чего ждать в 10 классе
Эксперты назвали проблемы при сдаче ЕГЭ в десятом классе
«Завучи в школах грубо нарушают права учеников: отговаривают их подавать заявление на досрочную сдачу, запугивают»
Пандемия внесла неприятные коррективы в порядок сдачи ЕГЭ этим летом, и одна из них – отмена досрочной сдачи экзамена в 10 классе. Теперь Общественный совет при Рособрнадзоре рекомендует федеральной службе вернуть эту возможность. Новость хорошая, но в процедуре «досрочки» по-прежнему существует множество недостатков. Мы узнали у экспертов, какие трудности поджидают школьников при попытке сдать экзамен в 10-м классе, и в чем плюсы досрочного ЕГЭ.
Последние несколько лет учащиеся 10 классов, которые официально успевали пройти программу по предмету, могли подать заявление на досрочную сдачу госэкзамена. Но из-за ковида «досрочку» исключили, чтобы уменьшить количество сдающих ЕГЭ. Председатель общественного совета при Рособрнадзоре ректор МГПУ Игорь Реморенко подписал 30 сентября протокол заседания совета, в котором, среди прочих, есть и пункт о возврате этой практики. По его словам, им поступало много просьб вернуть досрочную сдачу.
Учитель литературы и блогер Мария Кучерова, которая занимается проблематикой ЕГЭ, высказала «МК» свою точку зрения на это решение:
– Досрочная сдача ЕГЭ в 10 классе – это очень хорошая практика. Понятно, что многие об этой возможности даже и не слышали, а пользуются этим правом вообще единицы. Зачем сдавать ЕГЭ на год раньше? Ответ очевиден: чтобы не сдавать часть экзаменов в 11-м классе. Кто-то из ребят хочет попробовать свои силы заранее, ведь в случае «осечки» и недовольства набранными баллами можно будет спокойно исправить положение в 11 классе, пересдав этот экзамен. Ограничения есть лишь для профильной математики. Результаты ЕГЭ действуют 4 года, и если вы сдавали экзамен по одному и тому же предмету несколько раз, то в вуз можно подать результат самой удачной из всех попыток. Досрочно можно сдать абсолютно любой ЕГЭ, но при одном важном условии – прохождение школьником программы по данному предмету должно быть официально закончено. Говоря простыми словами, к концу учебного года у школьника должна стоять итоговая оценка по конкретному предмету (по которому он планирует сдавать ЕГЭ) не ниже «3».
– А каким образом можно пройти всю программу по предмету к концу 10-го класса?
– Обычно итоговые оценки в 10-м классе в большинстве школ готовы поставить по русскому языку, математике и географии. Эти предметы чаще всего сдаются досрочно. Для этого от ученика даже не требуется переводиться на индивидуальный план обучения. Итоговые оценки к концу учебного года все 10-классники имеют на вполне законных основаниях. Если же школьная программа не предусматривает полное прохождение учебной программы по предмету к концу 10-го класса, тогда школьнику нужно заранее позаботиться о том, чтобы пройти эту программу и получить итоговые оценки в индивидуальном порядке. Индивидуальный план учебы и такой же индивидуальный план досрочной аттестации по тем или иным предметам возможен при переходе на семейную форму обучения. Каждый учащийся имеет право перевестись на семейное обучение в любой день, и для этого необязательно ждать окончания четверти или триместра.
Летом 2020 года права ребят, желающих сдать досрочно ЕГЭ после 10-го класса, были грубо нарушены. В связи с пандемией им было запрещено участвовать в ЕГЭ, хотя они были зарегистрированы на участие в ГИА и потратили массу времени на подготовку.
Как выяснил «МК», отношение к досрочникам из 10-х классов у чиновников прохладное. Например, сдать любой ЕГЭ в 10 классе при условии прохождения всей учебной программы можно, а написать итоговое сочинение вы сможете только в 11 классе. Чиновники от образования не торопятся урегулировать данный вопрос – 10 лет не хватило, чтобы решить этот казус!
Права детей нарушают не только чиновники, но и администрация школ. Школьники и родители жалуются, что учителя или завуч не просто отговаривают их подавать заявление на досрочную сдачу, но и запугивают, обманывают, утверждая, что такого права у них нет. Надо ещё побороться за это право со школьной администрацией.
В прошлом году (еще до пандемии) чиновники решили ограничить количество сдающих ЕГЭ по математике странным способом: они запретили выпускникам 2020 года, сдавшим в 10 классе ЕГЭ по базовой математике, записываться в 11 классе (через год) на ЕГЭ по профильной математике.
Сейчас чиновники решили вернуть детям право сдавать ЕГЭ в 10 классе. Это хорошая новость, говорят эксперты, но хотелось бы только, чтобы нормативные документы были составлены в пользу детей: подумали, наконец, как можно сдать итоговое сочинение в 10 классе, а также не ограничивали возможность пересдачи экзаменов в 11 классе.
Еще одна недавняя новость о ЕГЭ, взволновавшая школьное сообщество и родителей, – о возможной отмене единого госэкзамена для тех, кто не планирует поступать в вузы. Как писал «МК» 28 сентября, такое предложение в Рособрнадзор действительно поступило, но до официального решения по нему необходимо провести анализ целесообразности этого шага, а затем вынести его на обсуждение на экспертном и общественном уровнях.
Какова цена пребывания троечников в старших классах
Если школьник отставал по математике с 6–7 класса – обучение в десятилетке станет для него мучением
Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.
Школьник отлично знает, что если уж его приняли в 10-й класс, то будут с ним возиться до выпуска. Фото PhotoXPress.ru
Сегодня вопросы повышения качества школьного образования стоят как никогда остро. Обсуждаются различные идеи и проекты: цифровизации школьного образования, участия в процессах обучения ведущих российских компаний, смешанного обучения и т.п. Все это прекрасно и прогрессивно. Однако неплохо бы проанализировать, кого же предстоит учить с использованием всех этих замечательных методов и технологий?
Если основное среднее образование (9 классов) в России обязательное, то переход школьника в 10-й класс – дело добровольное. После 9-го класса можно пойти учиться в колледж, лицей, техникум или вообще завершить свое образование. Именно так поступают многие дети и их родители в случае, когда успехи чада в школе далеки от хороших и отличных оценок. Многие, но не все. Кто же из троечников идет в 10-й класс? Какие причины служат основой таких решений?
Начнем с того, что решение принимается, когда подростку всего 15 лет. Авторитет родителей очень высок, материальная зависимость от них практически полная. И если родители скажут – в школу, то в школу.
Родители любят своих детей. И хотят им лучшей судьбы. Надеются, что чадо повзрослеет, поумнеет и станет лучше учиться. И иногда так и бывает. Но только иногда. За весь процесс обучения в старших классах не скажу, но про математику извольте. Если ребенок запущен по математике с 6-го или 7-го класса, не понимает квадратных уравнений и планиметрических задач, то логарифмы, степенная и показательная функции, производные и интегралы, тригонометрия и стереометрия станут для него просто мучением. И никакие репетиторы тут не спасут.
Хочу отметить одну особенность. Бедные семьи реже отправляют своих детей-троечников в 10-й класс, чем более обеспеченные семьи. Это объясняется тем, что после 9-го класса можно обучиться в колледже или в техникуме бесплатно, а вот после 11-го класса это возможно только за деньги. А в бедных семьях деньги хорошо умеют считать.
Теперь обратимся к причинам, по которым в 10-й класс стремится сам троечник.
Во-первых, это привычка. За девять лет обучения ребенок привык к школе. И не готов ничего менять. Это может быть страх перед новым учебным заведением и новым коллективом учеников. Это может быть привязанность к школьным друзьям, которые тоже идут в 10-й класс. Это может быть подростковая влюбленность…
Вторая причина – лень. За годы учебы в школе ребенок привык, что иногда можно и опоздать, и прогулять. Записка родителей часто заменяет справку из медучреждения, а за невыполненную домашнюю работу далеко не всегда ставят двойки. Сюда же относится банальное нежелание трудиться. Ведь в колледжах нужно осваивать специальность, а в школах этого никто не требует.
Третья причина – безнаказанность. Школьник отлично знает, что если уж его приняли в 10-й класс, то будут с ним возиться до выпуска. И как-нибудь оценку «удовлетворительно» натянут. Почему так принято в школах? Это отдельная большая и больная тема, связанная с системой оплаты труда учителей. Здесь обсуждать не будем.
