чем бальзамировали в древнем египте

Как приготовить древнеегипетскую мумию?

чем бальзамировали в древнем египте. egiptyane ne trogali serdtse. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-egiptyane ne trogali serdtse. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка egiptyane ne trogali serdtse. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Мумификация – главным образом, процесс физический, она представляла собой простое высушивание тела под солнцем и ветром, этот способ подготовки усопшего к повторной жизни практиковался египтянами с древнейших времен неолита. В соответствии с рекомендациями религии, сохраненное тело давало надежду на возвращение души и повторную жизнь. В условиях египетского климата технология была нехитрой: достаточно было закопать труп в раскаленный песок пустыни, и через некоторое время он мумифицировался естественным путем. И дальше никто не заморачивался, засушенные мумии заворачивали в звериные шкуры или циновки и хоронили в песке. И этого хватало, чтобы тело было готово вновь принять в себя душу и возродиться.

Со временем обряд мумификации начал усложняться, в нем все в большей и большей степени стали участвовать химические вещества и технологии – для более быстрого обезвоживания тканей, для дезинфекции, дезодорации, консервации и пр. И в результате технологический процесс «дорос» до бальзамирования, которое можно определить как приостановку разложения одновременно с максимальным сохранением вида тела покойника. (А как иначе – а ну, придет душа и не узнает свое вместилище?!)

Таким образом, бальзамирование – в большей степени химический или точнее биохимический процесс, кстати, давший начало таким наукам как медицина, фармацевтика, химия.

Еще недавно считалось, что бальзамирование египтяне начали практиковать с 2200-3000 г. до н.э., но недавние археологические исследования отодвинули этот этап до 4200 г. до н.э., так как исследования захоронений этого периода показали присутствие сложных микстур для консервирования мертвых.

Профессиональные нюансы «посмертной» технологии как строгая коммерческая тайна передавались устно, от отца к сыну. И даже тексты Геродота, посетившего Древний Египет в V веке до н. э., дают лишь общее впечатление о процессе. Впрочем, современные экспериментаторы, не без участия археологов и химиков, уже практически воссоздали древнеегипетское бальзамирование во всей его ужасной «патологоанатомической» полноте.

Представьте, длинным крючком через ноздри покойника по кусочку извлекали мозг. Если дело шло плохо – этим же крючком энергично размешивали массу в черепной коробке, хорошенько взбалтывали и выливали – за ненадобностью. Опустевший череп обрабатывали маслами, а потом заполняли плотным елеем из воска, благовоний и битума.

С остальными внутренностями поступали более бережно: через разрезы в районе паха легкие, желудок, печень, кишечник изымали, промывали, замачивали в пальмовом вине, натирали специальными коктейлями из масел и натриевой солью для предотвращения гниения, а потом заворачивали в полотно и укладывали их в специальные вазочки – канопы. Крышка каждого сосуда имела изображение определенного божества и соответствовала определенному органу.

Всем этим манипуляциям не подвергалось только сердце, оно было неприкосновенно, ибо считалось вместилищем души и, как ни странно, ума. Впрочем, находили мумии и без сердца, у которых вместо него был вставлен амулет в виде жука-Скарабея, олицетворяющего вечность и бессмертие!

После завершения «работы с органами» опустевшее тело также обрабатывали антисептическими и благовонными маслами, обмазывали специальной солевой смесью карбоната натрия и гидрокарбоната натрия для поглощения влаги. Иногда эту же гигроскопичную соль насыпали в тканевые мешочки, а их помещали внутрь тела, периодически меняя на свежие и сухие. Процесс сушки продолжался дней 40. (Кстати, весь процесс «консервации» тела для вечной жизни от начала и до конца длился строго 70 дней, это связано с орбитальным циклом священной звезды Озирис).

Итак, после 40-дневной просушки труп очищали и обрабатывали окончательным консервантом – смесью масел и битумной смолы.

Параллельно необходимо было как-то придать покойнику черты жизни, по возможности, навести красоту и здоровье, дабы душа усопшего при встрече не ужаснулась, а узнала свое бывшее тело. Для этого его набивали опилками, тряпками или илом, или даже песком для придания приятного объема, и разрезы зашивали нитками. (А у фараонов – набивали чрево благовонным воском и накладывали сверху пластины чистого золота!)

Для придания свежести личику мумии – вставляли глазные яблоки и зубы, делали завлекательный макияж, а то и вообще надевали на лицо заранее расписанную маску с прекрасным и юным «портретом» умершего.

Потом труп окончательно туго пеленали льняными бинтами, промазанными маслами и смолами, прокладывая между слоев ткани куски папируса с выдержками из священных писаний и молитвами о воскрешении, а также монетки, золотые украшения и прочие ценности. Иногда «для несгибаемости» тела к нему прибинтовывали доску или вставляли палку. Готовую «куклу» вручали родственникам, и те помещали ее в расписной саркофаг (иногда в несколько, один в другой) и отправляли в семейный склеп.

Как видим, процесс длительный и довольно сложный, но как рассуждали древние египтяне: главное – результат, который стоит того. И результаты археологических раскопок прекрасно сохранившихся тысячелетних раритетов, действительно, не разочаровывают!

Источник

Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности

Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.

Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel

Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.

чем бальзамировали в древнем египте. 1374631633781.7168. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-1374631633781.7168. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 1374631633781.7168. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen

Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.

чем бальзамировали в древнем египте. 1478694430622.1775. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-1478694430622.1775. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 1478694430622.1775. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen

— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.

Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.

чем бальзамировали в древнем египте. 287630781388.54694. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-287630781388.54694. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 287630781388.54694. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.

Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео

Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.

Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.

Мумия для среднего класса

чем бальзамировали в древнем египте. 157857030652.9628. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-157857030652.9628. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 157857030652.9628. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.

Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.

чем бальзамировали в древнем египте. 1249806447767.8147. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-1249806447767.8147. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 1249806447767.8147. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Фото © Getty Images / Chesnot

Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.

Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.

Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.

чем бальзамировали в древнем египте. 1041891357249.9706. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-1041891357249.9706. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 1041891357249.9706. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.

Источник

Знания о анатомии и значение бальзамирования у древних египтян

Бальзамирование — это практика, обычно использующая химические вещества, особенно смолы или бальзамы, для сохранения целостности трупов от гниения. Самые древние упоминания об этой практике относятся к древнему Египту, но сохранение трупов с помощью бальзамов и физико-химических процессов также было привычным для южноамериканских культур, особенно в Перу и среди инков, хотя и с помощью методов, отличных от египетских. Бальзамирование в древнем Египте было сложным и длительным.

Анубис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации.

Техника бальзамирования достигла наивысшего уровня совершенства в Египте. Разница между древним и современным бальзамированием заключается в ритуальном, священном и магическом характере, который побудил египетский народ, а точнее касту жрецов, применить такой сложный метод.

Что такое мумия

Мумией называют тело, подвергнутое специальной обработке, из-за которой прекращается процесс разложения. Бальзамирование в Древнем Египте практиковалось только для фараонов, жрецов и видных деятелей. С течением времени границы были расширены и стали доступны всем, кто мог позволить себе такую практику. В основном, существовало три вида бальзамирования, в зависимости от категории и материального положения умерших.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

Египетские мумии не самые древние в мире, но они, пожалуй, самые удивительные из-за сказочной техники, которую их бальзамировщики сумели усовершенствовать за тысячелетия, чтобы попытаться реализовать самое большое желание любого гражданина того времени: обрести тело, чтобы провести вечность. Для того чтобы долгое время сохранять ткани и повязки человека, которые бальзамировщики использовали для обертывания трупов, они исследовали и разумно использовали продукты, предлагаемые природой.

Но до бальзамирования, мумификация проводилась естественным путем. Трупы, обычно завернутые в шкуры животных, оставались сухими из-за жары, сухости и песка пустыни. Ученые полагали, что египтяне иногда использовали смолы для фиксации повязок во времена Древнего Королевства (следы хвойной смолы были обнаружены у мумии примерно 2200 года до н.э.), и чаще в период между 2000 и 1600 годами до н.э. Однако химический анализ гораздо более старших мумий показал, что египтяне начали использовать продукты для бальзамирования по меньшей мере за 1500 лет до предполагаемой даты.

Зачем это делали в Древнем Египте

Даже маленького ребенка заинтересует вопрос, для чего древние египтяне бальзамировали и превращали в мумии умерших фараонов. Эта практика возникла из-за веры в бессмертие человеческого духа. Согласно египетской мифологии бальзамирование фараонов сохраняет индивидуальность человека в будущей жизни.

В древнем Египте сперва хоронили умерших в горячем песке пустыни, в контейнерах с травами, что приводило к быстрому высыханию останков, препятствуя тем самым их разложению. Позже египтяне начали разрабатывать сложный процесс мумификации и ритуалы, связанные с погребением, которые послужили основанием для похоронных обрядов. Процесс бальзамирования в Египте достиг своего максимального развития во времена 4-й династии. Почти все внутренности, кроме почек и сердца, удалялись, а полость тела обрабатывалась.

Знания древних египтян об анатомии

чем бальзамировали в древнем египте. 3 Meditsina Drevnego Egipta. чем бальзамировали в древнем египте фото. чем бальзамировали в древнем египте-3 Meditsina Drevnego Egipta. картинка чем бальзамировали в древнем египте. картинка 3 Meditsina Drevnego Egipta. Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Египетские врачи считались наиболее способными в древнем мире, хотя многие из их теорий, рассматриваемых с сегодняшней точки зрения, были очень далеки от реальности. В тексте Эберсова папируса, датируемом 1500 годом до н.э., есть трактат о сердце, которое врачи считали центром тела и сосудистой системы, местом разума и восприятия. Однако египтяне утверждали, что сердце увеличивалось в весе и размере до 50 лет, и с тех пор оно сокращалось до почти полного исчезновения, что приводило к естественной смерти человека. По этой же теме в упомянутом папирусе есть пособие, очевидно адресованное студентам-медикам, о физиологии и анатомии сердца. Бальзамирование умерших людей и животных и знания об анатомии человека в Древнем Египте по меркам того времени граничили с совершенством.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Два папируса описывают египетский ритуал бальзамирования, хотя и неполный. Примечательно, что трупы молодых и красивых женщин отдавались бальзамировщикам через три-четыре дня, чтобы избежать надругания над телом. Труп перевозили; тело помещали на специальный деревянный стол. Там труп тщательно промывали.

В ходе церемонии выбиралось лицо, ответственное за выполнение первоначального пореза тела каменным ножом области живота. Заниматься этим мог далеко не каждый человек. Затем человека подвергали ритуалу преследования, поскольку нанесение повреждения телу фараона даже после его физической смерти являлось преступлением. Мозг из черепа необходимо было удалять через нос, для чего использовался специальный инструмент. Тело покрывалось как внутри, так и снаружи смолой, оборачивалось льняными повязками, обкладывалось скарабеями, амулетами и другими религиозными талисманами. Внутренние органы (кишечник, легкие, печень и желудок) держались отдельно и хранились в навесных сосудах, тем самым защищаясь четырьмя сыновьями Гора. Тело фараона помещалось в каменный саркофаг.

Процесс бальзамирования и обертывания занимал 70 дней

Бальзамирование — это сложная и длительная процедура в Египте. Тело помещали в специальный контейнер, наполненный вязкой жидкостью. Продолжительность этой фазы составляла 70 дней.

Внутренности тщательно промывались пальмовым вином и специями и заполнялись анисом или луком. Надлежащим образом обернутые, они ритуально располагались в навесах из разных материалов: обожженной земли, алебастра или гранита. Затем их накрывали крышками, на которых были выгравированы изображения четырех сыновей Гора. В мифах утверждается, что Анубис научил египтян искусству обертывания своих умерших в бинты, и это было необходимо в процессе мумификации. Мумификация и перевязка в частности проводились по строгим правилам мистического характера. Операция по нанесению повязок была очень сложной и требовала помощи бальзамировщиков и жрецов, которым приходилось читать молитвы. Бинты из нарезанных полос льняной ткани должны были иметь особую форму и покупаться в определенных местах.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Жизнь в то время была неприятной, жестокой и, кроме того, очень короткой. Взрослые умирали в возрасте около 38 лет; было очень мало людей, которым исполнялось 50 лет, и младенческая смертность была очень высокой. Средний крестьянин того времени был ростом до 1,60 метра, а его фигура была вытянутой и довольно изогнутой из-за объема работы, которую он должен был выполнять ежедневно. Их диета была основана на злаках, винограде и оливках. Не только знатные люди стремились к вечной жизни, к тому же изменения в верованиях привели к тому, что любой человек мог надеяться на загробную жизнь. Естественно, только очень богатые люди могли позволить себе уйти в мир иной по всем правилам, но это не мешало строить маленькие семейные гробницы людям попроще.

Сохранившиеся мумии фараонов

Фараоны первых династий считались бессмертными, и они были единственными существами, которые могли продолжать жить в будущем. Позже вельможи и жрецы сочли себя достойными вечной жизни, приняв аналогичные ритуалы мумификации и захоронения. Сохранилось множество мумий фараонов, но самой известной является мумия Тутанхамона. Её нахождение и презентация когда-то вернули общественности интерес к Древнему Египту и дали толчок к появлению множества приключенческих фильмов об исследовании гробниц.

Что интересно, бальзамировали не только фараонов и прочих вельмож, но и других существ, которые считались живыми воплощениями богов или их проявлениями. В мумифицированном состоянии были найдены быки, ибисы, крокодилы, кошки, бабуины, змеи и др.

Источник

Бальзамирование

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века Ранее мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились ли следы практики

Бальзамирование

Бальзамирование Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века В [ИМП], ХРОН5 и [БР], ХРОН6 мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *