чего нельзя делать на работе
Деловой этикет: 10 вещей, которые нельзя делать на рабочем месте
Хотя люди работают в совершенно разных сферах, правила поведения в офисах одинаковы для всех. Дело заключается не только в соблюдении дресс-кода, о котором знают все. Чтобы построить успешную карьеру и поддерживать добрые отношения с начальником и коллегами, необходимо соблюдать особый деловой этикет. В этой статье мы составили список неочевидных вещей, которые нельзя делать на рабочем месте, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно.
Пропускать женщин вперед
Настоящий джентльмен всегда должен пропускать даму вперед. Но в офисе это правило не работает. Следуя современным представлениям о нормах поведения в обществе, рекомендуется разрешить пропускать вперед того, кто оказывается ближайшим к двери.
Женщины сегодня не только сами открывают перед собой двери, но и при необходимости пропускают других раньше, независимо от того, какого пола этот человек.
Те же правила работают при входе в лифт. Кроме того, и мужчины, и женщины сами надевают верхнюю одежду. Считается, что помочь следует только в том случае, если у кого-то возникают трудности.
Опоздание без предупреждения
На работу важно приходить вовремя, но всегда может возникнуть незапланированная задержка. Обязательно нужно предупреждать даже о небольших опозданиях.
Например, если вы думаете, что опоздаете на 10 минут, сообщите, что будете через 20, чтобы ваши коллеги или клиенты могли соответствующим образом скорректировать свое расписание.
Брать вещи со стола коллег
Исходя из офисного этикета, вы не должны брать вещи со стола ваших коллег без спроса. У некоторых сотрудников есть привычка забирать с собой ручку или другую канцелярскую принадлежность, которой пользовались во время разговора.
Это недопустимо. Важно правильно организовать рабочее пространство, чтобы у вас у самого было все необходимое. Тогда не придется ничего просить.
Те канцелярские принадлежности, которые вы используете чаще всего, храните в наиболее доступном месте. Купите зарядное устройство для телефона, чтобы оно всегда оставалось у вас на рабочем месте.
Ждать приветствия от начальника
Согласно деловому этикету, первым должен здороваться работник. Только после этого начальник отвечает ему тем же.
Исключение составляют те случаи, когда начальник входит в помещение, в котором находятся несколько сотрудников. В этом случае он должен поздороваться первым.
Стучаться в дверь, если в комнате более 3-х человек
Необходимо стучаться в дверь, только если в комнате находится не более трех человек.
Если в помещении много людей, входить можно без стука.
Скрещивать руки во время разговора с коллегами
На работе нужно следить за языком своего тела. Невербальное общение оказывает большое влияние на отношения с людьми.
Если вы говорите с коллегами, скрестив руки на груди и избегая взгляда в глаза, вряд ли они воспримут вас как приятного во всех отношениях человека.
Не стоит демонстрировать свое влияние, занимая слишком много места. Также негативно влияют вынужденная улыбка или безразличие на лице во время разговора.
Использовать дезинфицирующие средства
Поддержание чистоты на рабочем месте, особенно в офисе, в котором находится большое количество людей, означает проявление уважения не только к себе, но и к своим коллегам.
Хорошей привычкой считается использование дезинфицирующего средства для рук, которое всегда должно быть на столе. Нужно регулярно чистить клавиатуру и компьютерную мышь, чтобы предотвратить распространение микробов.
Обсуждать политику, религию и личную жизнь
В разговорах в офисе не касайтесь таких тем, как политика или религия. Существует большой риск того, что отношения с коллегами будут разрушены. Лучше говорить об общих и более нейтральных вещах.
Старайтесь максимально органично влиться в коллектив. Участвуйте в сборе денег на покупку подарков на дни рождения, чай и сахар, который будет в постоянном доступе у всех коллег, а также при планировании встреч после рабочего дня.
Если человек отказывается участвовать в жизни офиса, к нему возникает личная неприязнь и напряженность в отношениях с коллегами.
Пить кофе одному
Пить кофе в одиночку в присутствии коллег невежливо. Лучше предложить коллегам составить вам компанию.
Просить коллег не шуметь
Постарайтесь договориться с коллегами об условном сигнале, если окружающие начинают мешать кому-то одному, кто сильно занят.
Лучше иметь наушники, чем просить всех остальных не шуметь. Эта заметная деталь сразу продемонстрирует, что человек занят и не готов к общению на отвлеченные темы.
