человек что внутри нас
Внутри нас вполне могут находиться другие личности
Мы привыкли считать собственные тело и разум своей неотъемлемой собственностью. Но, на самом деле любой из нас – это слияние множества организмов. В их числе вполне может оказаться и другая человеческая личность. Об этом пишет mixstuff.ru со ссылкой на BBC Future.
Когда-то говорить о своём происхождении человеку было значительно легче: папа встретил маму, они провели вместе волшебную ночь, а потом из крошечной оплодотворённой яйцеклетки миру явился орущий и брыкающийся человеческий детёныш. В нас 50 процентов от мамы, 50 процентов от папы и 100 процентов от самих себя.
Всё бы хорошо, но в наши дни эта простая история обрастает множеством сложных подробностей. Кроме родительских генов, мы представляем собой мозаику из разнообразнейших вирусов, бактерий и, возможно, других нам подобных существ.
Если допустим, у вас есть близнец, то вы легко можете носить в себе частички его тела или мозга. И что ещё удивительней, они могут влиять на ваши поступки и решения.
«Люди – не унитарные индивидуумы, а суперорганизмы, – утверждает специалист Пражского университета Питер Камер. – Довольно большое число различных человеческих и нечеловеческих индивидуумов ведут внутри нас постоянную борьбу за контроль».
Всё это может звучать угрожающе, но так оно и есть, и было всегда. Бактерии в животе могут вырабатывать нейромедиаторы, способные изменить настроение, пробудить или подавить аппетит, или заставить страстно захотеть какой-то определённой еды.
В природе существуют микроорганизмы, которые, проникая в мозг крысы, внушают ей симпатию к кошкам – чем это заканчивается, нетрудно догадаться.
Но люди тоже могут быть инфицированы похожим образом и у них появляется непреодолимая страсть к риску и опасности. Что, в свою очередь, повышает вероятность развития шизофрении, депрессии и суицидальных наклонностей. По данным ВВС, этим паразитом заражена примерно треть производимого в Британии мяса.
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что наши поступки нельзя считать стопроцентно нашими. Но самое жуткое – это не влияние на наши решения крошечных микробов, а тот факт, что внутри каждого из нас может скрываться другая человеческая личность.
Самый очевидный случай – сиамские близнецы, сросшиеся мозгом. Но, как говорит Крамер, даже у обычных близнецов могут быть общие органы. На ранних сроках беременности двойняшки или тройняшки могут обмениваться клетками. Когда-то это явление считалось редким, но сейчас специалисты знают, что ничего экстраординарного в нём нет.
Примерно 8% неоднояйцевых близнецов и 21% тройняшек, к примеру, имеют не одну, а две группы крови – одну вырабатывают собственные клетки человека, другую «чужие», позаимствованные у брата/сестры. Другими словами, этих людей можно назвать химерами – слиянием двух тел, причём подобные слияния могут происходить в разных органах человека, включая мозг.
Если химера затрагивает мозг, то это может грозить серьёзными последствиями. Мы знаем, что правильное взаимодействие между собой определённых отделов мозга критически важно для функций, которые они выполняют. Однако если в мозгу присутствуют «чужие» клетки, управляемые другим набором генов, то возникает сбой.
Этим может объясняться то обстоятельство, что среди близнецов много левшей – особенность, связанная с работой правого и левого полушария. Возможно, именно химеризм нарушает баланс.
Но даже если у вас никогда не было близнеца, существует множество других способов, которыми чужие клетки могут проникнуть в ваш организм. К примеру, возможно, что в материнской утробе вас сначала было двое, но на ранних сроках развития вы «слились» в один организм.
В таких случаях плод по всем параметрам развивается нормально, но тем не менее, несёт в себе генетические следы другого человека. Известен случай, когда после генетической экспертизы оказалось, что женщина не является биологической матерью своих собственных детей.
Ещё один вариант – клетки старшего ребёнка могут сохраниться в теле матери и после следующего зачатия проникнуть в организм младшего ребёнка.
