чего нельзя есть евреям

Запрещенная и разрешенная пища

В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Разрешены лишь те млекопитающие, которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Не обладающие обоими признаками или имеющие только один из них запрещены (верблюд, свинья, заяц, барсук). «Чистые» животные: крупный и мелкий рогатый скот, олени, косули и пр.

Разрешены только те виды рыб, которые имеют плавники и чешую. То есть нам нельзя есть многие «дары моря», признающиеся съедобными у других народов: омары, устрицы, креветки, трепанги, крабы, каракатицы и т.п. Нельзя употреблять в пищу икру некашерных рыб.

Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида. На основе этого списка мудрецы Талмуда сформулировали признаки птиц, запрещенных к употреблению в пищу. Главным образом это хищники или те, кто поедает падаль: стервятники, вороны, ястребы, совы, страусы, пеликаны, аисты, цапли и т.д. К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей, уток, индюков, голубей.

Земноводные, грызуны и насекомые запрещены, так же как и все существа, «ползающие на чреве», т.е. пресмыкающиеся.

Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называются в Торе тагор — чистые. Все некашерные живые существа называются тамэ — нечистые, а также шекец — мерзкие или тоэйва — отвратительные. Однако обычно их характеризуют термином трефа, как любое мясо (даже кашерно-го животного), непригодное в пищу в соответствии с еврейскими законами.

Запрещены также яйца, молоко, икра всех некашерных животных, птиц и рыб. Единственным исключением является пчелиный мед, который особо разрешен Торой.

Еврейский свод законов включает также некоторые санитарные указания. Продукты, которые приносят вред здоровью, нельзя употреблять в пищу, даже если они разрешены правилами кашрута. Основанием для этого служит требование Торы: «Оберегайте жизни ваши…» (Дварим, 4:15).

Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, которые умерли естественной смертью или не были зарезаны особым способом, называемым шхита». «Не ешьте никакой падали…» (Дварим, 14:21); «…режь [животных] из крупного и мелкого скота твоего… как я заповедал тебе…»(Дварим, 12:21).

Правила шхиты сохранила для нас Устная Тора, и касаются они только скота и птицы, но не рыбы: «…мелкий и крупный скот зарезан для них… рыбы моря собраны для них…» (Бемидбар, 11:22).

Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное страдало минимально и чтобы удалить из мяса как можно больше крови. Очень острым ножом без малейшей зазубрины моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно, а сам разрез безболезнен (человек, порезавший палец острой бритвой, чувствует боль лишь секунду-две спустя). Лучшие психологи, патологоанатомы и другие ученые утверждают, что еврейский способ забоя животных —самый гуманный. Кроме гуманности, шхита имеет еще одно существенное преимущество перед любыми другими методами забоя: она гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является непременным требованием кашрута. Не вызывает сомнения, что это требование соответствует современным взглядам на гигиену питания.

Шохет — не просто еврейский резник. Шохет обязан быть глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы шхиты. Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий документ от раввината. Будучи уверены в знаниях и благочестии шохета, евреи часто приглашают его исполнять и другие обязанности, особенно в маленьких общинах. Процедура шхиты детально разработана в Талмуде (трактат Хулин, 1,2) и кодифицирована в «Шулхан арухе» (раздел «Йорэ деа», 1:28).

Тора запрещает употреблять в пищу кровь даже кашер-ного скота и птицы (но не рыб): «Крови же никакой не ешьте… ни птиц, ни скота… А кто будет есть кровь, душа того истребится из народа своего» (Вайикра, 7:2б,27).

Чтобы не нарушать эту заповедь, кровь нужно удалять одним из двух способов: либо вымачиванием и солением, либо обжариванием над огнем или в электропечи.

Если животное или птица были правильно зарезаны, но их мясо приготовлено не по еврейскому закону, оно становится некашерным. Так, если во время варки или обжаривания без предварительного кашерования из мяса вытекает оставшаяся после убоя кровь, — все содержимое сковороды или кастрюли становится некашерным.

Нельзя обжаривать мясо на сковороде, кровь должна вытекать свободно.

Гриль, вертел, решетку, на которых кашеровали мясо, необходимо прокалить для дальнейшего употребления.

Сырое мясо нужно тщательно вымыть и посолить перед обжариванием.

После того, как мясо прожарено, его нужно промыть три раза, чтобы удалить кровь. После этого можно готовить любым способом.

Способ кашерования обжариванием применяют, в основном, для приготовления печени, которая содержит очень много крови. Обычное же мясо кашеруют вымачиванием и солением.

