чего в мире больше порядка или беспорядка
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Умеренный беспорядок лучше идеального порядка
Умеренный беспорядок лучше идеального порядка
2. Память плюс. Не нужно удалять документы с компьютера только потому, что в них нет сиюминутной надобности. Используйте монитор как внешнюю память. Чем больше файлов на нём, тем больше шансов рождения из этой мешанины новых соображений. Нужно что-то срочно найти? Пользуйтесь базовым поисковиком.
Однако не все так однозначно. Профессор Колумбийского университета Эрик Абрахамсон подверг критике такие ортодоксальные, устаревшие взгляды. Он утверждает, что жизнь в беспорядке позволяет проявить человеку больше гибкости и маневренности. Профессор заметил, что умеренная неорганизованность способствует развитию нестандартного мышления у людей, которые в жизни бывают творчески активными. Они более эффективны многих аккуратистов.
Кроме этого, позитивный беспорядок благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, успокаивает и значительно снижает стресс. Действительно, мы порой не задумываемся о цене, которую нужно платить за организованность и порядок. Оправдывает ли наша аккуратность затраты тех сил и энергии, которые необходимы для поддержания чистоты и порядка в доме. Возможно, прав профессор Абрахамсон, и следует придерживаться максимально допустимого беспорядка?
Британские исследователи доказали, что идеально чистый дом опасен для здоровья. Ведь чтобы его достичь, применяется множество всевозможных средств бытовой химии. И дети, вдыхающие испарения чистящих средств, чаще всего заболевают астмой.
Поэтому, наверное, следует привыкать к определенному беспорядку. Главное: он экономит наше время. Чтобы найти необходимую вещь на безукоризненно чистом рабочем месте, человек тратит приблизительно на треть больше времени, чем тот, у кого на столе «художественный» беспорядок. Не говоря уже о времени, затраченном на наведение порядка и на запоминание, где что лежит.
Несколько слов в защиту беспорядка
Очень часто видимый беспорядок означает индивидуально усовершенствованную систему определенной классификации. Так, сотрудники, стол которых завален кучей всевозможных бумаг, очень быстро могут отыскать необходимые документы. Дело в том, что именно они на своем столе и применили индивидуальную систему классификации, разложив все бумаги по отдельным стопкам: срочные, не очень срочные и те, которые можно подготовить попозже. Так что видимый беспорядок вовсе не свидетельствует о хаосе.
Не всегда беспорядок в доме означает неразбериху в мыслях. К примеру, Зигмунд Фрейд в своем домашнем рабочем кабинете содержал антиквариат в количестве двух тысяч различных предметов. Александру Флемингу немытая после бактериальной культуры чашка поспособствовала в открытии пенициллина.
Беспорядок, по мнению многих, способствует развитию способностей, является толчком к творческим поискам. И наоборот, строгий, идеальный порядок сковывает художественные порывы, широту мысли. Богемный образ жизни преодолевает предрассудки, зашоренность взглядов. Поборов зацикленность на общепринятых постулатах, допустив определенный беспорядок в лабораториях, многие ученые сделали научные открытия: в результате были открыты рентгеновские лучи, появились пластмассы-проводники и многое другое.
Если мы, наконец, привыкнем к беспорядку, то нам удастся намного облегчить себе жизнь. Например, дети никак не приучатся застилать кровать, умываться, затем завтракать. Психологи считают, что этим они выражают протест против раз и навсегда установленного в доме порядка. Многим детям нравится хотя бы изредка нарушать привычные ритуалы. Возможно, и взрослым это полезно? А не слишком ли все «упорядочено»?
Но не следует путать упорядоченность с неорганизованностью.
Беспорядок в доме влияет на умственное развитие ребёнка
Уточню, что не количество денег и роскошь оказывают наибольшее влияние, а то, как семейным имуществом распоряжаются родители. В самом обычном доме, где вещи находятся на своих местах, вырастают люди, готовые к самореализации в самостоятельной жизни. У них все получается в дальнейшем. Они собраны, деловиты, не пропускают мимо внимания удачные жизненные шансы.
• 79% людей высказывают мнение о том, что испытывали бы большее удовольствие от своей жизни, если бы в ней было больше порядка и организованности;
• 60% испытывают чувство вины, когда в доме или на рабочем месте у них беспорядок;
• 70% считают, что доверять можно человеку, более организованному.
Балашов Л. Философия
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
К разделу «Введение. Что такое философия?»
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.
Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
— Дайте развернутый ответ.
К разделу «История философии»
Дайте развернутый ответ.
— Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
К разделу «Философская картина мира»
“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).
Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?
Дайте развернутый ответ.
Гегель: “. все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).
Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
Приведите примеры этой ошибки.
Дайте развернутый ответ.
К разделу «Философия человека»
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
— Дайте развернутый ответ.
А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним».
Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».
— Дайте развернутый ответ.
А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).
Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).
— Попробуйте реконструировать ход его мысли.
Нет, весь я не умру
Душа в заветной лире мой прах переживет
И тленья убежит
Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?
Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).
Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.
— Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.
В Россию можно только верить
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).
“Сила женщины — в ее слабости”.
“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;
Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Ответ аргументируйте, приведите примеры.
— Дайте развернутый ответ.
На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.
— Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).
Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
— Дайте развернутый ответ.
Выбор задачи — исключительно по желанию студента.
* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
Задача взята из: А.Н.Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
См. предыдущую сноску.
Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.
«Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).
К разделу «Философия деятельности»
Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
А. Один ум хорошо, а два лучше.
Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).
— Дайте развернутый ответ.
Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
А. Правда хорошо, а счастье лучше.
Б. Платон мне друг, но истина дороже.
Приведите примеры каждого из этих состояний.
А. Всё познается в сравнении.
Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).
А. «. во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
Дайте развернутый ответ.
— Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.
А.: “. художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они. должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]
Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)
Разное
А. (Притча о самаритянине) «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (. ) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Евангелие от Луки 10; 25-37).
Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.
“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)
“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.
А. “Не в силе правда, а в правде сила”.
Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).
“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
«Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)» (цитата из книги).
А. «. ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
— Дайте развернутый ответ.
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.
А. Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)
Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.
(А. М. Горький)
«Мы не замечаем прекрасного, пока не лишаемся его» (из кинофильма).
— Дайте развернутый ответ.
Пояснения и методические рекомендации
1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса («что такое философия?», «история философии», «философское понимание мира», «философия человека», «философия деятельности»). Кроме того, в отдельный раздел «Разное» помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.
На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.
5. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях — по усмотрению преподавателя.
(Бес)порядочные люди: как на нас влияет бардак
Вещей становится всё больше, а места — всё меньше, эта ситуация знакома многим. Что делать? Современный мир верит в эффективность простых, но результативных шагов. Если вокруг себя всё как следует организовать, то и жизнь наладится. Разгреби авгиевы конюшни на рабочем столе — и станешь продуктивнее и спокойнее. На самом деле не всё так однозначно. Да, хаос, действительно, мешает нам сосредоточиться, но восприятие вещей «не на своем месте» субъективно и во многом зависит от нашей личности.
Порядок традиционно ассоциируется с «правильной» жизнью, что отражено среди прочего и в языке. Если мы уяснили информацию, то удовлетворенно замечаем, что «разложили всё по полочкам». А о человеке, совершающем сумасбродные поступки, мы скажем, что у него «крыша поехала» (нарушена традиционная конструкция дома, что ведет к хаосу). Детские авторы, желая показать сбившегося с пути школьника, одевают его в рваную шапку или заставляют забыть учебник. Вот, например, отрывок из «Дяди Степы» Сергея Михалкова:
Шли из школы две подружки —
В белых фартуках болтушки.
В сумках — книжки и тетрадки,
А в тетрадках всё в порядке.
Вдруг навстречу озорник,
В ранце — с двойками дневник,
Нет эмблемы на фуражке,
И ремень уже без пряжки.
Сразу понятно, кто тут знает, как жить, а кому предстоит долгий путь к исправлению. Хотя, казалось бы, у человека просто нет эмблемы и пряжки на ремне! Но привычка делать выводы о ком-то только по виду его пальто отнюдь не пережиток прошлого.
Да, возможно, когда все читали «Дядю Степу», мир был более линейным и предсказуемым, и сегодня мы должны толерантнее относиться к хаосу, ведь теперь наша реальность — пространство VUCA: неустойчивое, неопределенное, сложное и двусмысленное.
Однако потребность человечества в гармонии и порядке в последние годы только возросла.
Британское исследование показало, что мы теряем до девяти предметов каждый день, или 198 743 за всю жизнь, и около 10 минут в сутки посвящаем поискам разной мелочевки вроде ключей. Хорошо еще, если не приходится двигать диван!
По оценкам экспертов, в среднем в американской семье есть порядка 300 000 вещей, от скрепок до гладильной доски. Неудивительно, что среди них мы всё еще не можем найти ключи от машины.
И дом, милый дом, который должен быть приютом отдыха и вдохновенья, начинает раздражать и превращается в источник стресса. Поэтому эксперты всех мастей наперебой учат нас правильно разгребать завалы, а «индустрия порядка» процветает.
Система Flylady, разработанная американкой Марлой Силли, представляет собой микс вдохновляющих аффирмаций и советов по уборке, которая отнимает не более 15 минут в день. Сегодня на официальную страницу в «Фейсбуке», посвященную этой методике, подписано более полумиллиона человек, а книги Марлы читают по всему миру. На русском языке «Школа Флайледи» в 2019 году вышла в пятом переиздании.
Еще более успешным стал проект Мари Кондо, американки, выпустившей книгу «Магическая уборка». Журнал Time внес ее автора в топ-100 самых влиятельных людей мира. А в 2019 году на Netflix вышел одноименный сериал: улыбчивая японка приходит в дома людей, которые никак не могут найти ключи, и предлагает им выбросить часть скрепок, гладильных досок, а заодно гору других вещей, затрудняющих передвижение по квартире. Главный критерий прост: приносят ли они радость владельцу? К концу серии выясняется, что избавляться от хлама намного приятнее, чем хранить его.
Наука против хлама
Беспорядок, действительно, отрицательно сказывается на нашей продуктивности. Американские нейробиологи с помощью МРТ выяснили, что мы гораздо лучше обрабатываем информацию, если в поле зрения нет разбросанных бумаг и пакетов с чипсами, или, как выразились ученые, «конкурирующих стимулов». Чем чище ваш рабочий стол, тем проще вам удерживать внимание на задаче и сохранять концентрацию.
В другом исследовании была установлена связь между уровнем стресса сотрудников и состоянием окружающего их пространства. Если у вас в офисе вечно стоит шум и гам, свет слишком резко бьет в глаза, а стол загроможден посторонними предметами, то вы не только хуже справляетесь с рабочими задачами, но и испытываете дополнительное беспокойство.
Нашему мозгу нравится видеть в мире некую упорядоченность, а постоянные следы энтропии в поле зрения истощают его когнитивные ресурсы, как и музыка от коллеги за соседним столом.
Ученые из Чикагского университета провели опрос среди трех групп: 20-летних студентов, молодежи в возрасте около тридцати и респондентов 50+. Исследователи установили связь между домашним беспорядком и склонностью к прокрастинации. И непонятно, что первично: то ли нам труднее разобрать завалы на столе, потому что мы отъявленные «откладыватели на потом», то ли, наоборот, чем больше памятных кружек мы расставили, тем труднее нам приняться за работу. Обнаружили ученые и еще одну любопытную закономерность — чем старше человек, тем меньше он удовлетворен своей жизнью. Но опять же, может, дело в другом: когда всё идет под откос, станем ли мы раскладывать по ящикам канцелярию? Посвятим ли время грамотной организации рабочего пространства? Или на фоне общего упадка вопрос, куда сунуть стикеры, кажется сущей мелочью?
Творческий беспорядок
Возможно, дом, где живут целеустремленные и довольные люди, должен быть цитаделью минимализма: аккуратные полки, книги и закладки на них разложены по цветам… Однако вряд ли гостей в таком жилище будет встречать художник. Ведь артистическим натурам надлежит обитать в хаосе, посреди нагромождений несуразных вещей. Если у вас, как у Холли Голайтли, телефон в чемодане, а туфли в холодильнике, скорее всего, вы работаете в креативной индустрии. Это всё стереотипы, скажете вы? Ученые могут вам возразить.
Психологи из Университета Миннесоты предложили студентам придумывать новые способы использования мячиков для пинг-понга. Но одной группе повезло сидеть в чистой и аккуратной комнате, а другую заперли в помещении с разбросанной бумагой и прочим хламом. Выйдя из царства бардака, ребята предложили более смелые креативные идеи, чем их коллеги, которые смотрели на аккуратный интерьер.
Исследователи считают, что «правильная» среда, в которой всё структурировано и разложено по местам, делает нас более осторожными, заставляя считаться с условностями. А беспорядок, наоборот, подталкивает к отказу от традиций и поиску новых форм.
Кстати, ученые предполагают, что похожим образом мы ведем себя и в интернет-пространстве. Чинный, по протоколу оформленный сайт министерства отбивает всё желание придумать неожиданный комментарий с дерзкой гифкой.
Личное отношение к личной собственности
Психологов из Университета Южной Калифорнии заинтересовало, как связан уровень стресса человека с его восприятием собственного дома. Ученые выясняли, какие слова используют люди для описания своего жилища, а заодно замеряли у них показатели выработки кортизола в разное время дня. И гипотеза подтвердилась: у тех, для кого дом — «милый уголок», способствующий восстановлению, уровень гормона стресса действительно был ниже. А респонденты, которые жаловались на бардак и, окидывая взглядом комнату, сообщали, что в ней танцевал слон, чувствовали напряжение и беспокойство.
Интересно, что ботинки, разбросанные по прихожей, и забытые под диваном чашки бесили не всех. Чаще сокрушались по поводу беспорядка замужние женщины — и именно у них к концу дня уровень кортизола не снижался. Руководитель исследования объяснил, что бардак — в глазах смотрящего. Если вы считаете, что это ваша обязанность — следить за порядком, то вы и будете негодовать, заметив, что вещи снова оказались в «неположенном месте». У каждого из нас свое восприятие мира и представление о том, где на самом деле должны находиться эти дурацкие ботинки. Потому и реагируем мы на один и тот же хаос по-разному.
Популярный совет — устранить беспорядок и избавиться от лишнего хлама — выглядит простым решением. Но только на первый взгляд.
Выбрасывание вещей, как и их покупка, сопровождается выделением дофамина и вызывает чувство удовлетворения. Вынося на помойку очередной тюк с одеждой, которая не подошла, и непригодившейся утварью, мы вознаграждаем мозг.
А это часто приводит к тому, что мы просто покупаем новые вещи взамен старых — покруче, помоднее, подороже. О таком развитии событий предупреждает Софи Скотт, невролог из Университетского колледжа Лондона.
Вторая проблема заключается в том, что мы склонны привязываться к вещам, а порой они и вовсе становятся частью нашей идентичности. Выбросить толстовку, в которой мы первый раз ходили на свидание? А странные «счастливые» очки от солнца, подаренные ныне покойной бабулей? Про магнитики на холодильник можно даже не говорить. Лондонский художник Майкл Лэнди двадцать лет назад провел яркую акцию под названием «Разрушение». Он публично уничтожил все свои личные вещи. Их оказалось 7227, включая автомобиль, куртку отца и любовные письма.
Один и тот же метод — выбрать то, от чего пора избавиться, — рождает самые разные трактовки. Автор небольшого исследования, проведенного в 2017 году, подробно опросил 11 человек, которые следовали пути радости… то есть советам по расхламлению от Мари Кондо. И респонденты сообщили, что испытали затруднения. Например, было не очень понятно, как именно предметы должны приносить радость. Функциональные вещи вроде мясорубки не вызывают ликования, но значит ли это, что их пора выбрасывать? Какого рода вообще должна быть «радость»? Можно ли испытать ее, глядя на точилку для карандашей? Или это, скорее, повод почувствовать себя кретином?
Так что, несмотря на ажиотаж вокруг темы порядка, следовать общим схемам в таком деле трудно. У каждого из нас особые связи с вещами, да и отношение к самой уборке может быть разным. Зато всегда приятно посмотреть на людей, которые уносят коробки в секонд-хенды. Теперь они наверняка станут счастливее и продуктивнее.