Если вы будете следовать этим советам, то быстро наладите отношения в любом коллективе.
9 ошибок, которые ни при каких условиях нельзя делать на работе
Мы все слышали (или даже видели воочию), как некоторые люди творят что-то невообразимое на рабочем месте. Видите ли, вовсе не обязательно вышвыривать стул в окно или демонстративно выходить из зала в разгаре презентации, чтобы нанести своей карьере непоправимый ущерб. Вне зависимости от того, насколько вы талантливы и каких успехов уже добились, существуют определенные поведенческие отклонения, которые навсегда изменят отношение людей к вам и бросят на вас вечную тень. Мы составили список из 9 самых дурных поступков в рабочем коллективе, которые вы должны избегать любой ценой.
2. Сплетничество
Люди выглядят просто отвратительно, когда с удовольствием и горящими глазами роются в чужом грязном белье. Сплетники, смакующие подробности чужих поступков и неудач, могут сильно обидеть людей, если сплетни дойдут до них; но что самое ужасное, сам сплетник выглядит завистливым злопыхателем каждый раз, когда открывает свой рот.
3. Пожинание лавр чужого успеха
Всем нам знакомо это глухое чувство удара обухом по голове, когда выясняется, что кто-то украл вашу идею. Присваивание результатов чужой работы — пусть даже самых незначительных — создает впечатление, что вы не в состоянии ничего сделать сами. Пожинание чужих лавр также наглядно демонстрирует всем, что вы ни в грош не ставите рабочие взаимоотношения и уважение коллег.
4. Проявление эмоциональной агрессии
В моей компании распространена практика обсуждения каждого этапа проделанной работы с высказыванием замечаний и пожеланий, а также коучинг руководителей. И, поверьте мне, мы уже насмотрелись на людей, которые швыряют вещи, визжат, доводят других до слез и делают прочие характерные эмоциональные выпады. Проявление подобной агрессии демонстрирует отсутствие внутреннего эмоционального самоконтроля, кроме того, это короткая дорога к увольнению. Как только вы покажете всем, насколько вы нестабильны, люди начнут задаваться вопросами, а можно ли на вас положиться, а сможете ли вы совладать с собой, когда критическая ситуация потребует этого.
Взрыв негативных эмоций, направленный на всякого, вне зависимости от того, заслужил или нет, обращает на вас поток негативного внимания. Вы станете обладателем репутации человека необщительного, нестабильного и даже отталкивающего. А вот способность справляться со своими эмоциями всегда поможет вам удержаться в седле. Если вы сумеете оставаться хладнокровным в провокационных ситуациях, плохо будут выглядеть ваши провокаторы, а не вы.
5. Объявление о том, как сильно вы ненавидите свою работу
6. Хвастовство
Когда кто-то добивается определенного успеха, а потом заваливает всех вокруг историями о том, как же ему это удалось, вполне резонно предположить, что это, если не первая, то одна из немногих его побед. Когда же человек, добившийся успеха, скромно принимает поздравления и продолжает работать дальше, создается впечатление, что для него эта победа — привычное дело, впечатление, вселяющее страх в соперников. Когда вы не хвастаетесь своими победами, у окружающих создается впечатление, что побеждать — ваше обычное занятие.
7. Ложь
8. Пахучая еда
Вашим коллегам вряд ли понравится, если благодаря вам весь офис пропахнет вчерашней рыбой, если, конечно, вы работаете не на рыболовецком судне. Золотое правило гласит, хочешь пообедать на рабочем месте — оставь дома все, что имеет сильный запах. Это может показаться сущей мелочью, но ароматы подобной еды могут сбить с толку ваших коллег, отвлечь их внимание от важных дел — а ведь всего этого так легко избежать. Когда что-то вызывает дискомфорт у других людей, не имея на то крайней необходимости, люди очень быстро начинают возмущаться и негодовать. А ваш пахучий обед сообщит всем, что вы жуткий эгоист, не заботящийся о других, даже если это на самом деле не так.
9. Сжигание мостов
Столь многое в работе связано с людьми, которых мы встречаем, и связями, которые мы налаживаем. Поэтому сбрасывание атомной бомбы на любые профессиональные отношения — чудовищная ошибка.