Профессор Вашингтонского университета Ли Нельсон в результате своих исследований выяснил, что даже взрослый человек не застрахован от «генетического вторжения». Он исследовал ткань мозга женщины, 63 процента которой оказалась мужской. Учёные обнаружили мужскую ДНК в разных отделах её мозга.
Вероятнее всего, эти клетки попали к ней от ребёнка: каким-то непостижимым образом стволовые клетки сына проделали путь через плаценту и завершили путь в мозгу матери.
Поразительно ещё и другое – что эти клетки существенно снизили для женщины риск развития болезни Альцгеймера.
Получается, что полностью понять поведение даже самого себя, не то что другого человека, практически невозможно, слишком уж много у наших личностей «составляющих».
12 книг, которые доступно объясняют, как функционирует наше тело
Мы находимся в своём теле всю жизнь, но при этом не знаем, как работают наши органы, для чего в организме протекают определённые процессы, какие скрытые опасности есть у наших вполне безобидных, на первый взгляд, привычек. Школьная программа не вмещает в себя столько полезной информации, а это значит, что большинство людей слабо представляет, как функционирует их тело. И пусть знать всё на свете и нереально — в наших интересах получить как можно больше ответов на свои вопросы и начать более осознанно относиться к себе и своему организму. Мы подготовили подборку отличных книг, которые просто и понятно объясняют, как работает твоё тело.
1. Гевин Френсис. Путешествие хирурга по телу человека
Книгу Гевина Френсиса можно посоветовать всем. Она будет одинаково понятна и интересна и тем, кто совсем не разбирается в анатомии, и тем, кто не пропустил ни одного урока биологии в школе. Автор пишет о человеческих органах и частях тела, затрагивая истории из личного опыта работы хирургом: про своих пациентов, происшествия, случившиеся с ними, их переживания и ошибки, которые привели к возникновению той или иной болезни. Доктор обращается к истории медицины, делится с читателями интересными фактами и сопровождает свой рассказ многочисленными иллюстрациями.
Эта книга может стать для тебя своеобразным путеводителем по собственному телу. Она доступным языком объяснит даже самые сложные понятия.
2. Йаэль Адлер. Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить
Потрясающая книга, которая объясняет информацию доступно и с юмором. Как раз то, что нужно, для такой серьёзной темы. Йаэль Адлер детально рассматривает самый крупный человеческий орган, занимающий площадь почти 2 кв. метра. Мы редко задумываемся о том, сколько функций ежесекундно выполняет наша кожа: она защищает нас от внешних раздражителей, вступает в контакт с окружающей средой, определяет температуру, щупает предметы, помогает выводить жидкость из нашего тела, служит для определения нашего физического и психического состояния. Пора разузнать об устройстве и работе кожи чуть больше, чтобы лучше понимать себя и свой организм.
3. Скотт Карни. Всё в твоей голове. Экстремальные испытания возможностей человеческого тела и разума
Что заставляет нас испытывать себя на прочность, закаляет нас, повышает выносливость, продлевает нашу жизнь и стирает пределы возможностей нашего разума? Ответы на эти вопросы даёт журналист и антрополог Скотт Карни в своей книге. Он решил узнать, как люди выживают в условиях экстремального холода или жары, обходятся несколько суток без пищи или избавляются от болезней, которые считаются неизлечимыми. Книга Карни — это целое журналистское исследование внутреннего потенциала, который был заложен в человеке в процессе эволюции.
4. Стивен Гандри. Парадокс растений. Скрытые опасности «здоровой» пищи: как продукты питания убивают нас, лишая здоровья, молодости и красоты
Книга, написанная одним из лучших кардиохирургов и трансплантологов детских сердец, стала бестселлером New York Times и в кратчайшие сроки заняла первое место в рейтинге Amazon. Доктор Гандри утверждает, что многие продукты, считающиеся полезными, могут причинить вред организму. Он описывает, что происходит в нашем теле, когда мы едим, и почему мы сталкиваемся с возникновением болезней, ослаблением иммунитета, набором или потерей веса и воспалительными реакциями.
