассказчика
б) К старости рассказчика
в) К детству рассказчика
г) Все случилось до рождения рассказчика
2. Что было особенного в месте около грядки с огурцами?
а) Там всегда стоял ледяной холод
б) На этом месте ноги деда рассказчика переставали плясать
в) Тот, кто оказывался на этом месте, терял память
г) Там всегда было болото
3. Где оказался дед, когда повернул голову?
а) Около своего дома
б) Около той же грядки с огурцами
в) За гумном волостного писаря
4. Что дед увидел на могилке поблизости?
а) Забытую бутылку с горилкой
5. Что дед откопал на могиле, в заколдованном месте?
6. Чем баранья голова, птичий нос и медведь напугали деда?
б) Тем, что повторяли за ним сказанное
в) Тем, что начали сулить ему погибель
г) Тем, что появились ночью
7. Что увидела мать, когда вышла на улицу вылить помои?
а) Что на нее ползет бочка
8. Кем оказалась эта бочка?
9. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке?
10. Что дед сделал с проклятым местом?
а) Насыпал земляной холм
б) Загородил плетнем
11. На что похожа повесть происходящими событиями?
а) На стихотворение
12. Почему странные события происходили только с одним из героев?
а) Он очень часто поминал нечистую силу
б) Остальные были очень молоды
в) Совершил много грехов
г) Он был святой, и его искушали
13. Необычные события с главным героем произошли во время:
а) исполнения танца
14. Что сделал дед, оказавшись на следующий день возле заколдованного места?
а) Подпрыгнул и перевернулся на месте
б) Три раза плюнул через плечо
в) Ударил о землю заступом
15. Заколдованное место в повести располагалось:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1549621
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами: “Заколдованное место” Н.В.Гоголь
1. Произведение относится к этому времени:
а) к детству рассказчика +
б) к старости рассказчика
в) к юности рассказчика
2. В месте, около грядки с огурцами:
а) кто оказывался на этом месте, терял память
б) ноги деда рассказчика переставали плясать +
в) всегда стоял ледяной холод
3. Повернув голову, дед оказался:
а) около той же грядки с огурцами
б) около своего дома
в) за гумном волостного писаря +
4. На могилке поблизости дед увидел:
а) огоньки +
б) забытую бутылку с горилкой
в) свою шапку
5. На могиле в заколдованном месте дед откопал:
а) сундук
б) шкатулку
в) котел +
6. Чем “обитатели” заколдованного места напугали деда:
а) начали сулить ему погибель
б) повторяли за ним сказанное +
в) рычаньем
7. Когда вышла на улицу вылить помои, мать увидела:
а) деда
б) черта
в) что на нее ползет бочка +
8. Увиденное матерью казалось:
а) дедом +
б) пьяным казаком
в) нечистым
9. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) серебряные монеты
б) ведьмино варево
в) сор +
10. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) сокровища
б) дрязг +
в) золотые монеты
11. Что дед сделал с проклятым местом:
а) загородил плетнем +
б) насыпал земляной холм
в) засеял
12. «Заколдованное место» в повести называется:
а) гнилое место
б) сатанинское место +
в) тёмное место
13. “Обитателем” заколдованного места не был:
а) лиса +
б) птичий нос
в) баранья голова
14. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) ястреб
б) коза
в) баранья голова +
15. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) птичий нос +
б) лиса
в) бурундук
16. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) волк
б) медведь +
в) заяц
17. Основной мыслью произведения является:
а) мечта о кладе вселяет надежду
б) встреча старика с нечистой силой
в) нечистым путём добытое богатство призрачно +
18. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) помидоры
б) арбузы +
в) огурцы
19. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) горох
б) картофель
в) дыни +
20. Дед начал танцевать на заколдованном месте:
а) потому что его потянула танцевать нечистая сила
б) потому что хотел прихвастнуть перед своими друзьями-чумаками +