Одним и клиентов Talent Smart является крупная сеть кофеен. У них довольно высокий уровень кадровой текучки, поэтому, когда один бариста увольняется, это, как правило, не воспринимается как личное оскорбление. Однако одна сотрудница ухитрилась сжечь все мосты в один день. Удивительно, что для этого ей не пришлось ни кричать, ни делать чего-то из ряда вон — она просто ушла. Без предупреждения. Она пришла в свою смену в понедельник, сказала менеджеру магазина, что увольняется (она нашла место с зарплатой получше), развернулась и вышла из магазина. Все. В результате в каждой смене, в которой она должна была работать ближайшие две недели, работало на одного человека меньше, так как она не предоставила времени для поиска бариста на замену. Скорее всего, по ее расчетам, она подложила хорошую свинью только менеджеру (с которым у них были неважные отношения), но на самом деле свинья досталась всем сотрудникам кофейни, которые работали эти две недели в нештатном режиме. Таким образом, она испортила хорошие отношения со всеми своими коллегами.
Поводя итог
Описанные поведенческие отклонения кажутся невообразимыми и крайне необдуманными, однако они могут застать врасплох каждого. Но простое напоминание о них — прекрасный способ избежать встречи с ними навсегда.
Топ-10 вещей, которые нельзя делать на работе, чтобы ее не потерять
Конечно, те, кто давно трудятся в поте лица своего, прекрасно знают основные «правила безопасности» того, что можно делать на работе, а чего лучше избегать и приберегать для друзей и родных. Однако нас ежечасно подпирает молодая поросль будущих сотрудников каких-нибудь офисов, а им нужно рассказать о секретах сосуществования с коллегами, особенно с шефом. Итак, посмотрим на основные правила поведения на работе.
Не воспринимайте рабочий компьютер как свой
Нет, конечно, он ваш, но здесь нужно соблюдать меру. Некоторым начальникам все равно, сидите ли вы в социальных сетях или нет, проверяете ли вы личную почту, используя рабочий инструмент. Но даже если вам попался лояльный руководитель, то не стоит оставлять в рабочем компьютере никакой компрометирующей вас информации: береженого Бог бережет.
Нытье
Пока еще в Интернете популярны паблики, где посты в основном ориентированы на тех, кто бесконечно жалуется на жизнь: не та жена, работа, еда и погода за окном. Если вы склонны к жалости к себе и подобной тоскливой метафизике, то потребность эту стоит оставить для друзей и родных, а на работе перестать жаловаться, особенно если подобное поведение затрагивает трудовой процесс. Все очень просто: человек, который жалуется просто так и по всякому поводу, стремительно уничтожает свою репутацию. Шеф и коллеги воспринимают такого человека, как незрелую личность.
Чрезмерная откровенность
У каждого из нас свои представления о дружелюбии. Русские смешивают две сферы личную и профессиональную, западный человек предпочитает этого не делать, и совершенно правильно. Зачем людям, пусть и коллегам, знать слишком много о вас? Необходимо соблюдать дистанцию. Можно сказать о семейном положении или недавнем разводе, дне рождения, но погружать коллег в перипетии личной жизни – это лишнее.
Безразличие к замечаниям руководства
Вот это приятный пункт. Оказывается, и в благословенной Америке есть люди, которые полагаются на русское «авось». Так вот, Америка или Россия, но вы должны забыть это правило, если не хотите попрощаться с работой. Шеф просит вас относиться более серьезно к работе или приходить вовремя, вы должны прислушаться к пожеланиям руководства, пока они не превратились в ультиматумы.
Остерегайтесь все время говорить «да»
Вот этот совет может и не прижиться на российской почве, потому что у нас все еще инициатива наказуема. С другой стороны, многое зависит от того, на какой пост вас наняли, может быть, одна из функций должности – это разумная критика идей руководства. Если так, то воспринимайте идеи компании критически, если это входит в ваши профессиональные обязанности. В России в большинстве случаев, когда сотрудник не согласен с политикой руководства, он может искать себе другую работу. Такие дела.
Ничего не законного
Этот совет кто-то может признать бесполезным, потому что он очевиден, но все-таки. Не стоит нарушать закон в той или иной форме. Хотя подлинных злодеев такая простая рекомендация вряд ли остановит.
Аморальность вне закона
Также не следует на работе лгать или поступать нечестно. Никто не скажет вам спасибо, если заметит, что вы подсиживаете кого-то. Конечно, кому-то могут нравиться подобные игры, но если вас поймают, то это плохо скажется как на нынешней работе, так и на последующей карьере, если она вообще будет.
