человек умирает что происходит с телом человека
Что происходит с телом человека после смерти?
Смерть зачастую называют вечным сном, и это неспроста. Первой мыслью, когда мы видим умершего человека, является надежда на то, что он просто крепко спит.
Стадии умирания
В первый час, пока не наступило окоченение, мышцы человека расслаблены, тело еще не остыло, только дыхание и сердцебиение отсутствуют.
Затем мышцы начинают твердеть, кулаки сжиматься, разогнуть суставы становится труднее, поэтому обмывание и одевание умершего человека раньше было принято проводить как можно быстрее. Сейчас первыми на вызов о смерти приезжают «скорая» и полиция, и только затем тело перевозится в морг. Времени проходит больше, ритуалы туалета и сборов производят работники морга, они же по вашей просьбе могут сделать бальзамацию, укладку, маникюр и гримирование, тогда покойный будет выглядеть «как живой».
Через четыре-шесть часов после смерти наступает окоченение, а на второй день оно начинает разрешаться, мышцы вновь расслабляются, запускаются процессы гниения. Точное время зависит от состояния умершего, возраста, обстоятельств смерти, температуры окружающей среды. Так, при пяти градусах Цельсия трупное окоченение приостанавливается, этот способ сохранения тела и используется в условиях морга.
После того, как медики и полицейские подтвердили сам факт наступления смерти и выдали соответствующие документы, бесплатная служба перевозки отправляет усопшего в морг, где проводятся необходимые процедуры для выяснения причин смерти. После подготовки к погребению пора подумать о том, в какое вы обратитесь бюро похоронных услуг.
Как определить смерть
Самым достоверным признаком умирания является появление трупных пятен. В зависимости от вида смерти они проступают либо в первые час-два, либо в два раза позднее. Максимума яркости пятна достигают примерно через 12 часов, кровь скапливается в нижней части тела под действием силы тяжести. Внешне они напоминают синяки, их разграничивают с помощью надрезов и по характеру выделения кровяных сгустков или плазмы.
Цвет пятен также варьируется в зависимости от причины: у утопленников они розовато-красные, умерших от удушья — сине-фиолетовые, от обильной кровопотери — сероватые. По выраженности пятен определяют примерное время смерти, условия и причины ее наступления. Вместе с результатами вскрытия они помогают составить общую картину смерти человека.
Вскрытие проводят в любом случае, чтобы исключить криминальную гибель, замаскированную под самоубийство или несчастный случай, или исключить версию неправильно подобранного лечения. После проведенных исследований органы возвращают в полость, зашивают, и готовят тело к похоронам.
Превращение тела в прах
Практически сразу после смерти у человека отключается иммунная система, и его тело становится беззащитным перед различными микроорганизмами, начинается процесс гниения. Сам по себе умерший организм включает функцию самоуничтожения, и оба эти процесса приводят к тому, что уже через год в гробу находится только скелет. Если по каким-то причинам предстоит вскрывать гроб, то трупного запаха, спутника гниения, уже может не быть. Затем происходит распад сухожилий и минерализация, в результате которых через три десятилетия от человека остается кучка ничем не скрепленных хрупких костей. Если на похоронах использовался простой сосновый гроб, то и от него следов скорее всего не осталось. Дольше «живут» полированные и металлические гробы.
Такая картина разложения тела была свойственна большинству людей, умерших с начала веков и примерно до 1970-х годов. Исключениями могли быть, к примеру, умершие от алкогольных излияний, чьи тела буквально проспиртованы, то есть подвержены консервации. В настоящее же время за год тело может и не разложиться, а мягкие ткани превращаются в серо-белую массу, по другому называемую трупным воском.
Ученые связывают случаи такой мумификации с достижениями современной науки, а точнее, с обилием искусственно добавляемых в пищу химических соединений. Различные компоненты, продлевающие срок годности продуктов, продолжают действовать как консерванты и после употребления в пищу.
Современный человек, питающийся напичканными консервантами продуктами, невольно может и сохранить собственное тело после смерти. Больше оно не превращается в перегной через 13-15 лет, через которые можно проводить повторное захоронение. Некоторые бактерии, участвовавшие в процессе разложения, из-за загрязнения, больше не содержатся в почве. Другие микроорганизмы не испытают былого аппетита от накачанных стабилизаторами и антиокислителями тел. Если тела и вправду потеряли способность к самораспаду, ввиду дефицита мест на кладбищах спасением называется распространение кремации.
Современный образ жизни, обилие в рационе сохраняющихся свежими долгое время продуктов (в первую очередь, газированных напитков, сладостей и фастфуда) накладывает отпечато
Что происходит с телом человека после смерти
Уильямс разговаривает негромко и держит себя позитивно и легко, вопреки природе своей профессии. Она практически выросла в семейном похоронном бюро на севере американского штата Техас, где теперь и работает. Мертвые тела она почти ежедневно видела с самого детства. Сейчас ей 28 лет и, по ее оценке, она уже успела поработать примерно с тысячей трупов.