в) потому что ему просто не сиделось на месте
21. Дед верил в примету: если на могиле горит свечка, значит:
а) там зарыт клад +
б) родные пришли навестить могилу покойного
в) там зарыт живой человек
22. Заколдованное место после приключившегося с дедом брали в аренду, засевали ещё не раз и:
а) там стали находить клады
б) там засеют как следует, а взойдёт что попало +
в) там всё прекрасно росло
23. Почему деду пришлось возвращаться за кладом:
а) он сначала очень испугался и убежал домой
б) клад был зарыт очень глубоко, и он пошёл за помощью
в) у него с собой не оказалось лопаты +
24. Как у казаков назывался соломенный шалаш:
а) чумак
б) курень +
в) цыбуля
25. Какой подзаголовок имеет повесть “Заколдованное место”:
а) сказание дьячка сельской церкви
б) история о похождениях деда
в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви +
26. Кто рассказал быль о том, как человеком овладела «нечистая сила»:
а) дед
б) дьячок +
в) отец Фомы
27. Сколько лет было рассказчику:
а) 11 +
б) 14
в) 16
28. Что повез продавать отец:
а) огурцы
б) арбузы
в) табак +
29. Как звали деда:
а) Максим +
б) Пётр
в) Остап
30. Кто часто проезжал мимо куреня деда:
а) солдаты
б) чумаки +
в) цыгане
«Заколдованное место» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя
Одно из произведений Гоголя, входящее в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и все сказки этого цикла, содержит в себе мистические элементы. Сюжет повести основан на народных поверьях и легендах о зачарованных местах. В основе сюжета «Заколдованного места» лежит рассказ дьячка о случае, происшедшем с его дедом. Дед, попав на заколдованное место, позарился на дармовое богатство, но оно превратилось в мусор, что говорит о том, что дары нечистой силы не имеют никакой ценности.
Очень краткое содержание для читательского дневника
История эта случилась, когда рассказчик был мальчиком. Около баштана, который сторожил его дед, остановились чумаки. Пошла у них с дедом гулянка. Около одного места ноги у деда стали, принялся он снова плясать, но ноги остановились там же.
Осмотрелся дед и увидел, что стоит в поле. Поманил его огонёк на могилке. Дед подумал, что это знак, указывающий на клад.
На следующий вечер отправился он туда с заступом и лопатой, но попал под проливной дождь и вернулся назад.
На третий день собрался он копать грядку на баштане. Проходя мимо заколдованного места, где ему не вытанцовывалось, он со злостью ударил по нему заступом. И сразу очутился у могилки.
Выкопал там дед котёл, и его окружила невидимая нечисть. Он схватил котёл и припустил домой. В котле оказался только сор.
Заколдованное место на баштане дед огородил. Когда он сдал эту землю в наём, там вырастало что-то удивительное: не то арбуз, не то тыква, не то огурец.
Главные герои
Главным героем произведения Гоголя «Заколдованное место» является дед Максим. Это пожилой, но всё же крепкий старик, который, по словам рассказчика, был человеком весёлым, задорным, жизнерадостным и интересным. Он хозяйственный и хорошо присматривает за своим баштаном. Любит повеселиться, пошутить, иногда — прихвастнуть. Отличается дружелюбием и гостеприимством, угощает гостей дынями и старается всячески их развеселить. Обожает слушать рассказы приезжающих чумаков: для него это всё равно, что голодному галушки. Также любит понюхать хорошего табаку.
Своих внуков старик называет «собачьи дети», порой ворчит и бранится, но ясно, что все они его любимцы. Именно для них он старался принести клад, чтобы купить им бублики и золотые жупаны. Внуки тоже любят его в ответ. Иногда он не прочь подшутить над ними.
Яркости образу деда придаёт его необычная и колоритная манера речи. Его можно назвать смелым и отчаянным человеком, он не боится даже чёрта, ругает и проклинает нечистую силу: «А, шельмовский сатана!». Старик привык всегда доводить начатое дело до конца: оставив клад, на другой день он никак не может забыть об этом.