Кашерование вымачиванием и солением

Прежде всего мясо тщательно моют в холодной проточной воде, затем кладут на полчаса в миску с холодной водой. Вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается.

Мороженое мясо нельзя солить до тех пор, пока оно не оттает полностью.

После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его густо солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки) солью средней зернистости. Обычная столовая соль слишком мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того, чтобы вытягивать кровь.

Посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь могла свободно стекать. Доску, в которой есть отверстия, нет надобности наклонять.

Мясо должно лежать на доске в течение часа (при особых обстоятельствах этот срок можно сократить до восемнадцати минут).

Через час соль нужно тщательно смыть холодной проточной водой. Теперь мясо можно варить, жарить или печь.

Миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать в других целях.

Мясо кашеруют сразу после покупки. Во всяком случае, не следует откладывать обработку больше чем на семьдесят два часа с момента шхиты. Если все же кашерование приходится отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно промыть в холодной воде до того, как истекут семьдесят два часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление и вымачивание могут стать неэффективными.

Если мясо пролежало без промывки и кашерования более семидесяти двух часов, кровь можно удалить только обжариванием. Если же оно было заморожено, то, по мнению некоторых авторитетов, его можно кашеровать солением.

Яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем конце наклонной доски. Оно считается мясом, и его нельзя употреблять в пищу вместе е молочными продуктами.

Мясо, предназначенное для фарша, нужно кашеровать перед измельчением. Если мясо перемолото до кашерования, есть его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится некашерной.

Запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены кровяные пятна или сгустки. Перед употреблением нужно тщательно просматривать и желток, и белок.

Источник

Кошерная еда – что это такое, 15 полезных фактов

Если вы часто слышите слово «кошерно», но не понимаете или не до конца разобрались, что же оно означает, то эта статья написана как раз для вас. Разберемся, что такое кошерность, в чем она выражается, а также чем отличается от халяльности.

Кошерная еда — что это означает?

Словом «кошерная» называют любую пищу, будь то блюдо из русской, итальянской или французской кухни, которая подходит под правила дозволенного для верующих евреев (кашрут).

чего нельзя есть евреям. %D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8 %D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BC%D0%B8. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8 %D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BC%D0%B8. картинка чего нельзя есть евреям. картинка %D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8 %D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BC%D0%B8. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.

К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.

Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.

Правила к кошерности еды в разных еврейских общинах могут немного отличаться. Также они разнятся и у некоторых иудаистских течений. В большей степени это выражено в требованиях к пасхальным запретам. Также существует понятие «строго кошерной» еды, которое применяется в среде особо верующих евреев.

Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.

Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.

чего нельзя есть евреям. %D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B8. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B8. картинка чего нельзя есть евреям. картинка %D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B8. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Именно поэтому термин «кошерный» стал ассоциироваться с понятием натуральности.

Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.

Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.

Мясо и рыба

Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.

чего нельзя есть евреям. %D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B9. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B9. картинка чего нельзя есть евреям. картинка %D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE %D1%81 %D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B9. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.

Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.

Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.

! Рекомендую почитать пост по теме:

Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.

При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.

Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.

Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.

Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.

Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.

Овощи и фрукты

Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.

Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.

Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.

Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.

Молоко и молочные продукты

С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.

Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.

Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.

Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.

Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.

Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.

Чем отличается кошерная еда от халяльной

Слово «халяль» переводится как «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Это такой же свод правил и запретов, как кашрут, но со своими особенностями.

чего нельзя есть евреям. %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%86 %D1%84%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%86 %D1%84%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. картинка чего нельзя есть евреям. картинка %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%86 %D1%84%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.

Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.

Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.

В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.

Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.

Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.

В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.

При этом морепродукты также находятся под запретом.

И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.

В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.

Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.

Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.

По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.

Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.

Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.

Оцените пожалуйста мой пост

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 22

Источник

Законы кашрута

московский раввинский суд

Трудно, наверное, найти человека, который не знал бы, что иудаизм крайне придирчиво относится ко всему, что едят его приверженцы.

И действительно, если в Торе приведены 613 заповедей, строго регламентирующих практически все основные стороны еврейской жизни, то около пятидесяти из них (8 процентов!) касаются вопросов питания.

Другими словами, Тора самым серьезным образом устанавливает, что можно есть, а что нельзя, когда нужно есть, как, в каком порядке и т.д.

Столь повышенное внимание к еде, проявляемое иудаизмом, всегда вызывало недоумение и критические замечания несведущих людей: неужели так важно, что входит в уста человека, разве не важнее то, что исходит из его уст? Более того, многие так и утверждают: дескать, Тора предлагает человеку «диетическую религию», а не религию духа.

(Один из современных еврейских писателей выразился о религии своего народа еще проще – «религия кухни».)

Не всякий интеллигентный человек, будучи евреем, воспитанным вне еврейской традиции, может выразиться так резко.

Но, скорее всего, направление его мысли аналогично: известно, что христианство учит духовности, ибо пришло возвысить человека, облагородить его помыслы и поступки; буддизм занят поисками вечного; конфуцианство разрабатывает мораль.

А тут, в нашей родной религии – сплошные кухонные заботы: эту кастрюлю туда, ту – сюда, того мяса не ешь, того вина не пей, и так без конца, – вот тебе и все «царство духа». Не отмахиваясь легкомысленно от подобных суждений, но и не называя диету духовностью, попробуем выяснить, в чем же состоит смысл заповедей о кашерной пище, почему Тора так настойчива в требованиях их соблюдать, каким образом это соблюдение влияет на жизнь человека и общества, что оно дает нам в личном плане.

Сначала покончим с одним распространенным заблуждением.

Часто приходится слышать мнение, сводящееся к тому, что, мол, заповеди кашрута призваны обеспечить человеку, их соблюдающему, здоровое и полезное питание.

«Дело в том, – говорят такие «специалисты», читатели научно-популярных изданий, – что в древнее время не было холодильников и морозильных камер, а в жарком климате Израиля жирное свиное мясо быстро портится, поэтому его надо было запретить». Продолжение подразумевается само собой: сейчас, в эпоху холодильников и космических полетов, такая примитивная гигиена питания потеряла всякий смысл.

Надо ли говорить о том, что подобное мнение низводит Тору с пьедестала Б-жественного откровения до уровня «книги о вкусной и здоровой пище».

Но даже если признать, что это так, насколько второсортной получилась наша национальная «кулинарная» книга, ведь подавляющее большинство действительно вредных продуктов в ней вовсе не указано – нет ни слова о ядовитых грибах, растениях, рыбах; непонятно, по какой причине привязались именно к свинье. Да и взять хотя бы свинью, – кто сказал, что ее мясо противопоказано людям?

В Африке климат более жаркий, холодильников еще меньше, но в большинстве африканских стран свинина – основной мясной продукт, и что-то никто не слышал жалоб на слабое здоровье африканских негров. Наоборот, болезненной нацией были всегда скорее евреи, т.е. именно тот народ, который тысячелетиями соблюдал законы кашрута.

Впрочем, если даже признать, что соблюдение некоторых законов кашрута может оказаться полезным для здоровья, понятно, что здесь в лучшем случае проявится своего рода побочный эффект. Ибо вопрос о полезном питании Тора оставляет «на совести» человечества, эмпирически познающего окружающий мир. Сама же она ограничилась лишь самыми общими требованиями к человеку заботиться о самосохранении – насколько позволяет уровень его представлений и знаний в данную эпоху. Поэтому ясно, что назначение законов кашрута отлично от всего того, чем занимаются диетологи. Но тогда в чем это назначение состоит?

Обратимся к тексту Торы. Уже самый первый контакт Б-га с человеком заключался в повелении, которое относилось как раз к вопросу недозволенной еды.

«И заповедал Г-сподь Б-г человеку: От всякого дерева сада можешь есть, но от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в тот день, когда вкусишь от него, смертью умрешь».

Здесь запретное дерево названо «деревом познания добра и зла». Однако в дальнейшем тексте оно под этим названием уже не появляется. «Змей же был самым хитрым из всех полевых зверей, которых создал Г-сподь Б-г. И сказал он жене: подл_инно ли сказал Б-г:

Не ешьте ни от какого дерева в саду? И сказала жена змею: из плодов деревьев этого сада мы можем есть, только про плоды дерева, что в середине сада, сказал Б-г: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете».

Как видим, название «дерево познания добра и зла» почему-то исчезло. Для того чтобы объяснить змею, какое дерево запрещено, Хава (Ева) только указывает его расположение в середине сада. Может быть, она не знала, как это дерево называется? Интересно, что и Всевышний, обращаясь к Адаму после грехопадения, не называет имени дерева: «Не от дерева ли, о котором Я заповедал не есть от него, съел ты?»

Все это наводит составителя Мидраша (сборника преданий Устной Торы) на любопытную мысль: дерево, о котором было заповедано первому человеку, ничем не отличалось от остальных деревьев райского сада. «Деревом познания добра и зла» оно названо в начале рассказа потому, что, в конце концов, оно привело человека к познанию зла. Добро и зло перемешались в мире и в самом человеке из-за греха непослушания, причем отныне злое начало свило гнездо не где-то рядом с человеком, а непосредственно в нем самом, в его личности. И все это – как следствие неповиновения воле Творца, а не в силу каких-то необычных свойств самого дерева. То было самое обыкновенное растение, и определить его иначе, как по месту расположения, Хава уже не могла. Но если оно было обычным деревом, почему Всевышний запретил его плоды человеку?

Отвечает Мидраш: «Цель запрета была в том, чтобы Адам, постоянно натыкаясь в саду на это дерево, вспоминал своего Творца и не возгордился».

Здесь лежит ключ к пониманию законов кашрута, ибо все они – всего лишь эхо той единственной заповеди, которая была дана первому человеку. Она внесла в его жизнь напряжение, – только не отрицательное, разрушительное напряжение, связанное с ожиданием неприятностей, а позитивную готовность к обдумыванию каждого своего шага. Ведь большая часть людей живет машинально исполняя привычный распорядок дня, что называется автоматически, плывя по течению, не задумываясь ни о чем.

И даже многие из тех, кто верят в Б-га, живут не лучше. Как говорится, вера в Б-га сама по себе, а жизнь сама по себе, со своим повседневным беличьим бегом в колесе.

Но как привнести мысли о Всевышнем и Его воле в повседневную жизнь? Через заповеди, – говорит Мидраш. Существует одно дерево, плоды которого запрещены в пищу. Гуляя по райскому саду и от раза к разу натыкаясь на него, Адам будет вспоминать: «Вот то самое дерево, которое Творец мне запретил». Утоляя голод плодами сада, он снова вспомнит: «Эти фрукты можно есть, а с того дерева – нельзя, Б-г запретил». Так простое, машинальное действие утоления голода становится осмысленным, обдуманным.

Такова суть еврейского понимания духовности. Почти все религии мира стремятся освободить человека от оков материального существования и вознести его ввысь к далеким и пленительным мирам, чтобы утешить его там незапятнанной чистотой и святостью.

Однако нет ничего опасней, чем отрыв от реальной действительности, чем стремление спрятаться где-то в недрах спасительной вечности, – эту опасность человечество познало на собственном горьком опыте. Наша Тора повелевает еврею твердо стоять обеими ногами на земле, т.е. не убегать к отвлеченной, заоблачной духовности от материальной жизни – как бы трудна она ни была, – а привносить духовность в наш мир, одухотворять быт и повседневность, делая их святыми.

Еврей призван преобразовывать этот мир, не относясь к нему по известной формуле «кесарю кесарево», – иными словами, не разделить, а объединить духовное с материальным. Но чтобы одухотворить земное существование, необходимо возвысить «нижние этажи человеческого бытия», т.е. те сферы своей жизни, в которых человек напоминает животное. Вот откуда происходит столь пристальное внимание иудаизма к еде и питанию: именно утоляя голод, человек в наибольшей степени уподобляется животному.

Чтобы внести святость в эту «низменную» область, необходимо внедрить в нее волю Всевышнего, Который заповедал нам – что разрешено в пищу, а что запрещено.

Несколько раз в день, садясь за стол, еврей вспоминает заповеди Б-га – через те из них, которые касаются еды. Вместо того, чтобы жить двойной жизнью, будучи животным за едой и ангелом в молитве, еврей выбирает жизнь человека, цельного и одухотворенного, для которого нет разницы между едой и молитвой – все свято и возвышенно! Еда из естественной физиологической функции животного организма превращается в служение идеалу.

Такой подход к собственной жизни способен наделить человека истинной свободой.

Говоря простым языком, представьте себе картину: человек идет по улице и вдруг ощущает запах чего-то вкусного, идущий из соседнего ларька. Он направляется к ларьку, отсчитывает продавщице деньги и объясняет ей, что ему надо. В тот момент, когда она протягивает ему лакомый кусок, его рот уже начинает приоткрываться. И понятно, заманчивый запах стимулирует выделение желудочного сока, вслед за ним выделяется слюна, и вот рот – уже готов к приему пищи. Словом, с того момента как внешний раздражитель подействовал на человека, он ведет себя подобно автомату, беспрекословно подчиняясь своим инстинктам (уподобляясь, если угодно, «собаке Павлова», которая выделяла слюну по звонку).

Но что будет, если, получив аппетитный кусок от продавщицы, человек обнаружит, что эта пища ему запрещена? Он проглотит свою набежавшую слюну, закроет рот, а кусок вернет обратно.

Здесь человек говорит: стоп! До сих пор он вел себя как робот, послушно выполняющий заложенную в него программу. Но вот волевым актом он нарушил автоматизм, освободился от ига собственного желудка, перестал быть роботом, т.е. стал свободным человеком.