К тому времени, когда Джона привезли в похоронное бюро, он был мертв уже около четырех часов. При жизни он был относительно здоров. Он всю жизнь работал на нефтяных месторождениях Техаса и поэтому был физически активен и пребывал в неплохой форме. Он бросил курить несколько десятилетий назад и употреблял алкоголь умеренно. Но в одно холодное январское утро с ним дома случился острый сердечный приступ (вызванный какими-то другими, неизвестными причинами), он повалился на пол и умер почти сразу. Ему было 57 лет.
Самопоглощение
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Разложение начинается уже через несколько минут после смерти
Иммунный коллапс
Автор фото, Science Photo Library
Вскоре после смерти иммунная система перестает работать, и бактериям ничто больше не мешает свободно распространяться по организму
Большинство наших внутренних органов при жизни не содержит микробов. Однако вскоре после смерти иммунная система перестает работать, и тем ничто больше не мешает свободно распространяться по организму. Обычно этот процесс начинается в кишках, на границе тонкого и толстого кишечника. Живущие там бактерии начинают изнутри поглощать кишечник, а затем и окружающие его ткани, питаясь химической смесью, которая вытекает из разрушающихся клеток. Потом эти бактерии вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и в лимфатические узлы, распространяясь сначала в печень и в селезенку, а затем в сердце и в мозг.
Жаван и ее коллеги взяли образцы тканей печени, селезенки, головного мозга, сердца и крови от 11 трупов. Сделано это было в промежуток от 20 до 240 часов после смерти. Для анализа и сравнения бактериального состава образцов исследователи применили две суперсовременные технологии секвенирования ДНК в комплексе с биоинформатикой.
Образцы, взятые из разных органов одного трупа, оказались очень похожими между собой, однако сильно отличались от образцов, взятых из тех же органов в других мертвых телах. Возможно, в какой-то мере это объясняется разницей в составе микробиомов (наборов микробов) этих тел, но дело может быть и во времени, прошедшем с момента смерти. Проведенное ранее исследование разлагавшихся тушек мышей показало, что микробиом сильно меняется после смерти, но процесс этот проходит последовательно и поддается измерению. Ученые в итоге смогли определять время смерти с точностью до трех дней в пределах почти двухмесячного периода.
Неаппетитный эксперимент
Результаты проведенного Жаван исследования говорят о том, что аналогичные «микробные часы», похоже, работают и в человеческом организме. Ученые выяснили, что до печени бактерии добираются примерно через 20 часов после смерти, а на то чтобы попасть во все органы, из которых брались образцы тканей, у них уходит по меньшей мере 58 часов. Судя по всему, в мертвом теле бактерии распространяются систематически, и отсчет времени, через которое они попадают в том или иной орган, может быть очередным новым способом устанавливать точный момент смерти.
Признаки приближающейся смерти
Конец жизни — та стадия существования человека, с которой неизбежно придется столкнуться каждому. Наблюдать за тем, как близкий постепенно уходит из этого мира, невероятно тяжело. Этот горестный опыт часто сопровождается сильным самоукорением и чувством утраты. Многие люди переживают по поводу того, что врачи и другие медицинские специалисты недостаточно полно рассказывают о ключевых этапах процесса умирания, и они не знают, чего ожидать. В этой статье речь пойдет о двух распространенных признаках скорой смерти — мраморной пигментации и клокочущем дыхании. Мы также кратко опишем другие стадии умирания и приведем рекомендации, как приготовиться к кончине близкого.
Определение мраморности и клокотания
Мраморность или крапчатость связана с появлением на теле пятен различного цвета. Медицинский термин для обозначения этого кожного сиптома — дисхромия или ретикулярная асфиксия (livedo reticularis). Это состояние обычно является следствием кожной ишемии или снижения кровотока на поверхности кожи. Мраморность обычно (но не всегда) свидетельствует о том, что жизнь человека подходит к концу.
Клокочущее дыхание, известное также как «предсмертные хрипы», — булькающий шум, который вырывается из горла умирающего человека при вдохе и выдохе. Он возникает вследствие скопления мокроты в дыхательных путях и утраты кашлевого рефлекса.
Мраморность и клокотание на разных стадиях умирания
Мраморная пигментация и бульканье в легких обычно возникают в период от недели до месяца до смерти, хотя были случаи, когда эти два симптома проходили, не приводя к кончине. Первые признаки мраморности — резкие перепады температуры тела, в результате которых кожа становится бледной и прохладной либо теплой и влажной, а на руках и ногах образуются участки цвета — крапины. Клокотание проявляется как затрудненное дыхания из-за накопления мокроты на задней стенке глотки.
Мраморная пигментация обычно вначале возникает на ногах и ступнях. Затем, вслед за угасанием сердечной деятельности и ухудшением общего кровообращения, она распространяется на верхние конечности. Источником клокочущего дыхания являются задняя часть глотки и легкие.
Симптомы мраморности и клокотания
Выделяют следующие патофизиологические признаки мраморности:
Причиной «предсмертных хрипов» обычно является скопление слюны в глотке и содержимого бронхов в легких. Мокрота перестает отделять из-за нарушения глотательного рефлекса в процессе умирания или в результате поражения головного мозга.