Последствия пребывания – именно пребывания, а не учебы – троечников в старших классах плачевны. Они не только снижают показатели школ, но и мешают более успешным ученикам осваивать достаточно трудный материал. А в случае активного поведения на уроках еще и подрывают дисциплину. Средний балл по ЕГЭ (математика профиль) из года в год растет, что отрадно. Но пока этот балл составляет 56,5. И получить такой балл можно, вообще не решая сложных задач с развернутым ответом, которые большинству троечников недоступны. Очевидно, что без троечников средний балл по ЕГЭ существенно вырос бы.
По статистике, 11 классов заканчивает примерно 650 тыс. учеников. Возьмем по минимуму – 500 тыс. Значит, в 10-м и 11-м классах ежегодно учится миллион детей. Один ученик при бесплатном обучении в старших классах обходится государству в 50–200 тыс. руб. в год в зависимости от региона. Снова возьмем по минимуму – 50 тыс. Число троечников в классе колеблется в диапазоне от 20 до 30%. Снова возьмем минимальные 20%. Перемножим и получим 10 млрд руб. в год. Такова цена обучения троечников в старших классах. Окупаются ли эти затраты – большой вопрос.
Школы пытаются не допускать слабых учеников в старшие классы. Но пока это носит сугубо неформальный характер, на уровне уговоров. Хотя и в вузах, и в престижных колледжах давно уже существует понятие проходного балла. Почему бы не воспользоваться этим опытом и при отборе в старшую школу?
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Подросток в 10 классе подводные камни обучения
Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В это период у подростков неизбежно возникают новые трудности – в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Ранняя юность – период от 13-14 до 16-17 лет – время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек уже очень мало чисто детских черт, но и взрослыми их не назовешь, так как многое еще сохранилось от детства. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания, социальных установок, мировоззрения; близость к завершению школы требует профессионального самоопределения. Старшие школьники уже интеллектуально зрелые люди, но психически, да и физически тоже, они далеки от полной взрослости. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и далеко не всегда наши уже совсем большие дети думают в это время исключительно об учебе.
Итак, ваш любимый подросток перешел в 10 класс. Какие трудности могут подстерегать родителей в первые месяцы учебы?
1. Сложности в учебе.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Как правило, слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, бывший ранее отличником, может «скатиться» на четверки или даже тройки.
Особенно часто это случается в тех случаях, когда ребенок поступает в другое учебное заведение, тем более в «профильное», с более сложной программой – там критерии оценки знаний иные, чем в родной школе. Главное – не огульно ругать подростка, а попробовать разобраться. Плохие оценки и упреки дома могут не только существенно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в поведении – ребенок может стать замкнутым, мрачным, отдалится от родителей.
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети совершенно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть необходимое время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся школьник, какие предметы сложнее всего ему даются, и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителя, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это результат изменившихся требований учителей.
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с новыми правилами.
Не следует ругать ребенка, бывшего прежде отличником, за то, что он «съехал». Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь, а также существенно снизить самооценку подростка (в этом возрасте от самооценки зависит если не все, то очень многое). Не рассматривайте плохие оценки, как трагедию. Кроме того, учитывайте и здоровье школьника.
2. Следующая проблема, с которой может столкнуться десятиклассник – это взаимоотношения в коллективе. Как правило, десятые классы делаются сборными, часто дети приходят из других школ. Первые месяцы обучения становятся не только периодом адаптации к новым условиям, но и временем обретения статуса среди сверстников.
Чем могут помочь в данном случае родители?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками без крайней на то необходимости. В противном случае вы рискуете зарекомендовать свое чадо «маменькиным сынком». Пятнадцатилетний подросток должен научиться выстраивать отношения сам.
Если ребенка не приняли в коллектив, нужно оказать ему психологическую поддержку дома. Как можно чаще указывайте ребенку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования. Четкая, разумная политика поможет подростку в формировании адекватной самооценки. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки ребенка. Человек, который реально оценивает свои силы и возможности, который понимает, что люди –разные и не обязаны подстраиваться только под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо напротив считает себя образцом поведения.