С этой точки зрения абсолютно неважно, какие пищевые продукты запретить, а какие разрешить, главное, чтобы мы получили разделение пищи на дозволенную и недозволенную, ибо только тогда будет создано позитивное напряжение воли. А уже воля приведет к осмысленности действий в такой рутинной на первый взгляд области нашего существования как питание.

Что касается конкретных областей самих запретов, т.е. почему Тора запретила именно свинину, а не говядину, то подобные вопросы находятся за пределами человеческого понимания.

Но, поскольку Тора что-то запрещает, ясно, что употребление в пищу запрещенных продуктов не проходит бесследно для человека. Говоря о запрещенных животных, Тора предупреждает: «если будете их есть, то осквернитесь ими». Причем еврейское слово «осквернитесь», венитмэтэм, написано без буквы алеф в середине, как требует орфография святого языка, что позволяет ввести добавочное толкование: слово можно прочесть как венитамтэм, возводя его к другому корню – атум, метумтам, «невосприимчивый».

Т.е., потребляя в пищу мясо запрещенных животных, человек становится невосприимчив к духовному миру, к Торе, к ее влиянию на его душу.

Конечно, трудно определить, каким образом пищевой рацион влияет на нашу духовную восприимчивость. В этой области у нас слишком мало знаний.

Ограничившись рассмотрением лишь психических процессов (которые тоже, безусловно, относятся к сфере проявления духовности), отметим, что, например, человек нервный и возбудимый имеет больше шансов получить язву желудка, нежели личность спокойная и невозмутимая. Но какова механика влияния психического аспекта нашего бытия, или говоря более широко, аспекта духовного – на физическую реальность и обратно – мы не знаем.

Все же факт остается фактом: психические процессы (как проекция духовного мира на реальный) впрямую влияют на физиологию, и наоборот.

В нашем случае указанную связь можно выразить такими словами: Создатель мира и всего, что в нем обитает, прямо и недвусмысленно сообщил нам, что употребление животной пищи, запрещенной по Торе, делает человека невосприимчивым к Торе.

Не для доказательства, а в качестве иллюстрации приведем такую историю.

В свое время в Израиле проводились семинары, на которых участники, на несколько дней оставив в стороне свои заботы, занимались исключительно Торой. Обычно семинары проходили на лоне природы, в каком-нибудь лагере или пансионате, где людей обеспечивали всем – едой, жильем и полноценным отдыхом. Так вот, несколько лет назад, некая группа молодых начинающих лекторов поведала одному крупному раввину об исключительном успехе последнего семинара, который они провели.

В чем дело? Оказывается, после занятий, уже разъезжаясь по домам, многие слушатели, ранее очень далекие от иудаизма, вдруг объявили, что желают немедленно начать соблюдать заповеди Торы. «Только не подумайте, что так произошло исключительно благодаря вашим необыкновенным лекциям, – охладил радость преподавателей раввин. – Вы сами сказали, что слушатели всю неделю провели в гостинице, где их кормили строго кашерной пищей. Стоит ли удивляться, что у людей раскрылись уши? Просто наконец-то они восприняли то, что, скорей всего, слышали и раньше, однако до сих пор слова Торы проходили мимо них»…

Вернемся к нашей теме. Все сказанное выше – достаточно убедительно для тех, кто стремится к духовной жизни. Однако многие наши современники, живущие в эпоху, познавшую ужас Освенцима и ядерной бомбы, – прежде всего гуманисты и моралисты.

Духовность интересует их куда меньше, чем гуманность. «Неужели соблюдение законов кашрута может помочь нам стать более гуманным, более нравственным?» – спрашивают такие люди, если они, конечно, достаточно интеллигентны и не замкнуты на своих проблемах. Постараемся ответить и им.

Отмечено, что соблюдение законов кашрута несомненно изменяет отношение человека к пролитию крови.

Заповеди Торы, касающиеся «кулинарной темы», представляют собой некий оптимальный компромисс между вегетарианством и употреблением в пищу мяса животных. Это требует объяснения.

Вначале Всевышний разрешил Адаму питаться только плодами и зеленью, т.е. человек изначально создан абсолютным вегетарианцем. Как видим, утопический идеал человека был реализован Творцом уже в самом начале. Что за идеал? – Тот, кто не забирает жизнь ни у кого другого. Всевышний как бы обратился к Адаму: кто ты такой, чтобы забирать жизнь у прочих созданий!