Можно сказать, что дед Максим в некоторых моментах является комичным персонажем: например, когда он ползёт к дому с котлом в руках, будто бочка лезет, а мать выливает на него помои, он выглядит забавно. В произведении присутствуют и другие персонажи, которые являются второстепенными:
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Рассказчик сказал, что история эта произошла в то время, когда ему было лет 11. Отец, взяв одного из сыновей, уехал в Крым продавать табак. Дома осталась мать с тремя сыновьями да дед, который сторожил баштан, а дыни и арбузы с него продавал проезжим. Дети стали жить с дедушкой в курене около баштана.
Как-то раз остановились рядом с куренем возы с чумаками. Чумаки были дедовы знакомцы. Угостив, дед заставил внуков танцевать, да и сам пошёл плясать.
Вдруг около одного места у грядки с огурцами не получилось у него поднять ноги. Снова начал он танец, дошёл до середины и снова ноги стали. Сзади послышался смех, оглянулся дед — никого нет, а вокруг гладкое поле. Разглядел он, что очутился недалеко от огорода попа и гумна писаря.
Было темно, но дед нашёл дорожку и вдруг увидел, как недалеко на могилке свечка вспыхнула и потухла, а затем невдалеке другая загорелась. Дед решил, что это знак, указывающий на клад. Заступа у него не было, он отметил это место большой веткой дерева и вернулся на баштан.
Следующим вечером взял дед лопату, заступ и отправился к примеченному месту. Придя туда, увидел, что с местом творится несуразное: то голубятню попову видно, а гумна нет, то гумно видно, а голубятня спряталась.
Тут припустил проливной дождь, и дед побежал в свой курень.
Назавтра, поужинав, он взял заступ и пошёл прокопать грядку для тыкв. Проходя мимо места, где позавчера ему не вытанцовывалось, в сердцах ударил землю заступом — и оказался опять в поле. Увидел голубятню, гумно, могилку, на которой навалена ветка. На могиле лежал заросший травой камень. Отвалил его дед, хотел табачку понюхать, да кто-то как чихнёт у него над головой. Посмотрел вокруг — нет никого.
Стал он копать, увидел в яме котёл и воскликнул: «А, голубчик, вот где ты!» Те же слова пропищал птичий нос, проблеяла баранья голова, проревел медведь. Хотел дед убежать — «под ногами круча без дна; над головою свесилась гора». Бросил он котёл, и стало всё по-прежнему. Решил дед, что нечисть только пугает, снова схватил котёл и побежал во весь дух.
Тем временем дети и мать их, пришедшая с хутора, гадали, где дед. Наконец пришёл он, открыл котёл, а там «сор, дрязг».
С той поры решил он никогда не верить чёрту, а проклятое место загородил плетнём. Когда эту землю наняли под баштан, на заколдованном месте вырастало непонятно что: не то арбуз, не то тыква, не то огурец.
Другие персонажи
Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.
Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.
Анализ
Уникальность повести кроется в её народной самобытности. Жизнь простого украинского народа описана просто, без пафоса и преувеличений. Люди, о которых идёт речь, по большей части торговцы, по сути, бизнесмены, перевозящие различные товары. Автор их называет чумаками.
Отец самого рассказчика с возами табаку уехал в Крым, а мимо полей главного героя в день проезжает до пятидесяти возов. Те же кто ведёт оседлый образ жизни тоже не бездельничают. Даже детей с малых лет готовятся ко взрослой трудовой жизни.
В этом произведении вся мистика и таинственность, так искусно описанная мастером слова, не имеет цели напугать читателя, а скорее показывает, что желание получить какие-либо богатства просто так, быстро и без особых усилий, не приводит к положительному результату. Можно сказать, что нечистая сила в этом рассказе выполняет роль поучительную.
Закономерность подобного финала обусловлена народными легендами и поверьями, где любители поохотится за сокровищами почти всегда остаются с пустыми руками.
Нельзя сказать, что рассказчик призывает своих героев к честному труду — они и так трудяги, работающие без выходных. Писатель просто усмехнулся, излагая историю о желании быстрого обогащения.
Стиль произведения
Интрига, которую затеял Гоголь, полностью соответствует тем знаниям фольклора, к которым автор имел пристрастия с самого раннего детства.
Мифотворчество многих народов фантазирует, и даже выдаёт за правду, поиски кладов. Часто эти клады ищут именно ночами, на кладбищах или вблизи кладбищ, где непременно появляются непонятные существа, пугающие всю округу и внешним видом, и странными звуками. Словно невидимые стражи, различные чудовища гонят соискателей богатств от охраняемых ими объектов.
Такие проклятые места лучше вовсе обходить ведь, как правило, участники поживиться задарма остаются не с чем и ели уносят ноги от проклятых мест. Народная мудрость будто подчёркивает, что неправедно добытое богатство не даёт ничего хорошего. Незаработанное не стоит трогать.
Все события происходят на Украине, поэтому писатель щедро усеял свой рассказ украинскими словами, которые вносят особый шарм в текст, написанный на русском языке. А мелодичность украинской речи, переданная русскими словами, только выиграла, размыв границы между двумя братскими народами.
Поскольку само повествование изложено в виде пересказа, Николай Васильевич, словно сняв с себя все обязательства, не стесняясь, чертыхается всю повесть. Но как искусно и с каким юмором: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!», «Здорово, здорово, брат! Что за дьявол!», «Танцуйте, собачьи дети!», «А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!»
Гоголь преследовал цель погрузить своего читателя в атмосферу народной фантастики и лукавства. Чтобы каждый слушатель почувствовал себя причастным к действиям уже ушедших лет, словно сидя напротив самого дьячка.
Язык Фомы простой и понятный. Он не старается произвести впечатления на слушателей, и лукаво не мудрствуя, не без удовольствия, вспоминает своё беззаботное детство. Фразы которыми рассказчик выражает свои мысли, часто далеки от изысканности, но в том и есть вся прелесть сказанного.
Роль Заколдованного места
Трудно говорить о месте, как о человеке. Иметь мысли и совершать действия Заколдованное место, само по себе не могло. Но вот живущая в нём сущность, которую сам Максим называл и чёртом и дьяволом. В общем, сразу окликнул нечистью. Никто не узнает, что бы было, будь Максим повежливее и помягче. Возможно — любопытнее, но не нахальнее. Дух, обитающий в местности, однозначно, не любил или никогда не знал табака: он чихал при его виде. Наверняка, желая серьёзного урона Максиму, он бы воплотил свои цели в реальность, мог «заманить» и всю семью. Так как, читатель этого не видеть даже намёком, то можно сделать вывод, что само по себе и место не плохое и «Нечто» в нём живущее — не монстр, а, как максимум, мелкий пакостник.
Злая ли шутка нечистой силы или нравоучение — но, судя по дальнейшему поведению Максима, урок запомнился ему на всю жизнь. Человек обратился к вере и не допускал к себе более соблазнов «бесплатного сыра».
Ответы к школьным учебникам
Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.
На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.
Цитаты
«Я тогда был еще дурень» Дед.
«Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть!», «Нет, не любит, видно, черт табаку!», «Дурень же он, а такого табаку ни деду, ни отцу его не доводилось нюхать!» Дед.
«Да тут страшно слово сказать!» Дед.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: цитаты героя и автора повести
Характеристика Заколдованного места
Само место не несёт в себе физической опасности для человека. На протяжении всего рассказа можно убедиться, что «нечто» заманивает и запугивает своих «собеседников», играет с Максимом: то ставит ему препятствия, пугая эхом, галлюцинациями, чиханием, то затихает, подпуская ближе.
В итоге, Место проучивает деда Максима, который полез за кладом, в надежде получить горшок золота. И добивался клада он, грубо ругаясь, и копал под могилой вопреки страху — жадность перевешивала. Так в итоге и получил котёл грязи и постыдного всего. Более вреда место не приносило. Но и пользы от него не было. Даже трава не росла на пятаке, откуда ранее Дед Максим передвигался в загадочный мир.