человек пень что значит
Какого человека могут назвать «старый пень»? За что и почему?
Речь о далеко немолодом человеке, пожилом или старом, который несмотря на свой возраст не вызывает уважения. Обычно пожилой возраст связывают с мудростью, со знанием, опытом жизни. Когда сталкиваешься с людьми намного старше тебя, хочется узнать что-то полезное о жизни. Но не всегда возраст совпадает с мудростью. Бывает, что человек просто состарился, а мудрости не обрел.
Когда так отзываются о человеке, это говорит о разочаровании в полезности общения и присутствия его в жизни, о степени полезности.
Хотя, на мой взгляд, все таки нежелательно так говорить о старом человеке. Субординацию нужно соблюдать молодым перед человеком в возрасте. По дружески, в шутку можно сказать, но на это нужно иметь право. Это может сказать старый друг, в таком случае это другой уровень общения, где не будет обиды. В других случаях все таки лучше не обижать пожилого человека этой фразой.
Сегодня они встали так рано, чтобы набрать утренней росы. Арбуз мечтал, как в зимние вечера будет прихлебывать «счастливый» чай, и жизнь его снова окрасится в радужные цвета.
Но на бахче появились сборщики арбузов, схватили его за круглые бока и кинули в кузов. Прощай мечта.
В просверленные в пне отверстия засыпают селитру, а потом добавляют воду и оставляют пень, с этими реагентами в покое на неделю. Глубина отверстий должна быть до корней. По прошествии недели в отверстия нужно залить керосин или дизельное топливо и поджечь. В результате пень полностью выгорает и отпадает необходимость в трудоёмкой корчёвке. В целях соблюдения пожарной безопасности, процесс сжигания нужно держать под контролем. Проверено на практике.
Когда что-то делается кое-как, без разбору, с постоянными перерывами, тогда говорят, что дело идет через пень-колоду. Осталось понять, причем здесь пень и что такое колода.
Другие считают, что выражение придумали лесорубы. Вернее, придумали они сравнение «как через пень-колоду», справедливо полагая, что тащить колоду через пень неудобно и тяжело.
Наиболее достоверной представляется третья версия. Возможно, в выражении «через пень-колоду» отразился древний способ обработки земли: подсечно-огневой. Для освобождения земли под пашню рубили лес, выжигали пни. Несколько лет сеяли, а потом, когда участок переставал давать урожай, его бросали.
В древнерусских текстах встречаются распоряжения: «дати пень и колода», т.е. «дать право на расчистку леса под пашню». А в выражении речь идет о чем-то посаженном на пень или колоду.
Пень и колода здесь синонимы. Употребляясь вместе, они усиливают представление о встречающихся препятствиях. Вот и получается, что делать что-то через пень-колоду изначально значило делать что-то, выжигая пень за пнем, преодолевая препятствие за препятствием. Конечно, любое такое дело продвигалось с трудом, медленно.
«Стоит Ермак, на нем колпак / Не шит, не бран, не поярковый»; «Стоят старички, на них белы колпачки / Не шиты, не мыты, не вязаны» [11].
В этих природно-экзистенциональных образах проявляется их человеческая сущность.
Архетип пень-человек пульсирует даже в частушках:
«Я вчера в Сенном Ручью /
Целовал не знаю чью: /
Думал, в кофте розовой, /
А то пень березовый»;
«Край дороги обнимает /
Ванька пень березовый: /
Думает, его милашка /
В новой кофте розовой» [10. 68. № 126];
Это что за паренек! /
Целовал бы, в самом деле, /
Он березовый пенек» [7. С. 165].
Сопоставимо с пнем и антропоморфизированное мифическое существо. Согласно одной из бывалыцин, мужики, гоняясь за «бабой» (это была лешачиха), бегающей вокруг стога, накидывают на нее крест, после чего вместо «бабы» оказался пень [13].
Модели «человек + пень» и «мифическое существо + пень» восходят к архетипу «мифическое существо-пень». Реминисценции таких представлений узнаваемы в некоторых сказочных коллизиях: стоило мужику срубить пень березовый, как появился «цёрт» с рудиной «на плеце» [9. С. 57], т.е. с красной сосной (стволом либо обрубком), в «жилах» которой течет руда-кровь [2. Т. IV], что служит знаком-символом изначально «древесной» природы лешего-«цёрта». По другой сказке, кровь брызнула из пня, когда кучер ударил по нему топором [9. С. 287].
Н.А. КРИНИЧНАЯ. «Пень да колода»: слово, образ, символ.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Согласно народным верованиям, сохранившимся в архаических этнокультурных традициях, в пень, как и в колоду, чурбан, бревно, перемещается древесный дух, покинувший срубленное дерево.