Однако после грехопадения и изгнания из райского сада, человек деградировал, тем самым способствуя нарушению равновесия во всем мире. За пределами рая началась борьба между человеком и животными (а также между человеком и человеком). Когда человек не грешит, когда он является тем, кем был создан, т.е. настоящим человеком, – тогда он царь мира, и вся природа преклоняется перед ним. Самые неукротимые хищники, завидев его, трепещут, и не потому что боятся, что он причинит им зло, нет, они ощущают его превосходство, и поэтому испытывают благоговейный страх перед ним. Такова реальность мира, и можно привести множество рассказов совсем недалекого прошлого о людях, которые, будучи по-настоящему великими, непосредственно контактировали с дикой природой, и никакие хищники их не трогали. Так было и с Адамом.

Таким застает человечество всемирный потоп. Когда от Ноаха (Ноя) произошел новый людской род, Б-г заключил с ним союз и начал поэтапно вводить ограничения. Сначала было запрещено мясо неубитых животных, эвэр мин ахай. (Вспомним, что пишется в книгах про обычаи кочевых народов: проголодался всадник на переходе – отрезал прямо на скаку что-нибудь от своего боевого коня, сунул под седло и через час-другой съел.)

Почему запреты были приняты не сразу? И почему нельзя было вернуть новое, послепотопное человечество к райскому положению, запрещавшему убивать животных? Дело в том, что Б-г воспитывает новое человечество. А воспитать сразу, за один раз, согласитесь, невозможно.

Кстати, социологи и психологи утверждают, что в любом современном обществе, в котором забота о животных доходит до крайности, наблюдается пренебрежительное отношение к человеку, доходящее, порой, до жестокости, и, чем трогательнее забота о животных, тем жестче отношение к царю природы.

Члены партии «зеленых» с легким сердцем пустят ко дну китобойное судно вместе с экипажем, а случаи уличных нападений на людей, которые надели натуральные меха, вообще перестали регистрироваться европейскими полицейскими как преступление.

Парадокс, но факт – Гитлер был большим любителем собак и состоял в организации по охране животных, боровшейся против проведения опытов на животных.

Поэтому, когда Б-г занялся воспитанием человека, Он начал с самых элементарных вещей: сперва запретил только самую откровенную жестокость – употребление мяса неубитого животного. Эту заповедь обязаны соблюдать все сыновья Ноаха – не только евреи, но и все современное человечество.

Пока на арену истории не вышел народ, произошедший от Авраама, воспитание человека ограничивалось только одним запретом – на мясо неубитых животных. Еврейский народ был поднят Всевышним на следующую ступень воспитания: ему – и только ему – Тора категорически запретила употреблять в пищу кровь животных, ибо кровь впрямую связана с живой душой. Пролив кровь животного, человек забирает у него душу.

Скажите, можно ли считать случайностью, что на протяжение тысячелетий убийства в еврейском народе были чрезвычайно редки? Никто не возьмется утверждать, что у евреев меньше ссор, меньше конфликтов между людьми. Наоборот, горячность своего характера евреи проявляют и в быту, и в истории, и в современной политике. Тогда почему, как правило, евреи не торопятся хвататься за ножи? Разве мы хладнокровней итальянцев, испанцев и греков? – Все дело, видимо, в соблюдении законов кашрута. И действительно, там, где эти законы соблюдались в полной степени, количество убийств внутри общины было значительно ниже, чем в окружающей нееврейской среде.

Впрочем, на этом воспитание еврейского народа не закончилось.

Творец мира предложил ему подняться еще на одну ступень: отныне для евреев все животные были разделены на две группы – те, что вообще разрешены в пищу, и те, что, безусловно, неразрешены.

Сказано в Торе: «Вот животные, которых вы можете есть из всего живого на земле: всякое с раздвоенными копытами и т.д.» Один из комментаторов Торы отмечает, что нигде в Пятикнижии мы не найдем фразу, разрешающую, например, пить воду.

Почему? Да потому, что таков естественный способ утоления жажды, а Тора перечисляет повеления и запреты, но не естественные функции человека.

Следовательно, то, о чем Тора говорит: «вот животные, которых вы можете есть», – означает, что без специального разрешения Торы никаких животных в пищу употреблять нельзя.

Всевышний как бы объявляет человеку: Я знаю, что ты слаб, поэтому вынужден позволить тебе мясо убитых животных, но знай, что на это требуется особое разрешение. Т.е. в данном случае Тора принесла не запрет, а разрешение употреблять в пищу мясо некоторых животных, – далеко, кстати, не всех. Вывод: поскольку требование вернуться к прежнему райскому состоянию было нереальным и несвоевременным, Творец позволил человеку есть некоторые виды животных.

