чеканка правительством медной более дешевой монеты чем серебряной привела к
Тест «Народные движения 17 в.»
Народные движения 1 вариант
1. Соляной бунт произошел в:
а) 1645 г. б)1648 г. в)1653 г. г) 1667 г.
2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
б) кризису финансов страны и отмене медных денег
в) увеличению доходов казны
г) росту налогов и крестьянскому восстанию
3. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:
а) посадские люди в) казаки
б) крестьянские отряды г) стрелецкие отряды
4. Поговорка: «Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день» появилась в связи с:
в) восстанием под предводительством Василия Уса
г) Соловецким восстанием
5. «Бунташным» веком называют а) вторую половину XVI в. б) все XVI столетие
в) первую половину XVII в. г) весь XVII в. 6. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
а) бироновщина б) Смута в) пугачёвщина г) церковный раскол
7. Что требовали от правительства Алексея Михайловича помещики?
а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей
б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов
в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений
г) Отмены льгот для иностранцев
8. В чем было отличие Соляного и Медного бунтов?
а) Проходили в разных городах
б) В одном случае с восставшими жестоко расправились, а в другом царь приказал никого не наказывать
в) Разный социальный состав участников бунтов
г) В одном случае восставшие выступили против бояр и чиновников, а в другом – против царя и вообще системы монархии
9. Установите соответствие между датой и событием. ГВАБ
Поход Василия Уса на Москву
Подавление восстания С. Разина
10. Какое казачество стало ядром движения С. Разина?
а) кубанское б) Запорожское в) Донское г) Кубанское
11. Что такое струги?
а) Вооружение восставших крестьян в виде рогатин
б) Быстроходные казачьи суда
в) Осадные орудия, использовавшиеся разинцами
г) Крепостные укрепления, создаваемые казаками
12. Какие порядки устанавливались в районах, занятых разинцами?
а) Отменялась частная собственность
б) Торговля и любые денежные расчеты запрещались
в) Распускался чиновничий аппарат
г) Выплачивались государственные налоги
Черты, свойственные восстанию под предводительством Степана Разина 1670—1671 гг.
а) грабительский характер
г) столкновение с иностранными государствами
д) распространение посланий
е) охват очень большой территории
ж) участие представителей нерусских народов
14. Восстановите последовательность событий:
а) взятие царскими войсками Астрахани 1671
б) Медный бунт 1662
в) Соборное уложение 1649
г) взятие восставшими под предводительством Степана Разина Царицына 1670
д) Церковный собор, проклявший противников реформ
е) избрание Никона патриархом 1652
15. 10. По какому принципу образован ряд?
Степан Разин, Василий Ус, Федор Шелудяк
16. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.
«Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились. и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их».
Народные движения 2 вариант
1. Медный бунт произошел в:
а) 1649 г. б) 1665 г. в) 1662 г. г) 1670 г.
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
г) восстание под предводительством Степана Разина
4. Самая распространенная форма протеста в XVII в.:
а) побег в) поджег и разорение помещика
б) бунт г) восстание
5. Церковный раскол в церкви в России привел к;
а) распространению ересей
б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
6. Какой лозунг стал основным в движении С. Разина?
а) Освобождения от крепостной зависимости
б) Свержения самодержавия
в) Уничтожения сословного деления и частной собственности
г) Отделения Дона от России
7. Какие положения относятся к событиям Соляного бунта?
Отказ стрельцов от расстрела простых москвичей, ворвавшихся в Кремль
Убийство восставшими Б. Морозова
Попытка вручить Алексею Михайловичу челобитную грамоту при его въезде в Москву с богомолья
Высылка Б. Морозова из Москвы
Жестокая расправа с восставшими и массовые казни в Москве
Тестовая работа по истории России на тему «Народные движения ХVII в.» (7 класс)
Народные движения 1 вариант
1. Соляной бунт произошел в:
а) 1645 г. б)1648 г. в)1653 г. г) 1667 г.
2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
б) кризису финансов страны и отмене медных денег
в) увеличению доходов казны
г) росту налогов и крестьянскому восстанию
3. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:
а) посадские люди в) казаки
б) крестьянские отряды г) стрелецкие отряды
4. Поговорка: «Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день» появилась в связи с:
в) восстанием под предводительством Василия Уса
г) Соловецким восстанием
5. «Бунташным» веком называют а) вторую половину XVI в. б) все XVI столетие
в) первую половину XVII в. г) весь XVII в. 6. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
а) бироновщина б) Смута в) пугачёвщина г) церковный раскол
7. Что требовали от правительства Алексея Михайловича помещики?
а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей
б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов
в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений
г) Отмены льгот для иностранцев
8. В чем было отличие Соляного и Медного бунтов?
а) Проходили в разных городах
б) В одном случае с восставшими жестоко расправились, а в другом царь приказал никого не наказывать
в) Разный социальный состав участников бунтов
г) В одном случае восставшие выступили против бояр и чиновников, а в другом – против царя и вообще системы монархии
9. Установите соответствие между датой и событием. ГВАБ
Поход Василия Уса на Москву
Подавление восстания С. Разина
10. Какое казачество стало ядром движения С. Разина?
а) кубанское б) Запорожское в) Донское г) Кубанское
11. Что такое струги?
а) Вооружение восставших крестьян в виде рогатин
б) Быстроходные казачьи суда
в) Осадные орудия, использовавшиеся разинцами
г) Крепостные укрепления, создаваемые казаками
12. Какие порядки устанавливались в районах, занятых разинцами?
а) Отменялась частная собственность
б) Торговля и любые денежные расчеты запрещались
в) Распускался чиновничий аппарат
г) Выплачивались государственные налоги
Черты, свойственные восстанию под предводительством Степана Разина 1670—1671 гг.
а) грабительский характер
г) столкновение с иностранными государствами
д) распространение посланий
е) охват очень большой территории
ж) участие представителей нерусских народов
14. Восстановите последовательность событий:
а) взятие царскими войсками Астрахани 1671
б) Медный бунт 1662
в) Соборное уложение 1649
г) взятие восставшими под предводительством Степана Разина Царицына 1670
д) Церковный собор, проклявший противников реформ
е) избрание Никона патриархом 1652
15. 10. По какому принципу образован ряд?
Степан Разин, Василий Ус, Федор Шелудяк
16. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.
«Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились. и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их».
Народные движения 2 вариант
1. Медный бунт произошел в:
а) 1649 г. б) 1665 г. в) 1662 г. г) 1670 г.
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
г) восстание под предводительством Степана Разина
4. Самая распространенная форма протеста в XVII в.:
а) побег в) поджег и разорение помещика
б) бунт г) восстание
5. Церковный раскол в церкви в России привел к;
а) распространению ересей
б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
6. Какой лозунг стал основным в движении С. Разина?
а) Освобождения от крепостной зависимости
б) Свержения самодержавия
в) Уничтожения сословного деления и частной собственности
г) Отделения Дона от России
7. Какие положения относятся к событиям Соляного бунта?
Отказ стрельцов от расстрела простых москвичей, ворвавшихся в Кремль
Убийство восставшими Б. Морозова
Попытка вручить Алексею Михайловичу челобитную грамоту при его въезде в Москву с богомолья
Высылка Б. Морозова из Москвы
Жестокая расправа с восставшими и массовые казни в Москве
помогите.
Выберите правильный ответ.
1. Медный бунт произошел в:
а) 1649 г. б) 1665 г. в) 1662 г. г) 1670 г.
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и приня тия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Моро зова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
б) Соляной бунт в) Медный бунт
г) восстание под предводительством Степана Ра зина
4. Самая распространенная форма протеста в XVII в.:
а) побег в) поджег и разорение помещика
б) бунт г) восстание
5. Церковный раскол в церкви в России привел к:
а) распространению ересей б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
6. Выберите правильные ответы
Социальные группы, участвовавшие в восстании под предводительством Степана Разина:
а) купечество б) казаки
в) крестьяне г) дворянство
д) мелкий служивый люд е) городские низы
ж) представители низшего духовенства з) народы Поволжья
7. Восстановите последовательность событий:
а) поход восставших под предводительством С. Ра зина «за добычей»
б) церковная реформа в) Соловецкое восстание
г) деятельность Филарета как соправителя царя
д) Соляной бунт
е) неудача восставших под предводительством С. Разина под Симбирском
Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к : а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии б) кризису финансов страны и отмене медных денег в) увеличен?
Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к : а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии б) кризису финансов страны и отмене медных денег в) увеличению доходов казны г) росту налогов и крестьянскому восстанию Основной противник России после Смуты : а) Крымское ханство б) Речь Посполитая в) Швеция г) Дания.
Первое к росту налогов и крестьянскому восстанию
второе противником стала речь посполитая.
7 класс основным военным противником России в 17 веке была : а)Турция б)Швеция в)Речь Посполитая?
7 класс основным военным противником России в 17 веке была : а)Турция б)Швеция в)Речь Посполитая.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИТОГОМ СМУТЫ?
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИТОГОМ СМУТЫ?
Выберрите из перечня три причины городских восстаний 17 века и обведите 3 цифры 1)рекрутские наборы в армию 2)усиление налогового гнета 3)выпуск медных денег 4)церковные реформы 5)рост цен на соль и х?
Выберрите из перечня три причины городских восстаний 17 века и обведите 3 цифры 1)рекрутские наборы в армию 2)усиление налогового гнета 3)выпуск медных денег 4)церковные реформы 5)рост цен на соль и хлеб.
Основным военным противником россии в XVII в?
Основным военным противником россии в XVII в.
Была А)Турция Б)швеция В)речь посполитая.
Восстание в Москве 1547 г привело к : 1) наступлению Смуты 2)реформированию государственного управления 3)отмене пожилого 4) переезду правительства в Александровскую слободу?
Восстание в Москве 1547 г привело к : 1) наступлению Смуты 2)реформированию государственного управления 3)отмене пожилого 4) переезду правительства в Александровскую слободу.
Укажите неверный ответ?
Укажите неверный ответ.
Причиной упадка Османской империи стало : 1) уменьшение доходов султанской казны, 2) увеличение численности армии, 3) рост налогов и повинностей, 4) уклонение части воинов от участия в походах.
Почему правительству Николая 1 не удалось приостановить рост общественного недовольства?
Почему правительству Николая 1 не удалось приостановить рост общественного недовольства?
Почему несмотря на отмену крепостного права рост числа крестьянских восстаний продолжался?
Почему несмотря на отмену крепостного права рост числа крестьянских восстаний продолжался.
В 1646г русским царем был принят указ о соляном налоге?
В 1646г русским царем был принят указ о соляном налоге.
Затем было сокращено жалование стрельцам.
А в 1654г серебряные деньги были заменены на медные ( в 1662г за один серебряный рубль давали 14 медных).
Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения.
1 назовите имя царя, упоминаемого в тексте.
2 к каким двум бунтам привели описываемые меры?
3 почему гнев народа в итог был направлен не против царя, а на бояр?
«Бунташный» век. Урок истории в 7-м классе
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи: развивать умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: проектор, экран, доска, карточки из цветной бумаги, рисунки учащихся на тему “Народные выступления XVII в.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Игра “Угадай-ка”.
Б) Определите по характеристике имя исторической личности.
— Русский царь из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Вошел в историю как “Тишайший” царь. (Алексей Михайлович)
— Руководитель и идейный вдохновитель старообрядцев. Бывший друг патриарха Никона. За свои взгляды был заключен в монастырь. За непокорность был приговорен к казни. (Протопоп Аввакум)
— Был в польском плену. В 1619 году провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим сыном. (патриарх Филарет)
— Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом “священство выше царства” вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)
3. Постановка целей и задач урока.