Стадии умирания до и после появления мраморности и клокотания
Лечение симптомов мраморности и клокотания
Способы лечения мраморной пигментации не всегда эффективны. Вот некоторые из них:
По мнению многих специалистов в области медицины, лучшими способами борьбы с клокотанием являются следующие:
Как сказать членам семьи, что их близкий скоро умрет
Общение с умирающим близким
Хосписы
Хосписы — учреждения, которые обеспечивают паллиативный уход за смертельно больными пациентами. Их философия заключается в том, чтобы облегчить боль и другие симптомы и предложить умирающему эмоциональную и духовную поддержку. Когда уместно завести речь о переводе в хоспис? Если больной человек достиг такого состояния, что медицина бессильна ему помочь, паллиативный уход зачастую остается единственным вариантом. Члены семьи могут высказывать опасения о том, что в больнице их близкий будет страдать, хотя основная цель работников хосписа — это как раз максимально мирная кончина пациента. Эти учреждения также предлагают своим подопечным возможность пообщаться с психологом или со священником.
Прогноз развития мраморности и клокотания
Прогноз —это научно обоснованное предположение о дальнейшем течении и исходе болезни или, другими словами, вероятность полного выздоровления. Многие считают, что врачи знают, сколько осталось жить пациенту, но скрывают эту информацию. В действительности, никто не может с уверенностью сказать, когда больной человек умрет.
Члены семей, в которых есть умирающий близкий, не должны настаивать на том, чтобы медицинские специалисты дали им самый точный прогноз, потому что продолжительность жизни пациентов с одним и тем же диагнозом может быть очень различна. Некоторые могут болеть месяцами или даже годами. Другие угасают за несколько дней или недель. Если умирающий хочет провести свои последние дни с конкретным человеком, ему, возможно, придется оставить свои дела на неопределенный срок, чтобы выполнить это пожелание. В некоторых ситуациях прогноз времени ухода человека из жизни может быть необходимостью. Например, хосписы могут запросить мнение врача о вероятности смерти в течение 6 месяцев или меньшего срока.
Вместо того, чтобы забрасывать доктора вопросами типа: «Сколько, по вашему, ему осталось?» или «Какова вероятность, что он умрет в течение полугода?», лучше уточните у него типичный прогноз выживаемости, т.е. самый короткий и самый длинный срок жизни с этой болезнью, которые возможны. Чтобы спрогнозировать время кончины, врачу необходимо учесть множество факторов. Это диагноз пациента и вероятность прогрессирования болезни. Если человек очень болен, и доктор говорит, что он, возможно, умрет в течение года, вы можете приготовиться к тому, что здоровье близкого будет ухудшаться, и устроить так, чтобы он жил максимально полноценно и комфортно в последние дни.
Некоторые медицинские специалисты могут внушать надежду, рассказывая о редких случаях выздоровления их пациентов. При этом они не упоминают, что вероятность быстрой смерти от другой серьезной болезни у таких людей намного выше. Такие ложные надежды сбивают тяжелобольных и их родственников с толку, заставляют их испытывать унижение и растерянность. Пациенты и члены их семей имеют право на получение самой правдивой информации о болезни. При этом важно четко озвучить, что вы предпочитаете услышать реалистичный, а не оптимистичный прогноз.
Как научиться справляться с горем и принимать смерть
Обычно человек проходит пять стадий скорби (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), хотя они не обязательно происходят в указанном порядке. Отрицание — это обычно непродолжительная по времени реакция на сильные страхи: утраты контроля, неопределенности будущего, боли, непереносимых страданий. На этой стадии больной отдаляется от близких и замыкается в себе. Чтобы прояснить ситуацию и понять, что вы все еще можете на нее влиять, можно поговорить с врачом либо другим медицинским специалистом.
Гнев может проявляться как переживание несправедливости происходящего: «Почему я?» Торг — это проявление желания договориться со смертью или отсрочить ее наступление. Когда люди понимают, что это невозможно, у них может развиться депрессия. Принятие — готовность примириться с неизбежным — часто приходит после того, как пациент поговорил с семьей, друзьями и специалистами по уходу.
Его родственники находятся в аналогичной ситуации. Они тоже проходят через пять стадий горевания, хотя эти переживания могут возникать у разных людей на разных этапах процесса умирания. Очень часто, когда факт близкой смерти любимого человека становится более очевидным, они испытывают тревогу, сожаление и страх. Облегчить это состояние поможет внешняя поддержка — советы психотерапевта, врача, родственников или представителей церкви.
Также важно продолжать разговаривать с умирающим близким — спрашивать о его самочувствии и его желаниях. Понять, о чем думает любимый человек на пороге смерти и какие дела ему нужно привести в порядок, может быть непросто. Но сам факт, что вы задаете эти вопросы, приносит ему облегчение, потому что он может бояться заводить этот разговор сам.
Просто будьте рядом с больным, держите его за руку, слушайте — это действенный способ помочь ему принять неотвратимость ухода и подготовиться самому.