Надеемся, что вам, дорогие родители, помогут эти советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей.
Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/id47925164
Список использованной литературы:
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под.ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.:Просвещение, 1989.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб.пособие для студентов высш.уч.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
С чего начать подготовку к ЕГЭ в 10 классе?
Лев Левицкий
Ты читаешь эту статью и учишься в 10 классе? Тогда твои шансы поступить на бюджет в топовый вуз повышаются многократно! Ведь это значит, что ты замотивирован целых два года идти к своей мечте. Сегодня мы расскажем, как выстроить стратегию подготовки к ЕГЭ в 10 классе.
Шаг 1. Определяемся с профессией
Самое главное — понять, кем ты хочешь стать. Если ты с детства мечтал стать врачом и с пятого класса не вылезаешь из учебников по биологии, твоей определенности можно только позавидовать! Но для многих десятиклассников всё не так однозначно…
Часто ребята выбирают профессию и потом понимают, что им нужно сдавать предмет, к которому они раньше вообще не готовились. Или ориентируются на топовый вуз и осознают, что придется приложить огромные усилия ради высоких баллов. Тогда появляется тревога, что что не получится подготовиться самому, всех репетиторов уже разобрали и никаких адекватных вариантов нет.
Статистика печальна: 70% выпускников не работают по специальности. Чаще всего ребята разочаровываются в будущей профессии, но под давлением родителей или обстоятельств остаются в вузе. 3 года потерпеть осталось, а там что-нибудь придумаю…
Пора исправлять эти проблемы. Бросить вуз трудно психологически, ещё труднее – когда ты так и не знаешь, кем хочешь стать. Поэтому мы предлагаем тебе помощь наших специалистов по профориентации! Вместе мы подберём для тебя профессию мечты, которая подходит тебе по предпочтениям, интересам, ценностям и способностям, а также будет актуальной и перспективной! Мы разработаем для тебя индивидуальную стратегию подготовки к ЕГЭ, чтобы ты точно исполнил свою мечту.
Еще на консультации ты узнаешь больше о профессиях и современном рынке труда. К сожалению, в школах не рассказывают, что по-настоящему из себя представляют даже самые распространённые профессии. Как выбрать, если даже не знаешь, из чего выбирать? Мы решаем эту проблему! Кстати, после консультации тебя ждут ценные подарки по профориентации 🙂
Шаг 2. Определиться с вузами
После профориентации нужно определиться с вузом. Если хочешь получить техническую специальность, лучше идти в профильный технический вуз, например, МФТИ, МГТУ им. Баумана, Политех им. Петра Великого, МИСиС и т.д. Если речь гуманитарную специальность, то РГГУ, МГЛУ, ГАУГН. В профильных вузах складывается сообщество научных сотрудников и преподавателей, а это очень важно для качества образования. Можно пойти на «Рекламу» в университет авиастроения, но вряд ли там будут лучшие преподаватели.
Если ты хочешь поступить в МГУ или ВШЭ, стоит смотреть на определённые направления. В МГУ сильные технические специальности, биохимия. В ВШЭ — лучшее в России экономическое, социологическое образование. Артемий Лебедев лестно отзывался о школе дизайна ВШЭ как о лучшей в России и даже одной из лучших в Европе.
Не менее важно узнать, какая в вузе атмосфера, какие есть внеучебные возможности, как дела с жильем и столовой. Может быть, для тебя важно отсутствие дресс-кода? Или в вузе отмечают присутствие? Найди в соцсетях ребят, которые учатся в вузе — и пообщайся с ними. Все мои знакомые с удовольствием отвечают абитуриентам!
Еще можно найти тематические группы в соцсетях, которые делают специально для поступающих — или сходить на день открытых дверей. Если начать готовиться к поступлению и ЕГЭ в 10 классе, у тебя будет много времени — успеешь провести разведку 🙂
Шаг 3. Определиться с предметами
По правилам 2021 года ты можешь подать документы в пять вузов. Советуем тебе создать табличку со всеми вариантами поступления заранее, чтобы отсечь неподходящие и оставить только пять.
