чекбокс доставка что это
Сервис доставки для бизнеса «Чекбокс» привлек 90 млн рублей от «ТилТех Капитал» и частных инвесторов Статьи редакции
Доставка от компании стоит меньше для покупателя, потому что курьер везет сразу несколько заказов разных партнеров по пути.
Сервис доставки для бизнеса «Чекбокс» привлек 90 млн рублей финансирования. Одним из инвесторов стал фонд «ТилТех Капитал», который вложил 70 млн рублей в обмен на 20% компании, сообщили vc.ru в фонде.
Оценка «Чекбокс» составила 370 млн рублей. Остальные 20 млн рублей вложили текущие инвесторы Влад Варлашин и Сергей Литвиненко, ранее они инвестировали в сервис еще 35 млн рублей.
До конца 2021 года «Чекбокс» планирует начать работу в 16 городах-миллионниках. На привлеченные деньги компания откроет в каждом городе офис, где будет проходить подбор и обучение курьеров.
«Чекбокс» — это сервис доставки «последней мили» для интернет-магазинов. Компания работает по схеме Supply Sharing, основанной на машинном обучении: «Чекбокс» сотрудничает с бизнесом, который делится информацией о доставке с сервисом, а алгоритмы выстраивают заказ так, чтоб курьеру было максимально по пути.
В компании описывают модель доставки как «метро», ветки которого перестраиваются по ходу движения «поездов», исходя из потребностей клиентов. Курьер может везти сразу несколько заказов разных партнеров.
Например, путь себестоимостью в 1500 рублей могут разделить пять клиентов, каждый из которых заплатит по 350 рублей — так доставка будет стоить меньше для покупателя.
На рынке есть две основные модели:
а) Дорогая — собственная логистика FMCG, crowdsource-платформы (такси, сервисы доставки и пр). Часто курьер привязан к магазину и складу. Так или иначе, он берет один заказ, отвозит клиенту, возвращается. Его путь назад — холостой, в ходе доставки он везет 1 заказ. Поэтому дорого.
б) Медленная — «волновая отгрузка» и доставка сегодняшних заказов завтра, в широкий интервал. Так работает собственная логистика с вертикального-интегрированной складской инфраструктурой. Собирается пул из множества заказов, строятся маршруты курьерам (как правило, на 2 половину дня или на завтра). Курьер загружается и развозит. Это экономия, но экономия за счет UX клиента.
Наша модель даёт экономику «волновой отгрузки» при экспресс-доставке. Наши технологии непрерывно оптимизируют маршруты в реальном времени. Вновь появившийся заказ может изменить/оптимизировать все маршруты всех курьеров. Через 5 секунд придет новый заказ и процессы повторятся. У нас нет своих складов. Мы доставляем только день в день, в течение пары часов, только «последнюю милю». Как из магазинов, так и со складов клиентов.
«Тилтех Капитал» основан в 2017 году при поддержке компаний «Агама», «Вкусвилл» и «Химрар». В 2019 году фонд объявил, что начнет инвестировать в малую и среднюю розницу, которая адаптировалась к кризису. «ТилТех» уже инвестировал в бренд одежды DOROGOBOGATO, сервис вывоза мусора и вторсырья «Убиратор» и образовательный проект Mishka AI.
Чекбокс доставка что это
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
1.1. Оферта – настоящее соглашение, заключаемое между Чекбоксом и Клиентами на условиях, указанных ниже.
1.2. Платформа – информационная система Службы доставки Чекбокс, web checkbox.ru или мобильное приложение Сheckbox, позволяющее Клиенту ознакомиться с тарифами доставки, заполнить все данные Заявки, необходимые для ее осуществления (адрес отправления и получения, время доставки, и т.д.), а также совокупность информации о состоянии и движении размещенных Клиентом Заявок, и иной информации и средств ее обработки, используемой сторонами для обмена информацией в электронном виде.
1.3. Клиент – пользователь Платформы, полностью дееспособное физическое лицо, которое прошло процедуру регистрации на Сайте, путем присвоения логина и пароля, и разместившее заявку на доставку разрешенных к перевозке предметов или товаров.
1.4. Чекбокс – оператор, владелец и администратор Платформы Чекбокс, Акционерное общество «Самокарт» (ИНН 2310212217, юридический адрес: Россия, г. Краснодар, ул. Стахановская, 15, корп. 3, комната 2), организующее доставку Заказов по Заявкам, размещенным Клиентами на Платформе.
1.5. Курьер – любое дееспособное лицо, желающее оказывать услуги по доставке с помощью Платформы Чекбокс, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ, прошедшее проверку и регистрацию на Платформе в качестве Курьера.
1.6. Сайт – web checkbox.ru, который принадлежит и администрируется Чекбоксом.
1.9. Адрес отправления – любой адрес в пределах Зоны доставки, по которому Курьером производится прием отправлений для последующей доставки.
1.13. Уведомление – электронное сообщение, направляемое Сторонами через Платформу, а также при возможности по электронной почте.
2.1. В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данный документ, адресованный физическим лицам, является безотзывным предложением АО «Самокарт» заключить договор публичной Оферты на доставку на указанных ниже условиях (далее — Оферта).
2.2. Полным и безоговорочным акцептом настоящей Оферты является принятие Клиентом условий настоящей Оферты на доставку при нажатии кнопки «Оформить заявку» или «Оплатить».
2.3. Акцепт Оферты означает, что Клиент согласен со всеми положениями и равносилен заключению договора, что Пользователь производит оплату и принимает услуги по доставке в соответствии с настоящей Офертой, а также дает свое разрешение на обработку своих персональных данных для получения услуг в соответствии с размещенной Заявкой.
2.4. Если Клиент не согласен с каким-либо пунктом настоящей Оферты, он не должен размещать и оплачивать Заявки на Сайте Checkbox.
3.2. Моментом исполнения обязательств Чекбокса является отметка Курьера Чекбокса в специальном приложении для мобильного телефона Checkbox (часть Платформы) при передаче отправления Курьеру, о чем Клиенту приходит уведомление в виде текстового (SMS) сообщения на указанный им номер мобильного телефона.