Интересно, что этими видами оказались домашние животные: корова, овца, коза, – а также домашняя птица: куры, гуси, утки, индюки и др. Все они питаются исключительно растительной пищей, хищников среди них нет. К тому же все они вполне спокойно относятся к несвободе, с удовольствием принимая на себя власть человека, т.е. прекрасно размножаются в неволе и т.д.

Результат соблюдения всех этих законов таков, что каждый раз, когда еврей садится за стол, он вспоминает о святости жизни.

По закону Торы, животное должно быть умерщвлено легким (без нажима) движением очень острого ножа, которым перерезаются сонная артерия, пищевод, яремная вена и трахея со стороны шеи. В результате животное моментально теряет сознание и не чувствует никакой боли (поскольку перерезаны нервы и прекращено кровоснабжение мозга).

Нож, которым производится разрез, должен быть абсолютно гладким, без малейшей зазубрины.

Второе – обширные и глубокие познания в Талмуде и многочисленных законах шхиты, требующие нескольких лет напряженной учебы. Иными словами, если у других народов забоем скота всегда занимаются не самые, так скажем, мирные и кроткие представители общества, то у евреев, по закону Торы, этим могут заниматься только умудренные знаниями и опытом люди, которые снискали себе уважение не тем, что они резники и «мясники», а своей интеллигентностью и благочестием.

Не случайно, испокон веков самым ученым в еврейской общине после раввина считался резник.

Надо признать, что все, сказанное до сих пор о смысле и назначении заповедей кашрута, – не более чем домыслы человека: Всевышний, давая нам Тору, не открыл смысла ее заповедей.

Что касается нас, то мы исследуем вопросы кашрута не для того, чтобы решить – соблюдать нам его или не соблюдать. Вопрос о соблюдении лежит совсем в другой плоскости.

Но тот, кто знаком с человеческой природой, не может не признать, что человеку, даже решившему исполнять заповеди, трудно приступить к их исполнению, если он совсем не понимает их смысла. Поэтому еврейские мудрецы и занялись в свое время вопросом, который называется в иудаизме таамей мицвот, «смысл заповедей», вернее даже не смысл, а их вкус – таам, «вкус заповедей Торы».

Мы хотим, чтобы нам было вкусней, приятней выполнять заповеди Торы. Поэтому мы и задумываемся над тем, как они влияют на жизнь человека и общества, но при этом не тешим себя иллюзией однажды получить исчерпывающий ответ. Понятно, что все наши рассуждения и построения обречены вечно оставаться в области чистой теории; проверить на практике можно только выводы, но не предпосылки. Так что все, что нам остается, – приступить к практической их реализации.

Тому, кто хочет ознакомиться, скажем, с Парижем, не поможет разглядывание красочных парижских путеводителей; как минимум, он согласится на живую прогулку по его улицам. То же самое и в нашем случае: лишь начав практиковать законы кашрута, мы мало-помалу начнем вникать в их смысл. А потом, глядишь, и войдем во вкус!

Так сказал царь Давид, автор книги Псалмов: «Вкусите – и увидите, что Г-сподь благ».

Попробуйте сами – и с Б-жьей помощью убедитесь!

(забой скота в соответствии с религиозными правилами)

Причинение боли любому живому существу категорически запрещено еврейским законом.

чего нельзя есть евреям. image001. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-image001. картинка чего нельзя есть евреям. картинка image001. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.
Нож для крупного скота

чего нельзя есть евреям. image002. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-image002. картинка чего нельзя есть евреям. картинка image002. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.
Нож для мелкого скота

чего нельзя есть евреям. image003. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-image003. картинка чего нельзя есть евреям. картинка image003. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.
Нож для птицы

Секрет безболезненности шхиты в остроте лезвия и точности разреза. Вспомните, когда вы в последний раз порезали палец.

Он вероятно довольно сильно болел, если вы порезались обо что-то не особенно острое. Если порезать палец очень острым ножом, боль ощущается не сразу, а лишь спустя несколько минут. Иногда порез обнаруживается только с появлением крови, в момент пореза ничего не чувствуется.

чего нельзя есть евреям. image004. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-image004. картинка чего нельзя есть евреям. картинка image004. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Нож для шхиты острый, как бритва, так что животное не ощущает пореза. По обе стороны шеи животного проходят артерии, несущие кровь к мозгу (сонные артерии). Как только эти артерии перерезаны, кровяное давление в мозгу немедленно падает до нуля и животное теряет сознание. К тому времени, как оно могло бы что-то почувствовать, животное уже мертво.

чего нельзя есть евреям. image005. чего нельзя есть евреям фото. чего нельзя есть евреям-image005. картинка чего нельзя есть евреям. картинка image005. В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

ЗАПРЕТ НА КРОВЬ

В Торе сказано: «Никакой крови не ешьте»

(подразумевается кровь тех видов, что зовутся теплокровными, т.е. птиц и млекопитающих).

Устная Тора разъясняет, что запрещена только артериальная и венозная кровь, но запрет не касается находящейся непосредственно в мясе капиллярной крови, если она неподвижна.

Практически это означает, что даже если в куске мяса, кроме капилляров, нет других кровеносных сосудов, то проблема все же остается: во время приготовления под влиянием нагрева капиллярная кровь сдвинется со своего места и тут же станет запрещенной, заодно запретив весь кусок.

Поэтому перед варкой или прожариванием мяса на сковороде надо удалить из него всю кровь, что достигается высаливанием. Поступают следующим способом: мясо полчаса вымачивают в воде, затем его солят со всех сторон, используя соль среднего помола, после чего кладут на решетку, чтобы могла стечь адсорбированная солью кровь. Через час мясо трижды промывают.

Мы привели самое краткое описание процесса, поэтому тот, кто привык покупать на рынке живую птицу или свежее мясо, должен выяснить у авторитетного раввина все подробности. Тем же, кто покупает мороженные мясные продукты, следует удостовериться, что они были высолены до заморозки, о чем обычно свидетельствует надпись на иврите

הוכשר ונמלח כדין (откашеровано и высолено в согласии с законом).

Подавляющее большинство мороженного мяса и птицы в Израиле высолено, проблема возникает лишь с замороженным мясом, привезенным из-за границы, например, из Южной Америки, поскольку, как правило, значительная его часть не высаливается до заморозки. Казалось бы, можно было, предварительно разморозив, высолить мясо дома. Однако многие авторитеты считают, что за время, прошедшее с момента забоя, кровь засохла настолько, что уже не выйдет наружу под воздействием соли, – зато при изменении температуры ее может абсорбировать вода (когда мясо будет тушиться или вариться для супа), а поэтому изначально (лехатхила) такое мясо вообще не следует покупать. Если же по ошибке оно уже куплено, следует обратиться за консультацией к раввину.

Наиболее актуален вопрос с печенью, в которой содержится огромное количество крови.

Тора не запретила употреблять в пищу печень, потому что ее кровь не запрещена, – но только до тех пор пока она не выйдет наружу. Однако в том-то и дело, что, в отличие от любого другого мяса, вывести из печени всю кровь высаливанием невозможно из-за ее количества. Сколько ни соли этот орган, в нем всегда останется часть крови, которая выделится во время приготовления и сделает весь кусок запрещенным. Поэтому варить или жарить печень на сковородке, даже круто посолив ее со всех сторон, нельзя ни «изначально», ни «постфактум» (мясо придется выбросить, а кастрюлю или сковородку откашеровать заново).

Единственный разрешенный способ приготовления печени – обжаривание ее на открытом огне (или над раскаленной спиралью грильницы; впрочем, вопрос о применении грилей сложен, а потому надо посоветоваться с раввином). Только тогда выделяющаяся кровь стекает вниз и не впитывается обратно (как это происходит в кастрюле или на сковородке). Что касается той крови, которая, не выделяясь наружу, остается в мясе, то она, как сказано выше, разрешена в пищу.

Каким образом жарится печень?

б) Смывают водой кровь с поверхности, затем немного просаливают.

в) Сразу же после этого раскладывают ее на решетке над огнем.

г) Прожаренную таким образом печень следует еще раз омыть водой. Теперь ее можно или сразу подавать на стол, или продолжить приготовление – отварить в кастрюле, потушить на сковороде и т.д.

Затруднения вызывает только та печень, которую не обработали в течение трех суток после убоя животного. По мнению большинства авторитетов кровь в ней затвердела настолько, что не выйдет наружу даже под воздействием огня; но варка в воде разжижает ее, и тогда печень, сварившаяся в собственной крови, становится запрещенной. Таким образом печень, пролежавшую более трех дней, можно только жарить, но после жарки варить или тушить ее запрещено. Что касается печени, которая была заморожена в течение трех дней после убоя, то некоторые авторитеты считают, что ее после прожаривания можно варить.

И последнее замечание: нельзя держать печень в течение 24 часов или больше ни в воде, ни в сухом сосуде, в котором нет стока для крови, ни в целлофановом пакете. Если по нашей невнимательности она пролежала больше указанного срока – следует обратиться за консультацией к раввину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *