человек в высоком замке что стало с ссср
YEP.UZ
ничего, кроме правды
«Человек в высоком замке», или чем бы все закончилось без СССР
Американский сериал «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle) — об альтернативном мире, где во Второй мировой войне победили Германия и Япония. Причиной отклонения от привычного развития событий авторы уже 30-серийного фильма, основанного на одноименном романе Филипа Дика (Philip K. Dick) 1962 года, называют выдуманное убийство Франклина Рузвельта в 1933 году. Это привело к упадку США и, как результату, поражению в войне.
Кэри-Хироюки Тагава в роли министра торговли Нобусукэ Тагоми
Иосиф Сталин, по фильму, был казнен в 1949 году. На территории СССР действуют партизаны, все больше оттесняемые на восток. Среднеазиатские города разбомбили и люди живут в селах или кочуют. О том, что «случилось» с другими регионами, можно посмотреть и почитать на англоязычной карте мира сериала.
Действие в сериале происходит в шестидесятых годах прошлого века в Америке, поделенной между фашистской Германией, Японией и буферной зоной, где нет законов, но правит полусвихнувшийся отморозок. На немецкой территории свирепствует СС. Японцы не лучше, но изощреннее. Появляется сопротивление, которое, как и все остальные герои, в основном занято поисками кинохроники и демонстрацией ее населению, чтобы показать, что нацистов можно победить.
Руфус Сьюэлл в роли эсэсовца Джона Смита
Дальше будут спойлеры.
Третий сезон заканчивается разрушением знаменитой Статуи Свободы в Нью-Йорке. В третьем сезоне гибнут некоторые главные герои, к которым мы уже основательно привыкли.
Один из исполнительных продюсеров картины — тот самый Ридли Скот («Чужой», «Гладиатор», «Бегущий по лезвию», «Марсианин»). Актеры, занятые в фильме, не столь известны, хотя их можно узнать по другим фильмам. Родившийся в Японии, 68-летний американский актер и каскадер Кэри-Хироюки Тагава (Cary-Hiroyuki Tagawa) на сей раз играет положительного министра торговли Тихоокеанских Штатов Японии (в девяностые актер специализировался на исполнении отрицательных персонажей в боевиках), а англичанин Руфус Сьюэлл (Rufus Sewell) — страдающего американского нациста, добившегося почти высшей власти, но при этом потерявшего самых близких людей.
О роли советского народа в победе над нацизмом почти не упоминается, а зря. «Человек в высоком замке» на самом деле картина о том, чем бы все закончилось без его героических усилий и жертв.
Лид: Канадская актриса Че́ла Хо́рсдэл (Chelah Horsdal) в роли Хелен Смит, жены главного американского нациста Джона Смита.
У сериала будет продолжение.
А вы смотрели сериал «Человек в высоком замке» или читали одноименный роман Филипа Дика? Поделитесь в комментариях.
Сериал «Человек в высоком замке» (осторожно, спойлеры!)
Смотрю сабжевый сериал, хочу накадать предварительно свои мысли.
1) сериал очень годный, 10\10. Смотрю с удовольствием, не отрываясь. Все персонажи интересны.
2) когда читал описание, было крайне сильное опасение, что все будет сводиться к тому, что храбрые бойцы сопротивления ищут фильмы, где фашики проиграли, чтобы всем их показать и скинуть фашиков. Где-то я подобные тупые сюжеты уже видел.
К счастью, ничего подобного в сериале и рядом не валяется. За фильмами, конечно, идет охота, но с совершенно другими, и крайне логичными я бы сказал, целями.
3) интересно подумать над противостоянием Японии и Германии, как это показано в сериале.
— не понятно, почему Гитлер еще не атаковал Японию. Будь я на его месте в такой ситуации, я бы не тратил деньги на циклопические проекты, а делал бы побольше ядерок, чтобы ими уничтожить Японию.
Хотя, к 1960 г. у Германии уже должны были быть стратегические ракеты, почему она не сосредоточила все силы на них? 100-200 ядерных ударов по Японии гарантировали бы победу Германии.
5) должен сказать, сняли настолько хорошо, что по первости реально чувствовалось отвращение ко всему, что там показано. Жутко, конечно, смотреть на мир, где представители твоего народа массово уничтожены.
6) Японская служба безопасности кемпейтай показана тупыми) В самом начале, когда повязали одного из ГГ:
— ну что мешало посадить людей в засаду в квартире? Это еще в «Трех мушкетерах» описано, а ведь главная героиня имела глупость звонить туда;
— зачем было тупо уничтожать сестру и племянников главного героя? Практически не сделали попыток сломать его. Он то молчал, ок, глядя на фотографию, и предполагая их гибель. А стал бы он молчать, если бы его племянников начали бы методично пытать у него на глазах? Я уверен, что не стал бы. Странно, что сериальные японцы этого не понимали.
Не понятно, откуда берутся фильмы.
И совершенно не понятно, что за перемещения министра торговли Японии.
Очень надеюсь, что по итогу всему этому дадут логичное объяснение.
Сериал « Человек в высоком замке»: гимн шизомилитаризму
Берлин, превращённый в « Вельтхаупштадт Дойчланд», снос статуи Свободы в Нью-Йорке и ядерные испытания Японии в Долине монументов. А ещё узнаваемая русская техника. Так выглядит мир, в сериале « Человек в высоком замке». Почему показанное с экрана выглядит как гимн шизомилитаризу — в материале WARHEAD.SU.
Берлин, превращённый в « Вельтхаупштадт Дойчланд», снос статуи Свободы в Нью-Йорке и ядерные испытания Японии в Долине монументов. А ещё узнаваемая русская техника. Так выглядит мир, в сериале « Человек в высоком замке». Почему показанное с экрана выглядит как гимн шизомилитаризу — в материале WARHEAD.SU.
Филипу Дику везёт с экранизациями, как мало кому из писателей-фантастов. « Бегущий по лезвию», « Вспомнить всё», « Крикуны» — и ещё с десяток менее известных названий.
С 2015 года к этому списку добавился сериал « Человек в высоком замке» от студии « Амазон». Он стал настоящим прорывом в жанре альтернативной истории, завоевавшим популярность зрителей и высокие оценки критиков.
Как и одноимённый роман 1962 года, он описывает депрессивный, неприятный и в то же время завораживающий мир. Мир, где во Второй мировой войне победили нацистская Германия и имперская Япония.
Всё самое страшное случилось. Пали Москва и Ленинград, восточная граница рейха проходит по Уральским горам. Взят Лондон. Ядерным ударом разрушен Вашингтон. Еврейский и цыганский народы почти полностью истреблены. Большая часть населения планеты склонилась под нацистским сапогом или самурайским мечом.
Территории бывших США и Канады разделены между Германским рейхом и Японской империей; между ними — полудикая буферная зона.
И вдруг в этот багрово-чёрный мир откуда-то начинают проникать киноленты с документальными фрагментами совсем другой истории. С падением Берлина, поднятием знамени над Иводзимой, салютом над Москвой в мае 1945-го и ликующим Нью-Йорком. За фильмами и связанным с ними загадочным Человеком в Высоком Замке начинается всеобщая охота.
Я начинал смотреть сериал с большим скепсисом. Удачных и действительно интересных произведений в жанре альтернативной истории очень мало, и вряд ли стоило надеяться на что-то достойное.
Однако чем больше я смотрел « Человека в высоком замке», продравшись через слегка занудные первые серии, тем больше приходил в восторг от увиденного. Съёмочная группа сериала знала, что делала — и делала это с огромным удовольствием. Это видно.
Исходная книга хороша. Хотя вряд ли её можно назвать лучшей книгой автора. Сериал получился прекрасным.
Что-то мне подсказывает, что у многих читателей они спровоцируют ровно ту же реакцию.
Что же такого в « Человеке в высоком замке»?
Буйство шизомилитаризма
Но то, что есть, заставит тихо или не очень взвыть от восторга любого диванного милитариста и любителя альтернативной истории.
Достаточно сказать, что во втором сезоне нам дают множество впечатляющих видов Берлина — по проекту Шпеера превращённого в « Вельтхаупштадт Дойчланд» ( «Столица мира Германия»). Огромные проспекты, снующие туда-сюда монорельсы и гигантский купол Фольксхалле с золотым орлом.
Если вдуматься, то дизельпанковская Москва несбывшихся проектов из отечественного « Шпиона» выглядит всё же лучше. Но даже при этом столица победившего рейха впечатляет. При всём моём отвращении к нацизму.
Ну а сцена объявления в Фольксхалле о провале одного из заговоров — это и вовсе сплошной « Вархаммер 40 000».
Токио нам пока так и не показали. И скорее всего, не покажут: архитектурный пафос не в японских традициях. Японская эстетика — она про другое.
Зато сердце любого флотофила неудержимо защемит при виде линкоров и авианосцев Объединённого флота Японской империи, входящих в залив Сан-Франциско под мостом Золотые ворота.
Не менее прекрасна сцена первых ядерных испытаний Японии, когда ударная волна расшибает скалы в Долине монументов.
А атака повстанцев на эсэсовскую поисковую группу в первой серии третьего сезона коротка и тактически идиотична — но атмосферна до таких чёртиков, что в голове сами собой начинают играть Pueblo Unidad или « Партизанская сказка».
Но больше всего впечатлила даже не сцена торжественного сноса статуи Свободы в Нью-Йорке залпами ракет « воздух-земля» четвёрки Do.31 под « Оду к радости». А военная комната в Берлине, где проходит совещание высших чинов рейха в преддверии начала ядерной войны с Японской империей. В чёрно-белых тонах с до боли знакомым светящимся кольцом над круглым столом на фоне экранов с картами — на которых отмечается развёртывание ударных группировок.
Дух времени
Создатели сериала приложили огромные усилия, чтобы альтернативная реальность начала 1960-х выглядела такой, какой она могла бы быть. До мелочей: вывесок, технических приспособлений, культурных отсылок.
Учли даже то, что развитие идей и культуры в таком мире происходило бы заметно меньшими темпами — многое на экране остаётся в явной стилистике 50-х годов.
Что, впрочем, лишь добавляет нуарности и стиля. Стиля в « Человеке в высоком замке» вообще очень много. Нацисты в нём невообразимо « нацистские», японцы — просто квинтэссенция « японскости». Американские повстанцы — ничуть не хуже Нео с Тринити и Морфеусом.
В сериале множество отсылок к реальным 60-м. От начинающегося психоделического движения среди « золотой молодёжи» рейха до выстрела в Далласе — то есть в Нью-Йорке.
А в уже заявленном четвёртом сезоне дело явно пойдёт к « их» 1968 году: рейх и империю, а также подвластные им земли, захлестнёт движение гражданского сопротивления, которое поддержат и народные массы, и немало людей в высших эшелонах власти. На него дадут гораздо более жестокий ответ, чем в нашем мире, — и последствия этого как минимум интересно будет понаблюдать.
Правда, не обошлось и без множества явных анахронизмов и курьёзов. Например, охрана японского принца вооружена автоматическими винтовками Тип 89.
89 — это год принятия на вооружение. Видимо, попаданцы из будущего завезли.
Очевидно, подразумевались винтовки Тип 64 ( принятые на вооружение, соответственно, в 1964 году). Странно, что мастера по реквизиту не смогли их найти — они до сих пор состоят на вооружении Сил самообороны Японии, да и airsoft-версию для страйкболистов и реконструкторов свободно можно купить.
Зато немецкие пограничники щеголяют в гэдээровском камуфляже « шрихтарн» и с винтовками G3, а эсэсовские спецназовцы — с MP-5. В целом элементы военной формы и снаряжения 60-х годов показаны достоверно.
Внезапная советская техника
В этом мире СССР полностью разгромлен. Всё к западу от Урала порабощено нацистами. Дальний Восток и Якутия — в составе Японской империи. Сибирь и Средняя Азия превращены в ‘ title=>постапокалиптические пустоши.
Но советских инженеров победители явно вывозили целыми конструкторскими бюро, сдувая пылинки. Потому что отечественной техники в фильме много до неприличия.
Японцы ездили на советских машинах ещё в « Письмах с Иводзимы».
Тут же стандартным японским армейским внедорожником — японским внедорожником, Карл! — оказывается УАЗ‑469.