Никакого кумовства
Надо сказать, что здесь не идет речь о ситуации, когда ваш друг разбирается в компьютерах и вы рекомендуете его на должность программиста, это одно. Речь идет о принципе, когда вы рекомендуете кого-то только потому, что он ваш друг. Понятно стремление помочь другу или родственнику, но если он некомпетентен, то его провал бросит тень и на вашу репутацию.
Если заболели, сидите дома
Да, порой это трудно, потому что больничные не оплачиваются. Но даже если и так, то лучше посидеть пару дней дома, чем переносить простуду на ногах. Во-первых, она так хуже лечится, а во-вторых, вы подвергаете опасности коллег и даже, страшно подумать, шефа. Можете работать дома – работайте, но не делайте из болезни проблему общественного порядка.
Контролируйте гнев и негативные эмоции
Да, работа и стресс – это почти синонимы. Но нельзя давать негативным эмоциям волю, так как подобное поведение – прямая дорога к увольнению. Если вы находитесь в состоянии сильного раздражения, то постарайтесь считать до 10, прежде чем ответить на вопрос. Если проблемы с контролем гнева систематичны, обратитесь к психологу.
5 вещей, которые категорически нельзя делать на работе
Известный американский бизнес-тренер и предприниматель Кэти Каприно рассказала на примере своего опыта и сделанных когда-то ошибок, чего не следует делать при построении карьеры.
Мой 18-летний опыт работы в издательском деле и маркетинге (с точки зрения построения карьеры) с виду казался весьма успешным. Но если посмотреть на него изнутри, как говорится, с изнанки, обнаружится много подводных камней. Я дошла до уровня вице-президента компании, контролировала многомиллионные бюджеты (в долларах) и управляла глобальными инициативами. При этом на протяжении всей моей карьеры мне приходилось сталкиваться с мучительными переживаниями, связанными с гендерной дискриминацией, сексуальными домогательствами, невозможностью сбалансировать трудовую деятельность и семейную жизнь, хроническими заболеваниями и истощением, саботированием и предательством со стороны коллег и постоянным мучительным чувством, что я была предназначена для совершенно другой работы (но я просто не могла понять, что это было).
И я допустила целый ряд серьезных ошибок. В ключевых моментах я поступала правильно, но о моих оплошностях и промахах ходили легенды (по крайней мере, мне так казалось). Оглядываясь на мой 30-летний стаж работы и опыт сотен людей, которых я тренирую, учу и наставляю, хочу представить вашему вниманию пять самых грубых ошибок, которые могут привести к наиболее негативным, разрушительным и необратимым последствиям в вашей карьере и профессиональной жизни.
Вот 5 вещей, которые вы никогда не должны делать на работе:
1. Выходить из себя, говорить зло и раздраженно, совершать поступки из чувства мести
Если вы будете действовать импульсивно, опрометчиво и безрассудно на работе, вы, скорее всего, потеряете намного больше, чем собственное самоуважение
Например, когда мне было чуть больше двадцати лет, я прокричала во все горло непристойности своему боссу, когда почувствовала, что он пытается ко мне приставать. И я это сделала на глазах у всего офиса. У него не было выбора, кроме как уволить меня. К счастью, у меня было наготове другое предложение о работе, поэтому я не слишком серьезно пострадала.
На долю секунды, когда я на него орала, меня охватило просто фантастическое чувство. Но вскоре оно сменилось шоком и позором из-за того, что я смогла выйти из-под контроля, и именно эти чувства сопровождали меня гораздо более длительное время. Я поклялась себе больше никогда не терять самообладания, не бросаться в гневе на людей и не разыгрывать ярость. Если вы будете действовать импульсивно, опрометчиво и безрассудно на работе, вы, скорее всего, потеряете намного больше, чем собственное самоуважение.
2. Говорить гадости про своих коллег у них за спиной
Почему мы это делаем? Потому что у нас не хватает мужества и силы духа, чтобы решить проблему напрямую, или мы чувствуем, что даже если попытаемся что-либо сделать, ничего не выйдет. Рассказав о проблеме, мы таким образом снимаем нервное напряжение, но при этом ничего не делаем, чтобы ее решить.