3.3. Моментом исполнения обязательств Курьера по доставке Заказа является отметка Курьера Чекбокса в специальном приложении для мобильного телефона Checkbox (часть Платформы) при передаче отправления получателю по адресу получения, о чем Клиенту приходит уведомление в виде текстового (SMS) сообщения на указанный им номер мобильного телефона.
4. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ДОСТАВКУ
4.1. Для доступа в личный кабинет Платформы и оформления Заявки на услуги по доставке Клиенту необходимо перейти в раздел «Заказать доставку», указать телефон, и подтвердить его паролем, который придет на указанный Клиентом номер.
4.2. Для оформления Заявки на услуги по доставке Клиенту необходимо указать следующую информацию:
4.2.1. Адрес отправления
4.2.2. Телефон лица, передающего Заказ Курьеру
4.2.3. Адрес доставки
4.2.4. Телефон получателя Заказа
4.2.5. Комментарии или дополнительные опции, при необходимости
4.3. При подтверждении Заявки на сайте Клиент должен ознакомиться с настоящей Офертой и «Требованиями к упаковке и передаче товаров» и принять их условия путем простановки отметки «Согласен».
4.4. После этого Клиент будет перенаправлен на сайт банка-эквайера (АО «АЛЬФА-БАНК») для оплаты доставки (раздел 5 Оферты).
4.5. Чекбокс не несет ответственности за точность и правильность информации, предоставляемой Клиентом при оформлении Заявки, а также за содержание Отправления.
4.6. Клиент, присоединяясь к настоящей Оферте, соглашается на электронный документооборот и электронное взаимодействие. Номер мобильного телефона, указанного при регистрации, признаются электронной информацией, приравненной к простой электронной подписи.
5. ПОРЯДОК ДОСТАВКИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
5.1.1. Чекбокс обязуется по Заявке, размещенной Клиентом через Платформу, оказать услуги по передаче зарегистрированным на Платформе Курьерам информации о Заявке на доставку разрешенных к перевозке законодательством РФ предметов или товаров, по указанному в Заявке адресу в пределах Зоны доставки, по адресу доставки
5.2.1. Обязуется забрать Отправление у отправителя и доставить Отправление получателю в соответствии с информацией, указанной в Заявке.
5.2.2. В случае невозможности забрать Отправление в связи с отсутствием отправителя в месте и время, указанное в Заявке, либо по любой другой не зависящей от Чекбокса и Курьера причине, Курьер обязуется уведомить Клиента путем направления текстового сообщения на указанный Клиентом номер мобильного телефона, а также связаться со службой поддержки Чекбокс.
5.2.3.В случае если доставку Отправления невозможно выполнить по причине отсутствия получателя в месте и время, указанное в Заявке, либо по любой другой не зависящей от Чекбокса и Курьера причине, Курьер обязуется уведомить об этом Клиента и вернуть обратно отправителю Отправление, при этом доставка Отправления получателю считается выполненной и подлежит оплате.
5.2.4. Курьер вправе осмотреть Отправление и отказать Клиенту в оказании услуги доставки Отправления, если оно содержит:
5.2.5. Курьер вправе отказаться от доставки Отправления, если оно не соответствует описанию в Заявке или если фактические условия оказания услуг по доставке, о которых Курьеру сообщил отправитель либо Клиент (в зависимости от ситуации), не соответствуют другим условиям Заявки.
5.4.1. Обязуется передать Курьеру Отправление в месте и в сроки, указанные в Заявке;
5.4.2. Обязуется не передавать Отправления для доставки Курьеру указанные в п. 5.2.4. настоящей Оферты предметы либо товары;
5.4.3. Обязуется самостоятельно обеспечить Отправление особой упаковкой, соответствующей характеру вложения, условиям и продолжительности пересылки, исключающей возможность повреждения вложения, а также причинения какого-либо вреда другим отправлениям;
5.4.4. Обязуется незамедлительно известить Чекбокс и Курьера через Платформу о любых изменениях в Заявке. Изменения могут быть сделаны до момента доставки Отправления.
5.4.5. Обязуется производить все расчеты с Курьером через Платформу Чекбокс в полном объеме и своевременно.
5.4.6. Вправе отозвать Заявку до момента принятия Заявки. В случае отзыва Заявки после ее принятия Чекбоксом, но до момента передачи Отправления Чекбоксу, Пользователь оплачивает выезд Курьера по цене доставки.
6. ОПЛАТА УСЛУГ ПО ДОСТАВКЕ
6.1. Стоимость услуги Курьера по доставке Отправления по адресу получения, с учетом выбранных дополнительных опций и зоны доставки, будет указана на странице оформления Заявки, на кнопке «Создать заказ».
6.2. Услуга оплачивается Клиентом с использованием электронных денежных средств, через платежную систему АО «АЛЬФА-БАНК». К оплате принимаются карты VISA, MasterCard, МИР.
6.3. Денежные средства списываются со счета Клиента в момент размещения Заявки, до выезда Курьера по адресу, указанному Клиентом, в качестве адреса отправления.
6.4. Подтверждением оплаты по пластиковой карте на сайте будет являться электронный чек (слип), выдаваемый Клиентом банком-эквайером (АО «АЛЬФА-БАНК»). Электронный кассовый чек направляется Клиенту по электронной почте либо смс на телефонный номер, в зависимости от выбора Клиента при нажатии кнопки «Оплатить»
6.5. Чекбокс оказывает Клиенту и Курьеру посреднические услуги по предоставлению Платформы для обработки расчетов между Курьером и Клиентом, за услугу по доставке, и не принимает участия в иных расчетах между Клиентами и третьими лицами.
7. БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ, КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
7.1. Услуга оплаты через интернет осуществляется в соответствии с Правилами международных платежных систем Visa, MasterCard и Платежной системы МИР на принципах соблюдения конфиденциальности и безопасности совершения платежа, для чего используются самые современные методы проверки, шифрования и передачи данных по закрытым каналам связи. Ввод данных банковской карты осуществляется на защищенной платежной странице АО «АЛЬФА-БАНК».
7.2. На странице для ввода данных банковской карты потребуется ввести данные банковской карты: номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA, CVC2 для MasterCard, Код Дополнительной Идентификации для МИР). Все необходимые данные пропечатаны на самой карте. Трёхзначный код безопасности — это три цифры, находящиеся на обратной стороне карты.
7.3. Далее вы будете перенаправлены на страницу Вашего банка для ввода кода безопасности, который придет к Вам в СМС. Если код безопасности к Вам не пришел, то следует обратиться в банк выдавший Вам карту.
7.4. Случаи отказа в совершении платежа:
7.4.1. банковская карта не предназначена для совершения платежей через интернет, о чем можно узнать, обратившись в Ваш Банк;
7.4.2. недостаточно средств для оплаты на банковской карте. Подробнее о наличии средств на банковской карте Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;
7.4.3. данные банковской карты введены неверно;
7.4.4. истек срок действия банковской карты. Срок действия карты, как правило, указан на лицевой стороне карты (это месяц и год, до которого действительна карта). Подробнее о сроке действия карты Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;
7.5. По вопросам оплаты с помощью банковской карты и иным вопросам, связанным с работой Сайта, Вы можете обращаться по телефону: 8-800-555-81-52.
7.6. Предоставляемая вами персональная информация (имя, телефон, e-mail, номер банковской карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде, не обрабатываются Чекбоксом и не сохраняются на нашем Web-сервере.
8. ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ДОСТАВКУ
8.1. Так как Чекбокс не действует от лица интернет-магазинов, не осуществляет выкуп Отправлений, и не принимает участия в расчетах между получателями и отправителями, Чекбокс также не участвует в процедуре возврата денежных средств за товар.
8.2. Клиент понимает и соглашается с тем, что осуществление доставки — это отдельная услуга, не являющаяся неотъемлемой частью стоимости доставляемого Чекбоксом Отправления, выполнение которой заканчивается в момент получения получателем Отправления. В связи с этим доставка Отправления не дает Клиенту права требования доставки предметов, входящих в Отправление, в целях гарантийного или иного обслуживания или замены, не дает возможности осуществлять гарантийное обслуживание или замену Отправления посредством выезда к Клиенту и не подразумевает возможность возврата стоимости доставки Отправления в случаях, когда Клиент имеет право на возврат денег за Отправление, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
8.3. В случае, если Клиент желает воспользоваться услугами Чекбокса по доставке Отправления в целях, указанных в п.7.2., он оформляет через Сайт новую услугу по доставке.
8.4. В случае, если Клиент ошибочно перечислил денежные средства через Платформу Чекбокса, либо желает отменить Заявку (что возможно до того, как Отправление было получено Курьером), Пользователь может вернуть ошибочно перечисленные денежные средства.
8.4.1. Для возврата денежных средств на банковскую карту необходимо заполнить «Заявление о возврате денежных средств», которое высылается по требованию Чекбоксом на электронный адрес и отправить его по адресу info@samocart.ru
8.4.2. Возврат денежных средств будет осуществлен на банковскую карту в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня со дня получения «Заявление о возврате денежных средств» Чекбоксом.
8.4.3. Для возврата денежных средств по операциям, проведенными с ошибками, необходимо обратиться с письменным заявлением и приложением копии чеков/квитанций, подтверждающих ошибочное списание. Данное заявление необходимо направить по адресу info@samocart.ru
8.4.4. Сумма возврата будет равняться сумме перечисления.. Срок рассмотрения Заявления и возврата денежных средств начинает исчисляться с момента получения Чекбоксом Заявления и рассчитывается в рабочих днях без учета праздников/выходных дней.
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
9.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств, Стороны несут ответственность согласно Оферте и разрешаются ими путем переговоров, а в части, не урегулированной Офертой – в соответствии с законодательством РФ. При недостижении Сторонами соглашения, споры и разногласия подлежат разрешению в претензионном порядке. Срок ответа на претензию – 30 дней.
9.2. Клиент несет ответственность за достоверность сведений в Заявке, в том числе относительно точного адреса доставки. Доставка по адресу, указанному в Заявке, считается надлежащим исполнением «Чекбоксом» своих обязательств.
9.3. Клиент несет полную ответственность за потенциально опасное Отправление и за вред, который может быть причинен в связи с доставкой такого Отправления. Также, «Чекбокс» имеет право отказать в оказании услуги Клиенту при обнаружении недостоверности сведений, указанных в Заявке.
9.4. Чекбокс не несет ответственность перед получателем за возможное несоответствие Отправления его описанию, которое было предоставлено получателю Клиентом.
9.5. «Чекбокс» несет ответственность перед Клиентом за сохранность Отправления только в размере объявленной стоимости Отправления. Порча скоропортящихся товаров в отправлении, произошедшая в процессе доставки, компенсируется только в случае выбора тарифа «Скоропортящийся товар» при оформлении доставки.
9.6. Потеря, повреждение Отправления (части Отправления) либо ненадлежащее оказание услуг фиксируются Чекбоксом и/или Клиентом и получателем при получении Отправления либо в момент, когда Отправление должно было быть получено. В этом случае составляется Акт об утере (повреждении) Отправления в произвольной форме, но с обязательным указанием основных условий Заявки и конкретных претензий.
9.7. Стороны согласовали, что:
9.7.1. Любые требования к Чекбоксу или в связи с ним ограничиваются возмещением реального ущерба и ни при каких обстоятельствах не включают упущенную выгоду или иные косвенные убытки;
9.7.3. Курьер и Чекбокс не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, если нарушение сроков доставки произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойств вложения Заказов, о которых Курьеру или Чекбоксу не было известно.
9.7.4. Чекбокс не несет ответственности за невозможность использования Платформы по причинам, не зависящим от Чекбокса, любые действия или бездействия сервисов, сетей, программного обеспечения, оборудования, и т.д., а также за ущерб, который может быть нанесен любым устройствам и носителям информации Клиента в результате использования Платформы.
9.7.6. Чекбокс полностью отвечает за соответствие своей контрольно-кассовой машины, выбивающей кассовый чек для Клиента, требованиям законодательства Российской Федерации.
9.8. Неустойки и компенсация убытков, предусмотренные настоящей Офертой, начисляются и выплачиваются только на основании письменной претензии пострадавшей Стороны.
9.9. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящей Оферте, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), возникших после акцепта настоящей Оферты, в результате событий чрезвычайного характера, которые Чекбокс, либо Курьер не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
10. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
10.1. Принимая настоящую Оферту, Клиент предоставляет Чекбоксу свое согласие на обработку своих персональных данных в объеме, установленном настоящей Офертой и их использование в целях оказания услуг. Данные, передаваемые Чекбоксу и Курьеру: Имя; Номер мобильного телефона.
Целью обработки персональных данных является визуальное отображение Чекбоксом, вышеперечисленных данных в смс-сообщениях, направляемых Клиентам с целью оповещения их о времени и параметрах доставки Заказа, совершенного на Сайте checkbox.ru и возможной связи Клиента с Курьером с целью уточнения состояния доставки.
10.2. Обработка персональных данных осуществляется как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств.
10.3. В рамках Оферты обрабатываются персональные данные, не являющиеся биометрическими: сведения о местоположении, тип и версия ОС, тип устройства, информация о разделах мобильного приложения «Checkbox», посещаемых Клиентом, ip-адрес).
10.4. Срок, в течение которого происходит обработка персональных данных: до момента отзыва согласия на обработку данных. Клиент может направить письменное заявление Чекбоксу по реквизитам, указанным в Оферте, с отзывом согласия на обработку данных. В случае отзыва Клиентом или его представителем согласия на обработку персональных данных, Чекбокс удаляет персональные данные в течение 30 (тридцати) дней.
10.5. Чекбокс не обрабатывают персональные данные Клиентов, в смысле Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.20106 №152-ФЗ и иных нормативных актов Российской Федерации.
10.6. Полные правила обработки данных урегулированы Политикой конфиденциальности Checkbox.
11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
11.1. Чекбокс является правообладателем Сайта, Платформы и их составных частей.
11.2. Контент, доступный на Платформе, является объектом исключительных прав Чекбокса.
11.3. Использование Сайта или Платформы способами, не предусмотренными функционалом, в том числе путем копирования контента, элементов дизайна строго запрещены, если иное не предусмотрено соглашением Сторон.
11.4. Чекбокс имеет право без дополнительного согласования или уведомления:
11.4.1. Изменять, дорабатывать и обновлять Платформу.
11.4.2. Устанавливать любые ограничения на использование Платформы.
11.4.3. Направлять Клиенту сообщения, уведомления, запросы, сведения информационного характера.
11.4.4. Получать доступ к Заявкам Клиента для мониторинга работы Платформы.
11.4.5. Проводить профилактические работы, влекущие приостановление работы Платформы.
12. СРОК ДЕЙСТВИЯ ОФЕРТЫ
12.1. Оферта вступает в силу с момента акцепта Оферты и действует в течение года. Если ни одна из сторон за 1 месяц до окончания срока действия Оферты не обратится с предложением о его расторжении, настоящая Оферта считается пролонгированной на следующий год. Указанный порядок расторжения и пролонгации Оферты применяется на каждый последующий год.
12.2. Настоящая Оферта может быть расторгнута в любое время по инициативе Клиента или Чекбокса путем направления другой стороне соответствующего уведомления электронным письмом.
13.1. Оферта может быть изменена или дополнена Чекбоксом без уведомления Клиентом в любое время. Новая редакция Оферты вступает в силу с момента ее размещения на Сайте / Платформе.
13.2. Продолжение использования Платформы после внесения изменений и/или дополнений в Оферту означает принятие и согласие Клиента с такими изменениями и/или дополнениями.
13.3. Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные Офертой, подлежат разрешению в соответствии с законодательством РФ.
13.4. В случае, если какое-либо из положений Оферты окажется ничтожным в соответствии с законодательством Российской Федерации, остальные положения остаются в силе, а Оферта будет исполняться Сторонами в полном объеме без учета такого положения.
13.5. Ничто в Оферте не может пониматься как установление между Клиентом и Чекбоксом отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не названных в Оферте.
14. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
14.1. Оферта на бумажном носителе как отдельный документ, подписанный обеими Сторонами, не оформляется, а письменная форма договора является соблюденной (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
14.2. Настоящая Оферта заключается путем электронного взаимодействия Сторон через Платформу.
14.3. В соответствии с настоящим разделом об электронном документообороте Стороны используют простые электронные подписи (п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации), подписью для каждой из Сторон является уникальный номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
14.4. Стороны исходят из того, что электронное сообщение, направленное с электронного почтового адреса Стороны, либо номера мобильного телефона выражают истинное волеизъявление Стороны.
14.5. Проверка подлинности и достоверности сообщения, исходящего от Стороны, осуществляется путем сличения адреса отправителя с номером телефона, указанным пользователем в качестве логина, либо с адреса электронной почты, предоставленной для осуществления контактов.
15. РЕКВИЗИТЫ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Акционерное общество «Самокарт»
ИНН 2310212217 КПП 231001001
г. Краснодар, ул. Стахановская, 15, корп. 3, комната 2.
р/c 40702810026020005282 в филиале «Ростовский» АО АЛЬФА-БАНК
к/c 30101810500000000207, БИК 046015207
«Мы не загадываем дальше, чем на полгода вперед», — «Чекбокс» о своих планах и конкуренции российских B2B-доставок
Журналист и автор RB.RU
Последняя миля как конечный этап доставки товаров — это то, от чего зависит первое впечатление покупателя и его готовность к повторным заказам. Ответственность за нее лежит на плечах службы доставки.
Ускорить и удешевить доставку при сохранении качества можно с помощью технологий — если строить курьерские маршруты в реальном времени, подтягивая по дороге новые заказы.
В России умным «объединением поставок» занимается одна компания — молодая ИТ-платформа «Чекбокс», запустившая алгоритм на основе машинного обучения и собственной системы маршрутизации.
Стартап принимает заказы не до 12:00, как принято на рынке, а до 20:00. Благодаря этому вместо 20-30% товаров бизнес может отправлять в тот же день 70-80%, а стоимость доставки делить с другими отправителями.
Это не первый совместный проект основателей — Кирилла Евдакова, Романа Левицкого и Владимира Остапенко — на протяжении трех лет они продвигали в США сервис такси Fasten, конкурируя с Lyft и Uber.
За два года существования «Чекбокс» успел поработать в Краснодаре, закрепиться в Москве, выйти в Санкт-Петербург и привлечь внимание крупных инвесторов: внешние инвестиции в стартап составили 325 млн руб. Последний, июльский раунд с оценкой в 1,3 млрд руб. закрыл фонд Sistema SmartTech, принадлежащий АФК «Системе».
В клиентах компании больше двух тысяч мелких и крупных бизнесов — в том числе «Вкусвилл», Baskin Robbins, Sunlight, Samsonite, Blue Sleep, «Экомаркет», UniZoo, Kuchenland и другие — и они могут обеспечить стартапу выручку в миллиард рублей к концу 2021 года.
RB.RU побеседовал с одним из основателей, Кириллом Евдаковым, об отношении к курьерам, ускорении рынка и о том, насколько прорывными можно считать технологическое решение и бизнес-модель стартапа.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Прорыв на стыке моделей
— На рынке немало вариантов доставки «день-в-день». В чем особенность «Чекбокса»?
— Лучше всего нас описать так: золотая середина между классической курьерской службой со своими курьерами и быстрой доставкой через такси.
Скажем, если сделаете заказ у DHL — к вам тоже приедет одетый в форму молодой человек, вежливый и прекрасно говорящий по-русски. Доставка в день заказа обойдется примерно в две тысячи рублей, временной интервал составит несколько часов.
Если закажете такси в «Яндекс.Доставке» — это будет очень быстро, машина приедет за считанные минуты, да и момент получения точно рассчитают. Но вот вопрос — может ли бизнес позволить себе регулярно отправлять посылки заказчикам по расценкам такси, особенно в пиковые часы?
Мы стараемся сохранять качество и цену старой доброй курьерской доставки и догонять такси по скорости: доставляем за пару часов, в интервал от тридцати минут.
Делаем и гиперлокальную доставку пешком — в рамках часа. Стоимость при этом не меняется: 400 рублей для нерегулярных заказов, 200-250 рублей для заказов от 100-150 штук в день. Другими словами, поддерживаем экономику доставки следующего дня, но доставляем в день заказа.
— Звучит заманчиво. В чем подвох?
— Не подвох, а челлендж (смеется). И он лежит на нас — огромный вызов состоит в том, чтобы строить максимально оптимальные маршруты, то есть не терять на простое и «холостом пробеге» курьеров и в то же время быть способными обработать все заказы в высоконагруженные часы.
Как происходит обычно? Компании весь день копят заказы, ночью строят маршруты и доставляют посылки на следующий день или позже. Если доставка происходит день в день, то курьер везет буквально несколько заказов и его маршрут уже не меняется — все это в разы повышает конечную стоимость.
Наша основная ценность в том, что мы не привязаны к необходимости ждать — логистика выстраивается автоматически, в режиме реального времени. Например, для нас нормален «эффект бабочки» — когда один входящий заказ приводит к тому, что система перестраивает тысячи маршрутов просто потому, что теперь каждому курьеру лучше повезти другой заказ.
Как итог, получаем низкую себестоимость, но не за счет того, что копим заказы и заставляем своих клиентов ждать, а за счет того, что объединяем множество заказчиков в единую сеть.
— Вы изначально планировали сделать акцент на технологиях?
— Казалось, что да — ведь на момент первого заказа у нас было ноль курьеров, восемь разработчиков и два дата-сайентиста.
Мы понимали — если сидеть группой энтузиастов в гараже и пилить решение — через год мы сделаем совершенное, технологичное и никому не нужное нечто.
Поэтому в мае 2019 года, еще не имея никакого ИТ-продукта и даже сайта, завели элементарную Google-таблицу и стали принимать первые заказы через WhatsApp, развозили тоже своими силами. Через неделю сделали форму, которая сама стала заносить данные в ту же таблицу. Только в сентябре появилась первая версия алгоритма — но уже тогда она увеличила почасовую прибыль с одного курьера в четыре раза по сравнению с ручным распределением заказов.
Препятствия на маршруте
— Уже случалось, что ваш алгоритм самовольно изменял время доставки. Как гарантировать, что это не повторится?
— Действительно, осенью 2020 года система «взбунтовалась» — оказалось, дело было в «поломанном» обновлении. В поисках лучшего решения по распределению система должна была встраивать заказы в рамках слотов или предлагать альтернативное время, но в результате ошибки в коде стала считать оптимальный слот запрошенным временем, буквально замещая то, что указали партнеры.
Конечно, ошибку мы быстро обнаружили и исправили, и перед клиентами извинились. Чтобы не повторить такого, изменили процессы тестирования — теперь перед публичным релизом все изменения проходят проверку на симуляциях. Но и это не дает стопроцентной защиты от удивительных багов.
— Помимо технических сбоев, с какими сложностями сталкивались?
— Поначалу мы уперлись в то, что необходим как можно более точный прогноз дорожной ситуации. Да, есть готовые решения для бизнеса вроде 2ГИСа, «Яндекс.Маршрутизации» и Google Maps — но они обойдутся в сотни тысяч рублей в год.
Учитывая, что наша система перестраивает маршруты тысяч курьеров тысячи раз в день, и каждый запрос обходится в несколько рублей, для нас бы это стоило еще больше — миллионы рублей. Выбора не было, кроме как научиться делать собственные прогнозы. Представьте наше удивление, когда мы узнали, что до нас ни один российский курьерский сервис не реализовывал такого решения самостоятельно.
Потом, для работы алгоритма требуются данные и сами заказы — чем больше, тем эффективнее маршрут, ниже себестоимость заказа и цена для конечного потребителя. Поэтому мы ограничены крупными городами с развитой бизнес-экосистемой: держать фиксированную цену можем, только если получаем не менее тысячи заявок в сутки.
Из-за этого весной этого года нам, к сожалению, пришлось уйти из Краснодара, где начинался наш проект — мы поняли, что даже если захватим 100% рынка, его объемов будет недостаточно и наша юнит-экономика не сойдется. Для сравнения, Москва обогнала Краснодар по общему объему заказов на третью неделю после открытия.
— Не задумывались о B2С-нише — возможно, там было бы проще?
— Если под B2C-доставкой подразумеваются сервисы с собственной «витриной» вроде сервисов доставки еды из ресторанов, то мы даже не думали об этом — эта история уже несколько лет как достаточно хорошо реализована.
Если говорить о C2C-доставке, то есть обмене посылками и письмами между частными лицами — «Чекбокс» для этого подойдет, но это направление составляет всего 1,5-2% от наших объемов.
В первую очередь мы отталкивались от аудитории, которую знаем, понимаем, и которой хочется помочь — это предприниматели.
На 2019 год адекватного B2B-сервиса «день-в-день» для ритейла просто не было, несмотря на то, что на рынке доставки годами существуют известные компании. И небольшому магазинчику, например, шоуруму одежды в инстаграме, оставалось или за счет покупателя оформлять дорогую доставку, или предлагать самовывоз.
Доставка мужьями как реальный конкурент
— Малый бизнес зачастую доставляет собственными силами — это препятствие для вас?
— И правда, доставка «by муж или подруга» была первым нашим соперником, и до сих пор чаще всего мы конкурируем по объему именно с внутренней логистикой, которая, правда, теперь выражена в сотнях собственных курьерах крупных ритейлеров.
А вообще мы в одном поле с краудсорс-сервисами вроде Dostavista, курьерскими службами вроде DHL Express и СДЭКа и экспресс-доставками — например, Dalli. То есть конкурентами мы не обделены (смеется).
— Кто из крупных игроков ближе всего к вашей модели?
— Есть два подхода к определению конкурентов. Первый — прямолинейный, с оглядкой на операционку и фичи. Но это неверный подход. Верный — посмотреть, чьим аналогом вас считают потребители. Для «Чекбокса» это в первую очередь «Яндекс.Go», Gett и Dostavista.
— Дружите с конкурентами?
— В логистике не бывает идеального баланса спроса и предложения, и потому выгодно коллаборироваться. Например, в США давным-давно реализован шеринг поставок — почтовый госсервис USPS и частная служба экспресс-доставки UPS уже много лет «возят» друг друга.
Думаю, России это тоже предстоит, потому что в конечном счете задача каждого бизнеса — не обставить конкурентов, а удовлетворить рынок. Мы, например, рассматриваем возможность предоставления своих технологий другим компаниям — по типу PaaS.
— Тем не менее, рынок высококонкурентен. Как считаете, ваша технология может изменить правила игры?
— Можно провести параллель с SSD- и HDD-дисками. Первые были быстрее и мощнее, но долгое время использовались только как флешки — все компьютеры были заточены именно под HDD-диски. Полноценно использовать SSD первыми начали энтузиасты, легкие на подъем.
Так и у нас: только вместо дисков — новые алгоритмы, а вместо компьютеров — устоявшаяся инфраструктура и бизнес-процессы e-commerce. Начинали мы с маленьких цветочных бутиков, кондитерских и шоурумов, а сейчас работаем и с очень крупными ритейлерами.
Через несколько лет в больших городах просто не останется бизнеса, который будет доставлять в течение нескольких дней, уйдут «ручные» маршруты и опоздания курьеров на несколько часов.
Последняя миля первой важности
— Доставку до двери, ту самую последнюю милю, можно считать лицом бизнеса — ее все стараются сделать быстрее, приятнее и дешевле. Вас не пугает суперконсьюмерский мир, где идет борьба за секунды?
— Неважно, пугает или нет — это реалии. Никто никогда не захочет ждать дольше и платить больше. Потребители будут все более и более избалованными, а наша задача — не просто поспевать за их желаниями, а двигать их вперед.
Но в логистике пока не идет речь о секундах — в отличие от рынка такси, где каждая лишняя минуты ожидания может лишить вас клиента. Доставщики тоже окажутся в этом дивном новом мире, но сейчас мы стремимся снизить медианное время доставки до одного часа. Пока что быстрее, чем за час, доставляем около 30% заказов — но уже в следующем году планируем доставлять с такой скоростью больше 50% всех посылок.
Потом, важна не только скорость, но и точность.
Если вам пообещать доставку с двух до трех, а курьер приедет на полчаса позже, потому что застрял в пробке или потому что перекрыли улицы из-за митинга, вы не будете входить в его положение.
И вот тут счет уже на минуты. На данный момент у нас погрешность в точности времени доставки — от пяти минут в ту или иную сторону — меньше, чем в 2% от всех заказов. Это очень хороший результат.
— Малому бизнесу сложно участвовать в этой гонке?
— В том и дело, что наша технология равняет всех игроков в плане курьерской доставки. Даже с одной доставкой в день вы становитесь частью сети из тысяч заказов и получаете скорость и качество по оптовой цене. Изначально наша миссия — сделать доступным сервис уровня гигантов даже бизнесу одного человека.
— Какие компании приносят большую часть выручки?
— В Москве у нас чуть больше двух тысяч партнеров. В Питере «Чекбокс» официально запустился в начале этой недели — сейчас там подключаем первые локальные бизнесы и сети, которые уже работают с нами в столице.
Больший объем продаж делают, конечно, крупные игроки, но мы никак не выделяем их. Если говорить о сферах, то порядка 40% заказов приходится на продукты питания, а остальные товары — цветы, косметика, одежда, техника и документы — распределены равномерно.
— Помимо нового баланса цены и скорости, что дает бизнесу подключение к вашей системе?
— Мы заметили одну интересную штуку: как только один из игроков вводит доставку за пару часов, остальные начинают суетиться и тоже сокращать время. Но больше всех растут в продажах первые; вторые и третьи заметно увеличивают количество заказов; остальные не получают дополнительного роста, но и не перейти вслед за конкурентами уже не могут — иначе потеряют покупателей.
Поэтому месседж простой: чем быстрее, тем лучше.
— Вы называете клиентов партнерами. Почему?
— Мы растем, только если растут они: не будет продаж у бизнеса — не будет заказов доставки.
Поэтому у нас нет отдела продаж, а есть отдел развития, KPI которого больше связаны с развитием партнеров, чем с количеством заключенных контрактов. Для этого отслеживаем два редких показателя: совокупный рост партнера и количество повторных заказов. Так, мы заметили, что частота повторных заказов в течение полугода возрастает у большинства партнеров — с 10% до 30-35%. Но тут, конечно, сказывается и общее влияние экспресс-доставки.
— А вообще бизнес сложно переходит на новый внешний сервис доставки?
— По-разному. У нас есть клиенты, которые год не могут решиться, а потом прибегают с горящими глазами и просят запуститься за неделю.
Вообще за все время работы понял, что особенности склада, сборки и прочего — лишь отговорки.
Как только прижимает, даже самому крупному бизнесу требуется несколько дней, чтобы все пересмотреть — пандемия это доказала.
Может быть, без нее наш стартап и не дожил бы до массового интереса. А так после начала апрельского локдауна у нас одномоментно выросло количество заказов в 3,5 раза.
— Сколько вам удается зарабатывать?
— За 2020 год мы выручили 88 млн. руб, а за первое полугодие этого года — больше 225 млн. руб. Что касается капитализации, по последнему раунду АФК «Система» оценила нас в 1,3 миллиарда рублей.
Мы прибыльны по юнит-экономике, но глобально работаем в убыток — все реинвестируем в разработку и сервис. Наш следующий milestone — это перевалить за миллиард рублей выручки, оптимистично рассчитываем достичь этого уже в этом году.
Универсальные солдаты универсального рынка
— Вы работаете с разными товарами. То есть один курьер может везти и мороженое, и торт, и букет?
— Да, курьеров учим возить все: соблюдать температурный режим, правильно нести и раскладывать, транспортировать с учетом всех нюансов и так далее. Чтобы стать таким универсальным солдатом, каждый из них проходит обучение, тренинг, аккредитацию: несколько часов теории даем в офисе, первые дни работы новичок работает с ментором, а дальше проводим регулярные итерации дополнительного обучения по мере изменения сервиса.
Из-за высокого ценза нам не так просто привлекать достаточное количество курьеров, но мы постоянно работаем над этим. Сейчас в нашей базе данных больше трех тысяч курьеров, и последние полгода она удваивается каждые два месяца.
— Не планируете двигаться в сторону просветительских проектов — школы для курьеров, например?
— Таких проектов пока нет, но мы непрерывно думаем о том, как сделать профессию курьера более престижной и уважаемой. Это не немой человечек с желтой или зеленой сумкой за плечами — это представитель бизнеса, коммуникатор, по значимости примерно как официант.
Поэтому отсеиваем не только курьеров, вступающих в конфликт с покупателями, но и компании, которые грубят или давят на наших курьеров. Такое редко, но случается — и последствия должны быть для обеих сторон.
— Кто в основном идет работать к вам курьером? Часто ли сменяются?
— Несмотря на то, что курьеры оформлены как самозанятые — то есть трудовые льготы вроде больничного или отпуска не предусмотрены, месячный отток минимальный, около 3-5%.
В доставку приходят самые разные люди — но всем им нужен дополнительный заработок. Интересно, что в пандемию состав курьеров несколько изменился.
Приходили люди, которые лишились работы, например, с нами массово начали работать бортпроводники из Домодедово.
— В пиковые периоды набираете больше людей?
— Благодаря разным сферам можно сказать, что у нас весь день — сплошной пик. Обычный день наших курьеров выглядит так: утром отдал множество заказов-завтраков и продуктов, забрал партию нескоропортящихся товаров на складе и целый день развозит их, попутно передавая документы между офисами, а вечером по дороге захватывает пару букетов.
Ежедневно на линии выходит около трети всех курьеров — и каждый доставляет примерно по 20-25 заказов в день. Таким образом получается равномерно загружать людей и обеспечивать им заработок выше рынка — более пяти тысяч рублей за полный день.
Куда спрос заведет
— Планируете кастомизировать сервис?
— Да, сейчас мы прорабатываем направление аутсорса доставки по целым районам — например, по такой схеме работаем со «Вкусвиллом». На практике это выглядит так: берем определенную территорию, набираем и обучаем под нее команду курьеров, интегрируемся в систему партнера и полностью закрываем вопрос логистики для него.
Это не только снимает с бизнеса головную боль по передаче заказов или поиску курьеров, но и позволяет нарастить скорость доставки до 30 минут. А при достаточно большом объеме — от 500 заказов в день — себестоимость одной доставки в таких условиях падает до 100-150 рублей.
Сложность в том, что пока что можно по пальцам двух рук пересчитать российские компании, для которых такой плотный аутсорс имеет смысл — тут нужны крупные ритейлеры с несколькими сотнями или хотя бы десятками дарксторов.
— И какая тут у вас маржа?
— Точных цифр раскрывать не можем, но если говорим про аутсорс, то в зависимости от коммерческих условий наша прибыль в среднем составит менее 10%. Вообще к ценообразованию подходим индивидуально: запрашиваем у партнера данные и считываем по полученному датасету, какие условия для стимуляции доставки можем предложить.
— Учитывая предыдущий опыт, вы, наверное, рассматриваете выход за рубеж?
— Мы время от времени обсуждаем это с командой как глобальный шаг, но на данный момент конкретных планов нет. Да, был опыт запуска за рубежом, понимаем плюсы, минусы и подводные камни, но сейчас достаточно дел в России.
К тому же «Чекбокс» срабатывает именно в сочетании наших технологий и операционки, а в Америке, например, условия для найма курьеров совсем другие — и бизнес-модель придется полностью пересматривать.