Ладно, « уазики». Сцена посадки на палубу какого-то отпрыска линкора « Ямато» вертолёта Японского императорского флота. Так вот этим самым вертолётом оказывается вполне узнаваемый Ка‑27!
Кстати, УАЗ-469 выпускается с 1972 года, Ка-27 — с 1981. Клятые попаданцы!
Ну а дальше автор форменным образом уполз под стол.
Потому что основным боевым танком германского рейха в 1962 году оказался не какой-нибудь « расово верный» PzKpfw XIII. И даже не вполне очевидный при таком коленкоре « Леопард-1». Нет.
С белым балкенкройцем вермахта на башне.
Нет, машина прекрасна. Но почему, Карл? Зачем, Карл? Дас ист фантастиш, Карл!
А ещё там есть снайперская винтовка СВД и всякое прочее по мелочи. Вот только автоматов Калашникова в мире « Человека в высоком замке» почему-то не оказалось.
Игры престолов
За интригами наблюдать не менее интересно, чем за буйством шизомилитаризма и панорамами Столицы мира Германии.
Интриги эти очень атмосферны и ярко национально окрашены. Они смешиваются, сталкиваются, перетекают одна в другую, выскакивают стремительным домкратом из забвения и прилетают в чей-нибудь особо хитрый лоб в самый неожиданный момент.
Прекрасна производственная драма грызни верховных бонз рейха за становящееся вот-вот вакантным место фюрера. Гейдрих, Гиммлер, Шпеер и другие « прекрасные люди» жизнерадостно вцепляются друг другу в глотки. Зрелище не менее живописное, чем резня Старков с Ланнистерами.
У японцев своя атмосфера. С массовыми казнями гражданских между утончёнными чаепитиями и непростыми договорённостями с кланами якудза во имя безупречного исполнения служебного долга.
У главных героев, американцев, всё сложно и не так однозначно. Но тоже красиво. Многие критики упрекают старых и новых членов Сопротивления в фильме в « отсутствии мотивации». Не знаю. И нацистский, и имперский режимы показаны достаточно подробно во всей своей « прелести», чтобы подобных вопросов не возникало.
Ключевые персонажи все — ну, почти все — по ходу сюжета раскрываются с множества сторон, меняются под воздействием обстоятельств и травм. Кто-то из насмерть перепуганного гражданского превращается в безупречный факел Сопротивления. А кто-то из запредельно циничного гестаповца понемногу становится человеком. Хотя и продолжает совершать самые мерзкие преступления по долгу службы — и ради выживания своей семьи. Точнее, того, что от неё осталось.
Тошнит от зиг
Есть шутка, или не совсем шутка: мало что способствовало популярности неонацизма в бывшем СССР так, как « Семнадцать мгновений весны». Умные, ироничные нацисты в стильной чёрной форме по сюжету были врагами — но слишком привлекательными. Странный советский извод западного феномена тех же лет под названием nazi exploitation.
В « Человеке в высоком замке» вроде бы всё ещё хуже. Ещё больше чёрной формы с серебряными рунами. Ещё больше гламурных нацистов и нацисток в стильных интерьерах, роскоши, кидания зиг, прусских щелчков каблуками, вездесущих свастик.
Вот только к концу третьего сезона зрителю становится невыносимо очевидно количество дерьма за всем этим высокоэстетичным инфернальным блеском. Так что при виде очередной сентенции о расе и почве очередной свиньи в эсэсовском мундире даже очень циничного человека начинает тошнить. И тянет пересмотреть что-нибудь из хроники 1945 года — или, скажем, кадры ‘ title=>Нюрнбергского процесса.
Сложная игра событий и эмоций « Человека в высоком замке» демонстрирует отвратительность и бесчеловечность нацизма лучше любого « Обыкновенного фашизма». уворачивается от летящих тапков
И делает она это на увлекательном современном киноязыке, а не в форме бессмысленного бюрократического ужаса в жанре « борьбы с экстремизмом в молодёжной среде и пропаганды патриотизма».
Последней каплей становится буйство наци-хунвейбинов с факелами под вопли « Кровь и почва» в объявленной новым фюрером культурной революции. Старое недоброе ультранасилие и приказ нового фюрера не тушить пылающие библиотеки, не нужные расово полноценным, породистым двуногим зверям « прекрасного нового мира».
Как вы уже поняли, автору сериал « зашёл» с грохотом. Автор впечатлён и жаждет четвёртого сезона гораздо больше, чем финала « Игры престолов». А это, согласитесь, что‑то.
« Человек в высоком замке» — вещь неожиданно красивая, неглупая и стильная. Кто-то найдёт в ней феерию шизомилитаризма и роскошные кадры, кто-то порадуется интригам, кто-то насладится степенью проработанности такого похожего и такого странного мира.
Точно одно — вряд ли кто-то из любителей истории, особенно военной и альтернативной, останется равнодушным.
Карта мира Человека в Высоком Замке на 1960 годы
В сериале действия происходят на достаточно узком географическом участке. Автор этой карты знакомит поклонников сериала с ситуацией в других частях мира.
Великая Восточно-Азиатская Сфера Процветания
(комментарии автора карты)
Обложка «Человека в высоком замке», основанная на картах мира, которые мы видим в сериалах Amazon. Если вы поклонник этой работы, вы точно знаете, что это такое, поэтому я не стану напрягать, объясняя предысторию. Я в основном остался верен карте сериала, вплоть до махинаций по превращению проекции Меркатора в проекцию Робинсона, но я изменил несколько вещей. Название «Большой фашистский рейх» для нацистов в Северной Америке не имеет никакого смысла, так что вместо этого я изменил вещи так, что есть национал-социалистическая империя, теоретически регулируемая из Германии, но на самом деле управляемая местными национал-социалистическими партиями (но не ветвей НСДАП, которая является немецкой организацией) и отличается от самой Большой Германии. Я также добавил независимый союз Италии и Испании, хотя их существование в качестве независимых государств вызывает сомнения в сериале. И я отдал немцам Антарктиду, потому что, в то время как Антарктика обозначена на картах из сериала нейтральная, у меня есть предположение, что нацисты в сериале не будет принимать такой расклад. Я также не закончил два сезона, так что я могу изменить несколько вещей, таких как Атлантропа. Это был полный «выстрел в темноте»; если мне удалось сделать ошибку, скажите мне.
Подробная карта мира сериала «Человек в высоком замке» (The Man In High Castle World Map) с хронологией развития отдельных стран.
1. Северо-американская нейтральная Зона, не имеет правительства. Литература, которая запрещена и у Нацистов, и у Японцев, доступна в нейтральной зоне. И нацистские, и японские агенты активно работают в Нейтральной зоне, в основном охотясь за членами сопротивления.
3. Все Карибские острова присоединены с Рейху и стали базами для Кригсмарине и Люфтваффе.
4. Панамский канал полностью под Немецким контролем, и Японии приходится пользоваться Магеллановым проливом. Германия становится монополистом на мировом торговом рынке, не пуская Японцев в Атлантику.
7. Республика Амазония отторгнута от Бразилии и является заповедником.
9. В Бразильском парламенте правит местная Национал-социалистическая партия, которая гораздо более либеральная, чем НСДАП, что очень не нравится Берлину, который вынашивает планы по завоеванию Бразилии.
10. Южноамериканская Нейтральная Зона мало заселена и располагается в большом участке Анд. Является естественной границей между Японской и Немецкой империями.
11. Государство Великой Аргентины присоединились к Оси на исходе войны, объявив войну Бразилии. Не стали препятствовать планам Оси создать нейтральную зону.
12. Огненная Земля является частью Нейтральной Зоны. Важное место противоборства спецслужб обеих Империй.
14. После того как Британия была принуждена к миру, она стала полноправным членом Рейха. Англо-саксы допущены к власти в Рейхе, правда пока сохраняют лояльность. Несколько британцев занимают видные посты в НСДАП.
15. Французское сопротивление пало десятилетия назад, государство управляется военнымию. Париж фактически превращён в немецкий город. Многие французы переехали в Алжир, который стал более французским, чем сама Франция.
16. Швейцария была захвачена Германией и Италией после окончания Второй Мировой. Швейцарцы оказали героическое сопротивление, но были покорены.
18. Восточный фронт отодвинулся дальше на Восток. Прошло двадцать лет, но советские партизаны продолжают свою активность на восточных территориях Рейха. Вечно текущая война, где Времахт тренирует солдат и отрабатывает тактику борьбы с партизанами.
19. В то время как вся Северная Африка отошла к Итальянцам, Германия захватила Синайский полуостров и контролирует Суэцкий канал.
20. Союз Южной Африки теперь управляется бурами, африканские британцы ущемлены. Конечно, все не-белые находятся на социальной лестнице ещё ниже, располагаясь по порядку от цветных, к азиатам и к чёрным на дне.
21. В соответствии с немецкой пропагандой, все оставшиеся европейские евреи отправились на восток, на Мадагаскар.
22. Иранцы были признаны арийцами. Не смотря на это Рейх со скепсисом относится к этому, но иранские солдаты могут пригодиться в грядущей войне с Японией.
23. Центрально-азиатская степь является варварским государством, после того как немецкие бомбардировки уничтожили все крупные урбанизированные города. Большинство людей стали кочевниками или живут в небольших деревнях по паре сотен человек. Командиры советские партизан, осуществляют на этих территориях и гражданскую власть.
24. Индийский националистический режим Боза, с одобрения Японии, решает отсоединить исламские части Индии. На этих территориях создаётся государство аналог РИ Пакистана.
25. Многие лагеря ГУЛАГа остаются функционировать, только их функции изменены с небольших тюрем на большие поселения-резервации. Лагеря стали центрами военачальников карликовых государств, используемых для контроля и удержания населения малых «племён».
26. Центральный Китай, технически часть Евразийской Нейтральной Зоны. Однако, реально, находится под Японской Оккупацией. Партизанская активность в Китае продолжается, партизаны верят, что Мао Дзедун жив, и они продолжают его дело.
27. Японский Китай – территория полностью подконтрольная Императорской Японской Армии.
28. Вторая Филиппинская Республика остаётся независимой. Япония туда не вторгается из-за опасений ещё одной партизанской войной.
29. Многие австралийцы и новозеландцы переправились в Южную Африку и Аргентину, некоторые мигрировали на Британские острова. Те кто остался сформировали мощное антияпонское сопротивление на своих территориях. Сопротивление умело подогревается Третьим Рейхом.
30. Новую Швабия так немцы назвали Антарктиду, которая является главным научным центром Третьего Рейха.
«Человек в высоком замке»: если бы мы проиграли вторую мировую
Союзники проиграли вторую мировую. Бывшие США разделены на оккупационные зоны: восточное побережье очутилось в руках нацистской Германии, а западное под контролем японцев. Так начинается телесериал по мотивам альтернативно-исторического романа Филипа К. Дика «Человек в высоком замке», одна из самых долгожданных и неоднозначных экранизаций этого года.
Жанр: альтернативная история
Продюсеры: Фрэнк Спотниц, Ридли Скотт
В ролях: Алекса Давалос, Руперт Эванс, Руфус Сьюэлл, Кэри-Хироюки Тагава
Премьерный показ: январь-ноябрь 2015 года, Amazon
Продолжительность: 10 серий по 60 минут
Главные герои
Фрэнк работает на заводе, выпускающем копии старинных револьверов для туристов из Японской империи. Подданные микадо обожают старые вестерны и падки на артефакты (даже фальшивые) упадочной американской культуры, канувшей в небытие. Он хороший мастер, на заводе его ценят. Правда, в свободное время он рисует карандашом в манере, которую власти никогда не одобрили бы. Впрочем, об этом пока никто не знает.
Джулия, подруга Фрэнка, увлеченно изучает айкидо и живет в Сан-Франциско — как и все Тихоокеанские Штаты, этот город уже двадцать лет принадлежит Японии. Хотя отец девушки погиб во время войны на Тихом океане, она не чувствует к оккупантам той вражды, что демонстрирует ее мать. Однако потом сотрудники японских спецслужб убивают ее сестру Труди.
Еще одну копию Труди перед смертью просит Джулию отвезти туда же.
Мир победившего нацизма
Пилотная серия, выложенная в сеть «для проверки зрительской реакции» в начале 2015 года, была без малого прекрасна. Альтернативный мир, где Германия и Япония победили во второй мировой, рисовался хоть и несколько плакатно, но вполне наглядно и достоверно.
На западе не так: японцы «туземцев» к власти не подпускают, у них свои традиции. Для зрителя воплощением этой власти становится министр торговли Тихоокеанских Штатов Нобусукэ Тагоми, ищущий умиротворения и гармонии и медитациях.
Именно министр Тагоми (Кэри-Хироюки Тагава) и обергруппенфюрер Смит (Руфус Сьюэлл) оказались истинными центральными персонажами первого сезона. Они не просто идейные и этические антиподы, а также противники в политической игре, которая ведется и ими, и над их головами. Они сюжетные центры, куда стягиваются все сюжетные нити.
Хотя формально главными героями остаются Фрэнк, Джулия и Джо, их переживания и то, что с ними происходит, оказываются в итоге слишком частными по сравнению с глобальным значением для сериала Тагоми и Смита. Именно они — главные движители сюжета, в том числе и пересекающихся личных историй трех «главных» персонажей.
Актеры и роли
Возможно, это связано с трагической неравновесностью актерских работ.
Руфус Сьюэлл выступил в своей роли блестяще, и никакие «Эмми» не будут для него достаточным признанием. Сценарий дал ему лишь несколько возможностей заглянуть в бездну личности своего персонажа, все прочие он решительно создал себе сам. Наблюдать за тем, как актер вытаскивает поразительный человеческий характер из чисто плакатного (поначалу) злодея, — главное наслаждение для меня в сериале. Никакие сценарные глупости (а их хватало) и вылезшая ближе к финалу нарочитость не помешали Сьюэллу создать шедевр.
Кэри-Хироюки Тагава получил роль попроще — он очень органичен и открыт, но с учетом его безграничного опыта это трудно считать большим достижением. Но и по сравнению с ним все три «молодых дарования», занимающие главные места в титрах, большую часть времени кажутся чуть ли не статистами.
Видно, что сценаристы ближе к середине сезона их просто предали, пустили по течению сюжета, сделали зависимыми от «главных игроков», почти во всем предсказуемыми и потому малоинтересными. Еще хуже то, что они, похоже, и не пытались из этой сценарной ловушки вырваться — как это сделал тот же Сьюэлл.
Книга против сериала
Зрители, читавшие роман, могут не напрягать память. Сериал уходит от первоисточника достаточно далеко и, весьма вероятно, уйдет совсем во втором сезоне (а он будет почти наверняка). Между книгой и экранизацией разница такая же, как между боевыми искусствами, которые в книге и в сериале практикует Джулия (в романе это не айкидо, а дзюдо). Как между книгой «Когда насытится кузнечик», написанной в романе Хоторном Абендсеном, и таинственными фильмами, вокруг которых вертятся события.
Введение в сюжет именно фильмов вместо книги — одно из самых спорных сценарных решений. Нетрудно понять, чем оно вызвано, но оно неизбежно породило тяжелые сюжетные вопросы, на которые не дают ответов.
В романе книга Абендсена действует именно как книга — ее читают, она активно полемизирует с известной персонажам реальностью. В сериале таинственные фильмы «Когда насытится кузнечик» смотрят единицы. Даже члены движения Сопротивления не считают нужным их не то что копировать и распространять, но и смотреть. Похоже, им достаточно знать, что эти фильмы существуют, а чем они так важны — это как бы не их дело.
При этом в сериале фильмы влияют на ситуацию с какой-то демонстративной иррациональностью. Это постоянный сюжетный «бог из машины». Они не столько показывают персонажам возможность альтернативы, сколько сдвигают сюжет в нужном сценаристам направлении. В этом смысле они заменяют и постоянно используемую Диком «Книгу перемен», роль которой в сериале ограничена обращением к ней министра Тагоми.
Все эти факторы в совокупности создают сложное переплетение достоинств и недостатков. Выделить из него достоинства можно, но отдельно от недостатков их все равно не существует. И сказать, что сериал плох, тоже нельзя — достоинства-то налицо.