Этот дух может объявиться в жилище на правах «домовой хозяйки», о былом происхождении которой напоминают ее наименования: «отрубленный пень, кормящий и воспитывающий бог», «богиня срезанного отрубка», «содержащая корень дома», и пр. [14; 15].
Подобные представления служат одной из предпосылок формирования в фольклорно-мифологической традиции мотива происхождения героя.
В этом свете неудивительно, что «чурбачок» может выступать и в роли чудесного помощника. Прикатившись по дороге навстречу солдату, он в роковой час расправляется с разбойниками, спасая жизнь своему хозяину: «. скочил словно вихорь, схватил набольшево за ноги и давай их всех трепать. Так он всех и выжил вон» [9. С. 91].
Однако семантика образов пня/колоды/чурбана данным толкованием не ограничивается. В них обнаруживаются и другие проявления, определяемые иным контекстом.
У пня/под пнем, как и у дерева/под деревом, локализуется нижний мир. Согласно бывальщине, некая молодуха зовет к себе кумой одну деревенскую бабу. На вопрос, где же та живет, молодуха отвечает: «А там в лесе, у пня, в норе». Придя к указанному пню, баба по ступенькам спустилась в нору, где увидела такое же «жительство, как и у нас» [10. 91. № 416].
Поскольку пень соединяет живых с иным миром, сосредоточившим все начала и концы сущего, неудивительно, что именно на пне сказочный герой находит, по сути, книгу судьбы: в ней сообщается, где следует искать прекрасную Царь-девицу.
Из сказанного следует, что уже само приглашение сесть на пенек, исходящее от загадочного незнакомца, как бы случайно повстречавшегося в лесу, и адресованное человеку, согласно мифологическим рассказам, таит в себе угрозу для его жизни. Тем более, что предложение «Ну, давай сядем на пенечек покурим» направлено дровосеку, рубившему деревья и тем самым провинившемуся перед лешим (это был он), оберегающим лес.
ПЕНЬ, ДА КОЛОДА.
В современном русском языке значения лексем пень и колода имеют существенное различие.
Тем не менее в древнерусском языке, как и в народных говорах, данные понятия не были до такой степени разведены.
Например, пнем в диалектах называли не только оставшуюся на корню часть ствола, но и «нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колоду, лесину» [2. Т. III].
Вместе с тем одним из значений лексемы пень в древнерусском, как и в сербохорватском, языке является «ствол дерева» [3. Вып. 14; 4. Т. III].
Однако наиболее отчетливое отождествление этих понятий проявляется в различного рода фразеологизмах: «Через пень колоду» (делать что-либо плохо, небрежно, кое-как, еле-еле или идти, развиваться негладко, неслаженно, с заминками и перебоями); «Валить через пень колоду» (делать что-либо неповоротливо, медленно, неумело) [1. Т. III; 6. С. 54, 312]. Слабая дифференцированность обоих понятий обусловлена их изначальной нерасчлененностью.
И в языковой, и в устно-поэтической традиции пень и колода очеловечиваются. В соответствии с первобытным мировосприятием предметы неживой природы не только одушевляются, но и олицетворяются.
Следы былой антропоморфизации сохраняются, к примеру, в просторечном бранном выражении пень березовый или пень, относящемся к человеку глупому либо бесчувственному, к болвану, тупице, дураку: Этому пню не растолкуешь ‘, Стоит, как пень ‘, И смирен пень, да что в нем?; Нет паренька, не отдашь за пенька и т.д. [2. Т. III].
В старину пень персонифицировался даже в детской игре: «Пень стоит посредине, четверо кругом; разбегаются все, меняясь местами; кто остался, тот пень» [Там же].
В других случаях этой номинацией определяется состояние человека, оказавшегося в крайнем затруднении. Для этого используется фразеологизм стать в пень. Соответственно к человеку, приведшему в такую ситуацию другого, применимо выражение ставить/поставить в пень [6. С. 450,454]. Именно в этом значении употребил данный фразеологизм П.А. Вяземский:
Бессвязных мыслей, слов пустым набором
Читателей не становил ты в пень.
К числу «древесной» лексики, характеризующей неуклюжего, неповоротливого человека, относится и колода’. Лежит, как колодина [5. Вып. 2]; Старый муж и на руку колодой валится’, Старый муж, что гнилая колода лежит [2. Т. II]. (Заметим, что гнилая колода, гнилой пень, сухое дерево в мифологическом восприятии подобны мертвым людям.)
Кроме того, в частушке неуклюжая девушка сравнивается с обрубком дерева:
Как колода валится.
Тебе такая нравится?» [7. С. 66].
В аналогичном контексте может использоваться и фразеологизм пень да колода. Так, о неграмотном деревенском человеке скажут: «Пень да колоду знать»; «Пень да колоду она знает» [5. Вып. 4].
Заметим, что лексеме колода близки по своей семантике слова: чурбан, чурбак, чурак, чурка, то есть обрубок круглого дерева, бревна [2. Т. IV; 4. Т. III].
В севернорусских говорах взаимосвязь чурки с колодой проявляется со всей очевидностью. И то и другое относится к лежащему на земле обрубку дерева: «Какая-нибудь чурка лежит, так колодой называют» [5. Вып. 2]. С другой стороны, чурка происходит от чур или щур, что означает «пень» [8. С. 532].
В генетической памяти сохраняется представление о былой персонификации подобных частей дерева: чурбаном называют глупого, бестолкового, неповоротливого человека [2. Т. IV].
Близкое значение приобрело в просторечии и слово чурка. Признаки антропоморфизации бревна сохранились в поговорках: Сказал бы, да лишние бревна в стене есть’, Церковь не в бревнах, а в ребрах [2. Т. I].
Бревном же называют и тупого или нечуткого человека. Иногда бревно (ствол большого срубленного дерева) ассоциируется с пнем, что наглядно проявляется в украинском языке, где берв и есть «пень».
Восприятие пня/колоды/чурбана/бревна как человека обусловлено архетипическими импульсами, идущими из глубин традиции и хранящимися в подсознании современного человека. Оно стимулировано также определенными психологическими проекциями, связанными с общей тенденцией к антропоморфизации деревьев.
В одной из псевдобыличек девушка, заранее опасаясь, что встретит на лесной дороге «бурлака» (т.е. чужого человека, занимающегося отхожим промыслом), как и следовало ожидать, в предполагаемом месте его увидела. В страхе она хлестнула «бурлака» погонялкой, которую тот якобы у нее и отнял. По прошествии времени выяснилось, что «о дорогу» стоял не «бурлак», а покрытый снегом пень, вокруг которого обвилась та самая «выхваченная» из рук погонялка [10. 23. № 278].
«Стоит Ермак, на нем колпак / Не шит, не бран, не поярковый»; «Стоят старички, на них белы колпачки / Не шиты, не мыты, не вязаны» [11].
В этих природно-экзистенциональных образах проявляется их человеческая сущность.
Архетип пень-человек пульсирует даже в частушках:
«Я вчера в Сенном Ручью /
Целовал не знаю чью: /
Думал, в кофте розовой, /
А то пень березовый»;
«Край дороги обнимает /
Ванька пень березовый: /
Думает, его милашка /
В новой кофте розовой» [10. 68. № 126];
Это что за паренек! /
Целовал бы, в самом деле, /
Он березовый пенек» [7. С. 165].
Сопоставимо с пнем и антропоморфизированное мифическое существо. Согласно одной из бывалыцин, мужики, гоняясь за «бабой» (это была лешачиха), бегающей вокруг стога, накидывают на нее крест, после чего вместо «бабы» оказался пень [13].
Модели «человек + пень» и «мифическое существо + пень» восходят к архетипу «мифическое существо-пень». Реминисценции таких представлений узнаваемы в некоторых сказочных коллизиях: стоило мужику срубить пень березовый, как появился «цёрт» с рудиной «на плеце» [9. С. 57], т.е. с красной сосной (стволом либо обрубком), в «жилах» которой течет руда-кровь [2. Т. IV], что служит знаком-символом изначально «древесной» природы лешего-«цёрта». По другой сказке, кровь брызнула из пня, когда кучер ударил по нему топором [9. С. 287].
Н.А. КРИНИЧНАЯ. «Пень да колода»: слово, образ, символ.
Стоять как пень
Смотреть что такое «Стоять как пень» в других словарях:
Как пень стоять — Какъ пень стоять. Стать въ пень. Ср. Вѣдь вы будете, какъ пень стоять передъ ними, вѣдь вы не найдетесь. Достоевскій. Чужая жена. 2. См. Глуп, как пробка. См. Придти в тупик … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Глуп, как бревно, как пень — Глупъ, какъ бревно, какъ пень. Ср. Лебядкинъ. глупъ какъ. то есть стыдно только сказать какъ глупъ; есть такое одно русское сравненіе, означающее степень. Достоевскій. Бѣсы. 1, 3, 6. Ср. Этотъ докторъ крайне глупъ. глупъ, какъ бревно.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
глуп, как бревно(как пень) — Ср. Лебядкин. глуп как. то есть стыдно только сказать, как глуп; есть такое одно русское сравнение, означающее степень. Достоевский. Бесы. 1, 3, 6. Ср. Этот доктор крайне глуп. глуп, как бревно. Достоевский. Двойник. 2. Ср. На Петрушку,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
пень — Стоять, как пень или пнём (разг.) стоять, ничего не понимая, неподвижно, бессмысленно. Ведь вы будете как пень стоять перед ним. остоевский. Стать в пень (разг. устар.) прийти в недоумение, перестать понимать что н., одуреть. Пока я… … Фразеологический словарь русского языка
ПЕНЬ — ПЕНЬ, пня, мн. пни и (обл.) пенья, муж. Оставшаяся нижняя часть срубленного или сломанного дерева. Корчевать пни. «Жители… гнали… из пеньев смолу.» Некрасов. ❖ Стоять, как пень или пнем (разг.) стоять, ничего не понимая, неподвижно, бессмысленно … Толковый словарь Ушакова
ПЕНЬ — муж. остаток, на корню, срубленного или сломанного дерева. В лесу дром да лом, пень да колода, лес торчком и сваленный. Зовут пнем и нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колода, лесина, голомя, голень.… … Толковый словарь Даля
пень — пня; м. 1. Оставшаяся на корню часть ствола спиленного, срубленного или сломанного дерева. Корчевать пни. Запнуться о п. Трухлявый п. 2. Разг. сниж. О глупом, бестолковом или бесчувственном человеке. ◊ Как пень или пнём (стоять, сидеть и т.п.).… … Энциклопедический словарь
пень — пня, м. 1. Оставшаяся на корню часть ствола спиленного, срубленного или сломанного дерева. Кто то начал вырубать лес, и жаль смотреть на эту оголенную равнину с торчащими пнями. Гл. Успенский, Народное гулянье в Всесвятском. 2. прост. бран. О… … Малый академический словарь
СТОЯТЬ — СТОЯТЬ, стаивать (в Акад. Слв. прибавлено стать, будто это совершенный вид глагола стоять; но ставать, стать один гл., а стоять, стать два: наперед станешь, а затем стоишь), главных. значений два: не трогаться с места, не двигаться, быть в покое … Толковый словарь Даля
Пень пнём
Смотреть что такое «Пень пнём» в других словарях:
пень-пнём — пень пнём … Словарь употребления буквы Ё
пень — пень/ … Морфемно-орфографический словарь
ПЕНЬ — муж. остаток, на корню, срубленного или сломанного дерева. В лесу дром да лом, пень да колода, лес торчком и сваленный. Зовут пнем и нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колода, лесина, голомя, голень.… … Толковый словарь Даля
пень — См. глупец, дерево, дурак как через пень колоду (валить), через пень колоду. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пень 1. /суковатый: коряга 2. см … Словарь синонимов
ПЕНЬ — ПЕНЬ, пня, мн. пни и (обл.) пенья, муж. Оставшаяся нижняя часть срубленного или сломанного дерева. Корчевать пни. «Жители… гнали… из пеньев смолу.» Некрасов. ❖ Стоять, как пень или пнем (разг.) стоять, ничего не понимая, неподвижно, бессмысленно … Толковый словарь Ушакова
Пень — Пень небольшая часть ствола дерева, оставшаяся после его частичного уничтожения и включающая в себя его корни. Процесс полного удаление пня из грунта (корчевание) может быть сложным и трудоёмким. Пень … Википедия
пень — пня; м. 1. Оставшаяся на корню часть ствола спиленного, срубленного или сломанного дерева. Корчевать пни. Запнуться о п. Трухлявый п. 2. Разг. сниж. О глупом, бестолковом или бесчувственном человеке. ◊ Как пень или пнём (стоять, сидеть и т.п.).… … Энциклопедический словарь
пеньё — (петь) *** пеньё (пень, пни) (Даль) • топить пеньём (Даль) … Словарь употребления буквы Ё
ПЕНЬ — ПЕНЬ, пня, муж. 1. Нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями и комлем. Корчевать пни. Пни на вырубке. Как п. стоит кто н. (неподвижно, бессмысленно; разг. неод.). Молчит, как п. кто н … Толковый словарь Ожегова
пеньё — пеньё, пенья, пенья, пеней, пенью, пеньям, пеньё, пенья, пеньём, пеньями, пенье, пеньях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пень — pain m. В речи солдат хлеб. Мусье, дуй пень, дуй пень. Monsieur, du pain, du pain. Белинский 3 195 … Исторический словарь галлицизмов русского языка