— Россия — тоже развивающийся рынок, хотя сейчас наша страна в авангарде доставки. Концентрируемся на ней, а в перспективе будем выбирать между США и Европой.
— Для этого понадобятся мощные инвестиции. Но про новый раунд еще рано говорить?
— Верно, мы только-только закрыли очередной раунд и ярко выраженной потребности в инвестициях пока нет. И потом, сложно понять, что и как именно будет — мы обдумываем глобальные шаги, бюджет на которые рассчитать пока что невозможно.
— Вы не задумывались о привлечении или покупке других стартапов, которые бы могли усилить вашу экосистему?
— Ох, честно говоря, нет — но, может, просто пока что не встречали стартапы, которые могли бы что-то усилить. По моим наблюдениям, мы единственные на рынке, кто так плотно занимается оптимизацией маршрутов и прогнозами спроса в нише доставки.
Вот и получается, что все ключевое мы делаем сами, а ресурсов и времени на что-то неключевое у нас нет. В любом случае, наша компания еще не такая большая, чтобы об этом думать.
— В идеале видите себя международной компанией?
— В идеале, да, но сейчас у нас краткосрочная политика — четкие планы строим только на несколько недель. Есть представление, видение и желание, но они могут больно стукнуться о реальность. Скажем, российский рынок e-commerce не будет бурно расти много лет подряд — нужно ожидать и выхода на плато, и просадки.
Мнение рынка
Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК
Интерес к доставке, конечно, сейчас очень высок. Но к 2024-2025 годам мы выйдем на плато, и, чтобы не увлечься чрезмерно, нужно четко понимать, за счет чего рынок растет.
В электронной коммерции есть классические ниши — fashion, beauty, техника, товары для детей, товары для дома — они стабильно растут на 20%-30% ежегодно и составляют до 70% всех отправок. Новые ниши — например, e-grocery и e-pharma — увеличивают общий объем рынка доставок и подтягивают его рост до 37% в год.
Так, в прошлом году на новые сегменты пришлось порядка 830 миллионов отправлений, в этом году планируется больше 1,1 миллиарда. Также можно говорить, что на рост рынка доставок в целом оказывают влияние маркетплейсы, которые фактически агрегируют возможности корзин всех типов на своей стороне, давая пользователю заказать множество товаров из разных категорий в одном месте.
Другой тренд — уход все большего количества ритейлеров от полного цикла к аутсорсу, в том числе и логистики, дабы не растить у себя по нескольку центров экспертизы сразу. Верю, что тут будут сосуществовать крупные компании-аутсорсеры и малые предприятия, которые за счет своего размера более подвижны и адаптивны в моменте, а значит, укрепят рынок и дадут мотивацию гигантам перестраиваться под тренды времени.
В этом отношении история «Чекбокса» отлично вписывается в рыночную канву: мы тоже активно рассматриваем решения для перемещения грузов от прямых складов без необходимости дополнительной их агрегации или консолидации на других складских площадях.
Да и в целом приятно, что российский региональный стартап смог получить отечественные инвестиции и планирует развивать рынок логистики как в России, так и за рубежом. Главное, чтобы ИТ-инфраструктура (как самого стартапа, так и клиентов) была готова к таким нагрузкам.
Юрий Гугнин, основатель инвестиционной платформы Karma
Сегодня очевидные и капиталоемкие ниши заливаются деньгами, потому что фонды боятся упустить момент. Если фонд не вложился в популярную тему, а в итоге в ней вырастут несколько компаний стоимостью в миллиарды долларов, то оправдаться перед инвесторами будет непросто. А в случае «несыгравшей» инвестиции можно сказать, что стартап проиграл более сильным мировым игрокам, и никто не расстроится.
Рынок доставки во всем мире сейчас перегрет благодаря надежде на продолжение карантинов и ускорение перехода массовых пользователей в онлайн-коммерцию. Инвесторы входят во все проекты с подходящими командами и даже небольшим трекшеном.
Однако у фаундеров «Чекбокса» хороший опыт в логистике, они уже набили шишек с Fasten в США. Теперь за ними стоят крутые организации, включая «Вкусвилл» и АФК «Систему». А значит, как минимум в первые годы проект будет заметно расти. Но вот что дальше — непонятно: в США, Китае, Индии уже есть свои крупные игроки и свои влиятельные инвесторы.
В России есть «Яндекс», «Сбер» и Mail, которые привыкли делать все сами, а если и покупать стартапы, то не переплачивать. Учитывая малое количество людей и низкую платежеспособность населения России, вряд ли на этом рынке понадобится больше 3-4 игроков.
В этом и есть минус очевидных горячих историй: если ты не успел самым первым или не присоединился к самому крупному фонду — придется постараться для крупного экзита. Но, в любом случае, появление новых интересных стартапов, которые в перспективе могут потеснить корпорации, очень вдохновляет.
Гоша Семенов, CEO DTC бренда товаров для сна Blue Sleep
Я работал с разными сервисами доставки и могу сказать, что «Чекбокс» заметно выделяется среди других sameday-доставок — как по скорости, так и по цене. С точки зрения бизнеса они очень выгодны, с точки зрения конечных покупателей — очень удобны. Можно сказать, что этот стартап — настоящий прорыв на российском рынке B2B-доставки.
Мы доверяем «Чекбоксу» доставки по всей Москве, а скоро отдадим и Петербург. В том числе благодаря этому сервису объем доставок наших товаров растет на 70% ежемесячно даже без рекламного продвижения — думаю, эти цифры говорят сами за себя.
Я думаю, что совсем скоро весь малый бизнес откажется от своих курьеров в пользу аутсорса. Да и крупный держится за собственные службы доставки по большей части от безысходности, а не из-за выгоды — внутренняя логистика корпораций закладывалась тогда, когда сервисы бизнес-доставки не существовали в принципе.
«Яндекс.Go» и Dostavista отказались от комментариев.
Все фото: предоставлены пресс-службой
Благодарим Анастасию Удальцову за помощь в подготовке материала