5. Джеймс Хэмблин. Если бы наши тела могли говорить. Руководство по эксплуатации и обслуживанию человеческого тела
У каждого человека есть перечень вопросов о своём организме, которые периодически заставляют его испытывать тревогу за своё здоровье. Это вопросы о вреде татуировок; о том, как на нас влияют гормоны; о старении и смерти, о болезнях, химических процессах и т. д. Правдивые ответы на них есть в книге доктора медицинских наук Джеймса Хэмблина. Она поможет читателю разобраться в медицине, избавиться от беспокойства и понять свой организм.
6. Регина Хаух, Михаэль Хаух. Иммунитет. Всё о нашем супероргане, работа которого не видна
В книге Регины и Михаэля Хаук содержится вся известная учёным информация об иммунной системе человека — от строения до ошибок иммунитета, причин их возникновения и возможностей укрепить его. Авторы отвечают на многие популярные вопросы, например почему организм защищается лучше по утрам, как грязь и пыль влияют на иммунитет, действительно ли важно ставить прививки детям и т. д. Вся информация изложена максимально доступно, что позволяет начать использовать полученные знания сразу после прочтения.
7. Джон Фарндон. Большое путешествие по телу человека
Наверное, одна из самых ярких и доступных книг про устройство организма человека. Джон Фарндон объясняет всё, что может вызвать у нас вопросы: как работают нервы, что такое клетки и ткани, для чего нужно пить и есть, зачем человек заболевает, как организм лечится, как мозг думает, откуда в нас схожесть с родителями. Ответы на все эти и другие вопросы удобно распределены по отдельным блокам и снабжены большим количеством иллюстраций.
8. Джон Фарндон. Твой фантастический мозг
Ещё одна отличная книга Фарндона, которая объяснит, как устроен мозг, как он управляет нашими мыслями и действиями, какова связь разума с нервной системой, за что отвечают различные участки мозга. Мозг — это компьютер, причём самый сложный и удивительный из всех, которые только можно себе представить. И разбираться в том, как он функционирует, очень интересно.
9. Кен Окона-Менса. Взламывая анатомию
Наш организм функционирует без выходных, взаимодействуя с окружающим миром, заставляя все органы и части тела работать слаженно. Нам не мешало бы узнать больше об устройстве и работе нашего организма, чтобы иметь представление о том, что может помочь нам, а что, напротив, принесёт вред. Кен Окона-Менса доступным языком пишет обо всём, что происходит внутри нас: он объясняет сложную медицинскую терминологию, отвечает на интересующие многих вопросы, иллюстрирует свои слова наглядными примерами. Ещё одна обязательная к прочтению книга о том, что должен знать каждый.
10. Сергей Вялов. О чём молчит печень. Как уловить сигналы самого крупного внутреннего органа, который предпочитает оставаться в тени
Потрясающая книга доктора Вялова об органе, о котором мы знаем не так уж много. Автор делится десятками фактов о том, как работает печень, что может стать причиной возникновения её болезней, как проблемы с печенью могут отражаться на работе целого организма. Каждая тема сопровождается таблицами и схемами, которые доходчиво объясняют сложную медицинскую информацию.
11. Хайдер Варрайч. Сердце, которое мы не знаем. История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний
Огромное количество людей ежегодно умирает именно из-за проблем с сердцем и сосудами. Сердце — важнейший орган человеческого тела и одновременно один из самых уязвимых. Книга американского кардиолога Хайдера Варрайча детально описывает строение и функции сердца и коронарных сосудов, рассказывает о самых распространённых болезнях, об их диагностике и безопасном лечении. Всё, что нужно знать о сердце, есть в этой потрясающей книге.
12. Билл Брайсон. Тело. Руководство пользователя
Билл Брайсон написал, пожалуй, один из самых удивительных путеводителей по устройству и функционированию человеческого организма. Написанная простым языком, с множественными отсылками к истории медицины, анатомическими анекдотами и фактами, которые поразят даже того, кто уже давно интересуется строением тела, эта книга может стать настольной для всех, кто следит за своим здоровьем.
О внутреннем человеке и духовной одежде
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы не устаем благодарить Бога за чудеса, которые Он совершает с нами каждое мгновение. Но поскольку мы всецело обременены заботами, всецело заняты своими мыслями, этим человеком земным и плотяным, то не видим, как безмерно любит нас Бог, и не слышим Его голоса, зовущего нас непрестанно. Подобно тому как Он просит нас призывать имя Его пресвятое в каждое мгновение, так же, знайте, и Бог в каждое мгновение зовет каждого из нас по имени. Однако по причине шума, который мы, как люди, создаем, будучи целиком подвластны своим мыслям, делам, мы никогда не слышим или очень редко слышим Его зов.
Возлюбленные верующие, вы слышали сегодня Евангелие от святого апостола и евангелиста Матфея, Евангелие столь глубокое, что вот уже две тысячи лет духовные отцы толкуют и объясняют его, вынося на поверхность всё новые драгоценные жемчужины, толкуют это Евангелие, и при этом оно каждый раз оказывается еще свежее, еще сытнее, еще слаще, чем было, и нам каждый раз хочется еще больше напитаться им.
Духовные отцы определили, чтобы нынешнее Евангелие называлось – и чтобы эта неделя называлась – «О житейских попечениях». А что может быть актуальнее для нас, чем житейские попечения? Мы часто говорим и слышим такое выражение: «Эти мысли изводят меня». Даже человек внешне спокойный, кроткий, добрый может иметь внутри бурю помыслов, бурю чувств. Даже если он обладает духовным искусством или сам по себе умеет держать себя в руках, то в глубине души у него может бушевать буря. И даже если на улице сияет солнце и небо ясное, внутри у нас черные тучи могут омрачить сердце, украсть у нас радость, повергнуть нас в смятение.
Сколько раз приходится слышать: «Батюшка, я лишился молитвы, лишился рвения, ощущаю сухость на молитве, у меня стали появляться сомнения в вере, я лишился мира в душе, у меня больше нет любви». Так вот, всё это совершается в нашей самой глубокой внутренности, в нашей самой глубокой бездне. Откуда же оно берется, братия? Святые отцы отвечают: от внутреннего человека, того самого, который брошен нами, того, о ком мы лишь изредка вспоминаем, того, к которому перестали наведываться, которого держим в темнице голодным, нагим и всё прочее, о чем мы слышали от Христа, Спаса нашего (ср. Мф. 25, 35–45).
О житейских попечениях Спаситель говорит и в другой раз, в Своем слове к ученикам и слушавшим Его Божественные слова, где Он учит о семени, брошенном при дороге, как оно начинает расти, ухватив немного земли, немного влаги, однако его подавляют сорняки (ср. Мф. 13, 4–7). Этими сорняками, говорят в своем толковании святые отцы, и являются наши попечения.
Мы живем в эпоху, когда попечения подавляют нас совершенно
Мы с вами живем в эпоху, когда попечения подавляют нас совершенно. Кто из нас может сказать, что не был угнетен заботами, не был обременен ими, не был поставлен на колени, не был порабощен заботами, что они его не терзали? И мы часто говорим это, желая оправдать свое отсутствие рядом с любимыми. Брат ли это, ребенок, супруг или мать, – мы говорим:
– У меня не было времени навестить тебя.
Спаситель говорит: «Если вы не будете делать сим братьям Моим меньшим того, о чем Я просил вас: давать им еду, питье, одежду, посещать в больницах, темницах и прочее, то Я отрину вас как тех, кого не знаю» (ср. Мф. 25, 41). Да, но ведь человек нуждается не только в материальном. Человек нуждается и в любви. Поэтому, когда мы оправдываемся, то – пусть физически и находимся очень близко, даже рядом, на одной постели, в одном доме – мы уже оказываемся чужими, потому что говорим:
– Почему ты не пришел на мой день рождения, почему не пришел на мой праздник? Почему ты не пришел, мне же было так больно? Почему ты не пришел, я же так радовался? Почему ты не пришел, я же так плакал!
Первыми и самыми близкими для нас являются дети. А мы часто не слышим их зова, который есть зов Божий, когда они призывают нас стать ближе к ним.
– Дорогой мой, но я же уехал в Испанию, – или во Францию, или в страну далече, которая может находиться даже в твоем городе, – чтобы сделать твою жизнь лучше, потому что сам ходил в лаптях и учил уроки при керосиновой лампе.
Но нет ничего более ошибочного! Мы заняты, а «заняты» означает, что существует тот, кто нас занял. Занятый порабощен, он подчинен чужой власти! Об этой подвластности, об этом рабстве говорит нам сегодня Спаситель. Он говорит:
– Не заботьтесь, – в смысле не беспокойтесь, – о том, что будете есть, что будете пить, что оставите детям в наследство, а посещайте всех, старайтесь их кормить.
Потому что пищей нашей как личностей, как чад Божиих, как образов Божиих является любовь. Посещайте и кормите тех, кто хочет этого, ибо эта любовь возвратится к вам и будет питать вашу душу.
Цари и императоры желали бы есть и жить так, как живем мы
Потому что душа, внутренний человек всё больше оказывается брошенным нами. Человека плотского мы, вот, возвели на пьедестал, окружили толстыми стенами, чтобы не проникло чего-нибудь извне, чтобы у него имелось уединение. А какое уединение может быть у человека, который обнажен, который лишен одежды света, одежды благодати? Как говорит Адам:
– Я спрятался, потому что мне было стыдно (ср. Быт. 3, 10).
А куда ты мог бы спрятаться от лица Господня? Куда ты мог бы скрыться, и кто сможет утолить твое страдание и боль, когда ты будешь лишен одежды духовной, которой является благодать?
И, выпятив этого плотского человека, всегда ставя его на пьедестал и поклоняясь ему, мы сотворили себе кумира, пусть этот идол и называется нашим «я». Духовные отцы от Бога говорят и сегодня свидетельствуют нам о слове Божием живом, начинающемся так: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? ( Мф. 6, 22–23).
Что же хочет сказать это слово, столь тяжелое, столь глубокое? Святые отцы объясняют нам, что наше око выражает то, что внутри нас. Святые отцы говорят: «Из твоего сердца будут выходить всякие змеи, злоба, зависть, блуд и прочее. А если это зло кишит там, то оно будут запечатлено на лице и будет видно для наших глаз». И действительно, как часто, глядя на того или иного человека, мы можем так или иначе понять, какой страстью он страдает! Поэтому святые отцы и говорят, что каждая из наших страстей, самых доминирующих, отпечатывается на нашем лице.
Внутренний мрак проецируется вовне, на этом нашем лице, физически, но он обезображивает и облик духовный. Потому и говорят нам святые отцы, что нужно кормить и внутреннего человека: «Не заботьтесь о том, что будете есть, что будете пить, во что оденетесь, не заботьтесь о том, как будете платить проценты в банках, не подавляйте себя всеми злобами мира, а смотрите вот на это создание, говорящее вам о Боге».
Какими прекрасными создал Он птиц! И о них Он говорит, что они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но при всем том Бог питает их (ср. Мф. 6, 26). Что же они делают всё время? Когда наступает весна, может, вы видели и слышали: невозможно насытиться их пением, так голосисты птицы. И по утрам они в 5 часов словно совершают литургию, всё щебечут и летают, описывая круги.
Смотрел я как-то на птиц, летающих часами подряд, и сказал себе: а какой смысл может быть во всем этом? Какой смысл в том, чтобы птица вот так летала, она же расходует столько энергии, а если выбьется из сил, то даже умирает? Я мысленно уже сажал ее на ветку, чтобы она поела, и чтобы всё сидела и клевала не переставая, пока не сделается толстой – и не лопнет… Вот что значит ум рациональный! А что делают они? Они делают то, что Божие, то есть возносят славу Богу, словно ангелы, – летают по небу и воздают славу Богу. Это дело ангелов, архангелов и святых – возносить славу Божию. И это благодарение и признательность возвращается от Бога к ним, и питает их, и возносит от славы в славу, и делает их еще светлее, радостнее и счастливее.
– Да, ты плоть. В этом теле из плоти ты выпал из послушания, но при всем том знай, что Я привел тебя к жизни не случайно, возлюбленный человек, а чтобы ты сделался подобным Мне по благодати, чтобы соединился со Мной, чтобы имел блаженство вечное, чтобы ты больше не мучился. А если хочешь больше не мучиться, откажись от этой жизни, такой сложной. Упрости свою жизнь, человек, делай то, что просто.
Наш народ так замечательно умел есть мало, уносил кухонную утварь в подвал, когда наступал пост, и обходился малым. Люди трудились в поле и из нажитого трудом собирали приданое для девочек, остававшихся в войну сиротами. А как красив был этот народ! И до сих пор красив! Как прекрасно умеет наш народ жить. Вот, по милости Божией, это уже второй храм, вторая церквушка, где мы служим вместе Святую литургию, первую Святую литургию. Ведь Бог не нуждается в толстых стенах, высоких, до небес, чтобы Ему возносили славу, но говорит тебе:
– А какой ценой, человек? Какой ценой ты делаешь это? Если цена такова, что ты должен подавлять себя заботами, порабощаться, то Я не хочу этого, ведь Я не питаюсь кровью быков и телят. Меня не интересует ладан благоуханный, сложносоставный и очищенный, Меня интересует твоя молитва, возносящаяся, как ладан, предо Мною, молитва чистая, сокрушенная и покаянная. Меня интересует, чтобы ты вошел в клеть свою и там помолился, и просил у Меня, и Я бы дал тебе. Если лилии полевые, которые в несколько дней засыхают и выбрасываются в огонь, если лилии полевые Я так одел, красивее Соломона, прославившегося своим изяществом и сиянием облачений, своей роскошью, то как же о тебе, человек, носящий образ Сына Моего, рожденного превечно и рожденного от Пресвятой Богородицы, – о тебе, носящем образ возлюбленного Сына Моего, радующем Духа Святого, радующем все силы небесные, – как же Я не позабочусь о тебе, человек? Возверзи же на Меня, человек, всю заботу свою, возьми иго Мое и бремя Мое, потому что они легки. Не возлагай на себя бремен тяжелее тех, которые Я тебе дал, человек!
Так, братия, говорит нам Бог и в этом Евангелии, и через святых, чтобы мы жили просто, думали просто, чтобы мы не исследовали глубоко того, что выше нас. Чтобы мы старались видеть, что то, чего ждет от нас подобный нам человек, начиная с самых далеких от нас людей и кончая нашими детьми, – это любовь; это то, чтобы мы спрашивали его каждый день: «Как ты себя чувствуешь? Какие у тебя проблемы? Какие у тебя трудности?» Вот чего хочет от нас Бог, от каждого из нас, а это можно сделать, только если ты властен над своим внутренним человеком, над человеком духовным.
А человек духовный – это тот, который воскрес, который получил от Бога дар хранить ум, хранить помыслы и хранить сердце, иметь трезвение и молитву на всякий миг, не давать подавить себя заботам, не создавать себе лишних забот, не прилепляться к земным благам. А ты прилепляешься бесконечной любовью к чему-нибудь ограниченному. Оттого и происходит всё наше страдание, что мы прилепляемся любовью бесконечной; потому что человек бесконечен, человек вечен по благодати Божией, а прилепляется к тому, что не доставляет никакого удовлетворения, а удовольствие, которое приносят эти вещи, превращается в горечь и скорбь, и проходит время, и наш мирской человек укрепляется еще больше, и берет верх, и подавляет человека духовного.
Поэтому, братия, Бог учит нас, говоря: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё, – то, в чем вы нуждаетесь, – приложится вам ( Мф. 6, 33). То есть всё, в чем будем нуждаться, мы получим.
Мы знаем, что Иов был богат, очень богат, и очень верил в Бога. И чтобы его правота и вера проявились до конца, Бог попустил, чтобы злоба диавола подавила его совершенно. И он лишился всего, и детей своих, лишился и имущества, лишился высокого положения. И сидел он на куче мусора, весь в язвах гноящихся, и чесал свои раны черепком, потому что не выносил этой боли и зуда. А жена приходила и говорила ему:
– Прокляни Бога и умри после всего, несчастный, ибо ты положился на Того, Кто поглумился над тобой.
– О женщина безумная, – то есть слабая умом, – как же я сделаю это, когда каждый день устраивал праздники и воздавал славу Богу, боясь, чтобы дети мои не согрешили пред Ним и не навлекли на себя осуждение?
И ради веры его, ради его простоты и ради того, что он, будучи сверх меры угнетен диаволом, не отступил, Бог подал ему красоту последнюю больше, чем первую, как и нам подает красоту большую, чем была у Адама вначале.
Бог не оставит нас в искушении большем, чем мы можем понести
Так вот, к этому призывает нас Христос, а Бог не оставит нас в искушении большем, чем мы можем понести. И если в случае с Иовом Бог попустил такое, чтобы мы могли понять, докуда доходит злоба диавола, то после Своего воплощения Бог отнял у диавола свободу и дал нам его связанным, чтобы мы могли наступать на змей и драконов.
Знаю, братия, что мы часто говорим в помысле нашем: «Да, легко сказать, но сделать трудно». Да и кто бы мог, когда почтовый ящик полон счетов, и кругом заботы, и в дверь стучатся, и по телефону звонят, ища тебя, – я теперь понял, что банки разыскивают нас и дома, и у соседей, – итак, кто бы мог оставаться беззаботным? Никто. Однако Христос говорит так: кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф. 12, 30), и еще: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5), ищите прежде Царства Божия (ср. Мф. 6, 33).
А что такое Царство Божие, братия, о котором мы всё время слышим? Не стану читать вам сейчас лекцию о Царстве, а только скажу, что вот здесь и сейчас – Царство Божие. Сюда сошел Дух Святой и превратил вещество в духовные Тело и Кровь Спасителя, и мы причастились их, и не только их, но и причастились Духа Святого через участие в Святой литургии, потому что Святая литургия, это литургическое время, это смиренное пространство и является Царством Божиим.
И Царство Божие, говорит снова Спаситель наш, внутри вас есть (ср. Лк. 17, 21). О человек ограниченный и слабый, думающий, будто ты мал! Каким великим ты можешь быть оттого, что носишь образ Христов! Сойди же в клеть твою, и увидишь, и найдешь там Царство Божие, которое есть бездна, глубокая тайна, тайна нескончаемая, пребесконечная. Ищи же Бога внутри себя! Потому что найдешь Его там и причастишься Бога по благодати своим участием во встрече с Богом.
Сейчас нас здесь горстка людей, но Христос приносит Себя в Жертву в каждой церквушке, и Он зовет всех нас, чтобы снять с нас бремя:
– Человече занятый, больной и порабощенный заботами, которые ты сам себе и создал! Я ведь не давал тебе забот, Я всего-то и сказал тебе, поселяя в саду райском, чтобы ты его стерег и обрабатывал, – то есть чтобы хранил свой ум и творил умную молитву, – Я поселил тебя там, чтобы ты был счастлив, а ты создал себе заботы, потому что захотел узнать, что такое зло, захотел быть Богом.
Человек думал, что если добро так хорошо и он с добром так счастлив, то зло, которое ему запрещено было познавать, может, еще лучше. И мы в большинстве своем, начиная с детей и юношей и кончая взрослыми, тоже хотим познать зло, попробовать его на своей шкуре, вкусить своими губами, в своем уме и внутри себя. И тогда выходим из Царства, и у нас уже нет литургического времени, мы уже не храним мира, больше не поддерживаем связи с Богом. И начинаем видеть всевозможные наваждения, от черных бесов до светлых ангелов, чтобы диавол, как лев, хоть одного из нас схватил и бросил во тьму кромешную. Но что говорит Бог?
– Облекитесь в свет, будьте сынами света. Я не знаю тебя, потому что не узнаю в тебе Себя, ты исказил Мой образ. Причастись же всего Меня, Плоти и Крови, чтобы восстановить, чтобы преобразить этого плотского человека в человека духовного. Сделай своего внутреннего человека хозяином, сделай ум свой владыкой тела своего. Пойми, человек, что Я призвал тебя из небытия к бытию, чтобы ты был счастлив, радостен, и если упадешь – встань, и сколько раз ни упадешь – встань, и будешь жив, и спасешься.
Стонут больницы, кричит статистика о людях, гибнущих по причине забот
К этому призывает нас, братия, Бог в сегодняшнем Евангелии: ищите Царствия Божия. Но, вот, только менее 5% наших братий находятся сегодня в Царстве, присутствуют сегодня на встрече с Богом живым, зато мы слышим, как стонут больницы, как кричит статистика о людях, гибнущих по причине забот.
Каков же первый признак забот, братия? Это «депрессия», «стресс» – слова, изобретенные нашим веком! Наши отцы, наши деды, добывавшие хлеб в поте лица, волоча плуг, ведя коня и бросая семя в землю, трудились и воздавали славу Богу, просили, чтобы Он взрастил семя это, ждали – и если видели, что надвигается бедствие, то говорили, что оно от Бога:
– Бог дал, Бог взял, буди имя Господне благословенно.
Так вот, они, которые, поев немного мамалыги с луком, отправлялись в лаптях защищать свою веру, и свою лачугу, и своих детей, и своих ближних, были счастливы. Они не были депрессивными, не лежали в психиатрических больницах, у них не было стрессов, а мы, у которых есть всё, стоит только нажать кнопку, всё больше и больше подвергаемся стрессам.
Мы повернулись спиной к любви Божией
Чем же это объяснить? Отдалением от Бога, отдалением от любви Божией: мы повернулись спиной к любви Божией! А эта любовь Божия, любовь свободная, любовь нежная, тонкая, не берет нас в плен силой, не принуждает, не берет над нами власть, а освобождает с условием, чтобы мы могли ответить на эту любовь.
Как же нам ответить на эту любовь? Любя ближнего. Но для этого нужно иметь сердце, нужен духовный человек, человек героический, нужен христианский героизм, а кровь христианского героя – это кровь Спасителя воскресшего. У него уже нет биологической группы крови, у него есть группа святых.
К этому и призывает нас Бог, к Царствию. Но вы говорите:
– Мы слышали об этом, об этом говорит Евангелие, но только это всё для неба.
Господи Боже! Да разве Бог создал нас, чтобы мы были счастливы только после смерти? Что за жизнь была бы у нас, если бы нам проецировались счастье, радость, любовь только после смерти, после нашего переселения в вечность? Это была бы жизнь без смысла, это была бы мука. А Бог создал нас и привел к жизни, чтобы мы были счастливы и здесь. Этого Он и просит у нас:
– Будь счастлив, человек!
И это заповедь, а не опция. Как для отца не является опцией счастье сына. Многие ли из нас могут сказать:
– Это на твой выбор: хотеть ли быть счастливым или страдать по жизни.
Кто же мог бы быть таким сумасшедшим? И, как говорит Спаситель, когда сын просит у него хлеба, подал бы ему камень или змею? Конечно же, никто! А если мы, люди плотские, недуховные, знаем это, то насколько же больше, братия, знает Бог, в чем мы нуждаемся. И Бог сказал нам, чтобы мы были счастливы. Вот это и есть сообщение, которое хочет послать нам Бог, и которое толкуют отцы, и которое мы хотели бы получить, но только не знаем как, – быть счастливыми, быть в мире друг с другом, с самими собой, с себе подобными и с Богом. Неужели кто-нибудь из нас не хочет этого?
Так вот, братия, признаком того, что мы исцелены или находимся на пути к исцелению, признаком того, что мы посещаем человека духовного, признаком того, что мы входим в Царство Небесное, которое внутри нас, – это то, что у нас есть жалость, сочувствие к подобным нам людям, попавшим в беду. Это признак того, что наше сердце расширяется и в нашем сердце может вместиться всё Царство, а во всё Царство может вместиться весь Адам, каждый из людей.
Вот это и есть сообщение Бога к нам, и не только сегодня, но и в каждое мгновение.
Бог да благословит вас, да дарует вам силу и разумение, чтобы вы избавились от попечений ваших, как мы говорим на Святой литургии, на Херувимской: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Возьмем же на себя попечение благое – о том, чтобы мы не лишались, чтобы никто из нас не лишался, Царства и единения с Богом. Аминь!
Священник Цезарь Аксинте
Перевел с румынского Родион Шишков
Фото автора: Parintele Cezar Axinte