Подставляя людей и обсуждая их поступки за спиной, вы только скомпрометируете и унизите себя, и в конце концов вам воздастся по заслугам
Кто-то считает это сплетнями (сплетни, кстати, еще один пункт, чего нельзя делать на рабочем месте). Но говорить гадости про своих коллег — это особая модель негативного поведения, потому что ее цель направлена на причинение боли. При этом, когда вы хотите ранить других, вы сами будете страдать.
Работая в одной компании, я намеренно подставила коллегу, так как мне казалось, что она получила все свои почести, продвижение по службе и привилегии лишь благодаря своей красоте и подобострастному отношению к нашим боссам. Даже если это было и так, плести козни за ее спиной — поступок неоправданный. Подобное поведение в конечном счете ни к чему хорошему не приведет. Вы только скомпрометируете и унизите себя, и в конце концов вам воздастся по заслугам.
3. Лгать
Если вы говорите неправду на работе, попробуйте непредвзято взглянуть на то, что вы боитесь, и вместо того, чтобы продолжать действовать подобным образом, взгляните в лицо своим страхам, чтобы их побороть
Если вы говорите неправду на работе — о ваших навыках и талантах, об опыте и квалификации, о состоянии работ, которые вы контролируете, или о том, кто вы и на что вы способны, я бы очень рекомендовала вам внимательно и непредвзято взглянуть на то, что вы боитесь, и вместо того, чтобы продолжать действовать подобным образом, попробуйте войти в «клетку со зверем», взгляните в лицо своим страхам, чтобы их побороть.
4. Говорить о том, как вы несчастны
После того как вы поделились этой новостью с руководителем, но не получили желаемой компенсации, вы оказались в весьма тревожной ситуации: работодатель знает, что вы не соответствуете занимаемой должности. В некоторых конкретных случаях это может быть правильным шагом, но в целом говорить о том, что вы ненавидите свою работу, себе дороже.
Но что если это правда? Мой отец всегда говорил, что можно десятью разными способами рассказать о проблеме, и я думаю, что он прав. Такие фразы, как «бедный», «несчастный», «надоело», «готов все бросить» и «хочу уйти» могут сыграть против вас, когда вы говорите это вашим коллегам, начальству или HR-персоналу.
Ваш работодатель может себе позволить организовать и поддерживать ваш профессиональный рост. Но этого не произойдет, если вы топнете ножкой и скажете: «Как я несчастен! И это все по вашей вине»
Как лучше поступить? Поговорите о том, в чем вы сильны, о том, что вы любите делать, чего вы достигли и к чему стремитесь. Подчеркните основные моменты вашей работы, выделите новые направления, которые вас привлекают и в соответствии с которыми вы хотите построить вашу карьеру в компании, обсудите ваши планы и желания для дальнейшего роста, каких изменений вы ждете.
Откройте дверь для новых возможностей у вашего нынешнего работодателя, который расширит спектр ваших профессиональных навыков, обогатит ваше резюме и раскроет ваши таланты. Попробуйте найти перспективы роста на вашей текущей работе (где вам уже платят). Изучите каждый возможный для вас вариант, чтобы стать тем, кем вы хотите, без гнева и раздражения. Ваш работодатель может себе позволить организовать и поддерживать ваш профессиональный рост. Но этого не произойдет, если вы топнете ножкой и скажете: «Как я несчастен! И это все по вашей вине».
5. Сжигать мосты
Каждые отношения жизненно важны для вас и вашего будущего, поэтому относитесь к ним с большим трепетом. Избегайте людей, которым вы не доверяете, но не сжигайте мосты
Каждые отношения жизненно важны для вас и вашего будущего, поэтому относитесь к ним с большим трепетом. Избегайте людей, которым вы не доверяете, но не сжигайте мосты. После 30 лет в бизнесе я увидела, что сотни людей, с которыми мы ежедневно взаимодействуем, в конечном итоге могут стать нашими сильнейшими союзниками, сторонниками и поклонниками, если мы оберегаем и заботимся о наших отношениях. Они наш ключ к успеху, они наш самый ценный актив.
Автор: Кэти Каприно — бизнес-тренер, автор Forbes, основатель и президент Ellia Communications Inc.
Перевод: Национальный банковский журнал
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Обеденный перерыв без нарушений. Какие запреты Трудового кодекса работодатели игнорируют чаще всего
Можно ли обязать работника находиться на территории организации во время обеда? Нужно ли включать в рабочее время перекуры? Какие документы подготовить, чтобы регламентировать время перерыва? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье, которую подготовили наши коллеги из журнала «Кадровое дело».
Чем работник может заниматься во время обеда
Исключения составляют случаи, когда сотрудник вынужден обедать на рабочем месте. Это допускается там, где по условиям производства предоставление перерыва для питания невозможно.
В этом случае работодатель должен обеспечить сотруднику возможность приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка ( ч. третья ст. 108 ТК РФ).
Если во время обеденного перерыва работник находится на территории работодателя, он должен подчиняться требованиям локальных актов организации, соблюдать правила охраны труда ( ч. вторая ст. 21 ТК РФ). Так, если сотрудник трудится на конвейере и обедает на рабочем месте, он не имеет права сделать пробежку вокруг оборудования, потому что это запрещено техникой безопасности.
Период обеденного перерыва в трудовом договоре указывать не обязательно. Достаточно сделать отсылку к тексту правил внутреннего трудового распорядка
В обед сотрудник вправе работать и на другую организацию. Причем основной работодатель не может этому воспрепятствовать, за исключением случаев, когда совмещение с иной деятельностью прямо запрещено трудовым договором или законом. Во многих компаниях работнику предписывается согласовывать такую деятельность с руководством для исключения конфликта интересов и появления риска разглашения охраняемой законом тайны.
Как регламентировать время перерыва
Обеденный перерыв устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, с которыми все работники должны быть ознакомлены под роспись ( ч. вторая ст. 108 ТК РФ). В локальном акте должно быть точно установлено время начала и окончания обеда.
В то же время, если режим работы и перерывов сотрудника отличается от установленного в организации, это условие нужно прописать в его трудовом договоре (образец ниже). Как правило, подобные вольности предоставляются торговым представителям и иным сотрудникам с разъездным характером работы, в чьи обязанности входят частые встречи с клиентами и партнерами.
Обеденный перерыв в размере минимум 30 минут должен быть предоставлен сотруднику независимо от режима его рабочего времени ( ч. первая ст. 108 ТК РФ)
Это вызвано тем, что ни работник, ни работодатель не способны заранее на длительный срок определить, когда состоятся очередные переговоры, как долго они продлятся и сколько времени уйдет на дорогу до места встречи и обратно.
Плавающее время обеда
Некоторые организации устанавливают плавающее время обеда. Это предполагает, что время начала перерыва каждый работник определяем сам или согласовывает его с непосредственным руководителем. Чтобы ввести такой режим на предприятии, работодатель должен выполнить следующие условия:
— установить обеденный перерыв продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут ( ч. первая ст. 108 ТК РФ);
— предоставить перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня, а не в конце ( ч. первая ст. 108 ТК РФ);
— зафиксировать время обеда в локальном акте организации, а также трудовом договоре с работником ( ч. вторая ст. 108 ТК РФ).
Для введения плавающего времени обеда в организации необходимо издать приказ о внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка. Текст изменений нужно предварительно согласовать с профсозом, если он есть.
Плавающее время обеда может быть установлено отдельному сотруднику в индивидуальном порядке. Для этого он должен написать заявление с просьбой об этом. В случае если работодатель согласен, он должен заключить с работником дополнительное соглашение. В его тексте можно указать следующую формулировку: «Работнику в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 1 час в период с 12.00 до 15.00. Конкретное время использования перерыва определяется по согласованию с руководителем отдела».
Если возникают споры по вопросу использования рабочего времени, можно разработать график работ. Важно, чтобы режим работы и перерыв для отдыха и питания, установленный в правилах внутреннего трудового распорядка и графике, соответствовал табелю учета рабочего времени. В противном случае суд может прийти к выводу о нарушении прав работника.
Можно ли не включать в рабочее время перекуры
Работодатель не обязан включать в рабочее время и оплачивать периоды, которые сотрудник тратит на курение, чаепитие, общение по телефону на нерабочие темы, посещение развлекательных сайтов и т. д.
В то же время законодательно установлены перерывы, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате. К ним относятся:
— перерыв для обогрева;
— перерыв для кормления ребенка ( ст. 258 ТК РФ);
— перерыв для снятия утомления при работе за компьютером
Например, если работник осуществляет трудовую деятельность зимой на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, то перерыв для обогрева он может использовать по своему усмотрению. Если он захочет покурить в это время, оно будет ему оплачено.
То же касается и пользователей компьютеров, которые могут делать специальную гимнастику для снятия утомления, покидая рабочее место.
По заявлению женщины, имеющей ребенка (детей) до полутора лет, работодатель обязан присоединить перерывы для кормления ребенка к обеденному ( ч. третья ст. 258 ТК РФ).
Как контролировать, сколько времени сотрудники тратят на обед
Для контроля за соблюдением установленного режима труда каждый работодатель ведет табель учета рабочего времени ( ч. четвертая ст. 91 ТК РФ). В нем отражается количество часов, отработанных сотрудниками, информация о явках и неявках на работу и т. д. Ведение табеля может быть возложено на руководителей отделов или специалистов отдела кадров.
Помимо этого, фиксировать время, которое работники тратят на обед, можно при помощи электронной системы входа-выхода (электронных ключей), видеонаблюдения или общего «верхнего» контроля за пользователями компьютеров (с помощью программного специального обеспечения).
Если по итогам контроля выяснится, что сотрудник использует рабочее время не по назначению, работодатель вправе его не оплачивать.
О предстоящих изменениях режима рабочего времени и времени отдыха нужно уведомить сотрудников не менее чем за два месяца ( ч. вторая ст. 74 ТК РФ)
Правилами внутреннего трудового распорядка организации установлен рабочий день с 9.00 до 18.00, обеденный перерыв составляет один час с 12.00 до 13.00. Также сотрудникам предоставляется два перерыва по 10 минут каждый в период с 10.00 до 10.10 и с 16.00 до 16.10. Петр В. является заядлым курильщиком и выкуривает каждый час по одной сигарете, на что тратит 7 минут. В течение дня он устраивает себе девять перерывов, шесть из которых приходятся на рабочее время. Итого время перекуров, которые работодатель вправе не оплачивать такому сотруднику, составляет: 7 мин. × 6 раз = 42 мин.
Должен ли работодатель доплачивать сотруднику, который работает во время обеда
В российских компаниях довольно часто случается, что работники не полностью используют свой обеденный перерыв, предпочитая в оставшееся время закончить начатую работу.
Если работник постоянно задерживается на обеде, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 192, 193 ТК РФ)
Привлечь к такой работе можно только с письменного согласия работника либо в случаях необходимости предотвращения производственных аварий, катастроф, устранения последствий стихийного бедствия и др. ( ч. третья ст. 99 ТК РФ). Привлекать к сверхурочной работе в обед беременных женщин, несовершеннолетних сотрудников нельзя ни при каких обстоятельствах ( ч. пятая ст. 99 ТК РФ).
Пять НЕЛЬЗЯ про обеденный перерыв
НЕЛЬЗЯ договориться с работником об исключении обеденного перерыва из рабочего дня или о его перенесении на начало или конец дня.
НЕЛЬЗЯ заставлять работников присутствовать на территории работодателя во время обеденного перерыва. В указанное время работник свободен и может использовать его по своему усмотрению ( ст. 106 ТК РФ).
НЕЛЬЗЯ сделать перерыв более двух часов подряд. В этом случае уже нужно будет говорить о разделении рабочего дня на части ( ст. 105 ТК РФ).
НЕЛЬЗЯ включать время перерыва для отдыха и питания в период неправомерного отсутствия работника на рабочем месте в случаях фиксации прогула.
Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:
Юлия СВИНАРЕВА,
руководитель юридического департамента ООО «ДЕЛАН Групп» (г. Балашиха):
Алина ГОРЕЛИК,
юрисконсульт ООО «МОРГАН ЭНД СТАУТ» (Москва):
— В организации можно ввести плавающее время обеда при условии, что его предоставление и продолжительность будут соответствовать нормам трудового законодательства. Такой обед может быть установлен отдельному работнику по его заявлению и зафиксирован в трудовом договоре с ним.
Татьяна БАСТРЫКИНА,
начальник отдела кадров ООО «Челябинский завод автосервисного оборудования» (г. Челябинск):
— Перерывы на курение и чаепитие не включаются в рабочее время и не подлежат оплате. Фиксировать время, потраченное не по назначению, можно при помощи видеонаблюдения и электронной пропускной системы.
Статья подготовлена по материалам
наших коллег из журнала «Кадровое дело»