Последние профилактические меры
Хотя предотвратить появление мраморной пигментации и клокочущего дыхания у умирающего человека не всегда возможно, существуют способы облегчить эти состояния:
Заключительные мысли
Мраморная пигментация и клокочущее дыхание — два из самых распространенных симптомов близкой кончины человека. Понимание того, о чем свидетельствуют эти признаки и как они проявляются, необходимо для составления дальнейших планов. Кроме того, важно поддерживать общение с врачами и членами семьи. Медицинские специалисты могут дать совет о том, как успокоить и утешить больного словами любви и ласковыми прикосновениями. Последние стадии процесса умирания — тяжелое время для всех. Получив ценную информацию об этих важных днях, вы сможете лучше подготовиться к ним.
Что происходит с организмом человека после остановки сердца
Сердце остановилось? Это значит, что кровь перестала циркулировать по телу, а потому кислород, участвующий во всех жизненно важных процессах, больше не поступает к тканям. В этот момент, практически сразу после смерти, клетки начинают испытывать кислородное голодание, запускается процесс автолиза, проще говоря — начинается самопереваривание, которое сначала запускается в богатой на ферменты печени, а потом и в других органах. Клетки и ткани под действием собственных гидролитических ферментов начинают растворяться, структурные молекулы разрушаются. Автолиз в природе запускается не только в результате смерти, но и при других физиологических процессах. Метаморфоз (когда гусеница превращается в бабочку, или головастик — в лягушку) также сопровождается автолизом.
Постепенно температура тела снижается до атмосферных значений (тело остывает примерно на 0,8 градусов Цельсия в час), следом запускается трупное окоченение. Все тот же кислород отныне не участвует в образовании аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), имеющей большое значение в обмене энергии и веществ в организме. АТФ отныне не гидролизуется с кальцием и его ионы перебираются из межклеточной жидкости в поперечнополосатые мышцы, из-за чего формируется стойкая мышечная контрактура, проще говоря сокращение.
В первые часы после смерти мышцы становятся мягкими. Трупное окоченение развивается обычно от двух до пяти часов после смерти и к концу первых суток охватывает уже всю мускулатуру. Мышцы становятся плотными, уменьшаются в объеме, теряют эластичность. Суставы фиксируются в состоянии неподвижности. Окоченение мышц развивается в определенной последовательности: сначала мышцы головы, затем шеи, передних конечностей, туловища, задних конечностей. Мышцы-сгибатели являются более мощными, чем разгибатели, поэтому у тела не до конца сгибаются верхние конечности в локтевых суставах, кисти полусжимаются, нижние конечности также полусогнуты в тазобедренных и коленных суставах. Трупное окоченение сохраняется до двух-трех суток, а затем исчезает в той же последовательности, в какой и возникает. Следом запускается ферментативное разложение.
О жизни после смерти
Публикуемая ниже беседа с митрополитом Лимасольским Афанасием состоялась в рамках телевизионной программы «По особому случаю. С Фёдором Кириаку» («Επί τω αυτώ. Με τον Θεόδωρο Κυριακού») канала «Альфа Кипр». Фёдор Кириаку – кипрский богослов. Разговор с владыкой Афанасием шел о темах, которые особенно волнуют всех – как верующих, так и неверующих: что ждет нас после того, как мы испустим последний вздох, в каком состоянии мы будем пребывать, ожидая Страшного суда, каким будет сам Суд, помнит ли душа свои земные впечатления и привязанности, что такое ад и рай и как и кто совершает этот выбор, почему Церковь не принимает учение о переселении душ и о многом другом, касающемся жизни и смерти.
– Геронда, хочу поблагодарить вас за согласие поучаствовать в этой беседе. Тема смерти, а точнее жизни после смерти, касается всех людей, как верующих, так и неверующих. Прежде всего я хочу спросить: существует ли жизнь после смерти? Есть ли в Священном Писании и в учении Церкви свидетельства, которые подтверждали бы существование жизни после смерти?
– Это точно. Поскольку темой нашей беседы будет жизнь после смерти, и далее мы поговорим более детально об этом, я бы хотел привести в пример живых святых нашей Церкви, которые являют себя через чудеса. Вы прожили некоторое время на Святой Горе Афон, рядом со старцем Паисием, и сейчас мне вспомнилось явление святой Евфимии старцу Паисию, которое было потрясающим событием даже для самого старца Паисия, а он, конечно же, знал, что для святых возможно многое, в том числе и общение с верующими людьми.
– Свидетельства о жизни после смерти есть и в Священном Писании. Сам Христос в Евангелии от Луки рассказывает нам историю о богаче и Лазаре. Это не притча, а факт. Жил бедный Лазарь, который умер и Ангелами Божиими был приведен в рай. Жил и богач, имя которого не названо, он умер и попал в место страданий. «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46). Святые апостолы и святые отцы Церкви свидетельствуют, что жизнь после смерти действительно существует. Ведь если бы ее не было, тогда в чем смысл всего, что мы делаем? Это была бы жизнь, приговоренная к могиле.
– Известно, что было проведено множество исследований и написано много томов книг о предсмертном и посмертном опыте людей. Люди, которые шагнули за черту смерти, но по какой-то причине вернулись обратно, рассказывают о том, что с ними произошло. Также они говорят и о встрече с людьми, которые уже умерли. Какова позиция Церкви относительно посмертного опыта человека?
Я должен признать, что таковой опыт существует. Но позволь мне сказать, что это опыт не посмертный, а смертный, т.е. происходящий в момент смерти. Посмертного опыта нет ни у кого, потому что, умерев, человек уже не возвращается обратно. Поэтому здесь мы можем говорить только об опыте, который происходит с человеком во время смерти. Святые отцы говорят, что человек имеет силы души, и вот в тот момент, когда человек подходит к границе своего существования, активизируются эти силы души и люди действительно могут видеть и духов, и лукавых бесов, и многое другое. Весь этот опыт происходит в момент смерти. И это не выдумка, а реальность. Люди действительно все это видели и пережили. Существуют тысячи свидетельств, и я встречал многих людей, которые во время исповеди со всей искренностью мне рассказывали о том опыте, который с ними произошел. Исходя из данных свидетельств, мы можем сказать, что иной мир, т.е. мир духовный, существует.
– Геронда, известно, что разные народы имеют разное представление о смертном часе. Например, европейцы имеют один опыт, а индусы совсем другой. Насколько те или иные представления верны?
– По моему скромному мнению, у каждого народа есть свои традиции и свои предубеждения. Поскольку весь этот опыт как раз не является посмертным, но происходит во время смерти и поскольку это не есть от Бога, но от человеческой природы, то каждый человек основывается на том опыте, который он несет в себе и на который оказывают влияние традиции, народ, история. Он смотрит на эту ситуацию по-своему. Весь этот опыт не есть опыт Святого Духа. Это опыт нашей человеческой природы, который человек переживает во время смерти. Т.е. человек доходит до момента смерти, проживает все процессы, которые происходят с ним в это время, но не умирает и возвращается обратно.
– В одной из погребальных стихир Иоанна Дамаскина есть такие слова: «Как же страшно таинство смерти, когда душа из тела исторгается, гармония их силой разрушается и прирожденный их союз по воле Божией распадается». Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент, когда душа разлучается с телом.
– Это насильственное разлучение. После этого тело остается мертвым, как, например, если отсекается какая-то часть тела у человека и становится омертвевшим членом. Душа же – это «вдохновение» Божие, когда Он вдунул в лице Адама дыхание жизни (см.: Быт. 2: 7). В тот момент, когда человек зачинается в чреве его матери, Божественная энергия создает нашу душу, она дает нам как духовную жизнь, так и биологическую.
– То есть душа – некая духовная сущность?
– Это творение Божие, это наше «я», которое содержит все наши характеристики, кроме тела. Тело наше умрет, а душа никогда.
– А когда мы говорим «по образу и подобию», это имеет отношение по большей части к душе или ко всему человеку?
– Ко всему человеку, потому что Бог создал человека в единстве души и тела. Но когда это единство распадается, хоть человек и остается подобным «по образу» своим телом (поэтому мы и почитаем святые мощи, ведь биологически они мертвы, но через Бога они живы по Его благодати), остается личность человека, его совесть – все это заключается в его душе. Наша душа знает, кем она была, что делала, кто были ее родственники, где она жила и как.
Наша душа уносит с собой все элементы своей личности. Она знает, кем была, кто ее родственники
– Получается, наша душа имеет память и после смерти?
–Да. Она уносит с собой все элементы своей личности.
– Очень хорошо, геронда, что вы об этом сказали, потому что многих людей волнует вопрос, что происходит с памятью человека после смерти.
– Ничего не исчезает. Личность человека сохраняется полностью.
– Но разве это не мучение для человека уносить с собой все земные воспоминания?
– Изменяются ощущения. Переходя в Царствие Божие, человек имеет уже другие ощущения. Не телесные ощущения, но духовные. Приведем простой пример: если маленький ребенок вдруг потеряет из виду свою маму хотя бы на 15 минут, он будет взволнован, но, когда ему уже 30 лет, он в ней уже не имеет нужды даже на пять часов. То есть изменились его ощущения. Он вырастает, становится независимым, приобретает новую свободу. Когда же человек умирает, уходит из этой жизни, его ощущения полностью меняются и он получает новый «взгляд» на происходящее, через призму которого он в дальнейшем будет смотреть на свою прошлую жизнь.
– Существует мнение, что когда человек умирает, то в течение 40 дней находится в подвешенном состоянии и имеет некую связь с родственниками, с местом, где он жил, и т.д. Существует ли подтверждение данному мнению?
– Когда душа отделится от тела, она покидает этот тварный мир. Там, где она находится теперь, уже нет ни места, ни времени. Соответственно, там нет понятия 20 дней или 40. Такое исчисление времени существует только для нас живых. В подражание Христу в течение 40 дней и до Вознесения, когда Он пребывал со Своими учениками, мы посвящаем эти дни поминовению усопшего: молимся, совершаем поминальные службы. Действительно, святые отцы говорят, что в течение 40 дней человек проходит сложный духовный период, поэтому и Церковь совершает сугубое поминовение в течение 40 дней. Душа же вне времени, а мы во времени. Эти 40 дней – для нас, для души же это уже вечность.
– Но людей особенно волнует вопрос, есть ли у души в это время возможность видеть то, что происходит на земле?
– Да, я это слышал. Многие об этом говорят, но я бы не стал поддерживать это мнение, потому что отсюда рождаются разные суеверия и предубеждения. Говорят: я увидел воробья, или пчелку, или бабочку… это была душа моего сына или мужа и т.д. Святые отцы говорят, что в этот период человек проходит духовный суд, вспоминает прошлое, проходит испытание мытарствами. Все это возможно, но чтобы душа человека воплощалась в пчелу или бабочку… Это, конечно же, не так.
– Раз уж вы упомянули тему мытарств, вспомним святого Макария Египетского, который живописно рисует борьбу, происходящую между ангелами и лукавыми созданиями за дальнейшую участь души. Часто, когда люди об этом слышат, испытывают сильный страх. Можете как-то пролить свет на этот вопрос?
– Каждый грех, который совершает человек, подчиняет его определенной страсти. Свободно подчинившись своим грехам и страстям, он уже является их рабом. Каждая страсть и каждый грех, как утверждают святые отцы, управляется разными бесами. Как у ангелов есть свои чины и таланты, например у одного есть дар молитвы, у другого – бодрствования и бдения и т.д., так и бесовские чины имеют свои страсти и грехи. Когда душа выходит из тела, если она не освободилась от греха, то над ней имеют власть бесы, которые пытаются ее с пути к Богу увести. Если же душа исповедалась, решила все свои духовные вопросы, жила церковными таинствами, тогда бесы не имеют над ней власти и не могут сбить ее с пути.
Если душа не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы
Если же она не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы в течение 40 дней, помогают святые ангелы, наш Ангел Хранитель, Пресвятая Богородица и все святые. Поэтому каждый вечер на вечерней молитве мы просим, чтобы наша душа не встретилась с темными и страшными духами, а также просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял рядом с нами в момент нашего исхода, чтобы он помог нам пройти мытарства, не претерпев никакого вреда.
– Из того, что вы сказали, можно предположить, что когда умирают святые, то бесы даже не появляются в их поле.
– Это так. Но не потому, что они были безгрешны, а потому, что покаялись. Покаяние освободило их от суда. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорит: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30). То есть он и ко Христу подходил, видно, не зная, что это Христос, и ничего в Нем не нашел. Еще очень хорошо об этом говорил апостол Иуда, брат Господний, он рассуждал о Страшном суде, об архангеле Михаиле и бесах, о Моисее.
– Люди часто говорят о некоем «среднем» состоянии души. Что под этим подразумевается?
– Фёдор, я думаю, что у нас, православных, нет такого термина. Святые отцы его не используют. Это схоластический термин Запада. Мы же знаем, что, когда человек умирает, он находится в некоем месте, вне тварного мира, и там ожидает воскресения мертвых. Это промежуток между смертью и Страшным судом, воскресением мертвых, и, конечно же, вне времени. То есть души не ждут, когда же будет Суд: завтра или послезавтра; они перманентно пребывают в настоящем времени. Поэтому у них и отсутствует тревога о времени. Это ожидание, о котором говорится в Апокалипсисе, когда души ожидают правосудия Божия и Воскресения тел, чтобы, соединившись с телами, они могли вкусить радость пребывания в Царствии Божием – те, кто сможет, конечно же.
– У них есть предчувствие, что их ждет?
– Конечно. История нашей Церкви полна таких откровений и опыта святых людей.
– Тот факт, что существует предчувствие рая или осуждения, означает, что в период между смертью и Судом все уже окончательно определено?
– Не окончательно, поэтому мы и молимся.
– Вы считаете, что наша молитва может что-то изменить?
– Конечно, может. Есть случаи, когда участь усопших менялась по молитве святых людей. Тогда какой смысл панихид, литургий, милостыни, которые нас побуждает совершать Церковь? Если бы не было от этого никакой пользы для усопших, то не было бы и смысла все это делать.
– Получается, панихиды для кого совершаются, для нас?
– Панихида – это не психологическое явление и даже не просто формальная традиция, это церковное действо. Вся Церковь, собранная во имя Христово, совершая святую Евхаристию (благодарение), преподносит благодарение за упокой душ умерших. Суть панихиды – это поминовение души во время Божественной литургии, на проскомидии, когда мы достаем частицы за усопших, и вот оттуда начинается панихида, которая достигает кульминации во время Евхаристии и заканчивается панихидой. Это не отдельная служба, это целый литургический процесс, когда вся Церковь молится за усопших.
– У нас на Кипре после смерти человека на протяжении многих лет семья заказывает поминальные службы, а в Греции, насколько мне известно, через 3–5 лет уже перестают. Чем это обусловлено?
– Я думаю, что дело в местных традициях, но наша кипрская традиция будет получше. Потому что как мы можем перестать поминать наших родителей, наших восприемников, наших дядей и тетей, родственников?
– Геронда, есть и еще одна добрая традиция, когда в день поминальной службы родственники причащаются.
– Да, и причащаются. Это своего рода выражение благодарности нашим родителям и родственникам.
– Люди рассказывают историю – не знаю, насколько она достоверна, – о молитве одного современного святого, который помог спастись своему духовному отцу. Речь об отце Ефреме Катунакском и старце Никифоре. Вы слышали эту историю?
– Я слышал ее от самого старца. Он нам много раз ее рассказывал. Когда старец Никифор почил, к сожалению, душа его не спаслась, и отец Ефрем узнал об этом через молитву. Тогда в течение трех лет отец Ефрем стал раздавать все, что старец Никифор оставил после себя – деньги, вещи и др., – в виде милостыни разным подвижникам, скитам, монастырям, чтобы те совершали литургии и молились о спасении души старца Никифора. Параллельно и сам он очень много молился, и это была пламенная молитва. Он спустился в ад своего старца и победил ад в самом себе. Он совершил огромный духовный труд. Как-то он мне говорил, что служил Литургию и увидел отказ Бога помиловать старца, он был подобен крепкой бетонной стене, и тогда он сказал Богу: «Господи, да, он попал в ад, но я, которого он мучил, я его прощаю, а Ты, Бог, Которому он ничего не сделал, разве Ты не можешь его простить?». Как видите, он боролся с Богом. Но не потому, что Бог более суровый, чем отец Ефрем, а потому, что все это было для того, чтобы активизировать духовные силы отца Ефрема. Наш святой старец Ефрем рассказывал нам, что постепенно он начал чувствовать, как душа его старца стала подниматься. Он же продолжал свой молитвенный подвиг, проливал слезы, служил литургии, поминальные службы, литии, пока не почувствовал, что душа старца окончательно спасена.
– Вы попали на Святую Гору в самое лучшее время, ведь вам удалось познакомиться с великими святыми людьми.
– Да, я с ними познакомился, но не смог им подражать, поэтому и пользы из этого не вышло.
– Ну, мы с этим не согласимся… Похожую историю я слышал и про старца Ефрема Аризонского.
– Старец Ефрем Аризонский тоже является великим святым. Для меня он равноапостольный. Когда я ездил к нему в Аризону, он мне рассказал о явлении Христа, которое случилось с ним. Когда Христос пришел и сказал ему: «Иди со Мной», он Ему ответил: «Я иду, Господи, но только я не один, что же будет с моими монахами?». Тогда Господь ему сказал: «Пусть и монахи твои идут». «А монахини?» – спросил старец. «Пусть и монахини», – ответил Христос. «А другие, которые следуют за мной, что с ними будет?» – «Раз они следуют за тобой, то пусть и они идут с тобой». Вот такое дерзновение имел старец Ефрем перед Господом.
– Очень многие люди задаются вопросом, и даже моя дочь у меня спрашивала: когда люди умирают, то узнают ли души друг друга?
– Да, конечно. Например, Лазарь узнал богача, и богач тоже узнал Лазаря. Сам Христос в Евангелии подтверждает этот факт. Ведь мы не теряем свою личность.
– Но те отношения, которые были между нами, они ведь не сохраняются, так?
– Нет, таких отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое у нас сейчас. Допустим, ребенок инвалид, он может быть обезображен, но когда он воскреснет, то он уже не будет инвалидом и обезображенным. Или если ребенок умер в 3 месяца, он не воскреснет таким же младенцем, нет. Это будет некий совершенный возраст, зрелый как телесно, так и духовно.
Мирских отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое есть у нас сейчас
– И нам уже не нужно будет слушаться отца или мать?
– Нет, это все человеческое останется здесь. Поэтому и Христос в Евангелии на вопрос про женщину, у которой было семь мужей: «Чьей она будет женой?», ответил, что они заблуждаются, так как в Царствии Божием уже будут пребывать как ангелы. Там уже нет тех телесных связей, которые существовали в этом мире.
– Просто людям хотелось бы, чтобы те отношения, которые они имели здесь, перешли вместе с ними на Небо…
– И это можно понять по-человечески.
– Поговорив о периоде, который проживает душа после смерти и до Страшного суда, мы дошли до темы рая и ада. Прокомментируйте, пожалуйста, эту тему. Что говорит об этом Церковь, потому что вопрос эсхатологии в основном обсуждается достаточно поверхностно, в то время как это очень важный вопрос, который, по идее, должен определять весь наш жизненный путь. Но прежде чем перейти к этой теме, вспомним, что есть три необычных случая перемещения людей в Небесную обитель. Во-первых, это Пресвятая Богородица.
– Да, Она умерла, на третий день воскресла и вознеслась на Небо ко Христу.
– То есть Богородица сейчас пребывает на Небе телесно, так?
– А Ее тело отличается от того тела, которое воскреснет после Страшного суда?
– Наша Пресвятая Богородица уже воскресла. Она же не может воскреснуть снова. А другие души пока еще ожидают воссоединения со своими телами и воскресения.
– Есть еще два случая: это Илия и Енох. Где они сейчас пребывают?
– Только Бог это знает, мы не ведаем. Святые отцы говорят, что они в «бездне великой» (Пс. 35: 7). Мы не знаем, где они, но Господь их сохраняет до Второго Пришествия. Сначала будет провозглашена правда Церкви в эпоху антихриста, антихрист убьет их, и тогда они подвергнутся физической смерти. А потом будет воскресение мертвых.
– Затронем тогда тему Страшного суда. Это, конечно же, будет самое потрясающее для всего человечества событие, когда все люди предстанут пред Господом.
– Воскреснут все. И когда мы говорим все, имеются в виду все без исключения.
– А те, кто будет жив на тот момент?
– Они изменят свое состояние в тот же миг. Что же касается Суда, то это не будет некий диалог человека с Богом. Это будет явление Христа. Христос явит себя всему миру. Все, кто любил Его и очистил свою душу, соединятся с Ним в совершенной любви, в меру той любви, которую они имели здесь на земле. Для тех же, кто не полюбил Его и не принимал Его в своей жизни, Он будет тьмой и поэтому для них Его явление станет вечным адом. То есть Христос не скажет, например: «Ты иди в ад, ты достоин наказания». Мы сами, кто возлюбил Христа, переместимся в вечный свет, а те, кто не любил, окажутся в вечном огне. Это будет наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами.
Ад, как и рай, – это наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами
– Про ад говорится много, но можем ли мы сказать что-то определенное?
– Давайте лучше сначала скажем, что такое рай. Рай – это Христос, это вечный свет, вечная радость, вечная жизнь. Отсутствие Христа, то есть отсутствие любви, – это есть тьма, которая вызывает страх, неуверенность и другие негативные чувства. Не Христос наказывает человека, но из-за Его отсутствия человек оказывается во тьме. И вот это состояние называется адом, мучением, наказанием. Это не значит, что Господь подготовил такое место, куда Он их потом всех поместит и будет мучить. Конечно, поскольку человек будет духовным и материальным существом одновременно, то он будет находиться в некоем месте. И вот то место, где будут находиться люди, избравшие тьму, называется адом.
– Это будет два отдельных места, или все люди будут находиться в одном месте, но в разных состояниях?
– Раз они находятся в разном состоянии, то, да, это будут отдельные места.
– Получается, что ад – это когда человек не может жить в любви Христовой, так?
– Лицезрение Христа будет для него мучением. Приведем пример. Представь, что тебя заставили жить с человеком, которого ты ненавидишь. Одно только его присутствие у тебя будет вызывать невыносимые чувства. То же самое будет и с душой. Она не захочет видеть Христа. Даже если ей скажут: «Покайся и приходи», она не захочет.
– В древней Церкви существовали и другие мнения. Мне вспоминается Ориген, который говорил об оправдании всех людей.
– Да, но неужели Господь, Который есть любовь, не может допустить того, что говорил Ориген?
– Исключено, потому что Господь был предельно четким: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46). Господь ведь не сказал, что в какой-то момент Он может все изменить. И дело не в том, что Он может или не может, Он может, конечно. Дело в том, что это выбор самого человека, и Господь не хочет препятствовать свободному выбору человека. Как вы себе это представляете? «Ты отбыл тысячу лет в аду, теперь давай приходи в рай»? Человек сам не захочет пойти в рай. Это вопрос свободы человека. Он сам выбрал жизнь вдали от Христа.
– Но, может быть, слово Христа было столь сурово чисто ради воспитательных целей, чтобы удержать человека от зла.
– Слово Христово было окончательным. Церковь отрицает утверждение об оправдании всех людей, потому что Сам Господь не оставил нам ни малейшего об этом свидетельства. Он был абсолютно ясным.
– Есть христиане, попавшие под влияние восточных философий, которые говорят, что параллельно верят в переселение душ. Объясните, почему эти два понятия, т.е христианство и вера в переселение душ, не могут существовать в человеке одновременно.
– Потому что, Федор, переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу? То, которое сейчас, или то, которое у меня было сто лет назад или тысячу?
Переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу?
Если я сменил сто или пятьсот тел, какое я получу по воскресении? Теряется человеческая индивидуальность. Человек – это уникальное существо, неповторимое. В случае, если существует переселение и человек становится повторяющимся существом, то теряется его уникальность. Таким образом, нет воскресения, если существует переселение душ.
– И если существует карма, то теряется свобода выбора человека…
– Да, теряется свобода человеческой воли, а также и присутствие Божие в нашей жизни. Ведь все учение о творении Божием говорит нам, что мы созданы по Его образу и подобию. А раз человек подчинен карме и у него нет свободного выбора, тогда он теряет свое подобие Богу. Мы произносим: «Чаю воскресения мертвых». Точка. Этим все сказано. Мы не можем принять никакого перевоплощения душ.
– Это, конечно, сложная тема, ведь она затрагивает очень многих людей, целые народы…
– Мы с уважением относимся к этой теории, мы не осуждаем людей, которые так верят. Кто мы такие, чтобы кого-то осуждать. Но сами мы в это не верим. Мы отвечаем только за себя, во что мы сами верим.
– Геронда, благодарю вас, что нам удалось прояснить многие вопросы по обозначенной теме. Дерзну сказать, что когда я разговариваю с вами, то вижу перед собой настоящего православного епископа, который, опираясь на нашу православную традицию, говорит о том, во что верит наша Церковь.
– И я вас благодарю. Всех вам благ. С Богом!