С 2021 года вузы смогут ставить вариативные экзамены: например, для поступления на направление «Химия» в СПбГУ нужно сдать русский язык, химию и математику либо физику. Поэтому с выбором экзаменов будет немного легче. Нобязательно запиши в таблицу желаемых вузов запиши экзамены, которые туда нужно сдавать. Вдруг вуз оставил только один набор ЕГЭ!
Подробнее о том, что изменилось в правилах поступления 2021 года, читай здесь.
Шаг 4. Выбрать способ подготовки
Теперь нужно выстроить стратегию подготовки. Есть несколько вариантов. Мы рассмотрим плюсы и минусы каждого.
Самостоятельная подготовка
Это не значит, что никто не готовится к ЕГЭ самостоятельно. Но это трудно. Есть шанс наткнуться на устаревшие или неверные рекомендации к решению. А проверить себя самостоятельно в творческих заданиях в принципе невозможно.
Репетитор
Если у тебя нет проблем с деньгами, это хороший вариант. Но нужно найти настоящего профессионала, лучше – эксперта ЕГЭ, что получается не с первого раза. Поиск и смена репетиторов = головная боль и трата драгоценного времени.
Онлайн-курсы
Но в MAXIMUM мы решили эти проблемы. Наши преподаватели проходят аттестацию несколько раз в год, а перед вступлением в команду – тестирование и профессиональное обучение. Еще у нас есть кураторы для организационных вопросов, у каждого ограниченное количество учеников, чтобы уделить внимание каждому.
Курсы при вузе
Такая подготовка подойдёт для олимпиад или в качестве дополнительных занятий, но на ЕГЭ может только помешать. Были случаи, когда ребята показывали на экзамене свои знания, выходящие за рамки школьной программы, и им за это снижали баллы. Один парень даже подал в суд на комиссию ЕГЭ по обществознанию. Иск отклонили, хотя экономисты согласились с тем, что выпускник ответил правильно. Поэтому на ЕГЭ важно не только помнить материал, но и знать, что стоит писать, а что нет.
Теперь ты знаешь, как выстроить подготовку к ЕГЭ в 10 классе! Подведем итоги. Для начала нужно определиться с будущей профессией — для этого тебе пригодится бесплатная консультация со специалистами MAXIMUM. Там ты разберешься со своими интересами, узнаешь свои сильные стороны и профессиональные области, которые тебе подойдут. После этого нужно определиться с вузом, предметами и способом подготовки. Удачи! Готовься к экзаменам вместе с MAXIMUM — и у тебя все получится 🙂
Собираюсь идти в 10 класс,но есть одна проблема.Я забросил математику с 6 класса.Что можете посоветовать?Какие-нибудь ресурсы,чтобы был хоть какой-то интерес.?
Этот предмет дается даже последнему ослу, если он выполняет то, что нужно, и занимается постоянно.
Ты молодец, что решил этим заняться, и никогда не поздно. Я как раз спохватился в 9-10 классе и сумел все нагнать.
Самый простой совет, который я могу тебе дать: осваивай математику небольшими шагами, блоками. Но так, чтобы эти блоки у тебя были отточены до изнеможения.
К примеру, в 10 классе ты можешь увидеть, что учительница строит на доске какие-то графики.
Ты услышишь слова «линейная функция» и увидишь уравнение y=kx+b.
Если ты не понял, о чем она говорит, то приходи домой, открывай учебник и читай все, что найдешь про линейные уравнения, и решай.
Еще небольшой совет, который мне стыдно было давать в этом году девятиклассникам. Вы же, блин, дети, выросшие на интернете.
Используй Youtube. На ютубе ты сможешь найти разбор любой темы в таких деталях, что будешь знать лучше своего учителя. Потому что порой лекцию на ютубе записывают педагоги намного компетентнее учителя из твоей школы.
Еще один важный момент: не пугайся.
Если ты многое пропустил, то осваивай все постепенно и не торопись: тема за темой, блок за блоком. Не думай, что сейчас ты решил взяться за дело и тебя за одну неделю ждет результат, нет.
Выбирай маленькую тему и затачивай до изнеможения, затем переходи дальше
Лекции на ютубе. Например, вбиваешь «квардратные уравнения» и смотришь.
Готовься работать долго и не жди быстрого результата. Математика требует терпения.