Сегодня предметом нашего изучения будут являться народные выступления, приходящиеся на время правления царя Алексея Михайловича, то есть какие?
Вопрос, который мы должны решить сегодня на уроке, следующий:
“Как объяснить, что век был “бунташный”, а прозвище царя Алексея Михайловича “Тишайший”, хотя “тишины” во время его правления в стране не было.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, какие были причины массовых народных выступлений в XVII веке, что подготовило его “бунташность”. Пока мы будем это выяснять, попросим некоторых из вас начать на доске заполнение таблицы, которая поможет дать представление о характере и массовости народных выступлений.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Несколько учащихся заполняют таблицу.
Народные выступления в XVII веке.
Соляной бунт | Медный бунт | Восстание Степана Разина | Соловецкое восстание |
дата | |||
участники | |||
Причины | |||
Требования восставших | |||
Итоги, результат |
В это время учитель проводит беседу с классом.
Народные выступления в XVII веке носили массовый характер, в них участвовали представители разных слоев общества. Чтобы лучше это представить, посмотрим на таблицу.
Народные выступления в XVII веке
Соляной бунт | Медный бунт | Восстание Степана Разина | Соловецкое восстание | |
год | 1648 | 1662 | 1667-1671 | 1668-1676 |
участники | Горожане, стрельцы, крестьяне | Посадские люди. | Казаки, беглые крестьяне, посадские люди | Монахи, крестьяне, разинцы |
Причины | 1) усиление налогового гнета. |
2) Повышение цены на соль.
2) Голод и дороговизна из-за выпущенных медных денег.
2) Скопление на Дону беглых крестьян, холопов, недовольство усилением крепостного права.
2) Церковная реформа, преследование старообрядцев.
Теперь вернемся к нашему вопросу, почему век был “бунташный”, а царь получил прозвание “Тишайший”? Есть ли здесь противоречие? (Нет. “Бунташность” была связана со сложностями экономического развития страны, а наименование “Тишайший” было дано за благочестие царя, его религиозность, за его личные качества, а не за проводимую им политику).
5. Контроль усвоения.
Тест
Вариант 1.
1. Соляной бунт произошел в:
2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
б) кризису финансов страны и отмене медных денег
в) увеличению доходов казны
г) росту налогов и крестьянскому восстанию
3. Поговорка: “Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день” появилась в связи с:
в) восстанием под предводительством Степана Разина
г) Соловецким восстанием
4. “Бунташным” веком называют
а) вторую половину XVI в.
б) все XVI столетие
в) первую половину XVII в.
5. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
г) церковный раскол
6. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.
“Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились. и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их”.
Ответ: Алексей Михайлович.
1. Медный бунт произошел в:
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
г) восстание под предводительством Степана Разина
4. Церковный раскол в церкви в России привел к;
а) распространению ересей
б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
5. Что требовали от правительства Алексея Михайловича посадские люди?
а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей
б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов
в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений
г) Отмены льгот для иностранцев
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идет речь.
“То, что современники назвали XVII столетие “бунташным” веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далёкого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жёстким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностям, пристрастиям в быту он сильно отличался от русского тирана XVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим”.
6. Рефлексия. Какие выводы мы можем сделать из урока?
Таким образом, современники назвали XVII век “бунташным”. Это было время массовых народных выступлений. Оформление крепостного права и рост налогов в условиях перехода к рыночным отношениям, к капитализму были главными причинами усиления борьбы народных масс. Народные выступления способствовали тому, что правительство с одной стороны, шло на некоторые уступки (издание Соборного Уложения, прекращение выпуска медных денег), с другой, народные выступления вынуждали царя усиливать свою власть: в России складывался абсолютизм. Подобные процессы происходили и в других странах.
7. Домашнее задание: подготовьте рассказ от лица участника любого народного выступления XVII в.